пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 22 июня 2025
Авторский блог Людмила Диковицкая 19:33 4 ноября 2014

"Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее"

Вера - врата души и величие нации, что напутствует и сберегает. У православных олицетворяет её и икона, что собирательный Образ Спасителя, Богородицы, Царствия Небесного. Намоленнные иконы, как и храмы,источают, благоухают, исцеляют - по вере! Как важно не утратить каноны иконописи, одновременно и одухотворяя Образ сокровенным его восприятием. Иногда обстоятельства жизни не щадят икону, как и человека.но Чудеса, явленные Божественными Ликами, кого пугают, кого предостерегают, а кого и оберегают, любя и во спасение. Отменить их, как Явление Самой Жизни, немыслимо, ибо, создавая икону, человек жертвует. Ах, "если бы молодость знала...", человечество уберегло бы себя и планету от кровопролития!

«Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее», или Напутственное слово Владимира Мономаха

.

Современный человек, привыкший к роскоши позволять себе многое, стремится преуспеть во всём, и даже в милосердии. Но как жаль, что творя милостыню в суете сует, нам, порой, не удаётся быть милосердными и доброжелательными.

И всё же, не уподобляясь тем, кто гневно сетует: «Нам бы кто подал…» - мы стараемся быть соучастными в чужой, совсем не известной нам жизни, подавая добросердечно, и невольно вспоминая то послевоенное время, когда в разорении и нуждах была вся страна.

Возвратившиеся с фронта защитники Отечества волей судьбы и времени сами превратились в тех, кого надо было защищать уже в мирной жизни. Без рук и ног, ослепшие, потерявшие слух, они трудились на производстве и в сельском хозяйстве, поднимая из руин города и сёла, восстанавливая благосостояние страны, «вернувшейся из боя», обустраивая своё жильё, рождая и воспитывая детей, приучая их к труду и добротолюбию.

Откровенно побиравшиеся были только среди потерявших ум в страшные годины лихолетья. Зверства, внезапно обрушившиеся на людей, ввергали самых слабых и беззащитных в безумие.

Тётя Клара, часто приходившая к нам за едой и одеждой, - всегда ухоженная, с ярко подведёнными, как у куклы, губами, - производила впечатление счастливого ребёнка, который неуёмно радуется жизни, не умея при этом делать ничего другого. Да и кому было научить её? Родителей она потеряла, будучи совсем маленькой, когда изуверы увели их вместе с другими взрослыми и детьми, обречёнными на смерть, и расстреляли на краю огромных размеров жертвенника. Из него-то, как рассказывали очевидцы, и спаслась чудом выжившая девочка. Болезненное восприятие человека, равно как и мания преследования, оставались с Кларой всю оставшуюся жизнь. От страха она подсознательно и пряталась, как за ширму, сохраняя веселье и детскую игривость, внезапно сменяя их обидой и слезами.

Подобных тёте Кларе было множество. Послевоенное поколение всегда относилось к такого рода обездоленным сочувственно. Взрослые строго следили за почтительным отношением к психически ущербным людям, всячески стараясь предупредить по отношению к ним невежливые выпады предрасположенных к озорству детей. Ведь милосердное отношение к изуродованным войной - своеобразный барометр зрелости и непоказной гуманности общества. Государство тоже по-своему милостиво «опекало» калек и умалишённых – прятало их в дома для инвалидов и сумасшедшие дома, создавая иллюзию совершенного благополучия для них и для страны в целом. И, как знать, может, это было намного лучше, чем, если бы они были брошены на произвол судьбы, как сейчас многие из тех, кто участвовал в локальных конфликтах. Вынуждено, а иногда и со смакованием они выпячивают свои культи, вызывая в нас у кого содрогание, а у кого и возмущение.

Всегда с благодарностью вспоминаю ныне уже покойного друга нашей семьи Петра Степановича – ответственного работника одного из крупных машиностроительных предприятий. Потеряв ногу и мучаясь фантомными болями, он всю свою жизнь проходил на костыле, протиравшем ему до дыр одежду, оставляя кровоподтёки на теле, про которые знала только жена – Надежда Андреевна. Вместе с ней он поставил на ноги троих детей, дав им воспитание и образование, прививая вкус к труду и взаимовыручке. Оставаясь на производстве даже семидесятилетним, подобно стойкому оловянному солдатику, он уверенно держался на своей деревянной ноге на льду и в распутицу, не забывал помогать жене в домашних хлопотах и никогда не терял присутствия духа. Добрая память о нём – лучшее доказательство жизнестойкости и бескорыстия познавшего тяготы войны поколения, что, как волшебную палочку, оставило нам в наследство благородство души и заповеданную Свыше сердечность. Впрочем, и они порой дают сбой в современной нам динамике жизни.

Мне не забыть просящих и недоумевающих глаз божественно красивого, исполинского телосложения парня, у которого не было обеих рук выше локтя. Казалось, он сам пока не понимал, что произошло с ним? И как научиться ему жить с этим?

Я всегда буду казнить себя за то, что поспешно, немного смущаясь и извиняясь, подала ему, легкомысленно пролетая мимо к прибывающему вагону метро. Моя запоздалая молитва, верю, достигла Небес. А вострубивший Ангел незнакомого мне юноши, божественно преодолевая земные преграды, собрал вокруг него любящих и помогающих ему людей. Они не превратят его в сборщика подати или в горе-артиста, ущербно и нам в укор зарабатывающего себе на жизнь. Он не захлебнётся отчаяньем, как слезами, неся свой крест на Голгофу жизни. Ему по-настоящему поможет полюбившая его будто из сказки Настенька. В мире и согласии они смогут растить детей, передавая им самое главное знание на Земле, - любовь к ближнему, что, согласно преданию, издревле была спрятана в сердце человека. Остаётся она там и поныне. И как вселенское начало, её нельзя истребить, руководствуясь поспешными выводами, желаниями, прогнозами. Она – вечна, как сама жизнь, что всегда испытывает нас на человеколюбие, которого мы должны быть достойны.

И, если «не в силе Бог, а в правде», то правда - в вере. Именно веру Гёте называл «радужным мостом между небом и землёй, всем на отраду; но из странников каждый видит его различно, смотря по месту, где находится». С высоты философского восприятия мира, даже Иммануилу Канту «пришлось потеснить знание, чтобы освободить место вере».

Вероисповедально, в праздничный день спасительной для России и мира в целом иконы Казанской Божией Матери молитвенно уповаем на Богородицу. Триипостастно вразумляет она нас любить ближнего, сотворяя чудо сохранения, преображения, преумножения жизни, - благодарно и во благо, объединяя народы во имя счастья на Земле.

Совершая литургию памяти и окормления душ, настоятели православных храмов, возвращаясь к событиям русской истории, предостерегают от грехопадений, среди которых и вероотступничество.

- Крестик-то был на каждом, а храмы крушили, предавали, убивали, потому что не было храма в душе. Значит и не вера это была, а фарисейство и ритуал, - сожалеет о. Геннадий из храма преподобного Серафима Саровского. – А ведь и соблазнов-то таких, как теперь, сто лет тому не было.

И чтобы избежать впредь «больших поруганий от книжников и фарисеев», Сама Богородица напутствует к преданности, любви, милосердию, от Казанской иконы благодатно передавая нас иконе «Всех скорбящих Радость», что «Нечаянной Радостью», и божественно, исполнит все наши желания во спасение Отечества и нас в нём.

1.0x