Документальный фильм из интервью и хроники, которую удалось откопать, приурочен к выходу первого панк-сборника "Панк Революция-1" (1996). Оператор, монтаж - Юрий "Гусинский"; редактор - Евгения Башурина; художественное оформление - Маша Логофет
Участвуют (в скобках группа, в кавычках прозвище):
Руслан "Пурген"(Purgen), Миша "Клэш" (Чудо-Юдо), Олег "Черепах" (Азъ), Глеб "Ящер" (Satan Claus), Анатолий "Гоголь" (Кретинические дни), Сергей "Трубер" (Pig Bastards), Дмитрий "Турист" (Satan Claus), Алексей "Кашмар" (Шрапнель), Сергей "Жабер", Миша "Зёбер" (Знак Вопроса), Сергей "Зуй" (Изгои), Дима "Пионер", Владик (Фабрика Свободы), Олег "Сундук", Надя "Жора" (Пункер Haus), Артём "Горб" и Вася "Вассо" (Ё.жи), Илья "Ситянский" и Андрей "Краморов" (То.Да.Сё), Леонид "Сэм" (Satan Claus), Миша "Змей" (Pig Bastards, Знак Вопроса), Алексей Ленин.
Андрей СМИРНОВ.
При всей специфике темы, надо признать, фильм смотрится с интересом. И не без удивления узнаёшь на экране некоторых знакомых, с которыми на рубеже веков сталкивался уже в бункере НБП. Девяностые – вообще время панков. Главное политическое открытие статусной политики девяностых - Жириновский, чем не панк? Вот на открытии клуба "Sexton FOZD" в 1992 году с Жириком обнимался лидер группы "Наив", о чём, думаю, предпочёл бы сейчас забыть. Кстати, перед первыми парламентскими выборами в «свободной России», кажется, «АиФ» провёл полевое исследование – за кого субкультуры и каким-то образом выяснил, что панки за Жириновского. Впрочем, не факт, что кто-то из «панк-респондентов» дошёл до избирательного участка.
"Панк-революции" выходили под эгидой "Корпорации тяжёлого рока" на фирме "Союз" (!). В первых собраниях принимали участие те же "Тараканы" (тогда "4 таракана"), которые вскоре выделились во "вменяемый" панк-рок, сиречь поставленный на коммерческую основу и дрейфующий в сторону поп-панка. А фильм Юрия Гусинского посвящён персонажам "московской панк-тусовки" — пожалуй, именно они воплощали для обывателя внешние приметы стиля — ирокезы, клёпки, солдатские ботинки. И музыка — простая, шумная, грубая. Помню, в ходу была формула «панк не умер – он просто так пахнет» и оспаривать её было сложно.
Нельзя сказать, что эта "революция" сильно увлекала. В том же отечественном панке (при всей условности жанра, под который ведь подписывали ещё и "ДК", и "Алису", и "Монгол Шуудан", и Лаэртского) мы были ориентированы на "сибирское вторжение" и московский "формейшен". Хотя в полосе "Рок: русское сопротивление" кое-какие имена настоящего сообщества фигурировали: были рецензии на "Пурген", "Ё.жи". Как-то даже опубликовали манифест группы "Азъ" и получили втык от ответственного секретаря за пассаж "хаос миру необходим" — "ребята, мы же за порядок!".
Тогда же в роликах КТР лидера "Азъ" Олега Черепаха рекомендовали как настоящего панка, несмотря на то, что "ему уже 45 лет". В те годы это казалось безумным и невозможным, хотя спустя два десятка лет, глядя на иных знакомых контркультурного толка, та мистификация не кажется такой уж неописуемой. И некоторое брюзжание персонажей фильма, что «мы–то были взаправдашними, не то, что нынешние» – пожалуй, оправданно.
Фильм хоть и укладывается в череду ностальгической социологии, но скорее это анти-"Остров 90-х", если вспомнить недавние камлания либералов. Зримую альтернативу для многих хорошо сформулировал Руслан "Пурген" — "идти в милицию, в бандиты или в панки". Возможно, именно умение хромать на обе ноги, когда все идут строем к пропасти, и продлевает историю панков в России.
Сергей УГОЛЬНИКОВ.
В фильме можно сразу увидеть авторский взгляд, который ближе к телевизионному, а не киношному формату. Возможно, так и было задумано, ведь начало фильма отсылает к легендарной "Программе А". Даже как-то не хватает навязчивого проигрыша «Долго бы любил ещё "Любэ", если б не видал "Программу "Гэ". («Гэ-гэгэ-гэгэ» по вкусу). Из пародийного эффекта слегка выбивают «стендапы» (вот за что на Парфёнова в аду найдутся отдельные угли, не считая очевидных). Конечно само появление режиссёра в кадре на характерных локациях – это не грех, покатит за Майкла Мура, но почему он черепушкой не трясёт, как водится у маститого энтэвэшника?
Панки, это, безусловно, более автохтонное явление для РФ, чем хиппи. Во-первых, по казанскому направлению есть станция "Панки", про которую написал пронзительную песню Александр О’Шеннон. Во-вторых святоотеческим люберам был голос свыше: «хиппи бить нельзя, они безобидные обсосы, а вот панки – разносят нехорошие болезни, потому что не моются, валите их, православные граждане в клетчатых штанах». То есть чувствовали идеологи конкуренцию на одном поле. И, в-третьих, вспоминая пресловутого "гаранта Конституции РСФСР" - ну реально панк. Не могу его представить себе «аскающим» в трубе на проход в метро - не хиппи. Или с «единым» на все виды транспорта - как водилось у скинхедов-денди). А вот приняв на грудь, отполировав непонятными веществами, стащив что-нибудь с лотка у рыночной торговки, и, без билета, с расстёгнутой ширинкой в трамвай – точно, панковская тема, обрыган как есть. Встречайте «Это я, Боринька», панимааааешь!
Отвечая на вопрос «почему он взялся именно за эту тему», автор книги "Формейшен" Феликс Сандалов заметил: «Девяностые были временем полного провала всего. Но эти люди умудрились провалиться фееричнее всех». Герои фильма "Панки 90х" провалились не лучше, а так же как все. Спирт "Рояль", слипшийся "Сникерс" и ночёвки на чердаках и подвалах. Как изменилось время – видно по всему. Не только из рекламы "Сникерса", но и из недавней статьи Алексея Васильева про Queen для "Афиши". В нулевые её никто бы и не заметил, а сейчас скандал на весь интернет. Отупела публика, привыкла к убаюкивающей интонации дементного Антоши.
"Панки 90х" в своей капитализированной части обращаются к инфантам, которые родились уже после. Такими персонажами наполнено активное сообщество "Вконтакте" (знамо дело не в Фейсбуке, где люди чуть постарше, и помнят бессмысленный постперестроечный трэш без розовых соплей) "Она Развалилась". Места, где снимались портреты – тоже годятся для модного комьюнити "Эстетика е…й". Хроникальные кадры – как бы сошли с видеоблогерских программ "+100500", а учитывая то, что сейчас руководство «продвинутого» телеканала "Лайфньюс" и Тимур Бекмамбетов дают своим операторам техническое задание снимать именно так, на фоне коврика, не заморачиваясь со светом и ракурсом – можно считать, что Юра попал в нерв эпохи.
А как этот нерв сыграет – поди знай. Одну мою знакомую девушку очень впечатляла эстетика времён постперестройки. А потом прочла книжечку про этот исторический период и «как из душа окатило». "Не дай Бог", по заглавию одноразовой предвыборной газеты девяностых. Финал веселухи и распада – впечатляет со знаком минус. В конце фильма Виктор Пузо вальяжно вещает: «Тот не панк, кто пережил девяностые». И в памяти, из не переживших, сразу всплывает самый знаменитый образ пресловутого Летова. Из которого в последние годы жизни – ну какой уж панк? Не то, чтобы перемена мест концертов с пролетарской "Горбушки" на гламурные "16 тонн" была символом мутации, но ведь он на полном серьёзе увлёкся тупой экзистенциальной писаниной Тимоти Лири (и тут все сразу оценили не только интеллектуальный багаж лидера поколения, но и предсказуемый финал автора и исполнителя песен). Поэтому автору фильма и непосредственно панкам девяностых – спасибо хотя бы за отсутствие этого всего.
17 сентября в 19.00 в арт-клубе «Дождь-мажор» (Измайловский вал, 2) – первый показ фильма "Панки 90х". Участвуют: "Штабеля", "Ё.жи", "Будда-Майтрайя".