Авторский блог Андрей Аганин 16:19 31 октября 2018

Формы государственного правления, или Что такое тимократия?

Примером тимократии считается государственный строй в Афинах, установившийся в VI веке до н.э. в результате реформ Солона, и в Риме – после реформ, приписываемых Сервию Туллию. Для некоторых форм тимократий характерно действие принципа Питера. Но всё-таки тимократия лучше (выше) олигархии и несколько ближе к подлинной аристократии.

двойной клик - редактировать изображение

Легенда:

Синий цвет президентские республики, полное руководство исполнительной властью президентом, президент является главой правительства.

Зелёный цветпрезидентские республики или директории, где исполнительная власть президента или коллективного исполнительного органа зависит от парламента.

Жёлтый цвет смешанные республики (полу-президентские, парламентско-президентские, президентско-парламентские) правительство подотчётно парламенту и президенту, парламент влияет на выбор главы правительства президентом.

Оранжевый цвет парламентские республики, парламент формирует правительство, в которых исполнительную власть выполняет президент или Федеральный совет, избираемый парламентом. Также парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняет премьер-министр

Красный цвет парламентарные конституционные монархии, парламент формирует правительство, а монарх не обладает реальной властью.

Лиловый цвет конституционные монархии, в которых монарх обладает реальной властью, часто (но не всегда) при слабом парламенте (дуалистические монархии).

Фиолетовый цвет абсолютные монархии.

Коричневый цвет республики, в которых ведущая роль одной партии закреплена конституцией (государства с однопартийной системой).

Оливковый цвет государства, где не существует основного закона по правительству (военные диктатуры).

Серый цвет государства, не подходящие ни к одному из выше приведённых определений.

Эта карта показывает формы правления de jure, а не de facto.

Некоторые государства, которые по конституции являются многопартийными, с демократической процедурой формирования власти, могут оцениваться как авторитарные, с доминированием исполнительной власти.

1. Форма государственного правления – элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Форма правления в узком смысле – это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Форма правления в широком смысле – это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма правления показывает:

1) система высших органов государственной власти;

2) структуру высших органов государственной власти;

3) какие принципы лежат в основе взаимодействия между органами государственной власти;

4) как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами;

5) в какой мере организация органов государственной власти позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти – наследственный или выборный глава государства в государстве, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, – словом, как устроена система разделения властей.

2. Критерии определения формы правления:

1) способ передачи власти (наследование или путём выборов);

2) ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несёт юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);

3) разграничение властных полномочий между органами государственной власти.

3. Основные формы правления:

3.1. Монархия.

Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии:

1) единоличным главой государства является монарх;

2) власть переходит по наследству;

3) монарх юридически безответствен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархии:

1) абсолютная монархия (неограниченная) – государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (ОАЭ, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан, Саудовская Аравия);

2) ограниченная монархия – государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

2.1) сословно-представительная монархия – монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет;

2.2) конституционная монархия – монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

2.2.1) дуалистическая монархия – государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко);

2.2.2) парламентская монархия – государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Соединённое Королевство, Япония, Дания). Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично.

Абсолютная монархия

Конституционная монархия

Дуалистическая монархия

Парламентская монархия

1

Принадлежность законодательной власти

монарху

разделена между монархом и парламентом

парламенту

2

Осуществление исполнительной власти

монарх

формально – монарх, фактически – правительство

3

Назначение главы правительства

монарх

формально – монарх, но с учётом парламентских выборов

4

Ответственность правительства

перед монархом

перед парламентом

5

Право роспуска парламента

нет парламента

у монарха (неограниченное)

у монарха (по рекомендации правительства)

6

Право вето монарха на решения парламента

нет парламента

абсолютное вето

предусмотрено, но не используется

7

Чрезвычайно-указное законодательство монарха

неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

только в период между сессиями парламента

предусмотрено, но не используется

8

Современные государства

Саудовская аравия, Оман

Иордания, Кувейт, Марокко

Соединённое Королевство, Испания, Нидерланды

3.2. Республика.

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления:

1) всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2) главой государства является президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3) высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

3.1) они избираются на определённый срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

3.2) возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик:

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несёт ответственность.

1) президентская республика – государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может – здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор);

2) парламентская республика – государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, Германия);

3) смешанная республика – в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом государства (Россия, Украина, Португалия, Франция);

4) директория – форма организации верховной власти в виде особой коллегиальной формы управления, в которой исполнительная власть принадлежит нескольким лицам. Термин возник впервые во времена Французской революции, когда по конституции 1795 – 1799 годов, правительство находилось под управлением пяти директоров. В настоящее время такая форма правления существует в Швейцарии, где высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет, состоящий из семи членов.

Парламентская республика

Президентская республика

Смешанная республика

1

Статус президента

должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры

одновременно глава государства и глава исполнительной власти

глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом конституции

2

Способ избрания главы исполнительной власти

мандат получает от парламента

мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов

3

Порядок формирования правительства

парламентом на основе парламентского большинства

президентом

совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)

4

Ответственность правительства

перед парламентом

перед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия)

одновременно перед президентом и парламентом

5

Наличие у президента законодательной инициативы

отсутствует

обладает

как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть

6

Право вето президента на решения парламента

отсутствует

сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента)

как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето

7

Право президента распустить парламент

используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно

отсутствует

обладает

8

Наличие поста премьер-министра

имеется

отсутствует

имеется

9

Современные государства

ФРГ, Италия, Австрия

США, Аргентина, Мексика

Франция, Румыния, Россия

4. Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления:

4.1) монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) – такая монархия имеет главный республиканский признак – систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов – правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путём выборов;

4.2) республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) – в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии – несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Казахстан, Гамбия). Исторический пример – республики Венеция и Генуя обе с пожизненным дожем;

4.3) теократическая республика (исламская республика) – особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с конституцией 1979 года главой государства является Рахбар – высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый населением на альтернативных выборах президент, а законодательную – однопалатный парламент (Меджлис). Кандидаты на должность президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

5. Формы правления, политические режимы и системы в настоящее время крайне разнообразны. Относительно полный их перечень гораздо шире, нежели монархия и республика. И всё же их стоит перечислить все в алфавитном порядке. Итак:

1) автократия;

2) авторитаризм;

3) анархия;

4) аристократия;

5) бюрократия;

6) геронтократия;

7) демархия;

8) демократия;

9) деспотизм;

10) джамахирия;

11) диархия;

12) диктатура;

13) идеократия;

14) изократия;

15) клептократия;

16) коммунизм;

17) корпоратократия;

18) критархия;

19) марионеточное государство;

20) матриархат;

21) меритократия;

22) милитократия;

23) монархия;

24) ноократия;

25) однопартийная система;

26) олигархия;

27) охлократия;

28) патриархат;

29) петрократия;

30) плутократия;

31) республика;

32) стратократия;

33) талассократия;

34) теллурократия;

35) теократия;

36) технократия;

37) тимократия;

38) тирания;

39) тоталитаризм;

40) хунта;

41) этнократия.

двойной клик - редактировать изображение

6. Особо интересен политический режим в форме тимократии. Тимократия (др.-греч. τῑμοκρᾰτία, от τῑμή «цена, честь» + κράτος «власть, сила») – политический режим, при котором государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Является одной из форм олигархии.

Термин «тимократия» встречается у Платона («Государство», VIII, 545) и Аристотеля («Этика», VIII, XII). Также упоминается в трудах Ксенофонта.

По Платону, изложившему идеи Сократа, тимократия – власть честолюбцев, как правило принадлежащих к классу военных, является отрицательной формой правления, наряду с олигархией, демократией и тиранией. Тимократия по Платону имеет тенденцию перехода в олигархию по мере накопления богатства правящим классом. В своём труде «Государство» Платон описывает пять режимов (из которых четыре являются несправедливыми). Тимократия указана как первый «несправедливый» режим. Аристократия перерождается в тимократию, когда из-за просчёта со стороны своего управляемого класса следующее поколение опекунов и вспомогательных лиц включает лиц более низкого порядка (лица с душами из железа или бронзы, в отличие от идеальных опекунов и вспомогателей, у которых есть души из золота и серебра). Тимократия, выбирая своих лидеров, «склоняется скорее к более пылкому и простодушному типу, который лучше подходит для войны». Город-государство Спарта предоставило Платону реальную модель для этой формы правления. Современные наблюдатели могут описывать Спарту как тоталитарное или однопартийное государство, хотя детали, которые мы знаем об этом обществе, приходят почти исключительно от врагов Спарты. Идея милитаризма-стратократии точно отражает фундаментальные ценности спартанского общества.

По Аристотелю, тимократия – положительная форма власти, имеющая тенденцию перехода в отрицательную форму – демократию, ибо эти виды государственного устройства имеют общую грань: тимократия тоже желает быть властью большого числа людей, и при ней все относящиеся к одному разряду равны. Аристотель позже написал в своём сочинении «Никомахова этика» (Книга 8, глава 10) о трёх «истинных политических формах» для государства, каждое из которых могло появиться в коррумпированной форме, став одной из трёх негативных форм. Аристотель описывает тимократию в смысле господства собственников: она включала одну из его истинных политических форм. Аристотелевская тимократия приближалась к конституции Афин, хотя Афины олицетворяли испорченную версию этой формы, называемую демократией.

Примером тимократии считается государственный строй в Афинах, установившийся в VI веке до н.э. в результате реформ Солона, и в Риме – после реформ, приписываемых Сервию Туллию.

Для некоторых форм тимократий характерно действие принципа Питера.

Но всё-таки тимократия лучше (выше) олигархии и несколько ближе к подлинной аристократии.

1.0x