Авторский блог Сергей Угольников 21:14 27 декабря 2014

Гельман уехал

Деятельность Гельмана - это время упущенных возможностей. Благодаря ему «современное искусство» в общественном мнении стало восприниматься как «ненужная дрянь за большие деньги». Тогда как «контр-реализм» - это то, что помогает конвертировать способ присвоения и накопления - в способ присвоения и производства.
13

Отъезд Марата Гельмана прекрасен тем, что хотя бы состоялся. Он был так давно обещан, что казалось, не состоится никогда. И героическое окончание архаичного, утомившего и не очень умного анекдота – не может не радовать. На фоне актуальных событий в государстве – событие прошло практически незамеченным, ну, разве что предсказуемо плюнули в след те, кто и дожжен был плюнуть. Вишенкой на торте является то, что журнал «Артгид», который трудно заподозрить в глубоком консерватизме, занёс активности Марата Александровича за этот год не в разряд -  «Up», а в «Down». Перформанс «Печально покидая эту Рашку» - померк на фоне рифм Мединского, то есть оказался стилистически выверенным, что несвойственно неуёмному культуртрегеру от слова «совсем». Процесс «выхода в кэш» стал композиционно гармоничным. В стародавние времена, когда для пиара отставки Лужкова «модернистом-эмигрантом» было предложена самая необходимая задача – снос памятника Петру, арт-группа «Модернизация» провела акцию «Снимись с Петром в последний раз». Подразумевая, что либо статуи Церетели не станет, либо деятельность Гельмана пойдёт прахом, и оба явления – в радость. Второе оказалось надёжнее, можно поздравить с запоздалым успехом.

Выбор Маратом «деревни на жительство» в Черногории обусловлен не только тем, что «каждый художник ищет страну по размерам своего таланта», ведь тогда для него больше бы подошёл Лихтенштейн. Но и потому, что «на настоящем Западе», в Англии, например, создана компания, ориентированные на оценку и управление коллекциями искусства соцреализма. Марата там, по понятным причинам, не ждут, тренды несколько другие, перепевы европейских мотивов шестидесятых годов прошлого века – мало кому интересны. Черногорию, конечно, немного жаль, но даже Словения – это слишком большая приближённость к «цивилизации», там и своих Жижеков хватает.

Если взирать на творческий путь Гельмана с высот восточной философии, то он – наработал себе негативную карму, а если с низин западной –  с антропологией у него явные проблемы. По рассказам очевидцев, когда на очередную «кощунственную выставку», которую проводили галеристы, никак с Гельманом не связанные,  пришли пресловутые казаки, они – растерялись.  Необходимые для антуража персонажи просто не понимали, кого и зачем надо проклинать и оплёвывать. Но стоило мимо, по своим посторонним делам, пройти Марату Александровичу – и понеслось, с криками и улюлюканьем.  А для публики узнать о том, что возмущённые казаки действуют не по зову сердца, а за денежные знаки, было гораздо большим потрясением, чем сам потрясающий Гельман.

За давностью лет сложно установить, кто заносил Гельмана в разряд постмодернистов. Уж чего-чего, а постмодерна в деятельности куратора  было примерно столько же, сколько в производственных драмах его отца в обстановке восьмидесятого года прошлого века. Это сейчас «Премия» или «Мы, нижеподписавшиеся» выглядят сюрреализмом или плагиатом из Ионеско, а тогда всё было чисто, как слеза младенца. И государственные премии лились самые настоящие, и по «зомбоящику» этим добром было предписано любоваться. Постмодерн – это, в первую очередь, отсутствие коннотаций, а бурные заклинания о «мракобесии», «реакции», «возврате Совка» (термины, обильно употребляемые Гельманом) - не оставляли никаких сомнений в крайней ангажированности «куратора всего». Пропагандист достижений соцреализма как есть, только с вектором, изменённым в соответствии с линией партии.

В своём прощальном интервью Марат Александрович, ненавязчиво перефразировав Салтыкова-Щедрина, поведал, что мог бы быть советником министра культуры. Но если прочесть всё, что он изрекает, то должность «умного еврея при глупом Генерал-губернаторе» ему явно не подходит. Не по причине возрастания интеллектуальных достоинств генералов, губернаторов или министров. А по причине невысокого потенциала гипотетического советника. Деятельность Гельмана - это время упущенных возможностей. Благодаря ему «современное искусство» в общественном мнении стало восприниматься как «ненужная дрянь за большие деньги». Тогда как «контр-реализм» - это то, что помогает конвертировать способ присвоения и накопления - в способ присвоения и производства. Неизбежные спекуляции вокруг арт-объектов в том или ином контексте помогают сделать выбор между «девайсом» нужным или богатым. Это другая грань консюмеризма, но «гламурфоны» в золотых корпусах гораздо отвратительнее, чем очередь за «айфоном». Да, Гельман – явно не Джобс. И конечно, не ювелир. Он так и остался непонятной раскорякой для ничего. Революционный авангард России начала ХХ века был принят обществом, по большому счёту, потому, что обесценивал «картины в золотых рамах», был ориентирован на фактор производства. Инфантильный арьергард конца ХХ– начала ХХI века сверзился куда сверзился потому, что консервировал сверх-потребление на фоне разрушения и деградации. И насколько всё для совриска в РФ потеряно – поди знай.

Ситуация в «реалистичном искусстве» немногом лучше. И не надо рассказывать, как хороши не снесённые гигантские уродцы пропавшего из новостей Церетели, потому что они уродливы. Благодаря бесплодным битвам за гранты между «традиционалистами» и «актуальщиками» критерии мастерства деградировали везде. Никто не скажет живописцу на юбилейной выставке: «Товарищ, ты с зелёным цветом не справляешься». Некому сказать рисовальщику граффити: «Ты не русский Бэнкси, потому что Бэнкси не существует, он – не русский, а те демоны в РФ, которые пачкают стены - не смогли за двадцать лет придумать ни одного шрифта». Идеологическая самоизоляция прогрессу не способствует.

К чему приведёт отъезд одиозного персонажа арт-рынка - предсказать сложно. Ведь мнение, что Гельман единственный галерист в РФ – несколько преувеличенно. Сразу понятно, что, будет меньше проектов, в безрадостном финале которых можно не сомневаться, увидев среди организаторов всё того же, неоднократно провалившегося персонажа. Непредсказуемость – уже интересна. Шансов на развитие современного  искусства, как не удивительно, будет больше. Оно будет менее периферийным, с большими шансами быть понятым без дополнительных толкований. Скорее всего, более утилитарным, нацеленным на грамотную композицию, встроенным в контекст, без архаичных этических рефлексов, номенклатурной фиги в кармане. Вынужденное избавление от массовки - поможет достигать максимального результата минимальными средствами, задача вполне укладывающаяся в философию Веб 2.0. И самое приятное, что долгожданный ребрендинг «совриска» пройдёт без увеличения рекламных бюджетов менеджеров по рекламе, что может стать новым словом в корпоративном управлении.

4 декабря 2018
1 0 4 654
Комментарии Написать свой комментарий
27 декабря 2014 в 21:57

Чудесная новость! Ура! Когда же и остальные ему последуют?

27 декабря 2014 в 23:08

"Гигантизм" церетели и великое убожество марата являются индексом размера откатов в тучные годы. Тучные времена приказали долго жить, а потому на смену "грандам убожества" придет сонм мелких "клошаров"(побирушек) от исскуства. Характер власти не поменялся, а потому "извращенцы" от культуры по-прежнему будут востребованы.

28 декабря 2014 в 00:53

Уехал бы и ты Сергей Угольников вместе с ним, нашел о чем писать, наверняка будете информировать нас еще на предмет еды, одевания и прочей хренатени этого существа, нельзя было оно отпускать из России.

28 декабря 2014 в 06:50

Является мне Гельман по ночам
И до утра мне не дает покоя.
Вот и сейчас он снова появился.
И предсказал перформансы в Сибири,
На месте В.Мединского-себя
И-да!-вместо Кремля-огромный фаллос!

28 декабря 2014 в 07:01

Квинрай! Статья нужная! Гельман уехал, а его последователи остались в России на всех ключевых постах в культурной жизни страны. Надо знать,что это за публика. Я более двадцати лет читаю публицистику и критику в основных толстых столичных журналах...Команду "Гельманов" начал готовить еще иуда отдела пропаганды ЦК КПСС Александр Николаевич Яковлев Им был поставлен редактором "Литигарзеы " Александр Чаковский,который "враждебно относился к писателям-деревенщикам" и собрал редакцию "Гельманов". Потом настала очередь журнала "Огонёк". Потом появились "перестроечные еженедельники и толстые журналы. Эта публика очень сильна! Странно,что они отпустили Гельмана. Он простой боец абсолютно враждебного России духовного лагеря!
Почитайте воспоминания С. Чупринина в последнем номере журнала "Знамя". Они не скрывают своего цинизма и подлости по отношению к государству..."За что бы мужу продаться государству? "-думает жена писателя Виктора Ерофеева. Квартира есть.Дача есть. А мне надо коня! Это всё пишется открыто.Плевать они хотели на патриотизм и на всё остальное государственное...Мы все кое-как "чиним" связи,призываем к единству, а они над этими потугами издеваются!
Николай! Путин их не тронет, по ним с Западом у него есть какая-то договорённость или он хочет сохранить "лицо демократии".

28 декабря 2014 в 09:07

Уехал и скатертью дорога этому придурку.

28 декабря 2014 в 10:26

Симптом! Когда-то Новосибирский Академгордок с его коттеджами для академиков и членкоров, с докторским диспансером, столом заказов и многими другими благами, называли "еврейское гетто под Новосибирском".
Сейчас ситуация иная: наука потихоньку загибается и концентрация лиц еврейской национальности резко понизилась - дети мира высосали все, что могли и понеслись дальше искать лучшей доли.

28 декабря 2014 в 12:55

Валерий Скрипко, раз вы считаете - статья нужная, значить так тому и быть, просто эти существа "дети Яковлева" везде установили сети, туалет захожу и там их лица, не найду укрытия от этой мрази, они бесятся, у них имеется даже кони ))), недостает, пожалуй, кнута с табунщиком - Путиным.

Какой цинизм, //"За что бы мужу продаться государству? "-думает жена писателя Виктора Ерофеева. Квартира есть.Дача есть. А мне надо коня!//

28 декабря 2014 в 15:27

Если всех гельманов так бездумно выпускать, то где набрать землекопов для постройкт ж/д
Иркутск - Чукотка...?

28 декабря 2014 в 16:10

Сергею Угольникову.
Фразу "Он так и остался непонятной раскорякой для ничего." с Вашего позволения, тырию. Спасибо.
И еще, очень понравилось здравое замечание Владимира Золотухина.

28 декабря 2014 в 16:57

Более правый из всех нас уважемый А.Болашенко...Я продолжу,"если еще десятков пять таких граждан уедут в теперь несчастную Черногорию, в России ощутимо менее будет пахнуть чесноком. Правильной дорогой идете, дорогие товарисщи".