Спустя семь лет после возвращения Крыма жители полуострова не имеют полного доступа ко всем товарам, сервисам и услугам, доступным на материковой России. Крупный российский бизнес не рискует выходить на потребительский рынок в регионе, опасаясь оказаться под санкциями. В результате низкой конкуренции цены в Крыму сравнительно выше, чем в среднем по России. Речь идет в первую очередь о топливе, ретейле, мобильной связи и банковских продуктах.
– Никаких российских сетевых магазинов, заправок, фастфудов в Крыму нет. Кроме того, нет больших российских банков. Цены выше, чем в Москве, практически на все: начиная от бензина, заканчивая продовольствием. Раньше говорили, мол, это из-за логистики – товары доставлялись паромом. Крымский мост построили, но цены не опустились. Можно предположить, что это сговор, которым должно заниматься ФАС, но не занимается, – поделился с «Вашими Новостями» один из крымчан.
Ретейл
В Крыму не работают такие крупные российские ретейлеры, как «Магнит» и X5 RetailGroup. Если «Магнита» в Крыму никогда и не было, то «Пятерочки» закрылись после присоединения из-за проблем с логистикой и санкций. При этом некоторые иностранные компании продолжают работать на полуострове через зарегистрированные в России представительства. Так, на полуострове есть сеть немецких гипермаркетов Metro, французских «Ашанов» и даже украинский Fozzy в Симферополе. Кроме того, в Крыму работает местная сеть продуктовых магазинов «ПУД».
– Чем меньше магазин – тем дороже получается. Да и конкуренции никакой. Крымские продукты сравнительно дешевые, привозные – конечно, подороже. Зарплаты в Крыму средние по России, а по ценам, думаю, входим в десятку самых дорогих регионов России.
Топливо
Привычных для российских водителей сетевых заправок в Крыму также нет. Большинство европейских сетей АЗС свернули работу после присоединения. Вместо них можно встретить другие – OKKO, ATAN, ТЭС и WOG. Если ATAN и ТЭС крымские сети, то OKKO и WOG украинские – они передали АЗС в аренду крымским подразделениям. Заметим, что топливо на АЗС в Крыму поставляется исключительно из России, а розничная цена бензина одна из самых высоких среди субъектов РФ.
– У сети ATAN было около 20 заправок в Крыму до присоединения.Когда ушли украинские сети – «Укртатнафта» и другие, то ATAN получил их заправки и превратился в монополиста, – говорит крымчанин.
Банковский сектор
Крупных российских банков с государственным участием, таких как «Сбер» или ВТБ, в Крыму по-прежнему нет, как и знакомой остальным россиянам финансовой экосистемы – в ходу только карты «Мир», платежные системы Visa и Mastercard не поддерживаются, а значит нельзя совершать покупки в иностранных интернет-магазинах и оплачивать сервисы. Впрочем, крымчане могут пользоваться услугами и других российских банков, правда, для этого приходится ездить в соседний Краснодарский край. Крупнейший банки в Крыму – РНКБ, «Россия» и «Генбанк».
– Весь Крым ездит в Темрюк или Тамань, там себе делает банковские карты и их обслуживает. В Крыму взять кредит на московских условиях нереально совершенно, ипотека еле работает. Банковская система находится в зачаточном состоянии, – подчеркивает наш собеседник.
Мобильная связь
Операторы большой четверки в Крыму не представлены. На полуострове работают местные операторы, которые пользуются частотами украинских сотовых операторов, ушедших после присоединения Крыма к России. Абоненты операторов большой четверки вынуждены платить за роуминг в Крыму. В России внутрисетевой роуминг был отменен в 2019 году. Местные операторы «К-телеком», «Крым-телеком», «Севтелеком» и «Волна мобайл» из-за сравнительно низких доходов не могут серьезно инвестировать в инфраструктуру. От этого страдает качество связи.
– Это единственный регион России, где действует роуминг. Если пользоваться услугами операторов большой четверки, то платишь по полной программе – как будто находишься за границей. Мобильный интернет тоже слабенький, – подчеркнул собеседник.
Олег Морянин