Авторский блог Надежда Диас 12:44 11 февраля 2017

Хорошая дисциплина

Реальна ли в современной школе хорошая дисциплина?

Хорошая дисциплина в школе. Реально ли это?

Пять лет назад я написала статью, которую в педагогических изданиях печатать не захотели. Почему? Почитаем и поразмышляем вместе.

«В этом году я закончила свою работу в школе, ушла на пенсию. Но хочется поделиться с другими учителями некоторыми важными мыслями. И поэтому пишу.

Несколько месяцев назад я смотрела по телевизору передачу о школе. Выступал один учитель, который рассказал, что у него на уроке ученики безобразно себя ведут. Тут же другие учителя, сидящие в студии, стали ему говорить о том, что он не годится для профессии учителя. А я подумала о том, что, к сожалению, такая ситуация, когда учитель остается один на один с учениками слишком распространенная. И никто никогда не задумывается о том, что, если дети позволяют себе плохое поведение с одним учителем, то это уже говорит об их внутренней «гнили». С одним можно, а с другим, страшно вести себя плохо. Некое приспособленчество получается. Следовательно, получается, что в душе дети вели бы себя плохо и на других уроках, если бы не боялись. Вопрос: А нужен ли нам такой ученик, который не шумит на уроке из-за страха? И ответ: нет, не нужен.

Ученик должен понимать, что дисциплина должна быть хорошей потому, что он должен получать знания, и эти знания ему в жизни пригодятся. И учителя он должен уважать изначально за то, что тот дает эти необходимые ему знания. «Трудно уважать человека с маленькой зарплатой», - скажете вы. Да, теперь это непросто. Но если ребенок видит, что все учителя вокруг уважают друг друга, то и ему легче вести себя, как все. А любить каждого учителя его никто не заставляет. Он все равно выберет для себя нескольких, о которых и в старости будет вспоминать. С большой любовью. И, прежде всего, это будут те учителя, которые были личностями. Те, которые не только хорошо знали свой предмет, но и придумывали что-то интересное в школе. Скажем, хорошо пели, или спектакли интересные ставили. Или просто были порядочными людьми.

Я много лет проработала в хорошей школе, но потом по семейным обстоятельствам была вынуждена уйти оттуда. Как эта школа работает сейчас, я не знаю. Там сменилась администрация. За последние несколько лет видела разные школы, и, наконец, попала в ГОУ СОШ № 925 г. Москвы.

И тут увидела четкую систему воспитательной работы. Здесь не каждый за себя, а все за одного.

В чем же секрет успеха? Почему около школы никогда не увидишь курящих подростков? А это теперь часто можно увидеть …

Начну с главного. Сейчас учителей мучает бумажная волокита. То такой отчет напиши, то другой. Но, если приглядеться, то есть бумаги и нужные. Например, отчет о том, как и когда проходили у вас в школе Советы Профилактики. Раньше я и не подозревала о том, что такие Советы должны в школах существовать. А тут в 925 школе это мне открылось. И выяснилось, что это очень важная вещь.

Что делать, если ребенок плохо ведет себя на уроках? Написали замечание, одно, второе, третье, а он все продолжает. Тогда вызвали родителей. Здесь в ГОУ СОШ № 925 я впервые (подчеркну это впервые) узнала о том, что к приходу родителей надо у социального педагога взять лист индивидуальной беседы. И сразу вспоминается пословица «Что написано пером, не вырубишь топором». Поговорили с учеником и его родителями, все записали и дали им этот документ под роспись. На детей это производит сильное эмоциональное впечатление. Бумага дает понять силу ответственности за свои поступки.

Много лет назад я работала рядом с замечательным педагогом Дубининой Марией Ивановной (ее сейчас уже нет в живых). Когда в группе продленного дня (это 1-3 классы) попадался какой-нибудь уж слишком неугомонный ребенок, то Мария Ивановна говорила: «А приведите-ка его ко мне!». И мы приводили. Мария Ивановна открывала чистую тетрадку и говорила: «Расскажи, что ты натворил? Помедленнее, я записываю». И она записывала. А потом говорила: «А как ты свой поступок оцениваешь? Что делать будешь? Ага, записываю. Ну, вот. А теперь распишись под своими словами. И помни о том, что здесь написано». Эффект всегда был просто потрясающий. Поведение ребенка заметно улучшалось.

Часто еще до бесед с родителями обращаются с детьми к школьному психологу. А психологи здесь, в школе №925, чудесные! На моих глазах решались сложные ситуации. Казалось бы в другом месте уже и родителей бы вызвали, и еще какой огород бы нагородили. А тут психолог поговорит с ребятами, доверительно, просто, и вот уже видишь, что каждый из участников конфликта осознал, в чем он не прав, и конфликт заканчивается тем, что участники его протянули друг другу руки и извинились друг перед другом.

А слишком часто бывает, что в подобных случаях о наличии психолога в школе никто и не вспоминает. Вывод: больше привлекайте психологов для решения дисциплинарных вопросов. И помните! Психолог в данной ситуации выглядит как третья сила, он – не классный руководитель, он вроде постороннего лица, и поэтому кажется ребятам более объективным при решении конфликта.

Пойдем дальше. А что же делать, если ученик и после вызова родителей продолжает вести себя плохо и плохо учиться? А дальше уже Совет Профилактики. Стоило только кому-то из ребят сказать о том, что я приглашу его на Совет Профилактики, как этот ребенок тут же исправлялся (хотя бы на время данного урока). Совет Профилактики оказался большой силой. Здесь в ГОУ СОШ № 925 его проводят обязательно раз в месяц. Возможно, по инструкции так и должно быть в каждой школе. Но ведь в других школах нет такого, по крайней мере, в тех, где мне доводилось бывать. А здесь Совет Профилактики обязательно бывает! И все учителя, обучающие трудного ребенка (или по дисциплине, или по учебе) присутствуют на Совете. Все. Даже если у Вас он хорошо себя ведет, и по вашему предмету хорошо учится. Здесь учителя уважают друг друга, и не сторонятся чужих проблем.

В назначенное время ученик приходит с родителем на Совет Профилактики. А здесь уже собрались и учителя, и психолог, и часто еще и милиционер, ответственный за работу с детьми в данном микрорайоне.

Совет Профилактики обсуждает с родителями все проблемы трудного подростка. И его внешний вид (он должен настраивать на учебу, а не на развлечение), и его режим дня, и его готовность к урокам (я имею в виду и его оснащенность учебными пособиями тоже), и, если надо, проблемы со здоровьем.

В итоге получается, что Совет Профилактики выступает не только как карающая сила, но и как сила, помогающая решить многие проблемы данного ученика. Совет, как настройщик музыкального инструмента, настраивает ученика на учебу.

Но опять же все сказанное на Совете тщательно протоколируется. Родители и ученик ставят свои подписи. Часто ученику дается месячный срок на исправление (до следующего Совета). В случае, если ребенок не исправляется, его ставят на школьный учет (обратите внимание на такие как бы ступенечки, потом ведь дело может дойти и до постановки на учет в милицию). Родитель, попавший на Совет, понимает всю важность происходящего, и если ребенок этого не понял, то пытается донести суть до ребенка.

Заканчивая беседу с ребенком на Совете профилактики, обязательно надо внимательно выслушать его самого. Надо увидеть и понять, что не зря время потратили, и что ребенок сделал выводы, и увидел пути к своему исправлению.

К сожалению, мы сейчас живем в такое время, когда именно разговоры с детьми необходимы. Все важное надо проговаривать. Часто еще и надо объяснить, почему нельзя именно так себя вести. И как надо, и почему.

Трудный учащийся постоянно ощущает себя под контролем. Социальный педагог, Селиванова Лидия Семеновна, много лет работающая в школе 925, периодически и дневники проверяет у трудных детей. И поскольку она в школе является и ответственным по питанию, то на выходе из столовой частенько остановит такого ученика и его делами поинтересуется.

И еще важный момент. Иногда мы беседовали и с отличниками. И задавали им следующий вопрос: «А что сделал ты для того, чтобы Иванов или Петров лучше себя вели на уроке, ты их останавливал? Ты с ними говорил?» Если в вашей школе, где вы работаете, детям не задают таких вопросов, то это плохо. За учебу и поведение в классе должны отвечать все. И отличники должны тоже понимать свою ответственность за все происходящее, ведь они больше всех хотят получить знания.

Завуч по воспитательной работе в школе Антонова Марина Николаевна тоже работает в школе очень давно, и воспринимает созданную систему работы, как данность. Вроде бы, а как же иначе можно работать? А мне, как человеку новому, сразу же бросилось в глаза и уважение учителей друг к другу и взаимопомощь, к которой люди приучены. Заметила я и то, что дети чаще, чем в других школах здороваются со взрослыми. А всего пару месяцев назад на планерке Марина Николаевна сказала: «Уважаемые коллеги! Напомните ребятам о том, что со взрослыми надо здороваться».

Воспитание – как большой дом. А дом строится постепенно. Пришел маленький человек в школу, ему объяснили, что надо здороваться и постепенно он к этому привыкнет, вежливость останется у него в крови.

Ну и иногда, и напомнить надо.

Я уже говорила о том, что надлежащий внешний вид как бы подготавливает к учебе. Я была свидетелем линеек, посвященных внешнему виду. Ольга Юрьевна Горюнова, директор школы, вместе с Мариной Николаевной собирали ребят в актовом зале и показывали им, как должен выглядеть ученик нашей школы, т.е. вызывали на всеобщее обозрение ребят, которые были аккуратно одеты и были в жилетках, являющихся атрибутом школьной формы. Говорили о том, что приход в школу в майке недопустим, это спортивная форма, это белье. Я считаю, что такие разговоры нужны. Они дают понять юному человеку, что школа – это не тусовка какая-то, это храм науки, это место, где тебя формируют, как личность. И кто, если не учитель (ну и родитель тоже) заложат в голову юному созданию этические нормы.

А хороший учитель и старшекласснику наедине может сказать: «А что это ты сегодня не бритым пришел на экзамен?». Не всегда говорим. А потом удивляемся количеству небритых молодых людей на экранах телевизоров!

Когда я много лет назад пришла работать в школу, воспитывать помогала и пионерская, и комсомольские организации. Тоже вызывали отстающих сначала на Совет отряда, потом на Совет дружины (сначала как бы низшая ступень работала с человеком, потом ступень повыше). И с детьми дети разговаривали. Но сейчас пионерских и комсомольских организаций нет. Так давайте, дорогие коллеги действовать сообща! Главное все-таки заключается не в том, чтобы Иванов знал, скажем, вашу математику или географию, а в том, чтобы он стал порядочным человеком, который понимает важность знаний.

Все это я написала главным образом для тех, кто только начинает свою работу в школе. Хочется, чтобы молодому учителю как можно больше помогали. Вспоминаю себя. Только пришла работать в школу. Где-то прочитала о том, как можно интересно проводить зачеты. Делаешь 6 постов, на которых сидят ребята, обучающиеся на пятерки по предмету. И вот эти ребята экзаменуют остальных учащихся. При этом все остальные с зачетками ходят по классу, от одного поста к другому. Да, интересная форма работы. Но вот только для учителя, который первый год работает в школе, это совсем не годится. Дети учителя еще не узнали, он еще не завоевал у них авторитет. И такой зачет в тихой обстановке не получится. Мне этого никто не подсказал. А ведь рядом были опытные учителя…

Сначала узнайте детей, а когда они станут «вашими», тогда уже можно и экспериментировать. Удачи Вам!» (2012 год)

Итак, что же напугало педагогов в моей статье? Я получила такое объяснение: «Нас не устраивают такие методы работы, вы хотите задавить личность ребёнка». В «Советской России» много пишут о том, что мы пытаемся перенять западную систему воспитания, при которой ребёночку всё можно, даже желательно жаловаться на своих родителей, если они на него голос повысят или по попке дадут. И не важно, почему голос повысили, и не важно, почему ремень достали? Я сама никогда детей не била, но уверена, что могут быть такие случаи, когда родитель обязан достать ремень. Приведу абстрактные примеры: несколько детей избили своего товарища. Их было 3-5, а он – один и никому ничего плохого не сделавший. Или другое: Не выполнил домашнее задание, старенькая учительница поставила в журнал двойку. А он её за это на весь класс курицей обозвал. Надо дать ремня? Бесспорно надо. Потому что есть предел, и нельзя никак оправдать ни первый поступок, ни второй. И то, и другое говорит лишь о том, что ребёнок уже приучен к вседозволенности. Может, родители слишком обеспеченные, а, может, просто не общаются с ребёнком, не объясняют ему простых правил культуры и человеческого общежития.

Очень жаль, что 5 лет назад я так и не смогла поделиться передовым опытом школы 925. Теперь её уже давно не существует, ведь идёт объединение школ, и она попала в число объединенных. Конечно, сразу стали урезать ставки и т.д. Убрали и ставку социального педагога. Хватит одного социального педагога на несколько зданий! Однако не хватило, так как трудные дети тут же остались без должного присмотра, и это вылилось в итоге в большую беду. Виноват ли здесь директор? И да, и нет. Не директор придумал объединение школ и сокращение ставок и т.д. Директор – тоже оказался заложником системы. Так что в условиях капитализма, в условиях членства страны в ВТО, в условиях, когда дети самой жизнью поделены на богатых и бедных, хорошая дисциплина возможна, но с каждым годом устанавливать её будет всё трудней, потому что престиж учителя опускается, существуют учителя (я знала директора школы с такой точкой зрения), которые считают, что дети должны боятся учителей. Вот она идёт по коридору школы, а старшеклассники сразу становятся по стойке смирно. Красота… Порядок… И будут запуганные учителями детки, и учителя, запуганные начальством. Вечный страх!!!

А Совет Профилактики никакого страха к учителям не предусматривает. Здесь не унижают и не оскорбляют, не повышают голос. Здесь советуют – отсюда и название такое «Совет».

Никогда и нигде страх не должен быть в основе педагогики. Разум, тяга к знаниям, любовь и уважение – вот что хочется видеть в детских глазах, в глазах учеников.

Конечно, многое, очень многое зависит от учителя. В течение 20 лет я работала вместе с заслуженными учителями Миронцевой Светланой Витальевной и Коршуновой Светланой Александровной(раньше ГОУ СОШ №925, теперь одно из зданий Центра Образования №936). В их кабинетах всегда допоздна горит свет. Это они вместе с ребятами что-то изобретают, придумывают, делают что-то для того, чтобы школьная жизнь стала интересней. Их путь к сердцам учеников лежит через интересное общение.

1.0x