Авторский блог Илья Глазунов 00:00 12 июля 1991

Государство Казакия…

Давно и близко зная Илью Сергеевича Глазунова, я встречал в его мастерской представителей самых разных «племен, наречий, состояний». От мадам Помпиду, Мирей Матье, Пьера Кардена до общественных дея­телей Южной Кореи и Японии, от наследных принцев до студентов Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. А недавно мне пришлось быть свидетелем беседы Ильи Сергеевича с нью-йоркским издателем Валентином Пруссаковым (бравшим интервью у художника для своего журнала «Свет»), известным не только по книгам и статьям в русской зарубежной прессе, но и по публикациям у нас, обратившим на себя внимание неординарностью суждений.

Беседа показалась мне весьма интересной, поэтому с разрешения обоих участников предлагаю её запись читателям газеты «День».

Валентин ПРУССАКОВ. Илья Сер­геевич! Я, конечно, понимаю, что вы ху­дожник, и вопросы, которые наиболее естественно задать вам, — о выставках, о картинах... Но сегодня обстановка в стране настолько заполитизирована, что поневоле хочется завести разговор и на политические темы. Могли бы вы ска­зать несколько слов о том, что проис­ходит в нынешнем Союзе? На Западе и эмигранты, и неэмигранты — все говорят, спрашивают об этом и недоумевают относительно сути мно­гих явлений...

Илья ГЛАЗУНОВ. Очень сложный воп­рос. Мне думается, сейчас происходит то, что было задумано давно, к чему шла подготовка в течение нескольких столетий. Сегодня мы являемся свиде­телями триумфа марксизма-ленинизма. Некогда в «Манифесте Коммунистиче­ской партии» писалось: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма». Се­годня, как в страшном фильме, этот призрак, насытившись миллионами жертв, возрос и получил плоть от ге­ноцида русского и других народов. И теперь мы видим, как планомерно осу­ществляется то, к чему стремились тём­ные силы.

Итак, в результате победы марксизма с его, по моему мнению, ложными оп­ределениями, что у пролетариев нет отечества, что история есть борьба клас­сов, с пристёгнутыми сюда же идеями о том, что человек произошёл от обезья­ны, что пролетариат есть спаситель ми­ра, что коммунизм — это наша цель, Россия приведена на край пропасти. Вели её к этой цели по тернистому пути семь последних десятилетий.

Здесь уместно вспомнить о том, как автор названных идей и указатель цели судорожно боялся и ненавидел Россию и русский народ, что, естественно, тща­тельным образом скрывалось. Теперь это известно — свои взгляды на рос­сийский вопрос он изложил в двух очер­нительских, натравливающих Запад на Россию циклах статей, опубликованных в «Нью-Йорк трибюн» и лондонской «Фри пресс» в 50-х годах прошлого сто­летия, в которых история и характер русского народа, его князья и государи, политика России определяются такими чертами, как, с одной стороны, подлое раболепие, и с другой — деспотия, из­вечная агрессивность и монгольское ко­варство. Ничего другого сколько-нибудь достойного не обнаружено. А что каается коммунизма, то, как я где-то чи­тал, Маркс говорил, что глупы те, кто верит в коммунизм; коммунизм — всего лишь средство. И далее проставлены три точки...

Средство для чего и к чему ведущее — это особый разговор. Но сегодня, пе­режив геноцид, пережив крушение неко­гда самого великого, свободного, бога­того и многонационального государства России, о которой сейчас печатают массу статей, показывающих, что ей принадлежало 60 процентов мирового экспорта хлеба, что она имела сказоч­ные темпы промышленного поста, не говоря уже о ставшей в веках бессмерт­ной в её значении для всего мира рус­ской культуре — о Чайковском, Шаляпи­не, Рахманинове, Глинке, Достоевском, Иванове, Сурикове, Врубеле и многих-многих других художниках, — сегодня мы можем говорить лишь о том, что Россия повисла над бездной и над ней витает чьё-то алчное желание расчле­нить её на части, доведя, очевидно, ме­сто пребывания русских до территории, определяемой границами Московского княжества времен Ивана Калиты.

Валентин ПРУССАКОВ. Этого хотят те же силы, которые вызвали революцию в 1917 году?

Илья ГЛАЗУНОВ. Те силы, которые видели в Рос­сии последний оплот великой цивилиза­ции, великого православного начала, ве­ликой империи. Когда мы сегодня смот­рим на карту и видим, что на месте великой державы ещё существует обо­значение «СССР», мы поражаемся вели­кому созидательному началу русского народа, создавшего такую державу, которая не знала колониальных войн, не знала, с моей точки зрения, угнетения. Хоть многие и сегодня верят в наклеен­ный ярлык, будто Россия была тюрьмой народов.

Как раз революция потому и произо­шла, что Россия была настолько свобод­на и настолько сильна, что мы не ожи­дали удара, и октябрьский переворот, долго подготавливаемый, был разрешён молниеносно. Углублять же русскую ре­волюцию, как известно, помогали деяте­ли со всего мира, которые съезжались к нам издалека. Проблема заключалась в одном — в уничтожении великого ко­лосса, великого духовного мира, кото­рый называется Россией.

Кто конкретно этим занимался, сего­дня известно. Как было известно и вче­ра, и накануне революции, поэтому я не стал бы терять время на перечисление известных имен и сил, нёсших разру­шение...

Валентин ПРУССАКОВ. Замечу в порядке отступления. В начале XIX века на Западе была опуб­ликована карта, где на месте расположе­ния России было обозначено: «Русская пустыня». Издание карты приписывается масонам. Но вот совсем другой момент. В США в 50-е годы нынешнего столетия был принят закон, гласящий, что Амери­ка в своей политике должна преследо­вать цель расчленения России. Насколь­ко я знаю, он до сих пор не отменен.

И тот процесс расчленения, который теперь происходит в Советском Союзе, как раз находится в русле многолетней политики США и других западных государств. И сегодня, можно сказать, они близки к своей цели.

Между тем в Советском Союзе суще­ствуют всякие научные учреждения — типа Института США и Канады, и они об этом законе, по-моему, публично не сказали ни слова...

Илья ГЛАЗУНОВ. Для меня это большая неожи­данность. И о такой странной карте, и о законе я, как, наверное, и другие мои соотечественники, слышу впервые. А все-таки о чем же конкретно говорится в нём?

Валентин ПРУССАКОВ. Да о том же: что Америка дол­жна стремиться к расчленению государ­ства под названием Советский Союз. Украина должна стать отдельным госу­дарством. Должно образоваться государ­ство под названием Казакия — я, прав­да, не знаю, что оно должно обозначать, но там есть это, написано чёрным по белому... И удивительно, что у вас ни во времена застоя, ни во времена пере­стройки в плане информации о явле­ниях подобного рода ничего не измени­лось.

Илья ГЛАЗУНОВ. А как и какими средствами пред­полагается произвести расчленение Сою­за?

Валентин ПРУССАКОВ. Нет, в законе, естественно, не говорится о какой-то там агрессии, но о содействии всей политикой Соединён­ных Штатов достижению такого резуль­тата. Вообще-то текст закона нужно вос­производить так же точно, как и стихи, а не пересказывать. И любой советский человек, оказавшись в США, может пой­ти в библиотеку Конгресса и ознако­миться с текстом интересующего его закона...

И вообще, многое меня здесь удив­ляет. Согласитесь, гласность у вас до­вольно односторонняя. Вытаскиваются на свет определенные фигуры предста­вителей тех самых сил, о существовании которых все знают, хотя их не называ­ют, а имена других людей, скажем, при­надлежащих к национально-патриотиче­скому крылу первой или второй волны эмиграции, замалчиваются. «Одногла­зая» гласность...

Илья ГЛАЗУНОВ. Я как Глазунов — за «двуглазую» гласность и с интересом вас слу­шаю. Насчёт расчленения Союза мне известен только один план, который был у Гитлера.

Сегодня, когда мы видим слишком многое, служащее краху России, когда видим ее распродажу — и все это по­множенное на организованный голод, организованную национальную резню, явившуюся следствием попытки селек­ционирования абстракции под названи­ем «советский человек», при которой каждому народу фактически запреща­лось иметь свою национальную физи­ономию, традиции, религию, — неволь­но понимаешь, что это тягостное наслед­ство есть результат «владычества про­летариата», хотя те, кто выступал от его имени, отнюдь не были пролетариями.

Мне кажется, что сегодня наше осво­бождение может идти только по одной широкой, вечной дороге — возрожден­ного религиозного, духовного, экономи­ческого самосознания русского народа.

Мы, русские, должны понять, что нам никто не поможет, Россия — это ми­шень, и мы сидим под обстрелом как бы у стены со связанными руками и нога­ми. При этом многие философы, соци­ологи, политики в кавычках имеют наг­лость, видя связанного обескровленно­го человека, говорить о том, что рус­ские не умеют работать; строят нашу историю на Иване Грозном, Петре I и Сталине...

Валентин ПРУССАКОВ. Знаете, меня поразило, что из­вестный вам академик Фёдоров сказал, что в России 40—50 миллионов лентяев. Как бы вы могли прокомментировать это высказывание? Мне, например, ка­жется, что это звучало бы оскорбитель­но в адрес любого народа, своего или чужого...

Илья ГЛАЗУНОВ. Я никогда не слышал этих слов, но мне хотелось бы напомнить слова Столыпина, который говорил, что он пишет свои законы не для слабых, а для сильных и здоровых. Обвинять российских людей, создавших такое вели­кое государство и во всех областях зарекомендовавших себя носителями ве­ликой творческой мысли и духовности, это кощунство. Между прочим, без России, как писала американка Сьюзен Масси, автор замечательной книги «Страна Жар-птицы», обеднела бы и Америка. Так же, как обеднели бы и мы, если от нас отнять многоликую ми­ровую культуру.

Я на этом вопросе хотел бы остано­виться чуть дольше, ибо очень многие поддерживают версию о якобы неспо­собности русских работать, хотя перед ними великие творения архитектуры, не­когда роскошные города, музыка, лите­ратура, живопись, экономика, поражав­шая всех, как и русская монархия, не знавшая глупых правителей. Россия изд­ревле поражала всех путешественников, от Олеария до де Кюстина, который, однако, в своей политической зависти, в неприятии России и её великого госуда­ря Николая I написал клеветнический памфлет.

Валентин ПРУССАКОВ. Кстати, его книжка выпущена од­новременно несколькими издательства­ми — я видел своими глазами три или четыре издания...

Илья ГЛАЗУНОВ. В связи с этим хочу вспомнить об интересной книге «Враги Христа о Хрис­те», изданной в Европе в прошлом ве­ке, которая была в моих руках лет двад­цать назад. Она очень умно составлена. Из хулений и клеветы на бессмертные деяния Сына Божия встает величавый образ, определивший развитие мира на многие века. Наверное, под таким уг­лом следует воспринимать и поношение России де Кюстином. И открывается уди­вительная вещь: при всей своей враж­дебности он бессилен удержаться от невольного восхищения тем, что хочет оплевать.

Так, он не может не отметить при­родную красоту античной головы Ни­колая I, благородство черт его лица, не­обычайную красоту и грациозность им­ператрицы, исполненные внутреннего достоинства, блеск и богатство нарядов слуг, которые не отличаются от вели­колепных одеяний их господ. А чего стоят такие признания по поводу при­сутствия на обряде бракосочетания дочери императрицы и сына Евгения Богарне: «Здесь было столько сокровищ, что они могли поразить самое непоэти­ческое воображение. Это зрелище на­поминает фантастические описания из «Тысячи и одной ночи». Оно захватыва­ет, как восточная поэзия, в которой ощущение служит источником чувства и мысли...

Я мало видел могущего сравниться по великолепию и торжественности с по­явлением императора в сверкающей зо­лотом церкви... Сверкающее под луча­ми солнца золото создавало впечатле­ние божественного сияния над головой императрицы и его детей. Украшения и драгоценные камни дам блистали вол­шебным светом среди всех сокровищ Азии, покрывающих стены храма, в ко­тором царская роскошь, казалось, со­перничала с величием Бога... Мне казалось, что я слышу издали би­ение сердец 60 миллионов подданных...»

Вот так внутренняя мощь и блеск им­перии опрокидывают хулительную писа­нину заезжего маркизика.

Сегодня же обильно выходят книги и теории, которые призваны доказать, что русские не умеют работать. Почему? Да потому, что надо быть гением, как подмечал еще Шаляпин, чтобы лишить Россию хлеба. Гением зла надо быть, чтобы в столь короткий срок развалить такую великую державу, великую куль­туру.

Тот, кто теперь приезжает к нам, ви­дит здесь ужас, голодную и нищую страну. И невольно возникает вопрос: кто виноват? И, конечно, легче всего ответить, опираясь на де Кюстина и ему подобных, которых стало очень мно­го и «там», и здесь, что виноват русский народ, не умеющий работать. Ведь ина­че надо говорить об ответственности за геноцид, уничтожение культуры — ни одно татаро-монгольское нашествие не сопровождалось таким погромом, который был учинен за последние десяти­летия.

Я не ищу козла отпущения. Я хочу вспомнить мысль Достоевского: в мире все за всех виноваты. Но говорить, что русский народ не умеет работать, иска­жать русскую историю, представляя её как темницу, где жили дикари под игом деспотов, — это наглая, клевета, кото­рой, к сожалению, многие хотят верить, а те, кто знает, что это клевета, не всегда имеют мужество или возможность ей возразить.

Валентин ПРУССАКОВ. Илья Сергеевич, давайте от де Кюстина вернемся к делам более современным. Вы знаете о таких прогнозах, что Европа в ближайшее время долж­на объединиться, должны упраздниться границы.

Так вот, Европа вроде объединяется, а Союз почему-то должен разъединять­ся. Создаётся впечатление, будто здесь реализуется какой-то незримый план. Кому это нужно? Мы говорили о законе, который был принят в Америке, и, по моему мнению, он уже близок к реали­зации. Американцы испугались и не хо­тят расчленения Союза, ибо это может привести к непредсказуемым последствиям для всего мира. А вдруг, скажем, среднеазиатские республики отойдут к мусульманскому миру, что послужит его укреплению. А это не входит в планы ни Соединённых Штатов, ни других сил. Тут какие-то игроки просчитались. Дела­ли-делали, а когда добились своего, ста­ло страшновато. И сегодня, на мой взгляд, угроза войны, как это ни парадоксально, больше, чем когда-либо. По­чему? Раньше в мире было больше сил, существовали две супердержавы. А что будет дальше, если на месте одной об­разуются десятки маленьких государств со своими вооружёнными силами?

Мир непредсказуем. Недавно, с ме­сяц назад, в Америке вышла книжка «Грядущая война с Японией», написан­ная неким человеком по фамилии Фрид­ман. В ней детально расписывается, как будет протекать эта война. Советский Союз уже, по-видимому, не считается противником, а вот Япония как эконо­мический колосс заставляет о себе ду­мать... Америка ведь сейчас преврати­лась в мирового жандарма — после то­го, как начался процесс распада Совет­ского Союза и он перестал быть супер­державой или, видимо, кто-то посчитал, что он перестал быть таковой. И, мо­жет быть, мы ближе к каким-то траги­ческим событиям, апокалипсису, когда существует один хищный, никем не сдерживаемый интерес. Ведь вы виде­ли, что было с Гренадой, Ираком...

Соединённые Штаты, по-видимому, считают, что они могут диктовать свою волю всему миру, тем более если там посчитают, что Советский Союз слаб, почему не возникнуть соблазну воспользоваться этой слабостью? Варшавского Договора нет, социалистической систе­мы тоже — всё развалилось в одно мгновение, как по мановению волшеб­ной палочки. И мало кто на Западе по­нимает, что и почему всё так произош­ло. По расчётам ЦРУ, не было экономи­ческих оснований для развала всего этого. Здесь очень много неясного. И я думаю, что американцы, которые в своей политике вели к расчленению Со­юза, спохватились.

Илья ГЛАЗУНОВ. Я художник, а не политический комментатор, но мне интересно узнать то, о чём вы говорите. Во что выльются разделительные процессы, сказать слож­но. Но, похоже, все сводится к тому, чтобы мы стали сырьевой колонией Аме­рики и Запада. И в Москве, и в моём родном Санкт-Петербурге, и, очевидно, в других городах идет распродажа ино­странным фирмам домов, чуть ли не целых кварталов. Многие это считают государственной изменой, другие — ге­нием перестройки. И я понимаю волне­ние американцев, которые беспокоятся, что японские фирмы, промышленные компании скупают у них земельные уча­стки. И очевидно, названный вами и не­известный у нас автор потому и написал свою книгу о будущей схватке с Япони­ей. Но отношения США и Японии — од­но дело. Мне же кажется, что сегодня весь мир решает всё-таки русский воп­рос. От этого зависит судьба мира...

Решая этот вопрос, Америка, как мне кажется, забывает, что такой человек, как Авраам Линкольн, был против рас­членения своей страны...

Валентин ПРУССАКОВ. Любой нормальный человек дол­жен быть против расчленения...

Илья ГЛАЗУНОВ. Любой государственно мыслящий человек, если он не изменник. И равно как не дело частных людей вмешиваться в бытие военного потенциала, отрицать необходимость армии, полиции, если хотите, даже ЦРУ и КГБ, потому как важ­но только одно — чтобы эти учреждения работали в конституционных рамках, а не опираясь на деспотию и произвол. Существование таких охранительных структур для государства необходимо. Ведь даже простой кооператор заводит себе охрану...

Коренная ошибка Запада и Америки заключается в том, что они видят в про­буждающемся после длительной летар­гии и «кровавой бани» (так раньше на­зывали комиссары процесс «революци­онного переустройства» России) рус­ском самосознании опасность для мира. Это то самое самосознание, та Россия, что несла свет миру.

И когда решался военный спор Юга и Севера в Соединённых Штатах, рус­ская эскадра, посланная царём, во мно­гом обеспечила победу демократии, ко­торой так хвалится современная Аме­рика. Казалось бы, сегодня американцы должны приветствовать возрождение русского национального самосознания, как и самосознания других народов, помогать нам, как мы когда-то, будучи великой державой помогали и Болга­рии, и Франции. И не случайно, когда умер государь Александр III, движение остановилось на улицах Парижа... Од­нако приходится говорить о другом.

Но мы верим в Россию, и каждый на своём месте поспособствует, чтобы она возродилась и снова мир достиг сво­ей гармонии, потому что дисгармония мира — от краха России, который соз­нательно готовился. Расчленение пред­полагаемого трупа России — это будет началом мировой гангрены.

Валентин ПРУССАКОВ. Я тоже считаю, что проблема духовного и экономического возрожде­ния России сейчас самая важная. Что вы лично делаете для этого? Может быть, расскажете о целях, задачах созданной вами Всероссийской академии живопи­си, ваяния и зодчества?

Илья ГЛАЗУНОВ. Что касается меня лично — мои выставки идут сейчас по городам стра­ны. Я, можно сказать, стал передвижни­ком. А в общем плане я и мои друзья считаем, что наш фронт — это воссоз­дание школы высокого реализма, ради чего и создана Всероссийская академия. После долгой борьбы мы отвоевали здание бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Я хотел бы поблагодарить членов правительства и всех тех, кто принимал живейшее участие в создании академии. "Только при поддержке общественности можно было свершить это важное для национальной культуры дело. И мы надеемся на даль­нейшую поддержку со стороны как жи­вущих здесь патриотов, так и наших со­отечественников за рубежом.

Беседу записал Валентин НОВИКОВ

Фото: Хулодник Илья Глазунов на фоне своей картины "Великий эксперимент" (1990)

1.0x