Сообщество «Советская Атлантида» 01:07 31 января 2013

Эстетика созидания

одним из лозунгов советской жизни был...библейский постулат: «Кто не работает, тот не ест!»

«Руки рабочих! Вы даёте движенье планете
Руки рабочих! Мы о вас эту песню поём
Руки рабочих создают все богатства на свете
Землю родную обновляя трудом».

Старинная советская песня.

Одним из лозунгов советской жизни был...библейский постулат: «Кто не работает, тот не ест!» («Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».Библия, Новый Завет, Второе послание св. Апостола Павла к Фессалоникийцам). Труд, работа, выбор профессии в СССР были, по сути, самым важным пунктом в жизни человека, если, конечно, не считать того комплекса мероприятий, который назывался «общественная работа». Хотя, тут спорно - помните, товарищ Калугина ссылает зарвавшуюся Шурочку в бухгалтерию, как в старину цари ссылали нахальных вельмож в деревню / в глушь / в Саратов. Сначала - бухгалерия, потом -местком... Труд же был правом и обязанностью. Это закреплялось Конституцией. Именно трудовые, производственные отношения ложились в основу культовых кинокомедий и нудных романов, восторженных поэм про Браткую ГЭС и живописных полотен, рассказывающих о жизни оленеводческих стойбищ, высокогорных пастбищ и прочих рыболовецких колхозов Хаапсалуского района Эстонской ССР. Ты - это то, что ты создаёшь. Ты - учёный-физик, врач, балерина, учитель, офицер, тракторист. Какой-такой «просто человек»? Это простите, кто? Вернее, что? Хиппи-тунеядец? И даже любовная лирика развивалась без отрыва от производства, так сказать, на фоне сугубой физики.

Героини рафинированных советских див - Орловой и Ладыниной - ткали, пахали, вязали снопы, ловили энергию Солнца или хотя бы развозили почту. И только потом - любили, сочиняли песни про Волгу и танцевали в газовых платьях посреди барочного зала. Таёжно-лесоповальный герой-любовник - Илья Ковригин влюблялся в неподатливую повариху Тоську. Он - валит, она- варит. Оба заняты и зрителю это показано крупным планом. И даже негодная Анфиска, и та оказывалась при деле, хотя и не при главном- всего-навсего телефонистка, значит, руки всегда в маникюре и лицо - в креме «Снежинка». На наших глазах Новосельцев стряпал статистические отчёты, Вася Кузякин получал путёвку от леспромхоза, а Надька Клюева сотоварищи отправлялась в командировку на испытание нового оборудования. Производственные отношения были тут основными, а любовная линия (хотя и более заманчивая), но по сути - не самая главная. Ибо советское искусство было прежде всего, дидактическим, а уже потом - образовательно-развлекательным. Зритель знал, что герои пашут, строят, учат и лечат. Нам говорили, что Пётр Великий работал на токарном станке и знал многие ремёсла, а граф Толстой любил суровый крестьянский труд. Ваше сиятельство, пахать подано!

Зритель, читатель, слушатель видели, что все эти герои мелодрам, комедий и детективов делают, создают нечто совершенно конкретное. Новогодняя комедия? Пьяный врач вваливался в квартиру красивой учительницы. Страховой агент угонял машины у жлобов, дружил с водительницей троллейбуса и играл на самодеятельной сцене вместе с милиционером. Дядя Вова, герой «Кин-Дза-Дза», даже попав на планету Плюк, помнит, что у некоего Манохина на объекте лопнули трубы. Заметим, что попутчик дяди Вовы - Гедеван получает кличку Скрипач, а не, скажем, Грузин. Ты - то,что ты делаешь или хотя бы имеешь в руках. Скрипка? Скрипач... Афоня - плохой сантехник, и, как водится, плоховатый мужчинка. А вот Катя Снегирёва - высококлассная медсестра и, разумеется, хорошая девушка. И у всё той же поварихи Тоськи завсегда «по щам были пятёрки». Девушка-стиляга из фильма «Сверстницы» преображалась, только благодаря труду. Конечно, там была и любовь. Но созидание - первично, как базис, а любовь вторична, ибо она - всего лишь надстройка. Труд, работа подавались, как средство воспитания, исправления, улучшения. Помните, в СССР всех особо опасных алкоголиков содержали в заведениях под красивой вывеской «Лечебно-Трудовой Профилакторий»? Труд сделал из обезьяны человека- так писалось в учебниках. И неужели же труд не сделает человека - из алкоголика?! Как бы там ни было, пьющие люди очень боялись этой аббревиатуры - ЛТП.

...Тема созидания была, по сути, основной и в советской живописи. Можно сказать, что в СССР была своеобразная эстетика труда, работы, профессии. Как было сказано в одной статье, посвящённой художнику Виктору Попкову: «Самое красивое, что я видел в своей жизни - это руки рабочего!». Разумеется, это было слишком выспренно и наверное где-то фальшиво. Однако любое искусство - фальшиво в той или иной степени. Оно - лишь отражение идей, царящих в обществе, а отражение всегда искажает реальность. Разве не фальшивы нимфы и маркизы Франсуа Буше или рыжеволосые девы Прерафаэлитов? Неужели Гамлет в штанах с буфами а-ля Генрих III - это жизненно? Или, скажем, виньетка эпохи Art Nouveau? Тогда почему рокайльные облака или чрезмерно правильные торсы античности никто не критикует за отрыв от ральности, тогда как соцреализм принято ругать за фальшь? Мол, чествовали ивановских ткачих, а сами думали, как бы достать импортную мойку. Мол, и ткачихи-то ненатуральные - слишком холёные руки, слишком опрятные косынки. А женщины Фрагонара - натуральные?Наверняка, многие пототипы были изъедены оспой, трачены молью и покусаны клопами. Но в каждую эпоху возникает своё понимание красоты и художник обязан это понимание воплощать. Кстати, отмечу, что эстетика рококо и Art Nouveau - это, как раз, эстетика безделья.

Советская же эстетика - это, прежде всего, эстетика бескорыстного трудоголизма. Утром стулья - вечером деньги. Причём, деньги - за кадром, ибо главное - перевыполнить план по стульям. Красивый человек - это человек трудящийся. Лентяй, тунядец, стиляжка (априори - тунеядец) не может быть красивым. Недаром их всех рисовали уродами, вырожденцами с кривыми ногами и хилыми тельцами, облачёнными в мешковатую импорную тряпку. Итак, красивый - значит, работящий, создающий,созидающий. Иначе говоря, человек-творец. И не так важно, что он созидает - комическую ракету или болты на заводе. В книгах по эстетике часто приводилась антитеза - красота VS красивость. Красивость - это нечто пошлое, чуждое, чаще всего - буржуазное. В том числе, холёная и разодетая тунеядка с умело накрашеенным лицом. У неё - масса времени на маникюр, педикюр и накручивание куафюр. Или какой-нибудь западный культурист-красавчик с мощными бицепсами и крохотной головушкой, в которой - ни одной мысли. Зачем ему эти мышцы? Чтобы созидать прокатный стан? Ан нет. Чтобы выставлять себя, как на продажу. Эта красота - чужая, не связанная с созиданием. Потому красотой в чистом (то есть - в советском) виде не является.

Конечно же, за годы Советской Власти было создано много бездарных,бессмысленных производственных романов и кинофильмов, герои которых говорили не живыми фразами, а какими-то формулами. Бригадиры и прорабы, а также начальники смен постоянно «кидались» специальными словесами, дабы показать, что автор хорошо знает текстильное производство или схемы декадно-шаговых АТС. Но, вместе с тем, уважение к труду было на уровне искусства. Это уважение считывалось, как пресловутый 25-й кадр,...а потом нам сказали, что главное - не работать, а зарабатывать и не так важно - чем. Хоть продажей цветмета, Родины и собственных почек. Провальные-девяностые ещё долго будут напоминать о себе. К счастью, сейчас времена и нравы несколько изменились. Не знаю, выйдет ли из этого что-то путное, однако, написать эту статью мне захотелось после того, как по ТВ показали ребят из училища - будущих заводских работников, а фоном к сюжету звучала старая советская песня «Руки рабочих», что не может не радовать.

Илл. Вера Репка. Водитель Валя (1971)

Cообщество
«Советская Атлантида»
22 марта 2024
Cообщество
«Советская Атлантида»
1.0x