Авторский блог Александр Владимиров 21:22 2 ноября 2014

Герой для Новороссии

Вопрос выбора исторического персонажа, олицетворяющего собой новообразованную государственность Новороссии, принципиально важен, поскольку результат выбора неизбежно наложит свой отпечаток на ее будущность. Человек, возводимый на пьедестал, должен быть одинаково близок и для Украины, и для России, соответствовать традиционным идеалам национальной нравственности, ассоциируемым с канонами и идеалами Православия, быть признанным носителем харизматического начала. А по-другому и быть не может, ведь на территории Донецкой и Луганской областей провозглашены Народные республики, а такая форма государственной самоорганизации и политического режима неизбежно предполагает наличие в прошлом их народов национальных героев.

Кандидат исторических наук Олег Кузнецов размышляет о том, какая идеология может возникнуть в Новороссии.

«ЗАВТРА». В Новороссии ещё фактически не закончилась война. Она не признана мировым сообществом. Тем не менее, уже сейчас многие задумываются над основными чертами строительства нового государства. Вы с этим согласны?

Олег КУЗНЕЦОВ. Безусловно. Надо сказать, что история Новейшего времени с суровой убедительностью доказывает нам, что любая попытка строительства моноэтничного государства неизбежно сопровождается идеологической институализацией неоязычества. Если переводить эту фразу с языка политологической науки на общеупотребимый русский литературный язык, то она означает, абсолютно все ультра-националисты, обуреваемые идеей мессианства или своего этнического превосходства, для обоснования в широких массах соотечественников такой своей позиции неумолимо обращаются к архетипическим образам коллективного бессознательного, уходящим корнями в дохристианскую эпоху.

Первыми подобный фокус с подменой религиозных идеалов проделали идеологи нацистского рейха с жителями Германии – колыбели Реформации и главного центра религиозного обновления средневековой католической Европы, весьма удачно попытавшиеся традицию деятельного служения Христу, присущую лютеранам, заместить культом языческого божества древних германцев Вотана. Но исторический путь нацизма и нацистского неоязычества закончился в 1946 году на Нюрнбергском процессе.

Второй подобный эксперимент был успешно проделан в СССР с жителями нынешней Армении в 1970-е гг., когда по прямому указанию местного партийного руководства началась кампания по монументальной пропаганде языческих божеств армянского народа. Тогда в Ереване были установлены памятники Айку Наапету – мифическому прародителю всех армян и его правнуку Торк Ангеху – безобразному великану-богоборцу, ставшими наглядными эталонами советской модели армянского национализма. Их появление на улицах Еревана стало апофеозом борьбы советской власти с религиозным наследием и влиянием армяно-григорианской церкви, логическим продолжением которой стала Карабахская война 1988-1994 гг., завершившаяся созданием моноэтничной Республики Армения и изгнанием из мест традиционного проживания более миллиона жителей Закавказья, исповедующих ислам, – азербайджанцев, турок-месхетинцев и курдов.

Сегодня все мы являемся свидетелями попытки создания моноэтничного государства на Украине, которая уже спровоцировала гражданскую войну в этой стране, обрекшую на страдания и эмиграцию шестую часть её граждан, отказавшихся забыть русский язык и считать себя «украинцами» в гипертрофированно-комичной форме «галицийцев», о которых в 1919 году еще сам последний украинский гетман Павел Скоропадский писал как о культурных ничтожествах, из пяти слов языка которых два являются польскими, а два – немецкими. Их потомки, языком которых является суржик, сегодня пытаются проводить в политическую жизнь Украины принцип «Один язык, один народ, одна страна», в котором, как это легко заметить, нет места каким-либо нравственным символам или доминантам. Зато обслуживающие нынешних украинских национал-радикалов интеллектуальные круги уже сегодня предлагают своим соотечественникам новые модели политического неоязычества, начав рассуждать о существовании за 140 тысяч лет назад от наших дней некой расы «белых укров», хотя современная антропология определяет возраст биологического вида Homo Sapiens всего в 40 тысяч лет. Иными словами, идеологи современной «укровской» украинизации Украины готовят для своей страны не просто дохристианские, а даже дочеловеческие времена. Впрочем, не мы должны задумываться о таком будущем, а граждане этой страны.

«ЗАВТРА». Но ведь Новороссия не согласна с подобным «выбором»

Олег КУЗНЕЦОВ. Да, значительная часть из проживающих на Юго-востоке, в Новороссии, со своим выбором не в пользу «Страны белых укров» уже определилась, как сделали это и жители Крыма. Но если с крымчанами, которые в результате свободного волеизъявления вошли в состав России, все более или менее понятно, то жителей Новороссии ждёт длительный и мучительный процесс определения и практического установления государственно-административного суверенитета или, как минимум, национально-культурной автономии. И важным элементом этого процесса, какой бы масштаб или форму он не приобрел, станет выработка своей политической или даже национально-политической идеологии. Для любого специалиста в области теории государства и права ясно как белый день, что без четко сформулированной и внятно постулируемой идеологии в ни в какой стране не может быть политического режима, который, в свою очередь, определяет характер и содержание ее государственного устройства.

Россия, например, традиционно является этатистской страной, поэтому для ее государственной идеологии характерен приоритет государственных и общественных интересов над интересами личности, невзирая на ее национальные, религиозные, конфессиональные или какие-либо иные субъективные гуманитарные предпочтения. Нынешняя элита Украины в качестве идеологической доминанты насильственно устанавливаемого ей политического режима исповедует ультранационализм, который явно не по душе русским и русскоязычным жителям этой страны. Самосознание жителей Новороссии, озабоченных насущными потребностями дня нынешнего, все более связанными с физическим выживанием в условиях гражданской войны, гуманитарной катастрофы и неумолимо надвигающейся зимы, сегодня не имеет ни возможности, ни даже времени на осмысление этих высоких вопросов. Не претендуя на роль гуру и прекрасно осознавая, что сидя в теплом кабинете гораздо проще рассуждать о высоком, чем живя в замерзающем городе, тем не менее считаю возможным предложить для рассмотрения новую модель государственной идеологии для Новороссии.

«ЗАВТРА». Предложения учёных всегда интересны.

Олег КУЗНЕЦОВ. Так уж исторически повелось у народов Центральной и Восточной Европы, но все они историческим предтечей своего государства или обретения национальной государственности считают какое-либо реальное историческое лицо. В России в этом качестве выступает великий князь Владимирский Юрий Долгорукий, основатель Москвы, в Польше – Пяст, основоположник первой королевской династии, в Венгрии – король Стефан I, канонизированный в качестве святого Вселенской (Константинопольской) православной церковью в 2000 году, отцом-основателем современной Германии считается Отто фон Бисмарк (хотя эта роль более подходит Наполеону Бонапарту), а Словакии – Йозеф Тиссо. На Украине эта роль более века отводилась гетману Богдану Хмельницкому, а теперь – Степану Бандере. Если следовать такой традиции, то и Новороссия в самое ближайшее время должна определиться с кандидатом на роль исторического предтечи своей государственности. Возводить сегодня на пьедестал Александра Захарченко или Дениса Пушилина (в ДНР), равно как и Игоря Плотницкого или Геннадия Цыпкалова (в ЛНР) в настоящее время, во-первых, еще рано, так как пока не ясна роль, которую они сыграют в становлении государственности этих двух самопровозглашенных республик, а во-вторых, это будет очень по-американски и станет вызывать ассоциации с четырьмя отцами-основателями Соединенных Штатов – Джорджем Вашингтоном, Томасом Джефферсоном, Авраамом Линкольном и Теодором Рузвельтом – персонажами известного мемориала на горе Рашмор.

Тем не менее, вопрос выбора исторического персонажа, олицетворяющего собой новообразованную государственность Новороссии, принципиально важен, поскольку результат выбора неизбежно наложит свой отпечаток на ее будущность. С его именем неизбежно будет связана идеология, атрибутика и символика Новороссии, а поэтому к ответу на данный вопрос следует подойти с максимальной серьезностью, подводя под него рациональную научную основу. Человек, возводимый на пьедестал, должен быть одинаково близок и для Украины, и для России, соответствовать традиционным идеалам национальной нравственности, ассоциируемым с канонами и идеалами Православия, быть признанным носителем харизматического начала. А по-другому и быть не может, ведь на территории Донецкой и Луганской областей провозглашены Народные республики, а такая форма государственной самоорганизации и политического режима неизбежно предполагает наличие в прошлом их народов национальных героев.

«ЗАВТРА». И кто из исторических личностей мог бы претендовать на роль национального героя?

Олег КУЗНЕЦОВ. Наиболее подходящей фигурой является князь Дмитрий Иванович Вишневецкий, выдающий военный и административный деятель восточноевропейского Средневековья, личность одинаково значимая для истории как русского, так и украинского народа. Он происходил из рода великого князя Литовского Гедимина, а земельные владения его фамилии располагались на современной Тарнопольщине, в историческом сердце Волыни. Князь Дмитрий и его ближайшие родственники на протяжении нескольких поколений известны в истории как ревностные защитники и поборники Православия. Его отец, князь Иван Михайлович от имени православного боярства Великого княжества Литовского подписал Городельскую унию 1521 года, согласно которой русской православное население и дворянство в этой стране было уравнено в правах с католиками. Князья Вишневецкие из своих владений выделили земли, на которых была основана Свято-Успенская Почаевская Лавра, и на протяжении полутора столетий были ее попечителями и покровителями. С именем князя Дмитрия неразрывно связано создание системы пограничной службы на границе с Диким Полем в Речи Посполитой и Московском царстве, крещение племен адыгов на Северном Кавказе в 1558-1560 гг., несколько походов против владений Османской империи и Крымского ханства в степях Северного Причерноморья, проходивших, в том числе, по рекам Псел и Северный Донец, т.е. как раз по территории Новороссии. Русские и польско-литовские летописи донесли до наших дней известия о его победах на Днепре, Айдаре и под Азовом, названия которых сегодня вновь связаны с Новороссией, и во всех этих сражениям враги христианства были повержены. Основу его войска составляли днепровские и донские казаки, отказывавшиеся служить польскому королю или московскому царю, считавшие его своим предводителем, с его именем связано строительство в 1554-1556 гг. на острове Хортица за днепровскими порогами первого пограничного замка, который через два столетия украинские историки назовут «первой Запорожской Сечью». Турецкий султан Сулейман I Кануни (Великолепный) считал князя Дмитрия Вишневецкого своим персональным врагом, а в османском военном делопроизводстве ему было дано специальное прозвище «Дмитрашка», в связи с чем следует отметить, что после него собственных прозвищ удостаивались впоследствии только гениальные русские полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов. Венцом жизненного пути князя Дмитрия стала мученическая смерть на мясницком крюке в Стамбуле, которой он был подвергнут после того как в результате предательства попал к османам в плен.

В первое десятилетие государственной независимости Украины образ князя Дмитрия Вишневецкого начал было активно использоваться официальным Киевом в качестве одного из символов новой государственности, нравственного идеала и примера для подражания. Но по мере постепенного скатывания украинской политики и общественной мысли в смрадное болото ультранационализма и неоязычества на смену образу князя Дмитрия Вишневецкого – борца на безопасную жизнь русских и украинских христиан и ревнителя Православия в истинном понимании его вероучения, пришли другие персонажи, являвшиеся, как и сам князь, уроженцами западных территорий современной Украины, которым были чужды идеалы православного человеколюбия и самоотречения. Все эти бандеры, шухевичи, телиги, стуси, коновальцы и проч., от военных преступлений которых ужасались даже нацисты, на фоне примера жизни, полной военными подвигами, и нравственного служения князя Дмитрия Вишневецкого выглядели по-людоедски карикатурно, убого и ничтожно, ровно так, как выглядит сегодня большинство персонажей украинской «большой политики».

«ЗАВТРА». Как я понял, вы возвращаетесь к образу князя Дмитрия Вишневецкого, потому что именно может стать тем идеологическим символом, который сегодня способен объединить украинский и русский народы?

Олег КУЗНЕЦОВ. Да! А также донское и днепровское казачество, запад и восток Украины. Руководству Новороссии явно надо озаботится тем, чтобы как можно более активно использовать его для решения своих внутренних и внешних задач, – назвать его именем несколько интернациональных воинских формирований, переименовать в его честь некоторые улицы или населенные пункты или даже учредить орден князя Дмитрия Вишневецкого и вручать его за военные и гражданские заслуги перед Донецкой и Луганской Народными республиками, провозгласить князя покровителем русского и украинского казачества (естественно, после того как он будет канонизирован Русской Православной церковью в качестве Святого Благоверного князя или хотя бы Великомученика, благо что оснований для его проставления в истории найдется очень много).

Интересно, если все это случиться, будут ли после этого на Украине сносить памятники князю Дмитрию Вишневецкому, как это было сделано с памятниками М.И. Кутузову и В.И. Ленину?

Беседовал Александр Владимиров

Илл. Bob-911

1.0x