Авторский блог Денис Тукмаков 16:28 7 ноября 2014

Генштаб, ГОЭЛРО и Октябрь

Если посмотреть на вещи под таким углом, то в какой-то степени Октябрь-17 — это жизненно необходимая предпосылка выживания русской государственности как таковой, включившая сталинский индустриальный удар (невозможный при "старом режиме") и победу 1945 года.

С ненавистниками Октября 17-го всё и так ясно, а вот позитивные трактовки этой революции нуждаются в прояснении. Таких трактовок, по меньшей мере, две.

Согласно одной из них, ленинская революция вошла в историю как дерзновенная попытка бросить вызов тысячелетней несправедливости, при которой человек угнетал человека. Подразумевается, что в октябре 17-го, едва ли не впервые в мировой истории, победила Альтернатива этому неправедному порядку вещей. Она разрушила "мир насилья" и если не полностью утвердила, то хотя бы громогласно провозгласила систему новых ценностей, "озарив ими всё человечество".

Среди этих ценностей — братская любовь и солидарность людей; справедливое общественное устройство; всесилие человеческих возможностей; и одновременно — презрение к страху индивидуальной судьбы и к любому гнёту, подавляющему человека. Трактующие революцию таким образом полагают, что именно 1917-м годом Россия и интересна Богу и всему остальному миру. Мечта об Альтернативе, об Инобытии, о "Рае на земле" и мировой справедливости — это именно то, что и сегодня делает Россию уникальной, превращает её в извечный оплот сопротивления мировой тирании.

Но есть и другой взгляд на Октябрьскую революцию. Как сегодня остроумно заметил один блоггер, "7 ноября — это праздник завершения Февральской революции". То есть это день рождения новой русской государственности посреди тотальной измены, подлости и разрухи, в которую ввергли страну свергшие царя либералы.

Во многом, заново возникшая Красная империя строилась, собирала отпавшие земли и учреждала научные институты вопреки своим первым идеологам, мечтавшим об Интернационале и отмирании государства. Но именно так это и происходило, и создание первого в стране авиационного института (ЦАГИ) в 1918 (!) году — это ведь не миф.

И более того, мне в своё время запало в душу парадоксальное определение С. Переслегина, согласно которому Октябрь-17 — это не более и не менее чем проект царского Генштаба, осуществлённый ради построения в России системы ГОЭЛРО. То есть, ни "старый режим", ни, тем паче, либералы-февралисты построить такую систему не смогли бы — а у большевиков получилось. Речь идёт о рывке, в котором отчаянно нуждалась Россия и на который у дореволюционного режима попросту не было сил.
Если посмотреть на вещи под таким углом, то в какой-то степени Октябрь-17 — это жизненно необходимая предпосылка выживания русской государственности как таковой, включившая сталинский индустриальный удар (невозможный при "старом режиме") и победу 1945 года.

Пожалуй, "с точки зрения вечности", первое понимание революции выглядит более впечатляющим. И всё же более близка мне вторая её трактовка.

1.0x