Авторский блог Людмила Диковицкая 22:04 7 апреля 2014

ЭТОТ СТОН У НИХ ПЕСНЕЙ ЗОВЁТСЯ

И самой не верится, что статья написана в 2000 - во многом переломном для России, да и для мира в целом! "Монастырский хорал", прозвучавший в Рождественскую ночь вверг в остолбенение, как теперь "посадка" Дмитриченко. Они, прикидываясь "робятками", продолжают бить по стратегическим слагаемым России - культуре, науке, оборонке - в первую очередь... Бьют, доводя до нищеты или, что страшнее, до "тюряги", ритуально наслаждаясь конвульсиями жертвы! По-другому, пока, не могут! А мы - должны, заново научившись петь, танцевать, писать, жить, верить... Пора собирать "пазлы"! И да поможет нам Бог!

Этот стон у них песней зовётся.

Провидец-Аполлон, взирая с фронтона Большого театра, пока довольствуется надеждой, что сильные мира сего всё же заметят его божественное совершенство и прекратят глумление над великим искусством – эталонной гармонией, призванной творить чудеса во имя торжества любви, красоты, гуманизма. Верховный жрец искусства неустанно следит за нашим гибельным продвижением к Рубикону, перейдя который, утратим многое в национальной культуре.

Проницательный аналитик и создатель «Человеческой комедии» Бальзак, в противоречивом и безудержном 19-м столетии, утверждал, что «искусство - это одежда нации». И, как бы вторя ему, вдохновлённый идеей государственного строительства, Столыпин констатировал: «Россия не обречена стать лишь питательной почвой для других культур и чужих успехов».

Радуясь, гордясь, надеясь, понимаем, что наши предшественники, следуя суворовскому наказу, лучше нас умели находить среди соотечественников «бриллианты дарования, очищали и показывали их блеск всему миру…»

Что же теперь, по-фанфаронски войдя в третье тысячелетие, способны мы, «россияне», явить друзьям и недругам? Искусство эксцентрики вперемешку с клоунадой, голосом и сатирой, словно в бреду доказывая, что это и есть высшая, а не низшая, согласно ломоносовской теории «о трёх штилях», ступень в искусстве.

Наблюдая за происходящим в культуре России, убеждаешься в истинности слов тончайшего психолога и ценителя прекрасного Гёте, который определил «технику в соединении с пошлостью самым страшным врагом искусства». Именно тогда микробизация и, тем самым, угроза уничтожения национальной культуры обескураживает и заставляет принимать безапелляционность уже другой, крайне актуальной, батлеровской мысли, что «история искусства – это история возрождений». Только кто, как скоро и на каком уровне начнёт воскрешать, поднимая из руин и пепла, наше искусство? Критиковать, ничего не предлагая, так же уничижительно, как и восхвалять, трезво не оценивая «перлы» так называемого современного «сфабрикованного» вокального искусства.

В очередной раз уповая на расположение звёзд и полагая, что всё само собою исправится, мы рискуем остаться не только без национальной одежды в искусстве, но и без костюма для нации в целом. Сия аллегория, думаю, осмыслится верно, тем более, что без музыкального искусства бытие цивилизации невозможно. Ведь музыка – одно из древнейших искусств человечества, ибо, рождаясь, человек уже звучит, и как важно, чтобы это звучание не напоминало стон, погребальный и тягостный, уносящий в небытие традиции и губящий на корню современность, разменявшуюся на звонкую монету.

И «…гибнут люди за металл», безответственно пиная национальную реликвию – певческую школу России, временами судорожно пытаясь сохранить только видимую часть создаваемого столетиями шедевра, опрометчиво забывая, что любой театр, с квадригой или без неё, как форма, возводится для привнесения в него жизни посредством голоса, танца, перевоплощения… Одним словом, мастерства, которое упирается всё в тот же пресловутый человеческий фактор. Сумеем ли мы сберечь его, бравируя помпезностью сценического ерничанья?! Увы, пока уши вянут и глаза болят от того, что происходит на сценах когда-то великих Большого театра Москвы и Киевского оперного. Даже Украина, которой, как гласит легенда, Бог, распределяя земные блага, даровал только песню, уже давно разучилась дорожить сокровенным.

Торгаши от культуры за ненадобностью сдали в аренду наковальни оперных голосов. И все знают почему, но никто не противостоит злу и насилию над творческой личностью! И опять, «потворствуя злу, мы тем самым откладываем добрые дела, а всякая проволочка неблагоразумна и опасна». Мудрый Сервантес настолько был обеспокоен безразличием, равнодушием, бездеятельностью своих современников, что даже литературного борца сотворил во благо человечества. Его пламенный и бескорыстный рыцарь Дон Кихот, иронично возвёдённый умниками от искусства в ранг гротескного персонажа, искренне любил и как мог защищал прекрасное. Следуя ему, и мы должны осознать аксиому, согласно которой «талант зреет в тиши, а характер закаляется в бурях жизни». Философ Гёте, как всегда, прав.

И если мы сейчас довольствуемся погремушечным искусством, то достаточно ли зрел наш талант? И во благо ли его характер, что закалялся в бурях жизни?

На поверку, маловат талант, не способный по силе своей целеустремлённости пробиться через толщу мерзостных наслоений. А потому, за неимением лучшего, довольствуемся одномоментным, разовым скоморошеством, ограждая себя от создания воистину образцов мирового вокала.

Плохишовая жизнь рождает подобное же себе искусство, пьедестальным хитом которого на подмостках нашей сцены уже есть «Я только штаны подтяну…» Вот и тянут каждый на себя штаны, как одеяло прокрустова ложа, пока хозяину недосуг…

Москва, 2000 год.

1.0x