Сообщество «Круг чтения» 19:39 27 июля 2017

ГОРЬКАЯ БЕСЕДА ДВУХ МУДРЕЦОВ - ЗЛАТОУСТОВ В ДИКИХ МЕДВЯНЫХ ТРАВАХ ( Окончание)

Милые друзья! Я завершил публикацию поэмы, написанной в 93 - 94 гг. Что - то мне кажется, что она не устарела... Но вам решать!..

В прошлом году был снят 8 -серийный документальный фильм " Бриллианты в пыли времён". Это мои размышления о судьбах России и мира... Об Апокалипсисе наших дней... О моих встречах с Ахматовой, Пастернаком,Параджановым, Высоцким, Тарковским и др.
Предлагаю вам одну из серий " О песне".
Известно, что песня - душа народа... Что же происходит с нашей песней и с душой народа , придавленными плитой шоу - бизнеса...

К сожалению, оборван финал фильма...

Канал " Культура " по непонятным иль весьма понятным причинам отказался показать эту ленту, которую критика сравнивает с фильмом Ренато Кастеллани " Жизнь Леонардо".
За свою долгую жизнь я написал около 200 песен и романсов ( многие из них вошли в "Антологию русской песни за 200 лет".)

Высоцкий называл меня "третьим бардом России".


66. СТИХОТВОРЕНИЕ ДЕРВИША


... Бабочка тишайшая в травах шелестящих воздымающихся
Бабочка-капустница мимогрядущая мимолетящая однодневка
однодневка
А хлопочет хрустально а плещется а радуется
В травах быстротленными быстроснежными свежеснежными крылами
саванами

А ты человече многоденный многолетний
Бродишь мучаешься в травах медовоатласных медовомалахитовых
медовобальзамических многошумных многолетних многовечных
А печалуешься жалуешься алчными бездонными очами
Бабочка радуется крылами а ты печалишься очами
И кто ж мудрее - ты иль бабочка...

... И дервиш в травах улыбался, вопрошал...


67. СЛОВА

Дед Стриж сказал, хладно остывая в хладных травах:
- Нынче русское поле больно сорняками, а русская голова - словесами!..

Дервиш Ходжа Зульфикар сказал:
- Древний мудрец учит: "Задача правителя - прежде всего назвать вещи своими именами..."

Дед сказал:
- Воистину!.. Вот иные коммунисты нынешние, порушенные называют себя "коммунистами", но борются за общую собственность, за закон для всех нищих и богатых, за оборону, защиту обездоленных…
Но это и есть демократия...
А вот "демократы" проповедуют вольный, бушующий, удушающий рынок и яро воруют, отнимают у народа его заработанное добро, хотя говорят о незыблемости частной собственности…
И это есть "коммунистическое" право каждого на чужую собственность!..
Народы наши словно заперты в огромный ангар, из которого лихие люди, "новые русские" яростно выкачивают воздух!..
Тут приступ исторического тотального удушья, удушенья...
И коллективная паника - страсть к массовому самоубийству!.. "Бей! Грабь! Дави! Хватай!" - слышится из ангара: вместо того, чтобы избить душегубов - народы избивают друг друга...
А, значит, "коммунисты" нынче являются истинными демократами, а только называют себя коммунистами, держатся слепо за убитое, опасное слово…
А "демократы" - суть чистопородные неокоммунисты, а кличут, клеймят себя самозабвенно, самостийно, хмельно "истинными демократами"...
И правят с помощью лживого слова...
И вновь необольшевики из мертвых своих прокуренных кабинетов-склепов ведут кровавую бойню-войну с русской беззащитной, обнаженной, живой жизнью!.. да!..
С топорами против цветущей, хрупкой, ломкой, медовой черемухи!.. Эх!..
А народ идет за словами, а не за деяньями…
А народ ковыляет пьяно за оборотнями-самозванцами...
Истинно сказано мудрым французом Сартром: "Большинство людей мыслит словами, а не мыслями..."

Увы! На Руси часто царило-правило лживое, больное, нагло беспутное Слово!..
Увы!.. И нынче царит оно безраздельно...
Божье Слово отодвинуто, попрятано в церковь, а в миру гуляет, царит лживое слово...
Одне слова в устах лживых властителей, а дела их против слов их... Оборотни...

Вот скажу тебе, дервиш, притчу об оборотнях...

68. ПРИТЧА О МОЦАРТЕ И САЛЬЕРИ

... И дед Стриж задумчиво сказал:
- Некогда Сальери из зависти убил гениального Моцарта... Древние индусы говорят, что зависть погубит мир!..
Но нынче эта ветхая притча стала иной…
Нынче повсеместное торжество! кишенье змеиное, червивое оборотней!..
Нынче целый хор Сальери заглушает бедный, соловьиный, одинокий голос Моцарта!..
Нынче Сальери не надо убивать Моцарта: Сальери взял его облик и образ жизни…
Он в длинных, кудрявых поэтических усталых власах…
Он пьет много вина и любит многих жен, и сладострастно, как искусный лицедей, изображает гения…
И толпа слепых поклонников окружает яростно его и поклоняется ему, напевая его быстротечные песни...
Он знаменитый композитор… Он гений!

Курица взяла оперенье павлина!.. выщипала из божественного хвоста царь-птицы павлиньи, малахитовые перья!..
А Моцарт уныл, и беден, и безвестен, и никому не нужны его вечные симфонии...
Теперь он хочет убить Сальери, чтоб восстановить божью иерархию и назвать курицу - курицей в чужих перьях!..
Но!..

69. ГОЛОДНЫЙ МАЛЬЧИК

Но!..
Дед сказал:
- Это была притча, а я не могу забыть одну картину...
... Вот в московских бедных сумерках идут под руку мальчик и старушка…
И мальчик говорит: "Бабушка, уже вечер, потом - ночь, а завтра утром ты обещала купить мне яблоко... Скорей бы ночь прошла..."
Они уходят по улочке в сизые, безлюдные сиротские сумерки голодного города и даже по их шатким, тихим, каким-то согбенным, покорным спинам я вижу, что они голодные…
Есть что-то утлое, жалобное в спинах голодных детей... лицо человека может скрыть алчбу голодную, но спина не может...
Сколько этих детских, голодных, сутулых спин бродит нынче по Руси?..

Эй, мужики, мужи, воители, витязи, смертники Руси!..
Ужели не тряхнем мы все блаженные, русские, яблоневые, золотые осенние сады, чтоб посыпались к ногам этих мальчишек и девчонок золотые "анис", "штрифель", "двухфунтовая антоновка"?..
А еще тряхнем Дерево Руси, чтоб попадали, побежали, оборвались с него тати, короеды-банкиры, бизнесмены, биржевики, торгаши, убийцы, насильники?.. А?..

Да где эти мужики?
Да где эти сады отягченные, веселые? Куда сгинули?..
Зачем тогда Русь - кормилица без грудей сладких, молочных, обильных?..

... Ночные травы от ветра содвигались, маялись, скитались…
И дед Стриж в травах маялся... мучился... скитался...

70. НАСИЛИЕ

... Тогда дервиш тихо сказал:
- Даже когда человек рвет яблоко с дерева - мне чудится, что он чем-то похож на убийцу...
А ты хочешь тряхнуть Древо Руси?..


71. ПОТОК ПОЛИТИКИ


... А потом дервиш сказал:
- Однажды в весенних, текучих, душистых варзобских горах я внезапно попал под нежданный, грязево-каменный слепой, селевой поток!..
И стою средь смертельного, засасывающего насмерть потока, и шепчу: откуда ты, поток? зачем ты? за что? за что хочешь утопить весеннюю, неповинную, весело кочующую, курчавую жизнь мою?..
Стою средь смерти - и вопрошаю... уповаю... улыбаюсь...
А надо бежать из гиблого потока, а не вопрошать...
Поток политики...
А нынче все удивленные народы наши оказались в смертоносном потоке этом...
И стоят... И уповают...
И поток ярится, и ширится, и омутами расползается...
Откуда ты?.. Зачем? За что?..

... А жизнь моя захлебывается, тонет, замирает, останавливается вязко...
Не дай, Господь!..
Эй, пусть я утону! Но пусть другие бегут от потока и спасаются!


72. СЕМЬ ВОПРОСОВ

... Эй, пусть я утону... Пусть другие спасутся!..

И тогда дед Стриж закричал в глухих травах, словно кто-то слышал его:
- Пусть и я утону!.. Но!..
Эй, господа властители-демократы! У меня к вам на прощанье семь вопросов!..
Пять вопросов - к демократам Америки и Европы!..
И всего лишь два вопроса к нашим последышам-демократам...

Господа демократы Америки и Европы!
Вопрос первый: Если бы у вас в одночасье угнали, украли ваши сокровенные деньги с банковских счетов, сделав доныне могучий доллар - пустой бумажкой?.. Перенесли бы вы этот удар в самую сердцевину западной души?..
Вся ваша улыбка сытая, блаженная и, простите, слегка дебильная покоится на этом денежном запасе для дней грядущих?.. И это естественно для человека, который забыл слова Христа: "Не думай о завтрашнем дне..." Запад думает...

Вопрос второй: Всякое государство есть имперья разных народов…
И вот вдруг ваши народы и племена разъярятся и кроваво пойдут друг на друга?.. И ваши доселе мирные народы и штаты полезут друг на друга в кровавом разгуле с криками: "Долой американскую! иль немецкую! иль иную империю!.. Долой старшего американского иль немецкого брата!.."
Где б были ваши глаза, души, ноги?..
Вопрос третий: Если от вас отсекут навек целые области и города, где живут ваши родные и близкие люди, и вы потеряете их живых, как мертвых, навсегда?..
И к ним перестанут летать самолеты и ходить поезда…
И их заставят говорить на чужих языках?..
Вопрос четвертый: Если страна ваша станет адовым, кишащим, необъятным табором, вокзалом и наполнится миллионами нищих беженцев бездомных?..
Вопрос пятый: Если большинство ваших трудящихся жителей будут лишены враз смысла трудовой жизни на этой земле?.. и просто потеряют работу?.. и станут повально, обреченно клониться к самоубийству и пьянству?..

Господа демократы! ужель вы не видите, что поддерживать эту Власть, эти живодерские, людоедские, сатанинские "реформы" - это то же самое, что поддерживать чуму, холеру, спид, землетрясенье, наводненье, мор, падеж скота, гибель шахтеров в шахтах, столкновенье самолетов иль поездов, иль, скажем, лесные пожары?.. А?..
Вот в Америке случилось страшное землетрясенье иль пожар - а Русь с улыбкой говорит американцам: "Я поддерживаю эти бедствия! Я поддерживаю убийство Кеннеди!.. Я поддерживаю аварию на атомной станции... Я поддерживаю гибель "Титаника"... Я приветствую извержение Везувия... И гибель Помпеи..." Бред!..

Дед устал в травах, но потом отдышался и сказал:
- К нашим "демократам" у меня лишь два вопроса…
Дорогие братья, земляки! властители мои!
Вопрос первый: Почему в Имперьи Зла у огромного большинства людей жизнь была во много раз лучше, чем нынче, при кровавом мифе-рынке?..
Хитроумные демократы, братья мои! назовите мне, старику, хоть одну область жизни человеческой, хоть один пунктик, хоть одну статью, мелочь житейскую, в которой нынешняя жизнь стала на йоту лучше?.. Свобода слова?..
Тогда вопрос второй: Если явилась нам долгожданная свобода слова, то почему ни в одной газете, ни в одной книге, ни в одной телепередаче ни я, дед Стриж, ни кто-нибудь из миллионов моих земляков не может внятно, яснооко и просто сказать о том, что прежняя жизнь была по всем статьям лучше этой?..
"Ах, вы хотите назад? - вопиют фарисеи. - Вы хотите в бездну коммунизма? Вы хотите к Чингисхану, Сталину?.."
Я хочу, чтоб люди не умирали с голоду!..
Но! Но! Но!.. Но!..
Я поддерживаю "реформы"!.. Я горячо приветствую атомный взрыв над Хиросимой! изверженье Везувия! и гибель Помпеи!.. и уход на дно "Титаника"!.. И землетрясенье в Сан-Франциско! И цунами!..
Надо только потерпеть - и Россия будет... как Хиросима!.. как Помпея!.. как "Титаник"!.. Гойда!..
Я приветствую, я поддерживаю Коней Апокалипсиса!.. Я даю, даю овса - Коням Апокалипсиса!..

Дед почти сошел с ума... метался... шептал что-то...
Но потом пришел в себя, а дервиш бережно обнял его, как дрожащее дитя, и гладил, гладил его дрожащей рукой по седым волосам, и травы нежно склонялись к нему, словно ласкали и запоздалым медом обдавали...
Тихо стало в травах...

73. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Тогда дервиш сказал в травах тихих, смеркающихся:
- Брат, вот уже вечер... смеркается в травах... Нощь скоро… Говорят, что нынче на Руси Смутное Время…
Что это?.. Сумерки, ночь в травах?.. сумерки, ночь в стране?.. сумерки, ночь в безбожном травяном народе?..

Дед сказал:
- Смутное Время - это когда все птицы, как кукушки, сидят и роняют яйца не в своих гнездах, это когда все человеки в государстве сидят-тлеют не на своих местах... начиная от Вождя до дворника...
Вождь, узурпатор, самозванец случайно попадает на трон русский и чует, что это не его место, что Кремль ему - вокзал, гостиница, времянка…
Вот он и силится всех пересадить, переставить в Отечестве оробелом, очумелом не на свои места, чтоб его немощь государственная не обнаружилась подоле!..
О Боже!..
Вот представь оркестр, где скрипачу дали барабан, барабанщику - скрипку, флейтисту - арфу...
И вот такой больной, неистово бессмысленный оркестр грохочет ныне на всю нашу примолкшую державу!..
Оркестр смутных Времен!..

Дервиш сказал:
- Древние китайцы говорили: "Убей мудрецов - тогда не станет глупцов"...

Дед сказал:
- Тиран - это человек, которого Господь послал в ад - и он хочет взять с собой как можно больше людей - иногда целые народы!.. Всю Русь в ад с собой увлечь по злобе, по пьянке!..

Дервиш улыбнулся:
- Брат! может, мы с тобой два безумца на Руси в диких травах остались?..
И роняем безответные слова, как козьи шарики, как семена диких цветов и трав?.. Кому они?..
И никто не слышит нас, кроме этих волнующихся, смеркающихся, хладеющих, необъятных трав, трав, трав?..
Ау! Ау! Кто слышит нас?


74. УЖЕЛЬ?

... Ау! Ау! Кто слышит нас?..

Дед неожиданно захохотал, как одичавший от одиночества человек, который хочет услышать свой голос средь диких, беспробудных, засасывающих его насмерть, заживо трав, трав, трав…
Дед даже ударил себя по седой, ковыльной, усохшей, а живой, жгучей голове, словно вспомнив нечто веселое, запретное, кудрявое:
- Эй, дервиш, азиат, а азиат - Руси брат!.. Ходжа Зульфикар!.. Ты, наверное, много раз слыхал, что говорят нынешние ярые, воспаленные, как яйца перезрелого, перегоревшего отрока-девственника, защитники этой мимогрядущей, гробокопательной Власти!
Говорят: "Да! да!.. нынешний Вождь кос, дремуч, пьян, туп, слеп, зол, как кабан-секач! но где? где на Руси вождь другой? Увы! Нет другого... Нет ему замены!.."

Дед хохотал:
- Значит, если этот Незаменимый вдруг невзначай рухнет, как всякий смертный - то Русь-сирота навека останется безголовой?..
И всем нам вослед за ним - в гроб?.. О!..

Вот упадет в лесу один подточенный, сморщенный, гниловатый дуб - и всем лесам русским привольным, и всем борам сибирским, таежным - конец!..
Ой, тоска! Ой, гниль-беда!..
Ужель до того мы обеднели, оскудели, обнищали, обветшали, что кричи-не кричи! свисти-не свисти! ищи-не ищи по всей русской необъятной земле - а Такого не найдешь!.. О!..
Воистину - такого второго не найдешь!
Ужель до того измаялась, оскудела, иссякла, истребилась, истлела земля русская, что не родит ничего, кроме лихого, косого, дурного сорняка?..
Ужель, если из поезда выпадет бесследно на ходу загулявший, пианый земляк-ушкуйник-проводник иль даже пропащий машинист - то по всей Руси остановятся, замрут все поезда!.. все самолеты станут в траурных русских небесах!.. все машины на дорогах сатанински перевернутся всеми четырьмя сиротскими колесами в небеса!..
Айда! Гойда!..
Русь потеряла Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Ивана Грозного, Петра Великого, Пушкина, Льва Толстого, маршала Жукова - и осталась жива!..
А тут она вмиг станет мертва?.. Ха-ха!
Ужель, Русь, сирота, плакальщица моя?..
Ужель поводыри наши считают нас до того слепцами? слепышами? сырыми щенятами?..
Ай!..

Старик Стриж в травах то ль хохотал?.. то ль рыдал?..
Об этом знала, тужила только трава... только дикая, ночная, медововеющая, малахитово-изумрудная слушательница-трава, трава, трава...
И еще улыбчивый, безмолвный дервиш Ходжа Зульфикар...


75. СВЯТАЯ РУСЬ

Тогда дед Стриж сказал горько, словно полынь-трава пала, нашла язык его:
- Святая Русь! Русь Святая!.. Где она?.. Иль только от Нее остались полые слова?..
Вот мы говорим, что средь других народов - Русь Святая!.. Ай ли? Ой ли?
А какая ж она Святая, когда большая часть народа нашего в Христа Спасителя не верует и пагубную водку в избытке пьет?.. И все заповеди Спасителя не признает?..
А вдруг - напротив! - народ мой - один на земле безбожный остался и только слепо тешит скорую персть, плоть свою?..
И за это Господь и карает, казнит его, плотолюбца-слепца?..
Дервиш, брат!.. Может, Святая Русь наша давно на погосте вместе с бабкой Раисой забытой почила, лежит одиноко, а мы не можем найти даже могилу ее?..
Не дай, Господь!..
Но иерей Виктор, нынешний витязь веры говорит: "Каждый год лишь в одной Москве умирает 150 тысяч нераскаившихся россиян, а из глубины ушедших лет вопиют души наших соотечественников, жаждущих духовных молитв, которые бы смогли облегчить их участь, как согрешивших и отступившихся… Мир замер в ожидании русского чуда! Ждет обращенья Господь... О том пророчествовали старцы..."

Дед сказал:
- Но слышим ли мы голоса эти?.. мы, объятые грехами, как дикими травами?..
Иль мы станем подземным, нераскаявшимся, языческим, добиблейским, сгинувшим народом?..
Святая Русь! Ты под травами или над ними?.. Отзовись!..

А ты в свою душу, человече, аки в Колодезь, загляни...
Там вода иль трава?..

76. ЦЕРКОВЬ

Дед сказал смиренно, когда они прошли в траве мимо туманных развалин древнего, уже безымянного храма, где на крыше-куполе победно росли северные низкие березы:
- Когда говорят, что церковь не участвует в политике - это значит, что она немо поддерживает власть...
Народ безмолвствует, тиран безумствует, церковь немотствует...
"Не хули начальствующего в народе твоем", - говорит Апостол. А, значит, церковь молча, смиренно участвует во власти и в политике...
Вот эта погубленная, призрачная, съеденная травами и муравьями храмина не участвовала - и дикие березы съели ее!..
Спаситель говорит: "Богу богово, а кесарю - кесарево"...
Но если кесарь - безбожник и тать и рушит храм, и распинает верующего, и топчет, избивает богово?..
Великая глупость ХХ века - отделение церкви от государства!.. О!
Это то же, что отделение души от тела - то есть смерть!..

Сказано народом: "Церковь не в бревнах, а в ребрах..." Воистину нельзя одинокому человеку судить и покушаться на Церковь, как это делал Лев Толстой и другие богоборцы, которых нынче больше, чем этих диких трав!..
Чрез тысячелетний дом Церкви прошли миллионы людей и душ отзывчивых, целые народы прошли и грядут нынче, и только Господь знает пути эти!..
Судить о церкви - это все равно, что сачок для ловли бабочек набрасывать на бушующий океан иль на египетские пирамиды!.. да!..

Но!..
Нынешние вожди стоят, томясь, со свечами во храме, а потом - чуть ли не с этими же свечами - радостно переносятся в ночные клубы иль домы разврата!..
И не обожжет свеча грешные, беглые, слепые, пианые персты их?

Но!..
Семьдесят пять лет народ наш томился в зловонной братской яме-могиле атеизма…
И вот мы слюняво говорим о веротерпимости...
Скоро и на наших туманных, веротерпимых, разрушенных, трухлявых головах восстанут северные, низкие, замогильные, заупокойные березы... да!..
Веротерпимость - бесотерпимость!..

Но!.. Надо железным осиянным мечом и такой же лучезарной верной рукой гнать торговцев из Храма Руси!..
Надо этой же рукой гнать заблудших русских человеков во храм, как затерявшуюся в ночи корову во хлев!..
Надо немедля ввести, вернуть Закон Божий во все наши школы, как украденные, угнанные иконы во храмы!..
Вот в иных богатых школах ввели Закон Божий, отворили златые тысячелетние двери и Врата рая для горстки детей, а остальные должны по-прежнему бежать и убиваться незрячими, сиротскими душами и хрупкими телами в котловане нового атеизма-коммунизма?..
Отделение церкви от государства?.. Ха-ха!..
Отделение души от тела… неба от земли… крестьянина от земли… новорожденного сосунка от млекотворящего соска!.. да!..

Вот бежит стайка детей на кривых разгульных ножках в гиблую, червивую пасть атеизма, а мы несколько детишек отлавливаем и спасаем, а остальные - а их множество! - пусть ломают кости птенцовые свои и юные души?

Иль само дитя должно решить - верить ему в Бога или нет?..
Иль само дитя решает, когда безвинно опускает руку в костер иль в кипяток, а родители безучастно глядят на сие?..
Иль мы должны из-за бесовой "веротерпимости" и "свободы совести" глядеть, как дети наши идут в огонь, в кипяток, в пропасть, в болото, в загнивший колодезь, в смертный омут?.. в котлован?.. где лишь темный труд!.. водка!.. брань!.. резня?.. где лишь плоть гниющая одна?..
Иль храм Христа прежде всего не сотворен для детей, а после - для старых?..
Иль не Его это Слова: "Кто не умалится до дитя - не войдет в царство Божие..."

Самое прекрасное зрелище на земле - это детские, талые, вопрошающие, кроткие озаренные головки в праздничной церкви у дивно потрескивающих свечей!.. Да!..
Наш Спаситель - не Дитя ль Он был?..

77. ЦЕРКОВЬ - ВОИТЕЛЬНИЦА

И еще дед сказал о Церкви Православной:
- Церковь наша перестала быть Воительницей... А стала лишь Утешительницей и Собирательницей смертей безвинных...
Вот Георгий Победоносец сошел с боевого коня и оставил копье свое в траве, и оно покрылось ржой, и стало, как трава прошлогодняя!..
Дервиш Ходжа Зульфикар, мусульманский, пыльный, мускулистый, кочевой, блаженный брат мой - а Россия никогда не воевала с мусульманами до нынешних гиблых времен...
Твой Аятолла Хомейни послал Черную Стрелу в проказливого поэта, что осмелился словами оскорбить Книгу и Пророка...

О, Боже!.. О, Господь сил! О, Церковь Воительница!..
А на Руси тысячами изводили, жгли церкви и монастыри, и десятками тысяч душили! живьем распинали! резали священников и монахов! и возводили людоедские костры из книг церковных! и иконами копали картошку, как лопатами!..
И где? что? кто?..
И где поднялась над немой Русью хоть одна Черная Стрела и отмстила бы вдребезги хоть за одну смерть?.. за один огнь, храм, пожар?..
Вот недавно в Оптиной Пустыни бес оборотень, сказавшийся безумцем, зарезал трех монахов, как ягнят - и на Руси не встала ни одна Стрела Суда?..Айда! Гойда! бей! трави! убивай! насилуй! грабь на Руси!.. гуляй, аки волк средь покорных стад - и нет тут никакого суда!..
И не встанет ни одна Стрела Возмездья и Суда?..
Ай, Церковь! матерь беззащитная, безоружная моя!

А все религии имеют свои тайные защитные армии, легионы незримые, стальные, охранные ордена!..
А ты одна безвинна, беззащитна, и все убивают, теснят Тебя!..
Ай, когда создашь тайную, бесшумную, святую дружину воителей православного Христа?.. Дружину Сергия Радонежского!..
Чтоб судить и казнить тайных и явных христоубийц Руси Православной!..
Чтоб ограждать Отечество наше Православное от хулителей и осквернителей наших Святынь!..
Чтобы запретить ртам смехотворцев и глумословцев, коих развелось боле, чем июньского гнуса, комарья... и всякий жалит, язвит...
Чтоб укротить, унять неоглядные руки нутряным и внешним нашим бесчисленным, бушующим ворам!..
Гой! горе, беда народу, который не знает!.. не чует!.. не видит в лоб!.. въявь! всмерть! своего лютого врага!..
Гой! аль вся русская удаль уходит на водку?.. да скверную брань?.. да воровство?.. да на резню брата своего?..
Доколе, русский брат мой, земляк?

Русь! Церковь! Когда возьмешь тайный, оброненный, вопиющий меч и взойдешь на тайного, боевого, бранного коня?..
И кликнешь витязей - воителей своих?..
А иначе - зачем меч на земле?.. и зачем проклят дезертир, когда идет война?..
А иначе Тебе, народ-родитель русский мой, могила пьяная и смерть слепая, безвестная одна среди других народов суждена...
Да!.. Господь, не дай!..
Иль, Русь, Ты божие Дитя?..
И Отец спасет Тебя?..

78. ДИТЯ

... Тут дед неожиданно остановился в травах и тихо сказал, словно осенило его:
- Иисус Христос, Спас Руси был Дитя!.. В Его лице люди казнили ребенка, дитя! казнили долгое, затяжное, лучистое детство!..
Люди не простили Ему, что они постарели, полысели, поглупели, обмелели, обветшали, а Он остался большим, мудрым Дитя средь них, ветшающих, плотяных, быстротечных, быстротленных!..
Он был великое Дитя средь тленных, мимопреходящих, и потому Он Сам, как всякое дитя, излучал любовь и, как Дитя, требовал невольно любви от других, а они оскудели любовью с летами!..
Он был вечное чародейное, лучезарное Дитя…
Отсюда Его слова: "Кто не умалится до дитя - не войдет в Царствие Божие..."
Отсюда: Богородица Богоматерь и другие жены сопровождали Его до гробовых пелен Его и после них! ибо жены-матери не могут оставить беззащитного Малого сего средь жестокого мира... да...
И за это казнили Его…
Римляне возненавидели Его за то, что он был для них иудей и поучал их, хранителей Империи…
Иудеи возненавидели Его за то, что Он был Дитя превыше их убеленных, умудренных старцев, и навек уходил из иудеев, и показал спасительную дорогу для других...

Русь - Ты средь других убеленных, древних, искушенных народов – Дитя - и за то казнят, ненавидят Тебя?.. Да?..

Дервиш сказал:
- Древний Завет - Святой камень с золотыми богатыми жилами!..
Спаситель, как и все человеки до Него, с радостью носил этот Камень на шее…
Но потом Он выделил золото из Камня, и носил на шее лишь одно золото, и позвал своих учеников носить золото без камня, но многие продолжают носить Камень с золотыми жилами и ненавидят тех, кто носит чистое золото Нового Завета... И тяжко им на земле... камненосцам...
И...

79. ХРИСТОС-ПУТНИК

И!..

... И еще дед сказал о русской Церкви:
- Прости мне, Господь! прости мне, родная Церковь! Церковь - кровь моя!.. мало мне осталось до травы этой!.. мало уже мне здешних дней травяных осталось, чтоб стать неразличимой травой этой, и кто пойдет искать могилу мою? Никто...
Воистину нельзя судить Церковь, но я лишь моленно, коленно, одиноко, по-муравьиному шепну в траву...

Ведь Христос спаситель был великий путник, пешеход, землепроходец, великий странник...
Сколько было овец заблудших, а Пастух один... Все земные человеки тогда были овцы заблудшие...
Но Христос был великий путник... Он все время шел по земле...
Только дважды видим мы его сидящим и возлежащим... все время Он Подвижник идет, грядет...
Родная моя Церковь - я шепчу в траву, никто не слышит: "А Ты идешь к овцам заблудшим своим?.. ведь заблудшая овца становится волком... аль иерархи с одышкой сердечной Твои? аль не могут выслать святых, христовых легконогих путников-вестников, проповедников, апостолов своих?..
Ведь русская, неоглядная земля-мать - для пеших апостолов Христа - благодать!..

О Боже! Дай, чтоб напоследок и мне, заблудшему, мелькнула хоть издали в травах смертно родная, как платье матери, черная измятая ряса деревенского, захожего, полухмельного пастыря-батюшки?.. А?..
Дай!..
Прости мя!..

Дед молился в ночных росистых травах...


80. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА


... Дед Стриж молился, а потом сказал:
- В то голодное и дождливое лето Руси - голод накликали правители вожди властолюбивые народоненавистники, а дожди, сеногнойные ливни, как несметные слезы, как кару, наслал Господь - в то лето я посадил картошку в икшанском лесу…
Однажды вечером я пошел в дождливых туманах на свою картофельную делянку…
В голод, и дождь, и смуту бесов в Кремле расплодились, разъярились на земле сиротской русской кабаны и волки…
Кабаны рыли сиреневые слизистые клубни вожделенные, а волки тянулись клыками алчными за кабанами, а я самодельной проволокой оградил картофель- кормилец печальный мой…
Туман вечерний густел, матерел, и я заблудился в лесу в поисках короткой тропы, и тут услышал сырой волчий вой неподалеку - так отвыкла душа русская от волчьего воя! - и вот он явился и напомнил о первобытном страхе русском!.. О!..
Может, скоро и татары, монголы очнутся, придут, и душа русская, содрогнувшись, вспомнит и вновь вместит их?..

Я пошел в туманах прочь от воя, и долго, мутно шел, и чуял, что еще больше теряюсь, бьюсь, забываюсь, путаюсь в туманах, и какое-то удушье, слепота объяли меня, словно я не по лесу и дымчатым, струйным полянам шел, а в тесном сарае иль подвале неотвратимом скитался...
Стал я даже задыхаться что ли, хотя сырого, темного воздуха избыток был в горле, в легких и в ноздрях моих…
Тут я набрел, нарвался, напоролся в тумане неоглядном на проволочное, долгое загражденье - от проволоки шел тонкий треск и вспыхивали золотистые, колосистые искры - электрический ток шел по колючей проволоке…
Вдруг у самой гибельной ограды я увидел доверчивый, свежий куст лесной нетронутой малины, и от страха и духоты я стал рвать и есть сомлелые, кровотекучие ягоды гранатовые и забыл на миг о тумане тошном, о волках и кабанах...
И вдруг из тумана явился, сотворился охранник-солдат с винтовкой…
Он был в зимнем тулупе и в глухих сапогах, хотя окрест полное еще, не ущербное еще, не быстротекущее, лесное, благословенное русское лето было…

- Кто ты, брат мой?.. Что бережешь, охраняешь?.. Что лелеешь в туманах?..

И тут внезапно потянуло, понесло ветром с лесной полой колодезной просеки, и я увидел через отпрянувший туман белоснежную, молочную бетонную полосу за электрической оградой...
Откуда тут взлетно-посадочная полоса - ведь никогда тут не летали, не садились самолеты - иначе бы я услышал их - я от бессонницы, от горя, беды, напавшей на народ безвинный мой, не сплю в ночах.
- Откуда тут полоса?.. брат?..
- Две тысячи лет на земле ждут Христа... Он должен прийти, явиться, как Целитель, к самому больному на земле народу - страдальцу неповинному, беззащитному...
Вожди-народоубийцы учуяли, что придет, сойдет Он с небес на Русь к русскому народу-мученику... ибо более его никто не страдает на земле в веке сем...
Вот и построили тайно полосу эту для Его Сошествия, и меня поставили с винтовкой, чтобы убить Его...
Я снайпер... пули Его не минует... вот я и жду... вместе с народом русским моим...
Я жду, чтоб убить… Народ мой ждет, чтоб ожить...

…Тут волчий вой ознобно понесся за моей спиной - совсем близко, томительно…
Малина лесная, лесновольная, сладимо спасительная, во рту высохла враз…
И опять нашли, нахлынули, заклубились туманы, уже ночные, уже смешавшись с ночной тьмой…

О, Боже! Где жилье, житье сиротское мое?.. Где берег мой, Господь?.. О!..

... Когда Он на Русь сойдет?..

... Да никогда не придет Он во плоти!.. Никогда!.. никогда!..
А только во всякой душе живой очнется, взойдет, возметнется навсегда?..

...А я верю, Господь, что Ты придешь живой... во плоти!..
Как куст гранатовой малины лесной!.. да!..

... Дед молился в травах...


81. ВЛАСТЬ НЫНЕШНЯЯ

... Но потом дед улыбнулся и сказал:
- Возлюбил я власть нынешнюю за то, что впервые за всю тысячелетнюю историю русскому человеку не уйти! не увернуться! не скрыться от нее и в дальнем скиту! и на ледовом берегу! и в таежном углу!.. и посреди многошумного града!..
Закройся на все замки! забейся под все старые, милые, трухлявые одеяла! отвори все сокровенные, потайные бутылки и упейся, улейся вином-самогоном! - а эта власть пройдет, просквозит, проскребется в жилье тайное, удаленное твое мышиной, голодной неотвратимой лапкой!
Везде она тебя достанет, настигнет, брат мой!.. Да!.. Везде!..
Тут вековечный сон русского тихого человека кончился!..
Иль эта власть тебя в гроб нищий вместе с отцами и детьми беззащитными загонит, иль ты ее порубишь, как сыпучее, полное короедов сумеречное дерево у калитки! у дома отчего вымирающего!..
Тут, как в войну - иль враг тебя, иль ты его!.. Ничья исключена!..
Но там - битва на поле войны, а тут вся Русь - поле войны...

Тысячелетний, русский, сладкий, неслышный сон с бутылью в хате с краю кончился, братья!.. да!.. да!..
Вот голодный шахтер восстал, но получил мешок денег и увял…
Но все равно она превратит его в уголь или он ее в уголь обратит!..
Вот за это я и возлюбил новую власть-будильник, власть-царь-колокол!..
Но!..
Эта власть сама себя пожрет, сама пройдет, как проходит сама чума, мор, крыса, слепень, комар, саранча!..
Нельзя кровью воевать с ней - она питается, живет от крови, войны, боли, горя, греха...
Не дай ей крови - и помрет бездыханная она!.. Как от лесного пожара вырубают просеки, дерева - и умирает пожар... Но многих попалит смертно эта власть-пожар!.. Ай!..
Русь-просека, вырубка, погорелица смиренная моя!..
Но!..
Гляди, брат сонливый: посреди умирающей работной деревеньки вор, лихоимец, душегуб, Русигуб возвел хоромы, и тощие твои избы попалить, извести хочет! алчет! чтобы из окон свежедубовых чистое поле росное (без тебя!) расстилалось! и глаз его мертвый, алчный, хладный умиляло, умывало!..
О! Хорошо!.. Поле окрест одно!..

Древний китайский император говорил: "Хочешь усилить государство - ослабь народ"…
Тиран Сталин знал это - и от океана народной душистой, медовой жизни остались лишь островки церквей да лужицы ремесел и художеств. Он убивал народ во имя государства...
Нынешняя власть уморяет и народ, и государство!..
Она хочет только денег и голой опричной силы, чтоб только ковать, делать деньгу и посылать своих сытых, перепуганных детей и жен, ослепших от разрушительно бесовского богатства, в Америку и Европу...

Эх, Америка!..

82. АМЕРИКА

... Эх, Америка!..

Дед Стриж сказал, уставая раздвигать безумные, беспредельные, шумящие травы:
- Эй, Америка! дальная! аль не слышишь меня? я дед Стриж из умирающего, уходящего заживо в вечные травы, села Яжлбицы!.. Ау! Слышишь меня?..

И деду казалось, что он кричит, а он только шептал, и потому трудно было услыхать его даже в селе Яжлбицы, а он хотел докричаться до далекой, заокеанской, суетной Америки...
Но Господь слышал его, травяного, старого, двуногого муравья... да!..

О человече! когда чередования скорбей заполняют душу твою, и никто уже не слышит тебя на земле - тогда только Господь ясно слышит тебя... ибо Он видит и слышит даже вздох муравья!..
Америка! Америка! а тебя слышит Господь?..
Сытая молитва, как ворона, медленно восходит к небесам, а нищий крик летит, взмывает в небеса, как стриж перед бурей... да? да? да!..

... Но дед кричал, шептал, маялся в травах, словно кто-то мог услышать его, кроме Господа его...
- Эй, Америка! Мы так тайно и безответно лелеяли, возлюбили Тебя - Врата неистовой Свободы, Воли дальной! - и кто в эти Врата не входил?.. и Русь мечтала войти сюда!..
И при коммунистах - тихих палачах - мы любили Тебя, но вот Ты помогла Руси сбросить червивое иго коммунистов...
Но если сыпь, язва на больной коже взялась - то надо бороться с сыпью-язвой!..
Но зачем? зачем? зачем заживо с народа хворого кожу снимать, сдирать?..
Зачем же народ русский изводить, умерщвлять?.. заживо! поголовно в могилы безвинных человеков гнать?..
Убивая фашизм - ты ж не убивала немецкий народ, Америка, а?..
Ужель хочешь, чтобы Русь умирающая вспыхнула, взыграла на прощанье на весь мир заревом, факелом тысячи Чернобылей?..
И народ мой, что раньше тайно и нежно любил Тебя - тайно! люто! возненавидел нынче?
Лежачего не бьют, а Ты добиваешь раненого!..
И Ты, словно слепа от ненависти, насаждаешь и подпираешь нынче воров, и лихоимцев, и разрушителей Руси?..
Америка, ужель вожди мимолетные, текучие Твои от ненависти ослепли?..

Тогда тихо дервиш сказал:
- Лучше с мудрым таскать камни, чем с глупым пить вино... Так говорит мудрость Азьи...

Дед сказал:
- А Америка пьет вино с убийцами и ворами... И что, не знает Она, что отсюда, из наших забытых, голодных деревень, из одичалых, вымахавших выше изб трав, трав поскачут в мир огнедышащие Кони Апокалипсиса?..
И они пойдут по Руси, и по Европе! и пройдут! пройдут по океану - эти атомные Кони "А" вскачь!.. влет!.. вмиг!.. пройдут и по океану!.. и зря Америка уповает на необъятные волны океанов...
Эти Кони "АА" ходят, бродят по океанам, как по травам!..
Ужель не видишь? не чуешь, сестра Руси, Америка единовратная?..
Ужель слепо, сладострастно, глухо жуешь свои тысячи сортов колбас, сыров, мяс, сахаров, бананов, ананасов, а Русь покорно, улыбчиво, незлобливо, беззубо глотает слюну и жует подорожник… и пьет чай со зверобоем и иван-да-марьей… и радуется кусту лесной малины и клубню картофеля, нечаянно в земле заснеженной оставшемуся?..

Эй, Америка, сестра богатая, а дальная! ты была белым лебедем над Русью, а стала черномраморным вороном погребальным...
Эх, Америка! слепая... Аль не слышишь деда Стрижа из трав медовых, родных, русских, диких, необъятных?..
Аль мне жаль Тебя?..
Ай! я не хочу! но вижу! вижу!.. как Кони Атомного Апокалипсиса наливаются огнем да медом в наших травах и принюхиваются к тихим океанам!.. Айда!.. Гойда!..
Гляди, дервиш! Иль не видишь?..
Вот Она лежит в травах!.. Ее тут тайно положили, спрятали, захоронили до срока в травы!.. Тут Ее никто не сыщет! о, не отыщет!.. Никому в голову не придет, что Она лежит в травах!..
Она готова с горя отомстить за Русь поруганную!..
Она готова выстрелить шестнадцатью атомными бомбами!..
Она готова испустить, извергнуть шестнадцать атомных Коней Апокалипсиса!..
Вот Она!.. Гляди! Но молчи!..

И дервиш с содроганьем увидел на дне безумных трав, водорослей усохшего, болотистого озерца, в иле донном, исполинскую подводную лодку…
Она сияла, мерцала, лоснилась фосфорической неслыханною чешуею рыб океана в ночных травах...
И в ней отражались, играли ночные Плеяды и внутри тайно светились, ходили огни, и там были люди, моряки, и она была наготове, и адово туловище ее было молодым, тугим, и нигде не было тронуто ржавчиной...

Вот она! атомная адова подлодка, где отчаявшиеся, полуслепые, полуголодные, донные, русские воины готовы стрелять по сытым брегам и лоснящимся небоскребам!..
И полетят адовы невозвратимые ракеты с адовыми бомбами!.. и запылают сонные града и равнодушные домы с колоннами!..
Вот она, Кони Атомного Апокалипсиса!.. О!.. Кони "АА"...

Не дай, Господь!.. Пусть травы съедят, схоронят, опутают нас насмерть! одиноких!..

Русь привыкла к смерти крестной тысячелетней, а ты, Америка, младая... гефсиманская...
Русь - вековечная Голгофа, а Америка - все еще Гефсимания...
И!.. Но!..
Тут сам Господь может заговорить во гневе своем!..
Вот она! атомная подводная лодка с пьяными, оголодавшими мужами-моряками в русских травах, травах замаскированная, затаившаяся тонет, тонет! тонет...
Как она со дна океана пришла в эти медовые травы?..
Иль я на дне океана?.. Иль Русь на дне океана?..
Иль я пьян от этих медовых, самогонных, малахитовых трав-короставников?..
Иль?..

Эй, дервиш, я устал... а травы не кончаются... с ума я что ли сошел от этих бредовых трав?..
Я пчела! шмель! угоревший от меда-яда…
Гляди, какой-то человек в американской, ковбойской шляпе и рубахе стоит в медовых травах и растирает ладонями травы золотарника, и иван-чая, и зверобоя, и жадно, жадно вдыхает дивноструйные запахи...
- Эй, человече! еще один путник Руси! кто ты? что так жадно, хищно дышишь нашими дикими травами?..
Но человек улыбается и молчит, и растирает дрожащими перстами диво-травы и напоследок фригийские васильки собирает, срывает и уходит в травы, иссякает в сумеречных травах... призрак что ли?..

- Дед, мы с тобой пьяны что ль от трав дурманных?..

И тут выходит из трав на деда Стрижа другой человек и говорит:
- Дед!.. Это был Президент Америки… Его предки - выходцы из Руси… Где-то тут похоронена его бабка...
У него наследственная чахотка, легкие больные, и только русское медовое разнотравье спасает его… Раз в год он тайно приезжает сюда и дышит целебными травами... и пьет козье молоко у здешних крестьянок… Говорят, что они подмешивают в козье молоко целительное молозиво деревенских, обильномолочных рожениц!.. И его легкие восстают, оживают!..
Нигде в мире нет таких трав, как на Руси!..
Нигде в мире нет таких медовых трав, и козьего молока, и чистых сосков, как у русских, деревенских рожениц-крестьянок!..
И только тут Президент вспоминает, как он был новорожденным сосунком у сосков давноушедшей матери...
- А ты кто?..
- Я его переводчик… Толмач...
- Ты перевел, передал ему мои слова?.. что я кричал в траве?..
- Да!..
- О, Господи!.. Он же губит Русь и он же Ей спасается!..
От этих пьяных, медовых, сеногнойных, застоявшихся трав я пьян! пьян! пьян! и схожу с ума?..
Атомная подводная лодка в травах?.. Американский чахоточный Президент в диких травах?..
Эй, я знаю, как варить древнерусский, целительный отвар из диких трав, аниса и крапивы... Этот отвар очищает легкие и изгоняет чахотку!..
Эй, президент, пойдем в мою избу... я сварю тебе это забытое, спасительное зелье...
О, Господь! Господь!.. Ужель на этой? на земле?.. среди медовых, вольных, диких, диких трав?.. никто? никто? ни один человек не виноват?..

И дед блаженно зарыдал...

83. ПРОЩАНЬЕ

... И дед блаженно, раздольно рыдал...
Уже нощь, нощь была в несметных, непролазных травах…
И дервиш Ходжа Зульфикар и дед Стриж навек потеряли друг друга в ночи, в травах, что волновались, смыкались победоносно, медоносно, роскошно над седыми, бедными головами их... Ииииииии...
Дервиш с трудом отыскал осла своего сытого, и атласного, и успокоенного, и удоволенного от обильных трав…
Дервиш сел на осла и тихо, сонно двинулся в травяном лесу глухом, что покрывал его и Хунука его...
Ооооооо....

Потом дервиш прощально закричал в траву:
- Дед Стриж... брат мой русский, прощай... не найти нам на земле этой могилы бабки моей Раисы... трава схоронила, упрятала погост...
Иль сам затерянный, забытый погост стал, взошел, восстал живоплещущей обернулся травой...
Прощай, брат!.. Жаль, что не простились с тобой!..
Но я помолюсь за тебя, брат...
Но я помолюсь за твою Святую травяную Русь...
Ууууууу.... Глухой филин что ли заухал?.... над немой блаженной Русью?....

И дервиш сошел с осла в травы, и снял с себя молитвенный бухарский пояс-миенбанд, и расстелил его на травах, и долго, долго молился за деда Стрижа и за Русь его...

Но потом он неслышно, как дитя обиженное (а мудрец и есть дитя обиженное без вины), зарыдал в травах, где никто не видел, не слышал его…
И вытирал большим платком древние глаза плачущие свои, и большого платка не хватило ему для слез блаженных его... потому что много горя на Руси он повидал и мало было слезного платка...
Но тут дервиш вспомнил великое изреченье Пророка: "Если пришел час молитвы, а у тебя нет молитвенного коврика - то падай на землю и молись Аллаху, ведь вся наша земля - лишь молитвенный коврик перед Богом"...
И дервиш утешился и пошел в травах...

Он не знал, что дед Стриж был рядом в кустах ивняка и слышал молитву дервиша...
- Брат мой, дервиш пыльный, дальный, нечаянный Ходжа Зульфикар...
Так трудно, утомчиво, уплывчиво имя твое для русского туманного, хмельного уха...
Но бабка Раиса - это и моя бабка!.. Ох, ты!.. Ох, ты!..
Твоя мать Людмила и моя, Екатерина Соболева - родные сестры!..
Но я устыдился, брат, что забыл о бабке своей... о погосте заросшем ее... и не сказал тебе, что ты брат мне...
Прости меня...
Но я старше тебя, и ты не можешь винить, упрекать меня...
Прощай, брат... Я пойду варить отвар для американца...

…И дед Стриж застрясся весь, но не зарыдал, потому что все слезы уже истратили очи его...

Но дервиш никогда не узнал этих слов, а их услыхала только необъятно шелестящая, ночная матерь-трава...

- Господь, прости мя...

Но было, было, было еще ему прощальное, сладкое виденье в ночных, несметных травах русских...


84. ВИДЕНЬЕ ДЕРВИША

... Было Дервишу виденье...

... В ночных, вдруг притихших травах, вдруг встала перед дервишем Жена в кумачнике и с льняной обильной, атласной косой, перевитой скатным, лучистым жемчугом…
Она встала в зарослях бледнофиолетового иван-чая ночного, так что он тихо озарился, осветился от льняной косы ее и сиянья лика лепного, живомраморного ее…
Жена молодоликая, молодотелая была, а Дервиш ждал старую…
Но Дервиш не удивился в травах ворожащих, ночных, потому что уповал, ждал давно ее…
Была она в земном сладостном, русском, забытом сарафане-кумачнике, о котором так тосковал дед Стриж, а не в гробной, бедной, деревенской рубашке старухи, блаженной бабки Раисы…
И потому Дервиш понял, что она не с погоста, потерянного в необузданных травах, а из иных садов пришла...

Она улыбнулась Дервишу, как матерь, и прошелестела, как трава ночная. атласная, шелковая:
- Внучок!.. ты вспомнил меня и пришел в травы…
А мы являемся сюда, только когда земные наши потомки вспоминают о нас...
Тогда мы сладко посещаем эти духовитые, медовые, незабытые, родные, колыбельные травы, травы, травы... и избы молочные, телячьи...
Ты пришел ко мне, а я спустилась к тебе в травы...
Не страшись... скоро на Русь придут апостолы-косцы Христа, и покосят травы-дурманы и обнажат забытые, святые кладбища, погосты...
И святые усопшие выйдут на Русь к народу своему...
А многие живые окажутся мертвыми и сойдут в могилы...
А в Москве богооставленной явится русский вождь-заступник Руси... И он придет в деревни забытые и станет поднимать, поправлять избы полегшие, как раненых на поле битвы...
Но Он придет с мечом!.. Ибо тут ждут Воителя на бесов и растлителей!..
А их тут множество... Скоро, скоро то время блаженное, медовое внучок...
Иди за мной... Я выведу, выпущу тебя из трав этих душетленных, неизбывных, забвенных…
Как Он выведет народ русский... скоро!..

И она пошла, заботливо поплыла по травам, а иной раз и над травами вставала, и улыбчиво трогала верхушки трав летучими стопами, и Дервиш пошел за ней и скоро вышел из трав на лунную, сельскую дорогу вожделенную…
А она напоследок протянула ему белое, белое медовое яблоко, каких никогда не видел Дервиш во всех странствиях своих, во всех азийских избыточных садах, и шепнула:
- Отдай это яблоко тому голодному мальчику в Москве... таких яблок нет на земле... это оттуда... оттуда... оттуда...

И Она вернулась в травы...
А...


85. ДЕРВИШ В НОЧНОМ ИКШАНСКОМ ПОЛЕ ПОЛЕ ПОЛЕ


... А дервиш блаженно пал и уснул в ночном икшанском поле поле поле
В святую русскую ночь Авдотьи малиновки
И всю ночь ели комары его
А утром он проснулся улыбчивый весь искусанный початый кровотекучими кровожалящими лесными комарами
Ах Авдотья малиновка!
Ах Авдотья где же были малиновки веселые твои чтоб побили комаров моих?
А где были малины лесовольные твои?
Уже ужель мои малины истекли а мне остались только малиновые от моей крови комары?

Тогда дервиш пошел в поле росном святом и сказал:
- Хоть кому-то в эту ночь я старый древний ветхий деньми пригодился!..
Раньше меня грызли терзали девы алоотворенные и жены вспыльчивые рдяные долгомедовые а нынче комары лишь возлюбили пили меня
О Аллах!..
За грехи моя! за грехи моя! за грехи моя коих боле чем комаров в поле
И жгут гонят со свету покорного мя мя мя


86. НЕБЕСНЫЙ ДОМ


... А дед сказал, проходя мимо забытой в травах церкви с дикими березами на куполе:
- Церковь - небесный дом на земле…
И потому старик-нищий на костылях, долго стоящий и уже живущий рядом с церковью, однажды, в Рождество Христа Спасителя, к вечеру почуял за оробелой спиной своей, в дряхлом, затхлом ватнике своем белые, сахарно снежные, тугие бьющиеся крыла, крыла, крыла...
Когда начался рождественский иерусалимский ветер, свежие, новорожденные крылья подняли сухонького, вечнопьяного калеку в небо над храмом и поставили его вместе с костылями его на золотой купол церкви, где больно и радостно его старым глазам от золотого божьего свеченья, сиянья, и дрожащие его ноги неверные скользили по мокроснежному листовому золоту купола, но потом утвердились в крепости...
Так рождаются ангелы у Небесного Дома!.. да!..

А рождественский, тепловейный, святой ветер понес крылатого Ангела от церкви к церкви...
И близ меня упали костыли ненужные его...

Русь!.. Святомученица!.. Не так ли и Ты калекой пианой у храма стоишь и ждешь, что Господь восхитит Тебя в вечные небеса?..
Как Ангела! Как Ангела!.. Как Ангела...


87. ВСЕЛЕННАЯ РУССКИХ ГЛАЗ

…А дед Стриж уходил в травах в родное свое село Яжлбицы…
И он подумал о том, что вся Русь окрест него кротко опускается, окунается на необъятных землях в ночь, нощь летнюю, целительную, врачующую…
И дед представил миллионы русских лазоревых и изумрудных, тихих, исконных глаз перед сном…
И эти глаза были удивленные, испуганные и много было голодных, безвинных, плачущих глаз…
И более всего было глаз удивленных, оглушенных тем нагрянувшим, аки война, нечеловечьим, несметным, неслыханным бедствием, что нежданно пало на них…
Народ русский все дивится покорно тому убиенью, опустошенью, истязанью тайному и явному, что творят с ним врази незримые и явные...
За что? За что? за что?..
Знает только Господь!..

И дед подумал о Вселенной русских глаз, что тихо уповала, светилась на земле русской печальной в летней ночи под Божьими холодными Плеядами....

- Господь! не дай затеряться, погаснуть Святой Твоей Вселенной русских глаз средь бездонных Плеяд и народов роящихся, муравьиных, блаженных Твоих!..
Господь! не дай!..
Помилуй в ночи...
Не угаси...

... На окраине родного села Яжлбицы дед Стриж встретил незнакомого Мужа…
Он был выше высоких трав… Он неожиданно улыбнулся и повинно поклонился маленькому, обшарпанному, но лучезарному деду:
- Дед, прости, что я долго пил и спал. Но вот восстал...
И незнакомец пошел в травах… В руке у него был старинный меч… Меч полыхал, лился таким огнем, что ближняя трава чадила и горела, ежилась от его сиянья…
Это Иван-воин был…

И дед Стриж улыбчиво перекрестил, благословил его вослед…



1993-1994 г.



Cообщество
«Круг чтения»
1.0x