Авторский блог Фёдор Гиренок 23:13 27 декабря 2016

Философия «авось»

что делать, когда мы не понимаем, что нужно делать?
39

Моё сообщение состоит из двух частей. В первой части я пытаюсь понять особенности устройства России и делаю вывод о том, что лучше ничего не делать, чем что-либо делать наобум. Во второй части рассуждаю об истории и прихожу к выводу, что она всё-таки закончилась и началась эпоха принципиальной неопределённости.

I. Первая часть

1. Когда мы не знаем, что делать, а делать что-то надо, нужно обратить внимание на детей и тех, кто с ними работает. Почему? Потому что дети могут научиться говорить, не научившись думать. Приведу два примера.

Один — из истории гражданской войны в России. Мой дед, георгиевский кавалер Иван Жердев, во время гражданской войны три раза сам со своими детьми смог построить дом, потому что их три раза сжигали то белые, то красные. Он научил детей быть самостоятельными.

Другой пример — из истории гражданской войны на Украине. У меня в Киеве живёт одна знакомая семья. В ней есть отец, мать и сын. У папы и мамы университетское образование. Мама закончила МГУ. У их сына украинское образование. Сейчас ему далеко за 30. Он поклонник Бандеры. Борец за независимость Украины от России. Сын терроризирует отца и мать. Отец сбежал от сына в Крым и принял гражданство России. Сын называет отца сепаратистом. Мать осталась с сыном в Киеве. Она мало-помалу начала принимать его взгляды. Приехав однажды в Москву, она удивилась, что мы не умираем с голоду. И позвонила сыну. Сын пообещал посадить её на карантин за то, что она поверила русской пропаганде.

На Украине сформировано целое поколение молодых людей, которые не имеют с нами ничего общего. У них другой Ярослав и другой Владимир. Они не читали Булгакова и не поют военные песни. Мы ментально не похожи. Они могут уверять нас, что при немцах украинским крестьянам было спокойно работать и наслаждаться плодами своего труда. Для нас это безумие. Возможно, они создадут национальное государство. Они, видимо, знают, что надо делать. Но вряд ли они понимают сделанное.

2. Для того, чтобы наши дети не сажали нас на карантин, нам нужно научить их строить вокруг себя барьеры. Зачем? Затем, чтобы быть умными. Чтобы ничто не смогло проникнуть в наших детей, не спрашивая на то их разрешения. Как строить эти барьеры? Очень просто. Нужно приучить детей к чтению русских сказок, а затем приобщить их к русской литературе и просмотру фильмов, в том числе мультипликационных, из классического репертуара. И слушать радио "Орфей". В завершение приобщить детей к философии. Давно уже нужно выкинуть из системы образования нелюбимый мною предмет под названием "обществознание". И немедленно ввести в образование философию. Начинать можно с сочинений Г.П.Федотова, а заканчивать — Камю или Ортега-и-Гассетом. Философия научит наших детей говорить от своего имени и уклоняться от пустых разговоров на языке другого.

3. Если мы не понимаем, что делать, значит, у нас проблемы с культурой. Что такое культура? Это то, что в нас понимает за нас. Если она есть, мы не спрашиваем каждый день, просыпаясь, что нам делать. Есть вещи, которые за нас уже решила наша культура, и нам не надо всякий раз заново что-то придумывать. Например, мы православные. Но это значит, что, как говорит Н.Ростова, религия — не личное дело каждого.

4. Если мы не понимаем, что делать, это значит, что у нас проблемы с элитой. Вернее, это знак того, что её нет. У нас нет политиков и депутатов, у нас есть, как говорил Данилевский, шуты гороховые. У нас нет министров. Ведь министр в России — это империалист. А не тот, кто однажды прочитал журнал "Финансы и кредит" и стал магистром. Нельзя быть членом правительства, не проштудировав "Россию и Европу" Данилевского, не читая Стебута и Чаянова с Кондратьевым. Депутат не тот, кто выгодно примкнул к партии и съездил в командировку в Америку. А тот, кто изучал "Письма о русской культуре" Федотова и наладил своё дело. Мы смотрим на наше правительство, и нам не до смеха. Мы смотрим на бизнесменов и говорим про себя: воры.

Для того чтобы у нас появилась элита, нам нужно решить вопрос о собственности. Пока мы верим Прудону, который сказал, что собственность — это кража, никто нас не убедит, что у нас есть элита. Нам не сможет помочь ни пятый, ни шестой технологический уклад, если мы точно будем знать, что политика — это всегда ложь и демагогия. Элиту выбирают не на выборах. Её растят. Наша нынешняя элита абсолютно нелегитимна. Пока мы думаем, что все из правящего класса должны отвечать за содеянное, за разорение России, элита не может быть элитой.

5. Если мы не понимаем, что нам нужно делать, это значит, что у нас проблемы с учёными и особенно с философами. Вы думаете, что в журнале "Вопросы философии" кипят страсти, бушуют дискуссии? Нет, вы ошибаетесь. Там болото, тина и лягушки квакают. Там заняты историей мысли, там всё ещё читают и перечитывают Маркса и Спинозу с Гегелем. Наши философские журналы не знают, что им делать. Они нас всё ещё просвещают в делах континентальной и аналитической философии. Хотя решение вопроса о просвещении давно уже решено в мифе Платона о пещере и, конечно, в рассуждениях Канта. Эти журналы не учат думать, они учат говорить на языке другого и предназначены исключительно для расширения кругозора посредственных преподавателей. Им нужна фактура и объективность. Нам нужны концепты.

6. Если мы не понимаем, что делать, это значит, что у нас проблемы с обществом. Это значит, что у нас его нет. Для того чтобы было общество, нужен самообман, разрыв между тем, что мы чувствуем и тем, что мы говорим. Никто из нас не хочет себя обманывать. Поэтому у нас нет социальных групп с ясно выраженной позицией, с чёткими взглядами. У нас нет социальных институтов, на которые мы могли бы полагаться. У нас есть аморфное общество, множество непоименованных других. Для того чтобы у нас возникло общество, нам нужно не объединяться под какими-то выдуманными титулами, а нужно структурироваться. "Россиянин" нас не структурирует. Это всего лишь пустышка для чиновников. Я — русский и никогда не буду россиянином. Но я знаю обрусевших немцев и люблю их.

Что значит структурировать общество? Это значит отделить человека от места, которое он занимает. Структура — это место, а не человек, который его занимает. И связь между местами, а не антропология их качеств. Где есть структуры, там есть и социальные машины. Но там уже не будет ручного управления.

7. Если мы не понимаем, что экономика — это не финансы, это значит, что у нас нет ни того, ни другого. Экономика нам нужна не для того, чтобы продавать нефть за границу, а для того, чтобы у нас были рабочие места. А финансы нам нужны не для того, чтобы считать, кто и сколько украл из бюджета, и не для того, чтобы обменивать рубли на доллары, а для того, чтобы у нас в стране были условия для обмена, чтобы вообще был возможен обмен между людьми. Конечно, придёт время, когда производство не будет нуждаться в людях, а люди — в производстве. И тогда мы займёмся практиками дословного. Сегодня наши финансы — это согласованная с Западом галлюцинация. А наша экономика — это бред, согласованный производителями сырья с его потребителями.

II. Пояснения к первой части

История

Исторический взгляд на вещи предполагает, что все мы находимся внутри того, что когда-то началось и когда-то должно закончиться. Нам казалось, что всё имеет своё время. Всё конечно. И мы конечны. И поэтому слово "понимать" означало для нас одно: идти в ногу со временем. Но иногда нужно идти не в ногу со временем. И нужно понимать, когда это следует делать.

До недавних пор в России понимали, что нужно делать. В результате мы стали очень большими с богатыми природными ресурсами.

Однако вечное возвращение к одному и тому же заставило нас отказаться от времени. Вернее, заставило признать в нём плодотворную иллюзию. И теперь, когда мы говорим о времени, всем нам нужно иметь в виду, что мы говорим об искривлённом пространстве.

История всё-таки закончилась. И теперь то, что мы можем начать делать, не будет иметь шансов на успех, не сможет завершиться, закончиться. То, что не может завершиться, не может иметь начала.

Особенность существования нас, русских, состоит в том, что мы научились переживать развязку конца, не испытав радости завязывающего начала. Мы никогда не были при рождении смысла, но мы всегда были на похоронах события. Мы и сейчас хороним Европу, хороним Россию 1917 года, как похоронили до этого Ренессанс, гуманизм и социализм. И вот теперь мы хороним похороны, то есть самих себя. Что же нам делать, когда мы не понимаем, что нужно делать? Видимо, полагаться на авось.

Авось…

Европейского человека воспитала агора. Местом же мысли и чувств русского человека была не агора, а церковь. Наша философия — не когитальная философия. Наша философия — философия "авось". Что это значит? Это значит, как удачно разъяснил в своё время Ключевский, что мы мыслим так же, как ходим. А ходим мы не по прямой, а окольными путями, по тропинкам и просёлкам. Поэтому у нас не гнозис, не знание, а фронесис. То, что способно направлять человека вне связи с его рассуждениями. Так складывались наши практики дословного, наш авось.

Мудрость души

Дословность требует не метафизики, а контакта, прикосновения к вещи самой по себе. Мы не любим посредников. Нам нужно то, что греки называли мудростью души. По словам Ксенофонта, Сократ вселял в своих последователей прежде всего мудрость, а лишь затем умение говорить и действовать. Ибо те, кто умеет говорить, не имея мудрости, наиболее несправедливы и наиболее способны творить зло. Особенно опасны сегодня политики, философы и финансисты, ибо их ум редко связан с душой. Они умеют анализировать, но, как правило, не умеют синтезировать.

России не нужна интеллигенция, не нужна развязность её ума. Ибо она и погубила всех нас. И продолжает губить. России нужна новая элита. Нужен ум, связанный с душой. Нам нужны практики дословного.

Конец истории

Россия своей кентаврической природой забросила нас на "концы" истории. Конец истории — это не часть истории, а разрыв с нею. И вот на этих "концах" прямая истории пророка Даниила вновь свернулась в кольцо. Она взвешена и найдена очень лёгкой, ибо в ней не оказалось точек, называемых раем и адом. Без них история исчезает, и вместо неё проступает не знающий истории космос.

Космос

Христиане когда-то освободили нас от объятий мира, вынув человека из космоса и отдав его Богу. Человек был поднят над миром. Мир опустел и стал называться природой. Вернуть человека на место попытался русский космизм. Но в природе уже не было места для человека и его души. И тогда русские философы стали сооружать особую сферу, в которой должна была разместиться наша душа. Флоренский назвал её пневматосферой. Вернадский — ноосферой. Европейские философы и, прежде всего, Ницше решили вернуть человека природе, дав ему новое имя — "сверхчеловек". Нам не нужны сверхлюди. Нам нужны святые, гении и порядочные люди.

Не от мира сего

Пустой природой мы заплатили за возможность существования человека не от мира сего, за наше несовпадение с явлениями природы. Когда-то греки подчинили человека и его богов идее целого, космоса. Мы не греки. Мы христиане. Мы покинули этот космос, оставили нашу землю и пошли за Спасителем. Конечно, христианская культура погасила в нас чувство радости от земной жизни. Мы потеряли интерес к миру фактического. Наука, пользуясь случаем, превратила пустую природу в бесконечную плоскость, сделав человека одномерным.

Гуманизм

Пока у нас была мысль о Боге, мы могли поднять себя над собой и удержать себя на этой высоте. Но что человек может сделать, если у него нет Бога? Если мы сами его убили, если он не родился в наших душах? Только падать в низость низкого и обсуждать проблемы секса с роботами. Гуманизм убил в нас человека. Чем лучше создавали мы общество, тем хуже становились сами. Теперь машины могут думать вместо нас. Но пока мы грезим и у нас есть сознание, мы будем делать то, что никакие машины никогда не смогут сделать: воображать и воображаемое соединять с реальностью.

Илл. Николай Рерих. Исса и голова Великанова (1932)


Комментарии Написать свой комментарий
28 декабря 2016 в 12:13

"...И вот на этих "концах" прямая истории пророка Даниила вновь свернулась в кольцо. Она взвешена и найдена очень лёгкой, ибо в ней не оказалось точек, называемых раем и адом."
! и здесь мене текел упарсин(фарес) и у ААПроханова....

еще в 2014 с началом войны на украине под занавес вреднонсной олимпиады было письмо ВВпутину
"Мене, текел, упарсин, Владимир Владимирович. Ваша сочинская затея оканчивается грандиозным провалом. ...
...под занавес игрищ получили начало гражданской войны на Украине. С перспективой перекидывания ее в РФ. На фоне того нарастающего экономического кризиса, который вы же в РФ и устроили."

http://m-kalashnikov.livejournal.com/1732352.html

вспомнил мюзикл Норд Ост
сидят люди, смотрят спектакль (как олимпиаду в сочах) вдруг пиф-паф...бандиты (типа как счас бандеровцы в Украине,в конце олимпиадки) - шоу превращается с трагедию.
Шоу и прессконференции путина.Из пустого в порожнее.
"...те, кто умеет говорить, не имея мудрости, наиболее несправедливы и наиболее способны творить зло. Особенно опасны сегодня политики, философы и финансисты, ибо их ум редко связан с душой. Они умеют анализировать, но, как правило, не умеют синтезировать." -Ф.Гиренок.

Слыхали -нам готовят опять в президенты айфоню? шулеры тащат ОПЯТЬ на трон айфоню!
-Это ничаво, -сказали мужики,ковыряясь в носу - авось обойдется. НИЧАВО...АВОСЬ.

29 декабря 2016 в 17:29

Вадиму.

Ну, и что?
А Гирёнок дело говорит, ох дело!

28 декабря 2016 в 14:05

Очень глубокая и интересная статья. Читая автора, начинаешь понимать, какой могла (или должна?) была бы быть современная русская философия. При кажущейся простоте и парадоксальной злободневности используемых примеров (например, останавливающим сердце рассказе о беглом отце) уважаемому профессору удалось верно "схватить" некие сущностные моменты, характеризующие "дух времени" и нынешнюю (пост)историческую ситуацию. Повествование имеет несколько слоев, содержит в себе интересные контексты и аллюзии, причем аналитика довольно тесно сопряжена с политикой и является герменевтическим "ключом" к ее пониманию. Все это требует спокойного и вдумчивого прочтения. Лично меня зацепила фраза: "Философия научит наших детей говорить от своего имени и уклоняться от пустых разговоров на языке другого". Возможно, ее следует понимать и так: "Философия научит наших детей говорить от своего имени и уклоняться от пустых разговоров на языке Врага".
Спасибо профессору Фёдору Ивановичу Гиренку, уроженцу тех мест, где когда-то жили мои предки, за эту блестящую работу. Неторопливый тон и вдумчивая ясность данной публикации настраивают меня на оптимистичный лад, вопреки тем неутешительным прогнозам, которые логически следуют после вдумчивого прочтения данной статьи.

29 декабря 2016 в 17:32

Верно,Анатолий!
Всех с надвигающимся НГ!

28 декабря 2016 в 14:28

Нет у философии начала, нет у философии конца. Извините, чёрт попутал, пустился философствовать. У философии есть начало – когда человек осознал себя и понял, что жить хорошо, а хорошо жить ещё лучше. С этой мудрости и можно считать начало философии. Это была естественная философия, натурфилософия. Чтобы жить хорошо нужны ресурсы, а чтобы жить ещё лучше нужно ещё больше ресурсов. Воплощение этой философской мысли в реальную плоскость привело к началу войны человека с человеком за ресурсы. Философия развивалась, ушла в мистику, в религию, в абстракцию, в поклонение абстракциям порождённых философствованием – поклонению богам. Древние философы-абстракционисты, пророки, родили религиозную философию иудаизма, а потом христианства. Эти абстракции подхватили люди практичные, реалисты, императоры, короли и философские абстракции обрели реальность религиозных войн. Обучившиеся христианской философии ученики в короткое время истребили непокорных диких натурфилософов, язычников, а тех, кто покорился посадили за парты учить философию христианства. Философы-абстракционисты породили ещё массу всяких богов и религий, которые практиками были использованы в войне богов друг с другом, но мы то знаем, что война идёт за ресурсы – реализуется базовая натурфилософия. Светские философы родили абстрактные идеи свободы, либерализма, коммунизма, фашизма и борьба за ресурсы под знаком этих философских идей обрела новую жизнь, свежую свирепость. Нынче, каждое из философских направлений, каждая философская школа обзавелась ядерным оружием, чуть что, хватается за чемоданчик с кнопкой. Страшные люди, эти философы, просто, исчадие Ада, хоть и интеллигентные на вид, в очках и шляпе.

28 декабря 2016 в 22:29

Виктору Гончару. У моей бабушки в чулане ,где мы с братом спали летом, висел плакат 30х годов: Ночь работе не помеха ". на плакате : поле трактор Путиловец с железными колёсами светит фарами в поле. На поле , в свете фар вкалывают мотыгами колхозники. Вот бы и этих философов-абстракционистов , либеральную творческую интеллегенцию на это поле с мотыгами.

29 декабря 2016 в 17:40

Виктору Гончару.
Поспорю только с одним, а именно, используя пример с Диогеном в бочке, хочу заявить, что не с хлеба насущного началась философия, а с возникновения абстрактного мышления.
С уважением, всем доброго здоровья.

29 декабря 2016 в 17:46

Ф.М.Достоевский писал:"Господа чиновники,вы плоть от плоти народа.И отличаетесь лишь тем,что почище одеты.А народ в своей простоте на много умнее вас.Возможно эта цитата не имеет прямого отношения к обсуждаемой теме,однако с какой стороны на это посмотреть.В своей статье автор говорит:Если мы (Кремлевские Чубайсы от себя)не понимаем что делать,у нас проблема с элитой.Вернее,,это знак того,что ее нет.У нас нет государственников,даже нет политиков и депутатов,у нас есть шуты гороховые.У нас нет министров.Ведь министр в России-это империалист.Для того,чтобы у нас появилась элита,а не элитка как сейчас,нам нужно решить вопрос о собственности.Пока у нас собственность будет находиться в руках кучки воров и взяточников,то есть тех.кто ограбил страну и народ,никто нас не убедит,что у нас есть элита.Пока Кремлевские Чубайсы не ответят за содеянное,за разорение России,элита не может быть элитой

28 декабря 2016 в 16:25

Конец света, смерть пришла. Непонятен пессимизм.
Это зависит от философского постулата (для логики).
Надо не абстрактно, а конкректно.

1. Если предположить, что это нам всё кажется в виде ощущений от рецепторов, то дальнейшее будет недоказуемо. Покончить с собой.
2. "Бог создал". --- При этом живут люди кое - как. А если других считать за травоядных, то можно всё отбирать и есть их.

3. У меня постулат "Аналогия людей с животными" - Стая. Сверхразум. Ничего, энергия есть, действия людей истолковываю правильно. Понимаю инстинкты - 30 штук.
4. С.Лукьяненко в книге "Звёзды холодные игрушки" придумал предельно идеальное общество. Бессмертие и любые условия на планетах центра Галактики. Как только придумаешь.
Но парень это проклял и полетел спасать несчастную Землю. Родину свою и родных.

29 декабря 2016 в 17:46

Александру Сердюку.
Вот и опять мы вместе. Комментарий то Ваш серьёзный. В толк только не возьму. Стар стал.
С уважением. Всех благ.

28 декабря 2016 в 16:48

Профессор Фёдор Иванович Гиренок со знанием дела пишет: "Вы думаете, что в журнале "Вопросы философии" кипят страсти, бушуют дискуссии? Нет, вы ошибаетесь. Там болото, тина и лягушки квакают. Там заняты историей мысли, там всё ещё читают и перечитывают Маркса и Спинозу с Гегелем. Наши философские журналы не знают, что им делать. Они нас всё ещё просвещают в делах континентальной и аналитической философии. Хотя решение вопроса о просвещении давно уже решено в мифе Платона о пещере и, конечно, в рассуждениях Канта. Эти журналы не учат думать, они учат говорить на языке другого и предназначены исключительно для расширения кругозора посредственных преподавателей". Собственно, ничего плохого в "перечитывании" К.Маркса, Б. Спинозы или Г.В.Ф. Гегеля или аналитической философии (не наш "продукт", конечно!) я не вижу. Тут весь вопрос: как их читать? Если как некое архаичное "ретро", то, пожалуй, не стоит.
Я бы назвал охарактеризованное Фёдором Ивановичем Гиренком плачевное положение не просто постфилософией, а "ситуацией мёртвомыслия", противопоставив всему этому настоящую философию и живую мысль, ярчайшим представителем которой как раз и является цитируемый автор.
Различение мёртвого и живого - это та граница, метафизический рубеж, который отделяет человека от постчеловека. И мы должны это чётко понимать и сделать всё возможное, чтобы смерть не сожрала жизнь. А для этого нам нужен особый тип знания, который можно назвать Философией Высших Смыслов или как-нибудь ещё (дело не в названии, а в сути). Нам нужно не старое доброе "ретро", совершенно бесполезное и безопасное для нынешних "тлителей смыслов", а нечто иное, адекватное тому экзистенциальному вызову, который нам брошен могильщиками Истории и человечества.

28 декабря 2016 в 17:11

Различение мёртвого и живого - это та граница,
Пожалуйста.

Кристалл - мёрвый. Но шевелится, колеблется, молекулы вращаются. При распаде может снова воссоздаться, расти.

Следующая структура по размеру - Клетка. Кровяное тельце. Бактерия.
шевелится, колеблется, молекулы двигаются. При повреждении может снова воссоздаться, расти.
Но она считается уже ЖИВАЯ. Макро, её видно.

28 декабря 2016 в 20:54

По Федору Гиренок - Аутисты спасут философию!
Иными словами идиоты (аутисты) спасут и философию, и Россию!
До этого может возвыситься лишь философия Авось (от ар. عسي ъаса: "вероятно"), хотя известно, до сих пор и мир и философию спасала Юнона (богиня брака и рождения).


Словарь РА, //АВОСЬ, на авось – "в расчете на счастливую случайность, на счастливый исход; на удачу". Ср. также пословицы: тянул, тянул авоська, да и надорвался, Авось и рыбака толкает под бока.
♦ Авось от ар. عسي ъаса: "вероятно", откуда форма мн. числа, если слово считать именем: عواس ъава:с//
Источник: http://nnvashkevich.narod.ru/SLV/slvPA/A.htm

29 декабря 2016 в 09:37

По ощущению все умещается в две цитаты:
"...зачем же так пренебрегать авоськой с небоськой? Нехорошо, воля ваша, нехорошо. Во-первых, они очень добрые и теплые русские ребята, способные кинуться, когда надобно, и в огонь и в воду, а это чего-нибудь да стоит в наше практическое время".
Николай Лесков.
«Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».
Федор Достоевский.

29 декабря 2016 в 09:42

Автор таки путает коитус и когитус, а точнее - написал сумбур про сумбур. При это непутём всуе поминает.

29 декабря 2016 в 19:46

А мне дороже истина, хотя и Платон и Христос идругие мечтатели мне не враги. Без знания истины мечты превращаются в пустое фантазёрство. Без знания законов аэродинамики самолёт не полетит, каким бы красивым его не изобразили бы фантазёры. Не полетел коммунистический проект, оставшись красивой мечтой и фантазии Платона и Христа разбиваются о не учтённую ими или не ведомую им Истину. Для того чтобы выросло красивое растение у него должен быть не красивый, но сильный корень, для того чтобы красивая надстройка удержалась она должна стаять на не красивом но прочном фундаменте. Красивые идеалистические фантазии превращаются в благие пожелания, ведущие неизвестно куда, если они не опираются на прочный фундамент, материализм, истину с её законами. И коммунисты и пророки христианства не учли фундамента, корня из которого растёт человек, его материалистической истины и её законов.

29 декабря 2016 в 21:35

Парадокс состоит в том, что у отечественных "мудрецов" материалистическое понимание истории, о её детерминантах было идеалистичным, а западное идеалистическое понимание истории по природе своей было материалистичным.
Чтение истории в указанном контексте, как удачно отметил почтенный Виктор Гончар, коммунистический проект не полетел, а либеральный взмахнул крыльями и живет в полете ...

30 декабря 2016 в 15:43

Вы верно заметили парадокс, уважаемый Квинрай. Но коммунистический проект не пропал даром – его детали видны и в либеральном и других проектах и мы не знаем какой проект полетит через сто лет, но детали разных мечтателей в нём обязательно будут. С наступающим Новым Годом, счастья в полётах.

30 декабря 2016 в 17:26

Виктор Гончар: "А мне дороже истина..."

Тот, кто отрицает идею справедливости и возможность построения Справедливого государства, - бесконечно далек от Истины.

"В том что познаваемо, идея Блага — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она — причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама — владычица, ОТ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ ИСТИНА И РАЗУМЕНИЕ, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни". (Платон, "Государство", Книга 7)

Далек от Истины и атеист, ибо он не обладает знанием. Неспособный рассуждать об идеальном, он зацикливается на материальном. Иначе он не был бы атеистом.

"Иисус сказал: Познай то, что пред лицом твоим, и то, что скрыто от тебя, - откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным". (Евангелие от Фомы)

"Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего". (Ин 14, 6,7)

"Истина подобна Луне, отраженной в воде. Если взболтать и взмутить воду, то отражение Луны не увидишь в ней. Это подобно также пожару на пастбище. Если трава сырая и волглая, то не увидишь огня. И то же самое происходит с человеком, когда затемнен Дух его". (Беседа Иисуса и Симона Петра, "Канон таинственного покоя и радости")

"Тот, кто обладает знанием Истины, - свободен. Свободный не творит греха, ибо всякий, делающий грех, есть раб греха. Мать - это Истина, а знание – [Отец]. Тех, кому не дано творить грех, мир называет свободными. Это те, кому не дано творить грех. Знание Истины возвышает сердца – и это (означает) она сделает вас свободными". (Евангелие от Филиппа)

"Истина породила имена в мире ради нас, неспособных понять ее без имен. Истина едина, но ради нас она множественна, чтобы научить нас о Едином с любовью через множественность". (Евангелие от Филиппа)

"Спаситель сказал: Если некто не понял, как появился огонь, он сгорит в нем, поскольку не знает его корня. Если некто не понял сначала воды и не знает ничего, какая ему польза креститься в ней? Если некто не понял ветра дующего, как он возник, он будет унесен с ним. Если некто не понял тела, которое он несет, как оно возникло, он истлеет с ним. И не знающий Сына, как он узнает Отца? И от не знающего корня всех вещей они сокрыты. И не знающий корня зла не чужд ему. Тот, кто не понимает, как он пришел, не поймет, как он уйдет, и он не чужд миру преходящему, который будет унижен". (Беседа Спасителя)

Фп 123. "Большинство созданий в мире, пока их внутренние части скрыты, они стоят твердо, и они живы. Если их обнажают, они умирают, по примеру человека видимого. Пока внутренности человека скрыты, человек жив. Если внутренности его обнажаются и выходят наружу, человек умрет. Так и с деревом. Пока корень его скрыт, оно цветет и растет, если корень его обнажается, дерево сохнет. Так и с каждым порождением в мире не только с видимым, но и с сокрытым. Ибо, пока корень зла скрыт, оно сильно. Но если оно познано, оно разрушается, и, если оно открылось, оно погибло. Поэтому Логос говорит: «Уже топор утвержден у корня деревьев». Он не рассечет - то, что будет рассечено, снова разрастается, но топор врезается вглубь, пока не вырвет корня. И Иисус уничтожил корень всего места, а другие сделали это только частично. Мы же - да врезается каждый из нас в корень зла, которое в нем, и вырывает его до корня его в своем сердце. Но оно будет вырвано, когда мы познаем его. Но если мы в неведении о нем, оно укореняется в нас и производит свои плоды в нашем сердце. Оно господствует над нами, мы - рабы ему. Оно пленяет нас, чтобы мы делали то, чего мы не желаем, и то, что мы желаем, мы бы не делали. Оно могущественно, ибо мы не познали его. Пока оно существует, оно действует. Незнание есть мать дурного для нас, незнание служит смерти. Те, кто происходит от незнания, и не существовали, и не существуют, и не будут существовать. Те же, кто пребывает в Истине, исполнятся совершенства, когда вся Истина откроется. Ибо Истина подобна незнанию: сокрытая, она покоится в самой себе, но, когда она открывается и познается, её прославляют. Насколько могущественнее она незнания и заблуждения! Она дает свободу. Логос сказал: «Если вы познаете истину, истина сделает вас свободными». Незнание - это рабство. Знание - это свобода. Если мы познаем Истину, мы найдем плоды Истины в нас самих. Если мы соединимся с ней, она воспримет нашу Плерому".

30 декабря 2016 в 18:00

Прочитав статью я задался вопросом, "что есть такое история человечества?"
И вот как ответил на него.


Рождение Человечества. Его предъистория и история.


"Я хочу, чтобы вы знали, что все люди от происхождения мира (и) до сегодняшнего момента - пыль".
Евгност Блаженный


Человечество имеет предъисторию и историю, которые, возможно, начинаются одновременно или же началом является предъистория, а история следует с некоторым запозданием. Так или иначе, но в предъисторию Человечества, по-видимому, входит период включающий время от появления человека нашего вида и близкого ему неандертальского человека и их жизнь в первобытно-общинном обществе, а также время возникновения первых городов и древних цивилизаций, и далее, вплоть до сегодняшнего дня и еще некоторое время вперед. История же Человечества отличается от предъистории тем, что в начальном её периоде, непосредственно предшествующем рождению Человечества, его история походит на зачатие и вынашивание. Земля как будто бы зачинает и вынашивает плод. Но до рождения ребенка - Человечества как такового - дело у нас пока что не дошло. Ребенок еще не появился на свет. Ибо то, что происходило в течении этого времени напоминает некоторое количество выкидышей и прерванных беременностей. То есть история Человечества начиналась и останавливалась, сходила на нет.

Солнце дарит свет, то есть знание, Земле. Свет распространяется, и приходит Новый мир. Происходит зачатие и Земля начинает вынашивать плод. Так было в октябре 1917 года, и как следствие этого события в 1930-е годы было построено первое социалистическое государство - Сталинский СССР. Благодаря которому появились затем социалистические МНР (Монгольская Народная Республика), КНР, КНДР, республики Восточной Европы и т.д.

Несмотря на все трудности периода вынашивания, которые возникали из-за враждебной внешней среды в виде империалистического мира, период внутриутробного развития проходил вполне нормально и плод рос и развивался в весьма крепкого и здорового малыша. Но затем беременность в очередной раз подпала под угрозу. По нескольким причинам. Первая - предательство после смерти вождя И.В.Сталина в СССР. Вторая - предательство после смерти вождя Мао Дзэдуна в КНР и т.д. и т.п. Остались небольшие государства КНДР и Куба, не имеющие некоторых необходимых условий для быстрого и самодостаточного развития, так что им трудно оказать влияние на другие страны.

Если бы место вождя И.В.Сталина занял бы человек его уровня, то СССР, МНР, КНР, КНДР, республики Восточной Европы и другие социалистические страны смогли бы распространить влияние на весь мир, что стало бы концом империалистического Запада, и, таким образом, примерно в 1970-е - 1980-е гг. произошло бы рождение Человечества в лице Союза Советских Социалистических Республик всего мира.

После чего, если бы заключительная стадия вынашивания плода проходила без аномалий, последовал бы бурный рост и развитие науки, философии и религии, техники и технологии, что привело бы к технологической революции (так называемая сингулярность) и распространению Человечества в Космос.

Предъистория Человечества включает в себя темные века и дикие варварские общества и цивилизации Старого мира, как например архаичный современный Запад, сдерживающий развитие других стран.

История Человечества начинается с его зачатия и рождения. Таким образом, большая часть мира по-прежнему (или снова) находится в периоде предъистории, а КНДР и Куба - в начальном (зародышевом) периоде истории.

Человечество зачиналось многажды раз. И Земля каждый раз носила в себе плод. Так появлялись Древнеегипетское Царство Эхнатона, Пифагорейская Великая Греция, Московское Царство Иоана Грозного, Ленинско-Сталинский СССР и т.п. государства. Они образовывались как Справедливое государство, начинавшее строиться с приходом Нового мира, что случается благодаря появлению новых людей и знания, которое они распространяют.

Старый мир - это Мир Мертвых. Ибо "незнание есть мать [дурного для нас], незнание [служит смерти]. Те, кто происходит от [незнания], и не существовали, и [не существуют], и не будут существовать" (Фп 123). Старый мир - это мир язычников, варваров, дикарей. "Язычник не умирает, ибо он никогда не жил, чтобы он мог умереть. Тот, кто поверил в Истину, начал жить, и он подвергается опасности умереть, ибо он живет" (Фп 4).

["Те же, кто пребывает в Истине], исполнятся совершенства, когда вся Истина откроется. Ибо Истина подобна незнанию: сокрытая, она покоится в самой себе, но, когда она открывается (и) познается, ее прославляют. Насколько могущественнее она незнания и заблуждения! Она дает свободу. Логос сказал: «Если вы познаете истину, истина сделает вас свободными». Незнание - это рабство. Знание - это свобода" (Фп 123). Старый мир - это мир рабов.

Новый мир - это Царствие разумного и божественного начала внутри человека и вне его (Фм 2; Платон, "Государство", Книга IX, 590 d-e ). Царствие внутри - это духовное рождение (нового) человека и духовный рост его от младенца к взрослому мужу, его воскресение (Ин 3, 1-12; Еф 4, 11-16; Сочинения Платоновской школы, "Алкиона", V, VI; Лк 20, 34 - 36). Царствие вовне - это Справедливое государство, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для появления множества новых людей.

"Кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин 3, 3). Поэтому Царствие "не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! - или: Вот, там! - Но Царствие Отца распространяется по Земле, и люди не видят его" (Фм 117).

Новый мир приходит неожиданно. Не многие видят его наступление. "Ученики Его сказали Ему: В какой день наступит Покой тех, которые мертвы? И в какой день Новый мир приходит? Он сказал им: Тот |мир|, который вы ожидаете, пришел, но вы не познали его" (Фм 56).

Таким образом, существует предъистория и история Человечества, Старый мир и Новый мир. Россия с 1991 года снова вернулась в границы Старого мира и в период предъистории человечества. А с 1917 по 1955 гг. для России наступил Новый мир и она развивалась в рамках начального периода истории Человечества.

То есть, Земля носит в себе плод, из которого рождается затем Человечество. Чтобы это произошло Новый мир должен придти в большую и самодостаточную страну, какой является Россия. И снова тогда начнет строиться Справедливое государство. А затем возникнет цепная реакция и Новый мир охватит всю Землю. Произойдет рождение Человечества.

30 декабря 2016 в 20:10

Дмитрий, вы в какой секте состоите?
Секте "последователей евангелиста Фомы"? или секте Дмитрия Гордеева?
Вот из-за таких как вы очень многие порядочные и умные люди не приходят в православную церковь. Они благодаря вам думают, что религия это удел тёмных. Что религия противостоит науке. Что человек верующий руководствуется в основном чувствами. Что инквизиция и крестовые походы это христианские "деяния". Многие люди ведь на самом деле не знают чем православие отличается от католицизма. Суть эта показана Достоевским в романе "Братья Карамазовы" в диалоге Ивана и Алексея. И то, как вы приводите цитаты из якобы "евангелия", очень напоминает западноевропейские фильмы, цель которых дискредитация христианства. Прекратите это делать!

30 декабря 2016 в 20:40

Никаких аргументов Вами не приведено, Алексей.
О чем Вы? Где противоречие науке?
Прежде чем делать выводы, будьте так любезны, приводите обоснование, аргументы, доказательства.
А то создается впечатление, что Вы руководствуетесь главным образом чувствами и эмоциями. Прекратите это делать!

30 декабря 2016 в 21:43

Дмитрий, я в первую очередь задал вопрос.
Вы на него не ответили.
После ответа на него всем станет ясно кто вы такой.
А потом будут и выводы и обоснования и доказательства.
Я руководствуюсь и чувствами и эмоциями.
Это мне не чуждо. Но не в первую очередь.
Жду ответа на вопрос.

30 декабря 2016 в 22:02

Вы не обосновали свой вопрос. Ну да ладно.
В сектах не состою, Алексей.
Что вам стало ясно?
Надеюсь, что впредь, прежде подобных вопросов и утверждений от Вас последуют обоснования, аргументы и доказательства.

30 декабря 2016 в 22:24

Да что тут обосновывать?
Человек, приводящий такое количество цитат из Евангелия верно должен быть богословом. Т.е. человеком, духовно познавшим Евангелие. Если вы его духовно познали в православной церкви, то объясните что это за туфта, которую вы приводите - "евангелие от фомы"? Если не в православной, то где вы набрались духовного опыта? Если у вас и вовсе нет духовного опыта, то тогда зачем все эти цитаты из так называемого евангелия?
Любую цитату из Евангелия умный человек приводит редко. Например, священник на проповеди. В ваших устах я слышу клоунов из западноевропейских фильмов. Какие ещё вам нужны аргументы?

30 декабря 2016 в 22:44

В 1945 году, в Египте, в районе селения Наг-Хаммади была обнаружена библиотека раннехристианских текстов. Спустя несколько десятилетий тексты стали доступны для широкой публики.
Во II кодексе библиотеки было обнаружено утерянное прежде Евангелие от Фомы, представляющее собой сборник изречений Иисуса без повествовательный части. Известно, что Евангелие от Фомы пользовалось большим религиозным авторитетом в I - II вв. Цитаты из него сохранились в сочинениях авторов живших в этот период, а также тех, что жили позднее, пока это Евангелие не было потеряно.

Об этом читайте в обсуждении к статье "Иисус и Платон".

http://old.zavtra.ru/content/view/iisus-i-platon-4/

30 декабря 2016 в 22:54

В 18ХХ году были найдены на дне пустыни сахары обломки атлантиды...
Какое отношение это имеет к духовному познанию Евангелия?
Вы православный христианин? Или ищите в гробницах Египта неизвестные рукописи?

30 декабря 2016 в 23:28

Укажите где и в каком месте цитаты из Евангелий приведены мной ошибочно, необоснованно. Затем обращайтесь с подобными претензиями и вопросами.
Или вы считаете, люди не могут понимать Евангелия без чьей либо помощи и указки? Вы серьезно?
На этом пока все. Спокойного сна.

31 декабря 2016 в 14:57

Дмитрий, если бы я вам начал показывать где цитаты приведены ошибочно, то сделал бы тоже, что и вы (толковать его по своему усмотрению).
"Или вы считаете, люди не могут понимать Евангелия без чьей либо помощи и указки?"
Очень странный вопрос. Не для людей ли было оно написано?
Вот только чтобы постичь высшую математику, дифференциальное исчисление, дискретную математику, надо сначала изучить арифметику начальных классов.
В изучении духовного мира это выражено ещё сильнее, потому что не заниматься наукой нам мешает лень, а не заниматься духовной наукой еще и совесть.
Сыпать цитатами из Евангелия дело не трудное.
А вот заставить себя жить по ним поди попробуй.
В вашем случае вы ещё приводите апокрифические тексты.
Поэтому с большой долей вероятности вы не являетесь православным.
Каким же тогда образом (в буддизме? иудаизме? синкретизме? кретинизме?) вы изучили духовный мир настолько, что щеголяете цитатами как поговорками?
Желаю счастья в новом году.

11 января 2017 в 20:54

Прежде, чем поучать кого-то по-русски, надо бы подучить русский язык.

14 января 2017 в 23:06

Уважаемый, Юрий.
Я не знаю что такое "поучать кого-то по-русски". Подучить русский язык мне бы не мешало. Если вы мне дадите хоть несколько уроков, то я вам буду очень благодарен. А то кого ни спроси из "филологов" только плечами жмут.

31 декабря 2016 в 17:02

А.Лузгин: "Каким же тогда образом (в буддизме? иудаизме? синкретизме? кретинизме?) вы изучили..."

Вы показали свою сущность, Алексей. Вам ли рассуждать о духовности? Научитесь сперва говорить, мыслить и сдерживать свой язык, чтобы не нарушать общепринятых правил, таких как правила спора и дискуссий. Затем мы поговорим с вами о духовности.

Зачем вы вступили в разговор? Чтобы нарушить правила? Тема обсуждения вас не интересует. Неизвестно, понимаете ли вы вообще, о чем речь? Вы цепляетесь к оппоненту, не представив ни своей позиции, ни аргументов для критики позиции оппонента. Это еще одно ваше нарушение, показывающее вашу "духовность", воспитание и культуру. Если вам нечего сказать, не говорите.

Ошибки в моем комментарии с цитатами вы не нашли. Обсуждать высказывания из Евангелий не желаете. Если вы не будете искать истину, как сможете найти её? Кто будет искать её за вас? Как найдете её, не исследуя вопроса и не обсуждая его? Вы, видимо, переоцениваете этот мир. Ведь он далек от совершенства. Белое в нем называется черным, а черное белым. Все перевернуто с ног на голову. Вы наивны, если думаете, что кто то сделает все за вас. Как говорил Диоген Синопский, знание - не та монета, которую можно подобрать на дороге. Ее придется выковать самостоятельно.

31 декабря 2016 в 17:54

Дмитрий, что вы уходите от вопроса?
Вопрос-то простой. Вы православный?
Свою сущность я показал. Не мне рассуждать о духовности.
Я этого не скрываю. Говорить и мыслить меня научила советская школа.
"Общепринятые" правила споров и дискуссий разработаны "адвокатами".
В них нет справедливости.
Я не хочу в них участвовать, хоть и могу.
В разговор я вступил потому что вы вещаете "волю Бога".
Легко и непринуждённо.
Это он вам сказал?
Тема обсуждения меня интересует.
Я прошу прощения у всех, что засоряю эфир, говоря не по теме.
Не уходите от вопроса. Вы православный человек?

31 декабря 2016 в 19:47

Я сказал вам, когда вы сможете обратиться ко мне со своими претензиями и вопросами.
Начните мыслить, рассуждать и искать истину. Соблюдайте правила. Ведите себя как человек порядочный. Тогда мы сможем перейти на нормальное общение.
Соблюдение или не соблюдение правил показывает уровень духовного и нравственного развития человека. Если вы этого не понимаете, значит вы не поняли, что перешли черту дозволенного. Это лишний раз говорит о вас с дурной стороны.
Вы позиционируете себя, как человека религиозного, верящего в Бога, и мы говорили о религии. При этом, говоря о позиции оппонента вы взяли в кавычки слово "Бог", написав слово Он с маленькой буквы. Что за дурной тон? Где уважительное отношение к оппоненту? Это еще одно нарушение правил. О какой "духовности" вы можете рассуждать?
Было бы странно, если бы хаму было позволено задавать вопросы и устанавливать порядок дел, как он того пожелает.

31 декабря 2016 в 22:07

Дмитрий опять уходит от вопроса по "адвокатски")
Что трудного ответить на простой вопрос?
Я его задаю ради других, что бы поняли кто вы есть.
Таких людей я встречаю каждый день.
Они смеются, прыгают, корчатся, вздыхают, издыхают, но не могут только сказать, что они православные. Вы православный, Дмитрий?

31 декабря 2016 в 23:55

А.Лузгин: "Вы православный христианин? Или ищите в гробницах Египта неизвестные рукописи?"

Библиотека раннехристианских текстов найденная в Египте, в 1945 году, в районе селения Наг Хаммади, находилась в нескольких километрах от первых православных монастырей основанных св. Пахомием. Обложки книг-кодексов этой библиотеки были изготовлены из писем монахов, что доказывает принадлежность этих раннехристианских текстов монахам этих православных монастырей. В 367 году эти апокрифические книги были запрещены. Александрийский патриарх Афанасий написал соответствующее послание призывающее уничтожить эти книги в монастырях. Поэтому монастырские подвижники вынуждены были спрятать библиотеку в пустынном месте, в одной из древнеегипетских пещер-гробниц.

Что же, Алексей, теперь вы поставите под сомнение то, что монахи православных монастырей были православными?

Вам что то не понравилось в моих комментариях в этой теме, где приводились цитаты из Евангелий. Давайте попробуем разобраться в источнике вашего недовольства. Если цитаты были приведены мной необоснованно, ошибочно, покажите, где и в каком месте была допущена мной ошибка. Дайте ваши объяснения и истолкования этих цитат из Евангелий не по своему усмотрению, а в соответствии с истиной. Это будет правильно. Если же не сможете вы этого сделать, то, быть может, причина вашего возмущения состоит в чем то ином? Может быть это ваша мировоззренческая позиция? Вы антисоветчик, антисталинист, антикоммунист? В этом дело?

2 января 2017 в 13:50

Как понять человека, которому трижды задали прямой вопрос, и он него не ответил?
1. Лазутчик.
Честь ему и хвала. Не раскололся.
2. Шулер.
Использует не раскрытую информацию для приобретения преимущества с "лохами".
3. Невежда.
Не ведает о чём идёт речь.
4. Гордец.
Не считает достойным ответить на вопрос.
Есть ещё варианты?

2 января 2017 в 22:10

Вы спускаетесь ниже и ниже, Алексей, - снова хамство с вашей стороны.
Прежде чем утверждать "не ведает о чем идет речь" и т.д. и т.п., вы должны были обосновать и доказать свои слова (разве не выходит в противном случае, что вы сказали о себе?). Если этого не сделано, подобные ваши высказывания можно интерпретировать как оскорбление. То же относится к обвинению в мошенничестве и вражеской деятельности. Забавно слышать такое от антисоветчика, антисталиниста и антикоммуниста.

Коверканье имени оппонента тоже совсем не красит вас. Это есть не что иное, как грубое нарушение правил: вместо обсуждения предмета дискуссии нарушитель необоснованно переносит свое внимание на что то другое, например на самого оппонента, его имя, внешность и тд (что само по себе есть образ вашего поведения в этой теме), тем более недопустимо составление оскорбительных слов из имени оппонента. Если взрослый человек занимается такими вещами, это позволяет сделать вывод о его незрелости и даже аморальности. Подобные запрещенные методы и уловки, применяемые в общении, показывают низкий уровень развития того, кто из применяет. А ведь вы претендуете на некую причастность к религии. Сперва вам следовало бы научиться контролировать свою речь, а затем уже искать общения и делиться с окружающими своими мыслями. (Стоит задуматься также о том, что картинка с религиозными символами под ником буйного "религиозного последователя" бросает тень на религию которую он представляет.) Если бы такой "собеседник" был одним из участников дискуссии где-нибудь в культурном месте, он получил бы несколько предупреждений, а затем был бы лишен слова, и, возможно, выставлен из помещения.

Что касается вопроса православный ли кто-либо, его можно было бы принять от нормального собеседника, но не от вас, нарушившего многие правила. К тому же вопрос не обоснован. Претензия об использовании, помимо канонических, также и апокрифических текстов снимается фактом, что этими книгами пользовались первые православные монахи, в том числе св. Пахомий - основатель первых православных монастырей, Феодор и другие. Иначе вам пришлось бы поставить под сомнение тот факт, что монахи православных монастырей были православными. Таким образом, поскольку вопрос необоснован, нет необходимости отвечать на него, тем более в случае, когда его задает подобный "собеседник".

Православный ли вы, Алексей? Вот в чем вопрос. Вы, видимо, не совсем понимаете, что есть такое жизнь во Христе.

"А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос". (Кол 3, 8-11)

2 января 2017 в 22:34

Дмитрий четвёртый раз не ответил.
И, видимо, не ответит.
Но я всё таки спрошу вы православный?