Авторский блог Надежда Диас 21:11 1 июня 2018

Хильберто Кабальеро Альмейда "Обезьяны ХХI века" (перевод с испанского)

Почитайте детям! Сегодня их праздник.

1

Почему книга называется обезьяны 21 века?

К моим юным читателям!

Пожалуй, это не будет первой книгой, которую вы читаете об обезьянах. Писатели, которые знают много и радуют рассказами из жизни животных, заполнили библиотеки всего мира книгами этого типа, в своем большинстве очень хорошими.

Проблема в том, что большинство из этих произведений посвятили, почти в целом, простому описанию животных с физической точки зрения, то есть: сколько у них лап, большие они или маленькие, хорошенькие или некрасивые, что едят, где живут, какого они цвета, есть ли у них шкура или перья, и другие вещи в том же стиле.

Но времена изменились, и сегодня мы живем, находясь в мире лазерных лучей, полетов в космос, возможных визитов на другие планеты, атомной энергии, компьютеров и других чудес этой специальной эры, в которой регистрируются наиболее впечатляющие сдвиги вперед в науке и технике, с которыми человек никогда раньше не сталкивался.

Результатом этих удивительных движений вперед уже явились сделанные современнейшие приборы, с которыми можно увидеть или услышать какое-либо животное издалека, без того, чтобы тот заметил, что мы «вмешиваемся» в его частную жизнь. Кроме этого, другие приборы, также современнейшие, подключенные прямо к животным, позволяют нам знать, когда они злые, когда веселые, когда чувствуют страх, или желают быть рядом с нами.

И сколько вещей уже открыто, о которых даже не догадывались в день, когда вы родились – так мало времени прошло с тех пор.

Благодаря этим открытиям познакомитесь вы, когда будете постарше, с другой обезьяной, а именно с обезьяной 21 века. Она продолжает, само собой разумеется, физически быть той же самой обезьяной, которую знали наши папы и бабушки: не более некрасивой, ни более хорошенькой, ни более глупой, ни более умной, ни более трусливой, ни более смелой. Но знания, которые вы, также мужчины и женщины 21 века, получите об этих предках наших, будут намного выше тех, которые имели жители Земли с тех пор, как превратились в человека, такого, каким он был до самых последних времен. Знания сделают так, что эти обезьяны будут новыми. Знания превратят их в обезьян 21 века.

В этой книге я расскажу вам о некоторых из этих последних открытий. Например, как эти животные могут «говорить» и общаться с нами лучше, чем попугаи, если их обучают. Также вы прочитаете о том, как они организуются в сообществе, и, кроме этого, устанавливают политические иерархии, предательства, союзы и заводят друзей, для того, чтобы бороться со своими врагами. Также вы узнаете, почему некоторые обезьяны похищают только что родившихся обезьянок, как чувствует себя какая-либо обезьяна после полета в космос, почему их так часто используют в экспериментах, и то, что знают об их способности запоминать.

И вам, молодым сегодня, и мужчинам и женщинам завтра, через мир, ведомый больше наукой, чем невежеством, вам выпала тяжелая, но прекрасная задача – познать чудесные открытия космической эры.

Знать, что обезьяна, кроме того, что ей нравится кушать орехи и бананы, может иметь чувства, любить, ненавидеть и даже поддерживать умное общение с нами, это часть этой большой задачи. Насладитесь ей.

Автор Хильберто Кабальеро Альмейда.

2

Почему есть обезьяны, похищающие обезьянок?

Похищения так же стары, как сам человек, или лучше сказать, как сама обезьяна, но сейчас получается, что эта привычка вести кого-либо в какое-то место против его воли, также встречается и среди обезьян самцов, и так как они существовали раньше, чем мы, то возможно, что именно они придумали многое из этой некрасивой практики.

Тут мы не будем говорить о причинах, которые приводят некоторых мужчин к похищению других людей. Во-первых, потому что эта книга об обезьянах, а не о мужчинах, что не одно и то же. Во-вторых, потому что в вопросе о похищениях обезьяны и люди много раз, или лучше сказать, почти всегда действуют одинаково, и никто не знает, принадлежит ли это дьявольское изобретение человеку… или обезьяне.

Но точно известно, что одна из причин, которая часто приводит к тому, что обезьяна похищает другую, особенно, когда эта другая ребенок, это поиск невесты, которая потом превратится в жену.

Вы себя спросите: «Хорошо, и почему же эта обезьяна, которая ищет невесту, не схватит букет цветов – или букет бананчиков – и не подарит его уже взрослой обезьяне, не влюбится и не женится на ней и все?»

Проблема в том, что нет много самок, на которых можно жениться. Не говоря уже о том, что большинство из них плохие, и не годятся в жены. Наоборот, в большинстве, они более пригодны для женитьбы, возможно больше, чем самцы.

А происходит вот что: в большинстве обезьяньих сообществ те самцы, которые более сильные и более старые забирают себе всех самок, и каждый из них женится на четырех, пяти или более из них. Те самцы, что младше и слабее, бедненькие, остаются ни с чем, без всякой невесты, какой бы некрасивой она ни была, но которой можно было бы подарить хотя бы скорлупу ореха.

И не думайте, что легко улучшить эту ситуацию, хотя бы потому, что самец старый, но сильный, он дает страшные пинки и укусы любому из тех, кто приходит для того, чтобы отнять только одну самку, но, и кроме этого, он не разрешает самим самкам даже минимального кокетства, и, если одна из них бросит хотя бы маленькую улыбочку другому молоденькому самцу, то тут же получит ужасную взбучку от своего мужа.

Из-за этого более слабые обезьяны вынуждены придумывать какую-то другую форму, чтобы найти невесту, и менее опасной оказалась форма похищать самок тогда, когда они еще маленькие, прятать их и ухаживать за ними, пока они не достигнут возраста для женитьбы. Не важно, что из нее потом получится некрасивая или хорошенькая, проблема в том, чтобы иметь самку, с которой можно строить домашний очаг.

У отдельных видов обезьян методы и причины для похищения обезьянок немного варьируют.

Например, в случае тех групп, в которых одна только обезьяна верховный король, который, вместе со своим маленьким двором приближенных, пользуется такими привилегиями, как иметь больше еды и больше жен в своем распоряжении. Но так как привилегии влекут за собой эгоизм, эти обезьяны, живущие рядом с обезьяной-королем, не разрешают другим, вне этой маленькой группы, приближаться к своим кормушкам и к своим самкам, потому что тогда надо делиться между собой. Так, когда видят приближение не привилегированного самца, то кидают в него камнями и палками до тех пор, пока не вынудят его убежать.

Некоторые из этих отверженных обезьян, уже может быть из-за голода или из-за амбиций, также хотят превратиться в придворных короля, чтобы иметь привилегии, используют тогда достойную тактику, по своей находчивости которой бы позавидовал самый порочный человеческий ум: вырывают маленькую обезьянку из лап своей мамы и направляются с ней снова туда, где развлекается высшая часть группового общества. В основном, трюк удается, и голодающий или полный амбиций самец «пролезает» на праздник.

Это происходит потому, что взрослые обезьяны неспособны атаковать другого, если тот несет в лапах ребенка-обезьянку.

Из сделанного вывод: присутствие маленького существа более чем достаточно для того, чтобы успокоить самого агрессивного в группе, и благодаря этому живому паспорту, что находится в лапах, пройдоха спокойно доходит до ближайшего окружения короля и его друзей, кушая с ними, и может быть, даже достигая быть принятым всеми как новый придворный.

Есть обезьяны самцы, которые похищают маленьких обезьянок для того, чтобы выбрать определенную службу для матери похищенного. Много раз повторяя случай с похищениями и не возвращая малыша до тех пор, пока его мать не вынет всех блох у похитителя и, кроме того, не причешет волосы один к одному.

Хорошо, мы поговорили об обезьянах похитителях, но… есть также самки, которые похищают обезьянок?

Хотя мотивы полностью различные, но известно точно, что самки крадут или похищают маленьких обезьянок также часто, как и самцы из стада.

Говорю «различные мотивы» потому что в реальности самка не совершает эту проделку

с целью найти пару для женитьбы – у нее всегда слишком много претендентов -, но для того, чтобы использовать украденную обезьянку, как средство для достижения того, чтобы водится с членами более высоких уровней своего сообщества.

Самка обезьяна действует больше из-за материнского инстинкта, потому что только что родившийся самец вызывает в ней влечение, которому реально она не может сопротивляться, и она его уводит, даже если взяла его на время.

Ясно, что не все самки имеют эту самую легкость, с которой можно похищать обезьянку каждый раз, когда захочешь, но, как мы уже указывали, деление на социальные классы это не особенность и не монополия человеческого существа, обезьяны тоже носят это несчастье на своих плечах.

Отсюда самки с большей безнаказанностью могут пользоваться чужими сыновьями, как и теми, что принадлежат выделенной группе и всемогущественному королю обезьян, есть те, которые просто пользуются своей иерархией для того, чтобы украсть малыша у своих социально подчиненных.

Это происходит, обычно, когда по какой-либо причине самка аристократка теряет своего собственного детеныша. Замечено, что в этих случаях не имеет место возврат обратно к родной матери.

Говорю это потому, чтобы показать разницу между тем, что мы могли бы назвать похищением «понарошку», с возвращением, и этим, которое происходит всерьез, таким образом, как описано выше.

В первом случае все происходит благодаря тому, что в стаде обезьян кто-то только что родившийся становится всегда центром внимания для всех самок группы. Эти окружают мать, целуют и обнимают детеныша, передают его от одной к другой, и даже уводят на короткие прогулки.

Без сомнения, прародительница не поднимает большую тревогу из-за другого места нахождения малыша, а просто садится ждать, когда его вернут.

Между тем детеныш передается между самками, хотя и взрослыми, но, может быть, не имеющими никакого материнского опыта, и то, что ему могут нанести какой-нибудь вред, должно было бы встревожить мать, но она остается еще более спокойной, как если бы речь шла о сыне соседки.

Эксперты говорят, что это имеет объяснение. Следуя тому, что говорят, обезьяна-мать получает в этой форме как бы гарантию того, что ее сын будет продолжать жить в том случае, если с ней что-то случиться и она не сможет им заниматься.

Наблюдались случаи, когда мать после родов заболевала и не могла заниматься своим новорожденным. Тотчас эта самая мать передавала ребенка «тете», которая, в союзе с другими, гарантировала выживаемость обезьянки до полного выздоровления больной.

Другие ученые считают, что мать разрешает незамужним самкам манипулировать только что родившимся в конце концов потому, чтобы они набрались опыта к тому времени, когда придет их черед, и они будут выращивать собственного сына.

Без сомнения, хорошо, если только что родившая обезьяна дает на время малыша, чтобы он был использован как вид школьного пособия, с которым все другие самки практикуют, но в то же время замечено, что это не делает ее чрезвычайно счастливой, и ее материнский инстинкт постоянно заставляет ее искать какую-то форму для освобождения своего детеныша от опасных «ласк», которые эта практика несет с собой.

И снова, одна из формул более использованных это -… похищение.

Следуя тому, как информируют исследователи, манифестации солидарности между человеческими существами, которые выражаются, например, в том, что народы расположены помогать другим народам, и даже отдать свою жизнь за них – такие чувства полностью отсутствуют в обезьянах. Эти звери заботятся только о собственной группе, ее защищают и способны даже жертвовать собой во имя благополучия собственной стаи, но с принадлежащими к любой другой группе абсолютно апатичны. Для них ничего не значат голод, боль или отчаяние какого-то существа, если это «посторонний».

Нет ничего необычного тогда в том, чтобы похитить ребенка из какой-нибудь другой группы и дать его незамужним самкам для того, чтобы развивают свои способности будущих матерей.

Это похищение происходит, обычно, при многочисленных встречах, которые имеют различные стаи во время ежедневных шатаний по сельве, где обитают. Одна самка, молодая и подвижная, приближается тихо к чужой группе, и при малейшей небрежности какой-либо матери отнимает у нее сына и пускается бежать по направлению к членам своей собственной группы. Если мать пытается преследовать воровку, то самцы преступной стаи этому препятствуют. Все это происходит в то время, как самцы группы, которая потеряла ребенка, наблюдают сцену так, как будто бы они не они. Похищение остается таким образом завершенным.

Судьба, которая ожидает похищенную обезьянку, не может квалифицироваться как исключительно блестящая. Так как она «чужак» внутри группы, то никого не интересует, чувствует ли она жажду, голод, холод или боль. Сколько бы она ни кричала, никакая родившая самка не посчитает достойным выкармливать ее; и если крик переходит через приемлемые границы, кто-то просто наподдаст ей, чтобы она замолчала, может быть даже из-за полуудушья.

Таким образом, похищенная обезьяна первая в понимании того, на собственной шкуре, что не то же самое быть только что родившимся ребенком в своей группе, окруженным «тетями», которые имеют привилегию делать все для того, чтобы она чувствовала себя хорошо, и что такое быть «чужаком», принесенным только для того, чтобы незамужние самки практиковали бы с ней.

Для того, чтобы еще увеличить ее несчастье, незамужние самки занимают такую позицию по отношению к малышке, что никогда не ведут себя с ней так, как со своими собственными «племянниками», и вместо того, чтобы заботиться о ней с лаской и усердием, которые они дают тем, ее считают больше хорошей игрушкой, которую отвергают посредством различных чередований дерганья, подвешивания, ударов и унижений. И, наконец, удача для нее, ее маме почти всегда удается отбить ее и вернуть к своей родной группе; и это, пожалуй, благодаря тому, что «тетям» похитительницам, не имеющим к ней никакой ласки, быстро надоедает ее присутствие.

Говорят обезьяны?

Я, человек, говорю с тобой, молодой человек или девушка, и, в основном, мы понимаем друг друга. Все это нормальное явление, но… говорят ли тоже и наши предки обезьяны между собой, как мы с вами?

Этот вопрос появляется с тех пор, как начало формироваться человеческое существо (а это неизвестно сколько тысяч лет назад) и не находит ответа. Хорошо, лучше было бы сказать «не находя раньше ответа», так как в эти моменты, благодаря развитию электроники в последние десять лет, ученые могут, по крайней мере, пытаться ответить на эту неясность количеством данных, о котором раньше нельзя было и мечтать. Для того, чтобы не запутываться слишком, хорошо разделить это на две части: общение обезьяна – обезьяна, то есть, если обезьяна «говорит» с другой, и разговор обезьяна – человек.

Язык обезьяна – обезьяна.

На одном из только что законченных занятий, на котором слушали и записывали звуковые обмены сигналами между различными обезьянами, одна группа исследователей изобрела аппарат, который дает возможность зверю не замечать, что за ним наблюдают, и поэтому, полностью вести всю свою деятельность в нормальной форме.

Несомненно, именно благодаря похожим аппаратам тот великий испанский натуралист, уже пропавший, Феликс Родригес де ла Фуэнте, нам доставлял удовольствие в течение долгого времени по телевизору своей программой «Человек и Земля». Феликс, с большого расстояния, мог наблюдать за волками, тиграми, птицами и любым видом зверей, и они об этом даже не догадывались.

Но вернемся к тому, о чем мы рассказывали, к каждой из четырех обезьян, предназначенных для эксперимента – Валерия 5 лет, Франсиско 4, Анастасия 3 и Даниэла 2 – был прикреплен аппаратик, который ученые называют микропередатчик, и электронное устройство, которым мы не будем ломать себе голову, скажем только, что он позволяет сделать так, чтобы звук, издаваемый каждой из них, был записан на разных магнитофонных лентах, так как для каждой обезьяны была зарезервирована определенная полоса частот. В такой форме, стало возможным узнавать, что за животное издало каждое из «слов».

Исходя из наблюдаемого и записанного, ученые пришли к выводу, что обезьяны имеют основные звуковые сигналы, и каждый из этих сигналов выполняет свою функцию и имеет хорошо установленный объект. Например, пронзительные крики, которые звучат так, как если бы зверь кричал что-то похожее на «ииииииииии…», также, как и приглушенные сигналы «оооооооооо…», означают мирные контакты, без всякого типа грубостей между ними; в то время как продолжающееся рычание «рррррррррр…» и пронзительные свисты, указывают на агрессивные действия или на бегство.

Бесцеремонные киноаппараты и микрофоны также продемонстрировали, что в общении между обезьянами, самец более старый был менее разговорчив, и его функция, это один из типов уважаемого отца, который направляет и регулирует дневную деятельность группы посредством сигналов, которые издает каждое утро – утреннее событие для обезьян – и, конечно же, это приказы на день для других обезьян.

Этот отец группы отвечает также за общение с другими обезьянами, не принадлежащими к его семье, и в случае, если их будут атаковать, он превратиться в главного защитника в этой группе из четырех обезьян.

Обезьяна Валерия, со своей стороны, была более болтлива, в действительности разговаривала со всеми теми обезьянами, которых встречала, но больше всего болтала с Анастасией и Даниэлой, обезьянами более молодыми.

А Анастасия и Даниэла, эти точно, были самые большие «болтушки» из группы. Проводили дни разговаривая, однако в отличие от больших обезьян, эти две маленькие обезьянки общались, в основном, между собой, не обращая внимания на разговоры более старых обезьян.

Другое только что проведенное изучение, в котором также приняли участие, не зная этого, большое количество обезьян, и которое состоялось в сельве Кении, в Африке, где обезьяны живут в своем диком состоянии рядом с другими животными, показало, что наши предки используют язык простой и примитивный, для того, чтобы предупредить других обезьян о ситуации опасности и необходимости принятия мер предосторожности.

В течение 14 месяцев ученые наблюдали и слушали с помощью современнейшего электронного оборудования, и поняли, что взрослые обезьяны имеют сигнал тревоги для оповещения о приближении орла, другой сигнал для леопарда, и третий для смертоносных змей питонов.

Эти звуки и сигналы предупреждения, говорят, могут быть интерпретированы как демонстрация того, что эти животные имеют язык для общения между собой.

Исходя из изучения, сигналы обезьян своим товарищам по группе не базируются только на уведомлении об опасности, но также данные крики имеют целью показать другим, кто возможный нападающий.

Так, когда одна из изученных обезьян замечает присутствие леопарда, ее сообщение состоит из серии коротких звуков, похожих на лай, и одной комбинации других шумов очень тяжелых для имитации их человеком.

С другой стороны, если обезьяна замечает, что близко от их местоположения есть змея питон, сообщение содержит что-то похожее на сильное рычание, полностью отличное от сигналов, которые она издает, когда видит леопарда.

Есть что-то очень интересное в реакции группы перед сообщением об опасности, которое издает любой из их товарищей. Эта реакция всегда та же самая. Если предупреждение о том, что рядом есть блуждающий леопард, то обезьяны реагируют поднимаясь со всей скоростью на первое же дерево, которое видят рядом. Если же наоборот, идет речь об орле, обезьяны смотрят вверх, ища, где же находится атакующий, и после этого прячутся в ближайших зарослях кустарников, которые враг не может пронзить своими когтистыми лапами. Но, когда уже идет речь о страшной змее, то здесь уже одно и то же, влезть ли на дерево, или залезть в кустарник, и в этом случае обезьяны действуют по умной и древней поговорке «Лапочки, я вас люблю», и скрываются из этого места, как можно быстрей.

Следуя сообщениям ученых, до сих пор верили, что обезьяны, когда видели опасность, просто «визжали», а другие пугались и убегали. Но это изучение демонстрирует, что существует настоящее общение между животными, при котором, между прочим, подразумевается, что они взаимно предостерегают друг друга от типа животного, которое собирается атаковать, и это позволяет избежать опасности. Это очень примитивный язык, считают исследователи, но это все же язык.

Нет сомнений, что будущие исследователи, которым еще неизвестно, какие сюрпризы будут преподнесены, выяснят эти вещи, которые сейчас кажутся почти чудом. Мы могли бы спросить, например: сможет общаться горилла с шимпанзе, или они будут говорить на различных языках, как люди? Или шимпанзе, рожденный или выращенный в Японии…, будет ли он говорить на том же языке, что и африканский шимпанзе? Этого пока никто не знает.

Послушай, с тобой говорит обезьяна.

Как я уже сказал раньше, ученые посвящают не только огромное количество часов выяснению, говорят ли обезьяны с другими обезьянами, но и также изучают возможность того, чтобы эти животные могли общаться с каким-либо человеческим существом.

Для начала проясним одну вещь. Полностью абсурдно считать, что обезьяна сядет на стульчик напротив нас, и начнет говорить, имитируя сигналы посредством рта, как это делаем ты и я, и это будет понятно.

Из сделанного, в одном из только что законченных исследований на эту тему, реализованных антропологами с шимпанзе, гориллами и орангутангами, открылось, что в отличие от человеческих детенышей, у которых способность имитировать сигналы и впоследствии говорить развивается постоянно, у обезьян прогресс в звуковых сигналах задерживается в несколько месяцев от рождения.

Например, с тех пор, как ребенок родился и до того, как отметит два года от рождения, его способность в звуковом общении развивается в следующей форме: плачет, воркует, смеется и лепечет, комбинирует сигналы, использует слова для того, чтобы попросить вещи, и, наконец, комбинирует слова в предложении.

Обезьяны, несмотря на то, что имеют язык, голосовые связки и гортань, как и мы, никогда не переходят от этапа плаканья, смеха и деланья шума ртом, не лепечут, еще меньше могут имитировать соответствующие сигналы.

Некоторые ученые пытались объяснить это говоря, что нервные связи в головном мозге, необходимые для умного языка, не существуют у обезьян, и поэтому они не могут произносить слова и фразы, как таковые, в такой форме, как это делаем мы.

Конечно же покажется вряд ли возможным, что обезьяны в какой-либо день смогут говорить, петь или читать стихи так, как это делает человеческое существо.

Этим вы хотите сказать, что обезьяны не могут общаться с тобой или со мной?

Этот вопрос уже много лет разделяет ученых, и каждый из них говорит, что он прав.

В любом случае, посмотрим, что сделано для того, чтобы продемонстрировать, что обезьяны, посредством инструментов и методов обучения, действительно с нами общаются.

Познакомимся с Ланой. Эта обезьяна шимпанзе сделалась знаменитой тогда, когда в 1975 тренеры представили ее, как способную «говорить» с человеческими существами посредством компьютера, этой чудесной электронной новинки, без которой почти невозможно работать в ХХ1 веке.

Лана общалась с людьми, нажимая клавиши пальцами, так как делали бы вы слушая музыку на магнитофоне, с той лишь разницей, что клавишный ряд, который нажимает обезьяна имеет множество кнопочек или клавиш.

Так, когда Лана хочет пить, она нажимает две из клавиш, и на экране телевизора, расположенного над клавишами появляются два символа, скажем зеленый треугольник и желтый кружок.

Тут же, на другом экране – который переводит эти символы – появляются слова «хочу» и «вода». Если шимпанзе хочет холодной воды, она трогает другую клавишу и на экране отражается другой треугольник, на этот раз голубой, и на экране-переводчике будет читаться «холодная».

В такой форме Лана дошла до словарной коллекции в более чем 100 слов, посредством которых она могла и попросить питание, и попросить, чтобы тренер пощекотал ей живот.

Следуя экспертам, что с ней работали, Лана удивила всех, когда начала спрашивать человека о вещах. «Просила информации, вещь, которую мы никак не ожидали», - говорят.

Кроме этого, эти исследователи еще и указывают, что обезьяна развила свои математические способности, и умеет сказать. когда ей показывали две группы схожих объектов, скажем мячей, в которой группе их больше, и в которой меньше.

Но этого бы было мало, указывают эксперты, Лана знает разницу между и глаголами и именами существительными, когда слово то же самое, и использует его правильно.

«Сейчас мы учим ее использовать предлоги», - указывают эксперты. Может показаться, что обезьяна уже достаточную часть жизни посвятила изучению возможностей общаться с родственниками, но исследователи и не думают оставлять ее в покое.

Они сейчас хотят показать, что обезьяна выучилась общаться посредством символов – кроме Ланы имелось много других за последние 10 лет – и такие обезьяны отличны от

других. «Эти обезьяны,- говорят ученые,- более ласковые и общительные с человеком, и кроме этого умеют решать проблемы с большей легкостью».

С другой стороны, ученые говорят, что обезьяны-«говоруны» менее разрушительны и более заботливы в отношениях с человеком. Все это, само собой разумеется, еще предстоит увидеть.

Но точно уже то, что до сегодняшнего дня никакой эксперимент, в котором искали, как научить обезьяну словам, демонстрируя ей, как манипулировать ртом, когда делаешь звуки, не имел успеха.

Символы, и нажимаемые этими животными клавиши, похоже, были лучшим решением, найденным для того, чтобы мы понимали друг друга. Но… Согласны ли все ученые с этим установленным методом коммуникации между обезьянами и нами?

Да что вы! Большое количество этих ученых мужей считают, что обезьяны, когда нажимают на клавиши, просто отвечают на механический стимул, выучившись, и совсем не думают о том, что говорят или что-то еще в таком духе.

« Это как в случае с цирковыми обезьянами», - говорят. Их обучают в течение многих лет тому, что если они идут по тонкой веревке, то получают еду, и, если не идут, то не едят. Так, когда обезьяна видит тонкую веревку, она знает, что после будет еда, или конфета, и поэтому делает свой цирковой трюк.

«С клавишами компьютера происходит то же самое», - добавляют исследователи, которые не верят в способность общения обезьян с нами.

« Животное,- говорят,- проводит год или больше, нажимая на кнопочки или клавиши, раньше или позже замечает, что, если нажимает зеленый треугольник, и после нажимает желтый кружок, ему принесут воду, а если оно нажимает коричневый квадрат, ему приносят банан, и так далее.

Обезьяна, которая не умеет говорить, но, которая не глупа, выучит на память все кнопочки, которые ей следует нажимать.

У этих обезьян свои вкусы, и если что-то, что им кладут поесть, им не нравится, знают, что если нажимают на определенную кнопку, то еду будут убирать».

«Не верим, - говорят эти исследователи, - что обезьяна размышляет, говоря себе самой:

«буду писать, что эта еда не годится». То, что происходит, так это то, что она знает, посредством тысячи репетиций, что если она нажмет на правильную клавишу, то у нее уберут еду, и ей дадут другую.

В такой же форме, как Лана-героиня тех, кто говорит, что обезьяны думают, что говорят, существует обезьянка, названная Ним, герой тех, кто говорит, что все это сказки.

В течение 4 лет Ним был тоже тренирован на нажатие кнопок для «разговора». Но исследователи поставили целью пронаблюдать, будет ли шимпанзе способен создавать свои собственные фразы. Изучение привело к интересному феномену: Ним не создавал других комбинаций, отличных от тех, которым его научили ученые.

Хоть бы это было правдой, но обезьяны продемонстрировали, что имеют необычайные возможности выучить наизусть язык символов, то есть, вспомнить, что такой кружок или такой треугольник, в соответствии со своим цветом, означает возможность иметь или отказаться от чего-то.

И в то же время, как вывод, можем сказать, что дебаты вокруг этой темы продолжаются между людьми науки, которые реализуют эти исследования.

Никто еще не знает правду, несмотря на все то, что смогли выучить наизусть или чему смогли научиться наши друзья Лана и Ним, на фоне многих других обезьян, использованных в этих экспериментах.

У. Обезьяны-космонавты.

В жизни много говорится о космонавтах, и, конечно же все знают, кто такие Юрий Гагарин, Арнальдо Тамайо или Валентина Терешкова, но… знаете ли вы обезьян, которые

принимали участие в космических полетах, то есть тех, кого называют «обезьяны-космонавты»?

На первом месте позвольте назвать тех, кто был в 1961 году впервые в истории обезьяной – хорошо, по правде их было две, Хам и Энос – путешествующей на борту космического корабля.

Нет ничего удивительного в том, что обезьяны с самого начала принимали участие в космических программах, так как еще Аристотель и Гален говорили в древности о них, как о животных, которые больше всего похожи на нас.

Не падайте в обморок от сходства, так как эти ученые обращались, само собой разумеется, к медицинским аспектам, а уж любой, кто хочет, только взглянув, может отличить шимпанзе от человека.

Вот, что происходит: исследования только что проведенные показали, что хромосомы, эти маленькие частички, которые несут инструкции какими нам быть – блондинами или смуглыми, высокими или низкими, и т.д. – они так, так похожи у обезьян и людей, что оставили ученых мужей в растерянности. Этого не знали, так точно как сейчас, в эпоху греков и римлян. И даже в 1961 году никто еще об этом не догадывался. Спросили у обезьян разрешения или нет, но они были посажены на космические корабли и превращены в обезьян-космонавтов.

Все, похоже, указывало на то, что вину за это надо возложить на французских ученых, братьев Монгольфье, которые 19 сентября 1783 года подняли барана, петуха и утку на воздушный шар, и послали их, без всяких провожатых, невзирая на лица, к космосу, посмотреть, что будет происходить. Это последнее никогда никто не узнал, потому, что никто больше никогда не увидел этих трех существ, которые теперь остались в истории, как первые животные официально использованные человеком и на благо человека в исследовании неизвестного. Хотя в первом полете не участвовали обезьяны, дорога осталось открытой для будущего, и это будущее пришло, как я уже сказал, с Хамом и Эносом в 1961 году.

Разные эксперименты были реализованы с обезьянами-космонавтами с тех пор в космосе, с результатами более или менее ожидаемыми, но нельзя сказать, что испытания были полностью свободны от сюрпризов…

Во время одного из последних полетов, две обезьяны были размещены внутри ракеты типа «Космос» и запущены с советского космодрома Байконур.

Предполагается, и так и думали эксперты, что если эти животные так похожи на нас, то логически они должны реагировать в космических полетах практически так же, как и космонавты.

Сюрприз! В очень важном аспекте этого только что проведенного эксперимента получилось все наоборот. Вышло так, что в состоянии невесомости во время космического полета кровь космонавтов все время течет кверху. Таким образом, мозг человека в космосе получает больше крови, чем тогда, когда он находится на Земле. Это даже является причиной, иногда, головокружений и головных болей.

Но тогда, когда обезьяны-космонавты находились в космическом полете, компьютеры зарегистрировали, что количество крови, которое двигалось к мозгу этих животных, не только не увеличивалось, а в действительности уменьшалось. Что происходило…?

Ученые остались с открытым ртом. Не только потому, что не знают, почему так происходит, но и потому, что это может внести большие противоречия в космонавтику.

Между тем, уже много лет назад советские исследователи должны были сделать набросок космических брюк, названных чибисом, для того, чтобы бороться с излишним движением крови в голове и в грудной клетке.

Имеют обезьяны естественный «чибис», с которым они родятся? Или они лучше «сфабрикованы», чем мы, и поэтому способны адаптироваться с большей легкостью в условиях невесомости?

Это и есть что-то такое, что предстоит разведывать вам, тем, кто посвятит себя изучению космических наук. В заключение хочу сказать, что обезьяны-космонавты всегда будут, как и в первый день, готовы идти к изученному, и почему бы и нет, к неизученному тоже.

1.0x