Германский след
Сообщество «Форум» 00:00 28 марта 2013

Германский след

Кипрский кризис вскрыл глу­би­ну раз­дра­же­ния Гер­ма­нии, ко­то­рая де-фак­то всё по­след­нее де­ся­ти­ле­тие оп­ла­чи­ва­ет су­ще­ст­во­ва­ние т.н. "еди­ной Ев­ро­пы". Имен­но Гер­ма­ния яв­ля­ет­ся глав­ным фи­нан­си­с­том и спон­со­ром все­го ев­ро­про­ек­та, на пле­чах нем­цев ле­жат из­держ­ки спа­се­ния всех ев­ро­пей­ских кри­зис­ных стран.
1

Кипрский кризис вскрыл глу­би­ну раз­дра­же­ния Гер­ма­нии, ко­то­рая де-фак­то всё по­след­нее де­ся­ти­ле­тие оп­ла­чи­ва­ет су­ще­ст­во­ва­ние т.н. "еди­ной Ев­ро­пы". Имен­но Гер­ма­ния яв­ля­ет­ся глав­ным фи­нан­си­с­том и спон­со­ром все­го ев­ро­про­ек­та, на пле­чах нем­цев ле­жат из­держ­ки спа­се­ния всех ев­ро­пей­ских кри­зис­ных стран.

С од­ной сто­ро­ны, еди­ная Ев­ро­па под не­мец­ким про­тек­то­ра­том чрез­вы­чай­но вы­год­на ФРГ, обес­пе­чи­вая её про­мы­ш­лен­ность за­груз­кой, нем­цев ра­бо­той, но из­держ­ки это­го про­ек­та та­ко­вы, что, не­смо­т­ря на по­сто­ян­ный рост эко­но­ми­ки Гер­ма­нии, са­ми нем­цы жить луч­ше не ста­ли. Фак­ти­че­с­ки весь рост ухо­дит на по­кры­тие из­дер­жек по со­дер­жа­нию ора­вы стран под на­зва­ни­ем "Еди­ная Ев­ро­па". Боль­ше де­ся­ти лет не рас­тут ре­аль­ные до­хо­ды нем­цев.

С дру­гой сто­ро­ны, есть своя прав­да и у стран-долж­ни­ков. До во­вле­че­ния их в еди­ное эко­но­ми­че­с­кое и по­ли­ти­че­с­кое про­ст­ран­ст­во каж­дая из них име­ла соб­ст­вен­ную эко­но­ми­ку, де­неж­ную си­с­те­му, ко­то­рые ху­до-бед­но обес­пе­чи­ва­ли жизнь этих стран и ко­то­ры­ми при­шлось по­жерт­во­вать ра­ди обе­щан­ных пре­иму­ществ объ­е­ди­не­ния. Гре­кам, ки­при­о­там, ис­пан­цам, пор­ту­галь­цам объ­яс­ня­ли: в еди­ном про­ст­ран­ст­ве их ждут не­ви­дан­ные пре­фе­рен­ции. Кро­ме сво­бод­но­го пе­ре­ме­ще­ния и вы­бо­ра ме­с­та жи­тель­ст­ва, это и дё­шё­вая до­ступ­ная еда, низ­кие це­ны на про­мы­ш­лен­ные то­ва­ры, ко­то­рые боль­ше не бу­дут да­вить та­мо­жен­ные по­ш­ли­ны и ог­ра­ни­че­ния, как след­ст­вие — рост ра­бо­чих мест, про­цве­та­ние и да­лее, поч­ти как в те­о­рии о на­уч­ном ком­му­низ­ме. Ев­ро­пей­цы обе­ща­ни­ям по­ве­ри­ли. Пер­вы­ми пре­иму­ще­ст­ва еди­ной Ев­ро­пы ощу­ти­ли на се­бе на­ци­о­наль­ные про­мы­ш­лен­ные сек­то­ра. Про­мы­ш­лен­ность боль­шин­ст­ва этих стран ока­за­лась не­спо­соб­на кон­ку­ри­ро­вать с гер­ман­ским ко­лос­сом и ти­хо по­чи­ла в бо­зе, ос­та­вив ар­мии без­ра­бот­ных, на ко­то­рые и уш­ли льгот­ные и без­воз­ме­зд­ные ком­пен­са­ци­он­ные кре­ди­ты, вы­дан­ные Ев­ро­бан­ком для раз­ви­тия этих стран в но­вых ус­ло­ви­ях. На­ци­о­наль­ным пра­ви­тель­ст­вам "тол­ка­чам" еди­но­го ев­ро­пей­ско­го про­ек­та их про­сто при­шлось по­тра­тить на под­дер­жа­ние со­ци­аль­ной ста­биль­но­с­ти, а так­же на пи­ар пре­иму­ществ жиз­ни в еди­ной Ев­ро­пе. Те­перь быв­шие пре­мье­ры и пре­зи­ден­ты, за­гнав­шие свои стра­ны в еди­ное ев­ро­с­той­ло, бла­го­по­луч­но пре­бы­ва­ют кто на пен­сии, кто в по­чёт­ных крес­лах по­пе­чи­те­лей и на­блю­да­те­лей, а ре­зуль­та­ты их дей­ст­вий при­хо­дит­ся рас­хлё­бы­вать ны­неш­ним пра­ви­тель­ст­вам.

Спу­с­тя два де­ся­ти­ле­тия по­сле окон­ча­тель­но­го оформ­ле­ния Ев­ро­со­ю­за, мно­гие стра­ны ока­за­лись, что на­зы­ва­ет­ся, у раз­би­то­го ко­ры­та. Под­дер­жа­ние со­ци­аль­но при­вле­ка­тель­но­го ев­ро­пей­ско­го про­ст­ран­ст­ва на сво­их тер­ри­то­ри­ях съе­ло все име­ю­щи­е­ся фи­нан­со­вые ре­сур­сы, про­мы­ш­лен­ность, не вы­дер­жав кон­ку­рен­ции, умер­ла, сель­ское хо­зяй­ст­во, быв­шее во мно­гих стра­нах тра­ди­ци­он­ной ос­но­вой эко­но­ми­ки, так­же пре­кра­ти­ло су­ще­ст­во­ва­ние. При­чём ино­гда — в ди­рек­тив­ном по­ряд­ке, по тре­бо­ва­нию Ев­ро­со­ю­за, как, на­при­мер, де­мон­таж гре­че­с­ко­го сек­то­ра вы­ра­щи­ва­ния олив и про­из­вод­ст­ва из них раз­лич­ных про­дук­тов. Ка­кое-то вре­мя эко­но­ми­ка су­ще­ст­во­ва­ла за счёт про­да­жи зем­ли и не­дви­жи­мо­с­ти, осо­бен­но в ку­рорт­но­до­с­туп­ных стра­нах Сре­ди­зем­но­мо­рья, но и этот ис­точ­ник до­хо­дов очень ско­ро был ис­чер­пан. Оче­ред­ные пра­ви­тель­ст­ва этих стран не ста­ли силь­но за­ду­мы­вать­ся над пер­спек­ти­ва­ми и по­ш­ли по клас­си­че­с­кой схе­ме боль­шин­ст­ва ра­зо­ря­ю­щих­ся ком­па­ний — для на­ча­ла по­лез­ли в дол­ги, на­де­ясь, что кре­ди­ты по­мо­гут ре­шить на­ко­пив­ши­е­ся про­бле­мы. Но кре­ди­ты ни­че­го не ре­ша­ли, или ре­ша­ли лишь ча­с­тич­но, и при­хо­ди­лось сно­ва ис­кать кре­ди­ты, что­бы по­крыть пре­ды­ду­щие кре­ди­ты, а за­тем сле­ду­ю­щие, что­бы по­крыть уже эти. И так на­сту­пил день се­го­дняш­ний. Без­ра­бо­ти­ца, рост со­ци­аль­но­го на­пря­же­ния, ог­ром­ные дол­ги и все при­зна­ки бан­крот­ст­ва в го­су­дар­ст­вен­ных мас­шта­бах. Так воз­ник тот са­мый кри­зис Ев­ро­зо­ны, ко­то­рый мы се­го­дня на­блю­да­ем.

В СССР, где точ­но так же су­ще­ст­во­ва­ли до­та­ци­он­ные ре­с­пуб­ли­ки (си­речь — па­ра­зи­ты) — та­кие, на­при­мер, как Гру­зия, Ар­ме­ния, Эс­то­ния, Мол­да­вия, ко­то­рых тя­ну­ли на сво­ём гор­бу ре­с­пуб­ли­ки-"до­но­ры": РСФСР, Бе­ло­рус­сия, Ук­ра­и­на, Азер­бай­д­жан, — этот кри­зис ре­шал­ся ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ным пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем ре­сур­сов и фи­нан­сов пра­ви­тель­ст­вом СССР, ко­то­рое ди­рек­тив­но вы­де­ля­ло часть бю­д­же­та на раз­ви­тие до­та­ци­он­ных ре­с­пуб­лик. Ка­за­лось бы, в Ев­ро­со­ю­зе долж­на дей­ст­во­вать та же са­мая схе­ма, и, в оп­ре­де­лён­ной ме­ре, она дей­ст­ву­ет. По край­ней ме­ре, с точ­ки зре­ния нем­цев, ко­то­рые тер­пе­ли­во оп­ла­чи­ва­ют ев­ро­пей­ское един­ст­во из сво­е­го кар­ма­на. Но эта схе­ма пе­ре­рас­пре­де­ле­ния боль­ше не ра­бо­та­ет на гар­мо­ни­за­цию Ев­ро­пы. И то­му есть не­сколь­ко при­чин. С од­ной сто­ро­ны, в от­ли­чие от СССР, пра­ви­тель­ст­ва ев­ро­пей­ских стран из­лиш­не ав­то­ном­ны, и са­мо­сто­я­тель­но ус­та­нав­ли­ва­ют эко­но­ми­че­с­кие пра­ви­ла на сво­ей тер­ри­то­рии, под­чи­ня­ясь еди­но­му ев­ро­пей­ско­му пра­ви­тель­ст­ву лишь в рам­ках еди­но­го по­ли­ти­че­с­ко­го про­ст­ран­ст­ва. Как след­ст­вие, у ру­ко­вод­ст­ва Ев­ро­со­ю­за нет воз­мож­но­с­ти опе­ра­тив­но и эф­фек­тив­но вме­ши­вать­ся в си­ту­а­цию на уров­не ев­ро­субъ­ек­тов. С дру­гой сто­ро­ны, стра­ны-до­но­ры (Гер­ма­ния) боль­ше не же­ла­ют без­ро­пот­но оп­ла­чи­вать сче­та сво­их парт­нё­ров и хо­тят по­лу­чить с них ком­пен­са­цию сво­их рас­хо­дов — ес­ли не в де­неж­ном эк­ви­ва­лен­те, то путём пе­ре­да­чи Гер­ма­нии ча­с­ти су­ве­ре­ни­те­та, или да­же та­ко­го на­ци­о­наль­но­го ре­сур­са, как тер­ри­то­рии.

И вот тут край­не ин­те­ре­сен ка­зус Ки­п­ра.

Стра­на, ко­то­рая на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии де­фол­та. Без оче­ред­но­го кре­ди­та она про­сто не смо­жет об­слу­жи­вать свои пре­ды­ду­щие дол­ги и ве­с­ти фи­нан­со­вую де­я­тель­ность. При этом на тер­ри­то­рии Ки­п­ра, в его фи­нан­со­вой си­с­те­ме хра­нят­ся ог­ром­ные день­ги тре­ть­их лиц. Ино­ст­ран­цев, ко­то­рые бы­ли при­вле­че­ны вы­год­ны­ми ус­ло­ви­я­ми раз­ме­ще­ния здесь де­нег.

При­чём от этих де­нег эко­но­ми­ка Ки­п­ра за­ви­сит ни­как не мень­ше, чем от кре­ди­тов то­го же Ев­ро­со­ю­за, в ко­то­рый вхо­дит.

На бы­то­вом уров­не си­ту­а­ция вы­гля­дит очень про­сто. У хо­зя­и­на квар­ти­ры, ко­то­рый име­ет ог­ром­ный долг за ком­му­нал­ку, хра­нит­ся в квар­ти­ре сейф с день­га­ми, при­над­ле­жа­щи­ми дру­гим лю­дям. За арен­ду это­го сей­фа он по­лу­ча­ет с них ком­пен­са­цию, но её раз­мер не по­кры­ва­ет его дол­гов. И глав­ный ком­му­наль­щик вдруг не­о­жи­дан­но тре­бу­ет от хо­зя­и­на взять и рас­пла­тить­ся с ним день­га­ми из это­го сей­фа, на ос­но­ва­нии то­го, что эти день­ги хра­нят­ся в его квар­ти­ре.

Фак­ти­че­с­ки, Гер­ма­ния дей­ст­ву­ет как рэ­ке­тир на­ча­ла 90-х. Ты мне дол­жен — зна­чит, пла­ти тем, что у те­бя есть! По тре­бо­ва­нию Гер­ма­нии, Кипр дол­жен изъ­ять со сче­тов в сво­их бан­ках не ме­нее 10% име­ю­щих­ся де­нег в счёт ком­пен­са­ции рас­хо­дов.

Пре­це­дент, пря­мо ска­жем, во­пи­ю­щий.

Фак­ти­че­с­ки это уль­ти­ма­тум Гер­ма­нии всем стра­нам-ре­ци­пи­ен­там: "Пла­ти­те!" Что же сто­ит за ним?

С од­ной сто­ро­ны, в са­мой Гер­ма­нии всё боль­ше ра­с­тёт раз­дра­же­ние про­ек­том "Еди­ной Ев­ро­пы", от ко­то­ро­го са­мой Гер­ма­нии поч­ти ни­че­го не до­ста­ёт­ся, ес­ли не счи­тать ма­к­ро­эко­но­ми­че­с­ких по­ка­за­те­лей. Но с дру­гой, со­вер­шен­но оче­вид­но, что Гер­ма­нии всё боль­ше не нра­вит­ся "рых­лость" Ев­ро­со­ю­за, ко­то­рый ма­ло­управ­ля­ем и инер­тен.

При этом удар, на­не­сён­ный по Ки­п­ру, был рас­счи­тан ма­с­тер­ски и прак­ти­че­с­ки смер­те­лен для Ки­п­ра.

Ес­ли Кипр при­мет схе­му, пред­ло­жен­ную Ев­ро­со­ю­зом в ли­це Гер­ма­нии, он по­лу­чит обе­щан­ный кре­дит от Ев­ро­со­ю­за, но за сле­ду­ю­щие па­ру дней его бан­ков­ская си­с­те­ма про­сто ум­рёт. День­ги тут же по­ки­нут Кипр, пре­вра­тив его в по­лу­мёрт­вую зо­ну на тон­кой пу­по­ви­не ев­ро­кре­ди­тов.

Кипрский пар­ла­мент от­ка­зал­ся от ус­ло­вий Ев­ро­со­ю­за, но, ду­ма­ет­ся, уже по­зд­но, и это не спа­сёт Кипр. Как толь­ко бан­ки Ки­п­ра от­кро­ют­ся, нач­нёт­ся фи­нан­со­вый кол­лапс — день­ги бу­дут мгно­вен­но вы­ме­те­ны из бан­ков, при­чём, ско­рее все­го, на­сту­пит ос­т­рый кри­зис "на­лич­ки". И в этом слу­чае Кипр ос­та­нет­ся и без де­нег, и без кре­ди­та.

В лю­бом слу­чае Кипр об­ре­чён. Быть слу­гой двух гос­под ему не да­ли… Гер­ма­ния ре­аль­но по­ка­за­ла, кто в ев­ро­пей­ском до­ме хо­зя­ин.

Те­о­ре­ти­че­с­ки Кипр мог­ла бы спа­с­ти толь­ко Рос­сия, дав "ста­би­ли­зи­ру­ю­щий" кре­дит, но с ка­кой ста­ти это нуж­но Рос­сии? Спа­се­ние де­нег не­сколь­ких де­сят­ков ты­сяч рос­си­ян, вы­та­щив­ших ту­да свои день­ги, не име­ет ни­ка­ко­го прак­ти­че­с­ко­го зна­че­ния. И да­же сче­та круп­ных рос­сий­ских фирм — ещё не по­вод вка­чи­вать день­ги в Кипр. За спа­се­ние при­дёт­ся за­пла­тить ку­да боль­ше, чем по­те­рять при изъ­я­тии ча­с­ти вкла­дов. Это мож­но бы­ло бы сде­лать, объ­я­ви Кипр о вы­хо­де из Ев­ро­со­ю­за, но это­го не бу­дет. Кипр мог бы за­ин­те­ре­со­вать Рос­сию и чем-то боль­шим, не­же­ли эфе­мер­ные га­зо­вые ме­с­то­рож­де­ния на сво­ем шель­фе и вы­став­лен­ные на про­да­жу ра­зо­рён­ные бан­ки — на­при­мер, во­ен­но-мор­ской ба­зой. Не­внят­ные слу­хи о та­ких пе­ре­го­во­рах по­яв­ля­лись в по­след­ние дни, но ре­аль­но­с­тью так и не ста­ли. А зна­чит, рос­сий­ские день­ги Ки­п­ру не све­тят. И ни­ка­ких вы­бро­сок рус­ских воз­душ­ных де­сан­тов на ос­т­ров не бу­дет.

Но с на­не­се­ни­ем "сoup de grace" Гер­ма­ния, похоже, пе­ре­бор­щи­ла. Рух­нув­шая бан­ков­ская си­с­те­ма Ки­п­ра по­та­щит за со­бой в пре­ис­под­нюю ещё мно­же­ст­во бан­ков­ских си­с­тем стран, ко­то­рые на­хо­дят­ся в ана­ло­гич­ном с Ки­пром эко­но­ми­че­с­ком по­ло­же­нии. Ин­ве­с­то­рам был дан не­дву­смыс­лен­ный знак, что пра­вил боль­ше нет. И те­перь каж­дый дол­жен спа­сать­ся, как мо­жет. Что, в свою оче­редь, мощ­но уда­рит по ев­ро­с­та­биль­но­с­ти — глав­но­му ус­ло­вию гер­ман­ско­го эко­но­ми­че­с­ко­го рос­та…

 

Фото: Reuters

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой