Авторский блог Андрей Аганин 22:43 7 февраля 2019

Идеология оккультизма и противостоящий ей сайентизм

Несмотря на всю совокупность возможных отдельных недостатков сайентизма как идеологии XXI века, пропагандирующей науку как объективное средство, с помощью которого общество должно определять нормативные и эпистемологические ценности, организованное системное противодействие ему «коллективного Запада» со второй половины 1960-х годов означает и очередной раз подтверждает достоверность имевшей место всяческой «конвергенции» Клуба «Проект К-17» с «коллективным Западом» любой ценой, «хоть тушкой, хоть чучелом», а по сути – капитуляции всех и всего, сдачи последних остатков традиционной российской цивилизации, православной конфессии христианской религии, советского красного проекта

двойной клик - редактировать изображение

1. Сайентизм (иногда сциентизм) это идеология, которая продвигает науку как якобы объективное средство, с помощью которого общество должно определять нормативные и эпистемологические ценности. Термин сайентизм, как правило, используется критически, указывая на косметическое применение науки в необоснованных ситуациях, не поддающихся применению научного метода или аналогичных научных стандартов.

Сайентизм (франц. scientisme, от лат. scientia «наука, знание») – общее пейоративное название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. Сайентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем, которые приобрели широчайшую популярность и являются частью мейнстримных взглядов исследователей и широкой публики.

Французский философ, придерживающийся взглядов материализма и атеизма, Андре Конт-Спонвиль (франц. André Comte-Sponville, 12 марта 1952 года, Париж, Иль-де-Франс, Франция) определяет сайентизм как науку, рассматриваемую в качестве религии, поскольку сайентисты якобы возводят науку в ранг догмы, которую превращают в императив. По его словам, «сайентизм – опасный вздор».

Нередко сайентистами называют тех, кто считает «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Ярким примером является высказывание британского физика новозеландского происхождения, известного как «отец» ядерной физики, лауреата Нобелевской премии по химии 1908 года, кавалера отличительного знака членов ограниченного общества (ордена) «Орден Заслуг» (англ. Order of Merit), учреждённого в Великобритании в 1902 году королём Эдуардом VII, члена Королевского общества Эдинбурга (англ. Fellowship of the Royal Society of Edinburgh (FRSE)), доктора юриспруденции (англ. "teacher of the laws", (LL.D.)) сэра Эрнеста Резерфорда, 1-го барона Резерфорда из Нелсона (англ. Sir Ernest Rutherford, 1st Baron Rutherford of Nelson, 30 августа 1871 года, Брайтуотер, Тасман, Новая Зеландия – 19 октября 1937 года, Кембридж, Кембриджшир, Восточная Англия, Англия, Великобритания), награждённого Стипендией Королевского общества (англ. Fellowship of the Royal Society, FRS, ForMemRS и HonFRS), присуждаемой лицам, которые, по мнению Королевского лондонского общества, внесли «существенный вклад в улучшение естественных знаний, включая математику, инженерные науки и медицинские науки»: «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок».

Термин «сайентизм» имеет существенную пейоративную коннотацию. Термины «сайентизм», «сайентист» редко применяются в качестве самоназвания, их используют критики данной концепции, периферия оккультного глобального интернационала.

Антисайентизм – философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сайентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке и представляет скрытую форму идеологии оккультизма.

Советский и российский философ, специалист по теории познания, методологии науки, проблемам природы философского знания, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН Владимир Сергеевич Швырёв (14 января 1934 года – 23 мая 2008 года, Москва, Российская Федерация) в статье в «Новой философской энциклопедии» указывает на экстремальный характер как последовательно сайентистских, так и последовательно антисайентистских взглядов.

В философии науки термин «сайентизм» часто подразумевает критику более экстремальных выражений логического позитивизма и используется социологами, такими как австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник экономического либерализма и свободного рынка, лауреат Нобелевской премии по экономике (1974 год) Фридрих Август фон Хайек (нем. Friedrich August von Hayek, 8 мая 1899 года, Вена, Эрцгерцогство Нижняя Австрия, Цислейтания, Австро-Венгерская империя – 23 марта 1992 года, Фрайбург-им-Брайсгау, Баден-Вюртемберг, Германия), философами науки, такими как австрийский и британский философ и социолог, кавалер ордена Британии и Содружества «Орден Кавалеров Чести» или «Орден Кавалеров Почёта» (англ. Order of the Companions of Honour), награждённый Стипендией Британской академии (англ. Fellowship of the British Academy, FBA), присуждаемой Британской академией ведущим учёным за их выдающиеся заслуги в области гуманитарных и социальных наук, и Стипендией Королевского общества, сэр Карл Раймунд Поппер (нем. Karl Raimund Popper, 28 июля 1902 года, Вена, Эрцгерцогство Нижняя Австрия, Цислейтания, Австро-Венгерская империя – 17 сентября 1994 года, Лондон, Большой Лондон, Англия, Великобритания), и таких философов, как американский логик и философ, профессор Гарвардского университета, один из наиболее часто цитируемых и влиятельных современных американских философов Хилари Уайтхолл Патнэм (англ. Hilary Whitehall Putnam, 31 июля 1926 года, Чикаго, Иллинойс, США – 13 марта 2016 года, Арлингтон, Массачусетс, США) и французский философ, семиотик болгарского происхождения, теоретик структурализма в литературоведении Цветан Тодоров (болг. Цветан Тодоров, франц. Tzvetan Todorov, 1 марта 1939 года, София, Болгария – 7 февраля 2017 года, Париж, Иль-де-Франс, Франция), чтобы описать (например) догматическое одобрение научной методологии и сведение всех знаний только к тому, что измеряется или подтверждается.

двойной клик - редактировать изображение

2. Американский психолог-мормон Ричард Н. Уильямс (англ. Richard N. Williams) выделяет четыре характерные черты сайентизма:

1) отстаивание позиции, согласно которой только научное знание является настоящим знанием, все другие виды знания – это просто мнения или абсурд;

2) отстаивание позиции, согласно которой методы и допущения (включая эпистемологические и метафизические учения), на которых основаны естественные науки, могут быть использованы в общественных и гуманитарных науках;

3) преувеличенная вера в науку как средство получения знаний и решения стоящих перед человечеством проблем;

4) приверженность натуралистической, материалистической, преимущественно механистической метафизике. Именно эта приверженность является ключевой особенностью сайентизма, и именно она служит главным объектом критики, поскольку сайентизм не просто отстаивает мощь науки, но выдвигает метафизические требования. По словам Р.Н. Уильямса, в действительности наука не нуждается в натуралистической, материалистической метафизике для успешного проведения эмпирических исследований.

Сайентизм начал формироваться в конце XIX века – начале XX века, когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре. Традиция современного сайентизма имеет прочные корни. Уже в утопии члена Её Величества Почтеннейшего Тайного Совета (англ. Her Majesty's Most Honourable Privy Council) – органа советников британской королевы, члена сообщества Королевские адвокаты (англ. Queen's Counsel, Q.C. или King's Counsel, K.C.) – Фрэнсиса Бэкона, 1-й виконта Сент-Олбан, (англ. Francis Bacon, 1st Viscount St Alban, 22 января 1561 года, Стрэнд, Лондон, Королевство Англия – 9 апреля 1626 года, Хайгейт, Мидлсекс, Королевство Англия) «Новая Атлантида» (англ. "New Atlantis") можно найти сайентисткие представления, которые становились всё более и более органичными с постепенным оформлением протестантизма, капиталистической социально-экономической формации, Нового времени и «коллективного Запада». Также сайентисткие взгляды содержатся в таких философских и идеологических учениях как марксизм.

Сайентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания. Философии как особой форме познания сайентизм не придаёт значения.

В социологии сайентизм проявляется: в отрицании особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, которые исследуются в общественных науках; в игнорировании ценностных моментов и построений, имеющих выход в социально-философскую сферу; в абсолютизации количественных методов в социальных исследованиях.

В противоположность сайентизму антисайентизм полагает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеческому существованию. У антисайентистов наука считается чем-то утилитарным, подчеркивается её неспособность подняться до понимания истинных проблем мира и человека. Социально-гуманитарное знание трактуется как форма сознания, к которой не может быть применим принцип объективности.

В целом, сайентизм часто интерпретируется как наука, применяемая «в избытке» (англ. "in excess"). Термин сайентизм имеет два смысла:

1) неправильное использование науки или научных утверждений. Это использование в равной степени применимо в тех случаях, когда наука может не применяться, например, когда тема воспринимается как выходящая за рамки научных исследований, и в тех случаях, когда нет достаточных эмпирических данных для обоснования научного заключения. Это включает чрезмерное уважение к заявлениям учёных или некритическое стремление принять любой результат, описанный как научный. Это может быть контраргументом обращений к научному авторитету. В нём также может быть предпринята попытка применить методологию «точной науки» (англ. "hard science") и утверждения об определённости к социальным наукам, которые Ф.А. фон Хайек описал в своей книге «Контрреволюция науки: Этюды о злоупотреблении разумом» ("The Counter-Revolution of Science: Studies on the Abuse of Reason", 1952 год) как невозможные, поскольку эта методология предполагает попытку устранения «человеческого фактора», в то время как общественные науки (включая его собственную область экономики) сосредотачиваются почти исключительно на человеческой деятельности;

2) «вера в то, что методы естествознания, или категории и вещи, признанные в естествознании, образуют единственные надлежащие элементы в любом философском или другом исследовании», или что «наука и только наука описывает мир как само по себе, независимо от перспективы «с сопутствующим» устранением психологических [и духовных] аспектов опыта». Томас «Том» Сорелл (англ. Thomas 'Tom' Sorell) даёт следующее определение: «Сайентизм – это вопрос слишком высокой ценности естествознания по сравнению с другими отраслями обучения или культуры». Философы, такие как американский философ, писатель и Р. Тейлор Коул (англ. the R. Taylor Cole) профессор философии Университета Дьюка Александр Розенберг (англ. Alexander Rosenberg, родился в 1946 году), также приняли «сайентизм» как название для точки зрения, что наука является единственным надёжным источником знаний.

Он также иногда используется для описания универсальной применимости научного метода и подхода, и представления о том, что эмпирическая наука представляет собой наиболее авторитетное мировоззрение или наиболее ценную часть человеческого обучения, – для полного исключения других точек зрения, таких как исторические, философские, экономические или культурные мировоззрения. Он был определён как «представление о том, что характерные индуктивные методы естественных наук являются единственным источником подлинного фактического знания и, в частности, что они одни могут дать истинное знание о человеке и обществе». Термин «сайентизм» также используется историками, философами и культурологами, чтобы подчеркнуть возможные опасности провалов в чрезмерном редукционизме во всех областях человеческого знания.

Для социальных теоретиков в традиции немецкого социолога, философа, историка, политического экономиста Максимилиана Карла Эмиля Вебера (нем. Maximilian Carl Emil Weber, известного как Макс Вебер (нем. Max Weber), 21 апреля 1864 года, Эрфурт, Королевство Пруссия – 14 июня 1920 года, Мюнхен, Германская империя), таких как немецкий философ и социолог Юрген Хабермас (нем. Jürgen Habermas, 18 июня 1929 года, Дюссельдорф, Германская империя) и Макс Хоркхаймер (нем. Max Horkheimer, 14 февраля 1895 года, Штутгарт, Королевство Вюртемберг, Германская империя – 7 июля 1973 года, Нюрнберг, Бавария, ФРГ), концепция сайентизма в значительной степени связана с философией позитивизма, но также и с культурной рационализацией для современной западной цивилизации. Британская писательница религиозной фантазии, известная своими рассказами, работа которой имеет магическую реалистическую тенденцию, Сара Мейтленд (англ. Sara Maitland, 27 февраля 1950 года, Лондон, Большой Лондон, Англия, Великобритания) назвала сайентизм «мифом, столь же пагубным, как любой фундаментализм».

двойной клик - редактировать изображение

3. Сайентисты приветствуют достижения науки. Антисайентисты испытывают недоверие к научным инновациям.

Сайентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность.

В качестве аргументов в свою пользу сайентисты привлекают знаменитый пример из прошлого, когда наука Нового времени пыталась обосновать новые, подлинно гуманные ценности и культуру. Ими подчеркивается, что наука есть производительная сила общества, порождающая общественные ценности и имеющая огромные возможности для познания. В качестве контраргумента антисайентисты отмечают, что наука может порождать опасности, способные уничтожить всё человечество, и вместе с тем её многочисленные достижения не сделали человечество счастливее. По их мнению, это означает, что наука не может сделать свои успехи благом для человечества.

Сайентисты полагают, что только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной, поэтому они во всём стремятся к «онаучиванию» всех сфер деятельности человека и всего общества в целом. У антисайентистов считается, что понятие «научное знание» имеет не то же самое значение, что понятие «истинное знание», и «знание» не означает «мудрость».

Антисайентисты приводят в качестве аргументации различные сценарии катастроф, вызванных научными достижениями, неправильно применёнными человечеством. Однако, эти катастрофы могут быть вызваны негативными намерениями, первопричиной которых является не наука, а другие аспекты человеческой природы и общества (к примеру, успехи в ядерной физике были направлены на изготовление ядерного оружия, помимо разработки мирного использования атомной энергии), либо ошибками или недостаточными знаниями (при техногенных катастрофах). Сайентисты считают, что непреднамеренные катастрофы являются следствием постоянной неполноты научного знания (описанной ещё в известном афоризме «Я знаю, что ничего не знаю»), а изучение подобных ошибок позволяет не допускать ещё больших ошибок в будущем.

двойной клик - редактировать изображение

4. Рассматривая ссылки на сайентизм в работах современных учёных, бывший судья Апелляционного суда штата Висконсин Грегори Р. Петерсон (англ. Gregory R. Peterson, 24 августа 1946 года, Миннеаполис, Миннесота, США) выделяет две основные широкие темы:

1) он используется для критики тотализирующего взгляда на науку, как если бы она была способна описать всю реальность и знание (англ. all reality and knowledge), или как если бы это был единственный истинный способ получить (англ. the only true way to acquire) знание о реальности и природе вещей;

2) он используется, часто уничижительно, для обозначения нарушения границы, при котором теории и методы одной (научной) дисциплины неадекватно применяются к другой (научной или ненаучной) дисциплине и её области. Примером такого второго использования является маркировка как сайентизма любой попытки претендовать на науку как на единственный или первичный источник человеческих ценностей (традиционная область этики) или как на источник смысла и цели (традиционная область религии и связанных с ней мировоззрений).

Термин «сайентизм» популяризировал Нобелевский лауреат Ф.А. фон Хайек, определивший его как «рабское подражание методу и языку науки». К.Р. Поппер определяет сайентизм как «подражание тому, что широко ошибочно принимают за метод науки».

Микаэль Стенмарк (швед. Mikael Stenmark, родился в 1962 году) предлагает выражение научный экспансионизм (англ. scientific expansionism) как синоним сайентизма. В «Энциклопедии науки и религии» (англ. the Encyclopedia of science and religion), он пишет, что, в то время как доктрины, которые можно охарактеризовать как сайентизм, имеют много возможных форм и разных степеней амбиций, они разделяют идею о том, что границы науки (то есть, как правило, естественных наук) можно и нужно расширять так, чтобы нечто, что ранее не рассматривалось как предмет соответствующей науки, теперь можно понимать как часть науки (как правило, когда наука становится единственным или главным арбитром в этой области или измерении).

Согласно М. Стенмарку, сильнейшая форма сайентизма утверждает, что наука не имеет границ и что все человеческие проблемы и все аспекты человеческой деятельности со временем будут решаться только наукой. Эту идею также называют мифом прогресса (англ. the Myth of Progress).

Британский экономист немецкого происхождения Эрнст Фридрих «Фриц» Шумахер (англ. Ernst Friedrich "Fritz" Schumacher, 16 августа 1911 года, Бонн, Королевство Пруссия, Германская империя – 4 сентября 1977 года, поезд между Женевой и Лозанной, Швейцария) в своей короткой книге «Руководство для недоумевающих» (англ. "A Guide for the Perplexed", 1977 год) критиковал сайентизм как обнищавшее мировоззрение, ограниченное исключительно тем, что можно сосчитать, измерить и взвесить. «Архитекторы современного мировоззрения, в частности Галилей и Декарт, предполагали, что те вещи, которые могли быть взвешены, измерены и подсчитаны, были более истинными, чем те, которые не могли быть количественно оценены. Другими словами, если это нельзя было сосчитать, это не считалось».

Историк-интеллектуал Т.Дж. Джексон Лирс (T.J. Jackson Lears, 26 июля 1947 года, Аннаполис, Мэриленд, США) утверждает, что недавно произошло возрождение «позитивистской веры девятнадцатого века», что овеществленная «наука» обнаружила (или собирается открыть) все важные истины о человеческой жизни. Точное измерение и строгий расчёт, с этой точки зрения, являются основой для окончательного урегулирования длительных метафизических и моральных споров». Т.Дж. Джексон Лирс конкретно определяет работу гарвардского психолога, канадско-американского учёного и популяризатора науки, специализирующегося в области экспериментальной психологии, психолингвистики и когнитивных наук, Стивена Артура Пинкера (англ. Steven Arthur Pinker, 18 сентября 1954 года, Монреаль, Квебек, Канада) как подпадающую под эту категорию. Такие философы как англо-британский политический философ с интересами в аналитической философии и истории идей Джон Николас Грей (англ. John Nicholas Gray, 17 апреля 1948 года, Саут-Шилдс, Дарем, Северо-Восточная Англия, Англия, Великобритания) и американский философ, исследователь вопросов философии сознания, политики и этики Томас Нагель (Нейджел) (англ. Thomas Nagel, 4 июля 1937 года, Белград, Королевство Югославия) подвергли аналогичной критике популярные работы морального психолога, социального психолога, специализирующегося на морали и моральных эмоциях, Джонатана Дэвида Хайдта (англ. Jonathan David Haidt, 19 октября 1963 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), американского публициста в областях философии, религии и нейробиологии, сторонника и популяризатора атеистического мировоззрения Сэма Харриса (англ. Sam Harris, полное имя – Сэмюэл Бенджамин Харрис (англ. Samuel Benjamin Harris), 9 апреля 1967 года, Лос-Анджелес, Калифорния, США) и канадского журналиста ямайско-английского происхождения, поп-социолога, писателя Малкольма Гладуэлла (англ. Malcolm Gladwell, 3 сентября 1963 года, Фэрехэм, Хэмпшир, Юго-Восточная Англия, Англия, Великобритания).

Генетический биолог Остин Л. Хьюз (англ. Austin L. Hughes) писал в консервативном журнале «Новая Атлантида» (англ. "The New Atlantis"), что сайентизм имеет много общего с суеверием: «упорное настояние на чём-то ... обладает способностями, которые не подтверждаются доказательствами».

двойной клик - редактировать изображение

5. Сайентизм подвергся существенной критике со стороны большого количества известных мыслителей с самых различных, часто несовместимых философских позиций.

По мнению антисайентистов, вторгаясь во все сферы жизнедеятельности человека наука делает их бездуховными, лишёнными романтики и человеческого лица.

Немецкий и американский философ, социолог и культуролог, представитель Франкфуртской школы Герберт Маркузе (нем. Herbert Marcuse, 19 июля 1898 года, Берлин, Королевство Пруссия, Германская империя – 29 июля 1979 года, Штарнберг, Бавария, ФРГ), используя концепцию «одномерного человека», показывает, что подавление индивидуальных и природных начал в человеке сводит всё многообразие человеческой личности лишь к одному технократическому параметру. Он также отмечает, что современный человек, в частности технический специалист (homo faber – в переводе с латыни «человек творящий» по отношению к человеку в смысле «мудрый» – философская концепция, сформулированная немецко-американским философом еврейского происхождения, политическим теоретиком и историком, основоположницей теории тоталитаризма Ханной Арендт (нем. Hannah Arendt, также Йоханна Арендт (нем. Johanna Arendt), 14 октября 1906 года, Линден, Ганновер, Королевство Пруссия, Германская империя – 4 декабря 1975 года, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США) и немецким философом и социологом, одним из основоположников философской антропологии Максом Фердинандом Шелером (нем. Max Scheler, 22 августа 1874 года, Мюнхен, Королевство Бавария, Германская империя – 19 мая 1928 года, Франкфурт-на-Майне, Германская империя), описывающая человека, контролирующего внешний мир с помощью инструментов), подвержен большому количеству перегрузок и напряжений, не принадлежит себе, и что эти обстоятельства указывают на болезненное и ненормальное состояние современного общества. Не только специалисты технических специальностей, но и гуманитарии сдавлены тисками нормативности и долженствования.

Английский физик, химик, философ, автор концепции личностного знания Майкл Полани (также По́ляни, По́ланьи (англ. Michael Polanyi, венг. Polányi Mihály), урождённый Михай Полачек (венг. Pollacsek Mihály), 11 марта 1891 года, Будапешт, Королевство Венгрия, Транслейтания, Австро-Венгерская империя – 22 февраля 1976 года, Манчестер, Северо-Западная Англия, Англия, Великобритания), награждённый Стипендией Королевского общества, подчёркивает, что сайентизм в современном виде оказывает на мысль сковывающее действие почти так же, как это делала церковь в Средние века. В человеке не остаётся места важнейшим внутренним убеждениям, которые он вынужден скрывать под маской нелепых, неадекватных и слепых терминов.

Японский буддолог, философ, психолог, один из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма, профессор философии Университета Отани в Киото, член Японской академии наук и базового подразделения «Теософское общество Адьяр» международного сообщества теософов Дайсэцу Судзуки (япон. 鈴木 大拙 Судзуки Дайсэцу, настоящее имя Тэйтаро Судзуки (япон. 鈴木 貞太郎 Судзуки Тэйтаро:), 18 октября 1870 года, Канадзава, Исикава, Япония – 12 июля 1966 года, Камакура, Канагава, Япония) указывает, что ввиду дуалистической природы науки, противопоставляющей субъект объекту, сторонники сайентизма «стремятся свести всё к количественным измерениям» и формируют определённые правила, которые он сравнивает с ячейками сети. Всё, что просеивается сквозь ячейки сети, согласно Д.Т. Судзуки, сайентистами «отвергается как ненаучное или донаучное». Д.Т. Судзуки указывает, что такая сеть никогда не будет способна захватить в себя всю реальность и в особенности те вещи, которые невозможно измерить каким-либо методом, например, такая сеть не способна захватить бессознательное.

Д.Т. Судзуки отмечая то, что сайентисты стремятся к объективности и избегают субъективности и личного опыта, также отмечает, что сайентисты не берут во внимание то, что человек живёт не научно-концептуальной, а конкретной личностной жизнью, к которой научные определения не могут быть применены ввиду того, что они даются «к некой жизни вообще». Более важным по сравнению с концепциями Д.Т. Судзуки считает обнаружение собственной жизни: «Знающая себя личность никогда не предаётся теоретизированию, не занята писанием книг и поучением других – такая личность живёт своей единственной, свободной и творческой жизнью». Сравнивая научный подход и подход дзэн, Д.Т. Судзуки указывает на то, что дзэн считает, что есть более прямой внутренний метод познания реальности по сравнению со сайентизмом.

Возможно, самая радикальная и бескомпромиссная критика сайентизма, основанная на альтернативных взглядах на науку, эпистемологию и метафизику, исходит от представителей интегрального традиционализма, называемых также перенниалистами. Традиционалистская перенниалистская критика на Западе впервые была изложена французским метафизиком, философом, автором трудов по метафизике, традиционализму, символизму и инициации Рене Жан-Мари-Жозефом Геноном (франц. René Jean-Marie-Joseph Guénon, 15 ноября 1886 года, Блуа, Луар и Шер, Франция – 7 января 1951 года, Каир, Королевство Египет) в начале XX столетия, однако эта традиция считается уходящей корнями вглубь веков и распространена по всему миру. Она известна под названиями «перенниализм», «вечная философия», «Philosophia Perennis» или «Religio Perennis». Важнейшие фигуры в традиционалистской школе – швейцарский философ-метафизик, автор работ в области сравнительного религиоведения, исследователь традиционного искусства и цивилизации, художник и поэт Фритьоф Шуон (нем. Frithjof Schuon, шейх Иса Нур ад-Дин Ахмад (араб. فريجوف شوان), 18 июня 1907 года, Базель, Базель-Штадт, Швейцария – 5 мая 1998 года, Блумингтон, Индиана, США), эзотерик, метафизик, специалист по индийской философии и искусству, внёсший большой вклад в знакомство Запада с индийской и буддийской культурой, один из основателей направления традиционализма в современной мысли Ананда Кентиш Муту Кумарасвами (англ. Ananda Kentish Muthu Coomaraswamy, тамил. ஆனந்த குமாரசுவாமி, 22 августа 1877 года, Коломбо, Британский Цейлон – 9 сентября 1947 года, Нидем, Массачусетс, США), иранский учёный, почётный профессор исламских исследований в Университете Джорджа Вашингтона (англ. The George Washington University, также GW, GWU, или George Washington), исламский философ, автор научных книг и статей Сейид Хоссейн Наср (перс. سید حسین نصر, 7 апреля 1933 года, Шаханшахское Государство Иран), Олдос Леонард Хаксли (англ. Aldous Leonard Huxley, 26 июля 1894 года, Годалминг, Суррей, Юго-Восточная Англия, Англия, Великобритания – 22 ноября 1963 года, Лос-Анджелес, Калифорния, США), румынский, французский и американский философ, философ культуры, религиовед, историк религий, этнограф и писатель, получивший всемирную известность как исследователь мифологии, «религиозного символизма, ритуалов, магии и оккультизма, шаманизма, древней техники экстаза, мифов, архаического сознания и способа мышления» Мирча Элиаде (рум. Mircea Eliade, 13 марта 1907 года, Бухарест, Мунтения, Валахия, Королевство Румыния – 22 апреля 1986 года, Чикаго, Иллинойс, США) и другие.

Перенниалистская критика сайентизма основана на метафизической точке зрения о существовании трансперсонального сознания, составляющего глубинную основу всех вещей, в котором нет разделения на субъект и объект, на мышление и бытие. Бог – это реальность, полнота существования, как трансцендентного, так и имманентного. Ф. Шуон полагал, что неспособность современной науки объяснить многие феномены обусловлена тем, что она игнорирует высшие уровни сознания и объективной реальности. По словам Ф. Шуона, хотя наука и преуспела в накоплении огромного количества наблюдений в разрезе пространства, тем не менее, в разрезе времени она является более невежественной, чем любой сибирский шаман, который по крайней мере основывается на мифологии.

двойной клик - редактировать изображение

6. Несколько учёных используют термин, чтобы описать работу вокальных критиков религии как таковой. Люди, связанные с новым атеизмом (англ. New Atheism, термин, придуманный в 2006 году американским журналистом-агностиком Гэри Вулфом (англ. Gary Wolf) для описания позиций, выдвинутых некоторыми атеистами XXI века), получили этот ярлык как от религиозных, так и от нерелигиозных учёных. Американский богослов Джон Ф. Хаут (англ. John F. Haught, 11 ноября 1942 года, США) утверждает, что Дэниел Клемент Деннетт III (англ. Daniel Clement Dennett III, 28 марта 1942 года, Бостон, Массачусетс, США) и другие новые атеисты придерживаются системы убеждений научного натурализма (англ. scientific naturalism, также называемого метафизического натурализма (англ. metaphysical naturalism), онтологического натурализма (англ. ontological naturalism), философского натурализма (англ. philosophical naturalism), научного материализма (англ. scientific materialism) и антисверхнатурализма (англ. antisupernaturalism) – философского мировоззрения, в котором утверждается, что нет ничего, кроме естественных элементов, принципов и отношений, подобных тем, которые изучаются естественнонаучным научным натурализмом), которая придерживается центральной догмы о том, что «только природа, включая людей и наши творения, реальна: Бога нет, и что одна наука может дать нам полное и надёжное знание реальности». Дж.Ф. Хаут утверждает, что эта система убеждений самооправдана, поскольку она требует от своих приверженцев согласиться с убеждениями, которые нарушают её собственные установленные требования к знаниям. Христианский философ Питер Уильямс (англ. Peter Williams) утверждает, что только путём объединения науки с сайентизмом новые атеисты чувствуют себя достойными «понтификата по метафизическим вопросам» (англ. "pontificate on metaphysical issues"). Философ Д.К. Деннетт III ответил на религиозную критику своей книги «Разорвать заклинание: религия как естественное явление» (англ. "Breaking the Spell: Religion as a Natural Phenomenon", 2006 год) говоря, что обвинения в сайентизме «[являются] универсальным, клеветническим мазком ... Когда кто-то выдвигает научную теорию, которая [религиозным критикам] действительно не нравится, он просто пытается дискредитировать её как "сайентизм"». Но когда дело доходит до фактов и объяснений фактов, наука – единственная игра в городе».

Нерелигиозные учёные также связывают новоатеистическое мышление с сайентизмом. Философ-атеист Т. Нагель утверждает, что нейробиолог С.Б. Харрис связывает все эмпирические знания с научными знаниями. Британский теоретик литературы, критик, общественный интеллектуал и марксистский литературный критик Теренс Фрэнсис «Терри» Иглтон (англ. Terence Francis "Terry" Eagleton, 22 февраля 1943 года, Сэлфорд, Большой Манчестер, Северо-Западная Англия, Англия, Великобритания), награждённый Стипендией Британской академии, утверждает, что британо-американский писатель, обозреватель, публицист, оратор, журналист и социальный критик Кристофер Эрик Хитченс (англ. Christopher Eric Hitchens (13 апреля 1949 года, Портсмут, Хэмпшир, Юго-Восточная Англия, Англия, Великобритания – 15 декабря 2011 года, Хьюстон, Техас, США) обладает «старомодным научным представлением о том, что считается доказательством», которое сводит знания к тому, что может и не может быть доказано научной процедурой. Английский агностик-философ, чьи интересы лежат в философии сознания, древней и схоластической философии, философии Витгенштейна и философии религии, сэр Энтони Джон Патрик Кенни (англ. Sir Anthony John Patrick Kenny, 16 марта 1931 года, Ливерпуль, Ланкашир, Северо-Западная Англия, Англия, Великобритания), награждённый Стипендией Британской академии, также раскритиковал «Руководство атеиста по реальности» (англ. "The Atheist's Guide to Reality"), написанное философом нового атеизма А. Розенбергом, за то, что он воскресил самоопровергающуюся эпистемологию логического позитивизма и сведение всех знаний о вселенной к физике как дисциплине.

Американский историк и популяризатор науки Майкл Брэнт Шермер (англ. Michael Brant Shermer, 8 сентября 1954 года, Глендейд, Калифорния, США), основатель Общества скептиков (англ. The Skeptics Society), а также главный редактор журнала «Скептик» (англ. "Skeptic", в разговорной речи известный как «Журнал «Скептик» (англ. "Skeptic magazine")), в значительной мере посвящённого расследованию псевдонаучных и сверхъестественных утверждений, проводит параллель между сайентизмом и традиционными религиозными движениями, указывая на культ личности, который развивается вокруг некоторых учёных в глазах общественности. Он определяет сайентизм как мировоззрение, которое включает в себя естественные объяснения, избегает сверхъестественных и паранормальных спекуляций и охватывает эмпиризм и разум.

С.Х. Наср заявил, что в Западном мире многие примут идеологию современной науки не как «простую обычную науку» (англ. "simple ordinary science"), а как замену религии.

Г.Р. Петерсон пишет, что «для многих богословов и философов сайентизм является одним из величайших интеллектуальных грехов».

двойной клик - редактировать изображение

7. В своём эссе «Против метода» (англ. "Against Method") австрийско-американский учёный, философ, методолог науки Пол (Пауль) Карл Фейерабенд (нем. Paul Karl Feyerabend, 13 января 1924 года, Вена, Нижняя Австрия, Австрия – 11 февраля 1994 года, Женолье, Во, Швейцария), в разное время живший в Великобритании, США, Новой Зеландии, Италии и Швейцарии, характеризует науку как «по сути анархическое предприятие» (англ. "an essentially anarchic enterprise") и решительно утверждает, что наука не заслуживает исключительной монополии на «работу со знанием» (англ. "dealing in knowledge") и что учёные никогда не действовали в рамках чётко определённой и узко самоопределённой традиции. Он изображает процесс современного научного образования как мягкую форму идеологической обработки, направленную на то, чтобы «сделать историю науки более скучной, простой, более однородной, более «объективной» и более легко доступной для лечения по строгим и неизменным правилам».

«Наука может стоять на своих ногах и не нуждается в помощи рационалистов, светских гуманистов, марксистов и подобных религиозных движений; и ... ненаучные культуры, процедуры и предположения также могут стоять на своих ногах, и им должно быть позволено это делать ... Наука должна быть защищена от идеологий; и общества, особенно демократические, должны быть защищены от науки ... Поэтому в демократических институтах научные институты, исследовательские программы и предложения должны подвергаться общественному контролю, должно быть разделение государства и науки так же, как существует разделение между государственными и религиозными институтами, а также науку следует преподавать как единый взгляд среди многих, а не как единственный путь к истине и реальности» (П.К. Фейерабенд, «Против метода», стр. VIII).

двойной клик - редактировать изображение

8. Томас М. Лессл (англ. Thomas M. Lessl) утверждает, что религиозные темы сохраняются в том, что он называет сайентизмом, публичной риторикой науки. Есть две методологии, которые иллюстрируют эту идею сайентизма. Одним из них является гносеологический подход, допущение, что научный метод превосходит другие способы познания и онтологический подход, что рациональный разум отражает мир, и оба действуют известными способами. По словам Т.М. Лессла, онтологический подход – это попытка «разрешить конфликт между рационализмом и скептицизмом». Т.М. Лессл также утверждает, что без научного подхода не было бы научной культуры.

двойной клик - редактировать изображение

9. Философ религии Кит Уорд (англ. Keith Ward, 22 августа 1938 года, Хексем, Нортумберленд, Северо-Восточная Англия, Англия, Великобритания), награждённый Стипендией Британской академии, сказал, что сайентизм философски непоследователен или даже самоуничижителен, так как истинность утверждений «никакие утверждения не являются правдивыми, если они не могут быть доказаны научно (или логически)» или «никакие утверждения не являются правдивыми, если их нельзя показать эмпирически, чтобы быть правдой» сами по себе не могут быть доказаны научно, логически или эмпирически.

двойной клик - редактировать изображение

10. В предисловии к своему собранию сочинений по социологии религии М.К.Э. Вебер спрашивает, почему «научное, художественное, политическое или экономическое развитие [в другом месте] … не вступило на тот путь рационализации, который свойственен Западу?». По словам выдающегося немецкого социального теоретика Ю. Хабермаса, «для Вебера внутренняя (то есть не просто условная) связь между современностью и тем, что он назвал «западным рационализмом», всё ещё была очевидна». М.К.Э. Вебер описал процесс рационализации, разочарования и «распада религиозных мировоззрений», который привёл к современным светским обществам и капитализму.

«"Модернизация" была введена в качестве технического термина только в 1950-х годах. Это признак теоретического подхода, который поднимает проблему Вебера, но развивает её с помощью инструментов социально-научного функционализма ... Теория модернизации выполняет две абстракции концепции Вебера о «современности». Он отделяет «современность» от его современного европейского происхождения и стилизует его в пространственно-временную нейтральную модель процессов общественного развития в целом. Кроме того, оно разрушает внутренние связи между современностью и историческим контекстом западного рационализма, так что процессы модернизации… [больше] не обременены идеей завершения современности, то есть целевого состояния, после которого «постмодернистские» события (или разработки) должны были бы начаться. Действительно, именно исследования в области модернизации способствовали распространению выражения «постмодерн» даже среди социологов» (Ю. Хабермас, «Философский дискурс современности: двенадцать лекций» (нем. "Der Philosophische Diskurs der Moderne: Zwölf Vorlesungen", 1985 год)).

Ю. Хабермас критикует чисто инструментальную рациональность, утверждая, что «Социальная жизнь – Мир» (англ. "Social Life – World") лучше подходит для литературного выражения, причём первый из них – «интерсубъективно доступный опыт», который можно обобщить на формальном языке, тогда как последний «должен генерировать интерсубъективность взаимопонимание в каждом конкретном случае»:

«Мир, с которым имеет дело литература, – это мир, в котором люди рождаются, живут и, наконец, умирают; мир, в котором они любят и ненавидят, в котором они испытывают триумф и унижение, надежду и отчаяние; мир страданий и наслаждений, безумия и здравого смысла, глупости, хитрости и мудрости; мир социального давления и индивидуальных побуждений, разума против страсти, инстинктов и условностей, общего языка и непоколебимых чувств и ощущений ...» (Олдос Хаксли, «Литература и наука» (англ. "Literature and Science"), 1963 год).

двойной клик - редактировать изображение

11. Сайентизм иногда рассматривают как форму догмы: «По сути, сайентизм рассматривает науку как абсолютный и единственно оправданный доступ к истине». Но что, собственно, противопоставляется науке? Науке противопоставляются религиозный символизм, ритуалы, магия и оккультизм, шаманизм, древняя техника экстаза, мифы, архаическое сознание и способ мышления!

Однако, несмотря на всю совокупность возможных отдельных недостатков сайентизма как идеологии XXI века, пропагандирующей науку как объективное средство, с помощью которого общество должно определять нормативные и эпистемологические ценности, организованное системное противодействие ему «коллективного Запада» со второй половины 1960-х годов означает и очередной раз подтверждает достоверность имевшей место всяческой «конвергенции» Клуба «Проект К-17» с «коллективным Западом» любой ценой, «хоть тушкой, хоть чучелом», а по сути – капитуляции всех и всего, сдачи последних остатков традиционной российской цивилизации, православной конфессии христианской религии, советского красного проекта.

1.0x