Город бывших мастеров
Авторский блог Галина Иванкина 08:54 20 января 2020

Город бывших мастеров

узнаваемые силуэты заводов и фабрик наполнились иным содержанием
11

Когда-то очень давно (теоретически — не очень, но по ощущениям — миллион лет назад) Москва была крупным промышленным городом. В пять-шесть утра загорались огни домов — и в каждой из этих квартир жили работяги, инженеры, студенты технических вузов, мечтавшие «распределиться» после института в свой же родной город — Москву, а не ехать в романтический Дальногорк-на-Индигирке или ещё какие-нибудь — не менее чарующие — Комсомольски, Верхне- и Нижне-Ярски, etc. На эту тему бытовало множество фельетонов, но сейчас — не об этом.

Москва, которая безумно и как-то пугающе похорошела за последние десять лет представляется городом (city!) из параллельной реальности. Узнаваемые силуэты заводов и фабрик — даже при сохранении их исторического облика — наполнились иным содержанием. Это вызывает двоякие чувства. С одной стороны, это прекрасно, что исторические стены какого-нибудь дореволюционного, краснокирпичного завода не разрушаются тупо и варварски, но превращаются в очаровательно-стильный коворкинг, а тут ещё — кафешки, парикмахерские, магазинчики с книгами формата покет-бук, всякие помещеньица для проведения мастер-классов по валянию войлочных котиков. «Красота-то какая! Лепота!» - как сказал герой гайдаевской комедии, узревши Калинский проспект начала 1970-х.

А с другой стороны... Это печально, господа. На одном из сайтов читаем: «В районе Курского вокзала отстроились и работают целых три арт-квартала: Винзавод, Артплей и АРМА». А ещё есть бывший «Красный октябрь», где нынче проводятся лекции и устраиваются экспозиции на тему: «Как хороши, как свежи были советские шоколадки». И таких арт-супер-вау-пространств становится всё больше и больше. Вчера довелось ознакомиться с вышеупомянутым бизнес-арт-плей-кварталом АРМА, устроенном на месте бывшего — дореволюционного — газового завода. Прихотливо и где-то даже — изощрённо-тонко обыгранные газгольдеры (!) довершили мой культурологический шок.

Историческое место эпохи Александра II, когда в 1861 году инженеры Вернер фон Сименс и Йоганн Гальске предложили московскому генерал-губернатору провести газовое освещение в Москве, а потом началось возведение газового предприятия — при участии инженеров Фёдора Дмитриева и Рудольфа Бернгардта. Я понимаю, что наверное в столице 2020 года не нужен такой монстр, а надобны кафетерии и уютные местечки, где подают кофе с венским пирожным или кажут артхаусное кино. Вот и две девочки с рюкзачками вчера заблудились в том дивном городке — искали «пространство номер такое-то», где крутят «какой-то документальный фильм про молодёжь, он что-то там занял на каком-то фестивале» - это смешливые юницы так смутно объяснили предмет своего интереса. Нормальные такие современные девочки, не шалавы и наверняка прочитали по-английски всё то, что я в их возрасте — исключительно в переводе. Но.

От всего этого — ощущение тотальной пустоты. Как и на пресловутом Винзаводе, и где-то там, на Дербеневской набережной, и в залах, где конфеты «А ну-ка, отними!» раньше делали. Эти старые корпуса, выстроенные в модном псевдо-готическом духе конца XIX столетия, смотрятся, как декорации к фильму «Город мастеров». Город бывших мастеров. Кое-где ещё висит табличка «Ремонтно-механические мастерские» или обнаруживается ещё какая примета ушедших времён. Убитых эпох.

Всем всё рассказали мудрые дядьки в дорогих костюмах (сделанных в Италии), что эра индустриального рывка закончилась, на дворе — информационная эпоха, когда блогер считается превеликой величиной, а основанием для молодёжных «понтов» являются не вещи (которые могут быть из секонд-хэнда), но обладание актуальным гаджетом и возможность провести выходные в Париже. Доводилось мне читать и умные статьи бывалых экономистов, что «развитому современному обществу заводы и рабочие не нужны, в принципе», а уж иметь в столице — могучую инфраструктуру — и вовсе нелепая роскошь.

Очень может быть! Но, как мне кажется, если общество постоянно кричит об импортозамещении и ещё какой-то «независимости от запада, востока, советского прошлого и такого-то царизма», то почему большинство комплектующих для сантехники — всё равно импортные? Почему костюмы — от Бриони? Почему смузи и англоязычный рэпный продукт — из колонок? И да — починять всю эту «музыку» - включая сантехнику с электрикой - приходят ...скажем так... не коренные москвичи. Я вам так скажу, дорогие кучерявые хипстеры, даже если вы устроите себе самый эстетский лофт и станете подавать в нём наиболее продвинутые смузи под самый прогрессивный рэпо-джаз, рано или поздно у вас что-нибудь, да сломается, а руки у вас растут не из самого изысканного места — вы же не токаря-слесаря какие, но — полубоги с дипломами «дизайнер офисных плевательниц». И вот тогда...! Тогда городу бывших мастеров — труба (в прямом смысле этого слова).

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

1 апреля 2020
5
8
Комментарии Написать свой комментарий
20 января 2020 в 05:29

Это труба народу, некогда способному создавать технические и художественные шедевры, а теперь превратившемуся в обезьян, перенимающих не самое лучшее из-за бугра...

20 января 2020 в 06:52

«... Безумно и как-то пугающе похорошела за последние лесять лет...»

Это точно. Уж не намекает ли уважаемый автор на гримирование трупа?

20 января 2020 в 08:01

А по теме статья исключительно правильная. Вот пример: https://iz.ru/965134/mariia-nediuk/liniia-zhizni-kak-tianuli-kabel-po-dnu-ozera-v-blokadnyi-leningrad .

Сейчас вон по морю тянули-тянули, пока швейцарцев американцы за мягкое место не взяли. Хвать — а свой укладчик аж в Находке!

Чем думали, болваны? К чему всё шло? И сколько? В старое доброе время поставили бы всех этих эффективных менеджеров к стенке — и поделом.

20 января 2020 в 08:11

Плюс.

За точное вИдение и художественное описание.

20 января 2020 в 17:58

Скорее бы пришла труба.Уж очень хочется убедиться в наличии кармы.

23 января 2020 в 22:31

Зачем же так долго ждать? Стена всегда рядом.

22 января 2020 в 07:22

Галина, ты большая умница и чрезвычайно порядочный человек.
С уважением, Вадим.

23 января 2020 в 19:45

Иванкина - человек, предельно далёкий от советской экономики. Это всегда заметно, когда она пытается рассуждать на эту тему.
Ей почему-то кажется, что любой завод, однажды построенный, должен существовать вечно. А иначе нахрена его строили?
Советская индустриализация не первая в России. Пётр (якобы великий) за время своего царствования построил (чужими руками, понятное дело) 98 заводов, из которых только 11 дожили до середины 18 века.
Наверняка Иванкина об этом не знает. Более того, ей это и не интересно.
Даже предприятия, основанные на рыночной конъюнктуре, не вечны, потому что меняются экономические условия. А уж требовать вечности от предприятий, созданных волевым решением, может только неадекват.
"то почему большинство комплектующих для сантехники — всё равно импортные?"
Только потому, что никто не создал свои технологические школы и не подготовил свои кадры - рабочие и инженерные.
А вовсе не потому, что Чубайс во всём виноват.
"Почему костюмы — от Бриони?" Галя, иди и сшей костюм получше, кто тебе мешает? Опять Чубайс? Или Госдеп США?

23 января 2020 в 22:29

Идите и напишите статью лучше, тогда уж и критикуйте.