Авторский блог Алексей Анпилогов 00:00 25 ноября 2019

Гравицапа Илона Маска

подход к созданию «Старшипа» ещё до катастрофы прототипа любили сравнивать с популярной компьютерной игрушкой Kerbal Space Program

20 ноября прототип космического многоразового корабля «Старшип» компании SpaceX Илона Маска взорвался в ходе испытаний, которые проходили на площадке компании у города Браунсвилл, штат Техас.

Полное конструктивное разрушение прототипа произошло во время испытания топливных баков, которые в тестовом режиме заполнялись компонентами топлива. В результате нештатной ситуации на испытаниях внутренним давлением верхушку «Старшипа» просто оторвало от нижней части прототипа, после чего она была подброшена вверх, и упала недалеко от испытательной площадки. К счастью, во время инцидента никто не пострадал, так как операции заправки «Старшипа» топливом производились в автоматическом режиме, без людей на площадке.

Казалось бы — досадная неожиданность, а в запасе у компании SpaceX есть ещё один «Старшип», который параллельно первому собирают во Флориде, но, как говорится, «есть один нюанс». Нашего «непризнанного гения современности», Илона Маска, много раз предупреждали о том, что, решив при создании своего нового детища абсолютно не сомневаться в своей непогрешимости, он фактически наплевал на классический инженерный подход и на всю сумму накопленных знаний о создании ракет. Вместо этого инженерам SpaceX был выдан весьма неясный «список пожеланий» Илона Маска, после чего они начали лепить изделие буквально из «пластилина и палок», по ходу создания ракеты пытаясь собрать её из отдельных частей, часто несовместимых друг с другом.

Достоянием общественности сразу же после катастрофы стал удивительный кадр, на котором рабочий SpaceX забивает что-то на злополучной крышке «Старшипа» обычной... кувалдой. Судя по всему — подгоняя упрямую деталь на её штатное место. Согласитесь, новое слово в ракетостроении!

Впрочем, «новый инженерный подход» Маска изрядно пугал внимательных наблюдателей и до того, особенно в связи с реализацией проекта пилотируемого корабля для НАСА, злополучного «Дракона». В тестовых полётах и испытаниях «Дракона» всё плавится, взрывается и вообще мало похоже на рабочее изделие. В итоге, вместо обещанного в начале пути по разработке собственного корабля первого полёта американских астронавтов в 2017 году, теперь в SpaceX осторожно говорят о 2020 годе. Впрочем, в НАСА «гению» уже не верят — в силу чего американское космическое агентство запросило у «Роскосмоса» дополнительные места для своих астронавтов в IV квартале 2020 г. («Союз МС-17») и II квартале 2021 г. («Союз МС-18).

Создание «Дракона» явно показывает, что Маск заигрался в сюжет: «Я всё могу, я же гений», — и уже упускает массу мелких, но важных деталей, которые губят даже такие, казалось бы, известные всем проекты, как пилотируемый корабль для околоземной орбиты. А в случае «Старшипа», извините, на площадке собирают ракету размером, который ещё никто не делал и тем более — не запускал в космос с первого раза.

Кроме того, столь чудовищно большую ракету, превосходящую по размерам даже знаменитый лунный носитель «Сатурн-5» и советскую лунную ракету Н-1, Маск собирает буквально «в чистом поле», так как решил сэкономить на постройке здания монтажно-испытательного корпуса. Последствия такой экономии тут же отразились и на качестве сборки: кривые листы нержавейки, сваренные неровным швом, буквально за неделю до катастрофы попали в официальный репортаж с испытательной площадки. В итоге «Старшип» даже сравнили с гравицапой из фильма «Кин-дза-дза» и, как оказалось, вполне обосновано.

Конечно, рядовой почитатель «гения» будет всячески его защищать, приводя в пример однозначно успешный опыт Илона Маска в деле разработки частных ракет и доведения до ума в их конструкции нескольких «витавших в воздухе» идей — например, посадки ступеней в вертикальном положении за счёт использования остатков топлива в них.

Однако в этом случае SpaceX действительно стоял «на плечах гигантов»: за десятилетия космической эры в США и СССР был накоплен громадный инженерный и научный задел, чем и воспользовались конструкторы SpaceX — кстати, почти поголовно выходцы из НАСА, Boeing, Lokheed и других «гигантов» космической отрасли. А вот в случае «Старшипа» этот подход «подсмотреть и сделать у себя чуть лучше» ожидаемо стал буксовать — просто потому, что таких громадных ракет и в столь авантюрном режиме до Маска никто не делал. Да и не собирался, прекрасно осознавая все риски такого начинания.

Подход Маска к созданию «Старшипа» ещё до катастрофы прототипа любили сравнивать с популярной компьютерной игрушкой Kerbal Space Program. В ней игроку предлагается собирать свои ракеты в стиле конструктора LEGO, проходя болезненный путь проб и ошибок и попутно отправляя в мир иной маленьких человечков-«кербонавтов», чьей участью оказалось испытание неудачных изделий на пути к реально полетевшей ракете. Насколько рабочим окажется такой «новый подход» к созданию ракеты — всегда вызывало вопросы, хотя надежда, что «уж у Маска-то всё получится», умрёт последней.

Илл. кадр из м/ф "Кин-дза-дза"

1.0x