Авторский блог Василий Шахов 07:27 22 февраля 2017

Есенинско-рязанский сталинизм Захара Прилепина-1

"Жизнь замечательных липчан": "Захар Прилепин - герой нашего времени". М Т О Д У З .2017.

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ЕСЕНИНСКО-РЯЗАНСКИЙ СТАЛИНИЗМ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА-1

Василий Васильевич Шахов

Кому:

miazueva1977@gmail.com

письмо Захару Прилепину

Уважаемый Евгений Николаевич! Беспокою Вас от имени Каликинско-рязанско-липецкого землячества. Затевается общественно-дистанционный просветительский проект "КАЛИКИНО. РУССКОЕ ПОДСТЕПЬЕ. ОЧАГИ И АЛТАРИ". Сам я - уроженец села Каликино (в 1939-ом это территория Рязанской области"). У меня с Вами немало биографических родственных "троп" (Каликино, Скопино-данковщина, Рязанщино-Есенинщина; служил в Сормово, в Нижнем сдал - солдатом - экзамены кандидатского минимума). Возглавлял кафедру литературы в Пединституте (теперь университете) имени Есенина. Виделся, общался с Л.М. Леоновым... и др.). Возглавлял издание трёхтомной "Липецкой Энциклопедии". Несколько сотен регионоведческих работ. Вот приступили к "Каликину"... Предполагается экспозиция о ПРИЛЕПИНЕ И ПРИЛЕПИНЫХ... Хотелось бы, чтобы Вы поддержали нас... С глубоким уважением профессор Василий Васильевич Шахов. Один из Ваших читателей. Буду признателен за ответ. Всего-всего Вам доброго!..

Василий Васильевич Шахов.

…………………………………………………………………………………………..

Захар Прилепин

Кому:

vvshakhov@rambler.ru

от Прилепина

Василий Васильевич!
Очень удивительно и неожиданно то, что Вы мне написали в Вашем письме.
Такие невозможные совпадения.
Конечно, я помогу, чем могу.

Что конкретно от меня требуется?

Ваш Захар, сердечно.

11 СЕНТЯБРЯ 2016, 20:12

От

Василий Васильевич Шахов

Кому:

Захар Прилепин

RE: Re: диалоги о Есенине, нашей "большой" и "малой" родине

Захару Прилепину
Спасибо за творчески-воскресную молниеносную реакцию на моё письмо.За книгу "От Бояна Вещего до Есенина(1995) удостоили меня рязанцы и москвичи Есенинской премии. За трёхтомную "Липецкую энциклопедию" орловцы и москвичи вручили Карамзинскую премию за отчизнолюбие. Бунинскую премию (дважды) вручали за циклы публикаций о Есенине, Бунине, Пришвине, суриковцах, Твардовском, Леонове, Шолохове. В бывшей Ленинке зафиксировано десятка два моих работ. "Родная культура", "Истоки и горизонты", "Художественный мир Есенина", "Липецкие тропы к Есенину"... Под моей редакцией издано несколько "Есенинских сборников"... По Есенину и есениноведению у меня скопилась уйма всего (в былые годы было мощнейшее движение есенинопоклонников: большинство из них имели контакты со мной; посему много "есенинской" эпистолярии неопубликованной). Обитаю в Троицке. Нет ли у Вас знакомцев-тройчан, которым я охотно вручил бы для Вас полсотни книг, которые Вы не найдёте даже в "Ленинке"... Радукюсь контактам с Вами. Вам и Вашим близким всего-всего доброго!.. Ваш В.В.

Василий Васильевич Шахов.

………………………………………………………………………………………………………………

11.09.2016, 17:45:12 пользователь Захар Прилепин (zaharprilepin@list.ru) написал:

Василий Васильевич, а дайте ссылки на ваши работы какие-нибудь?

Ваш З.
…………………………………………………………………………………………………………..

Воскресенье, 11 сентября 2016, 12:36 +03:00 от Василий Васильевич Шахов <vvshakhov@rambler.ru>:

Захару Прилепину. Спасибо за Ваше согласие провести д и а л о г и. Кстати, мне бы очень хотелось прибавить к своим брошюрам "Жизнь замечательных липчан" популярно-регионоведческое издание о "неожиданном Захаре Прилепине" в контексте "неожиданных" земляков: Бунина, Левитова, Терпигорева-Атавы, Л. Толстого, Замятина, А. Белого, Гл. Успенского, Н. Успенского, Лескова, Тургенева, Марко Вовчок, Писарева, Плеханова, Пришвина... Для просветительско-культурологического проекта "Каликино. Российская глубинка. Липецкое Подстепье" Ваши поклонники подготовили

(на основе Интернета и каликинских дедичей и отчичей) добротную экспозицию. Кое о чём я уже разместил эссе в Интернете.

Можно было бы "подискутировать" под видеозапись. Можно организовать ВСТРЕЧУ с Вами, например, в библиотеке МГУ им. Ломоносова, библиотеке Института Патриса Лумумбы. Мне посчастливилось "встречаться" с Леоновым, Проскуриным, Бондаревым, Ганичевым, Прохановым, Вал. Сорокиным, Ляпиным, Парпарой, Золотцевым... Можно "скрестить шпаги" по мотивам Вашего ЖЗЛ-овского видения Л. Леонова... В МГУ - центре мирового есениноведения (я разместил в Интернете об этом дюжину сюжетов) заинтересовали бы Есенинским космосом ("человек есть чаша космических обособленностей"), Есениным и космонавтами, предтечами Есенина - суриковцами; поспорили бы о разных "влияниях" (Блок, Клюев, поэты "серебра"), обменялись бы НОВЫМ о Есенине. Есенин всегда и сегодня. Есенин и духовность. Есенин и "человейник" грядущего и пр. и др. Жду Ваших весточек... С каликинско-рязанским поклоном В.В.

Василий Васильевич Шахов.

……………………………………………………………………………………………………………

«МАЛАЯ РОДИНА» ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА

Смеляков Ярослав

"Рязанские Мараты"

Когда-нибудь, пускай предвзято,
обязан будет вспомнить свет
всех вас, рязанские Мараты
далеких дней, двадцатых лет.
 
Вы жили истинно и смело
под стук литавр и треск пальбы,
когда стихала и кипела
похлебка классовой борьбы.
 
Узнав о гибели селькора
иль об убийстве избача,
хватали вы в ночную пору
тулуп и кружку первача
 
и - с ходу - уезжали сами
туда с наганами в руках.
Ох, эти розвальни и сани
без колокольчика, впотьмах!
 
Не потаенно, не келейно -
на клубной сцене, прямо тут,
при свете лампы трехлинейной
вершились следствие и суд.
 
Не раз, не раз за эти годы -
на свете нет тяжельше дел!-
людей, от имени народа,
вы посылали на расстрел.
 
Вы с беспощадностью предельной
ломали жизнь на новый лад
в краю ячеек и молелен,
средь бескорыстья и растрат.
 
Не колебались вы нимало,
За ваши подвиги страна
вам - равной мерой - выдавала
выговора и ордена.
 
И гибли вы не в серной ванне,
не от надушенной руки.
Крещенской ночью в черной бане
вас убивали кулаки.
 
Вы ныне спите величаво,
уйдя от санкций и забот,
и гул забвения и славы
над вашим кладбищем плывет.

1961

…………………………………………………………………………………………………………………………………….

«Захар Прилепин уехал воевать на Донбасс, стал заместителем командира батальона, надел мундир с погонами майора. Уехал туда, где недавно был взорван его друг Моторола. Где был растерзан на куски героический Гиви. Где день и ночь грохочут украинские установки залпового огня, сметая посёлки, испепеляя людей. Сейчас он там, где дымятся камни и раскалённая докрасна арматура. Он поехал воевать на свою вторую войну. В Чечне он не раз менял расстрелянные рожки автомата на новые, плюхался с разбега на броню БТРа, стоял на блокпостах под пулями и привёз домой в своём запылённом ранце великолепную русскую прозу.

Прилепин поехал воевать на Донбасс за русское дело, охваченный всё тем же таинственным вихрем, который увлёк туда тысячи добровольцев от Владивостока до Смоленска, от Вашингтона до Марселя. Так когда-то под музыку «Прощание славянки» двигались русские добровольцы на линию огня под Плевну и Шипку. Так летели в Испанию под фашистские бомбы люди всех континентов, сражаясь за правду, красоту, мечту, за великую иллюзию о справедливом божественном мире. Среди них из России – Кольцов, написавший свой «Испанский дневник». Из Америки – Хемингуэй на звук великого трагического колокола. Прилепин - в их череде, один из них, один из прекрасных и бесподобных.

Русский писатель никогда не сидел на печи, когда войска государства шли в свои великие, прекрасные и горькие походы. «Слово о полку Игореве» было написано древним русским воином, с которого, быть может, и началась русская литература. Граф Лев Толстой воевал на Кавказе, написал своих бесподобных «Казаков» и «Хаджи-Мурата», а в Севастополе на флэшах свои «Севастопольские рассказы». И Господь чудом сберёг его от пуль и подарил нам великого художника и мыслителя...-

Александр П р о х а н о в. «Русская литература встаёт из гроба».

…Завершаю работу над очередным выпуском серии «Жизнь замечательных липчан». На этот раз художественно-документальный, просветительско-культурологический очерк, видимо, будет называться «Захар Прилепин – герой нашего времени».

Конечно же, переработаю, дополню главу «Проханов и Прилепин». Вот и сейчас выдающийся наш современник в провидческо-пророческом эссе «Русская литература встаёт из гроба» прослеживает новаторские традиции современной русской прозы и публицистики:

«Художник Верещагин шёл с войсками Скобелева через Усть-Урт, умирая от жажды, где каждый колодец был отравлен, и полки редели от налётов врага и солнечных ударов. Какое счастье для русского писателя идти с войсками страны в её самые острые и горькие великие периоды! Как велик «певец во стане русских воинов»! Как велик художник Верещагин, отплывший на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым в своё последнее плавание, погибший со всем экипажем на японских минах!

Русский писатель в солдатском и офицерском мундире, будь то Бондарев или Воробьёв, были не просто воины. Они принесли с фронтов не только раны, но и великие свидетельства.

Прилепин отправился воевать, заступая на место своих погибших товарищей. Но он поехал и за книгой. Мастер, восхитительный прозаик, зоркий стилист, он теперь - среди своих героев, героев своей будущей книги. Как я завидую ему, что он может стоять на блокпостах с этими чудесными, обросшими щетиной людьми, бросаться при первых залпах в окопы, занимая место у пулемёта! Завидую тому, как остро смотрит ему в глаза заснеженная, с рыжей стернёй, степь, где чернеют сгоревшие украинские танки. Ноздри его трепещут, вдыхая вольный ветер донских степей. А ночью, снявшись с поста, он может выпить рюмку водки за победу русского дела, за Новороссию».

Проханов и Прилепин… Движение времени… Вулканическая лава Истории…

«Идеи времени»… «Формы времени»… Уроки классики… Уроки Истории самой…

У автора «Рязанских Маратов» Ярослава Смелякова есть несказанно-сокровенное, исповедально-автобиографическое стихотворение «И С Т О Р И Я»:


И современники, и тени
в тиши беседуют со мной.
Острее стало ощущенье
Шагов Истории самой.

Она своею тьмой и светом
меня омыла и ожгла.
Все явственней ее приметы,
понятней мысли и дела.

Мне этой радости доныне
не выпадало отродясь.
И с каждым днем нерасторжимей
вся та преемственная связь.

Как словно я мальчонка в шубке
и за тебя, родная Русь,
как бы за бабушкину юбку,
спеша и падая, держусь.

«Малая родина»… «Большая родина», великое Отечество… Острое, болевое, горевое, светло-печальное «ощущенье шагов Истории самой»… Вот и на этот раз

Александр Проханов размышляет-постигает:

«Донбасс, русское восстание в Донецке и Луганске - это эпос ХХI века. Это схватка идей, чудовищный узел, в который затянут мир. Этот узел придётся вновь развязывать России. И Прилепин - из тех, кто его станет развязывать. А нет, так разрубит.

Прилепин - на Донбассе среди воюющих частей, а это значит, что русская литература встаёт из гроба, куда её уложили мерзкие победители девяносто первого года, полагая, что этот год завершает русскую историю, а вместе с ней и русскую литературу.

Но нет конца истории, нет конца русской литературе. Она прорвалась из-под каменных плит, куда её затолкали либеральные победители. Они натянули целлофановые мешки на головы всех русских писателей, шельмовали их, называли фашистами, отказывали в публикациях, замалчивали, хохотали над всеми святынями, над идеальной русской мыслью и русской душой. Предлагали вместо Литературы Откровения литературу низменных страстей, сардонического сатанинского хохота, литературу синюшней болотной гнили и распада, литературу смерти.

Но русская литература разодрала покровы савана, в который её обмотали, и пошла воевать на Донбасс. И вслед за Прилепиным поднимутся молодые писатели-пехотинцы, писатели-офицеры, писатели-генералы и двинутся в прорыв».

У автора «Рязанских Маратов» Ярослава Смелякова есть

проникновенно-исповедальные строфы:

Если я заболею,
к врачам обращаться не стану,
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.

Я ходил напролом.
Я не слыл недотрогой.
Если ранят меня в справедливых боях,
забинтуйте мне голову
горной дорогой
и укройте меня
одеялом
в осенних цветах.

Порошков или капель - не надо.
Пусть в стакане сияют лучи.
Жаркий ветер пустынь, серебро водопада -
Вот чем стоит лечить.
От морей и от гор
так и веет веками,
как посмотришь, почувствуешь:
вечно живем.

…………………………………………………………………………………………………..

Из публицистического эссе А.А. Проханова «Русская литература

встаёт из гроба»:

«Какой дьявольский визг и вой подняли либералы, узнав о поступке Прилепина! Сколько ненависти, смрада, сколько гнилых зубов хотело бы впиться в его плоть! Сколько лучей смерти тянутся ему вслед! Так было и с теми писателями, которые шли с войсками в афганский поход. Так было с теми, кто воевал на чеченских войнах: в лицо им стреляли враги, в спину им били либеральные кинескопы, а теперь - пропитанные ядом странички фейсбука. Все черви, скарабеи, жучки-трупоеды, мерзкие долгоносики и зловонные зелёные мухи – все они мчатся вслед Прилепину, норовят укусить и ужалить.

Молюсь за тебя, Захар, прорывая своей любовью и восхищением тот кокон тьмы, в который они хотят тебя поместить. Усмиряю их крестным знамением, от которого они разбегутся и вновь попрячутся в смердящую могильную плоть. Бейся на передовой под Донецком и Луганском! Бейся у Дебальцево! Набирай впечатлений для своей будущей великой книги. А я, покуда есть силы сражаться, прикрою тебя со спины.

Люди русские, смотрите на великое чудо - одно из наших вечных воскресительных русских чудес: русская литература встаёт из гроба.

Мой стих упал на дно сухого моря.
Уйдя в поход, забыл полить цветок.
Лицо жены, померкшее от горя.
Блокпост, стрельба, алеющий Восток».

(продолжение следует)

1.0x