Искажение евангельских истин
Художник Николая Николаевича Ге.
Фальсификация исторических фактов носит характер эпидемии.
В этом мутном потоке, не мало, важное место занимает искажение евангельских сюжетов. Веками длится…
Один из характерных примеров – творчество художника Николая Николаевича Ге (1831 – 1894 гг). Единственный из русских художников, который работал на понижение своего художественного уровня.
В Третьяковской галерее, что на Крымском валу в 2012 году, проходила персональная выставка Н.Н. Ге, под названием, одноимённой его картины: «Что есть истина?». К 180-летию со дня его рождения. В экспозиции было представлено более двухсот работ художника из музеев России, Украины, Белоруссии, Франции. Впервые выставлена большая коллекция рисунков, приобретённая в Швейцарии банком ВТБ, на тему Голгофа. Рисунки не представляют художественной ценности.
Как не вспомнить Екатерину Алексеевну Фурцеву, которая обменяла с А. Хаммером «Чёрный квадрат», К. Малевича, как вход в преисподнюю, на какую-то картину Ф. Гойи. Расторопный М. Швыдкой выкупил её за 10 млн. долларов! Вот те на…
Случилось посетить персональную выставку Н.Н. Ге, затем прочитал многие рецензии, которые, все были, исключительно комплементарны. У меня же выставка оставила двойственное впечатление. «Очеловечивание образа Христа…»; «сломал традиции тициановского Христа», т.е. традиции эпохи Возрождения; затем толстовство (!), наконец - Голгофа. «Я заставлю публику рыдать, а не умиляться…». Не заставил. Возникло раздражение. Об этом будет сказано ниже.
Жизнь и творческое наследие художника Н.Н. Ге
Николай Ге родился в Воронеже в дворянской семье. Его отец – русский офицер Николай Осипович Ге, и мать – Елена Яковлевна, урождённая Садовская. Она скоропостижно скончалась, через четыре месяца, после рождения сына. Фамилия Ге – французского происхождения. Его прадед французский эмигрант носил фамилию Gay.
Детство и юность Ге провел на Украине. Н.О.Ге купил имение в селе Попелюхи Могилевского уезда, куда и перевёз всю семью. Ге учился в 1-ой мужской гимназии, в Киеве, а затем на математическом отделении философского факультета Киевского университета. В возрасте 17 лет Ге переезжает в Санкт-Петербург и продолжает занятия на философском факультете столичного университета. Приехав в Петербург, любознательный юноша, первым делом посетил Эрмитаж, чтобы видеть картину К.Брюллова «Последний день Помпеи», о которой он много слышал и читал в провинции. Любовь к искусству овладела юной душой. К тому же, случилось знакомство с учащимся скульптурного отделения Императорской Академией художеств – П.П.Забело. Знакомство перерастёт в дружбу, и он станет его родственником, сестра Анна Петровна Забело станет женой Н.Н.Ге. Это случится в 1856 году.
Вскоре Ге бросает учёбу в университете, и поступает в Академию художеств.
Великолепное здание Академии, с надписью: «Свободным художникам» стало для Ге храмом умиления и молитвы. В своих записках он напишет: «…Сколько радости, правды, простоты, ума, гениальности жило здесь!.. Увидеть тебя была радость, быть твоим питомцем – счастье. Дети твои разнесли по всей Руси святое чувство правды – имена их гремят и в Европе. Правда, искренняя любовь к делу, скромность – хранят их…». В этих словах и любовь к родине, и юношеская привязанность к искусству.
Ге выбирает своим руководителем профессора П.В. Басина, и пишет первую картину: «Суд царя Соломона». Затем пишет программное полотно: «Ахиллес оплакивает Патрокла», и получает малую золотую медаль за эту картину. В 1857 году Ге создает картину «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила»; Академия художеств награждает его большой золотой медалью и присваивает звание классного художника 1-й степени, что даёт право на пенсионерскую поездку за границу. Первые картины Ге, написаны под влиянием К.Брюллова. В своих записках художник отмечал, что учился на «Портрете Ю.П. Самойловой», Брюллова, как нужно писать обнажённую женскую руку.
Поездка за границу состоялась в 1857 году. В Италию он едет вместе с женой, по пути посещают Мюнхен, Париж, Швейцарию и останавливаются в Риме, где снимают мастерскую. В 1860 году, уже большой семьёй – переезжают во Флоренцию: первый сын Николай родился в 1857 году, второй – Пётр, в 1859г.
Итальянский период творчества художника, где ласковое тёплое море и солнце, счастливая семейная жизнь, доступное искусство Микеланджело, Рафаэля, отразилось прекрасными этюдами, маслом на бумаге. Небольшие по размеру (не более30 на
Как видим художник жил в благополучной и обеспеченной обстановке. Однако
в поисках себя – в призвании художника, «блуждая между авторитетами Брюллова и Иванова», Ге обретает собственную тему.
Прочитывая Д.Ф.Штрауса и Э.Ренана (!), он избирает евангельские сюжеты, которые станут по его словам «дороже моей жизни». Явится новое прочтение и осмысление евангельских персонажей. Проще говоря, «очеловечивание божественного образа»…
Он задумывает большую работу – картину «Тайная вечеря» и приступает к созданию этюдов апостолов, других персонажей. Голову апостола Иоанна Ге написал со своей жены, Петра – с себя самого, а при работе над образом Христа воспользовался фотографией Герцена… Фантастика…
В «Истории русского искусства», том II, говориться, что: «…художник не только придал ему черты лица Герцена, но и отразил в нём герценовское раздумье, душевную усталость, напряжённую работу мысли, что соответствовало его трактовке личности Христа как человека, познавшего горечь разочарования».
Вот так – ни больше, ни меньше…
Полотно «Тайная вечеря» Ге привозить в Санкт-Петербург, в 1863 году, и представляет её Совету Академии, в виде отчёта за пенсионерскую поездку.
Картина имела успех. Академия присуждает Ге звание профессора исторической живописи, минуя звание академика. Государь – Александр II купил её за 10 000 рублей и подарил Академии.
Действие картины происходит в комнате с узким окном, сквозь которое в лунном свете видны кипарисы. Учитель лежит в глубокой задумчивости на ложе. Все следят за мрачной фигурой человека – Иуды, он на первом плане, надевает плащ, чтобы уйти из комнаты. Встревоженные лица ярко освещены, льющимся светом… (откуда такой свет в ночное время суток?)
Личность Иуды чрезвычайно интересовала Ге. Он считал, что «Иуда – не банальный предатель, а интересная, значительная личность, имевшая собственные политические взгляды». Новаторская трактовка образа Иуды была отмечена критикой. Из каталога по выставке, читаем: «Иуда, это не тот грубый злодей… Нет, это величественный, исполненный мрачной красоты образ, в котором вы видите тип энергичного, живучего племени и народа, против чёрствого, жёстко-практического и материального духа которого, боролся Иисус. Это всё иудейство … воплощённое в одном живом человеке…».
Очеловечивание Божественного образа…(?) Многие русские художники (не будем перечислять) писали Христа, как человека, а не Бога...
Не в этом ли, религиозная драма художников, да и не только их, а многих деятелей искусства и просвещения - интеллигентов ХIХ века?..
После триумфа «Тайной вечери», Ге возвращается во Флоренцию, где проживёт ещё пять лет, до 1869 года, когда окончательно вернётся в Россию. Он продолжает работать над евангельскими сюжетами: «Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса, идущего к ним в дом», «Христос в Гефсиманском саду», «Вестники воскресения», и др. В 1867 году Ге знакомится с А.Герценом, пишет его портрет. Возвращаясь в 1869 году в Россию, Ге тайно перевёз портрет через границу, («История искусств», том Ш, Пётр Петрович Гнедич).
Картины Ге библейского цикла, как пишет Гнедич, успеха не имели. Поселившись в Петербурге, Ге избирается членом Правления «Товарищества передвижных художественных выставок», (ТПХВ). Знакомство с историком Костомаровым и 200-летний юбилей Петра 1-го, позволили художнику взяться за русскую историю. Выбор сюжета оказался весьма удачным. Он создаёт картину: «Пётр допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Ге тщательно исследовал документальный материал, что позволило создать яркое историческое полотно. Картина получила всеобщее признание. П.М.Третьяков купил её прямо в мастерской художника.
В последующие годы Ге создаёт ещё две картины на исторические темы: «Екатерина П у гроба императрицы Елизаветы» и «А.С.Пушкин в Михайловском»… Однако жизнь в Петербурге угнетает художника, к тому же средств стало не хватать – подрастали оба сына. Жизнь требовала прилива новых духовных сил. Тогда Ге покупает имение Плиски, в Черниговской губернии, у своего тестя и переселяется туда. Совершенно забросив живопись, он занимается хозяйством, разумеется, плохо разбираясь во всём этом… Так проходит четыре года, Ге одолевают долги и он вновь возвращается к живописи. Работает над картиной «Милосердие», вспоминая слова проповеди: «А кто напоит нищего, меня напоит». В лице нищего он старался выразить Христа. Картина была показана на 8-й выставке ТПХВ и успеха не имела.
К этому времени Ге становится толстовцем(!) В газете он прочитал статью Л.Н.Толстого «О переписи в Москве», которая перевернула его жизнь. Это: «…дело – любовное общение людей… и разрушение тех преград, которые люди воздвигли между собой, для того, чтобы веселье богача не нарушалось дикими воплями оскотинившихся людей и стонами беспомощного голода, холода и болезней… Как искра воспламеняет горючее, так это слово меня всего зажгло… Я еду в Москву обнять этого великого человека и работать ему…».
В личности Толстого Ге обретает нравственную опору. Он становится вегетарианцем (!) старается не пользоваться наёмным трудом. Кладёт печи крестьянам, к этому делу обнаруживается у него талант. Однако возникает конфликт в семье, жена и младший сын не разделяют духовных исканий художника. Старший сын Николай поддерживает взгляды отца.
В 1884 году Ге пишет портрет Л.Н.Толстого в его хамовническом доме. Это лучший портрет позднего творчества художника. Писатель в своём рабочем кабинете за работой над рукописью: «В чём моя вера?»… Впоследствии Ге скажет: «В этом портрете я передал всё, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке». Выразительный портрет Толстого хорош тем, что художник ушёл от традиций психологизма, когда изображение фокусируется на глазах, направленных на зрителя. Критика посчитала портрет – неудачным: «Ещё один шаг в этом направлении и мы рискуем очутиться перед затылком одного из великих людей»…
В портретной живописи Ге – запечатлел многих своих современников. Он создал более сотни портретов, в каждом из них по его словам, он искал «живую форму», т.е. взволнованного переживания личности. Он пишет портреты Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина, оба с тревожными, несчастными взглядами; портреты Костомарова, Антакольского, Крамского и мн. др.: «людей, являющихся гордостью русской нации, представителей демократической культуры»… А.Н.Бенуа видел в портретах Ге проблески гениальности, и считал, что до «технической порядочности и правильного рисунка ему далеко». Однако Ге считал, что выдвинул принципиально новую идею, в противовес академической концепции «совершенной формы».
На волне творческого подъёма от встречи с Л.Н.Толстым, Ге приступает к иллюстрации рассказа Толстого «Чем люди живы». Работает над картинами «страстного цикла», и пишет: «Что есть истина?» Quid est veritas? В этой картине Ге окончательно порывает с многовековой традицией изображать Христа, как прекрасного телом и духом человека. Он даже гордился, и считал свое заслугой, что «сломал тициановского и да-винчевского Христа». Картина была показана на 18-й выставке Передвижников, но вскоре была снята, по распоряжению Святейшего Синода. К.Победоносцев обратился к Александру Ш с письмом, что художник надругался над образом Христа, Богочеловека и Спасителя. Александр Ш на полях письма написал: «Картина отвратительная», повелел снять её с выставки и запретить возить по России. Отзывы в печати были неодобрительные. П.М.Третьяков воздержался от её приобретения, за что получил выговор от самого Льва Толстого, который послал ему резкое письмо.
Оно достойно цитирования: «…Вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства – живописи и собирали подряд всё для того, чтобы не пропустить в тысячи ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину…» Прямо-таки, ленинская фразеология …
Успеха картины не случилось. Критики заявляли: «Христос – фигура глубочайшего нерадения, небрежности и низости…» Даже граф Л.Н. Толстой в одном из своих писем к Ге, всё же просил больше не писать Христа свирепым: «Сделайте его с простым, добрым лицом. Мне представляется, что будь лицо Христа простое доброе, сострадающее – все всё поймут».
Создаётся удручающее впечатление, что эти русские интеллигенты были людьми - плохо образованные. Они не потрудились - прочесть Святые Писания. Правильно оценить великую русскую иконопись и величие Божественной Литургии, когда раздаётся глас Херувимской песни: «…всякое ныне житейское отложим попечение…». Русская интеллигенция не догадалась ознакомиться, не говоря, чтобы внимательно рассмотреть: иконопись и шедевры фресковой живописи, Рублева и Дионисия. Всё было доступно! В Ферапонтов монастырь доехать гораздо легче, чем во Флоренцию. Пройдёт более 500 лет, когда во всей полноте раскроется образ собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Осуществит это Юрий Холдин профессиональный искусствовед и блестящий фотохудожник, которому стал близок и понятен тот свет радости о Господе!
Удивительная наша Россия.
Русская интеллигенция не заметила даже великого современника - святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867). Его труды: «Аскетические опыты», «Отечник» и др. переиздавались при его жизни три, или четыре раза, и «вызывали благоговейное почитание автора». И.Брянчанинов был духовным отцом Карла Брюллова…
Увы, юность Ге и итальянский период прошли под знаком Герцена, затем под знаком Льва Толстого. Толстовство – ни кому не приносило пользы…
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»…
* * *
Христос был прекрасен лицом. Это можно видеть в образе «Нерукотворного Спаса». В Успенском соборе Московского кремля сохранилась икона ХШ века «Спас Златые Власы». Остались и письменные источники - из донесения проконсула Публия Лентулы римскому сенату. В нём говорится: «… Он (Иисус) высокого роста, величественного вида… смотря на него нельзя не любить и вместе с тем не бояться… волосы его русого цвета… лоб ровный гладкий, лицо чистое, ланиты покрыты негустым румянцем… нос и рот расположены очень правильно; борода такого же цвета, как и волосы… глаза голубые… взгляд удивительно приятен и вместе с тем важен…»
Григорий Неокесарийский (213 – 270гг) предупреждал: «Если кто говорит что Христос есть совершенный человек – отдельно и Бог Слово – отдельно, и не исповедует единого Господа Иисуса Христа, как написано, анафема да будет».
Кстати, сохранилась жемчужина русской архитектуры церковь Григория Неокесарийского, что на Полянке; по-видимому, единственная в Московском патриархате, освящённая именем этого святого.
Осталось предание, что при патриархе Геннадии Константинопольском (5-й век) один живописец осмелился придать Господу Иисусу Христу черты Юпитера, от чего у него отсохла рука. Наказание последовало за то, что он провёл параллель между языческим идолом и Сыном Божиим.
* * *
Ге продолжал свой цикл: «Голгофа» и «Распятие», как иллюстрации толстовского «евангелия». Художник оставил большое количество рисунков, набросков, эскизов, где варьируются темы физических мук, искажённых страданием лиц… Смотреть эти рисунки не доставляет удовольствия. Это вопль, ощущение невыносимой боли. И такая яростная самоотдача художника…
Какую надо иметь нервную систему, чтобы многократно рисовать и тиражировать абсолютное зло? Искусствоведы говорят, что «это был страстный протест против насилия над человеком…». Ге говорил: «Я заставлю публику рыдать, а не умиляться».
Где – то прочитал: «Зло само себя воспевает. Как только образ зла является, тотчас появляется энергия, эмоциональность…»
А, ведь современники отзывались о Ге, как о человеке, который «любил людей, особенно молодых и слабых, любил ласку и сам был ласков, всегда искал истину… Доброта, бескорыстие и сердечное отношение к людским печалям были постоянными его качествами и никогда его не покидали», вспоминал Г.Г.Мясоедов. «Отличительной чертой Ге была его любовь к людям. Во всяком человеке он находил хорошую сторону» - вспоминала дочь Толстого Татьяна.
Да и сам Ге говорил, что «выше человека я ничего не знаю»; «художник – человек, наделённый от природы особым даром любви, в этом его сила»…
Картину «Распятие» П.М.Третьяков не купил. В разговоре с автором назвал её «нехудожественной». Ге обиделся, в письме его грустные строки: «…Если бы это сказал другой, я пропустил бы, но от Вас, которого люблю, мне было больно услыхать это слово, от Вас, сделавшего так много для живого искусства. Это слово не наше, а наших врагов…»
Не знаю, откуда такая повышенная чувствительность Ге к теме «Голгофа», к теме «Распятие»? В своих многочисленных эскизах он пытался представить всю пучину ужасов…
Возможно в гордыне ума, как у Льва Толстого? В «Отце Сергии» писателя – герой принимает постриг из-за гордыни, видите ли, невеста его обманула; гордыня Толстого «моё евангелие». «Он хотел стать Шопенгауэром и Буддой одновременно»…
Голгофа… Здесь мы скорее имеем дело не с искусствоведением, а психиатрией. Какое-то «безумие креста» - повышенная чувствительность к распятию…
Такая повышенная чувствительность к чему-либо, в психиатрии именуется, как идиосинкразия.
На этом принципе построена вся современная реклама. Вот гламурная дама – млеет от счастья, когда ей дают конфетку «Rafaello». Брутальный мужчина и его дама томно закатывают глаза от чашечки растворимого кофе. Другая дама – прыскает себе под мышку, какой то гадостью и лучится от самодовольства: мыться надо. Вот известный артист, пытается откусить чудовищный по размерам гамбургер, который можно есть только с ножом и вилкой, и чистыми руками…
И нет числа этому притворному безумию…
Идиосинкразия, как один из признаков дегенерации, перечислена в Инструкции «Об основных критериях отбора кадров… в органы НКВД».
Андропов её не читал (?), ибо пристроил «меченного» Генсеком…
Закончив картину «Распятие» Ге скоропостижно скончался, в возрасте 63-х лет. Это случилось 1 июня 1894 года на хуторе Ивановском. Похоронили Н.Н. Ге рядом с женой.
За год до смерти Ге напишет свой автопортрет, как духовное завещание. Художник смотрит на нас внимательным взглядом из чёрного мрака, «…с силой молодой жизни, бодрости и отваги… где обрёл он эту зовущую к себе искренность, эту ясность духа, которая привлекала к нему людей разных направлений?..» - вспоминал художник Н.П.Ульянов.
Экспрессивная живопись Н.Н. Ге - нашла своё продолжение у М. Врубеля, который станет его родственником. Жена М.Врубеля - Надежда Ивановна Забело.