Авторский блог Александр Позин 00:27 17 мая 2015

Двуликий Янус1

Как Запад позиционирует себя к остальному миру и действительное отношение к Европе в мире.

Двуликий Янус1: Запад и мир

Писать об отношении России и остальной Европы одновременно и легко, и сложно. На эту тему написаны мегатонны литературы, ученые поломали немало копий. Вся проблема в том, что признавая нас за европейцев, наши соседи делают это с оговоркой, мы, по их мнению, какие-то неправильные европейцы. Вероисповедание у нас иное, базовые принципы нашей цивилизации иные. Сами наши размеры, под которыми бурлят страшные для европейца и неведомые силы внушают опасение и недоверие. Европа – как двуликий Янус обращена в разные стороны: мы – на Восток, остальные – на Запад.

Само существование иной Европы, иного цивилизационного проекта, который оказался вполне жизнеспособным бесит страны Запада. Россия - опыт другой исторической дороги. Наша страна избрала альтернативный путь с момента Владимирова крещения Руси. Мы создали свою, евразийскую имперскую цивилизацию, не менее успешную англо-саксонского мира сегодня воплощенного в евро-атлантической цивилизации. Только на нашей исторической дороге не требовалось создавать узконациональное государство, жечь и убивать еретиков, пиратствовать и терроризировать иные страны. Уничтожать целые народы.

Отсюда и высокомерие, и менторский тон по отношению к России. И постоянное стремление переделать нас под единый западный стандарт, чтобы были «как все нормальные страны». Краеугольным камнем европейского взгляда на современный мир является «европоцентризм» - твердокаменное железобетонное убеждение, что только европейский путь развития является магистральным.

А каким взглядом европейцы вообще смотрят на иной мир, с помощью каких лекал меряют иные страны, народы, расы и континенты?

Кто мы для них.

А действительно, кто мы для них? Кем для западноевропейцев являются все остальные страны и народы, практически весь остальной мир? Вот что писал духовный авторитет западной интеллектуальной элиты конца ХIХ века философ Эрнест Ренан: «Природа создала расу рабочих — это китайская раса, с ее чудесной ловкостью рук при почти полном отсутствии чувства собственного достоинства. Управляйте ею справедливо, получайте от нее за такое управление обильные плоды ее трудов на благо расы-завоевательницы — она[ китайская раса] останется довольна. Раса земледельцев — черная раса. Будьте с нею добрыми и человечными, и порядок будет обеспечен. Раса хозяев и солдат — европейская раса… Пусть каждый занимается тем, для чего он создан, и все пойдет хорошо». Конечно, современные европейские мыслители такого откровения не произнесут. Научились политесу под названием политкорректность. Но созданная система «международного разделения труда» работает безотказно: все остальные народа должны работать во благо «золотого миллиарда», а удел старушки Европы – потреблять все эти блага. А ведь МРТ - старая идея-фикс, один из устоев евроцентризма, она прямо положена в основу доктрины ВТО и Давосского форума. Поэтому ничего не требуется говорить вслух, если эта фраза воплощается на практике – в экономике. Понятно, что самые людоедские, человеконенавистнические учения рождены именно в Европе: расизм, социал-дарвинизм, фашизм.

Возражения, что это нас не касается, ведь мы не какие-нибудь китайцы, не негры, а славяне – вполне себе европейский этнос, отметаем. Но вот выступает сам Франческо Петрарка, гениальный поэт Раннего Возрождения, в 1362-1368 годах живший в Венеции, куда пираты-купцы свозили тогда из Причерноморья множество рабов: «Диковинного вида толпа мужчин и женщин наводнила скифскими мордами прекрасный город... » (Венецию). И выражает свое настоятельное пожелание, чтобы «не наполнял бы мерзкий народ узкие улицы ... а в своей Скифии ... по сей день рвал бы ногтями и зубами скудные травы». Кого пираты в четырнадцатом веке могли наловить в Северном Причерноморье, каких скифов? Это про нас, славян, «великий гуманист» высказывается как о диких полуживотных.

Генуэзская крепость Кафа в Крыму была мировым центром работорговли. Просвещённый европеец и полудикий азиат там заключали сделки купли-продажи рабов. А живым товаром были не лиловые негры, а вполне индоевропейской внешности жители Подолья, Киевщины, южных областей России. Так продолжалось до тех пор, пока чеканная поступь русского солдата не прервала эту многовековую страницу европейской истории.

Есть такой политологический термин: страны периферийного капитализма. Это о нас, о нашем месте в мире, вернее о том, что уготовили нам евроинтеграторы при следовании либеральной компрадорской моделью развития. Мир «золотого миллиарда» тесен и включение в него крупных государств с многочисленным населением не входит в планы создания европейского рая, о чем вполне откровенно рассуждают апологеты существующего порядка: «Капитализм только и возможен как надгосударственная система, в которой существует более плотное «ядро» и обращающиеся вокруг него периферии и полупериферии» (И.Валерстайн). Выбирайте, кем быть: сырьевым придатком, источником дешёвых трудовых ресурсов или сборочным цехом с вредными и грязными производствами. Вот и вся европейская перспектива. Иного нам не дано в либеральной модели развития.

Выжитые как лимон государства – тому пример. В середине XVIII века Индия производила промышленной продукции больше, чем вся Европа взятая вместе, 25%! А доля её поработительницы, Англии, в тот период составляла всего 1,9%. Британские инженеры того времени посещали индийские сталелитейные заводы изучать передовые методы металлургии, ибо Индия в конце XVIII века производила стали больше чем вся Европа. Где все это? Разграбили, растащили по лондонским предприятиям, особнякам и коллекциям. И что говорить, если сам сэр Уинстон Черчилль, один их архитекторов послевоенной Европы считал индусов «мерзкой расой, спасаемой лишь их размножением от погибели, которая есть их заслуженная судьба». Страны Запада высосали все соки из колониальных и постколониальных стран.

И продолжают это делать. Уничтожают культуры и государства до сих пор: Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан… Прочитаем доклад Координационного Совета Помощи Афганистану (ACBAR) в котором утверждается, что из 25 миллиардов долларов, выделенных международным сообществом Афганистану, в страну дошло едва более половины денег. Но этого мало: половина направленных в Афганистан средств возвращается на Запад в виде контрактов, высокой зарплаты для западных специалистов и консультантов, неоправданно завышенной сметной стоимости реализованных проектов. В качестве примера ACBAR приводит строительство американской фирмой дороги из Кабула в столичный аэропорт. Каждый километр этой расширенной и заасфальтированной дороги стоил почти 2,5 миллиона долларов, что в четыре раза превышает среднюю стоимость строительства дорог в Афганистане. Все равно, что золото вместо асфальта укатать. Афганская журналистка Фарида Нава, автор скандального доклада "Afganistan Incorporated" о расхищениях средств, направленных на помощь ее стране подводит итог горьким размышлениям: «Таким способом богатые забирают у бедняков то, что им пожертвовали, обеспечивая при этом себе репутацию доброго самаритянина». А председатель комиссии по вопросам экономики в афганском парламенте Мустафа Казими утверждает, что с каждого пожертвованного доллара 75 центов вернулись на Запад.

Идет нещадный грабеж беззащитной и растоптанной Ливии. Николай Соллогубовский, представитель Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии утверждает, что «грабеж древних артефактов в Ливии, как и прежде в Ираке, идет по заказу западных коллекционеров древностей. Есть серьезные опасения, что и древнейшую Кирену, что вблизи Бенгази, ожидает судьба расхищенных американцами вавилонских ценностей». Как отмечает Н. Соллогубовский, если при Каддафи все древности Ливии бережно реставрировались и тщательно охранялись, то теперь им «впрямую грозит гибель».

Повышение градуса мировой нестабильности, агрессивность стран Запада и, прежде всего, США – следствие того, что рушиться их гегемония. Процесс неоколониального энергосырьевого грабежа Западом стран бывшего «второго» и «третьего» мира выдыхается. С одной стороны, грабить становится все сложнее (а местами просто нечего). С другой - ограбленные по всему миру, от Латинской Америки до Азии, все более настойчиво заявляют о своих правах и вымирать явно не торопятся.

Такое оскорбительно-презрительное отношение к другим народам настолько естественно для европейцев, что они его даже не замечают. На это прозорливо указал знаменитый Тойнби: «Западный человек, который захочет разобраться в этой теме, должен будет хотя бы на несколько минут покинуть «свою кочку» и посмотреть на столкновение межу остальным миром и Западом глазами OГPOMHOГО большинства человечества. Как бы ни различались между собой народы мира ... на вопрос западного исследователя об их отношении к Западу все - русские и мусульмане, индусы и китайцы, японцы и все остальные - ответят одинаково. Запад, скажут они, - это агрессор ... У большинства западных людей эти обвинения вызовут удивление, шок и печаль и даже, вероятно, возмущение... Мы слишком легко забываем, что германцы, напавшие на своих соседей, включая Россию, в Первой мировой войне и повторившие свою агрессию во Второй, тоже принадлежат к Западу... И, без сомнения, суждение мира о Западе определенно подтверждается в последние четыре с половиной столетия ... За все это время мировой опыт общения с Западом показывает, что Запад, как правило, всегда агрессор».

Замануха

Есть такая вещь – манок, замануха, приманка. Услышал лось трубный зов, ломанулся воссоединиться со своей подругой, а из кустов: «Ба-бах». И нет лося! Селезень пикирует на резиновую уточку, думая о продолжении рода, а вместо продолжения рода встречает смерть. Лезет в силок заяц за морковкой, а попадает на обеденный стол.

Недаром сказка «Кот в сапогах» появилась в Западной Европе. Сначала кот ловил силками для королевского стола зайцев и куропаток, а затем на более крупную замануху в виде земель и замков поймал самого короля и целое королевство. Сформулировав «универсальные человеческие ценности» и присвоив право судить другие народы об их соответствии выдуманным стандартам, Запад как Кот в сапогах поймал в свою ловушку другие страны. А почему так произошло?

Проблема в отсутствии рационального мышления. Готовыми формулы, наподобие «универсальных человеческих ценностей», «среднего класса», «европейских стандартов жизни» призваны заменить научное познание. Готовы фразеологические конструкции, штампы, в которые предлагается безоговорочно верить – своеобразная новая форма религии. Деградация образования и общей культуры привело к деформации сознания.

У иррационально мыслящих, потерявших ориентиры людей легче всё отнять. Уверовав в «эффективность частного собственника» народ спокойно отдает свою собственность жуликам и проходимцам. При помощи мифа о «среднем классе» заставили забыть о реальных классовых и социальных интересах. Слепое поклонение идее «свободного рынка» и «глобализации» разрушает экономику стран и пролагает путь проникновению в них транснационального капитала. Концепция «свободы слова» обрушила на нас потоки лжи и дезинформации, позволила манипулировать сознанием людей.

Существует вид деформации сознания, обозначаемый термином ГИПОСТРАЗИРОВАНИЕ. Суть его заключается в том, что абстрактному понятию приписывается самостоятельное, а порой самодовлеющее существование. «В другом смысле, - считает философ Сергей Кара-Мурза, - возведение в ранг самостоятельно существующего объекта (субстанции) того, что в действительности является лишь свойством, отношением чего-либо».

Возьмём, к примеру, постулат наших евроинтеграторов, что следование советам западных экспертов откроет возможность прихода в российскую экономику зарубежных инвесторов. Любопытно, что огромная масса здравомыслящих людей страстно верит и ждет инвестиций. А что такое «инвестиция», «инвестор»? Что это за зверь и что он может унести за свои инвестиции? И почему ни в Болгарию, ни в Румынию после вступления в ЕС этот чудный сказочный зверь так и не явился. И почему-то никто не объясняет, что в нашей экономике есть объекты, целые отрасли и сферы, куда инвестор не придёт НИ-КОГ-ДА!

А фраза «европейские стандарты демократии» возводится нашими либералами едва ли не в предмет культа. Гипостразированное слово «демократия», означающая всего лишь одну из форм осуществления государственной власти, приобрело универсальный, даже сакральный характер. Но демократия не универсальна! И она разная! Есть античная демократия, со своими, вполне конкретными признаками. А есть исламская демократия, демократия «вольного братства» пиратских республик, казачий круг, самоуправление русской крестьянской общины, земство, феодальные республики… Поэтому внедряемый в наше сознание образ некой абсолютной демократии, демократии вне времени и пространства, есть миф, придуманный для слома нашего прежнего жизнеустройства. А в руках европейских кукловодов это ещё и дубина, при помощи которой можно удерживать в узде страны и народы. Как с Чаушеску: сегодня ты берёшь кредиты у МВФ и поплёвываешь в сторону СССР – ты хороший демократический правитель, а Румыния, в отличие от других соцстран – образец демократии. А назавтра задумал расплатиться по кредитам – и ты уже кровавый диктатор, а Румыния – мрачная диктатура. Далеко за примерами и ходить не надо – они россыпью по страницам новейшей истории.

Но демократия превратилась своё отрицание изначальной сущности именно в странах Европы. Поначалу она понималась как способ правления, при котором у основной массы людей возникала иллюзия народоправства, при политическом господстве довольно узкого круга лиц. Современное западное прочтение демократии – фактически неприкрытый диктат меньшинства над большинством, например мигрантов над коренным населением, представителей ЛГТБ-сообщества над абсолютным большинством людей, исповедующих традиционные ценности. Так под маской европейской демократии прячет свою звериную морду тоталитаризм: «В западном мире в конце концов последовало появление тоталитарного типа государства, сочетающего в себе западный гений организации и механизации с дьявольской способностью порабощения душ, которой могли бы позавидовать тираны всех времён и народов… В секуляризованном западном мире ХХ века симптомы духовного отставания очевидны. Возрождение поклонения Левиафану стало религией, и каждый житель Запада внёс в этот процесс свою лепту». (А. Тойнби)

Гипостразированные термины – как манок, как приманка для иррационально мыслящих людей. Главное – не дать задуматься, а то выяснится, что за этими словами – пустота.

А на чём, собственно говоря, покоится утверждение, что только европейской путь развития является магистральным и позволит достичь высокого уровня благосостояния? Еропоцентризм как ценностная установка, как «магистральный путь развития человеческой цивилизации» заложен в наше образование. Откройте любой учебник по истории: три четверти учебного материала о Европе, и по параграфу об остальном мире. Для многих будет открытием, что вплоть до XVII века центр мира находился вовсе не в Европе, а в Азии, в Китае. Ещё в 1750 году Китай был первой экономической державой и производил 32,8% мировой промышленной продукции. Да, удалось западным государствам через неэквивалентный обмен стать ядром современного, подчеркну, СОВРЕМЕННОГО мира. Но ничто не вечно под синим небом, а нам иррационально предлагают поверить в светлое европейское будущее. Хотя даже поверхностного знания истории достаточно чтобы понять: у огромного большинства мира и ведущих западноевропейских государств разный исторический опыт и, следовательно, различная траектория движения.

«Европейские стандарты жизни» - результат длительной специфической эволюции. Ведь «золотой миллиард» сложился не вчера, ему предшествовала долгая многовековая история весьма специфического развития ряда европейских стран. Для этого надо было где-то в XIVXVIIвв. приступать к мучительному и кровавому строительству национального государства, паровым катком пройдясь по этническому многообразию Европы, уничтожив или ассимилировав всё, что есть отличного, стерев все грани. Затем, государство-нация должны пройти кровавым путём Ренессанса и Реформации, создав централизованное, и позже абсолютистское государство. Приступить к первоначальному накоплению капитала, обрекая на мучительное голодное вымирание собственное крестьянство. Пиратствовать на всех морях и океанах. Методически вырезать в колониях туземное население. Заниматься работорговлей. Захватить практически весь остальной мир и разделить его между собой. Грабить захваченные колонии на протяжении нескольких столетий, а затем, когда они стали обузой, сбросить их, опутав предварительно неравноправными договорами. Ничего иного не было в истории других стран, поэтому, избрав либеральный тренд развития, они обречены оставаться на положении полуколонии, выступать в роли зайчика, лезущего в ловушку за морковкой.

Буквально пару лет назад в «прекрасной» Франции «отменили» расы, собираются отменить пап и мам. Прочему в современной Франции существует одна национальность – французы, и как исчезли провансальцы и бретонцы, и где окситанский язык? Европейская цивилизация – паровой каток, уничтоживший на своем пути десятки малых европейских народов.«Видано ли, слыхано ли что-нибудь подобное в истории России? – риторически вопрошал выдающийся русский мыслитель Иван Ильин в своей провидческой работе «Что сулит миру расчленение России»:- Никогда и нигде! Сколько малых племён Россия получила в истории, столько она и соблюла».

Не так? Может лучше спросить с европейцев, что сталось с другими славянскими народами? Где ободриты, лютичи, линоны, гевелы, редарии, поморяне, сорбы и много-много других. Куда пропали балтские пруссы? Спросим, во второй статье на эту тему.

Александр ПОЗИН

1.0x