«В каждой школе, в каждом поле стадионы.
До чего ж молодёжь горяча!»
Лев Ошанин «Футбольная песенка»
Спортивная фотография – отдельный вид фотоискусства и, пожалуй, наиболее сложныйстановить мгновение, сделав его динамичным и остро-молниеносным. Это оксюморон! Сочетание несочетаемого! Тем не менее, порой и это удаётся. Кому же? В Мультимедиа Арт-Музее на Остоженке сейчас проходит выставка «Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней», где представлены работы Александра Родченко, Макса Пенсона, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Льва Бородулина, Александра Абазы, Дмитрия Донского, Сергея Гунеева, а также современных фотохудожников. Экспозиция повествует не только об эволюции жанра, но и рассказывает об обществе. Спорт – это и мироощущение, и политика, и важнейший социокультурный феномен. В общем, как у Поэта: «И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь».
В 1920-е годы возникло понятие «физкультура», а телесная энергия сделалась такой же общеобязательной, как и революционный оптимизм. 1920-е годы – время культа машин, техники. Человеческий организм - такой же агрегат, как и прочие механизмы со своими деталями и винтиками. Его надо улучшать, упражнять, чтобы он функционировал чётко и бесперебойно. Смысл прост и отчетлив, как лозунг. Спорт – средство закалки и залог работоспособности человека-машины. Забеги, заплывы, матчи, лекции о пользе солнечных ванн. Родителей убеждают закаливать и ни в коем случае не баловать своих детей. Повсеместно проводятся физкультминутки.
Возникают издания, обращённые к физической культуре. В экспозиции представлены образцы специализированных журналов «Известия физической культуры», «Физкультура и спорт» и «Спартак». Чудесны рисунки Александра Дейнеки для «Красной нивы»! Небезынтересны и обложки «Женского журнала» - популярной дамской прессы, где печатались моды, рассказы о любви, полезные советы, а на разворотах были картинки, посвящённые плаванию, теннису, гимнастике и ритмике.
Проект не замыкается в рамках фотоискусства и потому зрителя не должны смущать эскизы, скетчи, рисованные форзацы журналов. Здесь и коллажные плакаты, связанные со Спартакиадой 1928 года. Молодая Страна Советов показывает свою мощь! Технику коллажей наши дизайнеры позаимствовали у французского дадаизма, но создали из неё культурно-идеологическое явление.
Телесная эстетика 1920-х – начала 1930-х годов проста и грубовата, как вся новая культура, и потому на фотографиях той эпохи, например, у Макса Пенсона отсутствует какой бы то ни было глянец. Его «Боксёр» (1928) и «Копьеметатель» (1928) не позируют, но словно бы выхвачены из гущи бытия. Такова же «Юная спортсменка» (нач. 1930-х) Ивана Шагина – растрёпанная девчонка смеётся, подбоченившись и глядя куда-то в сторону. Тогда критиковали постановочные кадры, считая их фальшивыми. Пройдёт всего несколько лет и всё переменится.
В 1930-х спорт приобретает отчётливый привкус …пороха. Предвоенные годы - сполохи грядущего пожара. Подготовка к оборонительной битве – такова задача спортсмена. Вместе с тем, начинает культивироваться античный идеал красоты – это уже не человек-машина, а человек-эталон, и поэтому актуальны декоративно-постановочные фото.
Александр Родченко, говоря словами его друга Владимира Маяковского, наступил «на горло собственной песне» и практически полностью сменил узнаваемый почерк. Родченко 1930-х - бытописатель физкультурных парадов – богато-помпезных, как шествия Древнего Рима. В экспозиции – ряд фоторабот 1936 года, когда Родченко создавал свой спортивный цикл. Несмотря на то, что в кадре – движение, оно представляется застывшим, точно всё это - на древнем барельефе.
Не менее примечателен знаковый снимок Анатолия Егорова «Футбол на Красной площади» (1936). По существу, то было театрализованным действом. Для проведения матча пришлось сшить огромный, в девять тысяч квадратных метров, зелёный ковер. Прославленный футболист Андрей Старостин в книге «Повесть о футболе» вспоминал эту невиданную феерию: «Забивали красивые голы. Мяч все время находился в игре, потому что нарушений правил мы не позволяли. И когда пошла последняя минута, я с облегчением подумал, что спектакль удался: матч сопровождали частые аплодисменты. Однако по прошествии пятнадцати минут последовало указание игру продолжать…»
После войны декоративность только усилилась – возник триумфально-победный стиль в архитектуре, живописи, фотографии. Тому пример – фото Льва Бородулина, сделанное на параде физкультурников начала 1950-х. Тут уже не антик, но барокко – тяжеловесно-шикарное и прихотливое. По степени пышности это напоминало балеты Короля-Солнца Людовика XIV. Мы видим то ли вазон, то ли рог изобилия, составленный из тел спортсменов – зрелище и жуткое, и завораживающее одновременно.
Хрущёвская Оттепель и 1960-е – пора юной искренности, а фотохудожники снова обратились к «жизни» и сугубой реальности. Ещё недавно было бы немыслимым смешное, зевающее «Жюри» (1960) того же Льва Бородудина, что запечатлевал барочные пирамиды из тел на параде физкультурников. Актуальна ирония – всенепременный атрибут эпохи, когда все шутили – физики, лирики, фотохудожники.
В 1950-х годах Советский Союз включился в олимпийское движение, и буквально сразу наши спортсмены принялись завоёвывать награды. В 1920-1940-х годах СССР довольно редко участвовал в международных соревнованиях. Например, были памятны матчи «Локомотива» и «Динамо» со сборной Страны Басков 1937 года, но это всего лишь исключение. В основном упор шёл на физическую культуру и совершенствование тела, а не на «спорт результатов». После войны концепция изменилась, и уже было бы невозможно представить турнирные таблицы без красных флажков с серпом и молотом. СССР сразу вошёл в тройку лидеров.
На фото Льва Бородулина - олимпийский чемпион, гимнаст Павел Столбов (1956), неизменный чемпион мира, сочетавший редкую гибкость со стальной мускулатурой. А тут – прославленная гимнастка Лариса Латынина (1964) – красавица, рекордсменка по количеству олимпийских медалей в своём виде спорта. В 1950-1960-х гимнастика - востребованный вид спорта. Отчасти потому, что советские гимнасты завоёвывали все возможные медали. Это – человеческий фактор - приобщение к триумфу, желание быть такими же, хотя, это один из самых травматичных видов спорта. Но чем труднее, тем прекраснее! К тому же, гимнастика отвечала эстетическим воззрениям Оттепели – лаконичность линий, стройный силуэт, математическая выверенность жеста. Мнимая хрупкость. Художники, поэты и писатели обращались к образам гимнастов, а Иван Ефремов в своём опусе «Лезвие бритвы» вывел в качестве героини гимнастку Симу Металину: «Физическая красота девушки сливалась с её душевной сущностью, растворялась в ней, странным образом теряя свой вызывающий оттенок».
Вот - символическое фото Льва Бородулина с характерным названием «В космос!» (1964) – баскетболист кидает мяч, мы видим часть корпуса и напряжённую руку, а движение вверх воспринимается, как устремлённость к вершинам духа, в тот самый космос, покорённый советским народом. По сути, любое занятие спортом и физическими практиками – это положительная динамика, то самое движение вверх.
В 1970-х годах парадигма сменилась. Физическая культура - для результата, ради мест на пьедесталах. Отбор и тщательная фильтровка. Это критикуют в центральной прессе: мы так загубим наш массовый спорт! Но… Международный престиж советских спортсменов - на небывалой высоте. Мы берём все призы, а на Западе возникают устойчивые словесные обороты «русский хоккей» и «русское фигурное катание» - по аналогии с русским балетом. Вот – изящное фото Александра Абазы «Золотая пара» (1975), где Ирина Роднина и Александр Зайцев выполняют пируэт в свете ярких софитов. Нашим фигуристам аплодировали во всём мире – и это в условиях Холодной войны. Спорт завязан на мировую политику, и советские фигуристы, хоккеисты, гимнасты оказались частью той «мягкой силы», что формировала положительный образ социализма.
В спортивной фотографии наметился новый тренд – уже никого нельзя было изумить ракурсами, как в 1920-х и в 1960-х или же красивой постановкой, как в сталинскую эру – требовался мини-рассказ, интересная история. Такая, как, например, в сюжете Льва Бородулина «Блок» (1975). Блокировка в футболе – это прием, направленный на закрытие доступа противнику к мячу. Здесь -команда, руки, солнце - как мяч и - полнота бытия.
Олимпиада 1980 года запомнились надолго – то был настоящий праздник мира и красоты, но враждебная политика США тогда оказалась сильнее здравого смысла. Многие страны бойкотировали московские Игры, а представители ряда капиталистических держав приехали в частном порядке, а не в составе своих сборных. Причиной явилось эпичное противостояние сверхдержав, а поводом - война в Афганистане. Как бы то ни было, олимпийские мероприятия запомнились надолго, а из радиоточки звучала песня:
«Самое мирное
Сраженье – спортивное. / Нет крепче оружья, / Чем верная дружба».
А какой был простор для фотохудожников! Часто публиковались работы Сергея Гунеева. На выставке можно увидеть его «Бег с препятствиями» (1980). Тут и ощущение тех препятствий, и волы к победе, и радостный свет. В 1980-х годах авторы оттачивали умения – то увлекались видами сверху, то снизу, то поражали изысками. Так, «Пластика» (1984) Владимира Вяткина – это момент сложнейшего гимнастического пассажа с мячом. Этот момент поймать так же сложно, как и выполнить то упражнение.
«Старт» Сергея Гунеева (середина 1980-х гг.) – миг соприкосновения пловца с водной гладью: брызги, рисунок мускулов, чёткие линии тела. Фотографии 1980-х – это всегда какой-нибудь причудливый выверт. Шла эпоха индивидуализма, в том числе и в спорте. Неслучайно родилась мода на аэробику да бодибилдинг – тренировать своё тело ради глянцевой красы, карьеры, личного счастья.
1990-2010-е - взрывная эра цифровых технологий, Интернета, скорости, информации, а удивить снимком – пусть и уникальным, стало довольно сложно. Тем не менее, наши мастера и теперь делают почти невозможное – в этом легко убедиться при взгляде на фото Олипиады-2014, не менее эпичного события, чем Игры-1980. Что касается нынешнего спорта, он ещё более политизирован и ангажирован, не говоря уже о тотальной коммерциализации процесса. Сейчас самое то – идти параллельным курсом и развивать физическую культуру и массовый спорт, но это тема – совсем для другой беседы. А пока – идём на выставку!
двойной клик - редактировать галерею