Авторский блог Максим Чаблин 15:32 5 апреля 2019

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Главная мысль данного материала в том, что разрабатывая новый проект "Доброжелательная школа", предложенный губернатором Белгородской области Евгением Савченко, готовя его к реализации, нужно помнить: по-настоящему доброжелательная школа у нас уже была в советское время! В статье представлен профсоюзно-педагогический взгляд автора (с точки зрения профсоюзного активиста и педагога) на самые главные проблемы, без решения которых не может быть доброжелательной школы: отсутствие в России лево-консервативной государственной идеологии, совмещающей коммунистическую идеологию Советского государства и евразийство, классовый и цивилизационный подходы к истории страны; несформированность чёткой государственной системы работы по патриотическому, нравственному воспитанию детей и подростков, молодёжи; отсутствие нормального государственного телевидения, пропагандирующего высокие нравственные ценности и идеалы социальной справедливости; сохранение навязанной либерально-глобалистским Западом ущербной системы ЕГЭ; отсутствие триединства системы "Семья - Школа - Государство", как это было в Советском Союзе.

Без доброго прошлого нет доброго будущего!

Выступая перед депутатами областной Думы с отчётом об итогах работы регионального правительства за 2018 год, губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко предложил новый проект «Доброжелательная школа». По его мнению, «…Добро, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, поддержка, понимание значимости и ценности каждого человека – это тот фундамент, который поможет противостоять негативным тенденциям современного общества». Полностью поддерживая эти принципы, предлагаю свой, профсоюзно-педагогический взгляд по этому поводу, свою гражданскую позицию, своё отношение с точки зрения отца, у которого растёт маленькая дочка, будущее которой меня сильно тревожит.

В своём выступлении губернатор особо подчеркнул: «В настоящее время в школах региона и в целом страны существует целый ряд сложных социально-психологических проблем. Дети сталкиваются с равнодушием и непониманием взрослых, отсутствием единых ценностей жизни, воздействием негативного информационного контента. В школах имеют место агрессивность, повышенная конфликтность всех участников образовательного процесса, и мы не имеем права закрывать на это глаза». И с этим не поспоришь. Только, разрабатывая этот проект, готовя его к реализации, нужно помнить: а ведь по-настоящему доброжелательная школа у нас уже была! И было это в недалёком по историческим меркам советском прошлом!

Те, кто разрушал Советский Союз, прекрасно понимали, что разрушая СССР, они разрушают Большую Россию и что один из первых ударов они наносят именно по традиционной русско-советской системе образования и воспитания! И с позиции человека, пришедшего в первый класс на заре перестройки, окончившего школу в самую середину либерального разгула 90-х и начавшего работать в системе образования вначале 2000-х, я скажу одно: советская система образования – лучшая в мире, какие бы кто сегодня не пытался выискать в ней «минусы» и «прорехи»! Да и относительно себя скажу прямо: я стал человеком и получил профессию педагога благодаря именно советской школе!

В школе, где учился я, у нас в своей основной массе были добрые душой и высококвалифицированные учителя, которых мы, ученики по-настоящему понимали, принимали, ценили и уважали! Учитель – это был авторитет и для нас, и для родителей! И для меня была священна позиция родителей: учитель всегда прав! А что мы имеем сегодня? С одной стороны – то, что в школу приходят работать люди, многие из которых были воспитаны как раз на ложных либерально-капиталистических ценностях в 90-е, а с другой – дети точно таких же родителей. И в результате мы зачастую наблюдаем, как ребята просто нагло и жестоко измываются над учителем и выкладывают всё это в социальные сети, а учитель, порой, не совладав со своими эмоциями, поступает с точки зрения закона и морали непедагогично, а затем подвергается травле в своём же учреждении, городе, на ТВ и в интернете. То есть, остро встаёт проблема низкого социального статуса педагога и престижа педагогической профессии. Когда я учился – такого не было!

Теперь – о взаимопомощи, поддержке, понимании значимости и ценности каждого человека. Так это всё базируется на коллективизме! И это было в советской школе, даже ещё тогда, когда там учились мы – последнее поколение детей, рождённых ещё в СССР, когда уже пришедшие к власти люди с «новым мышлением» всё стали методично и целенаправленно разрушать. Тогда в нашей школе ещё работали пионерская и комсомольская организации. Членом ВЛКСМ я, к сожалению, не успел стать, но был очень активным и убеждённым пионером, которому повязали красный галстук в красивом зале из белого мрамора знаменитого на весь мир Ленинского мемориала на родине Владимира Ильича Ленина в г. Ульяновске. И это было почётно и гордо! И благодаря этой убеждённости и активности мне уже несколько лет спустя посчастливилось вместе с ребятами-единомышленниками стоять у истоков создания в Белгородской области современного Российского Комсомола. Да и вообще, я стал человеком благодаря советской системе образования! Вначале 90-х всё разрушили – Коммунистическую партию, комсомол, пионерию, сравнили коммунизм с фашизмом, всех патриотов назвали «красно-коричневыми», а пионеров и комсомольцев-героев либеральные терминаторы центральных каналов ТВ умудрились даже приравнять к членам нацистской молодёжной организации! Конечно, в последние годы в целом в России и на нашей Белгородской земле вопросам патриотического воспитания детей и молодёжи стало уделяться особое внимание. Даже создано Российское движение школьников – аналог советской пионерии, включающее в себя ещё и ребят «школьного этапа» комсомола. Это конечно хорошо. Но… как-то всё идёт медленно. А ведь в своё время Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская, создавая Пионерию, этот вопрос решили очень быстро, причём в условиях послевоенной разрухи, голода, но на основе высокой идейности и активной поддержки снизу! И чего уж точно тогда не было, так это бюрократической волокиты, потому что тогда люди были настоящими советскими пассионариями, альтруистами, которые «горели» своим делом, работали за идею!

Мы создаём необходимую для страны единую детско-юношескую патриотическую организацию, но никак не можем понять, что в условиях отсутствия государственной идеологии полноценную организацию создать нельзя, и одного только принципа патриотизма здесь явно недостаточно. Патриотизм – это одна из составных частей идеологии, но сам не может быть идеологией.

Вопросы отсутствия государственной идеологии очень тесно переплетены с другой важной проблемой – низкой социальной защищённостью педагога, что особенно заботит наш профсоюз работников народного образования и науки РФ, активистом региональной организации которого я являюсь. А это связано с либеральной, очень несправедливой экономической системой в нашей стране. Наш отраслевой профсоюз солидарен со всеми общероссийскими профсоюзами Федерации независимых профсоюзов России и постоянно держит на контроле вопросы выполнения «майских указов» президента РФ, выплаты и повышения заработной платы, охраны и улучшения условий труда и здоровья, предоставления положенных социальных льгот и гарантий, соблюдения трудового законодательства работодателями. Ну, а повышение пенсионного возраста, увеличение размера различных выплат за коммунальные услуги, налоговой нагрузки на граждан явно не способствует повышению качества жизни трудящихся, включая и тех, кто трудится на ниве просвещения! Сохраняя либеральный курс нынешнего финансово-экономического блока российского правительства, сложно совершить тот стратегический прорыв, о котором Глава Российского Государства Владимир Владимирович Путин говорил недавно в своём послании Федеральному Собранию!

Теперь, другая проблема – мораль, нравственность, патриотизм, традиционные ценности. Здесь важно сразу отметить следующее: все постсоветские годы на территории Белгородской области благодаря позиции нашего губернатора, слаженной работе органов управления образованием работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи не прекращалась ни на один день. Да и в стране в целом, как я уже отмечал выше, на государственном уровне это направление работы стоит на контроле у президента. Но… опять мы приходим к тому, что в России нет государственной идеологии. Нет единой, чёткой государственной системы работы по патриотическому, нравственному воспитанию детей и подростков, молодёжи. Нет чётких и конкретных законов, жёстко ограничивающих бездуховные, коммерческие, слепленные по западному образцу ток-шоу, телепрограммы и фильмы, пропагандирующие жестокость, стремление к немедленному сверхобогащению любой ценой, пошлый юмор. И, кстати, об этом столько уже было сказано за 28 постсоветских лет, столько было обращений общественных и молодёжных организаций, в том числе как лево-патриотического характера, сегодняшних комсомольцев, так и консервативно-державного плана, столько проведено парламентских слушаний, всевозможных заседаний, диспутов, дебатов, столько эту проблему неоднократно поднимали профсоюзы, хотя производственные вопросы сегодня не являются нашей непосредственной задачей!

Что касается лично меня, то, занимаясь в 2000-е годы развитием комсомольского движения на Белгородчине, я неоднократно вносил по этому поводу предложения. Так же, как и тысячи неравнодушных к судьбе граждан по всей стране. И что? Государство, власть не прислушивается к таким предложениям педагогической общественности, родителей, профсоюзов (а ведь школьная профсоюзная первичка вникает во все дела школы!), мотивируя это отсутствием законодательной базы, и при этом ничего не хочет делать для того, чтобы такая законодательная база была! А самое гнусное в том, что если что-то негативное происходит с детьми, и об этом становится известно на всю страну, то чаще всего участники скандальных ток-шоу обвиняют во всём в первую очередь учителя, школу, забывая при этом, что только триединство системы «Семья – Школа – Государство» даёт положительные результаты в воспитании молодого поколения! А вот, когда дело касается законов, принятие которых ущемляет социально-экономические права трудящихся (о них я говорил выше), то они принимаются быстро и слаженно, причём противоположная точка зрения парламентским большинством в Госдуме не учитывается! Зато государство вспоминает об учителях, родителях, профсоюзах, когда приближается очередная выборная кампания…

А учитель, педагог, школа продолжают жить и учить, воспитывать своих подопечных! И, несмотря на весь негатив 90-х, когда при полном отсутствии внимания и заботы со стороны государства, законодательно-бюрократических проволочек уже в наше время, российская система образования выжила благодаря консерватизму русского и советского учителя, их приверженности именно традиционным устоям отечественной, советско-российской системы образования и нравственным ценностям! И в своей основе наша школа – это доброжелательная школа! В России по-другому быть не может!

Сформулирую выводы из всего сказанного выше.

Новый региональный проект «Доброжелательная школа» должен получить поддержку со стороны педагогической общественности, учащихся, родителей, общественных организаций, потому что его реализация – это, с одной стороны, отличная возможность привлечь внимание на высоком государственном уровне к серьёзным системным, концептуальным проблемам по вопросам развития российского образования, и в первую очередь воспитания детей и подростков, молодёжи, с другой стороны – это хорошая площадка для трансляции уникального положительного опыта системы образования Белгородчины.

Не может быть доброжелательной школы, если в России не будет сформирована государственная идеология. Нам всем нужно добиваться её закрепления в конституции и законах страны. И эта идеология может быть только лево-консервативной, лево-евразийской, совмещающей коммунистическую идеологию Советского государства и евразийство, классовый и цивилизационный подходы к истории России, построенной на принципах сильного государства, уважения традиционных ценностей, нравственности, духовности, социальной справедливости, причём социальная справедливость, забота государства о Человеке Труда должна быть краеугольным камнем идеологии! Только лево-центристская экономическая политика сможет обеспечить экономический, технологический, кадровый прорыв, задачи которого недавно поставил президент России.

Доброжелательной школа не будет, если не будет чёткой государственной системы работы по патриотическому, нравственному воспитанию детей и подростков, молодёжи. При этом следует уйти от «разорванности» образовательно-воспитательной работы со школьной и студенческой молодёжью между разными государственно-управленческими структурами. Нужно использовать богатый опыт ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, а в организации работы с молодёжью образовательным учреждениям, школе нужно обязательно взаимодействовать с современными молодёжными организациями, как лево-патриотической направленности, сегодняшними комсомольцами, которые по своим убеждениям доводят великие достижения Советской Эпохи до молодёжи наших дней, так и с молодёжными организациями консервативно-державного, евразийского направления, задача которых – воспитание духовно-нравственных ценностей. А при организации профессиональной ориентации, воспитании у ребят уважения к Человеку Труда большую помощь могут оказать молодёжные советы и комиссии местных и первичных организаций Общероссийского Профсоюза образования, задача которых – проведение профсоюзных уроков со школьниками.

Доброжелательная школа, с высоким социальным статусом педагога, добрыми и отзывчивыми учителями и учениками, ответственными родителями невозможна без нормального телевидения, пропагандирующего высокие нравственные ценности и идеалы социальной справедливости. Для этого предлагаю в каждой образовательной организации принять совместные обращения педагогических советов, родительских комитетов и профсоюзных собраний к президенту России, главам палат Федерального Собрания, правительству с убедительной просьбой на законодательном уровне навести порядок на российском телевидении, убрав из эфира ток-шоу, различные развлекательные программы, унижающие человеческое достоинство, оскорбляющие учителя, Человека Труда любой профессии, извращающие великую историю Российского Государства, особенно её советский период, навязывающие в сознание молодёжи либерально-буржуазный прозападно-потребительский образ жизни! Их стало меньше, чем раньше, но их немало и «выстреливают» они обычно в самое «яблочко»! И нужно предложить сделать такое коллегам из других регионов.

Доброжелательной школа не будет при условии сохранения сегодняшней системы ЕГЭ. Конечно, её одним махом не отменить. Но разве это правильно, когда мы приняли навязанную нам либерально-глобалистским Западом ущербную систему, от которой там отказались? Когда практически с начальной школы педагог замотивирован на обычное натаскивание на сдачу экзамена, но далеко не на глубину знаний, не на воспитание искренних патриотических чувств у ребят и не на развитие нравственных качеств личности, не на развитие доверия к ученику как к человеку! А ведь всё это было в советской школе! И её выпускники – дети крестьян и рабочих становились академиками, учёными с мировым именем, маршалами, космонавтами и тысячами-тысячами-тысячами высококлассных специалистов, любящих свою Родину и построивших Советскую сверхдержаву! Я сам оканчивал школу и начинал работать в школе, когда ЕГЭ ещё не было. Поэтому, как и большинство нашей педагогической общественности считаю, что постепенно должна быть восстановлена традиционная система сдачи экзаменов, а ЕГЭ – отменено или сведено к минимуму.

Ну и самый главный вывод: доброжелательной школы не может быть по существу, если не будет восстановлено триединство системы «Семья – Школа – Государство», как это было в Советском Союзе. Потому что, без доброго прошлого нет доброго будущего!

Максим ЧАБЛИН,

профсоюзный активист, педагог,

член Союза журналистов России,

Белгородская область, г. Белгород

1.0x