Сообщество «Учебный космос России» 16:55 10 июня 2017

Дни России:российское университетское образование в первом веке его существования-9

Дистанционные экспозиции Московско-Троицкого общественного университета Знаний (Москва - Троицк)

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ДНИ РОССИИ:Российское университетское образование

в первом веке его существования (1755-1855) - 9

Этой книге суждено сразу же стать библиографической редкостью… Государственный институт русского языка имени Александра Сергеевича Пушкина опубликовал сборник «Российское университетское образование в первом веке его существования(1755 - 1855)». Подзаголовок уникального издания: «ПАМЯТИ ДИРЕКТОРА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА М.М. ХЕРАСКОВА».

Ещё один подзаголовок: «Сборник научных статей У111 Всероссийской научной конференции филологического факультета». Ответственные редакторы Е.К. Петривняя, Д.А. Супрунова.

Аннотация констатирует: сборник содержит научные статьи, посвященные истории российского университетского образования в период его становления, литературному творчеству ПЕРВОГО ДИРЕКТОРА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА М.М. Х Е Р А С К О В А. Книга адресована студентам и преподавателям филологических и общественных дисциплин, учителям школ, а также широкому кругу заинтересованных читателей.

Сборник открывается статьей-исследованием профессора Владимира Ивановича Аннушкина «Антон Алексеевич Барсов – профессор красноречия Московского университета». Читатель узнает много нового о создателе «Российской грамматики», члене Российской академии с 1761 года, председателе Собрания любителей российской учености (1789), секретаре Вольного Российского собрания при Московском университете, почетном члене Латинского общества в Йене. Завершая весомое и увлекательное повествование о личности, индивидуальности замечательнейшей, профессор Аннушкин замечает, что деятельность М.М. Хераскова «заставляет вспомнить его любимую поговорку, которой профессор сопровождал оценки своим студентам на экзаменах: «Non sunt negligenda parva – sine quibus magna constare nequent» (Нельзя пренебрегать мелочами, без которых великое не может состояться). Очевидно, что Барсов воплощал в себе черты универсальной личности филолога ХУ111 века, сочетая интересы грамматика, ритора, языковеда-классика, педагога-практика и словарника-лексикографа. Все это согрето неподдельной любовью к русскому языку, русской науке и родному Отечеству».

Ценные наблюдения принадлежат В.И. Борисенко («К вопросу о возникновении университетского образования в России». Профессор А.Н. Пашкуров (Казанский федеральный университет) предложил оригинальную психолого-философскую трактовку: «Что на свете есть прекрасней… Как душевна Добродетель»: Михаил Херасков в зеркале вузовской филологии ХХ1 века»(из опыта работы). Доцент Е.Н. Чернышева исследовала проблему «Особенности развития философского образования в первой половине Х1Х века».

Профессор Г.В. Якушева – автор содержательного эссе «Забытый гений Московского университета: о Ермиле Кострове». В стихотворении «К другу стихотворцу» (1814) А.С. Пушкин почтительно вводит Ермила Ивановича Кострпова (1755 – 1796) в круг общепризнанных корифеем мировой культуры («Родился наг и наг вступает в гроб Руссо; Камоэнс с нищими постелю разделяет; Костров на чердаке безвестно умирает…»).

Раздел второй монографического труда «М.М. Херасков и культура его времени». Доцент Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского В.В. Биткинова публикует эссе-сообщение «Ученость и политика в исторических эссе Виктора Сосноры об эпохе Екатерины 11». Ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Н.Д. Блудилина исследовала проблему «Просветительско-издательская деятельность М.М. Хераскова и идейные «путешествия разума» его времени».

Доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета(Москва) Тимофей Леонович Воронин полемически осмыслил вопрос «М.М.Херасков между вольнодумством и масонством». Есть любопытные историко-культурологические акценты в эссе-сообщениях: «Галантная психология в трагедии М.М. Хераскова «Венецианская монахиня» (Е.С. Донская, Казань); «Тема воспитания в поэзии ХУ111 века» (Е.Г. Июльская, Москва); «Итоговые литературоведческие концепции русского предклассицизма: В.И. Федоров, А.А. Смирнов, О.М. Буранок» (А.А. Кирпичникова, Казань); «Отражение масонского мировосприятия в поэзии М.М. Хераскова» (А.Г. Маслова, Вятский университет, Киров); «Поэтика усадебного уклада в поэзии М.М. Хераскова» (К.А. Нейман, Казань).

Вызывает интерес исследование Елены Капитоновны Петривней «Социально-утопическая и нравственно-этическая трактовка античного мифа в поэтике романа М.М. Хераскова «Кадм и Гармония». Весомы и убедительны историко-культурологические наблюдения Дарьи Андреевны Супруновой («Но басня ех равнять в стихах своих должна…» (жанр басни в творчестве М.М. Хераскова)».

Концептуально значим раздел монографии «Центры «науки российской» второй половины ХУ111 – первой половины Х1Х века, выдающиеся ученые и педагоги».

Привлекают внимание эссе-исследования: «Научная и педагогическая деятельность А.К. Шторха» (И.В. Куприна); «Династия немецких ученых в Московском университете» (И.Б. Томан); «Ученые-астрономы на ниве российской науки (на примере обсерватории МГУ и Пулкова),(И.А. Третьякова); «П.Н. Милюков о становлении российского университетского образования в эпоху Александра !»(В.П. Чуднов); «Преподаватели Московского университета и Благородного пансиона в «культурных гнёздах» Большой Москвы и Подмосковья (новые страницы москвовекдения» (Е.С. Шахова, МГУ им. М.В. Ломоносова). .

ХРИБИШ МУНИРА (преподаватель Высшего института языков Туниса при Институте Карфагена, Тунис) опубликовал эссе-сообщение «Вклад М.В. Ломоносова в развитие просвещения в России».

Профессор В.В. Шахов (Научно-просветительский центр «Энциклопедия Подмосковья и Большой Москвы», руководитель Московско-Троицкого общественного дистанционного университета Знаний) публикует историко-культурологический очерк «Традиции университетско-академической «науки российской» второй половины ХУ111 – первой половины Х1Х столетия».

Перед читателями альманаха-сборника Института русского языка им. А.С. Пушкина - «движущаяся панорама» гуманитарно-цивилизационного развития «осьмнадцатого столетия» и первой половины века девятнадцатого, «земли родной минувшая судьба».

1.0x