Авторский блог Вячеслав Кочнов 08:32 14 сентября 2018

ЕЛЕНА АНИСИМОВА: НЕ ТОЛЬКО СУПЕРЗВЕЗДЫ…

С 14 по 21 сентября в Петербурге проходит Международный скрипичный фестиваль «Ауэр. Наследие»

С 14 по 21 сентября в Петербурге проходит Международный скрипичный фестиваль «Ауэр. Наследие». Он приурочен к 150-летию с момента начала педагогической деятельности Леопольда Ауэра в Санкт-Петербургской консерватории. В Большом и Малом залах филармонии пройдут концерты выдающихся представителей «школы Ауэра»: Давида Грималя (впервые в Петербурге), Кристофа Барати, Дмитрия Махтина, Чингиза Османова и др. В рамках фестиваля пройдет одноименный скрипичный конкурс. На вопросы «Завтра» любезно согласилась ответить директор фестиваля Елена Анисимова.

«Завтра». Елена, что такое «фестиваль» в искусстве, понятно – это от слова «праздник». А вот насколько необходимы музыкальному искусству конкурсы? Ведь искусство - не спорт…

- Да, искусство - не спорт. Но даже в спорте существуют «художественные» дисциплины, и, как следствие - экспертная оценка. Нынешняя концепция конкурсов, на наш взгляд, устарела. Прежде всего, конкурсы должны способствовать развитию концертной деятельности музыкантов, но фактически современные конкурсы стали ареной состязаний, в которых есть несколько победителей, а все остальные – проигравшие. Стресс, как основная составляющая состязания постепенно проникает в манеру исполнения, и она становится в определенной степени стандартной: напор, «игра лицом», выхолощенная под конкретный запрос жюри программа. Индивидуальность, конечно, всегда найдёт путь к сердцу слушателя, но нужны ли, полезны ли такие испытания личности музыканта?

Конкурс в рамках фестиваля - это свежая концепция. Участники конкурса на ранней стадии проходят отбор на простое соответствие профессиональным требованиям. Для нас важно, чтобы конкурс давал возможность развивать сценические навыки конкурсантов. В организационном плане мы готовы предоставить наши возможности, как-то способствовать в карьере всех участников, которые прошли отбор. Тут очень важно иметь связь не со всеми вместе, а с каждым индивидуально. Кому-то из конкурсантов просто хочется получить компетентное мнение о своей игре, кто-то хочет показать себя, для кого-то, конечно, важны достижения, и он идёт за победой, а кто-то просто испытывает дефицит знаний, и ищет возможность их получить. Все ведь разные. Для нас все, кто прошел отбор – это участники нашего фестиваля. Мы предоставим им все возможности для свободного общения, как между собой, так и с другими участниками фестиваля. Эта концепция очень созвучна принципу Леопольда Ауэра – развивать, прежде всего, индивидуальность своего ученика, а не равнять всех под одну гребёнку. Так и живет сегодня петербургская скрипичная школа на самом деле.

«Завтра». По какому принципу приглашались участники?

- Все участники фестиваля не просто объединены по линии педагогики с именем Ауэра. Все они - последователи именно «петербургской ветви» его школы. Но для нас это не только буквальная взаимосвязь. Участников фестиваля объединяет на самом деле бескомпромиссность и подлинная исполнительская честность перед самими собой и аудиторией. В концепции приглашения музыкантов мы не стремимся во что бы то ни стало приглашать суперзвезд. Очень важно, чтобы концерты музыкантов стали настоящим событием, как в жизни Петербурга, так и в мире скрипичной музыки вообще.

«Завтра». Каковы особенные черты петербургской скрипичной школы, на Ваш взгляд?

- Звук. В Петербурге традиционно уделяется огромное внимание качеству и разнообразию основного выразительного средства скрипачей – звука, тона.

И непосредственные ученики Ауэра – Хейфец, Полякин, Эльман, Мильштейн, и последователи через Юлия Эйдлина – Вайман, Гутников – каждый из них обладал уникальным неподражаемым тоном. И сейчас, когда мы говорим о школе скрипки Санкт-Петербурга, когда мы слушаем петербургских скрипачей, мы в первую очередь обращаем внимание на особенности звучания, мы уже на подсознательном уровне воспринимаем личность исполнителя через его звук. На уроках в классе Гантварга слова «тон», «звук», «sonore», которые постоянно звучат из его уст – это определенный тумблер, включающий какой-то внутренний резерв звучания ученика, требование открыть второе, третье, десятое дыхание.
Индивидуальность скрипичного тона восходит из глубинной сущности личности скрипача, преломляясь и развиваясь через годы целеустремлённого совершенствования и воспитания, как музыкального, так и человеческого. И наш суровый и, в то же время, блистательный Петербург, возможно, неспроста стал особенным историческим местом воспитания таких ярчайших индивидуальностей. С одной стороны здесь невероятная концентрация культуры, масса возможностей для реализации потенциала музыканта, с другой – бескомпромиссность стиля и требовательность предшественников, учителей – ставит перед новыми поколениями определённый барьер, за которым уже нет лимитов. И преодоление этого барьера, на мой взгляд, делает исполнителей нашего города особенными, уникальными.

«Завтра». Как отнеслось к фестивалю руководство города?

- Руководство города отнеслось с энтузиазмом и оказало большую поддержку. Леопольд Ауэр – один из значимых символов Санкт-Петербурга как культурной столицы. 150-летие со дня начала его педагогической деятельности – большой праздник для нашего города.

1.0x