Где найти народность?
Сообщество «Философия истории» 12:36 29 августа 2019

Где найти народность?

о советском периоде в структуре Русской Мечты
54

Ложь о советском периоде и её разновидности

Советская ложь о советском периоде

О советском периоде мы имеем огромный массив информации, знаем бесчисленное множество фактов, собрали грандиозный по объёму материал. Но всё чаще мы сталкиваемся не просто с разночтениями при анализе и интерпретации этого материала, но с удивлением обнаруживаем, что мы всё меньше и меньше этот период понимаем. Чем больше информации, тем меньше, получается, знания. Это общий закон, но в случае советского периода есть и ещё кое-что.

Во-первых, и это самое главное, всё, что говорилось самим советским режимом о самом себе, о своих истоках, своей природе, своём становлении и своих перспективах, — всё это и на всех этапах советской истории, от большевиков до перестройки, — было ложью. Не просто потому, что любая власть подстраивает мысль под свои политические нужды, но и потому, что марксистская догматика изначально не подходила к описанию русского аграрного общества и была к нему неприменима (это прекрасно понимал и сам Маркс, и европейские социал-демократы). Ленин, Троцкий и в ещё большей степени Сталин, наплевав на это фундаментальное обстоятельство, стали приводить русскую реальность в соответствие с марксистской догматикой, опираясь на ничем не ограниченное насилие (так волюнтаристски они интерпретировали тезис о диктатуре пролетариата, но поскольку пролетариата в России просто не было, то от его имени действовала Компартия, как особый исторический субъект). Это великолепно описал А. Грамши, давший самый реалистичный анализ феномена большевизма: в нём политическая элита (надстройка) оказалась впереди структуры соотношения производительных сил и производственных отношений (базиса). По Марксу, так не бывает, а по Ленину, Троцкому и Сталину — должно быть. Правда, после смерти Ленина Троцкий не пошёл за Сталиным и вынужден был отчасти вернуться к более ортодоксальному марксизму, но до конца жизни он защищал Октябрьскую революцию, то есть ленинизм. Для Троцкого решением должно было стать перерастание революции в России в Мировую революцию. Чего, однако, не произошло, и Троцкий обвинил в этом Сталина.

Итак, Ленин, Троцкий и Сталин, а также все последующие идеологические и политические лидеры СССР заведомо говорили о СССР то, что фундаментально и радикально расходилось с русской реальностью. Это касалось не только первого этапа Революции, Гражданской войны, НЭПа и индустриализации, но и более поздних периодов. Использовать классический марксизм для описания русской действительности было нельзя и до Революции, и после неё. Марксизм родился в западноевропейских обществах, где существовал и пролетариат, и буржуазия, и урбанизация, и индустриализация, — то есть собственно капитализм. Но даже там идеи Маркса в исторической перспективе оказались ошибочными. К русской реальности они вообще никакого отношения не имели. И, тем не менее, на всех этапах советской истории: от Ленина до Горбачёва, — власть строила свою идеологию на том, что считала "ортодоксальным марксизмом". Это была двойная ложь: для классического марксизма это марксизмом быть не могло (от начала и до конца), а для русского общества эта идеологическая диктатура была не просто совершенно чуждой, а никак и ни из чего исторически, культурно и философски не вытекающей схоластикой.

Таким образом, всё, что говорилось о СССР, о его начале и о его конце самой советской властью и теми, кто находился под её контролем (а в тоталитарном обществе такими являлись все без исключения — на то оно и тоталитарное), мы можем смело вынести за скобки — всё совокупно это смысловое ничто. С самого начала советская идеология черпала своё оправдание из будущего, и события 1991 года отменили не только советское будущее (построение коммунизма), но и советское прошлое. Советское прошлое — то есть по-советски понятое прошлое — не существует, это ложь, его не было.

Таким образом, весь объём знаний о советском периоде оказывается непригоден по идеологической причине: его принципиальную ошибочность доказал крах СССР в 1991 году. С точки зрения официальной советской идеологии, такого просто не могло быть. Но, так как крах произошёл, сама эта идеология утратила какую бы то ни было достоверность. Только что мы имели бесконечное богатство знаний, которые в одно мгновение превратились в чёрную дыру.

Постсоветская (либеральная) ложь о советском периоде

Но на смену советской идеологии, неадекватность которой была продемонстрирована падением СССР, пришла скопированная с постмодернистского Запада либеральная идеология. Эта идеология также не имеет ничего общего с русской действительностью: историей, культурой, идентичностью, Мечтой. Яснее всего это понимала последовательная либералка Валерия Новодворская, утверждавшая, что для победы либеральной демократии в России следовало бы истребить всех русских (или что-то в этом роде). Снова доминирующая во власти идеологическая установка не имела ничего общего с русским началом, и хотя либералы усиленно разрушали советские догматы, они вводили на их место не менее чуждые — западные и капиталистические. Отдав себе отчёт, что в России так и не был построен капитализм, прозападные элиты 90-х стали его строить. Но и в этом случае никакой внятной картины советского периода не получалось: 70 лет советской власти описывались как сплошное "кровавое недоразумение", вина за которое возлагалась на Сталина и на русский народ в целом, — по мнению либералов, являющийся по своей природе "тоталитарным", "варварским", "диким", "жестоким" и "раболепным". Таким образом, и либеральная версия интерпретация советской истории ни на что не годится, так как представляет собой русофобскую карикатуру, смысл которой подчас сводится к демонизации русской государственности в целом, а также к искажённому, уничижительному представлению о русской идентичности.

Западные источники подчас более объективны и взвешены, но и они строятся на принципах либеральной идеологии, противостоявшей коммунизму в период "холодной войны". Именно их и скопировали российские либералы, взяв за образец. При этом западные историки советского периода страдают ещё и от определённой культурной дистанции, отделяющей две цивилизации: западно-христианскую и восточно-христианскую (частью, а с какого-то момента — и ядром которой была Россия). Изначально между ними существовал и продолжает существовать существенный смысловой разрыв, заставляющий западных наблюдателей сплошь и рядом неверно интерпретировать события, личности, процессы и явления русской истории. Сложив это с обязательной либеральной идеологической установкой, на самом Западе становящейся в последние десятилетия всё более тоталитарной, мы получаем в результате массив исследований советского периода, который чрезвычайно далёк от какой бы то ни было достоверности.

Императив отрицания коммунистической и либеральной интерпретаций

Всё, написанное о советском периоде советскими авторами, пост-советскими российскими либералами и западными историками (ангажированными идеологически и принадлежащими к иной цивилизации с отличными историческими циклами) следует отставить в сторону как недостоверное. Всё это — изначальная и заведомая ложь. Это взгляд на русское нерусскими глазами, что не может не быть по определению радикальным и чаще всего пристрастным (а подчас и оплаченным) искажением правды. В этом нет и не может быть русской правды, поскольку никто этой русской правды не искал и не ищет.

Этот тезис фундаментален. При всей его, с одной стороны, банальности, а с другой — чистой негативности, он содержит в себе колоссальное смысловое ядро. Мы не можем пробиться к правде, пока не отринем ложь. Если нам нужна правда о нас самих, правда о советском этапе нашей истории, то это во многом требует нового прочтения предсоветского и постсоветского периодов. Мы должны заведомо отказаться от того, чтобы принимать на веру коммунистические и либеральные идеи, тексты, школы, анализы и штампы. Всё это если не отправляется на помойку, то откладывается на потом. К этой антирусской лжи можно будет вернуться в дальнейшем, когда мы найдём русскую правду. И после — но только после! — этого мы сможем (надеюсь) обнаружить в этих массивах нечто ценное, полезное и содержательное, что обогатит наше представление о нас самих. Пока же это токсично.

Итак, первый императив приближения к выяснению структуры Русской Мечты в её советском историческом выражении: отбросить интерпретационные системы коммунистов, российских либералов и западных теоретиков.

Русское прочтение советской истории

Православно-монархическая эсхатология и её границы

Чтобы понять смысл и место советского периода во всём контексте русской истории, нам необходимо не просто знание прошлого (а оно, как известно, в свою очередь, предопределено настоящим и доминирующими в настоящем установками), но отталкиваться от какой-то более общей и более глубокой инстанции, не зависящей напрямую от смены идеологических параметров, диктующих всякий раз свои аксиомы и правила. Определить эту инстанцию чрезвычайно непросто. Но всё-таки попробуем это сделать.

Следуя методу отвержения лжи о советском периоде и заведомо отбросив коммунистическую и либеральную парадигмы, как неприемлемые, нам, на первый взгляд, остаётся лишь православно-консервативное толкование. Такое толкование не может быть отброшено столь же легко, как коммунистическое и либеральное, поскольку в данном случае советский период рассматривается в контексте всей структуры русской истории. В силу ненормальности атеистического, материалистического и насильственно внедрённого русским характера советского мировоззрения, православные консерваторы склонны интерпретировать советский период как эпоху всеобщего отступничества. В православно-монархической философии истории, развитой Львом Тихомировым, заставшим только самое начало советской власти, но ясно понимавшим ещё задолго до Революции, куда движется Россия, этот этап соответствует наступлению "последних времён". Тихомиров толкует семь Церквей, упомянутых в Апокалипсисе, как символические этапы христианской истории. Первой и наилучшей Церковью является Эфесская (апостольская эпоха). Дальше начинается упадок по линии Смирна (период катакомб), Пергам (воцерковление Империи), Фиатир (устойчивое преобладание христианства), Сарды (отход от христианства как главной силы общества и государства), Филадельфия (короткая вспышка Консервативной Революции) и Лаодикия (приход Антихриста). Эпоха западноевропейского Нового времени трактуется как Сардийская церковь, уже далеко отклонившаяся от христианской нормы. Вслед за эпохой Сардийской Церкви, следует момент финала исторического периода, соответствующий приходу Антихриста и описанный как Лаодикийская Церковь. В этом смысле советский период рассматривается как конец полноценной России (Фиатирская церковь) и ускоренная подготовка русского общества к концу света (Лаодикийская церковь). При этом Тихомиров считал, что западный капитализм, эпоха Нового времени — в целом есть Сардийская эпоха, а большевики были всего лишь продолжателями русских "западников", доведших эту идеологию Модерна до логического предела. В таком случае, конец правления большевиков, которых сменили либералы-западники, может быть рассмотрен как переход от Сардийской церкви к Лаодикийской, чему прекрасно соответствует глобализм, резко усиливший свои позиции как раз после падения СССР в 1990-е годы. В сходных апокалиптических тонах последние этапы русской истории рассматривали и святой Иоанн Кронштадский, и — шире — яркие представители русского старчества. Православно-монархические круги эмиграции и редчайшие представители их в советском подполье, а равно носители этого мировоззрения в постсоветский период можно отнести к волевому противостоянию "традиционалистов без Традиции", что составляет как раз удивительный и исключительный феномен Филадельфийской церкви.

В отличие от либеральной и коммунистической интерпретации, такой анализ не может быть отброшен как чистое заблуждение. Более того, он довольно логично вписывается в общую структуру православного представления о логике истории. Выводы из него напрашиваются довольно пессимистические, но это уравновешивается отсылкой к Филадельфийской церкви, которой должны быть верны в конце времён все подлинно русские люди, отстаивающие православие и монархию до конца, — несмотря на все повороты эсхатологических событий. Именно так и представляли себе советский период консервативные круги русской эмиграции: митрополит Антоний (Храповицкий), Ильин, Солоневич и т.д. Собственно, приход к власти в 90-е годы после крушения СССР русофобов-либералов исторически подтверждал правоту такого прочтения советского периода. После воссоединения РПЦ с РПЦЗ, где такое мировоззрение было практически преобладающим, этот настрой стал достоянием русского православия в целом — и особенно его консервативного, монархического крыла.

Однако этот подход имеет свои границы. Прежде всего, он ничего не объясняет в сущности советского периода, поскольку полностью вычёркивает третью составляющую уваровской триады "Православие, Самодержавие, Народность" — Народ. Такой консервативный взгляд видит русскую историю исключительно как историю государства и Церкви, то есть Самодержавия и Православия. Это вполне можно принять, но выпадение Народа, третьей составляющей, делает такую — в целом, вполне логичную — модель исторической интерпретации ограниченной. Народ в ХХ и XXI веках будто исчезает за кадром — как чистая масса, оказавшаяся под полной властью антихристовых сил: вначале — большевиков, затем — либералов. Народ здесь — не субъект, а чистый объект, у которого нет истории. Она есть у государства и Церкви, а у народа — её нет. Следовательно, причины исторических событий, решений, выборов и важнейших трансформаций консерваторы ищут в посторонних (по отношению к народу) факторах: в международном заговоре, в геополитических интригах или напрямую в Божественном Промысле, попускающем случиться последним временам и связанным с ними испытаниям. Следовательно, ответственность за историческое бытие перекладывается с народа, который приравнен здесь к пассивной массе, на какие-то внешние по отношению к нему инстанции, а там, где мы видим примеры героического русского противостояния большевизму и либерализму, речь идёт об индивидуальных исключениях — то есть о членах Филадельфийской церкви.

История с позиции Народа — вот чего не хватает

Не ставя под сомнение православно-консервативную интерпретацию советского периода, которая, безусловно, будучи самой логичной и ортодоксальной, сегодня в целом остаётся маргинальной даже в патриотической среде, стоит поискать иную инстанцию, с позиции которой мы могли бы предложить русское прочтение советского периода. Подсказку для этого мы имеем в уже упоминавшейся уваровской формуле "Православие, Самодержавие, Народность". Православие и Самодержавие предложили своё — Филадельфийское — прочтение, но с позиции Народа никакой внятной теории представлено не было. Это само по себе чрезвычайно важно, поскольку позволяет нащупать то, чего принципиально не хватает современной русской мысли. Конечно, взгляд с позиции Народа частично присутствует и у монархистов (особенно у Солоневича), и у советских патриотов, и у евразийцев (у кого нет даже намёка на народность — так это у российских либералов, которые, в отличие от русских либералов XIX века, представляют собой без исключения законченных агрессивных русофобов), но нигде он не доминирует и не выносится в самостоятельную категорию, а тем более — не становится основой отдельной методологии. Поэтому путём отрицания либерализма и коммунизма, и также через демонстрацию некоторых существенных ограничений православно-монархической идеологии мы подошли к принципиально важному положению: нам фатально не достаёт описания советского периода с позиции русского Народа, принятого за субъект истории. Именно этой мировоззренческой позиции в нашем обществе нет как таковой. Но её отсутствие и объясняет то обстоятельство, что мы живём в окружении тотальной лжи — как о советском периоде, так и о нашей современной идентичности, а также о русском прошлом. Совершенно неверные (антирусские) идеологии: такие, как коммунизм и либерализм, — и частично верная (с русской точки зрения) православно-монархическая идеология, полностью исчерпывают то мировоззренческое пространство, с позиций которого мы и должны были бы осмыслять советский период русской истории. А поскольку постсоветский период неразрывно связан с советским, то и всё последнее столетие и даже наше настоящее и будущее сводятся именно к этой принципиальной проблеме: нам необходим взгляд на советскую историю с позиции русского народа — строго за пределами марксизма и либерализма, и с отказом от отождествления субъекта русской истории исключительно с государством и Церковью (как в православно-монархической модели).

Русская Мечта как основа методологии

Одной из возможных моделей такой реконструкции является предложенная А. Прохановым концепция Русской Мечты. Под этим можно понимать некоторую трансцендентную цель, которую ставит перед собой сам народ — во всей его совокупности, по ту сторону всех исторически предопределённых идеологий. Русская Мечта есть тайный сценарий, предполагающий движение к определённой цели, самобытное целеполагание, что и делает отельных разрозненных людей Народом. При этом Народ в таком случае не есть только государство и Церковь, а его содержание не может быть сведено только к тем определениям, которые вкладывают в это понятие Государство и Церковь. Русская Мечта существует самостоятельно и автономно, обладает своим собственным бытием. Государство и Церковь вплетены в это бытие, но при этом его полностью никогда не исчерпывают. Русский Народ был и до Государства, и до принятия христианства. И если он был именно Народом, то должен был иметь нечто общее для всех отдельных восточно-славянских (равно, впрочем, как и некоторых финно-угорских) племён, что и можно назвать Русской Мечтой. Каким бы ни представляло Народ Государство, у самого Народа в глубине было собственное представление о самом себе, о своей идентичности и о своём историческом горизонте. И Государство в этой перспективе выглядело отнюдь не как истина в последней инстанции, а скорее как инструмент достижения какой-то более общей и более важной цели. Государство считало Народ инструментом, а сам Народ — напротив, Государство видел своим орудием на пути к реализации Русской Мечты.

Итак, понятие Русской Мечты вводит новую координату — новое измерение — в исторический анализ. Это измерение говорит о себе не столь ясно, как это имеет место в философских доктринах, политических идеологиях и религиозных догматах, но более расплывчато и символично — его мы легко обнаружим в мифах, песнях, сказках, обрядах, а в последние столетия — в русском искусстве, с какого-то момента становящемся всё более народным. Русская Мечта есть сосредоточение русской сакральности. Это — третье, наряду с религией и политической (государственной) идеологией, — измерение русской идентичности. Это измерение менее очевидное, чем остальные два, но более глубокое. Оно сохраняется даже тогда, когда меняются политические режимы и религиозные мировоззрения. Русская Мечта существовала до христианства, до Киевской Руси, и она существует всегда — пока есть русский Народ. В каком-то смысле, русский Народ и есть эта Русская Мечта, поскольку, утратив это измерение, народ превратится в чистое население, в рабов, статических налогоплательщиков — то есть в "мёртвые души". Только Мечта делает русских живыми; делает их (нас) русскими.

Царство Земли: космическая деревня

Тематика Русской Мечты намного шире, чем оценка советского периода. Но, пожалуй, именно в этом случае её значение особенно актуально, поскольку мы видели: чтобы понять этот период (без чего русские не смогут сделать следующего шага в истории), за пределами официальных идеологий и апокалиптического приговора, необходимо прибегнуть к какому-то экстраординарному методу. Попробуем в самых общих чертах продемонстрировать, какой бы могла быть интерпретация советского этапа русской истории, данная с позиции Русской Мечты. Первые подходы к этому русскому прочтению большевизма мы видим в движении "скифов", у Есенина и Клюева, а также у национал-большевиков и евразийцев. Но, конечно, тогда речь шла об очень приблизительных интуициях, даже не претендовавших на то, чтобы стать новым методом. Среди левых вне большевистского контекста не менее важны русские народники и эсеры, теоретически пытавшиеся сочетать социализм с русской крестьянской традицией, но и они полноценной теории не выстроили. Тем не менее, если нам необходимы некоторые "реперные точки", то найти мы их можем именно в этой среде. Самым точным приближением к выявлению Русской Мечты в советском периоде является широко понятый национал-большевизм.

Русская Мечта работала в советское время. Она не сводится ни к догматике "смены исторических формаций" (как полагают коммунисты), ни к "кровожадно-тоталитарной природе завистливых рабов" (как видят советский период либералы), ни к "массовому отступничеству от веры" (что представляется православным консерваторам). Она существовала и развёртывалась параллельно всему этому — на ином уровне. Русский Народ изначально хотел построить Царство Земли. Это была своего рода глубинная тайная крестьянская утопия, о которой можно догадаться лишь по намекам и фрагментам, по отдельным выражениям из русских песен и сказок или гротескным сюжетам из практик русского сектантства. В таком Царстве Земли должна была существовать только крестьянская община — крестьянский мир, включающий в себя не только Государство и Церковь, но всю Вселенную. Царство Земли — это волшебный мир единства, братства, равенства и Любви, полное раскрытие тайного всеобщего субъекта, приобретающего в определённой — финальной! — исторической ситуации коллективное тело. Народ жил чувством расчленённого единства. Государство виделось ему как своего рода искусственная полумера, искусственное и подчас сомнительное собирание многого в единое почти насильственным путём. Государство собирало людей механически, а не органически. Это было Царство, но не совсем то Царство. Важно: не совсем не то, а не совсем то. В том Царстве, которое было, Народ видел обещание Царства иного, Царства Земли. А основой такого Царства было возвращение Народа к своему изначальному, корневому единству. Вселенная должна была стать огромной общиной, столь же простой и близкой, как крестьянская русская деревня, но масштабированной до размеров всего мира. В этой космической деревне должна была осуществляться великая мистерия зерна: смерти и воскресения. Всё должно было вернуться, объясниться, проявиться. Все оппозиции между богатством и бедностью, Небом и Землей, жизнью и смертью, своим и чужим должны были бы быть преодолены, сняты.

Новый — русско-вселенский — человек

Царство Земли должно было увидеть явление нового человека — одновременно русского и вселенского (о чём писал Достоевский). Это далеко не национальный эгоизм; это эсхатологическое мессианство, когда русские, даже жертвуя собой, были готовы нести тайный свет своей Мечты всем народам. Царство Земли должно быть построено не на завоеваниях и не на угнетении, но на даре, жертвоприношении, самоотдаче и подвиге. Всё отдельное, частное — включая индивидуума, собственность и даже рассудок — должно быть упразднено. Царство Земли — это момент экстатического безумия, где все границы разума отброшены, парадоксы разрешены в высшем головокружительном синтезе в лучах нового небывалого видения, в открывшемся — внезапно и чудесно! — свете Земли.

Человек должен был преобразиться в этом свете, стать подлинно новым. Поэтому никакие социальные, политические и, тем более, экономические реформы не были достаточны без главного условия — без рождения нового русского человека, на порядок более глубокого и священного, чем те русские, которые есть сейчас. В этом предчувствии преодоления и преображения и лежит духовный нерв русского замысла о грядущем человеке — человеке неразделимом, всеобщем, целостном.

Интуиции Царства Земли мы впервые видим в русских крестьянских восстаниях (начиная с Разина и Пугачёва), затем у русских сектантов — прежде всего, в эсхатологии хлыстов и скопцов. Позднее консервативную версию начинают развивать некоторые славянофилы, прежде всего — К. Аксаков, и подхватывают, с одной стороны, народники, а с другой — создатели русской религиозной философии. В Серебряном веке Царство Земли становится главной темой, вдохновлявшей Блока и Белого, Мережковского и Розанова, Клюева и Есенина. Русская Мечта есть Мечта о Царстве Земли. По крайней мере, именно так она выражена на уровне Народа, и именно здесь необходимо искать ключи к истолкованию советского периода.

Русское прочтение большевизма

Если мы примем и по-настоящему поймём эти принципиальные соображения, то сможем — хотя бы самым предварительным образом — очертить, как понимал советский период сам русский Народ, в его внутренней субъектности, по ту сторону религиозных и идеологических оценок. Народ имел свою точку зрения на то, что он делал, как жил и к чему стремился. Но она — по идеологическим соображениям — оставалась под спудом.

Сколь бы насильственные методы ни использовали большевиков, но без легитимации своих действий со стороны Народа, они у власти не удержались бы. Это принципиально. Любому насилию и любой агрессии всегда можно сказать "нет!". Но русские — пусть и не все, но явное большинство — сказали "да!". Очевидно, что это "да!" не могло основываться на усвоении марксистской идеологии, которую часто не понимали даже сами коммунисты. "Да!" было сказано тому в большевизме, что резонировало с Русской Мечтой.

С ней резонировало в большевизме — в русском прочтении большевизма — следующее:

— отмена всех разделяющих пределов, начиная с частной собственности и индивидуального сознания (носитель чисто индивидуальной рассудочности считался "несознательным");

— призыв к созданию нового человека, русского всечеловека, универсального субъекта;

— стирание границ между народами и превращение всего человечества в русских (мистический интернационализм);

— утверждение прямой сакральности (Земли) вопреки отложенной сакральности (Неба), что вело не просто к атеизму, но к особой, пусть еретической и сектантской, но религии материи;

— преодоление запретов и ограничений, вплоть до оргиастической всеобщности (особенно ярко это проявилось на первых этапах революции);

— слом "вертикали власти" и провозглашение самоуправления Народа самим Народом (этого не было на практике, но могло восприниматься именно так);

— передача Земли, как самой священной стихии, в пользование крестьянам (эта мера также была временной, но производила на русское сознание мистико-религиозный экстатический эффект);

— близость конца истории, как полного превращения мира в единое Царство Земли (коммунизм);

— подчинение стихий внешнего мира волшебным способностям обновлённого и просветлённого — нового! — человечества, обретение сказочных магических могуществ (прогресс наук);

— достижение имманентного бессмертия и возвращение Предков.

Эти моменты создали несущую конструкцию Русской Мечты советского периода, что почти открыто проговаривалось на первых этапах советской истории. В 20-е годы, особенно — в период НЭПа, эти мотивы органично сосуществовали в ранне-советской культуре с отвлечённой марксистской догматикой, которая окончательно восторжествовала лишь в эпоху индустриализации.

Здесь начинается вторая версия русского прочтения большевизма. Апокалиптические мотивы несколько отступают, хотя и сохраняют свою действенность и своё влияние. На первый план выходят более трезвые, хотя и столь же масштабные, проекты. Теперь выдвигается проект создания мировой Империи, всё того же Царства Земли, но отныне ведущего финальную битву против окружающих сил мирового ада, против капиталистического лагеря, к которому в конце 30-х примкнули и режимы Третьего пути: прежде всего, национал-социализм Гитлера. Теперь Русская Мечта состояла в защите Великого Града (СССР), Града Святых, осаждённого дьяволом.

В СССР Народ проснулся в последней истине Царства Земли, а в других странах всё ещё господствовали могущества зла и сыны Тьмы. Разделение (капитализм) не было преодолено — напротив, оно пыталось нанести ответный удар по континентальной русской коммуне. С таким же чувством выходили на последний бой войска гуситов или сектанты Мюнцера. Так же шли в огонь русские старообрядцы. Не случайно Клюев обращался к красноармейцам ещё в Гражданскую: "Сгорим, о братие, телес не посрамим!"

В эпоху Сталина этот народный героизм приобрёл иную форму и иной масштаб. Гореть предлагалось в Великой Отечественной войне — в битвах за освобождение других народов, в борьбе за мировой социализм, который был эквивалентен всемирному установлению Русского Апокалиптического Порядка, основанного не на властвовании, а на жертвенности, не на покорении, но на необратимой свободе.

Конец СССР — отзыв Мечты

Отзвуки этой мобилизации Русской Мечты доходят до 1960-х годов, но уже сразу после смерти Сталина начинают постепенно остывать. Русская Мечта перестаёт поддерживать собой советский режим. Это происходит не сразу и не резко. Тридцать лет идёт постепенный откат, который заканчивается крахом СССР.

В этом и только в этом русское объяснение "перестройки" и упразднения советской системы. Русская Мечта более не узнавала себя в советской догматике. Была утрачена вера в то, что СССР и есть Царство Земли. А если это не Царство Земли, то зачем оно вообще нужно?..

Это совсем краткий анализ, каждый элемент которого можно было бы обстоятельно развить. Но даже его достаточно, чтобы отдать себе отчёт в том, насколько серьёзно, значительно и реально такое понятие, как Русская Мечта, и как опасно ею пренебрегать, её не учитывать и недооценивать.

Если власть забывает о бытии Народа, Народ забывает о власти. И тогда начинается необратимое скольжение власти в историческое небытие.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
28 августа 2019 в 23:47

Скорее всего, если отменить либерализм и коммунизм в их высшем нравственно-системном смысле, то останется либерализм. И вряд ли найдётся какая-то другая идея кроме коммунизма, способная победить либерализм - как идею свободы, вывернутую наизнанку. Потому что глубинный смысл либерализма способен мимикрировать , трансформироваться, скрываться под любыми гуманистическими формами. И странно это обычное отрицание превосходства советского и коммунистического только на основании гибели СССР и Партии. Это всё-равно, что отрицать божественность Христа только потому, что его предали и казнили. Его смерть - что, доказательство того, что он не Бог? А падение и промышленности, и науки, и рождаемости, и благосостояния, и численности самого народа - разве не истинное доказательство порочности нынешнего либерализма, царизма и государственности? А разгул беззакония, космических хищений, растление молодёжи, отток капитала и т.д. - почему не является аргументом в пользу советской системы ценностей ? Которая, кстати - не фантазия, а факт нашей жизни, проверенный на опыте. Не об этом ли Пушкин в сказке о золотой рыбке и старухе, которая слишком многого захотела?

29 августа 2019 в 06:28

Почему бы Александру Дугину,умному человеку, не обратиться для освещения данной темы к мемуарам Витте,главе правительства России и таким образом абстрагироваться от догматизма?
Думаю что страх перед обвинением в антисемитизме,в фашизме (русском фашизме). Так уже было, когда баркашовцам привязали повязки со свастикой и показали по телевидению.Как будто фашизм заключается в свастике. Нет свастики и нет фашизма.Ведь в реальной истории к России был применён фашизм сионизма,когда по стенке размазали царскую семью слетевшие со всех сторон евреи,причислившие себя к коммунистам. Меня приняли в партию во время срочной службы в Армии,но я тогда не осознавал,что присоединяюсь к группе головорезов.Ну не могло время отмыть это преступление, не могло оправдать и Кровавое воскресенье по отношению царя к народу. Кризис социалистического государства оказался сокрушительным, а олигархический режим подвёл государство к очередной пропасти.
Витте предвидел финал царской власти Романовых и говорил,что Николай 2 не знает этих людей,а Эти люди будут здравствовать после полного исчезновения государства Россия.

29 августа 2019 в 16:35

Виктор Степанов
Сегодня в 06:28
Почему бы Александру Дугину,умному человеку, не обратиться для освещения данной темы к мемуарам Витте,главе правительства России и таким образом абстрагироваться от догматизма?
Думаю что страх перед обвинением в антисемитизме,в фашизме (русском фашизме). Так уже было, когда баркашовцам привязали повязки со свастикой и показали по телевидению.Как будто фашизм заключается в свастике. Нет свастики и нет фашизма.Ведь в реальной истории к России был применён фашизм сионизма,когда по стенке размазали царскую семью слетевшие со всех сторон евреи,причислившие себя к коммунистам
***************************************************
Считал Степанова немного умнее пасущихся тут антисемитов , ан нет, такой же ,
обыкновенный коммуняка .отравленный советской пропагандой.
Бедный великий русский народ .которых поработила кучка сионистов !

29 августа 2019 в 09:52

плюсик

29 августа 2019 в 13:14

Читать надо думая.

29 августа 2019 в 11:01

Странно это нездоровое рефлексирование с оттенками гордыни: " А достаточно ли мы велики как русские? " Разве "русский" - это не просто то, что отличает от других, а нечто такое, что возвышает над другими? Широка русская страна, богата, велика наука и культура и всё это реализовывалось в судьбах народов СССР. А сейчас - это не "самый разделённый народ в мире", а самый ограбляемый, обворовываемый и обманываемый продажной верхушкой народ в мире. Это видимо и есть русский путь и его мечта. А есть недовольство? Можно выпить или сходить в церковь. И разве в этом не правы те же либеры?

29 августа 2019 в 13:13

"...марксистская догматика изначально не подходила к описанию русского аграрного общества и была к нему неприменима (это прекрасно понимал и сам Маркс..."

Вот эта логическая несуразица ("о своём догматизме понимал Маркс") и высвечивает полную неспособность А.Дугина к аналитической деятельности.
Всё, что написано далее о советском периоде, - есть лишь особая, "дугинская" форма антикоммунизма, и является продолжением и развитием означенной несуразности.
Комментировать это невозможно.
Неуд профессору.

29 августа 2019 в 17:16

Именно так

1 сентября 2019 в 15:49

Точно!
Доумничался.

29 августа 2019 в 14:57

В рассказах 60е-70е годы полно народу в сёлах. В магазин не протолкнёшься. Очереди тоже.

29 августа 2019 в 16:41

АГД как всегда грешит плохим знанием фактического материала как самого советского общества (социальная и экономическая структура), так и марксизма и его реальных интерпретаций в СССР. Лучше читать Александра Зиновьева, Андрея Фурсова, Александра Бузгалина, Автономова, Ростаслава Капелюшникова, Юрия Жукова, Делягина и Глазьева в конце концов. Из марксизма вырастает советский институционализм как консервативного, так и либерального толка. Попытки осмысливать историю только в высоких или аморфных символах ещё больше отдаляют от реального понимания предмета, а, следовательно, не приближают к созданию новой успешной идеологии любого типа, т.е. детальной вербализации русской мечты и разработки конкретных геоисторических проектов для её воплощения. Сколько не тверди сакральная история и вселенская деревня, в космос с воскрешёнными предками на таком топливе не полетишь.

29 августа 2019 в 16:48

Найшуля ещё обязательно. Например: https://foma.ru/vitalij-najshul-nazad-v-budushhee.html
А писал он ещё в советское время

29 августа 2019 в 16:47

Господину Дугину скромности не занимать. А ведь уже не молодой человек

29 августа 2019 в 16:48

Хахаха)

29 августа 2019 в 18:08

Старина в бороду - бес в ребро !

29 августа 2019 в 18:07

Где интурист в валюте чахнет
Там русский дух - там Русью пахнет!

29 августа 2019 в 20:02

"призыв к созданию нового человека"
По сути, к этому призывают все экстремистские доктрины. Все без исключения. В этом суть экстремизма - не принимать человечество таким, как оно есть.
"Дайте нам власть и мы всех перевоспитаем" - фактически предлагают экстремисты.
Поэтому любой экстремизм в конечном счёте обречён на крах. Люди больше всего на свете не любят, когда их перевоспитывают.

29 августа 2019 в 21:07

И.М.

Не менее шаблонное мышление.
Перевоспитание только тогда работает на позитив,
когда являет собой высокое творчество
в процессе революционной практики.(Третий тезис Маркса о Фейербахе).
И новый человек вырастает по требованию времени.

В принципе он имеет место быть, но не вполне опознаваем
по причине отсутствия у него гордыни и амбиций, направленных вовне.
У него всё кипит внутри.А для спасения проекта ЧЕЛОВЕК нужны предельные амбиции,
направленные вовне, на рядом стоящих, из которых не более 5 %
перевоспитаются в огненном поле Нового Человека.
(Как говорил Серафим Соровский) И не во власти дело, а в создании властью
особых условий для встречи НОВЫХ со Старыми.Это только время покажет,
каких условий. Несколько похожая ситуация была после революции,
когда пайками и ещё чем то поддерживали крупных учёных, спецов.
,

29 августа 2019 в 20:46

Благая весть Маркса не дала всех ответов на все вопросы бытия. То есть она не носит окончательного и всеобъемлющего характера. Иначе весь мир жил бы при коммунизме. Концепция сменяющих друг друга благих вестей (они же «новая новизна») в принципе не предусматривает окончательности. Ни одна из них не будет окончательна. Восхождение бесконечно. Маркс отвечал на исторические вызовы своего времени. Сегодня нужен ответ на другой — контристорический — вызов. Ответ проектный, то есть воплощаемый в реальности. Любая благая весть в своем фундаменте содержит ответ на вопрос — что такое человек? «Новая новизна», наследующая новизну Маркса, должна дать революционный ответ на вызов «конца проекта Человек». То есть явить миру НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Явить буквально, абсолютно очевидным и безоговорочным образом. Победа только в этом. Всё остальное — поражение.

ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/article/4bcdf227

29 августа 2019 в 22:12

Коммунизм - это не экономическое понятие, это, прежде всего, - НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК!

29 августа 2019 в 22:39

О, как надо мутить воду! Учитесь, врующие в коммунизм или царсвие божие! А ведь всё просто--тысячелетнее рабство продолжается и конца ему не видно.

29 августа 2019 в 23:53

"Жаль, что художник так и не дожил, до истинного понимания его картины". ))) А то бы Дугин ему рассказал в чём правда жизни. Ой, простите - в чём гусская правда жизни. Гельевичам, как ни кому это известно.

Такая ересь. Автору самого себя не жалко? Кто-нибудь напугает - таким и останется.

И да - а что мне в вашей русскости? Я и сам русский - что вы мне нового и доброго добавить хотите треся этим же передо мной? Не хотите ли продать мне этот "кирпич"? Так у меня всё равно уже денег нет. Но я знаю, что вы потребуете - даже не жизнь. Душу.

Этими статьями вы просто смешны, пытаясь СОВЕТСКИЕ ПОБЕДЫ подменить какой-то 2единственно правильной гусскостью". Да и судьи-то, собственно, кто - никто.

Так что идите ка вы лесом. Недоросли ещё СССР судить. И никогда не дорастёте. Мелкие и не пытаться, так не вырастешь.

Служу Советскому Союзу.

30 августа 2019 в 06:43

чем больше слов использовано в доказательстве своей истины, тем очевиднее ложь, или просто добросовестное заблуждение автора. Ещё долго, очень долго будет петлять русский народ в лабиринте своей религии и истории без
истинной веры и народовластия. Пока на планете существуют еврейские сказки, русская быль не осуществима, и не только русская. Скоро мы станем свидетелями шага на месте армянского народа, который чудом Никола зашагал к свету. Приняв первыми религию рабов божьих на планете Земля, мы затем потеряли не только свою империю от моря до моря, но и веру в себя. Пока единицей измерения бытия служит бумага, а религией человека чужие сказки - ложь будет торжествовать. Даже там, где она одиноко втиснулась в вашу цепь святых истин, ждите личного краха. Краха семьи, государства. Русские тучи прольются освежающим ливнем на землю обязательно, но их влагой, если не найдутся Ленины и Сталины, воспользуются черви. Они уже везде, там где есть ложь.

30 августа 2019 в 10:05

Всё в этой стране--подделка и имитация. Даже профессора и философы.

30 августа 2019 в 10:06

выдержки из https://zen.yandex.ru/media/otkritaya_seminariya/gaplogruppy-11-poteriannyh-kolen-izrailevyh-naidi-narody-evropy-na-kartinke-i-pravilno-raskras-volosy-synam-iakova-5d16b13257394600adca6afa

Сегодня стало математически возможным вычислить - на основе допущения, что левиты, с их 65 процентной принадлежностью "славянской гаплогруппе" R1a действительно являются потомками Левия.

очевидной картиной является "противостояние" R1a и R1b гаплогрупп. Среди современных евреев гораздо больше распространена гаплогруппа R1b, в то время как среди левитов доминирует R1a.

Я много писал о том, что славянский (R1а) и готский (R1b) народы прежде составляли один народ, этнос - скифы. Скифы вышли из Ирана около 700-го года до Р.Х., куда они были уведены в плен ассирийцами. После выхода из Ирана они поселились в северном Причерноморье и постепенно заселили и взяли под свой контроль (во исполнение пророчеств) всю громадную территорию Восточной Европы, Кавказа, Урала.
======
вывод Есть разделение на условно евреев смешанных с разными народами R1b и R1a...славянами..Оба этих народа..это СКИФЫ..это и есть третья сила (два в одном..соединяй, а не разделяй)

т.е хоть все и поделины условно на Левиты-Ленин-Путин..глубинный народ или Коены..фаны Золотого тельца..и deep state -глубинного гос-ва..но после войны будет мир и единение..) выживших..

30 августа 2019 в 13:44

- За что выступать и с чем бороться сейчас?! Марксизма нет, за капитализм нельзя, хотя он доминирует. За религию??
Есть идея! Против паразитного капитализма - ростовщичество, лицензии (на дачный колодец 1 млн!) страхование...

2. Евреи похожи на арабов. В Германии на немцев, на Руси на русских.

Думаю из общих соображений, что скифы, сарматы, светлые казахи это один народ, кочевали тысячи лет по одной СТЕПИ - от Алтая до Карпат. И русские.

31 августа 2019 в 01:31

Немцы и русские - на одно лицо, особенно дети.

30 августа 2019 в 14:17

Зрите в корень, в фундаментальные основы существования материального мира, там и увидите народность, её основания для обретения народной любви и легитимизации власти. Основой материального мира, его бесконечном существовании, бесконечном образовании разных форм и объектов этого мира, их преобразований, лежит сила и стремление этой силы к её сохранению и наращиванию за счёт силы других материальных объектов. Народ, своей народной мудростью, проник в суть безумного материального мира и сформулировал эту суть в поговорке – Сила есть, ума не надо. Став, в результате этого безумного и бесконечного формообразования материи разумной формой этой материи, способной осмысливать процессы материального мира, расширяя свои знания об этом мире и проникая в его тайны, становясь всё умнее, человек осознал, что ум, это мощнейший усилитель всяких сил, и теперь может сказать – Сила есть, а с усилителем её больше и её надо использовать с умом. Какие бы не выдумывала власть идеи и идеологии, она должна быть сильной и умной в глазах народа для своей легитимации – слабую и глупую власть народ не поддержит, что и случилось в СССР. Путин понимает, в чём народность – он предложил народу в качестве национальной идеи культ Победы, силы и ума. Люди и народы мечтают о победах, а не о поражениях, и русский народ, наверное, не исключение. Так что надо набираться сил, ума побеждать и мечтать о новых победах. Все другие мечтания, включая и религиозные бессмысленны, если не ведут к победе. Народность, народ, это Природа, а живая природа, это жизнь, победа над смертью. Будьте здоровы, живите долго и побеждайте смерть воспроизводя новую жизнь.

30 августа 2019 в 19:36

Виктор, извините, какому народу Путин предложил культ вашего имени? Смотрю я на победителей России и ни одного русского, может ещё Кудинов. Испражнения тоже природа, а они разлагаясь побеждают неурожай. Такая победа вас устраивает? Будьте здоровы без войны и сомнительных побед за урожай.

31 августа 2019 в 00:46

Какой-то у вас нездоровый, дерьмовый взгляд на Россию – это признак нездоровья в кишечно-желудочном тракте, последите за испражнениями. Путин предложил идею Победы народам России, и я знаю имя одного победителя в России – его имя, Путин В.В. Он победил распад России, терроризм, диктат олигархов, экономическую разруху, уныние российского народа, вселил в него веру в Победу, победы России. Путин ведёт равный бой с превосходящими силами врагов России, и если народ России будет верить в победу, не обгадится как советский народ в девяностых, то Россия победит. Культивируйте здоровье, силу, Победу, и у вас всё будет хорошо, и настроение и взгляд станут позитивнее.

31 августа 2019 в 04:09

вашего победителя водрузили на правление баобабы, чтобы русских сделать рабами. Посмотрите на Окраину Руси, где зелёные баобабы пока сами КВНят,
скачущий в пропасть, народ. Следующим президентом хаоса будет такой же гончар, чтобы огонь в топке дружбы славян не потух и карусель не остановилась. Русские в нерусском дерьме, а враги уговаривают захлебнуться и лечь на дно, чтобы советский народ полностью растворился в нечистотах. Вы вроде учились в советском вузе, а культивируете рабство с позитивными цепями. Заблуждение ваше хуже предательства.

31 августа 2019 в 11:03

Советский народ и его лучшие представители, коммунисты, предали меня, расчленили страну и теперь я живу за границей моей Родины. Бывшим советским, здесь, КВН подходит больше чем советская власть и коммунизм, это их выбор. В Армении я тоже не наблюдаю советской власти и коммунизма – не пробовали повоспитывать армян, предложить им советский интернационализм и дружбу народов, с Азербайджаном, например.

31 августа 2019 в 13:48

вспомните, Виктор, кто купил этих гнусных представителей великого народа, кто вёл за собой народ на трёхцветными километровыми флагами по улицам Москвы. Как попы, вспомните, зашевелились в своих позолоченных коконах. А в Армении сегодня народовластие, но оно с прежней религией рабов обречено на поражение. Религия придуманная не индусами разделила не только два соседских народа, но и позволила тем московским силам создать очаг войны, где до сих пор горят лучшие сыновья Армянского и Азербайджанского народов. Внимательно читайте мой самый верхний комментарий. А предложения о компенсации семьям Азербайджанцев, уехавшим из наших территорий остаются в силе, но не для этого был задуман этот огонь. Ложь и корысть правит нашими мирами, а мы надеемся кто на Аллаха, кто на Бога. Может наши потомки услышат меня.
люби сынок нашу природу
ты не шаблон не дубликат
потому и в муках роды
чтобы поверил и дурак
не из трухи тебя слепили
природа мать твою - Творец
мы из агонии рептилий
земной всей фауны венец
в себе ищи явленье Бога
в себе любимом твою мать
извини за грубость слога
прошу запомнить и понять

31 августа 2019 в 17:00

Страну предали ельциноиды

31 августа 2019 в 17:03

Стих понравился. Но проблемы наши не в качестве тех или иных религий или светских идеологий – это всего лишь фиговые листки, которыми мы пытаемся прикрыть свою природу, а в наших молекулах есть гены от агонии рептилий, гены наших ближайших родственников, приматов, гены наших далёких предков,троглодитов, пещерных людей. Эта генетика породила рефлексы, превратившиеся в инстинкты. Эти рефлексы и инстинкты создавались не идеями пророков и учителей, их создавала реальная жизнь, учившая, что своя шкура ближе к телу, образуя шкурный инстинкт – своя рубашка ближе к телу. Вот эти шкурные интересы, шкурный инстинкт и губит благие начинания пророков и учителей. В период пещерных, архаических времён, сложился родо-племенной инстикт, который в наши просвещённые времена превратился в националистические идеологий – это тоже оттуда, из шкурного инстинкта – своя национальная шкура ближе к телу. Когда шкурники начали делить шкуру убитого ими СССР, то они разодрали её по границам национальных республик. Могут-ли идеи благих намерений избавить человека от природного шкурничества? Жизнь показывает, что не получается. Как только большевики заявили, что всё вокруг народное, то верующие в богов тысячелетие, принялись делить имперскую шкуру буквально сдирая её с друг друга. Советского человека возделывали недолго, какие-то десятилетия, но и он не устоял против шкурного инстинкта, хотя именно этот инстинкт и пыталась извести советская власть, в первую очередь. Что-же делать-то? Для начала, как я думаю, надо честно признать своё природное происхождение со всем его наследством – честность хороший фундамент для построения надстройки. Ну а потом перестраивать и строить на честном фундаменте честные надстройки, не методом проб и ошибок, а технократически, рассчитывая ресурсы, предъявляя свои аргументы и договариваясь с учётом шкурных интересов партнёров. Первым пунктом договора должно быть – мы, нижеподписавшиеся, обязуемся честно учитывать шкурные интересы партнёров, не посягать на их шкуры, беречь шкуры друг друга и помогать друг другу беречь свои шкуры в человеческом состоянии.

31 августа 2019 в 22:55

мы все вместе проиграли шулерам и оказались в матке. Необходимо выйти из неё, отряхнуться и строить свои чистые от шулеров шеренги, чтобы наши дети смогли жить честнее и праведнее. Кто не с нами - враг и должен работать под присмотром в суровых условиях или катапультироваться с вещмешком. Другого пути нет. Если Путин не выберет этот путь эго ждёт или Гаага или Гулаг извините мозолистый Кулак. Время идёт. Тик-Так.

31 августа 2019 в 23:05

у этих шулеров шкуры выделки не стоят, Виктор, пишите первоочередные задачи строителя человеческого общества и перестаньте защищать кремлёвских крыс.
там где утро красит стены
согревая солнцем крыс
жду когда проснётся Ленин
и грузин из Тибились
снег в Москве куплю мороженое
по брусчатке я пройдусь
за стеной портреты с рожами
тех продавших нашу Русь

1 сентября 2019 в 12:04

Революционные методы решения шкурных интересов, с гражданскими войнами и кровопролитием, меня не вдохновляют, я не кровожадный, я технократ, приверженец решения проблем с помощью проектирования, прогнозирования, моделирования, расчёта, а не эмоций – эмоции хороши после хорошо сделанного проекта, для которого не требуются гулаги. Путин не кровожаден, он сторонник проектирования и расчёта, призывает к работе технократов, в рамках существующего гуманного закона ведёт борьбу с воровством, бережёт Россию от революционного хаоса и гражданской войны, ведёт борьббу с врагами за суверинитет России. Поэтому я поддерживаю Путина. Народ России тоже поддерживает Путина, не поддерживает революционеров, ни левых, ни правых.

1 сентября 2019 в 16:02

А почему же в годы правления его, такого не кровожадного всего из себя, смертность в стране сравнима со смертностью во время войны? (Это официальная статистика, а не официальная, надо полагать, еще страшнее.) Не поясните? Такая кровожадность еще хуже во сто крат, потому как прикрывается добродетелью.

1 сентября 2019 в 17:11

Виктор, война идёт, а вы в Ташкент прогнозировать решили уехать. Тут один ХИРург может вас подвести туда на мотоцикле. О какой гражданской войне все мечтают, русские за час все кабинеты приведут в порядок. В русский порядок. Телявидение не успеет Майю Плисецкую без поддержек включить, там Хачатурян с саблями потанцует и Шестакович с 7 симфонией поднимет город Ленина из летаргического сна. Правые и левые бывают тапочки, а сапоги - кирзовые и кожаные. Мужские и женские. В постели не планируют, а любят с вдохновением до учащённого пульса сторон. Доброй вам ночи и снов Веры Павловны.

30 августа 2019 в 19:32

Можно согласиться с положительной частью статьи, тем более что она полностью опровергает критическую часть статьи, делая её в сущности ложной

31 августа 2019 в 01:28

Вы, Юрий, верно заметили, что статья противоречит сама себе.

30 августа 2019 в 22:30

Ветхий завет-Новый завет-Русский завет, как Гегелевская триада.

31 августа 2019 в 10:15

Дугину. Столько наворочено что у среднего обывателя от этого чтива голову снесёт, проще писать надо.

31 августа 2019 в 10:32

если народ России будет верить в победу, а не как советский народ в девяностых, то Россия победит. Культивируйте здоровье, силу, Победу, и у вас всё будет хорошо.
-------
Здесь все русские должны подтвердить свой оптимизм! Подтверждаем!
Но чтобы нас опять не распропагандировали по плану Даллеса. В руководство не пускать андроповых.

Я с детства был заряжен на оптимизм, перспективу, Победу.

31 августа 2019 в 17:04

В какие года и в чью "Победу" Вы были "заряжены"?
Лично я в детстве уже знал, что Мы - Победители!

31 августа 2019 в 22:36

ДЕРЖАВА

Держава держала нас всех, как в тюряге,
паршиво кормила, копейки – за труд,
к свободе не смей демонстрировать тяги,
иначе в психушку тебя упекут.

И вдруг, в одночасье, распалась держава,
как карточный домик. Опешил народ,
сидевшие сверху нажились на славу,
а кто-то похуже, чем раньше, живёт.

Куда мы идём? Да не знаем мы сами.
Ряды поредели, гадаем: куда?
Вперёд ли? Назад? Или просто кругами?
И катится, катится лет череда…

31 августа 2019 в 23:52

Паршивое содержание стиха. Плоский антисоветизм.
Это как в картине Пикассо - страшилища бомбят страшилищ и уродов.

1 сентября 2019 в 13:11

Геннадий Сергеев
31 августа 2019 в 23:52
Паршивое содержание стиха. Плоский антисоветизм.
Это как в картине Пикассо - страшилища бомбят страшилищ и уродов.
*************************************
Ну вот этот стих получше ,не антисоветский.

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы, народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы, к победе ведет!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин - на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил...........................

Только где этот могучий Советский СОЮЗ ?
Где эта дружба народов надёжный оплот ?
Кого счас вырастил Путин на верность народу
и кого он на труд и на подвиги вдохновил ?

Сейчас Сергеев кто может ответить
Куда мы идём? Да не знаем мы сами.
Ряды поредели, гадаем: куда?
Вперёд ли? Назад? Или просто кругами?
И катится, катится лет череда…

3 сентября 2019 в 14:02

Вот тут, после Гимна, человеческие нотки слышны...

У либералов моден "сакраментальный" вопрос: "Что это за государство такое, что так легко пало?"
Отвечаю на такой:
Укус мухи цеце убивает быка. "Что это за бык такой, если муха..."
Есть вид тропических лягушек, прикосновение к которым смертельно.
Ничтожные количества яда блокируют функции управления организма. Вируса - перепрограммируют ДНК.
Ядом гадюки нельзя убить гадюку.
СССР был беззащитен против силы золотого тельца, когда после Сталина идеологическая опора стала разлагаться.
Русский "бессеребреннический" мир фактически беззащитен.
"Вирусом золотого тельца" нельзя разрушить США.
У советской власти сила была велика, но не безгранична.

В стихотворении не хватает знаков препинания и обособления.

4 сентября 2019 в 12:29

Вот историческая интересная версия, кто в нашу страну во все века и времена лезет и разрушает изнутри. Вот всегда, во все века и времена! Мы им - поперек горла!
https://www.youtube.com/watch?v=uGaK9bI7S4U&list=PLmqn9tTxscbv9ib28K9nl7CAKU3Q-rKsz&index=4&t=0s

И всегда это - длинные руки Англии.

1 сентября 2019 в 19:35

Думаю,что такое объёмное словоблудие похоронило и Народность и Русскую Мечту!!!

2 сентября 2019 в 16:36

Александр Гельевич показывает вам исторический выбор Русского народа между «отложенным царствием небесным» и «непосредственным царствием Земли» на мировом философском уровне.
Если не понимаешь, не кидайся какашками, помолчи.
Просто надо быть благодарным и гордиться таким соотечественником, как Дугин.