Сообщество «Форум» 11:35 10 сентября 2018

Художник Николай Николаевич Ге

Искажение евангельских истин

Искажение евангельских истин

Художник Николая Николаевича Ге.

Фальсификация исторических фактов носит характер эпидемии.

В этом мутном потоке, не мало, важное место занимает искажение евангельских сюжетов. Веками длится…

Один из характерных примеров – творчество художника Николая Николаевича Ге (1831 – 1894 гг). Единственный из русских художников, который работал на понижение своего художественного уровня.

В Третьяковской галерее, что на Крымском валу в 2012 году, проходила персональная выставка Н.Н. Ге, под названием, одноимённой его картины: «Что есть истина?». К 180-летию со дня его рождения. В экспозиции было представлено более двухсот работ художника из музеев России, Украины, Белоруссии, Франции. Впервые выставлена большая коллекция рисунков, приобретённая в Швейцарии банком ВТБ, на тему Голгофа. Рисунки не представляют художественной ценности.

Как не вспомнить Екатерину Алексеевну Фурцеву, которая обменяла с А. Хаммером «Чёрный квадрат», К. Малевича, как вход в преисподнюю, на какую-то картину Ф. Гойи. Расторопный М. Швыдкой выкупил её за 10 млн. долларов! Вот те на…

Случилось посетить персональную выставку Н.Н. Ге, затем прочитал многие рецензии, которые, все были, исключительно комплементарны. У меня же выставка оставила двойственное впечатление. «Очеловечивание образа Христа…»; «сломал традиции тициановского Христа», т.е. традиции эпохи Возрождения; затем толстовство (!), наконец - Голгофа. «Я заставлю публику рыдать, а не умиляться…». Не заставил. Возникло раздражение. Об этом будет сказано ниже.

Жизнь и творческое наследие художника Н.Н. Ге

Николай Ге родился в Воронеже в дворянской семье. Его отец – русский офицер Николай Осипович Ге, и мать – Елена Яковлевна, урождённая Садовская. Она скоропостижно скончалась, через четыре месяца, после рождения сына. Фамилия Ге – французского происхождения. Его прадед французский эмигрант носил фамилию Gay.

Детство и юность Ге провел на Украине. Н.О.Ге купил имение в селе Попелюхи Могилевского уезда, куда и перевёз всю семью. Ге учился в 1-ой мужской гимназии, в Киеве, а затем на математическом отделении философского факультета Киевского университета. В возрасте 17 лет Ге переезжает в Санкт-Петербург и продолжает занятия на философском факультете столичного университета. Приехав в Петербург, любознательный юноша, первым делом посетил Эрмитаж, чтобы видеть картину К.Брюллова «Последний день Помпеи», о которой он много слышал и читал в провинции. Любовь к искусству овладела юной душой. К тому же, случилось знакомство с учащимся скульптурного отделения Императорской Академией художеств – П.П.Забело. Знакомство перерастёт в дружбу, и он станет его родственником, сестра Анна Петровна Забело станет женой Н.Н.Ге. Это случится в 1856 году.

Вскоре Ге бросает учёбу в университете, и поступает в Академию художеств.

Великолепное здание Академии, с надписью: «Свободным художникам» стало для Ге храмом умиления и молитвы. В своих записках он напишет: «…Сколько радости, правды, простоты, ума, гениальности жило здесь!.. Увидеть тебя была радость, быть твоим питомцем – счастье. Дети твои разнесли по всей Руси святое чувство правды – имена их гремят и в Европе. Правда, искренняя любовь к делу, скромность – хранят их…». В этих словах и любовь к родине, и юношеская привязанность к искусству.

Ге выбирает своим руководителем профессора П.В. Басина, и пишет первую картину: «Суд царя Соломона». Затем пишет программное полотно: «Ахиллес оплакивает Патрокла», и получает малую золотую медаль за эту картину. В 1857 году Ге создает картину «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила»; Академия художеств награждает его большой золотой медалью и присваивает звание классного художника 1-й степени, что даёт право на пенсионерскую поездку за границу. Первые картины Ге, написаны под влиянием К.Брюллова. В своих записках художник отмечал, что учился на «Портрете Ю.П. Самойловой», Брюллова, как нужно писать обнажённую женскую руку.

Поездка за границу состоялась в 1857 году. В Италию он едет вместе с женой, по пути посещают Мюнхен, Париж, Швейцарию и останавливаются в Риме, где снимают мастерскую. В 1860 году, уже большой семьёй – переезжают во Флоренцию: первый сын Николай родился в 1857 году, второй – Пётр, в 1859г.

Итальянский период творчества художника, где ласковое тёплое море и солнце, счастливая семейная жизнь, доступное искусство Микеланджело, Рафаэля, отразилось прекрасными этюдами, маслом на бумаге. Небольшие по размеру (не более30 на 40 см), камерные работы, которыми можно украсить любую квартиру. Очень хорош этюд «Закат на море в Ливорно», где богатая живописная палитра, с нежно – охристым тоном заката. В его поздних пейзажах есть несколько этюдов ночного неба: «Восход луны» и «Лунная ночь», хутор Ивановский, на Украине. Их можно расценивать, как дань памяти художнику Фёдору Васильеву. Ге говорил о Васильеве, что он первым открыл жизнь неба в русском искусстве. Очень верные слова.

Как видим художник жил в благополучной и обеспеченной обстановке. Однако

в поисках себя – в призвании художника, «блуждая между авторитетами Брюллова и Иванова», Ге обретает собственную тему.

Прочитывая Д.Ф.Штрауса и Э.Ренана (!), он избирает евангельские сюжеты, которые станут по его словам «дороже моей жизни». Явится новое прочтение и осмысление евангельских персонажей. Проще говоря, «очеловечивание божественного образа»…

Он задумывает большую работу – картину «Тайная вечеря» и приступает к созданию этюдов апостолов, других персонажей. Голову апостола Иоанна Ге написал со своей жены, Петра – с себя самого, а при работе над образом Христа воспользовался фотографией Герцена Фантастика…

В «Истории русского искусства», том II, говориться, что: «…художник не только придал ему черты лица Герцена, но и отразил в нём герценовское раздумье, душевную усталость, напряжённую работу мысли, что соответствовало его трактовке личности Христа как человека, познавшего горечь разочарования».

Вот так – ни больше, ни меньше…

Полотно «Тайная вечеря» Ге привозить в Санкт-Петербург, в 1863 году, и представляет её Совету Академии, в виде отчёта за пенсионерскую поездку.

Картина имела успех. Академия присуждает Ге звание профессора исторической живописи, минуя звание академика. Государь – Александр II купил её за 10 000 рублей и подарил Академии.

Действие картины происходит в комнате с узким окном, сквозь которое в лунном свете видны кипарисы. Учитель лежит в глубокой задумчивости на ложе. Все следят за мрачной фигурой человека – Иуды, он на первом плане, надевает плащ, чтобы уйти из комнаты. Встревоженные лица ярко освещены, льющимся светом… (откуда такой свет в ночное время суток?)

Личность Иуды чрезвычайно интересовала Ге. Он считал, что «Иуда – не банальный предатель, а интересная, значительная личность, имевшая собственные политические взгляды». Новаторская трактовка образа Иуды была отмечена критикой. Из каталога по выставке, читаем: «Иуда, это не тот грубый злодей… Нет, это величественный, исполненный мрачной красоты образ, в котором вы видите тип энергичного, живучего племени и народа, против чёрствого, жёстко-практического и материального духа которого, боролся Иисус. Это всё иудейство … воплощённое в одном живом человеке…».

Очеловечивание Божественного образа…(?) Многие русские художники (не будем перечислять) писали Христа, как человека, а не Бога...

Не в этом ли, религиозная драма художников, да и не только их, а многих деятелей искусства и просвещения - интеллигентов ХIХ века?..

После триумфа «Тайной вечери», Ге возвращается во Флоренцию, где проживёт ещё пять лет, до 1869 года, когда окончательно вернётся в Россию. Он продолжает работать над евангельскими сюжетами: «Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса, идущего к ним в дом», «Христос в Гефсиманском саду», «Вестники воскресения», и др. В 1867 году Ге знакомится с А.Герценом, пишет его портрет. Возвращаясь в 1869 году в Россию, Ге тайно перевёз портрет через границу, («История искусств», том Ш, Пётр Петрович Гнедич).

Картины Ге библейского цикла, как пишет Гнедич, успеха не имели. Поселившись в Петербурге, Ге избирается членом Правления «Товарищества передвижных художественных выставок», (ТПХВ). Знакомство с историком Костомаровым и 200-летний юбилей Петра 1-го, позволили художнику взяться за русскую историю. Выбор сюжета оказался весьма удачным. Он создаёт картину: «Пётр допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Ге тщательно исследовал документальный материал, что позволило создать яркое историческое полотно. Картина получила всеобщее признание. П.М.Третьяков купил её прямо в мастерской художника.

В последующие годы Ге создаёт ещё две картины на исторические темы: «Екатерина П у гроба императрицы Елизаветы» и «А.С.Пушкин в Михайловском»… Однако жизнь в Петербурге угнетает художника, к тому же средств стало не хватать – подрастали оба сына. Жизнь требовала прилива новых духовных сил. Тогда Ге покупает имение Плиски, в Черниговской губернии, у своего тестя и переселяется туда. Совершенно забросив живопись, он занимается хозяйством, разумеется, плохо разбираясь во всём этом… Так проходит четыре года, Ге одолевают долги и он вновь возвращается к живописи. Работает над картиной «Милосердие», вспоминая слова проповеди: «А кто напоит нищего, меня напоит». В лице нищего он старался выразить Христа. Картина была показана на 8-й выставке ТПХВ и успеха не имела.

К этому времени Ге становится толстовцем(!) В газете он прочитал статью Л.Н.Толстого «О переписи в Москве», которая перевернула его жизнь. Это: «…дело – любовное общение людей… и разрушение тех преград, которые люди воздвигли между собой, для того, чтобы веселье богача не нарушалось дикими воплями оскотинившихся людей и стонами беспомощного голода, холода и болезней… Как искра воспламеняет горючее, так это слово меня всего зажгло… Я еду в Москву обнять этого великого человека и работать ему…».

В личности Толстого Ге обретает нравственную опору. Он становится вегетарианцем (!) старается не пользоваться наёмным трудом. Кладёт печи крестьянам, к этому делу обнаруживается у него талант. Однако возникает конфликт в семье, жена и младший сын не разделяют духовных исканий художника. Старший сын Николай поддерживает взгляды отца.

В 1884 году Ге пишет портрет Л.Н.Толстого в его хамовническом доме. Это лучший портрет позднего творчества художника. Писатель в своём рабочем кабинете за работой над рукописью: «В чём моя вера?»… Впоследствии Ге скажет: «В этом портрете я передал всё, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке». Выразительный портрет Толстого хорош тем, что художник ушёл от традиций психологизма, когда изображение фокусируется на глазах, направленных на зрителя. Критика посчитала портрет – неудачным: «Ещё один шаг в этом направлении и мы рискуем очутиться перед затылком одного из великих людей»…

В портретной живописи Ге – запечатлел многих своих современников. Он создал более сотни портретов, в каждом из них по его словам, он искал «живую форму», т.е. взволнованного переживания личности. Он пишет портреты Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина, оба с тревожными, несчастными взглядами; портреты Костомарова, Антакольского, Крамского и мн. др.: «людей, являющихся гордостью русской нации, представителей демократической культуры»… А.Н.Бенуа видел в портретах Ге проблески гениальности, и считал, что до «технической порядочности и правильного рисунка ему далеко». Однако Ге считал, что выдвинул принципиально новую идею, в противовес академической концепции «совершенной формы».

На волне творческого подъёма от встречи с Л.Н.Толстым, Ге приступает к иллюстрации рассказа Толстого «Чем люди живы». Работает над картинами «страстного цикла», и пишет: «Что есть истина?» Quid est veritas? В этой картине Ге окончательно порывает с многовековой традицией изображать Христа, как прекрасного телом и духом человека. Он даже гордился, и считал свое заслугой, что «сломал тициановского и да-винчевского Христа». Картина была показана на 18-й выставке Передвижников, но вскоре была снята, по распоряжению Святейшего Синода. К.Победоносцев обратился к Александру Ш с письмом, что художник надругался над образом Христа, Богочеловека и Спасителя. Александр Ш на полях письма написал: «Картина отвратительная», повелел снять её с выставки и запретить возить по России. Отзывы в печати были неодобрительные. П.М.Третьяков воздержался от её приобретения, за что получил выговор от самого Льва Толстого, который послал ему резкое письмо.

Оно достойно цитирования: «…Вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства – живописи и собирали подряд всё для того, чтобы не пропустить в тысячи ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину…» Прямо-таки, ленинская фразеология …

Успеха картины не случилось. Критики заявляли: «Христос – фигура глубочайшего нерадения, небрежности и низости…» Даже граф Л.Н. Толстой в одном из своих писем к Ге, всё же просил больше не писать Христа свирепым: «Сделайте его с простым, добрым лицом. Мне представляется, что будь лицо Христа простое доброе, сострадающее – все всё поймут».

Создаётся удручающее впечатление, что эти русские интеллигенты были людьми - плохо образованные. Они не потрудились - прочесть Святые Писания. Правильно оценить великую русскую иконопись и величие Божественной Литургии, когда раздаётся глас Херувимской песни: «…всякое ныне житейское отложим попечение…». Русская интеллигенция не догадалась ознакомиться, не говоря, чтобы внимательно рассмотреть: иконопись и шедевры фресковой живописи, Рублева и Дионисия. Всё было доступно! В Ферапонтов монастырь доехать гораздо легче, чем во Флоренцию. Пройдёт более 500 лет, когда во всей полноте раскроется образ собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Осуществит это Юрий Холдин профессиональный искусствовед и блестящий фотохудожник, которому стал близок и понятен тот свет радости о Господе!

Удивительная наша Россия.

Русская интеллигенция не заметила даже великого современника - святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867). Его труды: «Аскетические опыты», «Отечник» и др. переиздавались при его жизни три, или четыре раза, и «вызывали благоговейное почитание автора». И.Брянчанинов был духовным отцом Карла Брюллова…

Увы, юность Ге и итальянский период прошли под знаком Герцена, затем под знаком Льва Толстого. Толстовство – ни кому не приносило пользы…

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»…

* * *

Христос был прекрасен лицом. Это можно видеть в образе «Нерукотворного Спаса». В Успенском соборе Московского кремля сохранилась икона ХШ века «Спас Златые Власы». Остались и письменные источники - из донесения проконсула Публия Лентулы римскому сенату. В нём говорится: «… Он (Иисус) высокого роста, величественного вида… смотря на него нельзя не любить и вместе с тем не бояться… волосы его русого цвета… лоб ровный гладкий, лицо чистое, ланиты покрыты негустым румянцем… нос и рот расположены очень правильно; борода такого же цвета, как и волосы… глаза голубые… взгляд удивительно приятен и вместе с тем важен…»

Григорий Неокесарийский (213 – 270гг) предупреждал: «Если кто говорит что Христос есть совершенный человек – отдельно и Бог Слово – отдельно, и не исповедует единого Господа Иисуса Христа, как написано, анафема да будет».

Кстати, сохранилась жемчужина русской архитектуры церковь Григория Неокесарийского, что на Полянке; по-видимому, единственная в Московском патриархате, освящённая именем этого святого.

Осталось предание, что при патриархе Геннадии Константинопольском (5-й век) один живописец осмелился придать Господу Иисусу Христу черты Юпитера, от чего у него отсохла рука. Наказание последовало за то, что он провёл параллель между языческим идолом и Сыном Божиим.

* * *

Ге продолжал свой цикл: «Голгофа» и «Распятие», как иллюстрации толстовского «евангелия». Художник оставил большое количество рисунков, набросков, эскизов, где варьируются темы физических мук, искажённых страданием лиц… Смотреть эти рисунки не доставляет удовольствия. Это вопль, ощущение невыносимой боли. И такая яростная самоотдача художника…

Какую надо иметь нервную систему, чтобы многократно рисовать и тиражировать абсолютное зло? Искусствоведы говорят, что «это был страстный протест против насилия над человеком…». Ге говорил: «Я заставлю публику рыдать, а не умиляться».

Где – то прочитал: «Зло само себя воспевает. Как только образ зла является, тотчас появляется энергия, эмоциональность…»

А, ведь современники отзывались о Ге, как о человеке, который «любил людей, особенно молодых и слабых, любил ласку и сам был ласков, всегда искал истину… Доброта, бескорыстие и сердечное отношение к людским печалям были постоянными его качествами и никогда его не покидали», вспоминал Г.Г.Мясоедов. «Отличительной чертой Ге была его любовь к людям. Во всяком человеке он находил хорошую сторону» - вспоминала дочь Толстого Татьяна.

Да и сам Ге говорил, что «выше человека я ничего не знаю»; «художник – человек, наделённый от природы особым даром любви, в этом его сила»…

Картину «Распятие» П.М.Третьяков не купил. В разговоре с автором назвал её «нехудожественной». Ге обиделся, в письме его грустные строки: «…Если бы это сказал другой, я пропустил бы, но от Вас, которого люблю, мне было больно услыхать это слово, от Вас, сделавшего так много для живого искусства. Это слово не наше, а наших врагов…»

Не знаю, откуда такая повышенная чувствительность Ге к теме «Голгофа», к теме «Распятие»? В своих многочисленных эскизах он пытался представить всю пучину ужасов…

Возможно в гордыне ума, как у Льва Толстого? В «Отце Сергии» писателя – герой принимает постриг из-за гордыни, видите ли, невеста его обманула; гордыня Толстого «моё евангелие». «Он хотел стать Шопенгауэром и Буддой одновременно»…

Голгофа… Здесь мы скорее имеем дело не с искусствоведением, а психиатрией. Какое-то «безумие креста» - повышенная чувствительность к распятию…

Такая повышенная чувствительность к чему-либо, в психиатрии именуется, как идиосинкразия.

На этом принципе построена вся современная реклама. Вот гламурная дама – млеет от счастья, когда ей дают конфетку «Rafaello». Брутальный мужчина и его дама томно закатывают глаза от чашечки растворимого кофе. Другая дама – прыскает себе под мышку, какой то гадостью и лучится от самодовольства: мыться надо. Вот известный артист, пытается откусить чудовищный по размерам гамбургер, который можно есть только с ножом и вилкой, и чистыми руками…

И нет числа этому притворному безумию…

Идиосинкразия, как один из признаков дегенерации, перечислена в Инструкции «Об основных критериях отбора кадров… в органы НКВД».

Андропов её не читал (?), ибо пристроил «меченного» Генсеком…

Закончив картину «Распятие» Ге скоропостижно скончался, в возрасте 63-х лет. Это случилось 1 июня 1894 года на хуторе Ивановском. Похоронили Н.Н. Ге рядом с женой.

За год до смерти Ге напишет свой автопортрет, как духовное завещание. Художник смотрит на нас внимательным взглядом из чёрного мрака, «…с силой молодой жизни, бодрости и отваги… где обрёл он эту зовущую к себе искренность, эту ясность духа, которая привлекала к нему людей разных направлений?..» - вспоминал художник Н.П.Ульянов.

Экспрессивная живопись Н.Н. Ге - нашла своё продолжение у М. Врубеля, который станет его родственником. Жена М.Врубеля - Надежда Ивановна Забело.

1.0x