"ГУЛаг" в школе
Авторский блог Игорь Шумейко 23:09 15 декабря 2018

"ГУЛаг" в школе

парадокс, художественный «Один день Ивана Денисовича» точнее алгебры «Архипелага…»
38

Тема «Солженицын», споры… «Подтема» «Архипелаг…» — самая раздорогенерирующая. «Подподтема» «Архипелаг…» в школе» — самая из самых. В 2009-м вышел приказ министра образования и науки Фурсенко — внести «Архипелаг ГУЛАГ» в обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русской литературе ХХ века. Сегодня в непрофильных классах он по факту перешёл в список «рекомендованных книг», но споры лишь сильнее. Я недавно включился в эту тему юмореской, сосредоточившись на популяризаторах «Архипелага…», готовых, дай им волю, «имплантировать» его детям так, чтоб с самого первого чтения, по слогам, вслед знаменитому «мама мыла раму» сразу шло «дяде дали десятку» или «Мишке дали вышку».

Но потом опросил и тех, кому исполнять приказ Фурсенко, учителей. Вот спокойный, близкий к «среднеарифметическому» мнению, ответ.

Елена Сучкова, Нижний Новгород, учитель русского языка и литературы, стаж 28 лет, высшая категория: «Когда сокращённое издание было включено в обязательную программу, дискуссия разгорелась. Многие наши практики, учителя, как Сергей Волков, считали: принудительное навязывание в программу такого колосса вызовет обратный эффект, как в случае с Маяковским, не приведёт ни к чему хорошему. Школьники не готовы ни читательски, ни психологически. Я согласилась с Волковым. Сегодня ответила бы так. «Архипелаг ГУЛАГ» не по силам не только школьникам, но и подавляющему числу учителей. Моё поколение, кажется, последнее, которое его прочло. Кто сейчас хочет напрягаться, когда усилия направляются на портфолио, подтверждение категории? Дети сейчас очень прагматичны. Читают только то, что может быть аргументом в сочинении и на ЕГЭ. Берут маленькие рассказы или «Войну и мир» — книгу, годную на все случаи жизни. Я не изучаю с детьми «Архипелаг…». Лишь с одним классом, лет двадцать назад, мы читали фрагменты. Я и мои коллеги ограничиваемся «Матрёниным двором».

И я сужаю постъюбилейные споры до «подподтемы»: чтобы дети, их формирующийся духовный мир, школьная программа — были отдельно, а та книга — отдельно. Так как угнетение психики хуже классового угнетения.

Впрочем, не забудем и о громадных защитных, «компенсаторных» способностях детской души. Картины кровавых ужасов могут надломить лишь немногих, «предрасположенных, уязвимых». Основная масса спасётся, но задумайтесь, лоббисты школьного «Архипелага…», какими средствами!

Школа его «переварит» благодаря: а) усталой формалистике учителей; б) «сачкованию» и вечному «хохмачеству» учеников.

Ведь из монотонной текучки отчётов, методичек, учитель выхватывает что-то своё, любимое, эмоционально близкое, акцентирует, передаёт ученикам. Речь идёт не о точных науках, где «предмет» плавно растёт от «теоремы» к «теореме», а именно о литературе и истории. Которые у нас близнецы-братья по отцу-основателю (Карамзин), по субъективности восприятия. Которые учитель и должен «читать с выражением», не монотонно. Что и предполагает эмоциональные пики: Пушкин, Бородино, Сталинград, Победа 1945 года, «Война и мир»… Творческих душ в школе немало, отыскивают, акцентируют и другие моменты. Сберегая время и эмоции прочее просто «проходят» (очень многозначное общешкольное — от первых учителей до последних двоечников — словцо!). И как-то трудно представить (психически здорового) учителя, что сделает эмоциональным пиком ГУЛАГ.

Перебросить его с «Лит-ры» (памятное сокращение в дневнике) на «Историю»? Но, опять же, подзаголовок «Архипелага…»: «Опыт художественного исследования». Брать из него числа расстрелянных, осуждённых — бессмысленно, как и опровергать их. Доказательства «вины Сталина в убийстве Кирова» там вполне могли базироваться на частушке «Эх, огурчики да помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике!». Где-то у костра з/к №… спел — з/к Щ-262  записал…

Страдания, каторга — у  Достоевского в «Мёртвом доме», у Чехова в «Острове Сахалин». Но интереснейший феномен: Достоевский писал о людях, страдающих душах, Солженицын — тоже… И наш ли век массовости, статистики, «оцифрованности» тому виной? Автору мало сказать о человеках, перешёл к цифрам.  Расспрашивал, прикидывал «на глазок», суммировал числа жертв. А ныне лоббисты «Архипелага…» усвоили логику арифметических аргументов: для предостережения людям, обличения тиранов мы как гуманисты просто обязаны возвести эти числа в квадрат!

Так, переводя спор на Цифру, забывают и Человека. Парадокс, художественный «Один день Ивана Денисовича» точнее алгебры «Архипелага…»!  С известного сайта «Луркоморье» пошёл гулять мем «миллиард расстрелянных лично Сталиным» (гуглится, яндексируется). А мем сегодня — штука посильнее передовиц «Правды» оных годов.

Писатель Юрий Поляков первым выступил против школьного «Архипелага…», крупно поплатился — был удалён из президентского Совета по культуре и искусству. В этом пункте мои позиции абсолютно неуязвимы («вся королевская конница, вся королевская рать не может…»), но чтобы подлинные страдания не стали разменной монетой, я и перевёл дискурс в подлинность… сего дня. Участник теле- и прочих дебатов, бывший препод истории (правда в вузе, но с поправкой на нынешний инфантилизм могу представить и школьника), —  думаю, дело дойдёт если не до анекдотов вроде «чапаевского», «штирлицевского» циклов (нет столь ярких персонажей), то до таких примерно диалогов на переменках:

— Славик, прикинь: русичка-зверь заставила реферат писать! По Солженицыну! Чтоб 12 страниц!

— Да ты успокойся! Погугли ГУЛАГ и скачай.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
16 декабря 2018 в 00:10

На том архипелаге Гулаг проживали бельшей частью справедливо осуждённые.Это был малый процент от самого народа. А щас как-раз на этом архипелаге Олигархаг проживает основная масса населения с её лагерными заплатами и пенсиями. А вороватый и лгущий процент либеров живёт как бы на суше, на материке, с его зарплатами и пенсиями. Такой вот выбор.Конечно эта власть будет зубами держаться за то, что бы ей не поменять эту жизнь на тот архипелаг. И понятный литературоведам факт художественной бездарности солженицинских фантазий подаётся как факт гениальности и острой необходимости со злободневностью идей этого типичного параноика.

16 декабря 2018 в 00:50

Можно конечно и Солженицына в пример поставить, но не по литературе, а по истории, как типичный образец врага Советского Народа - клеветника и лжеца, яростно призывавшего уничтожить нас.

16 декабря 2018 в 15:13

Ст. 58.1. Контр - революционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче - Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче - Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п.Контр - революционным признается также и такое действие, которое, НЕ БУДУЧИ НЕПОСРЕДСТВЕННО НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ ВЫШЕУКАЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЗАВЕДОМО ДЛЯ СОВЕРШИВШЕГО ЕГО, СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ПОКУШЕНИЕ НА ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЛИ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ ПРОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
https://ru.wikisource.org/wiki/Уголовный_кодекс_РСФСР_1926_года/Редакция_05.03.1926#Глава_I._КОНТР_-_РЕВОЛЮЦИОННЫЕ_ПРЕСТУПЛЕНИЯ В те времена былинные, у нас с тобой, Vargan Oidё, не было ни одного шанса не стать контрреволюционерами, например, в случае, если бы мы отвечали, за сохранность поголовья поросят, которые пали от бескормицы. Это действо было бы признано контрреволюционным потому. что содержало в себе покушение на основные политические или хозяйственные завоевания пролетарской революции. Мне встречался такой контрреволюционер - вредитель. У него от бескормицы пало 200 свиней, и он легко отделался всего тремя годами лесоповала, что говорит гуманности советской власти. Но кто организовал эту бескормицу!?

16 декабря 2018 в 19:52

"Знаток" Криворучко- 250 на сцене! Ему встречался такой контрреволюционер-вредитель. А меня воспитал мой опекун со статьей 58.1. Что вы несете, Криворучко? По 58.1 десятка с конфискацией или вышка была. А вы про три года лесоповала? На фронт с этой статьей не пускали - слишком опасные "преступники". После отсидки запрет на проживание в столицах и областных центрах. Ограничения на работу. Авиационный инженер, мой опекун, был принят прорабом на строительстве рудника. Причем, прорабом бригад пленных немцев, военных преступников, бригадиры сами немецкие офицеры, а в прорабы из наших никто не шёл. А тут нашёлся на всё согласный со знанием языка. До самой смерти благодарил управляющего стройтрестом, принявшим его на работу. Я хоть и маленький был , а помню, как колонны немцев (было 3 лагеря) вели под конвоем на работы. Когда я получил квартиру, пригласил опекуна на новоселье. Он вышел из лифта, побледнел и произнес: "Моя статья". У квартиры был номер 58. Всё моё детство и юность у нас не было покупной мебели. Опекун всё сделал своими руками: " Если опять конфискуют, обидно не будет!" Противно, подло делать на жертвах ГУЛАГа имя, деньги, развлечение. Незадолго до смерти опекун сказал мне: "К Советской власти у меня претензий нет, я за неё сражался и для неё трудился, а вот к предательству одних по отношению к другим я на любом свете готов спросить". Что ни болтун, то жертва репрессий. Но о доносчиках, об исполнителях, о палачах молчок. Хватит из себя правдоруба корчить,, Криворучко 250! Нашел развлечение на закате жизни. Позорище!

16 декабря 2018 в 21:00

Меня по ГУЛАГу просвещал двоюродный брат, проведший в колымских лагерях по ст. 58.9 5 лет, с 1945 по 1950 год. За аварию на железной дороге машиниста приговорили к ВМН, а кочегара, моего брата, к 5 годам лагерей, но минимальны срок по ст. 58 был 3 года. «расстрел и конфискацию всего имущества, с допущением, при смягчающих обстоятельствах, понижения до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже пяти лет с конфискацией всего имущества. При установлении судом неосведомленности участника о конечных целях означенного в настоящей статье преступления, участие в нем - лишение свободы на срок не ниже трёх лет. (ст 58.2 УК РСФСР от 1926 года) https://ru.wikisource.org/wiki/Уголовный_кодекс_РСФСР_1926_года/Редакция_05.03.1926#Глава_I._КОНТР_-_РЕВОЛЮЦИОННЫЕ_ПРЕСТУПЛЕНИЯ

16 декабря 2018 в 21:37

«Хватит из себя правдоруба корчить, Криворучко 250! Нашёл развлечение на закате жизни. Позорище!» А. Коробейник.
...............................................
На основании ч. 1,2,3,4,5 ст.29 Конституции РФ: «Свобода мысли и слова, мнения и информации относится к сравнительно новым приобретениям цивилизации. Большая часть человеческой истории протекала в условиях отрицания такой свободы и ограничения тех мнений и речей, которые считались большинством населения или правящими классами вредными, опасными или ложными. Начало свободе слова положил английский Билль о правах 1689 г. Затем она нашла отражение в первой поправке к Конституции США 1787 г. и постепенно к началу ХХ в. большинство европейских стран, включая Российскую империю, гарантировали эту свободу в своих конституционных актах. Комментируемая статья 29 КРФ закрепляет находящиеся между собой во взаимосвязи и системном единстве права и свободы, направленные на развитие равных возможностей каждого человека для самовыражения и общения между людьми на основе конкуренции идей и мнений. Все свободы, перечисленные в данной статье: слова, мысли, пропаганды, агитации, мнения, убеждения, информации, массовой информации, свобода от цензуры имеют одинаково большое значение и не могут применяться без учёта существующей между ними системной связи». http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-29-krf

17 декабря 2018 в 17:19

"Прекрасный человек двоюродный ваш брат!"
" Но набрался каких то странных правил:
Чин следовал ему-
Он службу вдруг оставил.
В деревне заперся, стал книги вдруг читать"
Вас "просвяящал" братец, а я жил с 58-й статьей в лице её носителя до 37 лет. Вы дело изучали об аварии на железной дороге? А что было с начальником дистанции? С руководителями инженерных служб железной дороги? А путейцы-рабочие? Или кочегар или помощник машиниста не получили обруч от начальника станции? И не передал его машинисту? Или на подъездных путях проводили маневровые движения? Кочегара, значит, и машиниста приговорили. А помощника? А каковы последствия аварии? Погибшие, ущерб на миллионы? Устал я от вас, Криворучко!

17 декабря 2018 в 18:19

Понятное дело, что не ведро угля сперли - котел насухую запороли, прожгли! Для этого нужно быть либо дебилом, либо вредителем... Поскольку, по условиям задачи, дебил не вариант... Паровоз на воне не одной, десятков жизней стоит.

16 декабря 2018 в 02:17

"Архипелаг" ввёл в школьную программу лично фюрер.

"Без знания того, что здесь изложено, у нас не будет полного представления о нашей стране, и мы с трудом сможем думать о будущем", - сказал Владимир Путин. "Хочу вас поблагодарить и за саму идею, и за подготовку версии", - обратился он к Наталье Солженицыной.Вдова писателя еще год назад предложила подготовить такой вариант книги, который было бы можно включить в школьную программу. И премьер дал соответствующее поручение. За это время Солженицына сократила оригинал вчетверо. И сейчас издательство "Просвещение" отпечатало 10 тысяч экземпляров и готово продолжить тираж по запросу библиотек. Школьникам предстоит штудировать труд в конце 11-го класса".
https://rg.ru/2010/10/27/arhipelag.html

17 декабря 2018 в 16:13

"Без знания того,что здесь изложено не будет полного представления о нашей стране...."это художественное произ-ие,где допускается вымысел,преувеличение,фантазии-Ворлаг видать не в курсе...В старших классах есть курс новейшей истории России,вот бы туда ввести события с 90-х годов и по нонешние дни,как народное достояние узурпировали собчаки,чубайсы и их денщики,как убивали друг друга господа из преступных группировок в ходе дележки,как ваучеры народу раздали,а потом перестали платить заработную плату и люди,чтоб не сдохнуть от голода и детей не уморить за копейки эти ваучеры возвращали(были даже случаи ,когда матери с детьми от нужды с многоэтажек выбрасывались)......пожалуй надо предложить господину гаранту это как-нибудь на "Прямой линии"-это же история нашей новорожденной России,причем,достоверная

16 декабря 2018 в 09:41

Нашёлся бы на сайте человек, грамотный и честный, написал бы , нет не роман, хотя бы рассказ , под названием " Олигархлаг Ворлаг"(вариант).

Всё началось с того памятного дня, когда Таня привела к Алкашу Рыжего Вора и сказала : "Знакомься, папа, это Толик...."

16 декабря 2018 в 15:45

Что ж, уважаемый Виктор, Вы уже это начали,- самое тяжелое - написать первую строчку... И очень хорошо получилось. Вам и карты в руки.

16 декабря 2018 в 21:28

Спасибо, попробую...

Литературный канон школьного образования всегда определялся ушлыми лизоблюдствующими дельцами от литературы.
Составителем первой русской хрестоматии был Греч, приятель сикофанта Булгарина, инкарнацией которого является "сволочь" Акунин (есть версия, что Чертичтошвили, этот грузино-еврейский метисенок образовал свой псевдоним от японского слова "аку", то бишь - сволочь).
Далее в хрестоматии сливалось все нравоучительное, верноподданническое, патриотическое, сусальное...
Одним из лидеров "рейтинга" был ублюдочный кольцовский "Что ты спишь мужичок?", при том, что сам Кольцов кончил свои дни именно как бичуемый им "Мужичок".
Так что хрестоматии - дело выгодное прежде всего.
Это - деньги, демонстрация политического "Кю" с почтительным приседанием, близость к лакеям власти. Но прежде всего деньги. Прагматичная вдовица, запохожевшая к старости на Райкина, вовсю запасается рыбкой пока не кончилась путина. Или Путин.

28 декабря 2018 в 22:03

"есть версия, что Чертичтошвили, этот грузино-еврейский метисенок образовал свой псевдоним от японского слова "аку", то бишь - сволочь"
Читал интервью с Акуниным, где он по сути это признал

16 декабря 2018 в 12:27

Недавно в " Бесогоне" Н. Михалков заявил, что на изучение Великой Отечественной Войны в школе отводится 2 урока. Вот вам и приоритеты.

17 декабря 2018 в 05:21

Раньше 4етверть!!! Два месяца!

16 декабря 2018 в 14:55

"Недавно в " Бесогоне" Н. Михалков заявил, что на изучение Великой Отечественной Войны в школе отводится 2 урока"

А надо её изучать по Михалкову где свихнувшийся Сталин посылает оборванцев с черенками от лопат на немецкие укрепления. :)))))))))))))))))))))))))))))))))))))

16 декабря 2018 в 15:55

... А далее чудесным образом ... мышка хвостиком махнула ...

17 декабря 2018 в 13:12

И обломала все планы Верховного Главнокомандующего ... Фюлер плакаль ...

16 декабря 2018 в 15:53

"А надо её изучать по Михалкову где свихнувшийся Сталин посылает оборванцев с черенками от лопат на немецкие укрепления. ":)))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Пошутил, да ...?

27 декабря 2018 в 06:37

Уважаемый Михаил Шталь! Много их, шутников и вчера и сегодня. Не забуду, как возмущался генерал Родионов на слова депутат из Грузии, который заявил по поводу известных событий в Тбилиси, что десантник три квартала преследовал несчастную старушку, чтобы убить саперной лопаткой. Генерал клеймил лгунишку, а в заключении сказал: "Это что же за десантник, и это что за старушка, если три квартала..."

17 декабря 2018 в 08:09

К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТАХ

Была страна героев и тружеников. А еще рекордов — которые нынешнему времени не снились. И не приснятся.

Теперь же ее приватизаторы, с подачи, прежде всего мировых денег, превратили в страну лагерников и вертухаев.

Кому это нужно? Кому-то нужно.

Вспомним тут Маяковского, который был человеком более чем проницательным и кое в чем смыслил. Возьмем первое и наугад его стихотворение «Послушайте!"

«Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти … жемчужиной?»

Но это поэзия.

А что говорит по этому случаю проза

В свое время Милован Джилас, скажем так, выдающийся антикоммунист, боевой генерал, кавалер нашего ордена Кутузова, герой, отсидевший затем у Тито лет 25, сам писатель не последней руки, дал Солженицыну, отвечая на вопрос вертлявой корреспондентки из «Комсомольской правды» убийственную характеристику, когда та ставила его в ряд с Горьким, Шолоховым — «А кто он такой? Антикоммунист — да. И не более того».

17 декабря 2018 в 10:45

Не тем путем идет правительство...

17 декабря 2018 в 10:54

"Архипелаг ГУЛАГ" у Солженицына получился лживым только по одной причине — Солженицын не талантливый человек, у него не было глубины взгляда, нужной писателю для такой темы, не было художественного дара, понимания и сокрушения человеческих, да и просто достоверных сведений не было. Дьявольские способности заменяют творческие каким-то остервенением, перемогой. "Архипелаг" вышел из этой печки как публицистика, переперченная, с дурными дрожжами, испорченная к тому же художественными приемами и претензиями. Называется всё это — не поднял тему.
У Солженицына и остальные художественные описания бескрылые, тот же "Матрёнин двор", который есть в школьной программе. Недостаток художественного вымысла, равного художественной правде, можно заменить (по расчётам такого автора) что называется "земной правдой жизни". Он и заменил как мог. Оказалось — нельзя заменить, правда получается ползучей и раздавленной. — Изучать в школе такую литературу, это значит и детям обрывать крылья. Видимо, нужны дети без крыльев

17 декабря 2018 в 13:09

«Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя».
А.А. Фурсенко.

17 декабря 2018 в 23:21

Ну Фурсенко сказал то, что подходит данной модели гос.строя.

17 декабря 2018 в 12:03

"Пошутил, да ...?"

Ага. Там и значки соответствующие :))))))))))))))))))))))))) Зато Путин, Михалков, Мединский и прочая кремлядь серьёзно так считают.

17 декабря 2018 в 18:40

Думаю,что нужно верить в чудеса потому,что почти все репрессированные,кроме погибших в лагерях,остаются до сих пор живыми долгожителями и вводят людей в заблуждение сказками о ГУЛАГЕ!!!

18 декабря 2018 в 00:48

"16 марта 1966 года Главный конструктор умер после неудачной полостной операции. У Сергея Павловича недостаточно широко раскрывался рот, поэтому ему не смогли корректно ввести дыхательную трубку в трахею. Один из участников операции, известный хирург Борис Петровский, вспоминал, что "он (Королев. - Авт.) скрывал, что у него были сломаны челюсти; он не мог широко открыть рот. Оперируя людей, прошедших ужасы репрессий 30х годов, я довольно часто сталкивался с этим явлением. У меня нет никаких сомнений, что во время допросов в 1938 году Королеву сломали челюсти. Это обстоятельство и заставило нас сделать трахеотомию - разрез на горле, чтобы вставить трубку..."

Сергею Павловичу было всего 59 лет".
https://rg.ru/2016/03/31/kak-glavnyj-kosmicheskij-konstruktor-sergej-korolev-vyzhil-v-konclageriah.html

18 декабря 2018 в 09:27

Баракнин,тут недавно Людмила Федорова писала статью на эту тему-почитай и не пиши вранье

18 декабря 2018 в 12:43

Людмила Федорова даже не "дала ссылку", а "писала статью", опровергающую слова хирурга, оперировавшего Королева?

Впрочем, без ссылки на публикацию Федоровой говорить вообще не о чем.

18 декабря 2018 в 16:57

а твоя ссылка ржавая(где гарантия Петровский не выдумщик)......это не папаша нонешнего депутата петровского-хирурга,который за платную медицину....тогда ясненько

18 декабря 2018 в 17:02

и пенсии отменить

17 декабря 2018 в 18:46

Каждый на хлеб зарабатывает как может.

А уж на масло к нему - и тем более.

17 декабря 2018 в 20:13

Наши стенания тут бесполезны. Банду питерских воров не стряхнуть с Родины. Герои, как Квачков, в тюрьме томятся. Таких нужны тысячи...и люди ещеьне обнищали до ручки. Нет революционной ситуации по Ленину. Но будет...

18 декабря 2018 в 00:51

Беляев Михаил: "и люди ещеьне обнищали до ручки. Нет революционной ситуации по Ленину"

Какая досада-то для г-на Беляева и его единомышленников.

17 декабря 2018 в 23:19

ПАДАЛЬ ЛЖЕНИЦЫНА ВОН ИЗ ШКОЛЫ И СТРАНЫ!