Авторский блог Александр Андрух 15:18 18 декабря 2017

Формула поступательного и революционного социального развития

коротко о главном;

Вопрос отчасти риторический, но в большей мере философский и напрямую касающийся утверждения «бытие определяет сознание»: что способствует или препятствует проявлению тех или иных человеческих качеств и в какой мере они «делают» погоду? Или, другими словами, бывает ли «собака кусачей только от жизни собачей»? Ну, вот к примеру, какой-нибудь барыньке, пусть даже от рождения унаследовавшей не самый благожелательный характер, по-видимому ничего не стоит быть «доброй» и «отзывчивой» на чужое несчастье, на чужую беду, в то время, как забитой жизнью крестьянке, нелегко порой осветлить своё лицо хотя бы улыбкой! И вторая при их встрече робко и с долей укора сказала бы первой: «Легко вам, барышня, быть такой доброй: вон вы какая – вон у вас сколько всего! Мне же, горемычной, и хлеба-то не всегда вдоволь поесть приходится.., и муж меня бьёт нещадно.., и дети рыскают как волчата голодные.., изба, вон, покосилась – поди, вот-вот завалится…». А та, в свою очередь, ей в ответ: «Ну что ты, голубушка! Не стоит так омрачать свою душу, вокруг тебя столько прекрасных вещей! Подумай о чём-нибудь положительном, возвышенном, романтичном – и, вот увидишь (сама знаю по собственному опыту), хандру как рукой снимет! А вместо разочарования, отчуждения и обозлённости в твою душу непременно войдёт доброта, благодушие и любовь!.. Стоит лишь захотеть!».

Когда-то Тютчев написал: «Как сердцу высказать себя?\Другому как понять тебя?\Поймёт ли он, чем ты живёшь?\Мысль изречённая есть ложь...». Поэт с гениальной прозорливостью и в то же время простотой высказал трудно выразимую даже в философской среде проблему взаимосвязи и взаимопонимания между субъект-объектами! Ибо степень взаимопонимания основана чисто на степени сходства и разнствования у каждого из нас накопленного эмпирического материала и субъективного представления об окружающем мире вообще, то бишь то, что народ незамысловато выражает поговоркой: «Сыт голодного не понимает»!

Но поскольку взаимопроникновение бытия в сознание и наоборот в силу индивидуально-личностных особенностей каждого создаёт многообразие ментальных сфер этого самого бытия, которые, несмотря на различные степени их соприкосновения, никогда полностью на совпадают и являются всё же разнствующими, то и всегда возникает так сказать «разность потенциалов» между всяк и каждым, появляется т.с. «напряжение непонимания». И их, таких сфер бытия, ровно столько, сколько существует вокруг нас тем или иным образом взаимодействующих между собой субъект-объектов! Однако ни для кого не секрет, что период хаотического и спонтанного развития ранних человеческих сообществ давно завершён, от палеолита нас отделяют тысячи лет и человек сегодня живёт в так или иначе устоявшемся, пусть и неоднородном обществе. Сама же эта неоднородность сконденсировано представлена в виде социальных групп, таких как классы, касты, слои и прослойки, внутри которых соблюдена условная близость всех тех, кто их составляет – близость имущественная, ментальная, идеологическая. И на примере не только строк стихотворения Тютчева, но и тех самых барыньки с крестьянкой, хорошо видно, что ни материального, ни духовного, ни даже просто сочувственно-понимающего взаимопроникновения между ними никаким образом быть не может! Ибо одни из них «страшно далеки от народа» – от тех других, что имеют неизмеримо более низкий образовательно-культурный уровень, не позволяющий им даже мечтать о том, чтобы приблизиться к первым, а третьи являются как бы прослойкой между этими двумя, тяготеют и стремятся к первым, но по своим главным образом имущественным параметрам скорее принадлежат ко вторым! Такое состояние любого общества и является той «кислотно-щелочною» средой, что способна создавать ток социального развития силою уже упомянутого «напряжения», способна какое-то время держать «разность потенциалов» общества на некоем пусть и слегка колеблющемся, но всё же относительно постоянном уровне! Если же в силу определённых объективно-субъективных причин «разность потенциалов» увеличивается или происходит её скачок, что влечёт за собой и резкое увеличение «напряжения», то не исключена перегрузка системы, которая может спровоцировать разрушение устоявшихся, но обветшавших связей и цепей, т.е. может произойти некий общественный взрыв в виде революции, во время которой держится высокий вольтаж общественного напряжения и существует опасность необратимых разрушительных процессов. Избежать которые возможно лишь понижением общественного напряжения. А это в свою очередь возможно только в случае проявления в обществе единства и синергии! Поэтому первый этап (период повышенного общественного вольтажа) как правило знаменателен своеобразной зачисткой пространства от тех элементов, которые по определению не способны к такому единству и синергии, т.е. гражданской войной, в которой как в плавильном котле осуществляется физическая и духовная переплавка человеческого материала до нужного качества булата! После чего напряжение стабилизируется, жизнь постепенно входит в свою колею и после скачка и перерыва продолжается линия поступательного общественного развития, но, по идее, в более высоких координатах…

Если попытаться такой процесс представить в виде той или иной степени точности формулы (хотя это заведомо неблагодарное занятие: всё-таки люди – это не атомы и молекулы), то получится некий аналог закона Ома в физике, только наоборот: I=R/U. То есть сила общественного развития (I) будет обратно пропорциональна социальному напряжению (U) и прямо пропорциональна его синергии и сплочённости (R)! Конечно, всё это весьма условно, и, даже если основная формула изменит свой вид и обрастёт множеством коэффициентов и поправок, то она не станет, подобно аналогичным формулам физики и математики, стопроцентно выверенной и точной, поскольку повторяю люди в своём развитии несоизмеримо превосходят фигурантов этих точных наук – атомы, молекулы и абстрактные (пустые) математические единицы!

И в завершении несколько слов о самих фигурантах формулы: I, R и U.

Итак, сила общественного развития (I), как нетрудно догадаться, представляет собой интенсивность всех тех преобразований, которые служат повышению духовного и, как следствие, материального уровня общества, а также успех, постоянство и необратимость этих преобразований.

Величина синергии (R) показывает насколько вектор личных, групповых и всего общества в целом усилий сонаправлены. Насколько велика степень энтузиазма и самопожертвования каждого из членов общества в свершении преобразований, которые побуждают движение в верном, способствующем развитию и истинному прогрессу направлении!

И, наконец, фигурант (U). Он является индикатором вот того самого понимания-непонимания между барынькой и крестьянкой, того трения-напряжения, которое естественным образом существует между людьми, но которое особенно выпукло проявляется между людьми, принадлежащими к существенно разнящимся, а то и диаметрально противоположным, группам (классам). И, натурально, чтобы это напряжение максимально нивелировать, и тем самым, исходя из формулы, повысить силу общественного развития, необходимо, чтобы ни барыньки, ни крестьянки не было и в помине, а на их месте были бы две самые близкие и любящие друг друга подруги!..

Дело осталось за малым – найти способ измерять количественно эти важнейшие показатели :)…

1.0x