Авторский блог Виктор  Власов 12:26 2 мая 2017

Доклад молодого учителя

– Проблема, о которой стоит сказать сразу – недооценённость труда, – начинает молодой педагог, внимательно осматривая окружающих. – Но проблема заработной платы в системе образования является центральной!

Я выхожу из разряда молодых специалистов относительно недавно – в школе работаю седьмой год. Замечательное это время, когда у вас есть привилегия в виде единовременной доплаты и ещё в течение трёх лет – три тысячи рублей к зарплате каждый месяц. Но что делать, если дополнительные выплаты заканчиваются, и вы получаете «голую» зарплату? Выйти на крупное мероприятие с докладом «Проблема молодых педагогов Омской области» и грамотно выступить. Так и делает молодой учитель истории Степан Кошкарёв.

Провожу по плану несколько уроков и вперёд – на крупное мероприятие, проходящее в одном из корпусов ОмГПУ. Людей собирается множество – не хватает места. Иначе и быть не может на общественных слушаниях по теме: «Образование в Омской области: законодательство и статус педагога». Присутствует депутат Госдумы РФ от Омской области, первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Олег Смолин, директор департамента образования Омска Екатерина Спехова, депутат Заксобрания, глава комитета по социальной политике Вадим Бережной, и.о. ректора ОмГПУ Геннадий Косяков и председатель Омской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Евгений Дрейлинг. Здесь учителя и директора школ, педагоги дополнительного образования и воспитатели детских садов.

Выходит молодой парень неторопливо, встаёт за кафедру и начинает рассказывать с чувством и толком. Пристально глядит на него Алла Кузьминична Никитина – председатель райкома профсоюзов педагогических работников ОАО. Этот известный работник профсоюза возлагает надежды на тех, кто стоек и смел. А я наблюдаю – учитель английского языка, который никогда не читал доклад для столь крупной и значимой аудитории. Степан Владимирович – невысокий парень приятной внешности, ему 25 лет. В школе работает два года, ведёт себя основательно, словно учёный, информацию преподносит громко, на вопросы отвечает, не колеблясь. Интеллект, сила и серьёзность в нём чувствуются на расстоянии.

– Проблема, о которой стоит сказать сразу – недооценённость труда, – начинает молодой педагог, внимательно осматривая окружающих. – Но проблема заработной платы в системе образования является центральной! За одну ставку педагог получает 8164 рубля, минимальный размер оплаты труда в нашем регионе составляет 7500. Таким образом, ставка учителя оценивается лишь на 664 рубля больше, чем минимальная заработная плата. Уже по этим цифрам можно понять, что труд педагога достоин большей «оценки» в денежном эквиваленте.

Степан Владимирович вместе с командой коллег проводят опрос среди молодых специалистов образовательных учреждений, соотносят их учебную нагрузку и заработную плату. Для начала докладчик приводит данные специалистов, работающих в дошкольных учреждениях:

– Минимальная зарплата составляет 8500 рублей, а максимальная – 15000. Средняя же зарплата – всего лишь 10 000. Среди молодых педагогов школ ситуация немного иная, хотя отличается не особо. Минимальная заработная плата – 9000 рублей при нагрузке в 22 часа и наличии общественных поручений. Максимальная – 24 000 рублей при нагрузке в 29 часов, классном руководстве и общественных поручениях. Средняя заработная плата среди опрошенных учителей составила 13 700 рублей.

Обратимся к официальной статистике. Омскстат (в своей статистике за январь-декабрь 2016 года) указывает среднюю заработную плату в образовательной отрасли 22 311 рублей. При том, что официально средняя заработная плата в Омской области по данным Росстата (за 2016 год) составляет 26 988 рублей. Даже здесь мы видим, что средняя заработная плата в образовательной среде недотягивает до средней по области. И судя по результатам нашего опроса, средняя зарплата молодых педагогов значительно недотягивает до официальных данных.

– Коллеги, заработная плата – это индекс ценности труда, – объясняет Степан. – Оценивание одной педагогической ставки такой смешной суммой – это обесценивание труда педагога в глазах общества и государства. Куда циничнее это выглядит тогда, когда мы обратимся к величине прожиточного минимума Омской области. Согласно постановлению Правительства Омской области прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 8 955 рублей. Получается, что одна ставка учителя оценивается в меньшей степени, чем та величина, которая необходима для минимального выживания. Я не говорю, о каком-либо развитии человека и личности.

Если кто-то скажет, что «никто не заставляет сидеть на ставке.»

– И этот человек прав, – комментирует парень. – Но стоит оговориться, что в таком случае мы говорим не о повышении заработной платы, а об увеличении нагрузки. Все же увеличение заработной платы, это когда увеличивается заработок за выполнение одного и того же объёма работы. Плюс ко всему, одна ставка – это нормальный рабочий режим, при котором молодой педагог может заниматься профессиональным развитием. Переработка же вызывает, в длительной перспективе эмоциональное выгорание, проблемы со здоровьем, а как следствие снижение качества преподавания.

Что такое работа учителя в целом?

– Работа учителя — это не только сами уроки, но и подготовка к ним. И это один из важнейших элементов профессиональной жизни молодого педагога. Для того чтоб качественно подготовить один урок в соответствии со всеми требованиями федерального государственного стандарта, требуется, в среднем, от часа до трёх. Можно представить насколько это трудоемкий процесс. Я не говорю о дополнительной работе с одаренными учениками, которые выступают на различных олимпиадах и конкурсах, и учащимися, которые имеют проблемы в учёбе.

Вспомним указанную вначале проблему, с которой сталкиваются молодые педагоги. Она вытекает из центральной, то есть из недооценённости труда.

– Чтоб чему-то научить и воспитать подрастающее поколение, педагог должен быть морально и духовно богат и развит, самодостаточным, быть примером для подражания и примером возможности достижения успеха для детей, – комментирует учитель. – Но в современном мире быть хорошим человеком мало. В нашей стране сложилась порочная практика, когда уважение к человеку, уважение к профессии строится и на денежном достатке, в том числе. То есть, то, что мы называем престижностью в современной России, часто становится эквивалентом денег. По мнению части наших граждан, если человек много зарабатывает он – успешен, вот на кого стоит ровняться. Если же мало, то он, своего рода, неудачник. И уважение, как и у детей, так и у многих родителей, не вызывает профессия педагога, так как она не считается престижной.
Молодым людям, которые приходят на работу в образовательные учреждения, приходится сталкиваться с предвзятым отношением, недоверием. Дети сомневаются в том, что учитель может научить чему-то полезному, что пригодится в жизни.

– К сожалению, в СМИ, да и не только, дети видят другие примеры успеха, зачастую, напрямую не связанные с образованием в школе и честным трудом. Чтоб не быть голословным, мы с коллегами провели опрос среди учащихся, чтоб выяснить их отношение к учительской профессии. В нашем исследовании приняло участие 180 человек, это все ученики старших классов. Ребят просили назвать наиболее престижные профессии, по их мнению. Наиболее престижными оказались профессии: юриста (63 человека), врача (87 человек), госслужащего (43 человека), инженера (43 человека), военного (47 человек). Профессию учителя назвали всего 13 раз.

Затем, просили ребят назвать не престижные профессии, по их мнению:

– Уборщик, техничка, дворник (114 человек), учитель, воспитатель (59 человек), продавец (61 человек), кондуктор (44 человека), таксист (35 человек). Вдумайтесь по уровню престижности, а точнее непрестижности профессия педагога стоит в одном ряду с низкоквалифицированным трудом.

Образ учителя дополняет посыл СМИ, который, зачастую выставляет учителей, как нищих, иногда странных людей. И далеко ходить не надо, сериал «Физрук» чего стоит. И в данном случае, недооценивать роль массовой культуры не стоит.

– Я молодой человек, который думает о своем будущем, о создании семьи, – признаётся Степан Кошкарёв. – Но я не могу найти ответ, как при зарплате в 12 тысяч, которую хватает, лишь от получки до получки, при условии экономии, заработать себе на жилье или обеспечить достойной жизнью свою семью. И с такой проблемой сталкивается каждый.

Остается несколько вариантов выбора:

 работать на одну ставку и голодать;
 или работать гораздо больше – получать среднюю заработную плату, но при этом, времени на развитие личности и профессиональных навыков не остается. Я уже не говорю ни о какой личной жизни;
 Ну и, конечно, никто не отменял возможности смены вида деятельности, а то и смены региона проживания.

По данным федеральной Службы Статистики, в 2016 году из Омской области уехали почти 6 тысяч человек. При этом отметим, что происходит нарастание количества тех, кто уезжает от года к году. Это только по официальным данным. Неофициально город покинули в два-три раза больше человек, причем 60–70% уехавших это молодёжь до 30 лет.

Среди регионов Сибирского федерального округа наибольший спад рождаемости был зафиксирован в Омской области, спад составил 7,4 %. Это данные Новосибирскастата.

И наконец, Омскстат опубликовал данные по численности пенсионеров по состоянию на 1 января 2017 года. Оказалось, что каждый третий житель региона – это пенсионер, их количество составляло 588,6 тысячи человек.

Как мы видим по этой статистике из нашего региона - молодежь уезжает, падает рождаемость, появляется тенденция к убыли населения, все это происходит на фоне старения населения.

– Коллеги, но не все так печально, – заключает молодой учитель. – Многие молодые люди, даже которые уехали или те, которые собираются уехать, готовы и хотят работать в нашем регионе, но при условии, что в нас заинтересованы, нас поддержат и создадут условия для роста. Это наш регион, и мы хотим, чтоб он процветал и обеспечивал достойную жизнь своим гражданам, а не был поводом для шуток в сети интернет и по телевидению.

На мероприятии, где обсуждается уровень заработной платы педагога, интересны выступлениях многих докладчиков. Рассказывая эмоционально, они, как говорится, бьют не в бровь, а в глаз. Не один Степан Владимирович Кошкарёв отличается мощностью и точностью суждений. По реакции известных в омском образовании деятелей, восседающих за длинным столом, было понятно, что работать нужно сейчас и решения принимать немедленно. Тем временем, я брал номера мобильных телефонов у людей, которые выступали также здорово и всегда приводили примеры. Собранные сведения нуждаются в огласке немедленно.


1.0x