Авторский блог Дмитрий Наркевский 15:50 20 февраля 2017

Франциск vs. Трамп: удар откуда не ждали

Даже достаточно завуалированная критика в адрес Трампа втягивает Папу Римского в грязную игру вокруг президента США.

Довольно неожиданным для американского президента стало недавнее заявление Папы Римского Франциска в отношении строительства нефтепроводов в США и прав индейцев на сохранность их территорий.

15 февраля в ходе встречи в рамках Форума коренных народов, проходившего в Риме, Папа Римский Франциск выразил свою поддержку американским индейцам, выступающим против строительства нефтепровода Dakota Access. В свойственной служителям церкви художественной форме Папа Франциск подчеркнул, что коренные народы имеют право защищать их «унаследованные отношения с землей».

Конечно, Папа Римский напрямую не указал на власти США и Dakota Access, но участники встречи и СМИ расценили это именно как укор в сторону действующей администрации.

История со строительством трубопровода стала ярким примером столкновения интересов бизнеса общенационального масштаба и местного населения. Нефтепровод Dakota Access должен был соединить нефтяные месторождения Северной Дакоты и промышленный Иллинойс. Большая часть трубы уже построена. Камнем преткновения стал участок, проходящий по территориям племен Сиу, а именно район озера Оахе, являющегося сакральным местом для индейцев. В бытность администрации Обамы чаша весов склонилась в пользу индейцев и экологов, также выступавших против прокладки трубы по дну водоема. Буквально в декабре одним из последних решений Обамы стал запрет на строительство двух нефтепроводов Keystone XL и Dakota Access.

Но стоило новому президенту принести присягу и вступить в свои права, как его заявления о поддержке нефтяного сектора воплотились в решение о возобновлении строительства. Вне всяких сомнений владельцы трубопроводов вздохнули с облегчением, ведь только проект Dakota Access стоит 3,8 млрд. долларов. Казалось, окончательную точку в этом деле поставил американский суд, который за пару дней до встречи в Риме отклонил иски со стороны индейцев и экологов.

На этом фоне и появилось заявление Папы Римского. Понтифик и до этого не раз выступал в защиту прав коренных народов, а потому его высказывание представляется вполне логичным. Однако в свете мощного информационного давления, оказываемого на Трампа слова главы Католической церкви приобретают несколько иной смысл.

Стоит учесть, что Трамп шел к власти во многом под лозунгами борца за старые американские ценности, в том числе религиозные и семейные. В этом смысле Католическая церковь, чей авторитет признают и представители других конфессий, должна была стать естественным союзником Трампа. Однополые браки, ЛГБТ-движение, аборты — все это потенциальные точки совпадения взглядов команды Трампа и католических священников. Казалось, так и будет. Итоговая статистика показала, что, действительно, значительная часть американских католиков проголосовала за Дональда Трампа.

Но все-таки взаимоотношения Святого Престола и нового главы Белого дома нельзя назвать безоблачными. Еще в пору избирательной кампании Папа Франциск негативно высказывался об идее строительства стены на границе с Мексикой, аргументируя это тем, что в современном мире более эффективным было бы наведение мостов между народами, а не строительство разделяющих их преград. В этом заключается важный для церкви момент. Выходцы из Мексики и других стран Латинской Америки в основной массе католики и проигнорировать высказывания Трампа для Католической церкви означало бы вызвать закономерный гнев со стороны южноамериканской паствы. Глава Ватикана вряд ли может позволить себе не учитывать настроения региона, фактически представляющего одну из самых мощных опор его Церкви в мире.

Именно поэтому Франциск поступил политически чрезвычайно взвешенно, когда после избрания Трампа отказался от скоропалительных оценок 45 президента США, сославшись на желание судить по реальным делам, а не по словам. И такая возможность представилась довольно быстро.

Кроме стены на американско-мексиканской границе важным вопросом для Престола Святого Петра является проблема Ближнего востока, а точнее положение христиан в Сирии и Ираке. Франциск постоянно призывал западные страны обеспечить безопасность христиан в зонах военных конфликтов, справедливо указывая на угрозу их полного уничтожения религиозными экстремистами.

В этом смысле позиция Москвы оказалась достаточно близкой Ватикану, что и было закреплено в итоговом документе встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на Кубе. Схожей позиции католическое духовенство ожидало и от Трампа, акцентировавшего свое предвыборное внимание на борьбе с исламскими радикалами и террористами.

Однако решение президента США о временном запрете на въезд в страну гражданам семи государств, вынудило церковь поменять свою позицию. С учетом того, что Трамп полностью запретил въезд гражданам Ирака и Сирии без учета их конфессиональной принадлежности, надежды ближневосточных христиан на спасение на территории США оказались напрасными. В этих условиях безопасность этих людей остается под большим вопросом.

Таким образом, наметился целый ряд проблем, по которым Католическая церковь расходится во взглядах с нынешней администрацией. И если поначалу некоторые СМИ писали о некоей возможности сближения Трампа и Франциска и даже о гипотетическом формировании оси Трамп-Франциск-Путин, то сейчас эти предположения выглядят все более фантастично.

С другой стороны, антитрамповская коалиция получает возможность использовать католическую карту в своей пропагандистской кампании. Если до сих пор мейнстримные медиа и близкие к Обаме и Клинтон политики делали ставку на так сказать наиболее "раскрепощенную" часть населения, поддерживающую идеи глобализации и космополитизма, пренебрегающую традиционными ценностями, такими как мораль, религия, семья, то теперь они могут смело вербовать сторонников из числа приверженцев избирателей Трампа, основу которых составляли представители консервативной Америки, ее среднего класса.

Для действующего президента это представляет дополнительную опасность, так как сейчас у него и его противников есть некоторый паритет, основанный на примерно равном распределении приверженцев среди американского населения. Однако потеря голосов может сыграть в дальнейшем ключевую роль в борьбе за политическую власть в США. По сравнению с другими иностранными политиками и общественными деятелями, силящимися своей антитрамповской позицией доказать наличие хоть какого-то влияния на американского избирателя, Папа Римский Франциск обладает реальной возможностью воздействовать на американскую публику. В любом случае в нынешних условиях он должен четко отдавать себе отчет, хочет ли он отказаться от церковного нейтралитета в политической борьбе или все-таки «богу богово, а кесарю кесарево»?

1.0x