Дуэли и поэты: русское измерение
Авторский блог Леонид Иванов 15:28 11 августа 2017

Дуэли и поэты: русское измерение

Недавно один сайтовский любимец муз пригласил меня для выяснения отношений на саратовский пустырь. При всей комичности, этот диалог навёл меня на мысль посвятить материал дуэлям и поэтам.
22

Дуэли и поэты: русское измерение.

 

Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего противника. Весеннее солнце взошло, и жар уже наспевал. Я увидел его издали. Он шел пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приближился, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки, и чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем. Я опустил пистолет.

А.С.Пушкин. “Выстрел”.

 

    Дуэль как социокультурный феномен имеет глубокие традиции. Её прародители— воинские и судебные поединки раннего Средневековья. Нередко в это время битва начиналась с того, что перед строем выезжали или выходили богатыри или даже полководцы и вызывали из стана соперников «на честный бой» желающих померяться силой. Вызов мог сопровождаться насмешками и оскорблениями в адрес противников и демонстрацией собственной удали и мастерства. Победа расценивалась как  знамение, пророчество, поэтому иной раз само сражение оказывалось излишним.

    Лаврентьевская редакция «Повести временных лет» и Никоновская летопись содержат подробный рассказ о войне Мстислава с племенным союзом касогов, возглавляемых Редедей, в 1022 г, который воспет  и в «Слове о полку Игореве»: «Песнь пояше… храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы касожъскыми».

 

    В русской практике XII-XVI-го столетий существовал и свой вариант судебного поединка, несколько отличный по форме от европейского jus Dei — “поле”. Не зафиксированный Русской Правдой, он, тем не менее, надёжно подтверждается единогласными подтверждениями множества не связанных между собой источников – свидетельствами арабских историков и путешественников, дипломатическими соглашениями, поговорками ("В поле две воли, кому бог поможет"). Cхватка происходила наедине, без свидетелей, в поединке не использовали ни железо, ни воду, ни огонь, бились чистым оружием — палицей. 

    Полем, или судебным поединком, по “царскому” Судебнику 1550 г. мог быть решен всякий процесс, в котором истец или ответчик не могли представить ясных доказательств и в то же время не хотели признать доказательств противной стороны. Заемное дело от рубля, бой или оскорбление и увечье, поджог, душегубство, разбой и даже тяжбы о поземельном владении — предметы, тяжбу о которых дозволялось решать полем. Свидетели той и другой стороны также могли доказывать всякому оспаривающему правдивость своих показаний полем. Закон дозволял лицам, которым по их положению было неудобно или которые сами не хотели лично биться на поле, выставлять за себя наемных бойцов, или, по тогдашнему выражению, „наймитов“.

    Места судебных битв  сохранили свое древнее предназначение “полей”, например, московская церковь Троицы в полях, близ Владимирских ворот, на Никольской улице. В Троицком посаде местом битв было пространство перед монастырскими воротами, а в 1560 г. указано для них новое место в селе Клементьеве. Существовал строго определенный порядок поединка. Вместе с тяжущимися к бою являлись окольничий,  дьяк и  недельщик. Поручники (секунданты) могли стоять у поля, но без всякого оружия. Часто присутствовала и праздная публика, несмотря на указание закона о недопущении к полю людей, непричастных к тяжбе.

   Собственно дуэль как способ защиты чести для представителей “благородного сословия”  возникает в Европе. Первый известный дуэльный кодекс - Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi - появился около 1410 г. в Италии.  Много позже, на основе итальянских возникли первые французские дуэльные кодексы - «Восемьдесят четыре правила» и Le Combat de Mutio Iustinopolitain (1583).

    Местами проведения поединков французских дворян становятся пустыри при аббатствах Сен-Мартен, Сен-Жермен и Пре-о-Клер, где сложили свои головы десятки тысяч “людей шпаги”. Королевская власть боролась с поединками, издавая декларации (1613, 1617, 1623) требуя, чтобы оскорбленные дворяне вместо дуэли подавали жалобы в суд маршалов. Эдикт от 1624 года предоставил парижскому парламенту юридическое основание для осуждения на смерть заочно. Кардинал Ришелье, несмотря на свою личную трагедию (его старший брат был убит на дуэли, и род Ришелье пресекся), советовал Людовику XIII соизмерять наказание с виной и не карать всех дуэлянтов смертью, а ограничиться “административным взысканием”. Новый эдикт, изданный в 1626 году, предусматривал за вызов на дуэль  лишение должностей, конфискацию половины имущества и изгнание из страны на три года. За дуэль без смертельного исхода – лишение дворянства, шельмование или смертная казнь. За дуэль со смертельным исходом – конфискацию всего имущества и смертную казнь. Дуэль с привлечением секундантов расценивалась как проявление трусости и подлости и каралась смертью вне зависимости от ее исхода. Людовик XIII поклялся не допускать помилования дуэлянтов и потребовал от своего секретаря никогда не подписывать писем о помиловании, а от канцлера – никогда не прилагать к ним печать.

   Жестокие меры не уничтожили институт дуэли, о чем свидетельствуют не только романы Александра Дюма, но и новые дуэльные кодексы. Составленные в XVIII – XIX веках.

Code Duello (или “двадцать шесть заповедей”, 1777), составленный джентльменами-представителями пяти ирландских графств.

Кодекс графа Шатовильяра (1836) — созданный поименованным графом, приводящий в систему правила дуэли, реально существовавшие на первую половину XIX века во Франции.

Американский дуэльный кодекс Джона Лайда Уилслона (1858) — созданный на основе ирландского кодекса юристом и заядлым дуэлянтом, экс-губернатором Южной Каролины.

Кодекс графа Верже (1879) — наиболее авторитетный французский дуэльный кодекс, суммирующий правила проведения дуэлей, бытовавшие во Франции.

    В дуэлях дворян Западной Европы XIV—XVII вв. чаще всего использовалась лёгкая шпага или рапира в паре с дагой (кинжалом), так как это было единственное оружие, которое в пределах города дворянин мог носить при себе вне службы. Оружие законных дуэлей (судебных поединков) назначалось судом и могло зависеть от сословия соперников. Так, соперники простого звания могли драться на дубинах, палках или топорах, для дворян же такое оружие считалось недостаточно “благородным”.

В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом — парные курковые однозарядные пистолеты, сглаживавшие различие в возрасте и физической силе дуэлянтов. Причем оружие должно было быть незнакомым никому из противников. Обычно каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено. В случае, когда секунданты договаривались о дуэли “до результата” или “до ранения”, пистолеты заряжались вновь и дуэль повторялась либо с самого начала, либо, если это было оговорено, с изменением условий (например, на минимальной дистанции).

    Первaя из известных дуэлей в Московии произошлa 30 мaя 1666 г. между двумя нaёмными офицерaми «полков иноземного строя» — шотлaндцем полковником Пaтриком Гордоном и aнгличaнином мaйором Монтгомери. Подобные случаи повторялись, что побудило цaревну Софью в укaзе от 25 октября 1682 г., разрешавшем всем служилым людям Московского государствa носить личное оружие, одновременно зaпретить поединки.

    Пётр I, создaвaя регулярную aрмию и флот, вынужден был привлекaть для службы инострaнных специaлистов. Случавшиеся между ними  дуэли постепенно проникали и в среду русских офицеров. Царь, во всем преследовавший государственную пользу, крайне негативно воспринимал бесполезную с этой точки зрения гибель офицеров. Первым законодательным запретом дуэлей петровской эпохи стал указ “О нечинении иноземцaм никaких между собой ссор и поединков, под смертной казнью”, изданный 14 янвaря 1702 годa. В нём говорилось: “Приезжим рaзных госудaрств служилым иноземцaм, как выших так и нижних чинов…под смертным стрaхом…ни за кaкие ссоры и недружбы на поединки с сaблями и шпaгaми” не “ходить”.

    Гвардейская поправка к самовластью в эпоху дворцовых переворотов сформировала значительно более высокий уровень дворянского самосознания и повысила  автономность дворянства  по отношению к власти. Дворянская честь в это время зачастую не находила достойного применения на полях сражений, что способствовало возрождению практики дуэлей. В июне 1729 года  граф Матвеев и герцог де Лириа повздорили на званом обеде, наговорили друг другу много «поносных» слов и резкостей, в результате чего Матвеев вызвал герцога на дуэль. Французское культурное влияние, начиная с Елизаветы, усилившееся в период войн с Наполеоном и заграничных походов, также имело свой “дуэльный” аспект.

    В России долго не было своего дуэльного Кодекса, все усилия секундантов сводились лишь к тому, чтобы поставить противников в равные условия. Кроме того, дуэль воспринималась не как ритуал, не как регламентированная процедура снятия бесчестия, а гораздо острее - как судебный поединок, Божий суд. Поэтому русская дуэль была смертоноснее европейской.

     Спасением русского дворянства являлось лишь то, что далеко не все вызовы на дуэль завершались поединком.
У Александра Сергеевича Пушкина было по разным сведениям от двух до трёх десятков дуэлей, из коих лишь 4 состоявшихся. Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей (кроме последней) он ни разу не пролил кровь противника и во всех поединках не стрелял первым.

    Дуэли для Пушкина были почти неизбежны. Имея репутацию изрядного карточного понтера, задиры, ревнивца  и дамского угодника, темперамент эфиопа и щепетильность англичанина, сложно не попасть в ситуацию, когда  “дело чести” важнее доводов разума, когда сплетни, недоброжелатели, завистники и случайности – всё становится орудием злого рока.

    Доподлинно неизвестно, была ли в действительности у Дантеса компрометирующая связь с Натальей Николаевной. Поэту было достаточно того, что Дантес открыто и даже демонстративно оказывал красавице Натали знаки внимания на балах, словно специально давал повод для новых сплетен. Наконец, в ноябре 1836 г. Пушкин и некоторые его знакомые получили анонимные письма, в оскорбительном тоне намекающие на “патент рогоносца”, выданный поэту. Этот пасквиль переполнил чашу терпения, и Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Вызов от имени приемного сына принял сам посланник Нидерландов в Петербурге Луи Геккерн, но попросил о двухнедельной отсрочке. Пушкин согласился подождать. За эти две недели Дантес успел посвататься к сестре Натальи - Екатерине Гончаровой и получил от нее положительный ответ. Дуэль пришлось отложить, и Пушкин забрал вызов обратно, не желая делать свояченицу несчастной. 10 января 1837 года отпраздновали свадьбу. Однако после бракосочетания Дантес возобновил свои ухаживания за Натальей Пушкиной.

    Возобновился и поток сплетен, слухов, оскорбительных намеков и гнусных анонимок, и 25 января 1837 года поэт написал Геккерну-старшему злое письмо, где заявлял, что не желает видеть обоих родственников у себя в доме. На этот раз вызов был принят, и 27 января на Черной речке состоялась дуэль. Оба участника получили ранения – Пушкин в живот, Дантес в руку. Поэт скончался через 2 дня, а Дантес вскоре выздоровел. Однако, личным приказом императора, был под конвоем навсегда выслан из России.

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.

М. Ю. Лермонтов. “Смерть поэта”.

    “Пустое сердце” Жорж Шарль Дантес умер 2 ноября 1895 года, прожив 83 года, сделав заметную политическую карьеру и не раскаявшись в содеянном в Петербурге.

     Спустя более полувека после дуэли на Черной речке дуэли в России были фактически узаконены Александром III. Император-прагматик попытался совместить защиту дворянской чести  с пристальным государственным контролем. 13 мая 1894 г. были изданы “Правила о порядке разбирательства ссор в офицерской среде”, согласно которым суд общества офицеров имел право назначить поединок и отказаться от него можно было только выйдя в отставку. Уголовная ответственность за дуэли не отменялась, но тем, кто будет стреляться “по правилам” и “согласно высочайше установленного порядка” было обещано помилование.

     Вслед за этим появилось сразу несколько дуэльных кодексов (В. Дурасова, С. Важинского, А. Суворина, «адаптированный» кодекс Б. Тонского, перевод кодекса Ф. фон Болгара, генерал-майора И. Микулина и другие). Пожалуй. Наиболее авторитетным считался кодекс Василия Дурасова— русский дуэльный кодекс, созданный на основе европейских кодексов и с учётом практики дуэлей в России.

    По его правилам в 1909 году состоялась знаменитая дуэль между  поэтами Н.С. Гумилевым и М.А. Волошиным. Спустя 72 года на месте роковой дуэли Пушкина и Дантеса, Максимилиан Волошин и Николай Гумилев стрелялись на пистолетах середины ХІХ в., также из-за женщины.

    Николай Гумилев познакомился с молодой поэтессой Лизой Дмитриевой в 1907 г. в Париже, а весной 1909 г. они снова встретились в Петербурге. Между ними вспыхнули чувства, о которых Дмитриева писала так: “Это была молодая звонкая страсть… Много раз просил меня Н. С. выйти за него замуж, никогда не соглашалась я на это; в это время я была невестой другого”. 
    Весной 1909 г. Гумилев с Дмитриевой поехали в Коктебель к Максимилиану Волошину. По безыскусному признанию Дмитриевой: “Судьбе было угодно свести нас всех троих вместе: его, меня и М. Ал. – потому что самая большая любовь моя в жизни, самая недосягаемая, это был Максимилиан Александрович. Если Н. Ст. был для меня цветением весны, “мальчик”, мы были ровесники, но он всегда казался мне младше, то М. А. для меня был где-то вдали, кто-то никак не могущий обратить свои взоры на меня, маленькую и молчаливую”.  

    Волошин вопреки этим словам, обратил на молодую поэтессу самое пристальное внимание, и Гумилеву пришлось уехать из Коктебеля с прекрасной новой поэмой “Капитаны”, но одному. 
16 ноября 1909 г. Гумилев предпринял последнюю попытку вернуть Дмитриеву: поэт сделал ей очередное предложение и опять получил отказ. После этого в Петербурге возникли слухи о том, что Гумилев разглашает весьма интимные подробности романа с Дмитриевой. Волошин публично дал “обидчику” пощечину – что было однозначно воспринято как вызов на дуэль. Алексей Толстой, свидетель этой сцены, впоследствии и секундант Волошина признавал тем не менее невиновность Гумилева: “ "В Мариинском театре, наверху, в огромной, как площадь, мастерской Головина, в половине одиннадцатого, когда под колосниками, в черной пропасти сцены, раздавались звуки "Орфея", произошла тяжелая сцена в двух шагах от меня: поэт В[олошин], бросившись к Гумилёву, оскорбил его. К ним подбежали Анненский, Головин, В. Иванов. Но Гумилёв, прямой, весь напряженный, заложив руки за спину и стиснув их, уже овладел собою. Здесь же он вызвал В[олошина] на дуэль… Я знаю и утверждаю, что обвинение, брошенное ему, – в произнесении им некоторых неосторожных слов – было ложно: слов этих он не произносил и произнести не мог”.

   Последняя дуэль между поэтами состоялась 22 ноября 1909 г. Оба участника поединка опоздали: автомобиль Гумилева застрял в снегу, а Волошин потерял в сугробе калошу и долго ее разыскивал. Дуэль производилась на следующих условиях: на пистолетах, на 25 шагах, стреляют по команде сразу. Гумилев требовал стреляться на расстоянии пяти шагов, до смертельного исхода.

Секундант Волошина князь Шервашидзе так описал поединок:

“ Макс взвел курок и вдруг сказал, глядя на Гумилева:

“Вы отказываетесь от Ваших слов?”

Гумилёв:

“Нет”.

Макс поднял руку с пистолетом и стал целиться, мне показалось – довольно долго. Мы услышали падение курка, выстрела не последовало. Я вскрикнул:

“Алёша, хватай скорей пистолеты”.

Толстой бросился к Максу и выхватил из его руки пистолет, тотчас же взвел курок и дал выстрел в землю.
 

“Кончено, кончено”, -

я и еще кто-то вскрикнули и направились к нашим машинам. Мы с Толстым довезли Макса до его дома и вернулись каждый к себе. На следующее утром ко мне явился квартальный и спросил имена участников. Я сообщил все имена. Затем был суд - пустяшная процедура, и мы заплатили по 10 рублей штрафа. Был ли с нами доктор? Не помню. Думаю, что никому из нас не были известны правила дуэли. Конечно, вопросы Волошина, вне всякого сомнения, были недопустимы...”

К счастью, дело обошлось без кровопролития.  Империя умирала, деградировали её властные институты, социальные опоры, даже дуэли превратились в фарс с 10 рублёвым штрафом. Но жажда справедливости, стремление защитить честь не умерла ни тогда, ни много позже. В период заката следующей, уже советской империи, Леонид Филатов полушутя-полусерьёзно постулировал:

 

Не важно то, что вас нечаянно задели,

Не важно то, что вы совсем не из задир,

А важно то, что в мире есть ещё дуэли,

На коих держится непрочный этот мир!..

Леонид Филатов. “Песенка о дуэлях”.

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
11 августа 2017 в 16:01

Я хорошо помню ту историю.
Леонид Иванов в рифмованном комменте написал, что Климов, в отличие от настоящих поэтов, никогда не будет участвовать в дуэли.
Воспользовавшись этой подачей, я немедленно вызвал на дуэль Иванова (или его представителя).
Ошарашенный Иванов немедленно соскочил с темы и обратил дело в шутку.
Тем дело и кончилось.

11 августа 2017 в 16:16

До ужаса интересная тема!

Поединок, или дуэль как эстетическая, моральная составляющая защиты чести и достоинства - может быть легко отнесена к тем скрепам, которые сохраняют каноны личностной культуры. Именно поэтому поединки развились в России в каноническую форму к пику расцвета нашей культуры...
Предполагаю, что в исследовании автора можно оспорить время (раннее средневековье) и место (Европа) возникновения традиции дуэлей, как таковых, и вовсе не увязываю их именно с военными событиями (на ранних стадиях истории).
Наиболее известные, конечно, именно европейские традиции (пример Хольмганг, - поединок викингов, решавший вопросы власти, или денег, или... битвы за женщину!) Но ведь и в нашей ранней истории 1380 год, сентябрь, Куликово поле - бились Пересвет и Челубей! Это - образец войсковой доблести, адреналин для сторон в виде поединка сильнейших...

Документально не подтвержденные, возможно - когда-то археологи убедят нас артефактами, - поединки точно существовали с древнейших времен. Не зря же участвовал в дуэли симпатичнейший Синьор Робинзон в племени дикарей Тихого Океана! Да и Обручев, в "Земле Санникова" попытавшийся реконструировать первобытное общество посвятил этому действу (соревнованиям за женщину) целую главу. Но главное: дошедшие из археологических памятников (далась мне эта археология! - у них 15-го праздник, День Археолога, вот и лезут в голову), остатки музыкальных инструментов 10-15 тысячелетней датировки, плюс шедевры наскальной живописи четко говорят: высочайшая культура была! Именно это дает мне возможность предположить, что были и дуэли.

Спасибо, Леонид, тема реально - занимает!

11 августа 2017 в 16:20

P.S. отписался, уже за работу пора, а тут мысль: а что там делали женихи в доме Одиссея, когда муж отсутствовал? Не за Пенелопу ли дуэль устроили? :)))

11 августа 2017 в 16:44

Поединки есть не защита чести, а проявление величайшей подлости. Дело в том, что почти каждый мужчина в состоянии трезво оценить, кот перед ним. Бить более слабого - подло, а более сильного - глупо.
Всякий раз, когда у меня возникает соблазн съездить кому-то по лиТсу, я задаю себе вопрос: а если б на его месте был Кличко, допустим? Ты бы тоже «защищал честь»? Нет, конечно, засунул бы язык в задницу и ретировался.
Так же, как средневековые «суды божьи» есть проявления дикости (выплывет - значит невиновен), то же и поединки:лишь в авантюрных романах положительный герой всегда более меткий стрелок и более искуссный фехтовальщике.
Разумеется, в 90 процентов случаев поединки были имитацией с целью произвести впечатление на дам, чтоб наутро в салоне шептались: «они стрелялись из-за нее!»
Традиция генерировала и (продолжает) целую породу безобразных стерв, любящих подстрекать и провоцировать конфликты. Им льстит, что ради их прекрасных глаз кому-то выбили зуб или отбили почки.

11 августа 2017 в 17:18

Хочу на этой ветке закончить дискуссию о правописании со Стекленевым (ибо на моей ветке мой последний коммент потеряется под шквалом комментов Чапаевского, Быкова и Кругловой).
Так вот, землемер, профессор филологии В.Стекленев утверждал, что конструкция Я (МЫ) (ОН) был (были) требует далее непременно творительного падежа.
Но вот КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА Пушкина---
Я выглянул из кибитки: ВСЕ БЫЛО МРАК И ВИХОРЬ.
Мы видим после слова БЫЛО именительный падеж.
На этом, полагаю, спор можно закончить.

11 августа 2017 в 17:33

Саша,
Не надо принимать за образец язык авторов 19 и начала 20го века. Во-первых, они писали с чудовищными ошибками. Во-вторых, языковые нормы со времён Пушкина много раз менялись. Ленин ставил резолюцию: «раЗстрелять», но мы так не употребляем.
Современные авторы должны руководствоваться теми нормами современной русской грамматики, как она описана в учебнике «Родная речь» с картиной Рожкина «Шишь» на обложке.
Рзумеется, это требует больших усилий. Даже и гений не в состоянии гнать нетленку каждый час, откликаясь на любое сообщение на Ленте.ру тремя строфами.
Напиши одно, НО ДОСТОЙНОЕ, вместо 100, но корявых, будет польза и эстетическая, и идеологическая.
Мы в тебя верим!

11 августа 2017 в 18:18

Ура!
Но...Язык меняется. А.И.Солженицын прямо говорил, что он намерен менять нормы русского языка, вводить новые языковые конструкции. И он это делал.
Если это можно Солженицыну, то почему нельзя другим?

11 августа 2017 в 18:10

Есть среди моих знакомых, Марк, люди, которым с детства внушили: драка - это плохо. Напротив, в любимом с детства "Поезде ..." Вуди романтизировал свободу своей страны через пацанские уличные драки и бои...

Речь у Леонида о другом, не зря же в заголовке фигурируют Поэты. Он просто косвенно пробежался по мушкетерам (хотя вполне себе вписываются сюда и гусары, и моряки - причем вплоть до советских времен. Мой учитель штурманского дела, капитан-инженер 2-го ранга Н. Воронов на лекции приводил примеры 50-х (!!!) годов, когда два лейтехи пытались устроить дуэль, после того, как один из них в компании офицеров оценил его профессиональные качества, как дилетантские!)

Именно дуэли (наряду с УБИЙСТВАМИ и суицидом) - среди поэтов на порядок, а то и несколько порядков, выше других людей. В этом направлении развиваются мысли у многих - прямо или косвенно дуэли фигурируют в творчестве (увы - и в жизни) БОЛЬШИНСТВА замечательных поэтов 19 - до первой четверти 20-го... Это же удивительное явление культуры (жестко запрещенное в СССР) - очевидно, хотел показать и Высоцкий в поэтах...
От того и назвал я работу Леонида интересной и занимательной, что здесь много есть о чем думать... Вот почему куда меньший процент замечательных композиторов и музыкантов ассоциируется с дуэлями? Вроде - хлеб один, и воздух, и вода?
А то, что драться нехорошо. да и "мистер Кольт" никого в правах не уравнял - ьо правда...

11 августа 2017 в 19:17

Мысль о поэтическом перекосе в области суицида и дуэлей - чрезвычайно интересна, и у вас тут есть поле для исследования. Мне не приходило в голову, и я не знаю, почему так.
О драках (и их последствиях) я знаю не по наслышке, поскольку, во-первых, из семьи врачей, во-вторых, пять лет оттарабанил в ДНД, в третьих - Львов 80х - это та же Казань плюс этнический фактор.
Детей неправильно воспитывали разные тортиллы: «Драться надо, так дерись!» пела Рина Зелёная завораживающим голосом. А ребёнку надо не про мушкетёров рассказывать, а показать рентген челюстно-лицевой травмы. Или - культпоход в приёмный покой госпиталя. Что бывает от ударов по голове, что такое разрыв селезёнки, внутреннее кровотечение и пр. Подростковые травмы часто остаются до конце жизни: глаз не видит, ухо не слышит. Не говоря уже о том, сколько летальных мы подобрали после массовых драк: падения, удары затылком об асфальт, человек - пушинка! Мамаши бьются в истерике, РАДИ ЧЕГО? кто-то кого-то спросил: ты шо, кАзёл, кто-то назвал кого-то рагулём. Дворовая честь, мля.

11 августа 2017 в 20:41

Леонид! Интересная и познавательная статья. Но вот с одним пассажем, пожалуй не соглашусь: "Дуэли для Пушкина были почти неизбежны. Имея репутацию изрядного карточного понтера..."
Наибольшее количество вызов Пушкин делал во время своей кишиневской ссылки, причем по самым незначительным поводам. И причиной тому были не перечисленные Вами качества, а вещь более прозаическая. В Кишиневе его окружали боевые офицеры, прошедшие войну 1812 года. А Пушкин таких достоинств не имел, поэтому всячески задирал офицеров. Дело в том, что если офицер принимал вызов, то по всем неписанным дворянским законам, Пушкин становился равным ему по чести. Иными словами, поэт не был таким уж завзятым бретером, а "работал" на общественное мнение о себе.
Видимо поэтому, Пушкин неоднократно просил своего кумира по кишеневской ссылке Ивана Липранди рассказать об его дуэли со шведским офицером Бломом. Вы слышали о ней? Потрясающая история!

11 августа 2017 в 22:02

Спасибо всем уважаемым комментаторам за проявленный интерес. Очень рад, что при всем различии во мнениях, нашлось что (весьма интересного) добавить и чем поинтересоваться. Польщён вниманием Александра Качанова. Александр, мне известно из произведений Натана Эйдельмана и ряда статей, что в РГБ, в отделе рукописей хранится большая тетрадь, озаглавленная "Записка о службе действительного статского советника И.П.Липранди" (1860 г.), в которой описаны замысловатые обстоятельства вызова барона Блома и самого поединка на шпагах. Вызов через газетную публикацию действительно примечателен. Надеюсь, обсуждение темы будет продолжено.

12 августа 2017 в 00:49

Леонид! К сожалению, Эйдельман полностью исказил суть этой дуэли и, в частности, то что написано самим Липранди в указанной Вами Записке. Дело не в вызове через газету и этот момент Пушкина не интересовал. Главная интрига заключалась в том, что Липранди и Блом выяснили свои отношения мирным разговором и дальнейшим распитием вина в компании русских и шведских офицеров, после чего Блом спокойно уехал в Стокгольм. Но общественное мнение горожан Або посчитало, что Липранди струсил. Поэтому Липранди вынужден был через газету (чтобы горожане знали) вызвать ничего не подозревавшего об этой коллизии Блома. То есть, офицеры дрались только ради того, чтобы удовлетворить общественное мнение горожан, вопреки своему желанию. Кстати, русское командование знало, что Липранди дерется исключитльно для того, чтобы спасти свою дворянскую честь и не препятствовало дуэли.
Вот именно этот нюанс, приводил в восторг Пушкина и он по многу раз просил Липранди пересказать ему эту историю.
Да, в 1999 году в сборнике Союза Писателей России вышла моя статья "А.С.Пушкин и русский дуэльный кодекс". Поэтому так хорошо знаю эту историю.
И последнее, для сведения. Указанная Вами собственноручно написанная Липранди Записка хранится не только в РГБ, а еще и в нескольких библиотеках и архивах. При внешней замкнутости, старик не любил когда искажали факты из его жизни и всегда откликался на подобные искажения, уведомляя об этом все заинтересованные лица. Что случилось и с его поединком с Бломом.

12 августа 2017 в 08:03

Александр, всегда крайне полезно познакомиться с компетентным мнением специалиста в конкретной предметной области. Искренне благодарен за ценные дополнения, уточняющие отношение А.С.Пушкина к дуэлям.

11 августа 2017 в 22:13

Я слышал что дуэль Волошина и Гумилева произошла из-за розыгрыша с мнимой поэтессой де Кубрияк или что-то в этом роде В повести Куприна "Поединок " офицеры обсуждали указ Александр 3 о разрешении их споров через поединок, но впоследствие, я читал, жертв этого указа было очень немного Очень хорошо показан средневековый поединок на топорах в фильме "Крестоносцы" по роману Сенкевича.

12 августа 2017 в 07:52

Всё верно, Николя. Черубина де Габриак это придуманный Волошиным образ для упомянутой Елизаветы Дмитриевой.

12 августа 2017 в 07:26

Не думал, что тема дуэлей так занимает читателей "Завтра". В начале сентября в своем блоге размещу статью, рассказывающую, как судили Дантеса за дуэль с Пушкиным. Следите за рекламой!

12 августа 2017 в 07:56

Клим, обязательно прочту вашу статью. Успешной работы!

В связи с дуэльной темой, и соседством на ветке двух заклятых друзей, Климова и Иванова, вспомнилась поэтическая "дуэль" Доризо и Иванова, который "Вокруг смеха".
Иванов написал широкоизвестную пародию, а Доризо малоизвестный, но вполне достойный ответ.
"Д`Иванов, согласен я,
Как ни прискорбно, крыть мне нечем...
Не буду я увековечен,
Тем, что стреляли ВЫ в меня".
Пародию Иванова найти в сети можно, ответа Доризо почему-то нет.

14 августа 2017 в 09:36

Теперь, благодаря Редьке, можно найти и ответ. К неудовольствию Ивановых)))

14 августа 2017 в 08:35

Дуэли появились не в средние века, а в те века, когда появилась животная жизнь и началась борьба за ресурсы, в частности, за женский пол. На каком-то этапе ресурсом стала честь – не сама женщина, а её честь. Нынче сражение идёт не за сомнительную честь, а за понятия о чести в разной среде, то-есть, за понты, как нынче выражаются.

14 августа 2017 в 09:41

Виктор, общепринятое понимание дуэли несколько отличается от примитивного столкновения самцов. Поэтому не могу согласиться с Вашей репликой.

15 августа 2017 в 12:27

Действительно, человек не примитивен, не естественен, поэтому привносит в примитивные естественные природные стремления и действия своё сложное, неестественное, фантастическое, конечно, в меру развитости и фантазии в разных сообществах, как говорится, в меру дикости дуэлянтов.