Удивительная ситуация: Еврокомиссия приняла новую Газовую директиву, которая вроде бы ставит крест на «Северном потоке – 2», но ни от «Газпрома», ни от его европейских партнеров слов возмущения не слышно. Трубопровод укладывается в том же темпе, будто козни Брюсселя не имеют к нему никакого отношения.
Что-то они задумали. Предлагаю свою версию.
Газета «Взгляд» подробно рассматривает суть утвержденного документа. «Под видом антимонопольного регулирования Брюссель фактически вводит санкции против «Северного потока – 2». Последствия для российской трубы могут оказаться печальными», — пишет интернет-издание.
Мои постоянные читатели подтвердят: я никогда не излучал оптимизма по поводу этого проекта. Но в то же время меня кое-что смущало: наши газовые начальники всегда говорили и говорят о вводе в строй такого важного для нас газопровода в намеченные сроки. То есть, первую нитку подключат к сухопутному продолжению СП-2 в этом году, вторую — в следующем.
И немцы, включая Ангелу Меркель, говорят об СП-2 как о вопросе решённом, который обсуждению не подлежит.
Датчане ерепенятся — не страшно, прорвёмся.
В общем, загадок много.
Позволю себе предложить версию, заранее оговорив, что я не профессионал, и она вполне может оказаться невыполнимой по каким-то юридическим причинам. Но раз наши и немецкие газовые генералы хранят молчание, мы с вами имеем право на фантазию и домыслы.
Поправки к Газовой директиве содержат два вроде бы непреодолимых требования.
● Транспортировкой газа не может заниматься та же компания, которая добывает и продает газ. Речь идет о Nord Stream 2 AG.
● Дать доступ к «Северному потоку – 2» третьим компаниям. То есть, половина мощностей трубы должна оставаться пустой, так как других поставщиков газа, кроме Газпрома, здесь нет.
Мне попадалось суждение, что EUGAL, сухопутное продолжение СП-2, может быть формально, по документам, продлен на 50 километров в море, и получится, что газ становится немецким, когда трубы ещё лежат на дне, в территориальных водах Германии. Но мне пришла в голову более радикальная мысль.
А что если «продлить» EUGAL еще дальше, до самой Усть-Луги, где начинается «Северный поток – 2»? То есть, немцы будут закупать газ не на выходе из Балтийского моря, а, наоборот, на входе в него. Дальше они будут сами транспортировать его по трубопроводу, который мы им формально сдадим в аренду — например, по цене прокачки.
Другими словами, немцы где-то закупили газ и сами везут его к себе, используя любые пути доставки, включая случайно подвернувшийся СП-2. Кто им может запретить — Еврокомиссия? Ну-ну. Вот пусть и борется с главным членом ЕС, а не с нами — например, заставляет держать полупустой трубу. Посмотрим, что у нее получится.
Да мы вообще можем продать немцам построенный трубопровод — пусть пользуются. В рассрочку, например. Или в счет взаиморасчётов. На газопровод, принадлежащий стране — члену ЕС, требования Еврокомиссии, насколько я понимаю, не распространяются. Так даже выгоднее.
Мысль не до конца оформившаяся, уверен, что вы её разовьете. Главное тут вот в чём: если Еврокомиссия под давлением американцев принимает бредовые, дискриминирующие наш газ законы, то ответ на них нормальным быть никак не может. Он может быть только бредовым.
А молчат о нём специально, чтобы американцы не смогли предусмотреть такой вариант в Газовой директиве ЕС. Они и не предусмотрели.
Возможно такое, как по-вашему?