Авторский блог Виктор Степанов 13:55 15 мая 2018

ЕВРЕИ НА ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ

Из книги М.А. ГОНТМАХЕР

Еврейская община Ростова конца 19 века была одной из крупнейших на юге России. Она имела три религиозные школы-талмуд-торы,женское еврейское общественное училище,еврейское училище при главной хоральной синагоге. Евреи приходили на эти земли вместе с генуэзцами и турками, но основу современных евреев составили катонисты.Всего за время существования института катонистов с 1827 по 1856 годы еврейские общины отдали более 50 тысяч своих мальчиков.Те из них,кто отслужил полный срок, так называемые николаевские солдаты,получили право жить вне черты еврейской оседлости на всей территории Российской империи. Довольно много их осело в Ростове-на-Дону. В 1862 году они образовали Солдатское еврейское общество,которое объединяло до 300 человек.На их взносы и пожертвования построили Солдатскую синагогу,которая сохранилась до настоящего времени.

Автор рассказывает об отношениях между русскими и евреями и приводит поговорки из словаря Даля и в качестве образца низкопробной литературы анекдот из газеты "Донская пчела" за 10 марта 1876 года: "Еврей (присматривается на Луну)-А сказы,цто на Луне? Русский.-Там жид стоит. Еврей.-Как не грех говорить,что там жид стоит(больше присматриваясь на Луну).Нет,это не из насих".

Евреи обижались,но не подавали виду. Такие отношения нельзя назвать братскими по причине изолированности еврейского общества,но это ещё не погромы, которые случались с 1880 и позднее. В древности евреев принуждали платить специальный налог на шитьё еврейской одежды,а Николай 1 даже собственноручно наложил резолюцию о поборах за ношение ермолки по 5 рублей серебром. Тем не менее еврейская мода коснулась русских,когда молодая вдова Наталья Николаевна Гончарова впервые после гибели А.С.Пушкина появилась при дворе на костюмированном балу в наряде Ревекки,жены Исаака,матери Исава и Иакова.

Большим событием в жизни ростовской еврейской общины 1880 годов было строительство еврейской больницы,на которую было выделено около 25 тысяч рублей и присвоения ей названия "Александровской" в честь милого еврейскому сердцу императора.Не очень приятным оказался указ принятый в 1882 году о запрещении театральных постановок на идиш.Другой закон 1880 года запрещал право жительства евреям в Области Войска Донского и 10 тысячам евреев Ростова грозило выселение,но ходатайство на "Высочайшее имя" возымело действие и им было разрешено жить в пределах Области Войска Донского.

Во время оккупации Ростова немцы пообещали евреям защиту от местного населения и зарегистрировав расстреляли.

Автор в книге приводит более тысячи фамилий евреев,но не плотнков и штукатуров,а людей образовнных,как например: Тальман Израиль Моисеевич (1895-1965) Родился в Ростове,учился в Варшавском университете и снова в Ростове оказался в результате эвакуации Варшавского университета с началом 1 Мировой войны в Ростов.

Столов Лев Израилевич.Под его руководством в годы Великой Отечественной войны разработаны проекты электроснабжения ряда крупнейших строек Советского Союза.

1.0x