Гениальный не гений
Сообщество «Салон» 04:05 18 ноября 2019

Гениальный не гений

грандиозная выставка Василия Поленова в Третьяковской галерее
17

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

Василий Поленов.

Что общего у картин «Московский дворик» и «Бабушкин сад», кроме того, что они созданы в одном и том же 1878 году Василием Поленовым? Общее - Арбатские окрестности, где происходит действие полотен и, если вы приглядитесь к левому углу «Московского дворика», то убедитесь, что в тени деревьев спрятался барский дом — тот самый, где тоскует бедноватая, а некогда - пышная вдова со своей внучкой. Поленов снимал квартиру в тех местах и, как всякий художник, схватывал всё маломальски интересное, перенося на холст. «Московский дворик» - более раскручен и узнаваем. В советские времена его часто публиковали в иллюстрированных журналах, вроде «Огонька», и зелёно-солнечный пейзаж с крестьянскими детьми (как из стихов Николая Некрасова!) служил визитной карточкой русского передвижничества. Но это — громкие слова, а в жизни было ещё прекраснее — репродукция «Московского дворика» украшала стены студенческих общежитий — рядом с Джокондой, Софи Лорен и группой Deep Purple. Деревенские жители тоже не отставали — бытовала своеобразная мода на стенные коллажи, и картины старых мастеров перемешивались с фотографиями, календарями и вырезками.  Поленов приятен всем — и высоколобым академикам, и людям, вовсе далёким от любого творчества. Сочно и радостно, а потому ветхость задворок не удручает. Природа как бы светится изнутри. Здесь тот вариант зелёного цвета, который Василий Кандинский трактовал, как энергичный — в противовес глубокому и — устало-пресыщенному оттенку, что мы видим уже в «Бабушкином саду». Эти сюжеты — на контрасте и — в связке. Мажор и минор. Сангвинический и меланхолический темперамент. Витальность крестьянского мира и - тоска уходящей натуры, дожитие в стенах обветшалого дворца.

Именно поэтому грандиозную выставку Василия Поленова в Третьяковской галерее открывает «Московский дворик», а логически продолжает «Бабушкин сад»(на фото). Эта вещь — глубоко печальная. Достаточно посмотреть на разваливающийся фасад — родовитые госпожи унизительно бедны. И как напряжено лицо хорошенькой девушки с розовом платье! Хретоматийная бесприданница, не знающая, как быть — не то в омут, не то — с богатым купчиной в Париж на выставку. Бабушка в чёрном капоте мыслит: «Всё в прошлом», а расцветающая — на грех — красавица думает: «Что же в будущем?» Художник, сам того не желая, рассказал нам целый роман или — пьесу, которую мы вправе досочинить вслед за мастером.

Итак, Василий Дмитриевич Поленов (1844 — 1927) — уникальнейшая персона. Дворянин, хотя в России художник — это чаще всего талант из «низов», даже и крепостной; или — заезжий иноземец. Далее — он сумел дожить в здравом разуме до Советской Власти и сделаться одним из столпов красной культуры, получив звание Народного художника Республики. Мастер колоритных пейзажей и точных портретов, он с не меньшим восторгом писал картины религиозного содержания. Экспозиция в Третьяковке позволяет нам пронаблюдать Поленова, как цельную личность, искателя правды и — Бога.

Собственно, «Воскрешение дочери Иаира» - это первая серьёзнейшая работа Поленова, отмеченная золотой медалью Академии Художеств. Достославный жанр — художественное переосмысление Библии, и потому все начинающие и — умудрённые авторы по сию пору берутся за эту тему. И, как правило, повторяют друг друга. Поленов не исключение — он по-школярски точен. «Христос и грешница («Кто из вас без греха?»), цикл «Из жизни Христа» - написано с умением и классически-холодно. Выверенные позы, летящие одежды, канонический пафос — его отмерено ровно столько, чтобы нравиться критикам и — публике. Но нет надрыва и поэтики.

Иное дело — тёплый усадебный воздух. Дворянин Поленов, проведший детство в Олонецкой губернии, часто возвращался туда, уже будучи художником. «Закат» и «Переправа через реку Оять»  писаны в Олонецких землях. Впоследствии появилась и усадьба Борок (ныне то самое Поленово) — между Москвой и Тулой.  «Золотая осень»,  «Ранний снег» - широкий русский мир, фантастический в своей простоте. Конечно, левитановская осень будет поярче, а саврасовский снег — поживее. Если в религиозных сюжетах Поленов никогда не достиг высот Иванова, а в социальных драмах — Репина, то и в описаниях природы тоже нашлось много соперников. Поленов будто бы везде хорош, но нигде не гениален. Думается, «виновато» разностороннее образование, данное ему родителями: отец его, помимо того, что был дипломатом, пробовал себя в археологии, библиографии, истории, а мать считалась неплохой рисовальщицей и детским писателем. Сам Поленов параллельно с постижением искусств учился юриспруденции — притом блестяще. Удивительно, что так распыляясь, он вообще достиг результатов в живописи и всё-таки создал пару-тройку неповторимых шедевров. Вот - примечательная вещь «Заросший пруд» - один из важнейших сюжетов для художника второй половины XIX столетия. К тихим омутам с кувшинками и хлипкими мостками обращались и реалисты, и прерафаэлиты, и парижские «впечатленцы» - импрессионисты. Меланхолическая тайна и —  стремление бежать от суеты наступающего города, от его паровозов и телеграфа. Неподвижная гладь воспринималась, как антипод бурного потока и ускоренного развития.

Как и многие из русских интеллектуалов своего поколения, Василий Поленов катался по Европе — его карта путешественника была довольно обширной, хотя и вполне типической: Вена, Мюнхен, Париж, Неаполь, Флоренция. На выставке можно увидеть ряд картин, созданных в русле западных традиций и - по мотивам европейской истории. Они до такой степени круто стилизованы, что их легко принять за те эстетские около-исторические полотна, что ежегодно представлялись на знаменитом Парижском Салоне. Туда стекались арбитры изящных искусств, ловкие журналисты, писатели с мировым именем, бонвиваны со скучающими дамочками, но главное — дельцы, что-то понимающие в актуальных стилях. На Весеннем салоне 1874 года была явлена и картина Поленова - «Право господина» - вещь пикантная и потому вызвавшая неподдельный интерес у буржуа. На ней изображена сцена из эпохи Возрождения — молоденьких девиц в преддверии супружества привели к сеньору-феодалу с определёнными целями, а тот, не скрывая пресыщенной похоти, разглядывает свежие фигурки. (К слову, ряд современных историков полагают, что jus primae noctis – это уродливый миф, а реальность была скромнее: господин благословлял молодых и без того напутствия не могла состояться брачная церемония у вилланов). Но миф иль нет — судить не нам, ибо картина-то уже написана. И — как! Фабула могла бы стать игривой — в подражание «Декамерону» Боккаччо — и подобная трактовка была бы в духе буржуазных скабрезностей 1870-х, когда в свет выходили новеллы о глупых феодалах и смешливо-находчивых пастушках из века Франциска I. Однако Поленов проводит почти трагедийную линию — пейзанки выглядят, как жертвы произвола, их глаза полны смирения и ужаса. Какая там игривость?

Не менее занимательна фабула под названием «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон». Вспоминаются главы Александра Дюма из «Королевы Марго» или, скажем, Проспера Мериме с его «Хроникой времён Карла IX». Романтизированная и — эстетизированная бойня, где не было правых и виноватых, а лишь тотальный ужас, преподносимый авторами, как фон для похождений раззолоченного вельможи. Публика жаждала эффектов, и Поленов тоже увлёкся гугенотскими войнами, тут же вынеся на суд толпы картину с приключенческим сюжетом. Чёрное платье с белым испанским воротничком, безжизненная маска лица и покорно сложенные руки — такова графиня д’Этремон. На контрасте с её бледностью — бравые хари алебардистов, что выписаны с той тщательностью, с какой обычно рисуют открыточных солдатиков. На экспозиции — несколько проходных, но безупречно сработанных картин с отсылкой к Древнему Риму и к античному наследию. Первая мысль — до Генриха Семирадского, сделавшего себе имя на «популярной» псевдо-Греции, Поленов не дотягивает. Он и тут не первый и не самый-самый. Один из плеяды.

Но вот — Нормандия. Пытливый Поленов, скорее, отклонился от модно-привычных маршрутов и свернул в непознанное — вслед за другом-Репиным. Правда, и здесь — подражательство, манерничание, игра в «настоящего» импрессиониста. «Мельница на истоке речки Вель», «В парке», «Белая лошадь» - всё это выглядит, как попытки русского барина изобразить истого француза, мёрзнущего из-за дороговизны дров. Жёсткий критик Владимир Стасов выразился тогда весьма откровенно: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии». Неустанный Поленов проявляет себя и в качестве ориенталиста — в те годы по-новому открылся восток с его ароматами и арабесками. Там, под жарким солнцем, решались геополитические проблемы и велись сражения за передел мира. Поленов жадно впитывает полуденное тепло и — лихорадочно пишет виды. Надо ли говорить о том, что синева неба и горячий камень лучше выходили у другого нашего Василия — у Верещагина?

Разносторонность и - разбросанность не позволяли Поленову сосредоточиться — он стремился охватить всё, что вызывало хоть малую искру. Театр на рубеже XIX и XX веков переживал очередное «рождение» - все сколько-нибудь образованные люди рассуждали о сценических приёмах и новаторских формах. Некоторые — в духе чеховского Треплева — громоздили фантасмагории в декадентском угаре. Возникали и множились театры и театрики, вспыхнула страсть к домашним постановкам и если раньше этим увлекались господа-аристократы, то с 1880-х годов сей вид творческого досуга охватил даже квалифицированных рабочих, старавшихся подражать интеллигенции. Мода — тиран, поэтому ей подвластны все, и Поленов — что неудивительно - включился в этот безумный ритм. Он, будучи музыкально одарённым, выдал дилетантскую, но милую оперу «Призраки Эллады», и к счастью на этом остановился. Впереди увлекательный проект и очередные горизонты! Савва Мамонтов — тороватый и щедрый - ставит в Абрамцеве феерию «Алая роза», привлекая в команду видных корифеев. Эскизы Поленова к «Алой розе» способны удивить и нынешних профессиональных декораторов, искушённых в компьютерной графике. Там глубина и объём достигались исключительно силой рисунка и переходами цвета.

Кроме всего прочего, Поленов слыл меценатом, педагогом и общественным деятелем. Он расточал себя искренне - и с упоением. Гениальный - в обще-бытийном плане и уступающий своим коллегам, как живописец, он был гораздо насыщеннее их, как человек. Перед Революцией пожилой мэтр безвыездно жил в любимом Бороке, обустраивая не только личное пространство, но и помогая местным крестьянам — они отплатили ему добром после утверждения новой власти, не дав разграбить поместье и выгнать «эксплуататора». Он оказался одним из немногих, кто пережил свою эпоху, при этом оставшись в её рамках — мало кому довелось мирно скончаться в родном имении при большевиках. На дворе стоял 1927 год.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

26 ноября 2019
Cообщество
«Салон»
2
Комментарии Написать свой комментарий
18 ноября 2019 в 06:06

Да не осудит и покроет меня презрением и чем-нибудь другим автор(-ша), но правильно будет писать : "мало-мальски", через "-". Я - не филолог и не лингвист. Просто учился я в СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ (по Бархударову и Крючкову.Вот!!!). Думаю, что виноват тут тот, кто иногда исполняет обязанности корректора после напечатания ( в оригинале, уверен, правильно у Галины). А вообще-то, Галя пишет грамотно, учимся у неё. И у Алексинской. И, само собой, у Бушина В.С..А комменты пора прекращать. Вопиющая безграмотность. И в орфографии, и в грамматике, и, особенно, в пунктуации. Ну, да это только на мой взгляд. А если всех остальных устраивает,то и, как говорится, "НЕХАЙ". Продолжайте в том же духе помогать Гасану Гусейнову, РУСОФОБУ и МРАЗИ инородческой.
P.S. Глубокое мерси от меня глубокомысленному молчанию Президента по поводу выблёвывания пещерного русофоба Гасана Абдурахмана Чингиза Наваза-Ханаги Кильдымбабая-заде-оглы, глубокого знатока русского языка. У нас в РФ других-то знатоков нет!Одна МарЕя(точнее, Мариам) Штейнман(профессор и, наверное, уже доктор наукоFF) да вот этот глубокий и мощный "знаток" и ещё более мощный и могучий -скажу,уж извините, мягко и нежно - обкакиватель русского языка( а вместе с этим- и нас, русских, грешных) Гасан Гусейнов. Господи, какая же у тебя харя противная, Гасан!!! Так и заехал бы тебе левой снизу(подкинул головёнку), а затем - прямой в "бородку"- чтоб у тебя, мразота, зубёнки клацнули и челюсти "поехали". Это назовём так : "боевая двойка". Но, увы и ах, "голубь" научный...Мне уже через месяц будет 73, поэтому всё это только в воспоминаниях и , к сожалению, в мечтах. А какие были бои!!!!Сам не "летал", а вот некоторые знаменитости у меня "летали"! Приятно вспомнить...

18 ноября 2019 в 11:54

Это назовём так : "боевая двойка". Но, увы и ах, "голубь" научный...Мне уже через месяц будет 73, поэтому всё это только в воспоминаниях и , к сожалению, в мечтах. А какие были бои!!!!…
--
Будь я малость помоложе,
Я б с душою дорогой
Человекам трем по роже,
Дал, как минимум, ногой!

Да как минимум, пяти бы,
Дал по роже бы рукой!
Так скажите мне спасибо,
Что я старенький такой…

18 ноября 2019 в 20:34

692,124

Забавняк!!! Копирую. Мне 82.

18 ноября 2019 в 11:58

Он оказался одним из немногих, кто пережил свою эпоху, при этом оставшись в её рамках — мало кому довелось мирно скончаться в родном имении при большевиках…
--
Ни страны, ни погоста,
не хочу выбирать.
На Васильевский остров,
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий,
я впотьмах не найду.
между выцветших линий,
на асфальт упаду.

И душа, неустанно,
поспешая во тьму.
промелькнет над мостами,
в петроградском дыму.
и апрельская морось,
над затылком снежок.
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.

И увижу две жизни,
далеко за рекой.
к равнодушной отчизне,
прижимаясь щекой.
- словно девочки-сестры,
из непрожитых лет.
выбегая на остров,
машут мальчику вслед…

18 ноября 2019 в 12:07

https://yadi.sk/i/2VPf0vUL9yx6Fg
https://yadi.sk/d/FlVil6oE68aDBQ

18 ноября 2019 в 20:36

692 ,124

А вот тут не до смеха.

18 ноября 2019 в 20:37

Радость - да. Со счастьем - сложнее.

19 ноября 2019 в 09:40

Радость - да. Со счастьем – сложнее…
--
On a wagon, bound for market
There is a calf with a mournful eye
High above him, there is a swallow
Winging swiftly through the sky
How the winds are laughing
They laugh with all their might
Laugh and laugh the whole day through
And half the summers night
Donna Donna Donna
Donna Donna Donna
Donna Donna Donna
Donna Donna Donna

Stop complaining, said the farmer
Who told you a calf to be?
Why don’t you have wings to fly with
Like the swallow so proud and free
Calves are easily bound and slaughtered
Never knowing the reason why
But whoever treasures freedom
Like the swallow has learned to fly
Donna Donna Donna
Donna Donna Donna
Donna Donna Donna
Donna Donna Donna

Calves are easily bound and slaughtered
Never knowing the reason why
Why dont you have wings to fly with
Like the swallow so proud and free
How the winds are laughing
They laugh with all their might
Laugh and laugh the whole day through
And half the summers night
Donna Donna Donna
Donna Donna Donna
Donna Donna Donna
Donna Donna Donna…

https://yadi.sk/i/aWw7gGvoVJOp9A
https://yadi.sk/d/uV2RRM85GlUUAw

18 ноября 2019 в 20:59

Старея, стал замечать, что скучновато ходить по асфальту,
плиткам и созерцать евростены и потолки.
И немного радуешься твёрдой натуральной дороге, камушками под ногами
и даже обшарпанным стенам. Что это?
По - моему, глубинный протест несовпадению явления обнищания
большинства и благополучия меньшинства. Коряво?

Душевная теплота ветхости, художественно поданной.
Как эстетика сучковатого дерева.

19 ноября 2019 в 11:03

Старея, стал замечать, что скучновато ходить по асфальту, плиткам и созерцать евростены и потолки. И немного радуешься твёрдой натуральной дороге, камушками под ногами и даже обшарпанным стенам. Что это?…
--
https://www.youtube.com/watch?v=tqR8zO0vpG8&list=RDtqR8zO0vpG8&index=3

22 ноября 2019 в 00:23

Благодарствую, Галя, прочитал статью на одном дыхании. Жаль не смогу посетить выставку, но c'est la vie. Всем добра!

23 ноября 2019 в 02:13

Васья сидоров вторая голова Вилли Эпштейна.
Или концерт на рояле в четыре руки...

23 ноября 2019 в 01:57

gbxrf yt ljkl;yf ,snm nfrjq

23 ноября 2019 в 01:58

Firshtain Deuch?