Авторский блог Владимир Бушин 19:08 28 марта 2018

Горький и другие, в том числе - кислые

он – ярчайшее свидетельство глубинной талантливости русского народа
35

1.«Ложь – религия рабов и хозяев!..» 

В марте 1993 года в «Правде» была напечатана моя статья, посвященная 125-й годовщине со дня рождения Максима Горького. В ту пору, кроме «Правды», я еще активней сотрудничал в «Советской России». Обе газеты имели хороший тираж, и я получал много писем. Электронной почты еще не было, писали по-старинному – в конвертах. Много было хороших, добрых писем, но случались и враждебные, злые, даже с угрозами. Такое анонимное письмо получил я и на статью о Горьком.

Аноним писал: «Зачем ты взялся защищать Буревестника? Да знаешь ли ты, что Горький выходец из очень богатой семьи. Почитай об этом у нобелевского лауреата Бунина. А в части его портретов и произведений – их уничтожить надо. Все до единого!.. А ты приговорён. У тебя нет выхода!».

Бунина я читал, знаю, сколько первосортной нобелевской желчи извел он и на многих других писателей, составивших славу русской литературы, - на Алексея Толстого, Есенина, Маяковского, Шолохова… Но моему Анониму едва ли приходилось читал Льва Толстого, который тоже получал подмётные письма подобного рода даже с указанием срока, когда ему надлежит отказаться от своей ереси. Интересно, где сейчас сей безымянный знаток Бунина – в Америке? в Израиле? В партии поскучневшего после выборов Жириновского, шестикратного претендента на престол?

А что касается происхождения Горького из очень богатой семьи, то у него действительно были замашки потомственного богача, да к тому же истинного аристократа духа, не считающего денег. Вот что писал Владислав Ходасевич, который немало лет близко знал Горького и даже полтора году прожил у него в доме, но другом не стал: «Слава приносила ему много денег, из которых на себя он тратил ничтожную часть. В еде, в питье, в одежде был на редкость неприхотлив… Но круг людей, бывших у него на постоянном иждивении, был очень велик, я думаю, - не меньше человек пятнадцати. Тут были люди различнейших слоев общества, вплоть до титулованных эмигрантов (речь идет о жизни Горького после революции за границей – В.Б.), от родственников до таких, которых он никогда раньше не видел. Целые семьи жили на его счет гораздо привольнее, чем жил он сам. Отказа не получал никто. Горький раздавал деньги, совершенно не сообразуясь с действительной нуждой просителя и не заботясь о том, на что они пойдут». Замечу, что это писал человек, который, по выражению самого Горького, «сделал злость своим ремеслом».

Конечно, находились охотники попользоваться такой беззаботностью великого бессребреника. Чего стоит эпизод с известным прохиндеем Парвусом, немецким евреем, ставшем ныне шибко известным благодаря умению наших нынешних кинодеятелей делать из мухи слона. Горький, вероятно, знал, что это - муха, но видно, надеялся, что она все-таки честная. И подписал с ней договор, по которому за спектакли в Германии по пьесе «На дне» автор получает 40% выручки, 40% - в кассу РСДРП и 20% - мухе как продюсеру. И что получилось? «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла». По всей Германии состоялось около 500 спектаклей, успех невероятный, выручка составила 130 тысяч марок. И все сожрала муха. От такой обильной пищи уже тогда могла быть стать слоном, но не стала. Горький имел все основания подать в суд, а он, случайно где-то встретив Парвуса, только и подумал: «Дорогой ты мой, дорогой…»

Кого из литературных богачей последующего времени можно поставить на том же поле хотя бы на версту от Горького? Может, миллионера Солженицына, владельца двух поместий по обе стороны Атлантического океана, рыцаря правды, разбогатевшего на торговле ложью? Да он без конца затевал из-за гонораров склоки со своими переводчиками и издателями, хотя бы с Ольгой Андреевой-Карлайл, внучкой Леонида Андреева, и её мужем. А уж как поносил-то их! Жириновский позавидовать может. «Шпана… обормоты… дармоеды… наглецы… бараны… ослы… змеи… скорпионы…» Внучка Леонида Андреева вынуждена была даже написать книгу «Возвращение в тайный круг» (М. 2004), в которой выразительно показала лицо нобелиата в схватке за гонорар. Между прочим, в пору своего психически нормального бытия Солженицын считал Горького величайшим писателем, и даже когда ординарец по фальшивым документам привез ему жену из Ростова на фронт в Белоруссию, молодые супруги в уютной и теплой землянке читали не что-нибудь, а «Жизнь Матвея Кожемякина» Горького. Но в должный час пророк прозрел. И понесло… Бунин ненавидел советских писателей, но чтил классику, только Достоевского не терпел, считал, что тот сознательно корёжил язык, издевался над читателем. С этим отчасти можно и согласиться. Ну, в самом деле, есть, скажем, слово «ангел», уменьшительно-ласкательная форма – ангелок, ангелочек. А у Достоевского? Совершенно несъедобно: ангельЧИК!.. И это без конца. Солженицын же не только за некоторым исключением ненавидел советскую литературу («Пена!»), но клеветал и на классику, начиная с Пушкина, которого изобразил певцом крепостничества, насаждавшим в поэзии «блатное начало». А сейчас его равноапостольная вдова уверяет, что покойник обожал Пушкина, жить без него не мог. Скажи мне, чья ты вдова, и я скажу, кто ты. То же самое «начало» обнаружил он и в мировой классике: у Шекспира, Шиллера, Диккенса…. Словом, его злобное полоумие путешествовало по миру без виз.

А Ходасевич писал ещё и вот что: «В известности не мог сравниться с Горьким ни один из русских писателей… Он получал огромное количество писем на всех языках (На 20 тысяч из них Горький ответил.- В.Б.). Где бы он ни появлялся, к нему обращались незнакомцы, выпрашивая автограф, интервьюеры его осаждали. Газетные корреспонденты снимали номера в гостиницах, где он останавливался. И ждали по два-три дня, чтобы только увидеть его в саду или за табл-д’отом». Казалось бы, невероятно, но такой основательный источник, как биографический словарь «Русские писатели. 1800-1917» свидетельствует: за четыре года с 1900 по 1904 о Горьком вышла 91 книга, а вся литература о нем за это время составила около 1800 названий (М., 1989. Т.1, с.647).

Такая невероятная слава, разумеется, плодила множество врагов, вызывала гонения, преследования. Где только Горького ни арестовывали, ни сажали в кутузку, откуда ни высылали! 13 октября 1889 года – арестовали в родном Нижнем Новгороде, в мае 1898-го – в Тифлисе (Мехетский замок), 17 апреля 1901 – опять в Новгороде, 23 апреля 1902 года, будучи уже европейски известным писателем, автором гремевшей в России и на Западе пьесы «На дне», выслан в Арзамас, в январе 1905 года после участия в шествии рабочих Петербурга к Зимнему и их расстрела хотел скрыться в Риге, но был и там арестован, доставлен в Петербург и посажен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Ни об одном нашем, да и западном писателе, нет возможности составить такой список. С требованием освобождения Горького выступали Толстой, Чехов, Короленко, Анатоль Франс, Герхарт Гауптман, Томас Гарди, Огюст Роден…

Так вот, казалось бы, русские литераторы и даже те из них, кто русские по принадлежности к нашей культуре, должны бы только гордиться тем, что и они из этого народа и работают в той же литературе, в которой работал и столь знаменитый Горький. Он – ярчайшее свидетельство глубинной талантливости русского народа, как и вся славная плеяда от Ломоносова да Есенина. Разумеется, как в прошлом, так и ныне, многие и гордятся, и радуются. Но все мещане и не только литературные, все антисоветчики и не только покойные, все мизантропы ненавидят Горького люто. Боже мой, какие среди них встречаются экземпляры! Прямые братья моего помянутого Анонима… Одновременно с той давней моей статьей в «Правде» и они вылезли на страницы газет: в трехмиллионнотиражном «Огоньке» - В.Костиков, пресс-секретарь Ельцина, которого тот во время царской прогулки на теплоходе по Енисею вскоре прикажет выбросить, как Стенька Разин персидскую царевну, за борт в надлежащую волну. И выбросили. Царевна, увы, утонула, а двоякодышащий Костиков вынырнул в «Аргументах и фактах» и до сих пор там барахтается, как литератор-аллигатор.

Тогда же вылез Лев Колодный: «Двуглавый Буревестник». Любой факт из жизни Горького этот одноглазый провидец осуждал как святотатство и непотребство. Например, в цикле статей «Несвоевременный мысли», написанном сразу после Октябрьского переворота, писатель резко осуждал большевиков и лично Ленина за многие безобразия, что творились. «Возникает вопрос,- пучил свой глаз Лев Ефимович,- как совмещалась эта позиция с членством в партии?» Его не интересовало, например, как совмещалась позиция Зиновьева и Каменева, принадлежавших к руководству партии, с их предательством – с выдачей даты восстания, а тут – вынь да положь объяснение. Он уверен: все на свете должно быть в совмещенном состоянии. А партийный Устав – превыше всего!.. Но если Лев Ефимович так негодует по поводу несоблюдения Устава, то почему же он молчит о тех, кто – что там Устав! – предал партию и даже не просто вышел из неё, а неутомимо лжёт о ней, клевещет на её руководителей, проклинает все советское прошлое? Да ведь и сам Колодный сбежал из партии. Ась?..

А время шло. Явился крутой либерал Федор Бурлацкий, друг Хрущёва, с книгой о Мао Цзэдуне, потом – о Макиавелли и о Хрущёве. Хотел после этого очутиться в Академии Наук. Не удалось. Тогда он неведомо как очутился в кресле главного редактора «Литературной газеты». И первое, что сделал, смахнул с первой полосы профиль Горького, который после пушкинских времен в 1929 году возобновил газету. Но – недолго музыка играла, недолго фраер ликовал: скоро и его смахнули, но профиль не восстановили. Это сделал только через несколько лет молодец Юрий Поляков, что стоит, может быть, всех его «ЧП» всех масштабов.

2.«Правда – бог свободного человека!»

Я был знаком с Анастасией Ивановной Цветаевой. В начале восьмидесятых встречал её в Коктебеле, куда она впервые приехала с сестрой в 1911 году. При моем отъезде она подарила мне свои «Воспоминания» с доброй дарственной надписью. Здесь, в Коктебеле, ещё безвестная, но уверенная сестра писала:

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Я использовал эти строки в одном стихотворении:

Ведь что-то происходит в мире,

И что-то осознал народ.

Моим стихам, как Т-34,

Настанет свой черед.

Примечательно, как относились к Горькому сестры Цветаевы, обе талантливые, честные и многострадальные. В 1933 году Марине Ивановне предстояло в Париже «сидеть на эстраде» по случаю чествования Бунина, получившего Нобелевскую премию. Отлично понимая, что «премия - это политика», она писала: «Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее – Горький. Он – эпоха, а Бунин – конец эпохи». Другой эпохи… Горького несколько раз выдвигали на эту премию, как, впрочем, и Толстого. Но где там! А Чехова и не выдвигали. Но ни Толстой, ни Горький не стали и академиками, а вскоре после того, как царь на решении Академии Наук об избрании Горького поставил свою позорную резолюцию «Более чем оригинально», - после этого и Чехов с Короленко без поклона вернули царю свои академические звания.

Анастасия Ивановна переписывалась с Горьким, в 1927 году ездила к нему в Сорренто. А думала о нём вот что: «Максим Горький! Это лицо знаешь с детства. Оно было – в тумане младенческих восприятий – неким первым впечатлением о какой-то новой и чудной – о которой шумели взрослые – жизни. Оно мне встает вместе с занавесом Художественного театра, с птицами Дикая утка и Чайка… Глядят эти глаза светло, широко, молодо, дерзко под упрямым лбом с назад зачесанными волосами… Где-то рядом стоят молодое лицо Скитальца, темная шевелюра Леонида Андреева, клочковатая седая борода Толстого, ибсеновские очки, но это лицо родней… Вот еще один из богатырей моего детства – Шаляпин! Они чем-то похожи, у обоих дерзкие глаза… И всё-таки Горький роднее».

У меня с Горьким связана первая попытка литературной работы. Нет, не работы, какие-то строки шевелились в душе и раньше, а в июне 1936 года я написал и послал в «Пионерскую правду» нечто стихоподобное под названием «Смерть Горького». И представьте, получил ответ из редакции: «Вова, тебе надо больше читать…» Я и старался…

Минуло десять лет, и, вернувшись с войны, я поступил в институт имени Горького. В марте 1948 года страна отмечала 80 лет со дня рождения писателя. В институте устроили конкурс на лучшее стихотворение о Горьком. Запомнилось стихотворение студента второго курса, вчерашнего фронтовика Максима Толмачева «Данко»:

Коптилка мерцает в землянке,

Как будто притихла война.

Суровую сказку о Данко

Читал молодой старшина.

А утром – бой, наступление, и танк старшины оказался на острие атаки, и был подбит. И загорелся…

А мимо летела со свистом

Броня наступающих рот,

И храброе сердце танкиста

Горело и звало вперед.

А первый приз на конкурсе (он был анонимный) получил мой однокурсник Владимир Солоухин. Он в сущности пересказал рассказ Горького «Рождение человека» - о том, как однажды на Кавказе у приморской дороги ему пришлось принять роды.

Где только что босы и слабы

Голодные люди прошли,

Худая орловская баба

Рожала в дорожной пыли.

А волны морские хлестали,

О мокрый песок шелестя.

И принял безвестный скиталец

У бабы живое дитя.

Хорошего много на свете

Под летней густой синевой,

И вынес прохожий на ветер

И поднял над миром его.

А в мире светло и просторно

И буйное пламя зари.

Ори, человек непокорный,

На землю пришедший, ори!

Смеялся как сыну родному,

По пояс в соленой воде

С безбрежной любовью к живому,

С великою верой в людей.

Известная исследовательница творчества Горького профессор Л.А.Спиридонова в беседе с В.С.Кожемяко, напечатанной в «Правде», сказала, что на приглашение принять участие в горьковской конференции, которую организует Институт мировой литературы, откликнулись и прислали свои заявки более ста литературоведы из многих стран Запада и Востока. Среди них шесть итальянцев, четыре канадца, три француза, два американца, китайцы, японцы, алжирец… «В Сорренто, - сказала Лидия Алексеевна,- сейчас поставили памятник Горькому. То есть заграница память «океанического человека» (Б.Пастернак) чтит, а у нас…» А у нас на помянутую конференцию власть не выделила ни копейки. Обустраивать всех этих алжирцев работникам института, видно, придется на свои трудовые-деревянные. Но ведь был Указ президента о юбилее. И под этот Указ была создана юбилейная комиссия, которой, естественно, получила деньги. И что? Так эти деньги члены комиссии использовали для туристических вояжей «по горьковским местам» - не в Нижний Новгород, конечно, не в Казань или Самару, а во Францию, Италию, Германию…. А вы говорите-  Кемерово…

Из беседы я узнал, что, оказывается, интересы русской и всей российской культуры за рубежом официально представляет известный киргизско-еврейский русофоб Швыдкой. Тот самый, что, будучи министром культуры, провернул по телевидению передачу на темы «Пушкин устарел», потом – «Русский фашизм страшнее немецкого». Его надо бы после этого немедленно выставить из страны, как Солженицына, но его берегут и пестуют, вывели его на международный уровень. Он позарез нужен для дальнейшего оболванивания народа. Неоценимый кадр! Добился, например, через ЮНЕСКО объявления 2018 года «Годом Солженицына».

Так вот этот хлюст добился того, чтобы празднование юбилея великого писателя, гордости России, сосредоточить главным образом на его родине в Нижнем Новгороде: был, дескать такой писатель областного масштаба. Опыт в этом деле есть. Так раньше обошлись с Шолоховым: донской писатель….

Максим Горький столько написал прекрасных книг, столько сделал добрых дел, основал издательств, газет, журналов, стольких поддержал, а то и спас, что неудивительно, как его Борис Пастернак определил: океанический человек! Но оказывается, есть литераторы, которые склонны думать, что Горький – человек, вовсе и не земного происхождения. Он- -инопланетянин, полюбивший человека и принявший человеческий облик! Очень похоже.

159 4 4 905
5 апреля 2018
54 3 13 808

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
28 марта 2018 в 20:16

Спасибо за правдивую, честную и смелую, как всегда, статью — о М. Горьком. Ваши знания русской и советской литературы беспредельны. Узнал много интересного. Всегда с большим вниманием читаю Ваши статьи. Перечитал все Ваши книги, которые нашёл в интернете. С огромным уважением к наследнику Горьковских идей...

28 марта 2018 в 20:20

Мартин Андерсен-Нексё (датский писатель) писал о Горьком:
«...вместе с новой Россией, он, приобретая неимоверные размеры, становится живым олицетворением нового мира. Он - певец достижений новой России».
По моему это самая точная характеристика писателя.
Закрывая страницу истории СССР, Горький остается ее светочем. И чем больше "они" задувают этот огонь, тем ярче светятся эти страницы.

28 марта 2018 в 20:22

Кислым оказался и В. Винников, решивший "мягко говоря" в сегодняшней полуночи, что "литературный дар Горького сомнителен". И свой блог, посвященный А.М. ,
ну очень оригинально озаглавил "Человек - это звучит горько". Да, такое иногда, к сожалению, можно утверждать. Применительно к Винникову тоже.

28 марта 2018 в 20:35

"Немногие знают, как много надо знать, чтобы
знать, как мало мы знаем".

Спасибушки, Сергеич!!!

28 марта 2018 в 20:43

Гимн человеколюбию, анафема мизантропической злобе. Спасибо несгибаемому автору...

28 марта 2018 в 22:04

А еще Ходасевич писал:

"... несомненно - центральном в его творчестве: я имею в виду пьесу "На дне".

Ее основная тема - правда и ложь. Ее главный герой - странник Лука, "старец лукавый". Он является, чтобы обольстить обитателей "дна" утешительной ложью о существующем где-то царстве добра. При нем легче не только жить, но и умирать. После его таинственного исчезновения жизнь опять становится злой и страшной.

Лука наделал хлопот марксистской критике, которая изо всех сил старается разъяснить читателям, что Лука - личность вредная, расслабляющая обездоленных мечтаниями, отвлекающая их от действительности и от классовой борьбы, которая одна может им обеспечить лучшее будущее. Марксисты по-своему правы: Лука, с его верою в просветление общества через просветление личности, с их точки зрения, в самом деле вреден. Горький это предвидел и потому, в виде корректива, противопоставлял Луке некоего Сатина, олицетворяющего пробуждение пролетарского сознания. Сатин и есть, так сказать, официальный резонер пьесы. "Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека", - провозглашает он. Но стоит вчитаться в пьесу, и мы тотчас заметим, что образ Сатина, по сравнению с образом Луки, написан бледно и - главное - нелюбовно. Положительный герой менее удался Горькому, нежели отрицательный, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного - своим живым чувством любви и жалости к людям."

"Знаменитая фраза: "Человек - это великолепно! Это звучит гордо!" - вложена также в уста Сатина. Но автор про себя знал, что, кроме того, это звучит очень горько. Вся его жизнь пронизана острой жалостью к человеку, судьба которого казалась ему безвыходной. Единственное спасение человека он видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности - надеждой. Способность человека осуществить надежду ценил он не высоко, но самая эта способность к мечте, дар мечты приводили его в восторг и трепет. Сознание какой бы то ни было мечты, способной увлечь человечество, он считал истинным признаком гениальности, а поддержание этой мечты - делом великого человеколюбия.

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.

В этих довольно слабых, но весьма выразительных стихах, произносимых одним из персонажей "На дне", заключен как бы девиз Горького, определяющий всю его жизнь, писательскую, общественную, личную. Горькому довелось жить в эпоху, когда "сон золотой" заключался в мечте о социальной революции как панацее от всех человеческих страданий. Он поддерживал эту мечту, он сделался ее глашатаем - не потому, что так уж глубоко верил в революцию, а потому, что верил в спасительность самой мечты. В другую эпоху с такою же страстностью он отстаивал бы иные верования, иные надежды. Сквозь русское освободительное движение, а потом сквозь революцию он прошел возбудителем и укрепителем мечты. Лукою, лукавым странником.
От раннего, написанного в 1893 году рассказа о возвышенном чиже, "который лгал", и дятле, неизменном "любителе истины", вся его литературная, как и вся жизненная, деятельность проникнута сентиментальной любовью ко всем видам лжи и упорной, последовательной нелюбовью к правде.

"Я искреннейше и неколебимо ненавижу правду", - писал он Е.Д. Кусковой в 1929 году. Мне так и кажется, что я вижу, как он, со злым лицом, ощетинившись, со вздутой на шее жилой, выводит эти слова."

29 марта 2018 в 00:55

Максим Горький, которого частично вымарали из нашей сегодняшней жизни, - великий и до конца не познанный феномен. Главной нашей надеждой может быть уверенность, что он принадлежит будущему.
Забавно, что в серьёзнейших биографиях среди дат его "возвращения" на родину числятся 1928, 1931, 1932, 1933 годы. На самом деле это не парадокс, потому что все эти годы он действительно - ВОЗВРАЩАЛСЯ, просто этот процесс был глубже, чем время прибытия поезда на Белорусский вокзал.
Спасибо, Владимир Сергеевич!

29 марта 2018 в 10:13

Не трогайте Швыдкого, он целовал .опу самому Элцину !

29 марта 2018 в 13:01

Ильич в постели с Горьким - "И кто же тебя назвал Горьким?! Сладкий ты мой!!"

29 марта 2018 в 19:26

Сережа, оказывается ты еще глупее, чем я думал.

29 марта 2018 в 15:44

Как радостно вновь слышать голос патриарха. Здоровья Вам, Владимир Сергеевич!

29 марта 2018 в 22:11

Владимир Бушин:
"Максим Горький столько написал прекрасных книг, столько сделал добрых дел, основал издательств, газет, журналов, стольких поддержал, а то и спас, что неудивительно, как его Борис Пастернак определил: океанический человек! Но оказывается, есть литераторы, которые склонны думать, что Горький – человек, вовсе и не земного происхождения. Он- -инопланетянин, полюбивший человека и принявший человеческий облик! Очень похоже."
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как эти выводы совместить в сознании с такими фактами, что Горький, всю свою жизнь ненавидел мужика (русского крестьянина)? М.Горький, отвечая на вопрос о голоде в России, заданный ему в Берлине, ответил: «Я полагаю, что из 35 миллионов голодных большинство умрет». Но в этой трагедии Горький видел положительное явление, ибо «вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень — почти страшные люди и место их займет новое племя — грамотных, разумных, бодрых людей.»
[Горький М. О русском крестьянстве. Берлин, 1922, С. 43-44.]
Он говорил Воронскому: «Если бы крестьянин исчез с его хлебом — горожанин научился бы добывать хлеб в лаборатории».
Чуковскому: «Я... недавно был на съезде деревенской бедноты — десять тысяч морд — деревня и город 'должны непременно столкнуться ..., здесь как бы две расы».
Чуковский пишет: «Я спросил его, о чем будет читать он. Он сказал: о русском мужике. «Ну и достанется же мужику!» — сказал я. «Не без того, — ответил он. — Я затем и читаю, чтоб наложить ему как следует. Ничего не поделать. Наш враг... Наш враг».

31 марта 2018 в 06:13

Статья Бушина, о Горьком. Та-ааааак. Смотрю комменты. ОДИН, ДРУГОЙ...ПЯТЫЙ.
сТОП. Меркулова. Не читая, загадываю,- включит свой г-номёт, на полную катушку!?!
Читаю... ЕСТЬ!!! Угадал!!! С ПЕРВОГО РАЗА!
И по Горькому и по Бушину- Залп.
Ну почему вы такие предсказуемые, а?
Скучные, де-шё-вые, пи-оро-образные?

31 марта 2018 в 18:31

Для Грини.
Если вас не затруднит, давайте обойдемся без фекальной терминологии при обсуждении творчества писателей, а то вызывает сомнение - способны ли вы, вообще, говорить о литературе.
Надеюсь, что способны и сможете объяснить слова вашего любимого писателя М.Горького:

«Я полагаю, что из 35 миллионов голодных большинство умрет», «вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень — почти страшные люди и место их займет новое племя — грамотных, разумных, бодрых людей.»

«Я... недавно был на съезде деревенской бедноты — десять тысяч морд — деревня и город 'должны непременно столкнуться ..., здесь как бы две расы»

«Не без того, — ответил он. — Я затем и читаю, чтоб наложить ему (русскому мужику) как следует. Ничего не поделать. Наш враг... Наш враг».

Ничего так пульки, да? И стреляла ими вовсе не Татьяна Меркулова, она лишь хотела получить ответ как соотносятся эти высказывания с образом добрейшего инопланетянина, принявшего человеческий облик.

1 апреля 2018 в 06:47

Оленьке:
Меня "затруднит". Горький не является моим любимым писателем.
Каждый индивидуум, рассматривает интересующий его вопрос, под своим, собственным углом мировоззрения и видит то, что ему хоТчется видеть индивидуально, (что поделаешь,- люблю это слово "инд-но"), моя так сказать слабость.
Так, что вы здесь, не попали-с, мимо, мягко говоря.
И ПастерШлаки с МандельШтампами меня особо не интересуют, в отличии от вас ( с большой долей вероятности). И к завываньям Окуджавы не питаю особых иллюзий.
Скучны и предсказуемы,- вот моё личное мнение! А ваше...как бы поаккуратней выразится? ... в общем не совсем мне импонирует.
А вот я думаю, что смогу , судя по вашему "заступничеству" за Танечку, с 90%-ой долей вероятности угадать, кому из писательской братии, вы отдаёте предпочтение. Вы же, вряд ли, такое можете предположить обо мне.
И ещё: " Г-номёт", это образное выражение, обозначающее суть устройства, при помощи которого автор ведёт свою однобокую дискуссию с оппонентом.
Если говорят: "У вас грязная, подмоченная репутация", это же не означает, что из неё (репутации), должна стекать вода, мутными потоками!

1 апреля 2018 в 07:08

Прочёл ещё один ваш коммент. Ну и ну, скажу вам, ну и ну:" Сколько сена сложено в копну".Оказывается не такой уж вы и злостный критик творчества и высказываний Алексея Максимовича.
Переобувание на ходу... да ещё на приличной скорости- жесть.

1 апреля 2018 в 09:54

Гриня, я тоже не считаю Горького "моим любимым писателем". Но зато всех желчно-пр-р-равдивых его критиков от Бунина до вполне современных считаю людьми в высшей степени непорядочными и лживыми. Бунин, будучи в России, описывал неприглядный быт её жителей, а, оказавшись за границей, не менее талантливо описывал как в этой же России распрекраснео живётся (читайте "Солнечный удар" вместе с одноимённым кинофильмом).
Знали бы вы, сколько лжи и клеветы выплеснули на Горького в конце 1980-х - начале 1990-х!

1 апреля 2018 в 10:42

Оля, спасибо за Ваш комментарий. На Гриню Непредсказуемого не стоит тратить время.

Гриня:" А вот я думаю, что смогу , судя по вашему "заступничеству" за Танечку, с 90%-ой долей вероятности угадать, кому из писательской братии, вы отдаёте предпочтение. Вы же, вряд ли, такое можете предположить обо мне."

Гриня же, но не здесь, не на "Завтра": И ,ЧТОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНО УДОВЛЕТВОРИТЬ ТВОЁ ЛЮБОПЫТСТВО, могу тебе сообщить, что примерно в течении месяца я, начитавшись Бердяева, Брема и Шопенгауэра, в объёме выборочных страниц (я не вру, можешь не верить мне пох), именно всех перечисленных, я примерно на 15% понял смысл их философии."

Продолжить Гриня? Но прошу учесть, что на такой примитив, как "гриня обухов" время тратить ЖАЛКО!

2 апреля 2018 в 01:54

НУ И ЧО? Я разный, могу себе позволить. Наковыряла в "ящике" и что?
Удивила ? Могу подтвердить, ещё раз, уже на "Завтра": " МОЖЕШЬ МНЕ НЕ ВЕРИТЬ, МНЕ ПОХ". Я водном ошибся; не на 15% понял, а на 16, но ты меня не поймёшь, с твоим то оловянным чувством юмора.
У меня, конечно много недостатков, но, =примитив=?........вряд ли,- никогда не от одной курицы я не слыхал о себе такого.
А ЧТО Ж ТЫ, Я ТЕБЯ...Олечка, а ты меня -гриня ? Некрасивво.
Все вы "либеры" дешёвые мелочные обманщики, чуть не по вашему, переходите на личности, смывая с себя весь лоск.
И ЕЩЁ: "НЕ ТЕБЕ ОБО МНЕ СУДИТЬ !" Нелогично и фальшиво звучит: "...что на такой примитив, как Гриня ОБУХОВ время тратить жалко".
А сама ковырялась, не один наверное час, разыскивая меня по форумам.
Примитив, это ТЫ, В САМОМ ХУДШЕМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА.
Всё !!! Устал я от тебя. Зря видно вообще написал, неинтересная ты, ну да ладно.
Отвечать не обязательно, да и я не собираюсь.

2 апреля 2018 в 01:55

В= одном.

2 апреля 2018 в 01:57

Танечка-Олечка, ну вы поняли.

29 марта 2018 в 23:08

Не знаю, надоедают ли писателю наши благодарности, но после каждой его статьи хочется выразить ему благодарность.

На счёт Бунина. Не позднее, чем сегодня по телеканалу Спас прежде чем рассказать о Бунине цитировали из Евангелия - эпиграф такой. Провели такую параллель между Иисусом Христом и Буниным. Да и ладно бы на каком другом телеканале, а то... Не знаю, правда, кто его курирует и спонсирует. Кстати, на этом же телеканале проходит реклама о продаже иконок с Матроной Московской... Из Храма делают "вертеп разбойников" и "дом торговли". (Если уж обращаться к Евангелию).

У сегодняшних сложная ситуация. С одной стороны мировая глыба Горького, и непосредственно связанная с ним их "гусская идея", с другой чуждый ему капитализм. О чём и писал, о чём и рассказывал. Если кто читал. Думаю, смотреть советское кино по Горькому никто, из укушенных капитализмом, уже не станет. И эти "сегодняшние" врут на пропалую, извиваются, как ужи на сковородке, выворачивают гений Алексия Максимовича. И вёл-то себя якобы, как буржуа, и жил-то в капиталистических странах, и революцию-то отверг в конечном итоге, и с Лениным-то чуть не врагами были (всё из телевизора за вчера и сегодня из нтв, культура и т.д.).

Я же с большим удовольствием посмотрел художественные фильмы 1938 года "Детство", "В людях". И ведь что удивительно, он рассказывает о том, что творится сейчас. Может на ином уровне, но абсолютно с теми же человеческо-деградационными тенденциями.

30 марта 2018 в 07:29

" Бунина я читал, знаю, сколько первосортной нобелевской желчи извел он и на многих других писателей, составивших славу русской литературы, - на Алексея Толстого, Есенина, Маяковского, Шолохова…"

Слушал по " Радонежу" "Окаянные дни" - обалденно.

30 марта 2018 в 08:06

Это не ведомство ли М.Е.Швыдкого, организатора кражи оригиналов картин из коллекции С.Н.Рериха при потворстве Менделя-Медведева, выводило за бугор нац.ценности Русов???
http://icr-friends-forum.ru/viewtopic.php?t=60

Почти 70 картин Николая и Святослава Рерихов украли российские чиновники из Министерства культуры.
http://www.aryavest.com/article.php?artid=30
http://www.spb-icr.ru/defence/info/museum/27.php

http://www.roerichs.com/Sodr/N10/8-2.htm
https://www.agni-yoga.net/vbulletin4/showthread.php?t=2185
https://espavo.ning.com/profiles/blogs/3776235:BlogPost:1642054
http://www.lomonosov.org/article/press_konferenciya_v_muzee_reriha.htm
http://lebendige-ethik.net/index.php/rd/rd-sng/65-snova-rerikhi-kto-chto-i-u-kogo-ukral
http://forum.roerich.info/showthread.php?p=447165

7 марта 201720:55 Александр Карпов
Обыск в Международном центре Рерихов: изъяты картины, купленные на ворованные деньги
https://www.vesti.ru/doc.html?id=2863721&cid=8

Правда о коллекции Святослава Николаевича Рериха
https://www.save-roerich-museum.ru/wp-content/uploads/2015/06/truth_about_roerich_collection.pdf

5 августа 2016
Рерих всея Руси
О сложной судьбе наследия и наследников известного художника и философа
https://lenta.ru/articles/2016/08/05/roerich/

2 апреля 2018 в 16:44

Ольге Шаховой и Татьяне Меркуловой большое спасибо за подборку гнусно-лживых фрагментов от великого русского писателя и общественного деятеля Максима Горького. Ведь есть же у нас на форуме люди, столько ёмко выражающих свою тупую и русофобскую злобу. Неплохо усвоили уроки некоего идеологически-пропагандистского деятеля одного не слишком дружественного к СССР государства не столь далёкого прошлого. А собранные воедино фрагменты так удобны для разоблачения сих антисоветчиков. Ещё раз спасибо.

3 апреля 2018 в 21:26

Александру
Ермошину:

Ваша способность излагать "мысли" в виде рекламного ролика, на высокой скорости и без фактического содержания вызывает уважение. Но, было бы неплохо кроме лозунгов внести в содержание поста какие-либо факты, господин "советчик".

3 апреля 2018 в 23:50

Выражаю свою признательность за понимание темы и отсутствие вопросов. Факты - от вас, от меня всего лишь благодарность.

3 апреля 2018 в 23:53

Да, кстати, позиционирование меня вами как "советчика", видимо, должно повлечь таковое в отношении вас как "госпожа антисоветчица"! Спасибо за подсказку, опять благодарность!

4 апреля 2018 в 10:17

Не обольщайтесь, господин Ермошин. Здесь слово СОВЕТЧИК звучит, как любящий давать СОВЕТЫ. Скорее от слова СОВА, которая читать и писать умеет, но виду не подаёт. ФСЁ!

4 апреля 2018 в 10:58

Поздно, Меркулова! Уже записано: АНТИСОВЕТЧИЦА, что означает и принадлежность к русофобии. Это не кличка, а констатация факта.
А про ФСЁ - не уверен! Потому как при следующем же поводе с вашей колокольни - ВИДУ подам, не сомневайтесь!. Спасибо за внимание.

4 апреля 2018 в 14:21

Ермошину:

На здоровье, болезный!

6 апреля 2018 в 19:21

«Статья Бушина, о Горьком. Та-ааааак». (ГРИНЯ ОБУХОВ)
Нет, не так, Гриня! Плетью Обухова пе перешибешь! Надо читать полностью хотя бы заголовки статей. Статья Бушина В. С. о Горьком и о других, в том числе – кислых.

6 апреля 2018 в 20:18

«Как эти выводы совместить в сознании с такими фактами, что Горький, всю свою жизнь ненавидел мужика (русского крестьянина)?» (Татьяна Меркулова)
А не надо ничего совмещать, госпожа Меркулова. Надо знать творчество Горького так же хорошо, как его знает В. С. Бушин, или хотя бы знать, как его творчество оценивали и что говорили о нем самом не только кислый его злопыхатель Бунин, но и другие его современники. Надо оценивать творчество, а не пытаться совместить с ним три не понятно где и по какому поводу имевших место (а может быть, не имевших) высказывания.

6 апреля 2018 в 20:37

Совершенно верно, Вик Тор!
И ещё в чём дело - берут эти псевдо исследователи ЛИЧНУЮ переписку Горького с той же Кусковой ( с которой МГ не один пуд соли съел), выискивают криминальные (с их точки зрения, естественно) даже не тезисы, а всего лишь словечки. И вот давай над этими словечками измываться. А о чём на самом деле разговор с адресатом был, для них и не важно.