Авторский блог Андрей Фефелов 21:56 7 августа 2018

Смерть Орхана

в случае странной смерти оппозиционных журналистов эффект достигается мгновенно и без лишних «вложений»

31 июля стало известно, что в Центральноафриканской Республике убиты трое российских журналистов. Погибшие — журналист Орхан Джемаль, оператор Кирилл Радченко и режиссёр Александр Расторгуев.

Орхана Джемаля видел в мае, случайно пересёкся с ним в толпе, возле входа в метро «Третьяковская». Сухо поздоровались, обменялись парой-тройкой ничего не значащих фраз. Не думал, что жму ему руку в последний раз. Мы были по разные стороны баррикад. Я знал его как радикального исламиста, сотрудника русофобской «Новой газеты», ярого противника российской государственности во всех её формах. Однако нас много связывало. Прежде всего, добрые отношения с его отцом философом Гейдаром Джемалем, ряд общих друзей, а также одно совместное путешествие за пределы Садового кольца.

Это было восемь лет назад в Северном Афганистане. Я и мои товарищи проживали в доме одного купца в центре Мазари-Шарифа — главного города провинции Балх. Хозяин по делам отъехал в Кабул, вверив заботу о нас младшему брату. В ту пору к нашей группе присоединился Орхан, который предложил посетить «одно интересное место». Брат нашего благодетеля тут же выделил нам джип и одного вооружённого охранника.

Место оказалось действительно интересным, я бы даже сказал, уникальным. Я получил одно из самых удивительных жизненных впечатлений, соприкоснулся с поразительной экзотикой глубинной Азии. Придёт время — я напишу об этом подробно. Здесь хочу заметить лишь то, что по приезде в город мы встретили вернувшегося из Кабула хозяина дома. Он был бледен и расстроен. Пока нас не было, он сильно ругал и жестоко укорял своего брата, который «отправил нас на верную гибель». Выяснилось, что деревня, сквозь которую мы беспечно проезжали два раза, пользовалась очень плохой репутацией. По всей видимости, от неприятностей нас спасла чрезвычайная наглость, с которой мы перемещались по опасной территории.

Не знаю, оценивал ли риски сам Орхан. Но его весёлая бесшабашность и поразительная лёгкость на подъем — бросались в глаза.

Трагедия в Центральной Африке случилась в мёртвый сезон для новостей. Информационные агентства и туча блогеров рьяно кинулись комментировать подробности этого печального события. Среди тысячи версий, интерпретаций и реконструкций выделяется концепция, взятая на вооружение мощным либеральным кланом. Настырно и безапелляционно, в унисон с самыми оголтелыми и антирусскими СМИ Запада, прокачивается версия, что Орхана Джемаля и его коллег убили "путинские агенты", дабы воспрепятствовать появлению на свет некоего сенсационного репортажа, разоблачающего кровавые дела "Темнейшего" в самой что ни на есть чёрной Африке.

В целом эта версия не выдерживает никакой критики не только потому, что в этой части Африки кровавых дел по горло и без российского вмешательства. Всё это попахивает дешёвым перестроечным китчем, в котором честный молодой журналист обладает магнитофонной кассетой с ужасным компроматом на коррумпированную партийную номенклатуру. Всю дорогу продажные менты и подкупленные уголовники гоняются за этой единственной кассетой, а, главное, стремятся заодно убить её обладателя. Вся эта чушь не связана с реальностью — ни со вчерашней, ни с сегодняшней. В век информационной революции никакие записи, никакие фильмы, никакие кадры не являются сами по себе решающим аргументом в глобальной информационной войне. Если надо — организуются постановочные съёмки, строятся декорации, нанимаются актеры. Если надо — Голливуд поможет устроить фиктивный митинг на главной площади Триполи и даже слетать на Луну.

Для любых властей прекратить пребывание нежелательных журналистов в той или иной запретной зоне не представляет проблемы. Ведь таковые по определению не имеет ни аккредитации, ни особых разрешений. Задержание нелегального журналиста сопровождается изъятием всех материалов и их носителей, арестом, судом или депортацией. Таким образом, купировать сбор любых сведений очень легко. Не надо для этого предпринимать никаких зверских кровавых акций. Всё законно и правомерно.

Так действуют силы, аффилированные с властью, если их цель — не допустить утечки информации. Если цель — убивать, уничтожать, кромсать, устраивать международный скандал, — то, конечно, обнаруженных на ночной трассе журналистов следовало застрелить. Но здесь возникает вопрос: зачем?

Просто потому, что эти люди в информационной войне выступали против России? Но таких людей очень много в самой российской столице. Никто их не убивает и даже не преследует.

Оставшийся в живых водитель, из местных — это самый значительный аргумент в пользу того, что группу российских журналистов убили вовсе не "путинские агенты" и не представители зловещей ЧВК. Уж этим-то «палачам» лишний свидетель совсем ни к чему.

Либо это дело рук инсургентов, желающих пограбить залётных гостей (при этом водитель, скорее всего, был с ними в сговоре), либо постарались сами бенефициары данной поездки, то есть связанный с МИ-6 фонд Михаила Ходорковского. В этом случае живой водитель нужен был как свидетель, слышавший русскую речь из уст убийц. А мёртвые журналисты как «сакральные жертвы» — лишний повод устроить на Западе очередную шумную истерику, направленную против России. Логика здесь очевидна: антирусский пропагандистский эффект от гипотетического фильма Орхана Джемаля мог равняться нулю. Даже наоборот, он мог способствовать некоторой романтизации российских частных военных подразделений, взявших под неусыпную охрану правительство ЦАР. И вообще неизвестно, был бы снят в итоге этот фильм или нет. А в случае странной смерти оппозиционных журналистов эффект достигается мгновенно и без лишних «вложений».

Но столь ли странна гибель журналистов, отправившихся без прикрытия, без связей, без аккредитации, без знания языка, без оружия в неизведанную африканскую страну, охваченную гражданской войной? Единственное, что было при них, это дорогостоящая аппаратура и 8000 долларов, — что само по себе превращало их в группу риска.

Риска, которого ни разу в жизни не испытали на себе либеральные балаболки, вещающие со своих продавленных диванов об очередном «очевидном» русском следе в этом тёмном и мутном преступлении.

В завершении хочется всё же почтить память Орхана Джемаля — рискованного деятеля, дерзкого авантюриста, получившего серьёзное ранение в ногу в момент реального, а вовсе не «фейкового» штурма Триполи в 2011 году.

Это был один из ярких представителей моего поколения, один из храбрых безумцев, ведомый по жизни не обстоятельствами, а целями; заряженный не интересами, а идеями.

24 марта 2024
Сегодня 00:00
1.0x