Сообщество «Посольский приказ» 22:02 18 ноября 2020

Глобализация по-китайски

ВРЭП должно стать альтернативным существующему Транстихоокеанскому партнёрству

В минувшее воскресенье, после восьми лет переговоров, подписано Всестороннее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП; Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP), объединяющее Китай, Японию, Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию и 10 членов АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа). Семь из них ранее готовились участвовать в ТТП (Транстихоокеанском партнёрстве). Сделка создаёт крупнейшую в мире зону свободной торговли. Объём ВВП участников ВРЭП оценивается в 49,5 трлн. долларов (около 39% от общемирового). В целом на эти страны приходится около 30% мировой экономики.

В рамках соглашения будут действовать сниженные торговые пошлины. Предполагаются отмена торговых пошлин как минимум для 92% товаров в обороте между участниками ВРЭП, упрощённые таможенные процедуры, а также полное открытие и повышение лимитов для иностранного участия не менее чем в 65% секторов сферы услуг. Помимо прочего, договор станет первым соглашением о свободной торговле Японии с Китаем и Южной Кореей одновременно.

ВРЭП должно стать альтернативным существующему Транстихоокеанскому партнёрству, созданному в начале 2016 года. Изначально ТТП было придумано, по сути, для переманивания глобальных инвесторов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Атлантику, создав экосистему всевластия корпораций. Идея ВРЭП была выдвинута Китаем в 2012 году в ответ на предложение США создать ТТП в рамках азиатской политики Барака Обамы под названием «Поворот к Азии» (Pivot to Asia). Как известно, в 2017 году Дональд Трамп одним из своих первых указов на посту президента вывел Штаты из ТТП.

Сначала планировалось, что в соглашении будет участвовать Индия, что сделало бы ВРЭП центром притяжения в Индо-Тихоокеанском регионе, но в ноябре 2019 года Нью-Дели объявил о выходе из инициативы. Власти посчитали, что соглашение может навредить стране – из-за роста импорта под угрозой окажется внутреннее производство. Главным приверженцем участия Индии в RCEP является Япония, которая рассчитывает таким образом ослабить влияние Китая на торговый блок. Чтобы держать Индию поближе, ей предоставлен статус наблюдателя при ВРЭП, правда, пока никто не знает, что этот статус подразумевает.

«Такое внимание лишний раз подчёркивает, что с Индией и без нее ВРЭП и АСЕАН+5, (при всей масштабности зоны свободной торговли у членов АСЕАН) – это два разных соглашения. Во-первых, объёмность индийского рынка никто не отменял. Во-вторых, некоторые страны, вероятно, ожидали, что с Индией на борту оттеснять могущественный Китай было бы проще», – пишет телеграм-канал India Analytics.

«Ключевая проблема в том, что без Индии экономический эффект от нового договора будет не столь значимым, так как RCEP фактически дублирует многие уже существующие двусторонние соглашения о свободной торговле между странами региона, – сообщает телеграм-канал Lu Man. – ВРЭП продвигался Китаем как альтернатива американскому ТТП и развивался в рамках борьбы Китая и США за влияние в регионе, так как данное соглашение включает только азиатские страны, среди которых составить определённую экономическую конкуренцию Китаю может только Япония, но и её возможности ограничены. По сути, ВРЭП является попыткой доказать миру, и прежде всего Штатам, что на фоне развязанной Штатами торговой войны с Китаем активизировались переговоры по RCEP в попытке доказать всем, что глобализация возможна и без руководящей роли Запада, а идея свободной торговли, на которой строится экономическая модель большинства азиатских стран, по-прежнему актуальна и однозначно выгодна для всех (у Индии на этот счёт есть сомнения)».

С помощью соглашения страны-участники намерены противостоять росту протекционизма во всем мире и смягчить негативные последствия американо-китайской торговой войны.

Валентин Катасонов: «В последние годы одной из актуальных тем мировой политики был проект Транстихоокеанского партнёрства (ТТП). Администрация Барака Обамы педалировала переговоры по заключению соглашения о ТТП с участием двенадцати государств бассейна Тихого океана: США, Канады, Мексики, Перу, Чили, Японии, Малайзии, Брунея, Сингапура, Вьетнама, Австралии и Новой Зеландии. На эти страны приходятся 40% мировой экономики и треть мировой торговли. Однако затем процесс создания партнёрства стал буксовать. А через три дня после инаугурации Трампа новый президент США подписал указ о выходе из ТТП. После утраты Вашингтоном интереса к ТТП среди оставшихся участников партнёрства родилась идея пригласить в него Китай. Однако сам Китай решил по-другому. Пекин просто взял и пригласил оставшихся без США членов ТТП в свой собственный “клуб”. По инициативе Пекина начался бурный процесс создания нового международного торгового союза.

Проект ВРЭП имеет ряд принципиальных отличий от проекта ТТП. В частности, первый из них носит открытый характер (в отличие от ТТП, куда вход Китаю и России был закрыт). Во-вторых, первое партнёрство не требует чрезмерных обязательств от его членов. В частности, нет жёстких норм и правил по части экологии, социальных условий труда, государственных закупок, инвестиционных споров и тому подобного (как в ТТП). ВРЭП – преимущественно торговое партнёрство. Концепция ВРЭП не предусматривает требований, значительно выходящих за рамки обязательств в ВТО. Главная идея нового партнёрства – либерализация торговых режимов с учётом национальной специфики и разницы в уровнях развития экономик стран-участниц. Благодаря своим особенностям ВРЭП со временем может перестать быть региональным и превратится в глобальное партнёрство.

Китай вышел на роль лидера экономической глобализации. Ещё в 2017 году, выступая в Давосе, председатель КНР Си Цзиньпин дал понять участникам международного экономического форума, что Пекин готов перехватить у Вашингтона знамя глобализации.

Китайские лидеры хорошо запомнили слова, сказанные когда-то ещё Бараком Обамой: основной смысл ТТП в том, чтобы “США, а не страны вроде Китая” определяли правила международной торговли. Теперь Китай сделал ответный ход, показав, что именно он становится дирижёром международной торговли».

«Страны, которые Обама пытался оторвать от Китая Транстихоокеанским партнёрством, теперь отобраны Китаем от США», – подмечает Михаил Делягин.

Таким образом, заключение ВРЭП – это ещё один удар по программе, которую продвигал бывший президент США Барак Обама. Будет ли ВРЭП способствовать усилению Китая в регионе, зависит от ответа США: решит ли администрация Джо Байдена, который должен стать следующим президентом США, вернуться в ТТП? Известно, что он уже провёл первые после выборов телефонные разговоры с лидерами Австралии, Японии и Южной Кореи, подтвердив важность связей с главными союзниками Штатов для решения проблем безопасности Индо-Тихоокеанского региона, где Вашингтон пытается противостоять растущему влиянию Пекина.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
28 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
25 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x