Сообщество «Форум» 00:52 16 октября 2016

До 6 мая 1941-го Сталин официальной власти не имел.

Вопреки распространенному мнению, Иосиф Виссарионович Сталин обрел государственную власть не после смерти Ленина, а только в 1941-м году.

Расхожим стало утверждение «Сталин правил страной почти 30 лет». Вроде бы так оно и было. Сталин все эти годы занимал должность Генерального секретаря ЦК ВКП(б), в последний год – ЦК КПСС. Должность высокая в Партии, но давала ли она власть реальную, государственную? Каким образом Сталин управлял, например, экономикой?

Многие сейчас заявят, что Сталин управлял Партией, а партия управляла всем в стране. Но здесь я буду вынужден возразить, что руководящая и направляющая роль КПСС была закреплена в Конституции СССР только в 1977-м году. При Сталине и долго после него такого положения не было. И официальной, проще говоря, прописанной, ни ВКП (б), а позднее КПСС до 1977-го года власти в государстве не имели. Вопрос о том, что в ВКП (б) образца 1920-30-х Сталин не столько управлял, сколько боролся с разного рода оппозициями оставим для отдельного разговора.

Теперь давайте рассмотрим на примере некоего завода. Завод подчинялся соответствующему наркомату. Наркомат – Совету народных комиссаров СССР (Совнаркому). Совнарком, наряду с Верховным Судом формировался Центральным Исполнительным Комитетом СССР. Где в этой цепочке Центральный Комитет ВКП (б)?

Мысль о том, что вопреки устоявшемуся мнению, Сталин в 1930-е годы имел власть в стране весьма ограниченную я начал высказывать на форумах в социальных сетях. На что получал ответы в духе: «Он влиял через своих ставленников». Допустим, что так. Допустим, его ставленниками в Совнаркоме был Молотов, а в Армии – Буденный и Ворошилов.

Теперь давайте зададим конкретный вопрос: Мог ли Сталин отдать Молотову или Ворошилову прямой приказ? Опять же допустим, каким-то образом, он имел на них такой уровень влияния, что они подчинялись ему беспрекословно. Но попробуем проследить действие приказа дальше: Приходит Вячеслав Иванович Молотов в Совнарком, например, летом 1933-го, и говорит, например наркому внутренних дел Генриху Григорьевичу Ягоде: «Товарищ Сталин приказал …» Как отреагирует Ягода? В лучшем случае в корректной форме задаст вопрос: «А товарищ Сталин кто?» Что ответит Молотов? А товарищ Ягода следом разъяснит товарищу Молотову, что Совнарком формируется ЦИК СССР[1], а сам ЦИК избирается Всесоюзным съездом советов, который и является высшим органом власти в СССР, и места товарищу Сталину в этой цепочке нет, как нет в действующих в СССР нормативно-правовых актах каких-либо указаний на какую-либо власть ВКП (б) вообще и её ЦК в частности. Более того, вмешательство товарища Сталина является нарушением существующего в государстве порядка, то есть преступлением. И что он, Ягода, как нарком внутренних дел, обязан рассмотреть факт такого приказа внимательным образом. Примерно так же Молотову ответят и другие наркомы. Им тоже преступать действующий порядок нельзя. С Ворошиловым еще жестче. Он – нарком по военным и морским делам[2], а армия построена на дисциплине и прописанных правилах, оформленных в виде уставов. Тот же Тухачевский или Якир мгновенно воспользуется поводом и поставит вопрос о трибунале для товарища Ворошилова.

Зададим другой вопрос: Что будет, если Молотов или Ворошилов откажутся выполнять приказ Сталина? Или выполнят его неправильно? Какие репрессии в силах применить к ним Сталин? Легально? А если не может, то где у Сталина гарантия выполнения приказа?

Влиять, в отличие от управления – это всё равно, что вместо стальной шестерни в механизм вставить шестерню резиновую. Что получится? Вместо точного передаточного числа будет нечто «резиновое». А человек не шестерня. Он может отказаться выполнять приказ. Может «войти в зацепление» с другими шестернями. Может просто выпасть из механизма. О каком тогда управлении может идти речь?

Попробуем подвести итог. А итог прост и кажется невероятным с точки зрения сложившегося общественного мнения. До 6 мая 1941-го года, до момента занятия поста председателя Совета народных комиссаров, И.В. Сталин реальной, официальной власти в СССР не имел.


[1] Здесь нужно отметить, что также вопреки устоявшемуся мнению, М.И. Калинин не был единственным председателем ЦИК СССР. Он был председателем ЦИК РСФСР, а председателей ЦИК СССР было несколько одновременно, М.И. Калинин был председателем ЦИК СССР от РСФСР, Г.И. Петровский – от УССР. Информацию по другим председателям нетрудно найти в Интернете.

[2] 15 марта 1934-го Наркомат по военным и морским делам преобразован в наркомат обороны.

1.0x