Сообщество «Форум» 23:16 17 июля 2017

Фрагмент эволюции: от индивидуального сознания – к коллективному

отдельный человек перестал быть органом, которым Вселенная познаёт себя
35

Участвуя в крупных конференциях, невозможно удержаться от ощущения попадания внутрь огромного надчеловеческого и притом разумного организма, для которого отдельные люди и даже их коллективы являются лишь взаимозаменяемыми и не так уж важными по отдельности составными элементами.

Весьма вероятно, что коллективный разум (причём, возможно, на уровне всего человечества, а не отдельных организаций или народов) в той или иной форме уже сложился,и индивидуальное сознание просто не в состоянии не только осознать, но даже как-либо воспринять, заметить его.

Нельзя исключить, что с точки зрения коллективного разума, складывающегося из индивидуальных сознаний либо использующего их, эти индивидуальные сознания должны быть максимально упрощены и специализированы– просто для удобства управления (подобно тому, как американская управляющая система стремится к максимальной примитивизации своих граждан).

И в этом случае познавательная роль индивидуума уже выполнена, познание как процесс делегировано личностью на более высокий уровень коллективного сознания. Отдельный человек перестал быть органом, которым Вселенная познаёт себя (по яркой гипотезе советских философов), и общемировая деградация современной науки вкупе с очевидным за последние четверть века снижением познаваемости мира подтверждают это предположение.

Личность низводится до роли клеточки коллективного сознания, всё менее сознающей себя и, возможно, в принципе не способной осознать то целое, частью которого она стала.

При этом, вероятно, человек сохранил свою вторую исключительную функцию, раскрытую М.И.Веллером в его «Энергоэволюционизме», - генерирование эмоций, к которому он наиболее приспособлен и которое, вероятно, выполняет какую-то исключительно значимую роль в Мироздании. (На фоне убедительной демонстрации физикой не только подобия, причём вплоть до слияния, микрокосма и макрокосма, но и невозможности описания элементарных частиц без языка психологии, это предположение представляется отнюдь неэкзотичным).

Утрата одной из двух функций неизбежно означает гипертрофированное развитие другой, - что, возможно, является одной из причин (наряду с выросшим благополучием, снижением самосознания и развитием информационных технологий) повышения значимости эмоций в развитии современного человечества (вплоть до последовательного и вполне сознательного отказа от своих интересов ради новых эмоций).

Ускоряющаяся трансформация человечества под влиянием информационных технологий бесспорна и интересна, однако в рамках данной работы мы сфокусируемся на формировании коллективного сознания.

Усложнение реальности

Значимая для человечества реальность усложнилась из-за не только информационной революции, но и увеличения разнообразия важных для него процессов – от изменения климата и распространения инфекций, компенсирующих ухудшение генетического качества человеческой популяции и снижение иммунитета интенсификацией естественного отбора, до изменения баланса глобальной конкурентоспособности. Налицо реализация «принципа отражения»: влияющие на человечество процессы по мере развития технологий всё больше становятся отражением его деятельности, влияющей на окружающий мир.

Эти процессы становятся всёболее комплексными и при этом размытыми, «распределёнными» между разными сферами деятельности. Восприятие же не только отдельных людей, но и обществ по-прежнему раздроблено по отдельным сферам и лишь с трудом может (если может вообще) объединять изменения, наблюдаемые в отдельных направлениях, в единые целостные процессы.

Описанное весьма существенно ограничивает сферу эффективного применения традиционной формальной логики и оперирующего ею индивидуального сознания.

В целом выход человечества на новый уровень развития и качественное усложнение его взаимодействия с миром кардинально снижают эффективность индивидуального сознания.

Мы видим, что увеличение накопленного знания и, более широко, освоенной информации расширяет непознанное. Этот тезис иллюстрирует одна из наиболее известных и одновременно древних философских моделей – так называемая «сфера Аристотеля», представляющая собой границу между известным и неизвестным: её объём символизирует накопленное знание, а поверхность – неизвестное, доступное человеку и потому воспринимаемое им. Чем больше познано, тем больше поверхность сферы; соответственно, тем сильнее и разнообразней столкновение с неведомым.

Чем больше познано, тем больше неизвестно. А неизвестное интуитивно воспринимается как потенциальная угроза. Поэтому расширение деятельности и накопление знания само по себе ведёт не только к количественному, но и к качественному нарастанию проблем, к повышению их многообразия и ускорению их усложнения.

По мере своего развития человечество выходит на уровень закономерностей, временной и пространственныймасштаб которых превышает масштаб деятельности отдельного человека.

Индивидуальные способности ограничены как в силу вероятного наличия биологического предела, так и в каждый отдельно взятый момент до его достижения. Поэтому нарастающие сложность и разнообразие проблем, с которыми сталкивается человечество, рано или поздно превысят уровень, доступный адекватному восприятию и анализу не только среднего, но даже самого выдающегося человека.

Указанное превышение, скорее всего, не носит окончательного, необратимого характера. Происходит своего рода «гонка преследования»[1]: растущие способности индивидуального человеческого сознания пытаются соответствовать неумолимо растущей сложности проблем, встающих перед ним – иперед всем человечеством в целом.

Когда сознание человека догоняло сложность встающих перед ним проблем и начинало соответствовать им, прорываясь к пониманию общих закономерностей развития, это проявлялось через расцвет философии[2], наиболее заметный в античности, эпохе европейских энциклопедистов и открытии диалектики.

Ускорение развития, вызывающее сокращение промежутков между повторяющимися событиями человеческой истории, позволяет предположить близость следующего этапа возрождения философии как универсальной науки – если, конечно, направление развития человечества не изменится резко как раз сейчас, сорвавшись в новую, ещё неизвестную нам плоскость.

Это может быть рывок в индивидуальной биологической (или ментальной) эволюции, повышающий мыслительную мощь отдельного человека. Изменение может коснуться и человечества как целого, и выделяющейся из него группы человеческих сообществ.

Однако в целом индивидуальный интеллект отстаёт в гонке с усложняющимся миром– просто потому, что он сам по себе является одним из факторов этого усложнения (если вовсе не ключевым фактором). Поэтому, несмотря на отдельные выдающиеся рывки, отставание это в целом, как правило, нарастало, о чём свидетельствуетв том числе и углубление специализации, идущее почти во всех сферах человеческой деятельности.

Организация: рождение коллективного разума

Объективные трудности с пониманиемвсё болееразнообразных процессов (и в целом с взаимодействием с ними) породили организации, каждый член которых выполняет одну строго определённую функцию. Тем самым человечество «укрупняло» и усложняло действующие сознания, бывшие до того индивидуальными, подтягивало их на уровень сложности, в большей степени соответствующий изучаемым явлениям.

Всякий сталкивавшийся с организацией чувствует: это не совокупность людей, но целостная система, имеющая свои цели и средства их достижения, далеко не всегда совпадающие с целями и средствами отдельных людей, даже руководящих ею. Обычно это организм в структурном и эволюционном смысле слова.

Обычно организация лучше адаптирована к окружающей среде (образуемой другими организациями, с которыми она взаимодействует), чем любой из её сотрудников. Её способности к познанию, как правило, неизмеримо ниже аналогичных способностей образующих еёлюдей как из-за инерционности группового сознания, так и потому, что коллектив не выравнивается по лучшим своим членам (а обычно – при недостаточно эффективном менеджменте – выравнивается по худшим). В результате новое знание, доступное добывшему его индивидууму, для организации – итем более общества в целом – сплошь и рядом оказывается принципиально недоступным[3].

Превосходство коллективного сознания над индивидуальным проявляется прежде всего в сборе и реализации уже имеющейся информации: индивидуум может обладать лишь ограниченным объёмом накопленных человечеством знаний, коллектив же – практически всеми; индивидуум реализует лишь ничтожную часть своих знаний, а коллектив, как бы мало он ни знал, реализует практически все. Вероятно, поэтому гении редко выживают в организациях: уровень их индивидуального интеллекта оказывается близок к уровню совокупного интеллекта коллектива (а добытое им знание часто недоступно коллективу), что порождает конкуренцию. В итоге гений сначала стихийно отторгается организацией, а затем подавляется её количественным, а то и качественным превосходством.

Кроме того, организация как живой организм обладает собственными инстинктами, то есть неосознанными знаниями, которые также делают её сильнее большинства образующих её индивидуумов.

«Коллективный разум», несмотря на банальность этого термина, - такая же реальность, как, например, «коллективный интерес». Опираясь не только на индивидуальные разумы, но и на индивидуальные эмоции и впитывая их, он зачастую успешно осуществляет массовое и постоянное объединение логики с интуицией, пока недоступное для индивидуального интеллекта: искусственному недоступна интуиция, а для естественного интуитивная деятельность связана с чрезмерным напряжением.

Так же, как организация не сводится к совокупности образующих её индивидов, «коллективный разум» не тождественен совокупности отдельных разумов. Лишь в благоприятных и редких случаях он персонифицируется в лице руководителя организации, действия которой тогда становятся преимущественно осознанными. Без этого организация действует как коллектив насекомых, стихийно и неосознанно (хотя часто и эффективно) реагируя на внешние раздражители и стремясь к выживанию, а затем – кэкспансии.

Цели и инструменты организации, её стратегии, внешне стихийно определяемые взаимодействием стремлений её членов (подобно тому, как инстинкты животного определяются внешне стихийным взаимодействием электрических импульсов в его нервной системе), могут существенно отличаться от представлений о них даже наиболее осведомлённых и влиятельных её членов.

При эффективном руководстве организация ведёт себя как разумное существо, при неэффективном – как существо, управляемое инстинктами.

Универсальный критерий разумности общеизвестен: это способность к самостоятельному целеполаганию. С этой точки зрения весьма знаменательно, что многие организации рассматривают целеполагание – определение своей «миссии» - как ключевой аспект своей деятельности. Современная наука об управлении считает выработку, доведение до всех членов коллектива и жёсткий контроль за реализацией «миссии» организации категорическим требованием, условием успеха, даже когда с точки зрения индивидуального здравого смысла это кажется напыщенным и излишним. Но дело не в логике: активное, постоянное и разветвлённое целеполагание есть постоянная настойчивая тренировка коллективного разума организации (или его зачатков).

Таким образом, по мере развития систем управления организаций, в первую очередь крупных корпораций, происходит эволюция их коллективного разума, который, хотя и вырастает из совокупностей индивидуальных сознаний, является тем не менее уже не вполне человеческим. Это «разум второго порядка», надчеловеческий разум, для которого отдельные личности являются не более чем образующими его элементами, отчасти взаимозаменяемыми.

Главным инструментом развития человечества на этапе быстрого возникновения и эволюционирования «второго разума» становится совершенствование «организационной структуры» - механизма объединения ограниченных и неэффективных по отдельности людей в эффективные коллективы. Организационная структура обычно является строго охраняемой коммерческой тайной, ибо технологию производства можно купить или придумать, а технологию управления можно только вырастить, как живое существо, вместе с самой организацией. Доступ к её организационной структуре позволит понять, как она функционирует, и манипулировать ею при помощи не вызывающих подозрений воздействий.

Технология управления представляет собой механизм функционирования именно живого существа – организации; поэтому эффективная технология управления крупной организацией всегда индивидуализирована и является более искусством, чем наукой.

Общество как совокупность разумных, то есть целеполагающих людей даже не столько замещается, сколько дополняется, надстраивается более эффективным сообществом – совокупностью всё более разумных, то есть всё более эффективно целеполагающих организаций. Конкуренция между людьми постепенно перемещается именно на этот, более высокий уровень: общества, организации которых менее разумны, имеют так же мало шансов на успех в конкуренции, как ещё недавно – общество с менее разумными или менее образованными людьми[4].

При этом отдельный человек получает больше степеней свободы, чем раньше, частично освобождаясь от повседневной ответственности за результаты труда, которую всё в большей степени берёт на себя организация, к которой он принадлежит. Она же обычно принимает и осуществляет значимые решения. Поэтому отдельный человек по мере укрепления системы организаций обретает всё большее раскрепощение, хотя эта личная свобода достигается сокращением возможностей личного влияния на развитие общества.

Это открывает для него новые возможности для творчества, для проявлений интуиции. Интуиция отдельного человека относительно хаотична и неуправляема; она похожа на слабый огонь, который светит понемногу во все стороны. Оценку этой интуиции в сложноорганизованных системах с высокой ценой выхода на рынок производит уже не столько он сам, сколько действующие на нём организации, опосредующие его требования при помощи первичного и осознанного отбора, жёсткость которого иногда превышает жёсткость требований рынка. Именно организация находит творческих людей, решает, заслуживает ли усиления костёр их интуиции, и при положительном решении обеспечивает им почти любую поддержку со стороны почти любого количества людей рутинного труда. Такая организация играет роль «фокусирующего зеркала», превращающего костёр в яркий и убедительный для всего человечества маяк.

Разнообразие видов, сфер и направлений деятельности организаций позволяет творческому человеку ощущать их не как ограничивающие рамки, но, наоборот, как необходимые для насыщенной и успешной жизни подпорки, расширяющие его личные возможности.

Разнообразие организаций касается не только сфер и целей, но и масштабов деятельности. Многие организации «вложены» друг в друга, многие имеют слабо определённые или меняющиеся границы приложения своих усилий. Всё это предоставляет большинству отдельно взятых людей широкие возможности выбора организации, то есть, по сути дела, - административно-организационной, интеллектуальной и ценностной «среды обитания».

Многообразие этого выбора обеспечивается несовпадением границ деятельности организаций разного рода. Классический пример – транснациональные корпорации и государства, занимающиеся примерно одним делом, но на различных «уровнях организации» человеческого общества. Помимо этого, многие типы организаций не предъявляют исключительных прав на своих членов: это касается не только сферы потребления, но и работы, особенно творческой.

Такое «несовпадение границ» создаёт постоянный конфликт интересов, служащий инструментом саморазвития каждой отдельной личности, находящейся в его «магнитном поле». Кроме того, он даёт каждому человеку свободу выбора в нескольких плоскостях сразу, что расширяет возможности самореализации.

Проверка на реальность

Говоря о «коллективном сознании», о разуме организаций, стоит сразу же задуматься – изадумываться впредь всегда, сталкиваясь с чем-то принципиально новым: не является ли оно очередным информационным фантомом? Не имеем ли мы дело вместо чарующей реальности с очередной поделкой неутомимых и неугомонных технологов в области high-hume, «исправляющих» наше сознание, чтобы подвигнуть на потребление очередного сорта стиральных порошков? Наконец, не столкнулись ли мы не с сознательным обманом, но, что ещё обидней, всего лишь с «информационным конденсатом» - продуктом случайной комбинации информационных отходов неких неведомых нам информационных же производств?

Ибо мир, в котором основной сферой воздействия и главным полем боя стало наше с вами сознание, неизбежно полон призраков и предрассудков; увидев очередное чудовище, ущипните свой разум: не его ли это сон?

Опасения эти в целом обоснованны, но как раз в данном случае представляются нереальными.

Ведь всё изложенное было общеизвестно задолго до появления и распространения современных информационных технологий. Более того: большинство из нас многократно сталкивалось с проявлениями нечеловеческого, бюрократического целеполагания и логики – имногократно же проклинало либо использовало её (а обычно делало и то, и другое). О «внутренней логике организации» и «бюрократической предопределённости» написаны горы литературы – от советской классики (см., например, «Новое назначение» Бека, на заре перестройки заново воспетого Г.Поповым), до бессмертных трудов С.Паркинсона и иже с ним.

Большинство из нас знает, что у организации есть свои цели, которые лишь изначально закладываются её создателями, а затем формируются и корректируются ею во многом самостоятельно. Большинство из нас знает также, что продвижение в иерархии неразрывно связано с сокращением степеней личной свободы. Ведь, занимая всёболее высокие позиции в системе управления, человек всё больше взаимодействует с организацией, частью которой он всё больше становится, и с остальными «соприкасающимися с ней» организациями, становясь частью взаимодействия более высокого уровня – уже не межличностного, но межорганизационного.

Наконец, большинство из нас с величайшей охотой пользуется той долей безответственности, которую, компенсируя наши ошибки, даёт нам любая стоящая организация.

Вся новизна изложенного – в немного смещённом взгляде на общеизвестную и неоспоримую деятельность организаций: во взгляде с точки зрения их соответствия критерию разумности и продолжения человеческой эволюции вне отдельного человека.

Не является представление о разумности организаций и очередной фобией. Формально всё вроде бы в порядке: страх божий, страх техники, страх инопланетян– отсюда рукой подать до страха перед новым разумом, объемлющим нас и, безусловно, влияющим на нас, но остающимся непостижимым и недостижимым.

Однако в реальности отсутствует главное в фобии – сам страх. Для его появления мы слишком хорошо знаем организации (значительно лучше, чем других кандидатов на роль носителей «нечеловеческого разума» - дельфинов). Мы живём и работаем в них, воспринимаем их как дом, построенный если не своими руками, то во всяком случае на нашей памяти. Мы взаимодействуем с ними и, что бы про них ни говорили, не боимся их, потому что хорошо знаем и видим: в целом они созданы нами и в основном для нашего блага. Мы слишком привыкли пользоваться ими, чтобы какие-то слова о них, пусть даже подкреплённые бессмысленными и болезненными действиями с их стороны, могли нас напугать.

Но главное – мы инстинктивно (и справедливо) склонны рассматривать организации как своё продолжение. А такой подход исключает возможность появления страха на самом надёжном – подсознательном уровне: человек может бояться своего дома, своих детей и своих домашних животных, но не способен ощутить угрозу со стороны своего послушного тела – со стороны своей руки или ноги.

Поэтому гипотеза о разумности организаций – не информационный фантом и не оригинальная фобия, но обыденная реальность.

То обыденное, что окружает нас и частью чего мы являемся почти с рождения и часто – до смерти, оказывается едва ли не самой захватывающей из доступных нам тайн бытия.

Что может быть более обескураживающим с точки зрения ограниченности возможностей индивидуального сознания? Что может быть более вдохновляющим с точки зрения возможностей и перспектив человечества?

Эпоха интеллектуальной коллективизации

Посредством всё более сложных организаций человечество приспосабливает себя к решению всё более сложных проблем, поднимая свой интеллектуальный и организационный уровень до соответствия этим проблемам.

Из-за единства мироздания они едины и, по мере усложнения, как ни парадоксально, требуют не только нарастающей специализации, но и выработки единого подхода к ним– универсализации знания. Несмотря на растущую потребность в ней, на индивидуальном уровне она редка: слишком сложны и разнообразны эти знания. Даже философия, универсальная по своей природе, требует создания специальных и достаточно сложных систем «приводных ремней», адаптирующих её положения к реалиям конкретных сфер знаний.

Обычно универсализация знания проявляется лишь частично: как синтез, объединение предварительно разделённых и притом смежных отраслей знания. В традиционном же, энциклопедическом, всеохватывающем (или хотя бы широко охватывающем) смысле слова она оказывается достоянием либо компьютерных систем, либо крупных коллективов, становящихся в эпоху информационных технологий вместо отдельного человека основной единицей, инструментом и в итоге, вероятно, субъектом познания.

К нынешнему человечеству применим апокриф об иероглифическом письме: число иероглифов, нужных для написания или прочтения специализированной статьи и тем более книги, заведомо выше доступного заучиванию одним человеком. Поэтому письмо и чтение по специальности – и, таким образом, процесс познания в целом– доступны не индивидууму, но только коллективу.

Эпоху информационных технологий, характеризующуюся в том числе и взрывообразным расширением любой информации, едва ли не каждый бит которой превращается в заново взрывающуюся «сверхновую», можно назвать «эпохой интеллектуальной коллективизации», точнее – эпохой принудительного, технологически предопределённого и потому насильственного коллективизма. Ибо один человек не в силах найти и воспринять необходимый для него объём информации.

В этом отношении коллективизм компьютерного века столь же жёстко предопределяется господствующей технологией, как и коллективизм Древнего Египта и других государств, для которых организация массовых работ (в основном в области мелиорации) была условием выживания. Качественная разница заключается в самих используемых технологиях и, соответственно, в уровне и производительности индивидуального человека и его индивидуального сознания, являющегося частью коллективного разума.

В Древнем Египте организация общества могла быть сколь угодно совершенной, но оно находилось в столь жёстких внешних рамках и осуществляло настолько примитивные функции, что по необходимости было простейшим социальным автоматом, не нуждающимся и потому не способным к сложной деятельности и самообучению. При значительных изменениях окружающей среды социальные автоматы древности рушились, как карточные домики, какими бы изощрёнными они ни были и какие индивидуальные умения ни стимулировали бы они на потребу восхищённым археологам будущего.

Деградация индивидуума

Но принудительный коллективизм компьютерной эры имеет и другую – не коллективную, но индивидуальную сторону. В условиях доминирования информационных технологий индивидуум постепенно становится таким же частичным работником, каким он был и в машинном производстве. Раньше он был бесправным придатком станка – теперь он становится почти столь же бесправным придатком общедоступного, но всё равно не зависящего от него и не контролируемого им информационного окружения, принадлежащего и управляемого, правда, уже не таким же отдельным человеком, как он сам, но «коллективным разумом» новых организаций.

Специализируясь на неизбежно узкой и, как правило, сужающейся теме, работник становится ограниченным, односторонне развитым. Если организация – это нечто «большее, чем человек», то её сотрудник, какие бы степени свободы ни были ему предоставлены, - неизбежно уже нечто меньшее.

Именно в этом заключается, с одной стороны, один из секретов успешности американской личной ограниченности, режущей глаз представителям других обществ, а с другой – причина последовательного и в итоге эффективного культивирования американским обществом этой ограниченности. Ведь ограниченность личности, её одностороннее развитие облегчают её встраивание в организацию и тем самым повышают её эффективность как частичного, пусть даже и творческого, работника.

Односторонне развитых людей легче складывать в организационные структуры – по тем же причинам, по которым строить сооружения из одинаковых и потому заведомо совпадающих друг с другом кубиков проще и надёжней, чем из хаотически подобранных объектов случайных, пусть даже и красивых, очертаний.

Именно в этой особенности американского национального характера заключается одна из причин того, что искусство составлять людей в структуры впервые появилось именно в США. А когда людей легче складывать в структуры, то и сами эти структуры работают надёжней и эффективней.

Оборотная сторона этого –упрощение личности не только как результат, но и как социальная цель, как объективная задача основной части организаций и общества в целом. Это ведёт к стандартизации, ограничивающей индивидуальное творчество и подрывающей этим саму возможность прогресса организаций.

Американское общество выработало множество механизмов (начиная с поддержки иммиграции творческих людей и пресловутой «политкорректности»), стимулирующих внутреннее разнообразие, но они остаются частичными, и описанное противоречие не только сохраняется, но и обостряется, создавая на наших глазах реальную угрозу западной цивилизации.

Возможен и иной вариант: противоречие между стандартизацией индивидуальных личностей ради удобства формирования организации и потребностью этих же организаций в необычных личностях ради стимулирования, необходимого для развития творчества, может быть решено на уровне коллективов, а не отдельных людей.

От коллективного разума – к глобальному

Развитие компьютерных технологий и формирование всемирной информационной сети может достигнуть момента, когда её сложность будет сопоставима со сложностью человеческого мозга или даже превысит её. С этой точки зрения нынешние раздробленные «коллективные сознания» могут стать элементами и контурами единого планетарного сознания (или нескольких глобальных), подобно тому, как индивидуальное сознание человека уже становится элементом сознания коллективного. Это сознание впервые в истории может сделать человечество (а точнее – его активно использующую компьютерные технологии часть) действительно единым целым.

При усложнении и сгущении информационных потоков на базе более развитых коммуникаций ещё до формирования единого планетарного сознания возникнут единые планетарные контуры переработки информации, носящие надчеловеческий характер и, вполне возможно, не воспринимаемые индивидуумами. Было бы безосновательным биологическим шовинизмом априорно утверждать, что этим контурам и связанному с ними планетарному разуму будут недоступны творчество и интуиция. Более того: близость по масштабу к единому информационному полю, являющемуся, вероятно, источником интуиции и творчества, позволяет допустить, что эта форма мышления будет более органична ему, чем отдельным личностям.

Снижение способности к творчеству со стороны интегрируемых в организации личностей может быть восполнено появлением нового субъекта творчества – глобального разума (или нескольких разумов такого рода), по-прежнему образуемого отдельными людьми и не существующего без них и вне них, но не осознаваемого и не замечаемого ими.

Человек будет постоянным источником пополнения информационного поля; возможно, некоторые его особенности (прежде всего эмоциональность) обеспечат ему положение уникального элемента в иерархии разумов и, соответственно, сделают его вклад в формирование информационного поля необходимым и незаменимым. Его биологическая, социальная и технологическая эволюция станет инструментом самосовершенствования надчеловеческого сознания.

Человечество, по-видимому, ещё не столкнулось с планетарными проблемами, требующими формирования и пробуждения планетарного же разума (или нескольких – скорее всего, цивилизационных – разумов, конкурирующих на глобальном поле). Но то, что инструмент этого формирования уже куётся вдохновлёнными похотью любознательности и наживы умами, заставляет вглядываться в убегающий горизонт развития в предвкушении новых проблем и свершений. Хотя, возможно, не только коллективный разум, но и грядущие планетарные проблемы будут доступными восприятию коллективного, но не индивидуального сознания, а мы сможем увидеть лишь их слабое и искажённое отражение, воспринимая их как частное изменение привычных проблем.

***

Главный результат развития информационных технологий прост: основным действующим лицом истории становится всё более разумная, всё более крупная и всё более «мягкая», то есть меньше претендующая на монопольное обладание своими членами, организация. Историю в ещё большей степени, чем в наполеоновские времена, делают «большие батальоны» - движущиеся сами и по своей воле, не ощущаемой для своих членов, больше не нуждающиеся в думающих за них и направляющих их Наполеонах, - по-видимому, отныне и навсегда.

А ноосфера, предсказанная Вернадским, на наших глазах стремительно сгущается в коллективное сознание, которое становится для нас новой, четвёртой (после природы, техносферы и социальных сетей) средой обитания– в отличие от трёх предыдущих, не осознаваемой нами.

 

 


[1]Отражённая в карикатуре в сборнике «Физики шутят», где бог на жалобу ангела на синтезировавших ещё один трансурановый элемент учёных сурово отвечает: «Ах так? Тогда добавьте ещё один нелинейный элемент в Истинное уравнение единого поля!».

[2] Разумеется, имеются в виду не более или менее убогие интеллектуальные спекуляции и тяжёлый бюрократический бред, расцветшие под этим наименованием в последние десятилетия как на Западе, так и в нашей стране. Философия как наука и стиль жизни – попытка постижения наиболее общих закономерностей всего сущего.

[3] Правда, знание часто оказывается недоступным для организации в силу своей ненужности для неё. Организация решает задачи выживания и развития среди других организаций, и обладание тем или иным конкретным знанием далеко не всегда значимо для неё, даже когда она действует в научной сфере.

[4] Повышение уровня конкуренции (переход от конкуренции между людьми к конкуренции между организациями и, далее, обществами) сопровождался повышением уровня разделения труда: от разделения труда между людьми и, затем, специализирующимися на тех или иных функциях организациями до разделения труда между обществами. Последние в зависимости от своего уровня развития превращаются в коллективных менеджеров, банкиров, учёных, собственников – или в частичных, не способных к самостоятельной жизни наёмных работников, а то и нищих.

6 сентября 2017
Cообщество
«Форум»
79 2 13 279
9 сентября 2017
Cообщество
«Форум»
74 0 4 745

Комментарии Написать свой комментарий
18 июля 2017 в 00:04

Эволюционный принцип, трактующий развитие как развертка от простого к сложному, от индивидуального сознания – к коллективному, коему вы апеллируете не состоятелен по причине того что эволюция (= история) подтверждала лишь обратный ход, - обращение сложного в простое, понятное дело, в силу дисфункции мозга, например, человека (сложного) в обезьяну (простое).

Образовательные институты приучили людей к мысли, что исторический подход к явлениям и событиям единственно возможный. Вред такого подхода состоит в том, что он исключает вечность. Между тем история ничего не объясняет, напротив она сама нуждается в объяснении. При новом подходе (см. подробно по ссылке: http://nnvashkevich.narod.ru/OSNOVI/osnovipol.html) история понимается как поиск живыми объектами, как одиночными, так и совокупными, любых уровней организации, своего правильного наперед заданного состояния, правильной наперед заданной формы, правильной наперед заданной диспозиции в общей системе. Считается, что изучая историю, можно понять будущее. Даже на примере простых форм жизни, растительных, видно, что это заблуждение. В прошлом опыте былинки не существует образа будущего в виде цветка и плода. Да и на более высоких уровнях организации жизни наблюдается та же картина. В прошлом опыте, например, кукушонка, не записано, что он, едва вылупившись из яйца, должен тут же выбросить другие яйца из гнезда. А где это записано? В его русском родовом имени кукушка, что в обратном прочтении означает КШ КК "прочь яйца".

18 июля 2017 в 02:56

Ну, батенька, почему же утверждение "изучая историю, можно понять будущее" считаете ошибочным? А как же "круги своя"?
И как же "В прошлом опыте былинки не существует образа будущего в виде цветка и плода"? Очень даже существует! "Отрицание отрицания" - давно известный принцип жизни и философская категория.

18 июля 2017 в 01:05

Работа НАУКОПОДОБНА, но к научному анализу отношения не имеет. То, что в обиходе называется: "шито белыми нитками".

Особого анализа (буду делать обязательно, сейчас нет времени - ухожу в тайгу) - и делать нет смысла, вопиющие КОСЯКИ: - прямо на поверхности
1) Автор ВЫДУМЫВАЕТ (с потолка или - по спец. "заказу") необходимые к доказательству постулаты, затем "подтягивает за уши" доказательства, проверка которых априори - невозможна (типа - в индивидуальные "мозги" мысли коллективного разума не входят: "размерчик не тот");

2) Автор ВЫДУМАЛ, что ИДЕИ (а значит - поведение, способы мышления, и даже целепостановление -изначально придаваемые индивидууиом, в коллективном разуме трансформируются, а далее - для индивидуального разума становятся недоступны. Чушь ПОЛНАЯ, да еще и с элементами умышленного игнорирования исторических фактов. А именно: огромное количество людей в истории не только ОБЛАДАЛИ возможностью понимать коллективное бессознательное (другой вопрос КАК это у них получалось, Делягин опять УМЫШЛЕННО обходит этот принципиальный вопрос!), но и управлять на основании МЫСЛЕЙ и УСТАНОВОК коллективного бессознательного - самим его носителем, то бишь коллективом. Примеры? Несть числа, и первые - как уж не далеко от "Завтра": Ленин, Сталин, Гитлер - причем это свойство последнего прекрасно ОПИСАНО в науке уж более чем 70 лет!!! Гениями и признанными авторитетами социологии и психологии! А для тех, кому "заумствования ученых" сворачиваю кровь - более простые примеры: Кашпировский, прямо управлявший не ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ мозгами зрителей, а их сознанием ЧЕРЕЗ сознание коллективного разума зрительного зала.

3) Исходя из вышесказанного (п.2) есть, работают, формируют ежечасно и ежеминутно коллективный разум именно ОТДЕЛЬНЫЕ личности с "открытым" коллективному личным разумом. Это столь же очевидно, - как присутствие ОБРАТНОЙ связи в этой сложной системе: именно этой связью живут ТВОРЧЕСКИЕ личности, и в первую голову - в искусстве. Не "Битлз" раскрутили рок-н-рол на весь мир, Пол и Джон лис УСЛЫШАЛИ потребность, коллективный запрос Человечества на новый арт. Так же работают и ПИСАТЕЛИ: отсюда, например, некое непонимание основного текста лучших работ З. Прилепина, которые критики характеризуют как набор "незаконченных", не связанных фрагментов, имеющих подсознательную целостность. А Захар просто ЗАПИСЫВАЕТ те фрагменты мыслей человечества, которые находятся в ведении коллективного разума! Делов то!

4) В теории систем достаточно уверенно и доказательно проработаны некоторые вещи, прямо и запросто поясняющие суть действия (поведения) этих систем, - намеренно ОТПУЩЕННЫЕ автором текста. Максимально упрощающее и адекватно отражающее "работу" коллективного разума понятие аттрактора автор просто игнорирует. Отчего? Оттого что РУХНУТ его выдуманные основания, постулаты. О "мизерности" и никчемности индивидуума, например, перед ГлобализЬмом!!!

А ведь аттракторами в суперсистеме - индивидуальные (точечные) разуиы + коллективный разум выступают как раз те самые ГЕНИАЛЬНЫЕ личности, которые и управляют хаотичными движениями в глобальной системе человечества - ВОЖДИ! Именно к ним народ тянется, именно от них отталкивается, именно - отдельными Вождями - направляется....

В общем, хорошо, что молодой человек приподнимает интересные темы. Плохо, что на троечку обладает методологией и рассуждениями, еще хуже - если выполняет политизированный заказ, что перед выборами не исключено. Некогда долго стучать по клавишам - ждут более великие дела - сегодня встреча с самым уникальным на планете кусочком дикой природы в самом диком оставшемся на планете месте - в дебрях безлюдных районов Уссурийской тайги!

18 июля 2017 в 03:01

Однако, Виктор, как можно эту работу (если она "заказная") использовать на выборах - ума не приложу...

18 июля 2017 в 07:39

Виктор, Вы там в тайге , поаккуратней - слышал, что там полно китайцев-браконьеров.
Надею, что какое-никакое ружьишко у Вас имеется.

18 июля 2017 в 02:43

Весьма уважаю Мих. Делягина, поэтому решился потратить время на чтение. Тем более тема мне интересна и близка.
Убедился, что "коллективный разум" о нахождении которого мечтаю и я, остаётся до сих пор теоретической абстракцией, преодолеть которую невозможно никакими смысловыми ухищрениями или допущениями.
То, что получилось у Михаила Делягина, можно назвать "гносеологической ошибкой". Не люблю этот термин, но вынужден его применять. Иначе можно сказать - ошибка выбора пути или технологии познания. В данном случае - изучения свойств разума.
Сразу оговорюсь - в данной работе множество весьма точных утверждений, наблюдений, выводов. Но из них, как убедился, не составляется новая теория - теория общественного сознания. Тема крупнейшая, поэтому мелочиться не буду.
Что есть разум?
Разум есть и у дождевого червя, а интеллектом обладает и воробей. Интеллект вороны может быть выше такового у отдельного человеческого индивида. Можно и определения дать, да ни к чему.
Что есть "коллективный разум"?
Ответ на этот вопрос обусловлен "строением разума" индивидуума, его отношения к мирозданию и своему в нём месту. Легко жить человеку, который ведёт своё происхождение от обезьяны. Легко, потому что априори считает себя "высшим звеном эволюции".
В ином случае всё сложнее. Разум человека есть лишь заготовка, способная "стать подобием..." До этого момента - коллективным может быть только безумие. Данное утверждение не нуждается в доказывании.
То, о чём говорит Мих. Делягин, - не "коллективный разум", а "разделение разума", подобное разделению труда или или операций в многоядерном процессоре. И этот "многоядерный" - всего лишь инструмент программы, заложенной в конкретную память, конкретный мозг.
И коллектив, и народ становятся "подмастерьями" индивидуальной идеи, инструментом её материализации. Каждый из "подмастерьев" может не знать не понимать, что и зачем делает. Какой уж тут "коллективный разум"!
Материализованную идею Гитлера победила материализованная идея Сталина.
Сегодня материализованную идею глобализации мог бы победить русский советский народ, но нет носителя идеи антиглобализации у рычагов управления русской цивилизацией.
"Гносеологическая ошибка" Мих. Делягина наиболее ёмко выражена в следующем его утверждении-мечте о "дарвиновской" эволюции человеческого мозга (четвёртый абзац снизу):
"Человек будет постоянным источником пополнения информационного поля; возможно, некоторые его особенности (прежде всего эмоциональность) обеспечат ему положение уникального элемента в иерархии разумов и, соответственно, сделают его вклад в формирование информационного поля необходимым и незаменимым. Его биологическая, социальная и технологическая эволюция станет инструментом самосовершенствования надчеловеческого сознания".
... Увы!

18 июля 2017 в 06:36

никогда не мог понять "коллективный разум", "коллективное сознание", "коллективное мышление" и т.п. Вот коллективный маразм или бред - понятно.

18 июля 2017 в 07:52

Раньше коллективный разум формировала газета "Правда", потом первый канал во главе с врагом народа Костей Эрнестом.
Наша задача - самим активней формировать КР, используя всяческую возможность, в том числе наш сайт.

18 июля 2017 в 11:18

А я понимаю это, как оболванивание коллектива, а не формирование чего-то там.

18 июля 2017 в 11:20

Результат же оболванивания - коллективный бред.

20 июля 2017 в 02:50

Полностью согласен. Средоточием Сознания (восприятия), а также той или иной мотивации (целеустремленности), рождающей целеустановки, являются в этом мире [мире действующей системы условностей] - высшие живые существа (биологические) - наиболее продвинутым из которых в обозримом мире является человек; а в мире безусловном (абсолютном) - Бог.
Коллективное сознание - это понятие, которое в человеческом мире может быть только условным; поскольку это всего лишь теоретически выводимое общее среднее информационное наполнение (непосредственные стремления, концепции, целеустановки, программы действий) , которое объединяет сознание какого-то количества людей. Оно также корректируемо и внушаемо как сознание отдельных индивидов - поскольку им и является.
А выражение, приведенное в эпиграфе статьи ( "отдельный человек перестал быть органом, которым Вселенная познаёт себя" ) - просто неадекватно. Никакого другого средоточия восприятия, кроме восприятия конкретного живого существа (индивида) в этом мире нет и просто не может быть. Для сознания нужно восприятие. Восприятие есть у индивида. Иные утверждения ничем не обоснованная пустышка (возможно, нужная для облегчения манипуляции массами недалёких индивидов).

А единственная адекватная система Разумного устройства мира людей очень проста и описана здесь:
https://cloud.mail.ru/public/c5b329eccc02/niitrino%20-%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80
(папка: "nii trino - информационный центр", файлы: "001. Центральная Технология".)
Она имеет в своей основе единственный код освобождения человечества от зла - принципы Христа. А в техническом плане имеет в качестве ядра - общедоступную Систему Конкурса Аргументации, освобождающую мир от любой нерациональности и выводящую всё Разумное на акцентированное развитие.

18 июля 2017 в 07:42

Чисто технический подход к вопросу. Суть-то, как представляется, вот в чём: является ли носитель "коллективного сознания" единой личностью или нет? Этот вопрос разрешён две тысячи лет тому назад христианством: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа" (Деян. 4, 32). И у этого существа, именуемого Церковь, появилось и одно сознание, именуемое соборным. А в основу его жизнедеятельности положена любовь, формой существования которой является святость. Всё возникающее помимо этого - нежизнеспособно.

18 июля 2017 в 11:24

А это вера. И никакая не коллективная, а индивидуально осознанная. Коллективная вера (под гипнозом или по повелению авторитета) - это фанатизм, т.е коллективный бред.

19 июля 2017 в 06:25

Вера, как краеугольный камень в основе мировоззрения, помогает понимать многие процессы, тем самым формируя коллективность истинных суждений.

18 июля 2017 в 12:20

"Превосходство коллективного сознания над индивидуальным проявляется прежде всего в сборе и реализации уже имеющейся информации: индивидуум может обладать лишь ограниченным объёмом накопленных человечеством знаний, коллектив же – практически всеми; индивидуум реализует лишь ничтожную часть своих знаний, а коллектив, как бы мало он ни знал, реализует практически все."
Это проблематичное утверждение...
Пример одного персонального исследования , одной загадки века...
http://samlib.ru/k/kizilow_g_i/150308-1.shtml

"Ибо мир, в котором основной сферой воздействия и главным полем боя стало наше с вами сознание, неизбежно полон призраков и предрассудков; увидев очередное чудовище, ущипните свой разум: не его ли это сон?"
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам...

"О «внутренней логике организации» и «бюрократической предопределённости» написаны горы литературы – от советской классики (см., например, «Новое назначение» Бека, на заре перестройки заново воспетого Г.Поповым)..."
Ну и какой вывод из " Нового назначения " Бека ?
" Участие в репрессиях - неминуемое условие нахождения внутри "номенклатуры" , участие в массовых репрессиях - условие нахождения внутри номенклатурной верхушки..."
В. Суворов " Очищение"
Михаил Делягин решил стать футурологом ?

18 июля 2017 в 17:12

Читать столько выше моих сил, поэтому
скажу самое главное.Что касается понимания
социальных процессов. разум и сознание находятся
в каком то недоразвитом состоянии.

Адекватное понимание действительности
возможно только при участии её преобразования.

19 июля 2017 в 08:59

Всё правильно - нужна ИНВЕРСИЯ сознания.

18 июля 2017 в 19:15

Адекватное понимание действительности... А мы вот ее уже проморгали;сейчас ,когда куча болезней и старость на носу, не до действительности,которую нам в молодости "замазывали" и скрывали под радостными лозунгами.А раньше - церковь молитвами.Сейчас потерянное поколение с интернетом в заоблачных и сказочных мирах...То книги,то телевизор...Со своими ровесниками не можем общаться (у нас с 50 лет уже аллергия на чужие и даже на свои проблемы).Наш теперь собеседник - ТВ и компьютер (фильмы). Фэнтези -книги.С 1917 г. проблема казалось бы решиться через образование. Потом нам сказали,что через культуру.Потом спорт.Потом сказали,что экономика во всем виновата,а среди нас много плохих юристов и несовершенных законов.Ударились в совершенство законов.Приняли чужие законы (всеобщие и непонятные) за образец.Теперь культуру нам прививают .Экономику и юриспруденцию внедрили. Тогда через коллективное сотрудничество мы наверное наконец-то поймем что нам надо? Вроде все равны и в целом равенства и справедливости как не было и нет. Но движемся опять вперед к новым экспериментам...Нам не понятно только кто эти эксперименты придумывает и заставляет всех им следовать? Понятно. Но сделать с ними ничего не можем. Своя рубашка ближе к телу:авось кто-нибудь другой свое геройство проявит и этих экспериментаторов в бараний рог свернет.Они своими тайнами и сообществами опутали весь мир.Их вывести можно только одновременно сделав чистку или дезинфекцию, в которой можно самим умереть...Фашизм же не в моде...

19 июля 2017 в 03:15

А началось все с Православия...То такое ограничение,то другое...То вам крепостничество.То вам петровские реформы.То не сажайте, да то не варите,то не ешьте... Так поступайте...Музыку такую пойте и так себе имена давайте...Яблони и ягоды ,чтобы не сажали русские (они ведь тысячелетие продавать их отучали),надо налоги им ввести...Это уже 20 век! А сейчас? В Америке подпольно гонят самогон...И это все им там можно? Только евреям все можно...

19 июля 2017 в 13:15

Почему-то при строительстве используют нормы расхода материалов и нормы затрат труда (оплаты)? Это влияет на цену строительства на 1 кв.метр.Талмуд целый.А при современной культуре торговли и сотрудничества притом глобальной используют только рынок и биржу как регулятор цен? Почему бы не составить талмуд на изделия других производителей и нормы расхода материалов на них? В ценнике указывать:сколько и каких материалов (цену можно посмотреть в талмуде производства этих материалов например) на это изделие израсходовано и если из мусора ,то все равно добыча...Т.е. цены не могут изо дня в день скакать, а должны быть постоянны определенный период времени...В холод больше нужно топлива? И топлива нужно больше на Севере? Так это для людей нужно.Это вообще отдельный вопрос ,затрагивающий быт и содержание трудовых ресурсов...Содержание животных у производителей выше на Севере если только? И то,оно может учитываться также и компенсироваться им... Вся промышленная деятельность делится по специфике:электричество и их механизмы,транспорт и их механизмы,строительство и их механизмы,ж\д и их механизмы,бытовые и прочие производственные станки, механизмы и зап.части к ним,жкх и механизмы для жкх,добыча ресурсов и их механизмы,торговля и их оборудование,бюджетные,с\х и их техника.В транспорте (технике) есть нормы расхода топлива и запчастей...

21 июля 2017 в 18:13

Хотя,это давно уже применяется ...Глобализм...Договора...Курс рубля как таковой только для понижения или повышения уровня жизни населения той или иной территории (в настоящее время его влияние ограничивается только на потребительскую корзину и принимается властями самостоятельно? Ну кому нужны покупки денег на биржах,если дают дешевые кредиты по ноль %? Это фикция про биржевую стоимость и курс рубля...).Договора, по сути,это долгосрочные договоренности и цены были бы постоянные.НО,но глобализм решил наживаться на тех,кто не входит в какие-либо группировки и союзы и для этого придумали БИРЖЫ.Вот как может повлиять на биржу пробег автомобильный или какая-то другая НОРМА? Никак.А вот договоренность и коалиция может повлиять на биржу и цены.

19 июля 2017 в 14:19

Молодец Делягин, поднялся на философский универсальный уровень. Конечно, коллективное сознание есть, это, втом числе, и коллективное сознание государственной власти, включающее национальные традиции, историческую память, образ мышления, эволюционно сложившийся у народа, его характер, коллективное сознание элиты, культурное, научное сознание, сознание правящей элиты, национальная идея государства, политические идеи и прогнозы на будущее. Коллективное сознание постсоветских государств взлохмаченное перестройкой, развалом, реформами, гражданскими войнами, находится в возбуждённом состоянии, когда активны все участки коллективного сознания, от архаических до ультрасовременных и мысль с лёгкостью скачет по этим участкам, извлекая из них образы, трансформируя их и перемешивая сосвоими современными образами, образуя фантастические потоки сознания, выплёскивающиеся на экраны телевизионных шоу, телефильмов и в других проявлениях коллективного творчества. Наверное, такое сверх активное состояние всех участков сознания называется безумием. Безумие коллективного сознания порождает чудовищ не только в сознании, но и воплощает их в реальности, делая её безумной.

20 июля 2017 в 03:06

Выражение, приведенное в эпиграфе статьи ( "отдельный человек перестал быть органом, которым Вселенная познаёт себя" ) - просто неадекватно. Никакого другого средоточия восприятия, кроме восприятия конкретного живого существа (индивида) в этом мире нет и просто не может быть. Для сознания нужно восприятие. Восприятие есть у индивида. Иные утверждения ничем не обоснованная пустышка (возможно, нужная для облегчения манипуляции одних недалёких индивидов над массами других).

Средоточием Сознания (восприятия), а также той или иной мотивации (целеустремленности), рождающей целеустановки, являются в этом мире [мире действующей системы условностей] - высшие живые существа (биологические) - наиболее продвинутым из которых в обозримом мире является человек; а в мире безусловном (абсолютном) - Бог.
Коллективное сознание - это понятие, которое в человеческом мире может быть только условным; поскольку это всего лишь теоретически выводимое общее среднее информационное наполнение (непосредственные стремления, мировоззрения, концепции, целеустановки, программы действий) , которое объединяет сознание какого-то количества людей. Оно также корректируемо и внушаемо как сознание отдельных индивидов - поскольку им и является.

А единственная адекватная система Разумного устройства мира людей очень проста и описана здесь:
https://cloud.mail.ru/public/c5b329eccc02/niitrino%20-%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80
(папка: "nii trino - информационный центр", файлы: "001. Центральная Технология".)
Она имеет в своей основе единственный код освобождения человечества от зла - принципы Христа. А в техническом плане имеет в качестве центрального ядра - общедоступную Систему Конкурса Аргументации, освобождающую мир от любой нерациональности и выводящую всё Разумное на акцентированное развитие.

20 июля 2017 в 03:37

Внимание всем! Провозглашаю новый, Разумный принцип власти в мире людей - в отличие от прежнего ущербного и неадекватного принципа примитивного человеческого произвола!

Практикующийся в настоящем мире принцип власти, отдаваемой на усмотрение избранных человеческих авторитетов, полностью себя дискредитировал - он напрямую подвержен коррупции, лжив и безответственнен, разделяет человечество вместо его объединения, служит враждебным населению примитивным интересам узких групп властьпридержащих, и в силу всего этого данный ущербный принцип власти тупых животных амбиций, не имеющих ничего общего с объективной Высшей целесообразностью человечества, является причиной происходящего в мире зла - немощности, неустроенности и разобщенности единого организма, именуемого человечеством. Не заметить этого факта и катастрофы, происходящей с миром людей в связи с этим, невозможно!

Новый, Разумный принцип власти, который сделает всё человечество единым и сильным Разумным Организмом, единой командой по максимально благоприятному для всех обустройству своего мира - это власть не избранных человеческих авторитетов, а самой наиболее чётко обоснованной аргументации, вносимой и согласованно определяемой самим человечеством по каждому конкретному закону, постановлению или системному решению. Действие данного принципа будет обеспечивать необходимая для этого простая и понятная Центральная Технология - которая с появлением общедоступной информационной сети давно стала возможной.

Мы вплотную подошли к самому важному и необходимому для всеобщего благополучия историческому событию в жизни современного человечества - его переходу от старого - примитивного, ущербного и неадекватного - к новому - Разумному и спасительному для мира людей принципу власти - власти честного, открытого и общедоступного Конкурса Аргументации, единственными участниками и судьями в котором (а значит и полновластными хозяевами своей жизни) на равноправной основе будут сами рядовые люди, а единственным критерием, задающим векторы развития всего мира - соответственно, всеобщие действительные Высшие интересы человечества, каждого из людей! Это то, что наконец сделает мир Разумным - активирует потенциал Разума человечества!

Распространяйте эту информацию!

Читайте введение в Центральную Технологию и её принципы здесь:
https://cloud.mail.ru/public/c5b329eccc02/niitrino%20-%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80
(папка: "nii trino - информационный центр", файлы: "001. Центральная Технология".)

20 июля 2017 в 03:39

Принципы Христа ещё никогда не были реализованы человечеством!
Мы только должны воплотить на Земле эту единственную спасительную для человечества Принципиальную Основу, чтобы освободить мир от зла!

СССР, чьей идеей на словах была социальная справедливость, рухнул потому, что не был основан на принципах Христа, соблюдение которых НЕОБХОДИМО для организации системы, отвечающей этому назначению. Поэтому СССР, будучи неадекватной системой, просто сгнил, был съеден корозией, коррупцией, заложенной в его принципиальном устройстве, и развалился. У этого высокомерного проекта, отвергающего Высшую Истину (Христа) и выпячивающего вместо неё в качестве высшего приоритета тёмные и недалекие человеческие учения, устоять и не разрушиться в мире действующей организации лукавого (талмудистов) не было никаких шансов.

Принципы Христа (РАВНОЗНАЧНОСТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ, ВЫСШИЙ ПРИОРИТЕТ ИСТИНЫ (ХРИСТА) НАД ЛЮБЫМИ ЗЕМНЫМИ АВТОРИТЕТАМИ И ИНТЕРЕСАМИ, БЕЗУСЛОВНАЯ СВОБОДА СЛОВА (АРГУМЕНТАЦИИ), СУДЕБНАЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ САМОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПОЛНОМ ЕГО ОБЪЕМЕ, А НЕ ДЕПУТАТОВ, ОТДЕЛЬНЫХ ВЕЛЬМОЖ) - это единственный код безопасности и всеобщего Высшего благополучия, данный человечеству Свыше для его объединения и спасения от зла. ТОЛЬКО его принятие в качестве всеобщего Высшего приоритета лишит лукавого всех его лазеек и сделает мир людей - единым и Разумным целым, Миром всеобщего Высшего благополучия, безопасности и самых высоких возможностей для каждого из людей. Пора человечеству однозначно понять это. Оно должно быть не тем враждующим с самим собой недоразумением, каким оно стараниями организации талмудистов является сейчас, а единой командой по максимально благоприятному для всех обустройству своего мира. Это в Высших интересах абсолютно каждого из людей! А достичь этого человечеству позволит именно и только принятие в качестве единой Высшей основы Евангельских принципов Христа.

Коммунисты и близко не подходили к этим принципам. Не было ни освобождающей систему от коррупции свободы слова, ни, соответственно, приоритета истины, ни подконтрольности власти населению, ни законодательной и судебной власти самого населения, ни равнозначности всех людей. Власть как обычно узурпировали отдельные стяжатели, а бесправное население определили как бессловесных рабов. Не было даже законодательно установленного верхнего предела личных доходов по отношению к среднему уровню по работающему населению. Всего этого не было даже в чертежах - не говоря уже о практике.
А без всего этого, без отчетливого следования принципам Христа, человечеству невозможно уйти от власти зверя (неподконтрольной обществу нечестивой человеческой власти, подчиненной лукавому) и обрести Высшее благополучие.
Любая система, построенная любыми высокомерными, напыщенными безумцами в обход Евангельских принципов Христа и самого Его имени - единственного имени, означающего для человечества Спасение - рухнет и погребет под своими обломками своих строителей.

Нет, ребята, давайте не будем больше строить подобную идиотскую, высокомерную человеческую отсебятину, за которую будем расплачиваться мы и наши потомки; - давайте на этот раз сделаем всё по тем чертежам, которые даны нам Свыше и означают единственный адекватный путь!

Всякая аргументация, претендующая на освобождение этого мира от какой-либо его нерациональности, должна наконец обрести свободу, общедоступность и акцентированное право на рассмотрение всем человеческим обществом, которое и должно быть по ней единственным судьёй, исследующим её и выносящим по ней свои вердикты - в этом принцип активации Разума, открывающий путь к эффективному Разумному развитию человечества!

Предлагаемая система активации Разума человечества - Метатехнология (технология технологий, Центральная Технология). (Файлы 001). Это система технического обеспечения действия на Земле принципов Христа (то есть система обеспечения действительного всеобщего высшего благополучия, безопасности и высоких возможностей для каждого из людей).

20 июля 2017 в 03:42

Сейчас ещё нет и церкви... Церковь - это равноправное и равнозначное общество людей, выбирающих своим Высшим приоритетом простой и единственный код спасения человечества - Евангельские принципы Христа. То есть это просто общество в обычном понимании этого слова, но объединенное истиной. А то, что сейчас зовётся "церковью" - это вовсе не общество равноправных и равнозначных, а созданная земными властителями подмазывающаяся под "религию" иерархическая властная структура по идеологической обработке населения. И ни к каким принципам Христа она общество не ведёт (вот уже тысячи лет "деятельности" - плоды очевидны: результат нулевой). Никакой властной иерархии в церкви быть не должно. Это заповедь: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос."
Не должно быть никаких "отцов", "учителей", "наставников" и тем более "святейших". Христос - единственный Учитель. А учение Христа очень просто и доступно всем в Евангелии без всяких лукавых посредников, пытающихся присвоить Его авторитет и учить своему якобы от Его имени. Необходимо соблюдение этого принципа приоритета в головах людей истины (учения Христа), а не человеческих авторитетов, которые кто-то пытается туда поставить в своих интересах. (Это первая заповедь Христа, которую человечеству необходимо знать - чтобы обращаться к Евангелию, а не к лукавым человеческим учениям, противоречащим Ему и уводящим человечество от истины (Христа) во тьму и хаос).
На Земле необходима власть обоснованной аргументации (признанной таковой судом всего общества), а не каких-то установленных авторитетов в лице людей или отдельных групп людей. Суд (на основе аргументации) должен принадлежать самому обществу в полном его объеме. А для этого необходима честная и полностью открытая и общедоступная Система Аргументации - она должна быть властью. Она является важнейшей частью Центральной Технологии, которая должна быть ядром системы мира людей, его Центральной Системой, Собором, объединяющим человечество в единое целое - в единый Разумный Организм. Это простая система адекватного суда самого общества в полном его объеме, устранения любых нерациональностей и надёжной фиксации и акцентированного развития всего Разумного. Её создание в интернете - элементарно. Эту простую и элементарную идею просто необходимо распространять и требовать её воплощения. Суд о том, что есть адекватность - самому человеческому обществу! (Иначе, сама по себе, тупая коррупция человеческой власти никогда не даст пути никакой адекватности).

Для того, чтобы адекватность взяла верх, нужно просто всеобщее понимание, что для этого необходима честная Система Аргументации с равноправным доступом для всех и всеобщее стремление к ней. Тогда это точно будет реализовано.

20 июля 2017 в 08:45

Д.Леонтьеву.
Пишите много, но при отсутствии общей методологии сравнения.
Например: РАВНОЗНАЧНОСТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ, ВЫСШИЙ ПРИОРИТЕТ ИСТИНЫ (ХРИСТА) НАД ЛЮБЫМИ ЗЕМНЫМИ АВТОРИТЕТАМИ. - требует всестороннего обоснования.
Это и есть теория Общественного сознания!
А вы отделываетесь пустыми фразами:. ....Суд (на основе аргументации) должен принадлежать самому обществу в полном его объеме.... Это и есть либерализм в полном объеме.

20 июля 2017 в 19:18

Обоснование есть, и вполне отчётливое - вот здесь:
https://cloud.mail.ru/public/c5b329eccc02/niitrino%20-%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80
(папка: "nii trino - информационный центр", файл: "007. Принципы Христа - единственный код безопасности человечества и его высшего благополучия" )

Заповеди Христа ровно об этом; - это их транскрипция для социально-политической сферы.

21 июля 2017 в 08:25

Д. Леонтьев. Изложенные в Вашей указанной работе ПРИНЦИПЫ носят аксиоматический характер (читай: частный, локальный индивидуальный), а следовательно не могут быть лечь в основу ВСЕОБЩЕГО объединительного характера справедливости, так как не соответствуют Реальности.

21 июля 2017 в 08:44

Чем они вам не угодили?

21 июля 2017 в 15:23

Чтобы действительно достичь лучшего, нам всем в любом случае придётся повысить свой нынешний уровень сознания и сознательности. Стать благополучным обществом, не становясь общественно ответственными, не думая о благополучии других, невозможно - это просто утопия. И пессимизм здесь равен поражению - и потому априори неприемлем. Нужна вера в лучшее, - в самое лучшее!

Вера и оптимизм ищет возможности; неверие и пессимизм - причины. И то и другое ВСЕГДА находит.
В итоге в первом варианте мы движемся к цели; во втором - остаёмся на месте и тупо ждём смерти...
Вывод: необходимо верить в лучшее и стремиться к нему - именно это даёт в итоге достижение цели; а неверие - губительно.

21 июля 2017 в 18:48

Дмитрию Леонтьеву.
Согласен с пожеланием оптимизма и повышением уровня сознательности.
Вот только сколько уже мыслителей за прошедшие века надеялось на это, но в ожидании и тщетных усилиях по "повышению" сошло в могилу.
Оптимизма мало.
Ещё нужно понимание, что существующий ничтожно низкий уровень "общественного сознания" всегда будет таким.
Следовательно, оптимизм может заключаться только в неустанном поиске технологий выхода из комы при таком сознании.
В ином варианте - мы "остаёмся на месте и ..."

21 июля 2017 в 21:20

Геннадию Сергееву.
Уже писал об этом (по ссылке, файл 001). Эта ситуация вовсе и не статична! Само наше мироустройство приблизилось Небом навстречу адекватности. Мир людей уже объединен единой общедоступной информационной сетью; - осталась самая малость: придать этому объединяющему нас информационному пространству нужную организацию - и человечество станет единым Разумным Организмом. Интернет и дан Небом человечеству именно для этого. И это - совершенно новая реальность, то, чего раньше не было. Уже на основании этого (потрясающего на самом деле) изменения можно полностью логично считать, что человечество вовсе не обречено на вечное проклятие; оно движется Небом к реализации его Разумного потенциала, заложенного в нём изначально. И возможность его невообразимой по своим масштабам реализации, в результате которой его благоприятное развитие ускорится в тысячи раз, уже вполне явственно просматривается! И концепция, всеобщее понимание которой необходимо для этого, очень проста! (Файлы 001. Центральная Технология).

21 июля 2017 в 21:34

Эта невероятная по своему значению возможность выпала именно на наше время - именно мы, живущие сегодня, должны это сделать.

21 июля 2017 в 16:24

Статья очень хорошая, правильная! Она как холодная окрошка со льдом в жаркий день, или вобла под пиво. Вот только не хватает очередных зарисовок про разрушителя российской экономики Чубайса, а также рецептов приготовления котлет де валяй.