Авторский блог Александр Андрух 13:45 23 сентября 2019

Хотят ли низы.., могут ли верхи?

и спросил насмешливо бес у ангела: "Скажи, ангел, если ты мудрый, почему вслед за мной идут толпы людей, а за тобой только несколько человек"? И ответил мудрый ангел: "Потому что я иду в гору, а ты под гору… Подниматься же всегда труднее, чем опускаться";

Неоднократно приходилось слышать о подобии ситуаций перед революцией 1917-го года и якобы нынешней, что вынуждает вспомнить крепкое, как и всё у В.И. Ленина, классическое определение революционной ситуации, т.е. когда "низы не хотят, а верхи не могут жить по-старому". Тут, естественно, следует уточнить, что отождествление социального положения столетней давности и теперешнего, если не учитывать и не детализировать произошедшие за эти сто лет изменения мягко говоря, некорректно. И здесь, увы, не приходится говорить об улучшениях, хотя, исходя из укоренившейся в человечестве вере в "прогресс", они самые и должны были бы быть! Но что-то мне подсказывает, что улучшения, если они и произошли (тут, как говорится, всё познаётся в сравнении), касаются исключительно стороны материальной, т.с. металла, а не важнейших, пусть и неизмеримо более тонких, для человеческого бытия субстанций, каковыми являются душа, нравственность, духовность. Видимые улучшения эти касаются скорее одной лишь телесной составляющей нашего с вами естества и его окружения, а не главенствующей части – духовной, которая, увы, оказалась почему-то в упадке и запустении, тем самым попирая все принципы "прогрессистов" и самоё основание веры в этот самый "прогресс"! Ибо в этом смысле упадок и запустение таковы, что являются едва ли не большими, чем в годы средневековой инквизиции, когда сжигались на кострах книги, сиречь знания. По словам же Рэймонда Брэдбери, "есть преступление большее, чем сжигать книги, – это не читать их"!

Да! могут возразить мне сторонники существующего status quo и такого вот пути развития (именующие себя адептами либерализма), не читают нынче книг – ну, и что? Переросло, дескать, человечество эту архаику, значит, так и надо! Появились иные, "альтернативные" источники информации! Т.е. книги Шекспира и Сервантеса, Гёте и Шиллера, Пушкина и Гоголя приравнены к "источникам информации", и тем самым ничтоже сумняшеся низведены со своих пьедесталов, где им, казалось, была уготована вечность! Да и сама она, вечность, утверждают нам, как бы попахивает нафталином, а значит и её долой, ибо всё в этом мире временно и преходяще – так сказать carpe diem, пользуйся моментом, срывай цвет, не зевай и не отвлекайся на какую-то иллюзорную вечность! Но забавно, однако же, предположить, где собираются найти хотя бы подобие альтернативы тем устаревшим "источникам информации"? Что, к примеру, потянет на "Руслана и Людмилу", "Братьев Карамазовых", "Анну Каренину", "Мастера и Маргариту"? Уж не опусы ли в пустых и никчемных блогах на столь же пустые и убогие темы самих господ-ниспровергателей, являющие собою многословные, пардон, испражнения галлюциногенного ума, страдающих к тому же миллионами грамматических ошибок и предельно недоразвитым и убогим стилем? Можно лишь отдалённо вообразить этот до упаду смешной гротеск.., а посему не рискну продолжить, ибо в моём возрасте гомерический смех противопоказан…

Или взять иной "альтернативный источник информации" - современное телевидение, - которое профессор С.П. Капица определял, как нечто чудовищное: "Наше телевидение находится в глубокой яме. Я бы назвал его преступной организацией, потому что такого разложения, какое оно практикует в обществе, я не видел на экранах нигде и никогда", (2011г.). Думаю, что профессор не преувеличивал… Но, не умаляя точности его определения, нужно бы отметить, что в некоторых смыслах это даже полезно, а подчас и уморительно, понаблюдать те траектории полётов мух к известного рода субстанции и нездоровый их ажиотаж в поле её притяжения! Ибо тут срабатывает формула великого самодержца – "дабы дурь каждого видна была"! А в данном паноптикуме она, дурь, не просто видна, а прёт и выявляет себя с неимоверною силой!

Но, кажется, что по избранной тематической тропинке мы рискуем выйти на другую, пусть и соседнюю, поляну в тёмном лесу. А потому вернёмся к нашему "низы не хотят". Чего на самом деле хотят низы известно ещё со времён Древнего Рима – вроде бы как "хлеба и зрелищ" они хотят! Однако, Великая Октябрьская социалистическая революция показала, что могут они хотеть и иного! Причём диаметрально противоположного! И совсем не шкурного и низкого! А даже смыкающегося со всеобъемлющими базисными понятиями равенства и братства, достоинства и справедливости, свободы и счастья ДЛЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ! И тут уже хочешь не хочешь, а нужно признавать, что низы низам рознь! И что тут ещё важнейшую роль играет фактор руководящей и направляющей эти самые низы силы и то, куда она их ведёт и направляет! Ведь и громовержец Ельцин ратовал за капиталистическое счастье людей, призывая и ведя их в этом направлении! Не ведал болезный, что подобное марево является самым жёстким оксюмороном, что капиталистическое счастье всех скопом есть то, чего в принципе и по определению быть не может! Недопонял, недоосмыслил, недоразвился. Хотя.., это для вольного философа подобные вещи недопонимания и недоосмысления проходят как бы безболезненно и как бы без последствий для него… Если же за этим стоят судьбы, выживание, жизнь и смерть миллионов людей, доверивших тебе самое ценное, то спрос должен быть иной.., совсем иной! Ну, да Богу он уже дал ответ, с него уже спрошено…

И вот смотрите: сквозь бури и невзгоды, холод и голод, болезни и смерть мировой и гражданской войн руководящая и направляющая сила в лице большевиков смогла научить и убедить массы видеть впереди светлые и чистые районы городов, прекрасные здания множества новых школ, уют и тишину библиотек, кипящий шум передовых предприятий и новостроек, словом, отблески того светлого будущего, образ которого всякий рабочий человек носил втуне у себя в сердце! Конечно, каждый понимал, что предстояла трудная и тяжёлая работа! Константин Паустовский писал, что в суровые годы гражданской войны, в те самые годы разрухи и лихолетья приходило на ум: "…как слаба ещё плёнка культуры и какие лежат под нею глухие и бездонные воды дикости и темноты. Но свет человеческой мысли просветит эти воды до дна. В этом есть великая задача нашего будущего, нашей работы, нашей пока ещё неустроенной жизни" (К. Паустовский "Начало неведомого века"). И отчасти титанический этот труд был успешным, отчасти он принёс свои плоды, ибо, в противном случае, не узнать бы нашим отцам вкуса "красного вина Победы" в великой битве с коварным врагом, не выбиться бы стране в передовые ряды индустрии, науки, культуры, образования!.. Но главным достижением было – наработка высокой силы духа у людей, которые в большинстве своём научились распознавать истинно ценное в жизни, научились с презрением относиться к мишуре и пустышкам! Вспоминаются в этой связи слова, сказанные выдающимся философом земли русской Вл. Соловьёвым: "Сила духа в человеке прямо пропорциональна силе побеждённых ним страстей". Как это верно сказано! И как верно было понято! Именно искоренением низменных страстей, этого наследия тёмных веков, уделено было немало внимания и приложено немало сил в советской нашей державе! Именно "выдавливание по капле из себя раба" (читай: ветхого человека), воспитание человека высокого достоинства и несокрушимого духа стало тогда приоритетом!

Однако, это, оказывается, было в условиях "тоталитаризма", "зажатия и ограничения свободы" и при "культе личности"! Но что же мы наблюдаем теперь, без какого бы то ни было "культа", при пышном развитии всего того, что именуется "расцветом демократии", при полной свободе и утверждении так называемых "прав человека"? Не возврат ли ко всё тому же тёмному и ползуче опустошающему, только ещё темнее? Не всё то же ли древнее "хлеба и зрелищ", только в многократно более развращённом и утяжелённом виде? Не поощрение и взращивание ли самых убогих сторон ветхого человека, только легализованных и вытащенных из глубин человеческого естества на поверхность? Из тех самых "глухих и бездонных вод дикости и темноты", о которых так просветлённо-оптимистически и отчасти наивно писал Паустовский, вероятно, переоценивая мощь "света человеческой мысли" и недооценивая глубины и инертности "вод дикости и темноты", которые, увы, пока неподъёмны и неподвластны свету! Знал бы выдающийся писатель каким витиеватым и неожиданным образом эта "великая задача нашего будущего, нашей работы" разрешится!..

Касательно же, пресловутой свободы, то тут уместно привести слова американского писателя (были ведь и у них умные люди!) Френка Герберта: "Ищи свободу - и станешь пленником собственных желаний. Ищи дисциплину - и обретёшь свободу". Кажется, что с их свободой произошло что-то вроде этого! Они принимают за свободу нечто иное, к свободе истинной не имеющей никакого отношения, – это и пленённость собственными желаниями (по сути: похотями и вожделениями), и мираж вседозволенности (читай: расхлябанности), и иллюзия обладания множеством материального (на самом деле: пресыщенность бесконечностью одноразовых пустышек и мишуры), и проч. проч. И не догадываются, бедолашные, что ещё Цицерон именно для таких изрёк: "Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга"! Т.е. в исполнении своего долга и обязанностей, в наработке дисциплины, читай прочного стержня высших установок и несгибаемого характера, следует искать свободу! Но, о чём вы?! Какой долг?! Какие обязанности?! Какая дисциплина?! Они о таких понятиях и слыхом не слыхивали! Такое чудо (понимание превалирующего значения в жизни долга и обязанностей) в истории человечества, по-видимому было знакомо лишь одной общности людей – советской!..

Вот такие вот они "низы" советского социалистического образца и низы пошиба стран капитала. Как говорится, почувствуйте разницу! И, если снова возвратиться к ленинскому определению революционной ситуации, приведённому вначале, то можно прийти к выводу, что, когда "низы не хотят", то не хотят они оба, но не хотят как-то по-разному. И такая разница определяется самой природой и качеством этих самых низов и, отсюда, их направленностью на разное, порою диаметрально противоположное!

Увы, приходится признать, что представители тех наших родных "низов", советской закалки и качества, практически все ушли в небытие (точнее сказать, ушли они к себе в свою советскую страну, где они крайне нужны, необходимы и востребованы, и которая сейчас находится в состоянии кипучей созидательной работы по строительству нового небывалого мира, пусть и в иных сферах, ведь ещё великий Гёте сказал, что "если человек не верит в последующие жизни, то он мёртв и для этой")! А поскольку полноценной замены им в обозримом будущем не предвидится, то приходится констатировать, что никакой революционной ситуации в классическом её определении у нас здесь быть уже не может, а может быть лишь её суррогат, что подтверждено множеством т.н. "цветных революций", и это вызывает тревогу за будущее человечества вообще. Ибо, при такой тенденции, не началось бы у людей через пару-тройку поколений обрастание шерстью и возврат к атавистической и рудиментарной архаике! Ведь ещё Иммануил Кант изрёк: "Жизнь людей, преданных только наслаждению, без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены", а стало быть и цели… И забавно-печальной можно представить себе такую картину недалёкого будущего: нечто человекоподобное нечёсаное сидит, согнувшись и сосредоточенно вперившись в гаджет, пытаясь что-то набрать в нём копытом…

Я намеренно не уделил внимание сравнению верхов. Вероятно, в этом и нет нужды, поскольку – верхи, они и есть верхи, упыри и кровопийцы, национальных различий не имеющие… Хотя, похоже, что на просторах наших появилась особая их разновидность – особь ушлая, беспринципная, жуликоватая. Но то уже требует отдельного разговора…

P.S. Тут, как нельзя кстати, попался и пример: верхи Великобритании (в наше время, правда, заслуживающей скорее названия Мелкобритании), на словах большие демократы и гуманисты, в бытность свою "друзьями" Китая (не так уж и давно – середина XX в.) практиковали такие вывески на фасадах своих там учреждений: "Собакам и китайцам вход воспрещён!". И в то же время, два советских дипломата в тогдашнем Пекине, находясь в сильной спешке, когда бедняк-рикша умолял их воспользоваться его "видом транспорта" и доставить к месту назначения, сами впряглись в тележку, почти насильно усадив в неё рикшу, и бегом добрались, куда им нужно, заплатив бедняку за сделанную ними работу. Но то же были советские дипломаты, а не какие-то мелкобританские буржуи…

1.0x