Сообщество «Салон» 22:57 29 января 2018

Эмир Кустурица: «Ведущая идея в мире искусства – это идея авангарда»

знаменитый режиссёр о кино-образовании, политкорректности как самоцензуре и противостоянии "натиску на восток"
8

Международный фестиваль кино и музыки "Кустендорф" уже одиннадцать лет проходит в построенной Кустурицей этнодеревне Дрвенград, что в Сербии. В последний день фестиваля Эмир Кустурица дал интервью корреспонденту «Завтра».

«ЗАВТРА». Господин Кустурица, прежде всего хочу поблагодарить вас за то, что в своём плотном графике нашли время для интервью. Одиннадцатый "Кустендорф" начался показом картины "Закованная фильмой" (1918)  режиссёра Никандра Туркина (Алатрова) по сценарию Владимира Маяковского и танцевально-акробатическим выступлением под музыку Вальса № 2 Дмитрия Шостаковича. Лиля Брик спустилась с экрана на сцену, и магия продолжилась.

Вы отметили: то, что публика видела на экране и сцене, показывает, как вымысел, который не реализован, превращается в реальность с помощью вымысла. Перформансом вы вернули на сцену музу русского авангарда Лилю Брик и призвали стать музой нынешнего Кустендорфа.

Ваше творчество стало достоянием нашего народа, оно вошло в традицию, но вы показываете, что без авангарда художнику нельзя жить и работать. Это «дорожный знак» молодым авторам?

Эмир КУСТУРИЦА. Это самая мощная идея. Хороший фестиваль должен основываться на мощном событии. Он опирается на фильм, исходящий из мира авангарда, а идея авангарда, как ведущая идея в мире искусства, - течение, которое прокладывает новый путь. Эта идея наилучшим образом открыла фестиваль и открыла дверь для молодых авторов, которые показали, что умеют грустить и улыбаться, и, между прочим, могут оставить сильное впечатление.

«ЗАВТРА». В школах изучаются литература, музыка, живопись. Искусство кино -  давно уже не подросток. Как вы думаете, было бы целесообразно показывать в школах фильмы с целью воспитания и образования?

Эмир КУСТУРИЦА. Есть фильмы, которые просто необходимо смотреть, и я думаю, что существуют школы, где есть фильмы, которые включены в процесс образования.

«ЗАВТРА». Я имею в виду системное решение.          

Эмир КУСТУРИЦА. Системное решение в маленькой стране может быть очень сложно реализовать, потому что страна борется с выживанием школ, и ей не до таких вопросов. Однако сегодня есть оцифровка, которая даёт каждому человеку возможность видеть всё, что ему нужно.

Вопрос образования – это ответственность людей, которые стоят у власти. Но учитывают ли они, вообще знают ли то, что Сергей Эйзенштейн был одним из сильнейших выразителей русской революции, а  Довженко был её самым поэтическим выражением?.. А кроме того, хотят ли они передать всё это молодым людям – вот вопрос. Но идея, несомненно, хорошая, учитывая то, что молодые люди смогут легко ознакомиться с шедеврами кино через цифровой мир.

«ЗАВТРА». Как вы относитесь к цензуре и разного рода запретительным законам в этой сфере? Есть ли запретное в искусстве, каковы рамки, за которые не стоит выходить? 

Эмир КУСТУРИЦА. Я не думаю, что такой закон нужен. На Западе уже есть то, что когда-то было при коммунистическом строе – самоцензура. Они ввели самоцензуру через идею политкорректности. Как дисциплинированные люди, получившие протестантское и католическое образование, этику, они принимают это очень легко.

В любом случае, будет хорошо, если мы не примем идею политической корректности, которая введёт в наше общество неписанный закон, самоцензуру.

«ЗАВТРА». Разного рода санкции в отношении России, которые, безусловно, относятся и к искусству, можно назвать своего рода цензурой?

Эмир КУСТУРИЦА. Это вечный инструмент, с помощью которого Запад расправляется с Востоком, вечная тема Запада, выраженная в доктрине «Дранг нах Остен» - натиска на Восток.

Этот «восточный вопрос» был сформулирован ещё во времена Наполеона, и он действует по-прежнему, его суть не меняется. Но сегодня Запад орудует открыто, борьба идёт не на дипломатическом поле, а ведётся через средства массовой информации.

И поскольку все обвинения, которые приводят к санкциям, трудно опровержимы - санкции действуют и являются выражением мировых разделений. И вопрос здесь стоит уже не о противостоянии наций, но об отделении Евразии от евроатлантических стран.

«ЗАВТРА». Вы были в Крыму, на фестивале в Севастополе. У вас сложилось впечатление, что народ в Крыму чувствует себя оккупированным?

Эмир КУСТУРИЦА. Во-первых, Крым окончательно стал русской территорией после трёхлетней войны в середине ХIХ века, когда Россия сражалась с Англией и Францией.

Задумка Хрущёва, что Крым – это Украина, была опровергнута самой жизнью. Народ в Крыму счастлив сейчас не только потому, что Крым - больше не Украина, он по сути является частью России, и именно так себя ощущает.

«ЗАВТРА». Так как вы ездили в Крым, стоит ли ваше имя в списке украинского сайта «Миротворец»?

Эмир КУСТУРИЦА. Ну, это меня не интересует.

«ЗАВТРА». Очевидно, что фактически происходит пересмотр результатов Второй мировой войны, прибалтийские государства, Украина возвеличивают нацизм...

Эмир КУСТУРИЦА. Идёт пересмотр результатов не только Второй мировой войны, но уже и итогов Первой мировой. До недавнего времени в силе была концепция Фрица Фишера - признание того, что Германия виновна в развязывании Первой мировой войны. А затем неожиданно появилась книга «Лунатики», которая говорит о необходимости ревизионистского подхода к истории.

Я считаю, что преступлениям, совершённым во время Югославских войн, придали большее значение. Эти преступления преувеличены, показаны страшнее, чем они были в действительности. И сделано это было именно для того, чтобы геноцид, который был осуществлён во время  Второй мировой войны главным образом над сербами, цыганами и евреями, фактически был забыт, чтобы  новые преступления затушевали, закрыли собой старые.

Но я думаю, что вес исторических событий, их значимость, истинная роль никогда не будут одолены нынешним подходом средств массовой информации. Все эти пересмотры не пройдут, не смогут пройти, потому что те, кто действительно выиграл Первую и Вторую мировые войны, знают правду. И если им придётся защищать эту правду, они снова защитят её.

«ЗАВТРА». Вы встречались с Владимиром Путиным, у вас была возможность разговаривать с ним. Какое отношение у вас к нему?

Эмир КУСТУРИЦА. Однажды я сказал: если бы я был англичанином – я был бы против него, если бы я был американцем – я подрался бы с ним, если бы я был русским человеком – я проголосовал бы за него. Но теперь у меня есть новая идея: если бы я был англичанином, но честным – то уважал бы Путина как великого государственного деятеля; если бы я был американцем – я понял бы, что примирение с Россией является единственным источником, который ведёт к благополучию планеты; а если бы я был русским гражданином – я, конечно, проголосовал бы за Владимира Путина, не задумываясь!

10 мая 2018
Cообщество
«Салон»
14 0 8 807
27 апреля 2018
Cообщество
«Салон»
1 1 15 215
Cообщество
«Салон»
11 0 9 387

Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
30 января 2018 в 06:02

Эмир Кустурица: «Ведущая идея в мире искусства – это идея авангарда»
знаменитый режиссёр о кино-образовании, политкорректности как самоцензуре и противостоянии "натиску на восток"
Радойка Тмушич-Степанова
++++
Милая моя,солнышко словнОе,
Встретились с Тобой в время призывное.
====

ТОЧКИ-ЦВЕТОЧКИ - НА БЫТИИ ПОЧКИ.

Эмир Кастурица! Он друг мне и брат,
И в бденьях моих он - есть тот АВАНГАРД,

С которым иду я на смерть в имя Жизни.
И где б не нашёл здесь любой своей тризны -

Но вижу я,что только один АВАНГАРД,
В искусстве ль, в науке ли,один - Правде брат.

Да и в религии днесь - АВАНГАРД,как потреба,
И,знать,КОММУНИЗМ здесь - повеление Неба.

Он и замкнёт круг вращенья времён,
Откуда ушли - туда и придём.

30 января 2018 в 06:20

Честно,винюсь - Интервью не читал.
Времени нету. Как в Девятый Вал,

Правды глотнуть я спешу хоть крупицу.
Тмушич-Степанова мне Кустурицу

ДалА в заголовке,явила лицом,
Я понял всё сразу. И дело с концом.

И даже анонс был не так уж здесь важен -
Читающий Небом - догадом отважен.

30 января 2018 в 11:13

Кустурица, несомненно, талантливый режиссер, но проблемы современного общества находятся не в сфере кино и даже не в политике. Суть намного глубже и затрагивает сам способ общественного производства, тот экономический базис на котором и возможно существование общества. Исследованием способа производства занимается политическая экономия, в который, как и в любой науке, нельзя придумывать красивые проекты мироустройства. Наука открывает и исследует ОБЪЕКТИВНЫЕ закономерности, используя исторический опыт, анализируя существующие производственные отношения, выявляя противоречия и антагонизмы, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ росту производительных сил. Это уровень мыслителей типа Маркса, Энгельса, Ленина, но не режиссеров, поэтов, писателей, артистов, пародистов и виолончелистов.

30 января 2018 в 14:18

Сергею Метику.

Сергей,Ты когда же съедешь со своих коней. Даже тогда называлась наука ПОЛИТэкономией. А не ЭКОНОМполитикой. Сейчас ПРОШЛЫЙ ТРУД сделал для нас,двуногих тварей,столько,что все мы - от олигархов до последнего бомжа, ПАРАЗИТИРУЕМ на этом Прошлом Труде.

Не веришь - спроси Пещерного Человека. Советую иметь его всегда при себе,как и есенинского Чёрного. Если сейчас экономике дать полную волю,она сожрёт даже самою себя. До чего же тварь,жадная.

Вот почему на первое место при всей своей вторичности политика,искусство, религия и уже не догматическая (как у Тебя) марксистско-ленинская наука выходят на первый план.

Помогая делать Человека Будущего своими способами. Сноуден,Асанж,амер капрал,ставший недавно девицей (простим ему эту дурь) - разве это не люди коммунистического будущего? Выращенные в большей степени именно "кустурицами".

Ты читал Грамши? Что скажешь о Еврокоммунизме. Я о нём мало знаю,но на противостоянии с оппортунистической КПСС готов к нему внимательно прислушаться. Впрочем,сила инерции порой давит разум. С уважением.

1 февраля 2018 в 16:38

Возражений по сути Метику как не было, так и нет

30 января 2018 в 12:47

АВАНГАРД2, авангард в искусстве, авангардизм – "совокупное наименование течений, возникших в искусстве в 10 годах ХХ в., которые более радикально, нежели модернизм, порвали с нормами и традициями реализма, приведя к мощному обновлению всего художественного языка. А. придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства. (Расцвет А. совпал с волной войн и революций). Упадок А., растратившего свою былую "революционную" энергию, явился стимулом для формирования постмодернизма как основной его альтернативы. Военное название объясняется полемически-боевым противопоставлением А. прежним творческим традициям и окружающим социальным стереотипам в целом". От фр. avant-garde передняя стража. (НСИСВ).



♦ За военным названием скрывается ар. آوان 'ава:н "время" + جرد гаррад "абстрагировать, сдирать, оголять", откуда ар. جرداء гарда: "голая, не родящая о земле", جراد гара:д "саранча", рус. град, в том числе название усовершенствованной модели "катюши". Авангардизм, как и искусство в целом, существуя в области горней любви, является нефункциональным аналогом секса в нижней, а в своих крайних проявления является частью волны абсурдизма, начавшегося в сознании человечества в середине 19 века (в искусстве импрессионизм, в математике и физике – разнузданное воображение) в преддверии грядущего метаморфоза сознания. См. кубизм, Град Божий.

Вашкевич Н.Н. Словарь РА. Режим доступа: http://nnvashkevich.narod.ru/SLV/slvPA/A.htm

30 января 2018 в 14:42

Милый Квинрай! Я хорошо помню первый ряд языковой периодической системы Вашкевича. РА. Русский-Арабский. Я думаю,что в подобную таблицу когда-то Кто-то расположит и такие штучки,как авангард,модерн,постмодерн и пр. пр.

Я исхожу прежде всего из смысла слова. Оно неведомою силой вело,ведёт и будет вести чтобы ни было. Претендующее на то или иное ИМЯ. ВСЁ должно иметь СВОЁ, соответствующее СЕБЕ имя. Иначе,по Конфуцию,надо менять имена.

И если на клетке с зайцем написано "тигр",то кто поверит написанному. Если не дурак. Вот и Бен Ладен,говорил на все обвинения в свой адрес. "Разве у меня написано на лбу,что я дурак.

Но лукавые в наглую читают то,что хотят прочесть. А не то,что написано. Так и с Путиным здесь,на сайте,и везде в других местах. Так что я - за АВАНГАРД. А какой он будет носить ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР (у Тебя - 2 не описка?) - это уже другой коленкор.

И последнее. Я правильно понял,что ты напрямую НИКАК не высказался по сути интервью Радойки? Думаю,это ни есть хорошо. "И отойдут,и встанут в стороне". Из "Слова о равнодушных" у С Острового. С неизменными уважением и почтением.

30 января 2018 в 17:42

Авангард в искусстве - это от временного затемнения сознания. Сейчас переходное время на планете, «час Быка», когда духовная тьма особо сгущена перед Рассветом. Вот в этой тьме и рождаются всяческие "авангардные" гримасы. И не видно, что истинная Красота в искусстве и этот «Авангард» (в кавычках - потому что ничего по-настоящему передового в нем нет) - это антиподы. Авангард - это формализм, утрированный и примитивный. Пытаются искать новые формы, а до нового (и не просто нового - а более высокого и сложного) духовного содержания не доросли. Но исходить нужно, наоборот, из содержания. Именно: только когда новое содержание не может быть полноценно выражено старыми способами, только тогда и должны рождаться для него какие-то другие, новые формы. Думаю, весь этот хлам, начиная с «Черного квадрата» Малевича и кончая прибитыми к брусчатке Красной площади яйцами другого деятеля - тут же окажется на свалке, как только над планетой развеется черный туман и Эра Света и Духа вступит в свои права.
Кустурицу как режиссера не люблю. Ничего умного и хорошего в его фильмах не вижу