Авторский блог Владимир  Бровкин 07:29 18 июля 2017

ГЕРМАН ТИТОВ В БИЙСКЕ

фотография с настоящим полковником

ГЕРМАН ТИТОВ В БИЙСКЕ

рассказывает Алла МЕЛЕШЕВА,

ветеран педагогического труда,

г. Бийск.

В преддверие юбилея края, детища советского эпохи, о чем сведущие люди почему-то забывают, рисуя его юбилейные эмблемы с изысками вездесущего ныне дизайна в окрасах либерального времени, нелишне вспомнить о нем слова, сказанные Германом Степановичем Титовым. Человеком, который продукт советского и никакого не столыпинского и уж тем более нынешнего разухабисто-рыночного времени.

«Сибирь, Алтайский край… Убежден, что среди самых красивых, самобытных мест земного шара эта земля занимает не последнее место. Леса здесь богаты дичью, реки – рыбой, луга – неповторимым разнообразием цветов. Почти черное по ночам небо в мириадах ярких, сверкающих звезд. Зимы – суровые, с метелями и вьюгами, весны – быстрые, как горные потоки. Осень живописна и щедра дарами алтайской земли. Это — моя Родина».

Это монолог советского человека и советского героя.

Человека, который говорил с гордостью: «Я горжусь тем, что оба мои деда были одними из организаторов коммуны». Коммуны «Майское утро», которая в результате социалистических преобразований среди десятков других была создана на Алтайской земле в 20-е годы.

Увы — на дворе время либеральных реформ и вселенской оптимизации всего, что только подвернется под руку эффективному собственнику.

Не лучшие времена переживает и Бийский Наукоград, имеющий прямое отношение к космонавтике и ее впечатляющим победам, когда мы в деле освоения космоса — да только ли космоса? — спросим себя, шли впереди планеты всей.

Не сказать, что слава Германа Степановича в крае ущемлена. Его именем назван в столице края аэропорт. Дворец спорта, тоже построенный в советское время. Который, рыскают вокруг него который уже год разговоры, хотят продать очередному эффективному собственнику. Само государство в своей эффективности давно уже расписалось, и прогресс страны видит только в этом — вывести и продать. Выкачать. Газа нет, так из засушливого края в Китай проектировали воду гнать.

Есть в крае улицы, носящие имя Германа Степановича. В Барнауле небольшой бюст в рабочем квартале «Поток», музей на родине. Книга недавно вышла.

Может это потому, что до последних дней своей жизни Герман Титов оставался коммунистом. В отличие от довольно многочисленной в партии партии партбилетчиков, которые собственно виртуозна страну-то и сдали нахрапистому лавочнику, торгашу и меняле.

Не миновала эта череда и космонавтов.

Впрочем, не всех. Приходят тотчас на ум имена космонавтов Савицкой и Севастьяна, которые партии и советской родине вознесшей их в заоблачные выси остались верны.

Об одном из эпизодов из жизни нашего прославленного земляка рассказывает в своем письме Алла Мелешева.

«Несмотря на свою огромную загруженность — пишет она, — Герман Степанович в январе 1965 года приехал на свою малую родину — Алтай. Отдохнул в своем родном селе Полковниково, встретился со своими родными, друзьями, односельчанами, которые устроили грандиозный праздник по поводу приезда космонавта номер два в свое село.

По приглашению Бийского горкома партии и Бийского горисполкома Герман Степанович посетил наш город.

На вокзале его встречали первый секретарь горкома партии Дмитрий Дмитриевич Смирнов, председатель горисполкома Леонид Трофимович Гаркавый, директора и представители разных организаций, комсомольцы, жители города.

Под восторженные крики аплодисменты Герман Степанович вышел из вагона. Как водится на Руси, знатному гостю преподнесли хлеб-соль.

Герман Степанович поблагодарил жителей города за теплый прием и пожелал всем мирного неба над головой.

На машинах все поехали сначала в центральную гостиницу, а затем в горком партии.

Потом были встречи с жителями города в театре, во Дворце химиков, в восемнадцатой школе.

Везде, где появлялся Герман Степанович, его встречали бурными аплодисментами, цветами, приветственными речами, с пожеланием крепкого здоровья и долгого служения всей Родине, своему народу.

Сохранилась фотография Германа Степановича с коллективом горкома партии и горисполкома. Рядом с ним сидят Дмитрий Дмитриевич Смирнов и Леонид Трофимович Гаркавый».

Вот что рассказала ветеран педагогического труда о посещении города Бийска прославленным земляком.

Стоит вспомнить, что полеты в космос были когда-то всенародными праздниками. Космонавтами гордились.

Сегодня космонавты не на слуху. Эстрадный артист, скандальный депутат, высокопоставленный вор — теперь на слуху у нас эти имена. А те из космонавтов кто на слуху, тех и перечислять не хочется.

Да и день космонавтики в календаре такой ли броский? — ибо все прорывные свершения в ней — в прошлом.

Нам внесли сонм иных, бог знает, откуда и взятых праздников — скажем, праздник цветения маральника в крае празднуют, а этих праздников лишили. Как и многого другого.

Эти праздники работали на единении, это был триумф советского строя, советского народа.

Праздник — когда широким размашистым шагом, уверенно, по широкой ковровой дорожке, как бы символизирующей наш путь, шли герои, докладывать главе государство и народу одновременно.

Песни «И на Марсе будут яблони свести» с воодушевлением пел и стар и мал.

Страна покорителей целины, верша подвиг в степях, разом, засучив рукава начала возделывать целину и космическую, и Алтай тут — рубин первой величины своими космическими героями. Как, впрочем, и своею индустриальной поступью. Прежде всего, химией, положенной сегодня в более чем нелепую позу, а то и просто в прах. Мы тогда твердо знали, что если захотим, все стране по плечу.

Сказать, что космонавтика в стране захирела — не скажешь, но передовые позиции, какие она занимала, явно утратила. Там и сям и сегодня в глубинах мирового пространства шарятся теперь не наши космические разведчики. Колесят по Марсу разного рода, прощупывая на его поверхности камушки, ища на известный человеческий и обывательский вопрос ответ — а есть ли там жизнь? Не наши. Увы, нам сейчас не до Марса. Сегодня на своей земле быть бы живу. Снаружи — санкции. Внутри — тарифы, цены, оптимизация, от которых голова кругом. А если какая в стране деньга завелась — ее в забугорные банки — и не за Бог уж весть какие там проценты. Вот ведь в чем сказка-то! Просто кому то так комфортней жить.

Главный космодром страны теперь стараниями новых вождей, им слава сегодня и почет, за границей, а у нового же, который у черта на куличках, шлейф скандальных дел.

Само понятия величие и слава, к стране ли это отнеси или к отдельной личности, поменялись, принизилось.

В телеящике, переполненной пудрой рекламы тешатся в изнурительных трудах, гоня волной в народ веселуху, царственного вида певички, и престарелые и перезрелые юмористы.

Никого не шокирует и улыбки не вызывает та же фраза, с апломбом кинутая глазеющей на праздник неунывающий публике: великая дочь великой матери.

Никто не жмет плечами. Никто не улыбается вопросительно.

Зал ревет в овациях и беснуется.

Над Барнаулом, в котором было прославленное училище, готовившее стране прославленных асов и даже вице-президентов — след от реактивного самолета — редкость.

Теперь в том здании, где готовили кадры авиаторов и покорителей неба — какое-то подобие полицейской академии. Страной, а вернее теми, кто ею управляет, теперь востребованы иные кадры, с сонмом менеджеров, судейских работников, юристов самого широкого диапазона — сюда ныне хлынуло образование и неутоленное тщеславие молодости, которой ранее в великой стране хватало и романтики и места для подвига. При катастрофическом сокращении профтехучилищ, из которых, между прочим, что более чем символично и знаково, космонавтика советская сделала в шаг в космос.

Кому из наших земляков нынешнее время принесло мировую, спросим себя? Подыщите пример? Озираюсь по сторонам и жму плечами. И сам себе задаю вопрос — а есть ли такие?

И напоследок. В витрине художественной галереи Союза художников, ныне прикупленной каким-то шоколадным магазином (вездесущая оптимизация и тут принюхившись, высунула мило свое улыбчивое личико) еще до его продажи висела на витрине более чем знаковая, как мне показалось картина местного художника Николая ОСТРЕЦОВА, лауреата краевой художественной выставки «Осень — 2012». С не менее чем знаковым и на слуху ныне названием — «Земляки».

В которой собраны все ныне известнейшие персонажи. Как те, кто жив. Так и те, кого уже нет.

Кого же видим мы тут? А главное — что?

Ну, во-первых, как это и положено нынешнему времени, нет тут ни сосредоточенности советского времени и пафоса созидания, присущих полотнам советских живописцев.

Правда, нет и сумерок глазуновских «мистерий» с вычурным накалом многометровых коллажей, ставшие для восторженных почитателей либерального времени как бы пиком его творчества.

Тут изображено то, что зовется емким словом — веселуха. Это главный лейтмотив картины. Жить стало — весело.

Пристально всматриваюсь в лица тех, кто на ней изображен — кто же принес краю известность и кто родом от земли алтайской?

Первого ищу Шукшина. Есть. Изображенный, правда, по привычно скорбному шаблону. Почему-то творческая мысль дальше такого видения сегодня редко у кого идет. Хотя был он более чем разным и разноплановым, а не только то и дело и не в дело морщил лоб.

Мужик был, на мой взгляд провинциала, веселый. Помните его искрометный монолог в «Печках лавочка» с прославленным Всеволодом Санаевым:

«Как живете, земляки?»

«Весело?

«А отчего так?»

«А вот — весело!»

Тут же балагур и весельчак, с балалайкой, (вся страна когда-то ложилась с умору от его веселящего содержания рассказов), он же — губернатор, почему-то в тельняшке, хотя на флоте не служил — Михаил Евдокимов. Приискиваю рядом — сегодня в иерархии краевых знаменитостей это первая величина — Золотухин, режет на гармони.

Улыбчивая Раиса Максимовна Горбачева тут же на первом плане. Землячка. Хотя любого спроси — чем дама прославила край — сказать затруднится.

И только сидит на заднем плане Герман Степанович Титов, слава которого стоит всех слав вкупе с популярностью разом впереди стоящих.

Что может быть и правильно это.

Эти — в массе — из этого времени.

Он — из другого.

Напомним, что с 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов выполнил космический полет, принесший ему мировую славу, продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полете имел позывной «Орел». Герману Титову было 25 лет, он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.

Картина, лауреата краевой художественной выставки «Осень — 2012» Николая ОСТРЕЦОВА «Земляки» (холст, масло, 1890х240)

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

1.0x