Авторский блог Василий Шахов 00:55 16 ноября 2019

Эссе 1-ое. А.Л. Чижевский: гордость России и человечества

Чижевские Чтения в Калуге и Троицке-в-Москве. Феномен Чижевского. Минпросу, Минвузу, Минкульту, Роскосмосу...

ЧИЖЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ В КАЛУГЕ И ТРОИЦКЕ-В-МОСКВЕ

ЭССЕ 1-ОЕ. А. Л. ЧИЖЕВСКИЙ: ГОРДОСТЬ РОССИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

«ЛЮСТРА ЧИЖЕВСКОГО» и КОСМИЗМ ДУХОВНОСТИ

В эпоху СССР существовали – имели быть «отрывные» календари:

доступные по цене, но тем не менее необычайно информационно-

культурологически насыщенные издания. Десятки миллионов тиража…

Несколько сотен самых значительных событий и биографий… Каждый день начинался с этих «красных» святцев…

Вот и сегодня бы не мешало напомнить, что 7 февраля ( 26 января по старому стилю) 1897 года родился Александр Леонидович ЧИЖЕВСКИЙ

(Цехановец (сейчас Польша) — 20 декабря 1964, Москва) — советский биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, поэт, художник, философ.

Александр Леонидович – один из основателей биофизики, новых направлений в науке - гелио- и космобиологии, космической эпидемиологии (как раздела общей эпидемиологии), объясняющих, по определению самого А.Л. Чижевского, вопросы зависимости биосферы Земли от воздействия Солнца и Космоса. Книга К.Э. Циолковского «Ракета в космическое пространство» была издана в Калуге в 1924 г. при непосредственном участии А.Л. Чижевского и с его предисловием.

Установление А.Л. Чижевским влияния космических факторов на земные процессы поставило его в этом направлении научных исследований в один ряд с пионерами космического естествознания - А. Гумбольдтом, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским.

Отошлю читателя к очеркам об основоположниках РУССКОГО КОСМИЗМА

на страницах сайта «Завтра» (Фёдоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский).


ДИСТАНЦИОННЫЙ ПАНТЕОН КОСМИЗМА

(А. Л. Ч И Ж Е В С И Й)

Мы – дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен…

А. Л. Ч И Ж Е В С К И Й. «Г и п п о к р а т у».

"Международная солидарность и усилия ученых в области

космобологических исследований должны будут вскрыть

доселе темные влияния внешней среды на человека и тем

самым защитить, охранить и продлить жизнь человека"

АЛЕКСАНДР ЧИЖЕВСКИЙ.

Тема Космоса, проблемы Космизма, в частности, методология и реализация идей РУССКОГО КОСМИЗМА, открытия и цивилизационные перспективы отечественной

и мировой космонавтики - всё решительнее и весомее вторгаются в бытие и быт

человека и человечества.

Московско-Троицкий общественный дистанционный университет Знаний, творческие группы «Учебный космос России», «Учебная книга России», «Достопамятности Большой Москвы и москвоведение» разрабатывают несколько направлений осмысления Космоса и Космизма. Прежде всего был разработан и опубликован концептуальный ТЕЗАРИУС

КОСМОСА И КОСМИЗМА. Были проведены «круглые столы», очно-заочные консультации, результаты изысканий апробированы, серьёзно и обстоятельно

проанализированы на различных форумах, симпозиумах, конференциях, Чтениях, Слушаниях.

В настоящее время готовится к интернет-дистанционной «оцифровке» БИБЛИОГРАФИЯ КОСМОСА И КОСМИЗМА; источниковедческие проблемы требуют коллективных усилий компетентных специалистов. Значительный материал, имеющий прямое отношение к космосоведению, «разбросан» по РЕГИОНАЛЬНЫМ ЭНЦИКЛОПЕДИЯМ; уникальные документы, раритеты, эпистолярия хранятся в государственных и «домашних» музеях (например, о пребывании основоположника русского космизма Н.Ф. Фёдорова в Липецке 1850—х годов; об «астрономических тетрадях» уроженца Рязанщины К.Э. Циолковского; о «космизме» философской мемуаристики академика И.П. Павлова; о «математическом «космизме» Умова, Чебышёва, Бугаева, Андрея Белого; о крымской «эпохе» космиста Вернадского).

К сожалению, даже в университетах, институтах, сузах, тем более в общеобразовательной школе преданы забвению имена великих «космистов»

(Фёдоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский, Флоренский, Булгаков). В программах подготовки самих учителей, педагогов, воспитателей отсутствуют даже упоминания о «космических мотивах», «космической теме» основоположников «поэтического космизма» (Ломоносов, Лермонтов, Одоевский, Тютчев, Мережковский, А. Белый, Хлебников, Есенин, Л. Леонов).

Настоящая публикация начинает новый проект энтузиастов Русского Космизма, Всемирного Космизма. Дистанционный проект посвящен А. Л. ЧИЖЕВСКОМУ (к 120-летию со дня рождения).

А.Л. Чижевский был самобытным лириком, автором замечательных философско-психологических жанров.

…………………………………………………………………………………………………

Ночные небеса в сиянье тайном звезд
Роднят меня с тобой сквозь бег тысячелетий.
Все те ж они, как встарь. И те ж миллиарды верст
Разъединяют нас. А мы – земные дети –
Глядим в ночной простор с поднятой головой,
Хотим в сиянье звезд постичь законы мира,
Соединив в одно их с жизнью роковой
И тросы протянув от нас до Альтаира.
Я, как и ты, смотря на лучезарный хор,
Стараюсь пристально проникнуть в сочетанья
Живой мозаики, хочу понять узор
Явлений жизненных и звездного сиянья.
Для нас с тобою мир – родное существо,
Столь близкое душе, столь родственно-простое,
Что наблюдать за ним – для мысли торжество,
И радостно будить молчанье вековое
В туманностях, во мглах, во глубине земной
И в излучениях – солярном или звездном,
Вскрывать покрытые глухою пеленой
Перед невеждами – космические бездны.
Для нас едино – всё: и в малом и большом.
Кровь общая течет по жилам всей вселенной.
Ты подошел ко мне, и мыслим мы вдвоем,
Вне всех времен земных, в отраде вдохновенной
И вне пространств земных. Бежит под нами мгла,
Стихии движутся в работе повсеместной,
Бьет хаос в берег наш; приветлива, светла,
Глядится жизнь сама из глубины небесной.
И явственно сквозь бег измышленных времен
И многомерные, крылатые пространства
Пронизывает мир незыблемый закон –
Стихий изменчивых под маской постоянства,
И вот редеет мгла. Из хаоса стремят
Формотворящие строительные токи,
Иные времена иным мирам дарят
И утверждают их движения на сроки.
И в созиданиях мы чувствуем полней
Взаимодействие стихий между собою –
И сопряженное влияние теней,
Отброшенных на нас вселенскою борьбою.
Мы – дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен…
И жизнь – повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества – от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.

А.Л. ЧИЖЕВСКИЙ. «ГИППОКРАТУ.

А. Л. Чижевский – выдающийся ученый-биофизик, основатель гелиобиологии и таких явлений, как аэроионификация, электрогемодинамика. Наряду с Н.Ф. Фёдоровым, К.Э. Циолковским, Вернадским, Чижевского относят к основоположникам РУССКОГО КОСМИЗМА. Великой заслугой Александра Леонидовича Чижевского стало то, что всю свою жизнь он целеустремлённо и энтузиастично шел к своей цели; в результате стал одним из основателей науки гелиобиологии. Чижевским открыты законы, по которым циклы активности Солнца влияют на определенные процессы в биосфере.

…………………………………………………………………………….

ИСТОКИ ДУХОВНОГО КОСМИЗМА

Ф. И. ТЮТЧЕВ: Два единства

Из переполненной Господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —

Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней...

ЛЕВ ТОЛСТОЙ: МОЛИТВА ВНУЧКЕ СОНЕЧКЕ

Богом велено всем людям одно дело: то, чтобы они любили друг друга. Делу этому надо учиться.

А чтобы учиться этому делу, надо первое: не позволять себе думать дурное о ком бы то ни было; второе: не говорить ни о ком дурного; и третье: не делать другому того, чего себе не хочешь.

Кто научится этому, тот будет любить всех людей, какие бы они ни были, и узнает самую большую радость на свете — радость любви.

Буду же всеми силами учиться этому.

«…Вразуми и укрепи всех, иже во власти суть… Воздвигни нам мужей силы и разума, и даждь

всем нам духа премудрости и страха Божия, духа

крепости и благочестия…»

(из молитвы Святителя Тихона, патриарха

Московского и всея Руси. Молитва о спасении Державы Российския и утолении в ней раздоров

и нестроений»

…………………….

Никогда не устану молиться,

Никогда не устану желать, -

Только б к милым годам возвратиться

И младенческий сон увидать!..

А л е к с а н д р Б л о к

«Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля трактует слово-понятие

«м о л и т ь»: «просить смиренно, покорно и усердно» («Моли Бога о себе и за нас. Прошу и молю тебя, не делай худа. Кто в беде Бога не маливал?» Трактовка понятия «молиться»: «молить, смиряясь просить, благодарить» («Молиться Богу, сознавая ничтожество свое перед Творцом, приносить Ему покаяние свое, любовь, благодарность и просьбы за будущее»).

Когда входят в жизнь отроков и отроковиц нравственно-духовные уроки православной культуры?

Вспоминая о детских годах, о первых уроках прекрасного и доброго, Александр Сергеевич Пушкин называет самые яркие впечатления: «полные святыни словеса», «…чудесные творенья влекли… волшебною красой».

Доброй наставницей его была бабушка Мария Алексеевна. Она жила в имении Кореневщино, в городах Сокольске и Липецке, потом переехала в Москву, где родился её внук, будущий великий поэт.

Свою бабушку он с любовью называл «мамушкой моей»: «Но детских лет люблю воспоминанье. Ах! Умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет… Под образом простой ночник из глины Чуть освещал глубокие морщины»…

Молитвенные уроки тамбовско-липецкой бабушки, мудрой «маменьки»-воспитательницы, запомнились благодарному внуку. «Земли родной минувшая судьба» будет воссоздана с гениальной силой на страницах пушкинских творений.

«Желанием чудным полна» - душа юного Михаила Юрьевича Лермонтова.

Нравственно-духовные уроки лермонтовской поэзии. Лермонтовская «Молитва»:

«Я, матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную».

Духовно-психологические и нравственно-философские уроки лермонтовской лирики. Ещё одна лермонтовская молитва:«Не обвиняй меня, Всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак души могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей Твоих струя; За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от Тебя;

За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К Тебе проникнуть я боюсь, И часто звуком грешных песен Я, Боже, не тебе молюсь. Но угаси сей чудный пламень, Всесожжигающий костер, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, Творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К Тебе я снова обращусь».

В духовный мир юных россиян с детства входили лермонтовские строки, лермонтовские «М о л и т в ы»: «В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится,

Сомненье далеко - И верится, и плачется, И так легко, легко»…

Лермонтовская «Звезда»: «Вверху одна Горит звезда; Мой взор она Манит всегда;

Мои мечты Она влечет И с высоты Меня зовет!»

…Тургеневский Касьян с Красивой Мечи тепло и задушевно говорит о своем крае:

«…Там места привольнвые, речные… Там у нас, на Красивой-то МЕчи, взойдешь на холм, взойдешь - и… что это? а?.. И река-то, и луга, и леса; а там церковь, а там пошли луга. Далече видно, далече. Вот как далеко видно… Смотришь, смотришь, ах ты, право!..»

………………………………………………………

Из Молитвы за Россию православного Крестовоздвиженского трудового братства

( г. Чернигов, создана в 1905 году): «На отчизну нашу, Россию, излей благодать Твою, Боже!

Да соединятся все народы, ее населяющие, в одну семью, Тебя, Отца Небесного, единомысленно исповедующую… Да будет хлеб насущный и духовный для всех без изъятия… Пошли, Господи, делателей добрых на русскую ниву Твою, да огласят они ее глаголами правды Твоей, да просветят ее примером жизни по вере…»

В стихотворении «Старая няня» (1876) Яков Полонский предаётся воспоминаниям: «А как в школу поступил, Я читать тебя учил: «Ты за мной твердила «Верую»… И потом молилась с верою, С воздыханиями. С причитаниями. По ночам на образа Возводила ты глаза, Озаренные лампадкою…»

…………………………………………………

М о л и т в е н н о е с л о в о Ивана Саввича Никитина (1824-1861)

……………………………………………………………………………………..

С л а д о с т ь м о л и т в ы

…………………………………….

Бывают минуты, - тоскою убитый,

На ложе до утра без сна я сижу,

И нет на устах моих теплой молитвы,

И с грустью на образ святой я гляжу.

Вокруг меня в комнате тихо, безмолвно…

Лампада в углу одиноко горит,

И кажется мне, что святая икона

Мне в очи с укором и строго глядит.

И дума за думой на ум мне приходит,

И жар непонятный по жилам течет,

И сердце отрады ни в чем не находит,

И волос от тайного страха встает.

И вспомню тогда я тревогу желаний,

И жгучие слезы тяжелых утрат,

Неверность надежды и горечь страданий,

И скрытый под маской глубокий разврат,

Всю бедность и суетность нашего века,

Все мелочи жалких ничтожных забот,

Все зло в этом мире, всю скорбь человека,

И грозную вечность, и с жизнью расчёт;

И вспомню я крест на Голгофе позорной,

Облитого кровью Страдальца на нем,

При шуме и кликах насмешки народной

Поникшего тихо покорным челом…

И страшно мне станет от этих видений,

И с ложа невольно тогда я сойду,

Склоню пред иконой тогда я колени

И с жаркой молитвою ниц упаду.

И мнится мне, слышу я шепот невнятный,

И кто-то со мной в полумраке стоит;

Быть может, незримо, в тот миг благодатный,

Мой ангел-хранитель молитву творит.

И в душу прольется мне светлая радость,

И смело на образ тогда я взгляну,

И, чувствуя в сердце какую-то сладость,

На ложе я лягу и крепко засну.

1854

* * *

Не отравляй минут успокоенья

Болезненным предчувствимем утрат:

Таинственно небес определенье,

Но их закон ненарушимо свят.

И если бы от самой колыбели

Страдание досталося тебе -

Как человек, своей высокой цели

Не забывай в мучительной борьбе.

1849

* * *

Когда закат прощальными лучами

Спокойных вод озолотит стекло,

И ляжет тень ночная над полями,

И замолчит веселое село,

И на цветах и на траве душистой

Блеснет роса, посланница небес,

И тканию тумана серебристой

Оденется темнокудрявый лес, -

С какою-то отрадой непонятной

На божий мир я в этот час гляжу

И в тишине природы необъятной

Покой уму и сердцу нахожу;

И чужды мне земные впечатленья,

И так светло во глубине души:

Мне кажется, со мной в уединеньи

Тогда весь мир беседует в тиши.

1851

* * *

Когда один, в минуты размышленья,

С природой я беседую в тиши, -

Я верю: есть святое провиденье

И кроткий мир для сердца и души,

И грусть свою тогда я забываю,

С своей нуждой безропотно мирюсь,

И небесам невидимо молюсь,

И песнь пою, и слезы проливаю…

И сладко мне! И жаль мне отдавать

На суд людской восторги вдохновлять.

Ю г и С е в е р

…Глядишь вокруг - и на душе легко,

И зреет мысль так вольно, широко,

И сладко песнь в честь родины поется,

И кровь кипит, и сердце гордо бьется,

И с радостью внимаешь звуку слов:

«Я Руси сын! Здесь край моих отцов!»

* * *

Р у с ь

…Это ты , моя …И во всех концах

Русь державная, Света белого

Моя родина Про тебя идет

Православная! Слава громкая.

Широко ты, Русь, Уж и есть за что,

По лицу земли Русь могучая,

В красе царственной Полюбить тебя,

Развернулася!.. Назвать матерью,

…У тебя ли нет Стать за честь твою

Богатырских сил, Против недруга,

Старины святой За тебя в нужде

Громких подвигов?.. Сложить голову!

1851

……………………………………………………………………………

Из молитвы Державной Иконе Божией Матери:

«…О мира Заступнице, Мати Всепетая!.. Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг к другу нелицемерную…»

Нравственно-художественные традиции И.Никитина, А. Кольцова, И. Сурикова своеобразно воплотились в творчестве Спиридона Дмитриевича

Д р о ж ж и н а (1848-1930) («Поэзия труда и горя», «Год крестьянина. Стихотворения для детей и юношества», «Заветные песни», «Песни старого пахаря», «Песни труда и свободы»). – «Как не гордиться мне тобой, О родина моя! Когда над Волгою родной Стою, недвижим, я, Когда молитвенно свой взор Бросаю в небеса, На твой чарующий простор, На тёмные леса. Как хороша ты в тёплый день На празднике весны, Среди приветных деревень Родимой стороны! Как бодро дышится, когда На поле весь народ Среди свободного труда Все силы отдаёт! Каким восторгом мою грудь Ты наполняешь мне, Когда хочу я отдохнуть С тобой наедине!.. Я в каждом шелесте листов Твой голос узнаю, Хожу среди твоих лугов, Мечтаю и пою.

Во всём в тебе и мощь видна, И сила с красотой, Недаром ты и названа Великой и святой» -.«Родине». 1904.

Молитвенное слово и «Молитвы» А. А. Блока

«Ангел розовый укажет,

Скажет: «Вот она:

Бисер нижет, в нити вяжет -

Вечная Весна»

Блоковские «Молитвы» «Утренняя», «Вечерняя» («Приходи, мою сонь исповедай, Причасти и уста оботри…»), две «Ночные». Первая «ночная» молитва («Тебе, Чей Сумрак был так ярок, Чей Голос тихостью зовет, - Приподними небесных арок Всё опускающийся свод. Мой час молитвенный недолог - Заутра обуяет сон. Еще звенит в душе осколок Былых и будущих времен»). Вторая «ночная» молитва («Спи. Да будет твой сон спокоен. Я молюсь… Всё снесет золотое время: Мои цепи, думы и книги…»). Стихотворение «Медленно в двери церковные…» (1901-1908) «Толпы молились народные… Часто в церковные двери я Ныне вхожу без сомнения. Падают розы вечерние, Падают тихо, медлительно. Я же молюсь суевернее, Плачу и каюсь мучительно».

14 января 1902 года: «Там, в полусумраке собора, В лампадном свете образа. Живая ночь заглянет скоро В твои бессонные глаза. В речах о мудрости небесной Земные чуются струи. Там, в сводах - сумрак неизвестный, Здесь - холод каменной скамьи».

18 января 1902 года. Исаакиевский собор: «Мы преклонились у завета, Молчаньем храма смущены. В лучах божественного света… Постигли солнечные волны Вверху - на темных куполах».«Внимать божественным глаголам, Глаголы бога повторять».«Душе легко вернуться снова К молитве завтрашнего дня».«Любить и ближних и Христа - Для бедных смертных - труд суровый».

«Ангел-хранитель» (17 августа 1906 г.):

Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле.

Во мгле, что со мною всегда на земле…

Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди!

Огонь или тьма - впереди?

Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?

Вдвоем - неразрывно навеки вдвоём!

Воскреснем? Погибнем? Умрём?

«Мы встретились с тобою в храме…»

«Сын и мать» (4 октября 1906 г.) «Сын осеняется крестом, Сын покидает отчий дом…»

Анна А х м а т о в а (1889-1966), размышляя о своём творчестве, о своих стихах, говорила: «Для меня в них – связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

М о л и т в а

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

1915.

Высочайший духовный и нравственно-эстетический уровень отечественной поэзии сохранён в лирике Николая Михайловича Рубцова (1936-1971), автора сборников лирики «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» 91969), «Зелёные цветы» (1971), «Подорожники»(1971). «Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей», - горько признаётся его автобиографический герой-повествователь («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…»). - «И не леса мне видятся окрест, А лес крестов в окрестностях России, Кресты, кресты…» («Видения на холме»).

В потемневших лучах горизонта

Я смотрел на окрестности те,

Где узрела душа Ферапонта

Что-то Божье в земной красоте.

И однажды возникло из грезы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как берёзы,

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель…

1.0x