Авторский блог Людмила Лаврова 00:00 19 марта 2015

Игра в ящик

К юбилею Победы на экране ТВ заслуживает внимания проект Первого канала "Города Победы" и документалистика на России 1… Когда группу подпольщиков, полузамученных пытками, выводили на расстрел, один из братьев-подростков, Яков Гордиенко, партизанский связной, сумел оставить записку товарищам: "Наше дело победит. Только про нас не забудьте"… Этой истории посвящен документальный фильм Артура Богатова "Одесса. Герои подземной крепости" (Россия 1), где рассказывается о том, как еще в июле 1941 года из Москвы был направлен в Одессу на подпольную работу разведчик Владимир Молодцов.

Ныне на многое возобладала коммерческая точка зрения, в том числе и на то, что коммерциализировать — преступление. Но пытаются… Вот и за разговорами об отсутствии якобы свободы "творческого самовыражения", кроется, как правило, политическая коммерция, помноженная на банальный самопиар. Хорошо, что телевидение не стало в новостях раздувать сюжет о скандальной постановке в Новосибирске "Тангейзера". Не знаю в деталях претензии к ней православных граждан, но уж если кто и заслуживает в данном случае защиты от экспериментов "креативных" режиссеров-постановщиков, так это Рихард Вагнер, чей музыкально-художественный замысел подвергся жестокой вивисекции. Интересно, почему это никто не попытался еще "актуализировать" своими "дописками" полотна, к примеру, Эль Греко или Дюрера? Разве не устарели?

К юбилею Победы на экране ТВ заслуживает внимания проект Первого канала "Города Победы" и документалистика на России 1… Когда группу подпольщиков, полузамученных пытками, выводили на расстрел, один из братьев-подростков, Яков Гордиенко, партизанский связной, сумел оставить записку товарищам: "Наше дело победит. Только про нас не забудьте"… Этой истории посвящен документальный фильм Артура Богатова "Одесса. Герои подземной крепости" (Россия 1), где рассказывается о том, как еще в июле 1941 года из Москвы был направлен в Одессу на подпольную работу разведчик Владимир Молодцов. Ему предстояло сформировать отряд, который должен был базироваться в одесских катакомбах и действовать против врага в условиях оккупации. Руководство отряда и связные были в результате предательства арестованы и казнены… Сегодня в катакомбах музей, и зритель, следуя партизанскими тропами в подземных сырых лабиринтах, слышит в фильме голоса оставшихся в живых ветеранов партизанского фронта, вспоминающих сегодня о подвиге товарищей, о мужестве и верности родине. Между прочим, Одессу оккупанты собирались переименовать в Антонеску, в честь союзника Гитлера, фашистского диктатора Румынии. При оккупантах работали университет, театр, рестораны, рынки, там сбылась мечта таких, как Ципко, Яценюк, Синченко и пр. — осуществилась "декоммунизация", европейская "умная нация покорила… весьма глупую-с и присоединила к себе". Но вот что говорит в фильме участник одесского антифашистского сопротивления В. Шаповалов, тогда еще совсем юный (а пришедшему в катакомбы на смену расстрелянным бойцам Анатолию Зброжеку из отряда имени Сталина было в то время и вовсе 14 лет): "мы и мысли не держали, чтобы смириться с оккупацией"…

"Только про нас не забудьте" — это пронзительное послание из прошлого, написанное перед казнью мальчишкой-подпольщиком — завещание всем нам. Более двадцати пяти лет то политики с Запада, то доморощенные "смердяковцы" самыми разными, порою весьма изощренными, приемами пытаются оболгать, принизить Победу советского народа в Великой Отечественной войне. Тем самым еще раз, теперь уже навсегда, низвергнуть Советский Союз, историческую Россию, во вселенском смысле — Русский мир, его героев, культуру и ценности. Ситуация на Украине только подтвердила и вывела на поверхность подобные цели. Неслучайно проговаривается один из реаниматоров бандеровщины М. Корчинский: "Москальские победы всегда были такими подлыми… мы должны каленым железом выжечь в Украине все москальское, от Невского к Достоевскому, от пельменей до языка…". Подобных корчинских демонстрирует нам уже более года российский новостной эфир в репортажах из ближнего и дальнего зарубежья, их ненависть к символике Победы, агрессивный исторический ревизионизм, потворствующий реабилитации и подъему нацизма в странах Восточной Европы, в Прибалтике, на Украине. Сколько просуществует еще музей в катакомбах Одессы, если остаются безнаказанными погромщики и убийцы людей в Доме профсоюзов? Позволят ли ветеранам и не утратившим память их детям и внукам свободно пройти 9-го мая с красными знаменами и георгиевскими ленточками по улицам украинских городов?

Тема Украины остается на центральных каналах одной из главных. Однако пришла пора пересмотреть практику приглашения в дискуссии таких персонажей, которых вполне может заменить диктофон — настолько примитивны в своем цинизме их попытки возражать оппонентам. Возмутительна и даже в чем-то комична ситуация, когда десяток авторитетных экспертов пытаются противопоставить наглой тенденциозности О. Яхно, В. Ковтуна, Л. Гозмана или А. Окары убедительные суждения и факты, что мы и наблюдали в программах В. Фадеева на Первом канале, Е. Попова (Россия 1) и Р. Бабаяна (ТВЦ). Но для такой публики даже страшный рассказ матери в фильме А. Рогаткина о том, как ей пришлось самой сколачивать гробик для своего убитого осколком украинского снаряда малолетнего сына — пропаганда. Верно заметил С. Доренко в ток-шоу "Время покажет": "уже год идет разговор без диалога". Но вот появился в программе "Право голоса" на ТВЦ украинский политолог М. Погребинский, человек, не закрывающий глаза на происходящее, действительно болеющий за судьбу Украины, и сразу возник содержательный разговор, даже завязалась дискуссия, где привыкший сверять свои взгляды с активками СБУ журналист "Time" С. Шустер получил вежливый, но достойный отпор.

Поблагодарим канал Россия 1 за фильм "Крым. Путь на Родину" и его режиссера А. Кондрашова за то, что дали возможность вновь пережить те тревожные, радостные, воистину "звездные" дни и часы в марте 2014-го, превратиться из наблюдателей в участников большой истории. "Только нас не забудьте" — говорят нам вслед за расстрелянным пареньком-партизаном сотни тысяч павших в жесточайших боях за освобождение Крыма и Севастополя… Неужели эти священные камни мы могли отдать на поругание бандеровской шпане?

1.0x