Авторский блог Андрей Ведяев 01:33 21 февраля 2019

Достучаться до сердец

На Миусском кладбище Москвы вспоминали Алексея Очкина

Сталинградская оттепель начинается ежегодно 2-го февраля. Именно в этот день в 1943 году капитулировала прорвавшаяся к Волге ударная немецко-фашистская группировка, насчитывавшая на момент советского контрнаступления более 400 тыс. немцев, 220 тыс. итальянцев, 200 тыс. венгров, 150 тыс. румын, а также десятки тысяч хорват и финнов – всего около 1 млн солдат и офицеров. Это была подлинная битва народов – здесь решался исход всей войны, здесь был сломан хребет фашизму. А 12 февраля праздновал свой день рождения Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, который во главе 62-й армии внес наибольший вклад в исход Сталинградской битвы, проведя 200 бессонных дней и ночей в полностью разрушенном городе, в котором стреляли даже развалины. Сам Василий Иванович всегда говорил, что главным праздником для него является 23 февраля – День Красной Армии: «В начале 1918 года я добровольцем пошел в Красную Армию на защиту своего родного Отечества рабочих и крестьян. … Участник Гражданской войны, с 19 лет командовал полком».

двойной клик - редактировать изображение

В своих мемуарах Василий Иванович среди других своих бойцов в Сталинграде особо выделяет Алексея Очкина, который в составе 112-й дивизии Сологуба вступил в схватку с немцами на Дону, затем сражался на Мамаевом кургане и в критические дни октября 1942 года, во время штурма немцами Сталинградского тракторного завода, возглавил группу бойцов под названием «57 бессмертных». Как пишет маршал Чуйков, «57 человек из 112-й стрелковой дивизии Сологуба под руководством лейтенанта комсомольца Алексея Очкина девять дней обороняли сборочный цех, затем кручу в районе Нижнего поселка тракторного завода. Вражеские танки, пехота, специальные штурмовые батальоны атаковали их по 5-6 раз в день, но безрезультатно. Даже тогда, когда в группе лейтенанта Очкина осталось шесть человек и сам он был тяжело ранен, гитлеровские генералы считали, что кручу обороняет чуть ли не целая дивизия»… В конце октября снайперская пуля, попав Алексею Очкину ниже глаза, вышла в затылок. В бессознательном состоянии его привязали к бревну с крестовиной и пустили вниз по течению Волги. Но он выжил, хотя и потерял зрение. Но уже к февралю 1943 года оно вернулось к нему в госпитале, что является редчайшим случаем в медицинской практике.

двойной клик - редактировать изображение

26 марта 1943 года в Курской области Алексей Очкин в бою за деревню Романово ползет к амбразуре немецкого ДОТа, пуля попадает ему в бедро. Оставляя кровавый след, он ползет дальше, бросает гранату... Раздается взрыв, но пулемет продолжает работать. Из последних сил Алексей поднимается и закрывает амбразуру своим телом… О том, что было дальше, рассказал его сын Андрей: «Наши хотели вытащить... Немцы не дают... Немцы хотят забрать – наши обстреливают... Так и пролежал почти сутки, затыкая сухие листья (под снегом выгребал) в дыры от ран... Пока Пётр Ворохобин не вытащил... А когда к своим принес, отец чеку гранаты вытащил – думал, немцы взяли... Чудом вместе с ремнем оторвали лимонку и в окно выбросили... Вот такие люди дерзкие и отважные были – не чета нам...» 23 сентября 1943 года Очкин вместе со своими разведчиками с ходу форсирует Днепр и одним из первых захватывает плацдарм на его правом берегу, но попадает в окружение и получает тяжелое ранение. Ночью он выбирается из-под груды трупов, чем до обморока пугает одну из санитарок. В Дарницком пересыльном госпитале врачи решают ампутировать Очкину ногу. Угрожая медикам оружием, Алексей отказывается от операции. После этого он прошел 17 госпиталей и выздоровел лишь на серных источниках в Джалал-Абаде в Киргизии.

двойной клик - редактировать изображение

С лета 1944 года уже гвардии капитан Очкин воюет в элитной части — гвардейской истребительно-противотанковой бригаде Резерва Главного Командования, участвует в форсировании Вислы и Одера, штурме Берлина и освобождении Праги, причем находившегося в передовом отряде Очкина снова контузило в бою у Манесова моста в Праге. Так он попал в госпиталь 1-го Украинского фронта, располагавшийся в отеле «Ричмонд» в Карлсбаде. В Вене советских офицеров-победителей, в их числе и Алексея Очкина, обучала танцам сама Марика Рёкк. Вот именно тогда им овладела страсть к искусству. Вернувшись домой, он окончил Всесоюзный Государственный институт кинематографии и стал кинорежиссером. Вместе с Григорием Чухраем принимал участие в создании легендарного фильма «Сорок первый» (1956), затем снял еще три картины, в том числе «Девушка Тянь-Шаня» и «Гонки без финиша». Перу Алексея Яковлевича принадлежат также книги «Непобеждённые» (1968), «Иван – я, Фёдоровы – мы» (1973) и ряд других. Тяжело переживая развал Союза, он писал: «Самое страшное — это даже не материальное разорение, а когда убивают душу человека. … Что может объединить сейчас нас, русских? Наверно, к великому сожалению, еще большее горе... Мы, сталинградцы, не можем быть равнодушными, мы всегда на изломе...»

двойной клик - редактировать изображение

16 февраля 2003 года его не стало. На его могиле на Миусском кладбище Москвы написано: «Очкин Алексей Яковлевич 01.07.1922 – 2003.16.02 Писатель кинорежиссёр Герой Сталинградской битвы, повторивший подвиг А. Матросова». Так что он навсегда остался в том победном для Сталинграда феврале. О нем уже стали забывать, когда два года назад создатель и руководитель Комитета по сохранению памяти героев подвига самопожертвования Сергей Валентинович Звягин снова заставил всех заговорить об Алексее Яковлевиче Очкине. Я был на том первом поминальном митинге на Миусском кладбище, после чего имя Очкина вновь разлетелось по стране. Например, в прошлом году я неоднократно слышал о нем на различных мероприятиях в Волгограде, связанных с 75-летием Сталинградской битвы. К великому сожалению, прошлым летом не стало и Звягина… Но он успел передать эстафету памяти руководителям района Марьина Роща, среди которых председатель Совета депутатов МО Марьина Роща Игнатова Екатерина Анатольевна и Глава администрации района Полубинский Виктор Леонидович. По их инициативе район взял шефство над могилой Героя, и сегодня уже во второй раз прошли торжественные мероприятия, посвященные памяти Алексея Яковлевича Очкина и Дню защитников Отечества, в которых приняли участие студенты Художественного училища имени Строганова и студенты ВГИКа, за что им большая благодарность.

двойной клик - редактировать изображение

В своих выступлениях Екатерина Анатольевна и Виктор Леонидович подчеркнули непреходящее значение героической борьбы советского народа за нашу свободу и нашу землю, а мне выпала честь рассказать о боевом пути и творчестве Алексея Яковлевича Очкина. Я надеюсь, что все сказанное нашло отклик в душе будущих кинематографистов, и светлый образ Алексея Яковлевича Очкина, которого за его запредельную храбрость и выносливость называли «лейтенант-огонь», заживет новой жизнью на широких экранах нашей страны.

1.0x