В этой работе мы постараемся рассмотреть, какой путь развития проходит человек в процессе эволюции человека.
Верхнее место на этой эволюционной шкале занимает Совершенный Человек.
«Блажен Тот, Кто не опе[чалил ни одну] душу. Это Исус Христос. Он встретил Всё Место и никого не обременил. Поэтому Блажен Тот, Кто Таков, Ибо Он — Совершенный Человек. Ибо Таков Логос». (Евангелие от Филиппа, Флп. 116.)
О Нём также сказано:
«В Начале Был Разум (Логос), и Разум Был у Бога, и Разум Был Бог. Всё через Него Начало Быть, и без Него ничто не Начало Быть, Что Начало Быть. В Нем Была Жизнь, и Жизнь Была Свет Человеков. И Свет во Тьме Светит, и Тьма не объяла Его. ...Был Свет Истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и Мир через Него Начал Быть, и мир Его не познал». (Евангелие от Иоанна. Глава 1.)
Этим двум высказываниям предшествует следующее высказывание.
«То, Что Есть у Отца, принадлежит Сыну, и Сыну, пока Он мал, не доверяют Того, Что принадлежит Ему. Когда Он становится Человеком, Его Отец дает Ему Всё То, Что принадлежит Ему». (Евангелие от Филиппа, Флп. 37.)
Сын получает от Отца Царство и даёт Его Своим Братьям Со-Наследникам. (Ср. Посл. Иаков. 2, 5, Евангелие от Фомы, Фм. 59.)
«И Он сказал: «Мир Вам, Мой Мир Я даю Вам!» «Не так, как мир дает, Я даю Вам. Да не смущается сердце Ваше и да не устрашается». (Раннехристианский текст Премудрость Исуса Христа, Евангелие от Иоанна, Ин. 14, 27.)
Эволюционной путь Совершенного Человека описывается так.
«Исус явил [на берегу) Иордана Плерому [Царства] Небесного, которая была до Начала Всего. Затем Он возродился. [Затем Он возродился] как Сын. Затем Он был Помазан. [Затем] Он был Выкуплен. Затем Выкупил Он». (Евангелие от Филиппа, Флп. 81.)
На берегу Иордана Исус принял Крещение как честолюбивый человек, выделявшийся Своей способностью отличать Истину от заблуждения.
Затем Он возродился как философ.
(В душе честолюбивого человека правит яростное начало. В душе философа правит Разумное Начало. Ср. Платон. «Государство». Книга 9, 581 С.)
Затем Он возродился как Сын, что означает Воскресение.
Затем Он был Помазан.
Затем Он был Выкуплен.
В Галилее, на Оливковой Горе, Он открылся Своим Ученикам как «Великий Спаситель». (Ср. Премудрость Исуса Христа. Ср. Мф. 28, 18.)
«Исус овладел Ими Всеми Тайно. Ибо Он не открылся Таким, Каким Он Был [Воистину]. Но Он открылся так, как [можно было] видеть Его. Так [Им Всем] Он открылся: Он [открылся] Великим как Великий, Он открылся Малым — как Малый, Он [открылся] Ангелам — как Ангел и Людям — как Человек. Поэтому Его Логос скрыт от каждого. Некоторые видели Его, думая, что видят самих себя. Но когда Он открылся Своим Ученикам в Славе на Горе, Он не был Малым, Он стал Великим. Но Он сделал Великими Учеников, чтобы Они могли видеть Его, Великого. (Ср. Флп. 44.) Он сказал в Тот День на Евхаристии: О Тот, который соединил Совершенство и Свет с Духом Святым, соедини Ангелов с Нами, Образами».
(Евангелие от Филиппа, Флп. 26.)
Масличное Дерево или Олива — это Дерево Жизни, которое растёт в Городе на Высокой Горе. (Ср. Евангелие от Фомы, Фм. 37, Откр. Иоан. 22, 2.)
Оливковая Гора в Галилее может быть изображена как Высокое Место, к которому совершают восхождение.
Сократ говорит:
— «...Область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца.
b
Восхождение и созерцание Вещей, находящихся в Вышине, — это подъем души в Область Умопостигаемого. Если ты все это допустишь, то постигнешь мою заветную мысль — коль скоро ты стремишься ее узнать, — а уж Богу ведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в Том, Что познаваемо, Идея Блага — это предел, и Она с трудом различима, но стоит только Её Там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно Она — Причина Всего Правильного и Прекрасного.
c
В Области Видимого Она порождает Свет и Его Владыку, а в Области Умопостигаемого Она Сама — Владычица, от которой зависят Истина и Разумение, и на Неё должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни.
— Я согласен с тобой, насколько мне это доступно».
(Платон. «Государство». Книга 7, 517.)
На Оливковой Горе Исус Помазал Апостолов (Флп. 95) Своим Благом (ср. Апокриф Иоанна). «Те, Кого Он Помазал — это ставшие Совершенными». (Премудрость Исуса Христа.)
Слава, в которой Исус открылся Своим Ученикам на Горе, — это Его Мысль и Идея Блага. (Ср. Апокриф Иоанна. О Мысли Незримого Духа, которая есть Сила и Слава.)
«[Господь сказ]ал: «Я пришел [сделать части нижние] подобными Частям [Верхним и части] внешние Частям [Внутренним. Я пришел соединить Их] в Том Месте (т.е. сделать человека, государство и мир подобными Небесному Человеку, Государству и Миру. Ср. Евангелие от Матфея, Мф. 6, 10; 18, 18). [Он открылся в Том] Месте в [Символах и Образах]». (Евангелие от Филиппа, Флп. 69.)
Можно перечислить Три Неба: это место (этот мир), места Середины (ср. Флп. 63) и То Место.
«Исус сказал: «Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет, и те, которые мертвы, не живы, и те, которые живы, не умрут».
(Евангелие от Фомы, Фм. 11. Ср. Фм. 115; 3.)
«Исус уничтожил корень (зла) Всего Места» (Флп. 123) и открылся в Том Месте, то есть в Царстве Небесном.
«Был Отец в Сыне и Сын в Отце. Таково есть Царство Небесное». (Евангелие от Филиппа, Флп. 96. Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 14, 20; 17, 21-23, Платон. «Государство». Книга 5, 462.)
Апостол Павел говорит:
«Знаю Человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до Третьего Неба.
И знаю о Таком Человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
что Он был восхищен в Рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».
(2 Посл. кор. 12, 2-4.)
Совершенный Человек изображается в Виде Сфинкса, имеющего тело льва и голову человека. При этом лев символизирует преображенное яростное начало и силу, а человек — Разумное Начало и рассудительность. (Более подробно мы разбирали этот вопрос в своей работе «Сфинкс».) Вопрос взаимодействия этих двух начал в душе человека и в государстве Платон рассматривает в диалоге «Политик».
«Исус сказал: «Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком». (Евангелие от Фомы, Фм. 7. Ср. Платон. «Государство». Книга 9, 589 Д.)
Итак, мы дали краткое описание всего эволюционного пути совершенствования человека, начиная от честолюбивого человека и до Совершенного Человека.
Путь этот преодолевается благодаря познанию Истины и исполнению всей Справедливости. (Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 4, 25-26, Платон. «Политик». Евангелие от Филиппа, Флп. 123, Ин. 8, 32.)
«[Было необходимо, чтобы Исус] сошел в Воду, [чтобы Исполнить] и Очистить Это. [Подобным же образом были] Исполнены Те, Кто [получил Крещение] в Имени Его. Ибо Он сказал: «[Это Путь], чтобы Мы Исполнили Всю Справедливость». (Евангелие от Филиппа, Флп. 89. Ср. Евангелие от Матфея, Мф. 3, 15, Мф. 21, 32, Флп. 64.)
«Исус сказал: «Тот, кто напился из Моих уст, станет как Я. Я также, Я стану Им, и Тайное откроется Ему». (Евангелие от Фомы, Фм. 112. Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 44.)
Апостол Павел говорит:
«Испытывайте самих себя, в Вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете Самих Себя, что Исус Христос в Вас? Разве только вы не То, Чем должны быть». (2 Посл. кор. 13, 5.)
«...Христос в Вас, упование Славы, которого Мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой Премудрости, чтобы представить всякого человека Совершенным во Христе Исусе». (1 Посл. кол. 1, 28.)