Авторский блог Яков Гольфельд 02:40 18 декабря 2016

Для наступившей новой эпохи требуется новая научная парадигма

Новая научная парадигма есть условие решения кризисных проявлений и построения государственности нового типа.

В жизни все течет и все изменяется спиралеобразно по восходящей от меньшего к большему. Никаких застойных явлений в спирали развития не должно происходить, ибо они – это деградация и разложение. Так же и в науке. Если нет научных открытий, или уже имеющиеся научные открытия не применяются в эволюционном развитии, это означает кризисное проявление в современной классической науке и, соответственно, необходимость её трансформации. Ибо наука всегда была и будет в авангарде прогрессивных начинаний.

Новому времени требуется новое мировоззрение и новая наука, отражающая всю полноту причинно-следственных связей в мироздании и на планете.

Новому времени требуются научные разработки, формирующие более эффективные и экологичные производства.

Новому времени требуется новый уровень культуры социально-экономических отношений на основе коллективной стратегии, формирующей многоуровневую систему самоуправления, включающего систему общественного самоуправления.

Основной причиной возникновения наук в истории человечества являлась насущная необходимость обоснования возникших явлений окружающего мира и прогнозирования наиболее эффективных путей развития общества, человечества. И хотя процесс познания сущности мироустройства активно осуществляется и в настоящее время, однако до возникновения междисциплинарного синтеза наук (универсальности развития) этот процесс происходил, как правило, только на эмпирическом уровне (на ощупь).

Очевидно, новая научная парадигма должна удовлетворять спрос на научное обоснование явлений происходящих в наступившей новой эпохе Водолея. Например, если в настоящем, капиталистический способ производства не соответствует динамике развития мировых процессов, значит, необходим поиск и обоснование других способов производства для более успешного ведения хозяйственных систем.

Как вариант, новая научная парадигма должна отличаться от предыдущей:

1. Созданием методологии изучения явлений с точки зрения причинности их возникновения и системности многоуровневого взаимообусловленного характера отношений с окружающим миром, а также комплексного и целеориентированного проектирования систем и алгоритмов их функционирования.

2. Обоснованием механизма действия универсальных закономерн7остей и возможность их разностороннего практического применения.

3. Раскрытием философской и физической сущности понятий: бытие и небытие, сознание, система, структура, материя, пространство, время и т. д., а также их взаимообусловленный характер как относительных категорий, воспринимаемых адекватно уровню развития как накопленного опыта (сознания) субъекта системных отношений.

4. Построением моделей системных отношений, позволяющих установить повторяющиеся закономерности структуры и цикличности формирования систем.

5. Описанием переходных процессов от одного уровня к другому.

6. Изучением универсальных закономерностей систем позволяющих раскрыть причинный характер следующих тенденций развития:

- дуализм причинных связей: причина как содержание и следствие как форма проявления данной причины, при этом, следствие, в свою очередь, становится причиной для последующих явлений;

- тройственность системы: 1) форма как структурообразующий фактор адаптации; содержание как управляющий и преобразующий, интегрирующий фактор; взаимодействие содержания и формы как переходный процесс индивидуализации; 2) субъект-переходный процесс-объект, где субъект и объект, в свою очередь, также характеризуются тройственным проявлением; 3) тройственность целевого управления: надсистема-система-подситемы;

- семь уровней системы: тройственный субъект (как следствие) – переходный процесс – тройственный объект (как причина);

- взаимообусловленность: 1) связей – одноуровневых и многоуровневых; 2) целей – иерархия аттракторов как источник наиболее эффективного развития;

- цикличность развития, которая описывается 12-ю детерминантами системы: 7 стадий инволюции, 5 – эволюции (с учетом 2-х переходных – 14 стадий;

- тцикличность смены иерархии аттракторов в виде 14-и стадий адапционно-интеграционного процесса развития систем.

7. разработкой методологии универсального моделирования на основе универсальных закономерностей как критериев развития, что позволяет осуществить целеориентированное поэтапное формирование исследования сущности явлений с точки зрения их причинности и системности, не требующих эмпирической верификации.

Теоретическим фундаментом новой научной парадигмы, на наш взгляд, должны являться 3 составные части.

1. Причинная системология, основой которых должны быть:

1) Теория универсальных закономерностей, что обосновывает наибольшую эффективность развития и управления социально-экономическими системами при применении универсальных моделей систем.

2) Теория относительности сознания и гносеологии релятивизма, что определяют различные способности познавать и управлять (посредством объединения) одновременно развивающимися как одноуровневыми, так и разноуровневыми социально-экономическими системами: человек, семья, коллектив, предприятие, регион, страна, мировое сообщество.

3) Причинно-системная теория развития личности и психосистемология, определяют этапы развития сознания человека (семьи, коллектива, общества) как его возрастающие способности познавать, строить и наиболее эффективно управлять системными отношениями в своем жизненном пространстве. Таким образом, уровни сознания (человека, коллектива, общества) определяют возникновение адекватных способов производства как социально-экономических укладов в обществе. При этом собственность возникает как, соответствующий уровню сознания, способ наиболее эффективного управления ресурсами жизненного пространства.

1. Первобытнообщинный уклад – соответствует уровню сознания человека как вида.

2. Рабовладельческий – сознание индивида.

3. Феодальный – сознание личности в социальной группе.

4. Капиталистический – сознание индивидуальности и социальной обусловленности.

4 (переходной). Социалистический – групповое сознание.

5. Коллективный – коллективно-эволюционное сознание.

6. Общенародный – общественно-иерархическое сознание.

7. Общечеловеческий – общечеловеческое целеориентированное сознание.

2. Универсальные закономерности, проявленные во всех разделах философии и естествознании. Формирование универсальных моделей. Схема структуры системы 7 уровней иерархических разноуровневых, по вертикали и синергетических одноуровневых отношений. Целеориентированное развитие системы отношений, в том числе и общественных на основе структуры пространства системы. Модель № 1 – иерархия целей. Модель № 2 – поэтапное формирование системы отношений, обеспечивающее цикличность развития (анализ-синтез). Тайна великого Леонардо Де Винчи – универсальные закономерности систем проявленные в физиологии человека.

3. Мировая культура, синтез и систематизация достижений всех времен и народов как раскрытие движущих сил истории; сути таинств древних Учений, мифов, религий; идеалов, смысла жизни и целей различных культур.

Таким образом, пока современная классическая наука не овладеет применением универсальных закономерностей в обосновании инновационных подходов в развитии любых систем жизни, нам не выйти из все более углубляющегося кризисного состояния и не остановить межгосударственную войну, войну между Западом и Востоком, между США и Россией.

Овладение универсальными закономерностями в решении кризисных проявлений будет способствовать пониманию переходных процессов из одного состояния в другое. Например, от одной общественно-экономической формации (ОЭФ) к другой. Это 4-й уровень и 4-й этап. Переходный уровень от коллективно-бессознательного эгоцентрированного к коллективно-сознательному сотворческому развитию. Это уровень, на котором происходит согласование целей личности с целью надсистемы – коллектива, общества, человечества, когда общее благо становится движущим эволюцию фактором. На 4-м уровне выделяются два переходных типа государств.

- капиталистический строй (используя привычную для многих терминологию) – развитие личности достигает своего апогея, но человек остается эгоцентрирован в личностно-потребностной сфере, обращаясь к коллективному фактору лишь в той мере, в которой это выгодно самому.

Данная мотивация обеспечила возникновение специализации как отражения индивидуального развития при одновременной интеграции как необходимости кооперирования усилий для достижения более высокой производительности и снижения издержек производства. Это рождает способ отношений, известный в настоящее время и также повторяемый на всех предприятиях – специализация и коллективная интеграция.

- социалистический строй – это общество, в котором будет достигнуто единство ярких индивидуальностей. Это будет такой уклад, который ставит общее благо высшей целью и смыслом развития личности (бывшие социалистические страны имеют лишь весьма отдаленное соответствие этому уровню цивилизации). Этот уклад рождается как способ отношений, известный в настоящее время, но очень редко возникающий на предприятиях, поскольку требует высочайшего уровня культуры и синтетического мышления – широкой специализации, унификации, универсализации профессий, обязанностей и интеграции всех членов производства, работающих на общую цель при заботе о развитии каждого члена коллектива.

Необходимо иметь в виду, что зарождение новой ОЭФ происходит в недрах её предшествующей (материнской). Это связано с началом построения цикла новых системных отношений и разрушением старых. Поэтому, чем выше достигался уровень развития человечества, тем тяжелее происходил переходный процесс от одной ОЭФ к другой. Примером этому служат события 18-20-го веков в мире (и особенно в России).

Так что работы для нашей современной классической науки непочатый край, засучив рукава, и мы все ждем от неё, можно сказать, подвигов в победе над догматизмом и консерватизмом во благо государства Российского.

1.0x