Авторский блог Рами Аль-Шаер 00:00 10 октября 2019

Диалог. Или война

Запад подталкивает Ближний Восток к братоубийству

В начале сентября на сайте "RT" (Россия Сегодня) была опубликована на арабском языке моя статья "Сирийско-палестинская проблема: под лежачий камень вода не течёт". Статья затрагивала как ситуацию в сегодняшней Сирии, так и то, что происходит в палестинской автономии. Основная тема статьи была такой: для решения насущных проблем народы арабских стран должны достигнуть единства патриотических и миролюбивых сил.

Я подчёркивал, что сирийцы, и в первую очередь наиболее мощные политические силы, должны сами стать инициаторами выполнения резолюций СБ ООН 2254, настойчиво вести дело к формированию Конституционного комитета, которому предстоит выработать Конституцию, по которой страна будет жить в мирное время. Я высказал мнение, что, если судить о той инертности, которую проявляют сирийские политики, они либо не хотят, либо не могут начать процесс, который привёл бы к переменам и реформам в стране. Видимо, они сочли, что раз сирийское руководство с помощью России добилось победы над террористами, всё остальное — это вопросы, находящиеся исключительно в компетенции властей Сирии, вернувшей себе реальный суверенитет.

Если перевести это на более понятный язык, то означает: они вознамерились решать проблемы страны без внесения каких-либо поправок в Конституцию и вообще без перемен в жизни страны. То есть вернуть Сирию к тому положению, в котором она находилась до почти обескровившей её войны. Подобная позиция не только не способна уменьшить идеологическую пропасть между сирийскими властями и оппозицией в самом широком понимании этого слова, а наоборот — углубит эту пропасть до размеров, при которых страна снова будет расколота на два противодействующих и враждующих лагеря.

Данная публикация вызвала бурное обсуждение как в сирийских СМИ, так и в политическом истеблишменте страны. Большинство тех, кто познакомился со статьей, выразили согласие с моей точкой зрения. Но были и те, кто её оспаривал. Среди этих последних был, как мне известно, и официальный Дамаск.

Кое-кто из официальных лиц и политологов Сирии обвинил меня в том, что я якобы принижаю роль сирийского руководства и сирийской армии в победе над терроризмом, в сохранении сирийской государственности, и в то же время преувеличиваю ту роль, которую сыграла Россия в достижении этой победы. Между тем, значение участия российских Воздушно-космических сил и других частей российской армии в сражениях на сирийской земле было, как я считаю, определяющим для результатов битвы против терроризма.

Да, сирийская армия сражалась героически на протяжении всех четырёх лет. Да, потери в ней были велики, а враг был жесток, безжалостен и коварен. В районе города Латакия и вокруг него, то есть в тех местах, откуда родом нынешний сирийский президент, нет ни одной семьи, которая не потеряла бы своих сыновей. Я знаю, что для устрашения сирийских солдат террористы мучали и истязали их товарищей, и что ценой огромных жертв среди солдат и офицеров сирийской армии удалось предотвратить ещё большие жертвы среди мирного населения, особенно среди женщин и детей.

Но вряд ли есть сомнения в том, что судьба страны в тот период висела на волоске. Около 90% территории страны было в руках террористов, большое число молодых людей оказались в зоне их действий и, соответственно, не могло или, под влиянием оппозиции, не хотело выполнять свой гражданский долг и защищать родину. А экономика страны практически перестала существовать. Современное оружие, которое поставлял Запад вооружённой оппозиции, прямиком уходило в лагеря террористов, и они не испытывали недостатка в средствах ведения войны.

Россия пришла на помощь народу Сирии именно в этот кризисный момент. Кое-кто на Западе уже потирал руки, подсчитывая, сколько миллиардов удастся заработать на природных ресурсах страны, на разработках сирийского нефтяного шельфа, на эксплуатации её народа — включая, кстати, и ту его часть, которая бездумно включилась в войну на стороне террористов. Помощь России была действенной и хорошо продуманной, и поэтому террористы, понеся большие потери, стали отступать практически повсеместно. Поддерживая сирийские части, российские ВКС повысили моральный дух и эффективность действий и сирийских воинов. Так сирийская армия оказалась выигравшей стороной в кровавой войне.

Но Россия пришла на помощь сирийской армии и её народу не только для того, чтобы спасти президента страны. Задача, которая была поставлена ВКС России и другим силам, была такой: спасти сирийскую государственность, сохранить суверенитет этой арабской страны, не допустить того, чтобы Сирия превратилась в выжженную землю или в огромный террористический котёл. И когда страшная битва в основном закончилась, все друзья Сирии ожидали, что сирийский истеблишмент усвоит полученный урок и немедленно начнёт делать шаги, направленные на радикальные реформы, на сплочение народа, на ликвидацию последствий страшной войны.

Но вот прошло 4 года с тех пор, как Россия начала оказывать помощь Сирийской Арабской Республике, и у большинства друзей этой страны создаётся впечатление, что сирийцы сами не так много сделали за это время для сохранения государственности или её укрепления. И это, думается, можно сказать в отношении и сирийского руководства, и сирийской оппозиции. Раскол в сирийском обществе не ликвидирован: во всяком случае, никаких шагов для реального исправления ситуации не заметно. А как следствие этого, внутри страны идут процессы, возможно, даже не видимые глазу, которые связаны с растущим недовольством значительной части населения.

Вместо радикальных мер в политике, экономике, общественной жизни — страна вновь возвращается к прежним бюрократическим устоям, которые не раз вызывали недовольство народа. Вместо начала процесса восстановления страны — налицо самоуспокоенность верхушки. Вместо настойчивого стремления к немедленному переустройству государства, создания новой Конституции и установления демократических норм в интересах всего населения — снова звучат одни слова, не подкреплённые делами. Не проявляет особой активности и оппозиция. Подобная инертность поражает наблюдателей, и она смертельно опасна и для имиджа Сирии, и для её будущего.

Наглядный пример такой инертности — то, что произошло накануне трёхсторонней встречи президентов России, Турции и Ирана в формате астанинского процесса в Анкаре. Россия отправила спецпосланника президента России А.Л. Лаврентьева и замминистра иностранных дел Д.В. Вершинина, чтобы поставить президента Сирии в известность о повестке саммита в Анкаре. А после встречи вышло два официальных сообщения. Одно было со стороны МИД России. В нём говорилось о программе встречи, на которой основное внимание обращалось на меры по увеличению динамики процесса урегулирования сирийского кризиса. Эти меры включают, прежде всего, завершение формирования и начало деятельности Конституционного комитета, в соответствии с решениями Конгресса Сирийского Национального диалога (КСНД) и резолюцией 2254 СБ ООН.

Стороны подробно обсудили ситуацию в разных районах страны, подтвердив необходимость завершить борьбу с очагами терроризма и обеспечить прочную стабильность и безопасность стран региона. Наряду с этим рассматривались задачи оказания гуманитарной помощи всем сирийцам без всяких предварительных условий и без политической селекции, а также задачи возвращения беженцев и лиц, покинувших места постоянного проживания в САР, к прежним местам жительства

Казалось бы, программа встречи была проникнута заботой о ближайшем будущем сирийского народа, за что и правительство страны, и весь её истеблишмент должны быть благодарны всем трём странам за их отношение к проблеме. Соответствующей должна быть и реакция на результаты встречи и принятые на ней решения. Но, по заключению экспертов, реакция была, по меньшей мере, недостаточной. Было опубликовано официальное сообщение о том, что президент Сирии принял спецпосланника президента России Александра Лаврентьева, заместителя министра иностранных дел Вершинина и сопровождавшую их делегацию, и что Лаврентьев ввёл президента Асада в курс дела.

И всё! Не было сказано ни слова ни о рабочей программе встречи лидеров стран-гарантов, которая должна была состояться на следующий день в астанинском формате, ни о постоянных усилиях этих стран по преодолению тех препятствий, которые ставятся перед астанинским процессом некоторыми государствами в регионе и за его пределами. Не хотелось бы выступать в данном случае в роли ментора по отношению к сирийскому руководству, но, на мой взгляд, даже из соображений дипломатической целесообразности, сирийское руководство должно было упомянуть о той неустанной деятельности, которую ведут как лидеры трёх стран, так и военные, и дипломаты, чтобы положить конец боевым действиям на территории Сирии, искоренить терроризм в регионе и добиться освобождения от террористов и иностранных сил всей земли Сирийской Республики.

Согласитесь, что, исходя из той же дипломатической целесообразности, а заодно и политической необходимости, друзья Сирии были праве ожидать от сирийских политиков высшего уровня слова об их озабоченности по поводу сложностей с началом процесса решения сирийской проблемы мирным путём, с выполнением достигнутых соглашений по результатам сочинского конгресса, с всеобъемлющим выполнением резолюции Совета Безопасности ООН 2254. Создаётся впечатление, что Дамаск отнёсся к вопросу о предстоящей встрече в Анкаре чисто формально: мол, протокол требует опубликовать хотя бы короткое официальное сообщение, вот оно и опубликовано.

Но главное, что отсутствует в официальном сообщении, — это развёрнутая программа встречи лидеров трёх стран в Анкаре. Каноны контактов подобного уровня предусматривают публикацию такой программы сирийской стороной — ведь речь идёт о будущем Сирии, а не о стороне, не имеющей отношения к конфликту. Между тем, трёхсторонние переговоры имеют не только политическое, но и гуманитарное измерение. Трёхсторонняя встреча предусматривала рассмотрение таких важных для сирийского народа вопросов, как ситуация с беженцами, коих насчитывается около 8 миллионов, и которые в своей массе живут в палатках и жалких лачугах, а снабжение беженцев нерегулярно и весьма ограничено в объёмах.

На мой взгляд, отсутствие развёрнутой официальной информации о трёхсторонней встрече в Анкаре есть, по сути дела, выражение отсутствия у сирийских властей интереса к этому вопросу, в то время как встреча лидеров стран-гарантов астанинского процесса даёт надежду на то, что сообща и во взаимодействии с сирийским руководством они смогут существенно способствовать облегчению страданий сирийского народа, начать восстановление разрушенной страны.

Вышеприведенные факты вызывают странные ощущения. Как вооружённая, так и политическая оппозиция в Сирии длительное время пыталась затормозить в своекорыстных целях решение, хотя бы частичное, гуманитарной катастрофы в ряде районов Сирии. Но сейчас в среде бюрократов, окружающих сирийского президента, похоже, тоже немало людей, которым нет дела до ситуации с гуманитарной катастрофой, и у которых нет никакого желания предпринимать усилия для того, чтобы достичь согласия между властями и оппозицией, объединить всех сирийцев для восстановления разрушенной инфраструктуры в Сирии и для её возрождения. Возможно, в этой связи в Сирии всё громче звучат голоса о том, чтобы положить конец растущей коррупции в стране.

Удивительно, что после встречи в Анкаре не было никакого обстоятельного официального заявления Дамаска в поддержку итоговых заявлений президентов России, Турции и Ирана, которые искренне стараются помочь Сирии в решении её проблем. И ещё немало удивило заявление, которое сделал председатель переговорного комитета со стороны оппозиции доктор Аль-Харири. В интервью телевидению "Аль-араби" по поводу результатов встречи в Анкаре он заявил, что, если не наступит прекращения огня в городе Идлиб, вопрос о Конституционном комитете будет снят с повестки дня, и никто из членов этого комитета со стороны оппозиции не будет принимать в нём участие. Между тем, вопрос о ситуации в Идлибе был, как известно, предметом серьёзного обсуждения на трёхсторонней встрече; по этому вопросу выступали и президент Эрдоган, и президент Путин, и президент Рухани. Господину аль-Харири не мешало бы познакомиться с тем, какие выводы были сделаны лидерами трёх стран в связи с вопросом Идлиба.

Когда я анализирую заявления оппозиции и сирийского режима, то не могу отделаться от впечатления, что эти заявления согласованы между сторонами и преследуют цель помешать началу мирного процесса.

Знаменательным событием для сирийцев стало заявление генерального секретаря ООН г-на Гутереса на Генассамблее 22 сентября 2019 года о формировании Сирийского Конституционного Комитета. Будем надеяться, что сирийское правительство и сирийская оппозиция откликнутся на данное достижение позитивно, будут способствовать конструктивному началу работы этого Комитета под эгидой ООН по внесению поправок в действующую Конституцию Сирии, что послужит основой для начала серьёзных переговоров между правительством и оппозицией, и это будет способствовать достижению согласия и мира в интересах всех сирийцев.

Не хотелось бы думать, что уроки последних лет оказались бесполезны как для сирийского руководства, так и для сирийской оппозиции. Они словно забыли, что разобщённость, постоянная вражда, отсутствие политического разума, личные амбиции и нежелание договариваться всегда являются питательной средой для иностранного вмешательства, причём часто — вооружённого. Предательская игра западных спецслужб и их псевдодипломатические усилия нередко ведут к результатам, обратным тем, к которым стремятся народы. И чаще всего эти подрывные усилия предпринимаются под маской защиты прав человека.

В связи с этим хочу обратиться к статье министра иностранных дел России С.В. Лаврова "Мир на перепутье и система международных отношений будущего", которая 20 сентября 2019 года была опубликована в журнале "Россия в глобальной политике": "Как стыкуются с императивом защиты прав человека бомбардировки суверенных стран, сознательный курс на развал их государственности, приведший к гибели сотен тысяч людей, обрёкший миллионы иракцев, ливийцев, сирийцев и представителей других народов на неисчислимые страдания? Авантюры "арабской весны" уничтожили уникальную этно-конфессиональную мозаику на Ближнем Востоке и Севере Африки".

Сергей Лавров сделал упор на то, что нынешняя глобальная политика объединённого Запада ведёт к углублению межнациональной и межконфессиональной розни в самых разных районах мира. Но в последнее время мы, арабы, очень остро почувствовали это в своём регионе. С этой розни начинались конфликты в Сирии, Ливии, Йемене. С него начинался конфликт в Ливане. Каждый раз обнаруживалась связь между возникновением конфликта и акциями западных спецслужб и Госдепартамента США. Братоубийственные войны выгодны странам НАТО: сначала страна становится обескровленной из-за жестоких военных действий, а затем НАТО приходит в тоге миротворца и старается установить в стране тот порядок, который блоку (и в первую очередь — США) выгоден.

Развязывание братоубийства в странах Ближнего Востока — это идеальный приём для западных стран. Они, как правило, ограничиваются военной поддержкой одной из сторон — той, которая обещает НАТО предоставить блоку больше выгод и сохранить себе меньше суверенитета. С этой точки зрения кровопролитие в Сирии казалось Западу классическим примером натовской провокации. На суверенное государство натравили ИГИЛ, подкрепили его отрядами оппозиции, оснащённой натовским оружием, провели общемировую пропагандистскую кампанию, оглушив полмира статьями и выступлениями против правительства Башара Асада, использовали постановочные видео, фейковые фото и лжесвидетельства, и были очень близки к тому, чтобы осуществить задуманное. И только сила и мужество сирийского народа и помощь России сорвали их планы.

Сейчас Запад пытается раздуть новый пожар. Ответственность за атаку дронов и крылатых ракет на саудовские нефтеперерабатывающие комплексы Саудовская Аравия и её союзник США возлагают на Иран, и теперь в западных СМИ начинается новая военная истерия. Суть её в том, чтобы попытаться разжечь новый костёр войны на Ближнем Востоке. Иными словами, спровоцировать в регионе новое жестокое братоубийство.

Иран категорически отрицает своё участие в атаке. И это понятно: в той деликатной ситуации, в которой он ныне находится, атаковать объекты в Саудовской Аравии — это совершить откровенный акт агрессии, и Иран, понятно, будет обвинён в нём независимо от того, будет его участие в этом доказано или нет. Но в криминалистике для установления мотива преступления с древнейших времён используется формула Cui prodest (кому выгодно). И если исходить из этой формулы, картина получается следующая.

Самой заинтересованной стороной в разжигании конфликта являются США. Судите сами. Сразу после инцидента США объявили, что они развёрнут в Саудовской Аравии новые части и подразделения, иными словами, усилят своё присутствие в регионе и укрупнят свои базы в Аравии. США добились того, что Саудовская Аравия и ОАЭ войдут в коалицию государств, которую возглавляют США, по "защите морских путей" — то есть по контролю за экспортом нефти из Персидского залива. США привлекли в антииранский лагерь Пакистан: президент Имран Хан заявил, что Пакистан выступит на защиту Саудовской Аравии. Кувейт объявил, что приводит свои войска в боевую готовность. Наконец, к американским генералам присоединяется и Израиль: там признали, что Израиль вполне может быть втянут в войну между США и Ираном. Стоит напомнить, что Израиль обладает ядерным оружием…

С другой стороны, Иран также ужесточил свою риторику. Его лидеры заявляют, что в случае агрессии против их страны основным полем боя станет территория агрессора. Его союзники также готовы к отпору. Йеменские хуситы угрожают нанести аналогичные удары по ОАЭ, а Хезболла требует немедленно прекратить удары по Йемену, в то время как саудовцы и их союзники усилили атаки в районе Ходейды. В этой обстановке Иран объявил, что о переговорах с США не может идти речи.

Получается, что в эпицентре разгорающегося конфликта две важные страны ближневосточного региона, война между которыми неминуемо вовлечёт и другие страны. Соответственно, расширится зона боевых действий, и возрастёт темп эскалации. Обе страны обладают довольно значительным потенциалом средств ведения войны, а Иран, к тому же, и опытом масштабных боевых действий, имевших место во время ирако-иранской войны. Чудовищные жертвы и колоссальные разрушения в таких условиях неизбежны.

Правда, Саудовская Аравия, вовлечённая в гражданскую войну в Йемене, по-видимому, убеждена, что запасы американского оружия дают ей значительные преимущества. Официальный представитель министерства обороны Саудовской Аравии полковник Турки Аль-Малики заявил, что вооружённые силы его страны успешно отразили атаку 232 ракет и 258 дронов. Даже учитывая, что это заявление сделано, так сказать, "для внутреннего пользования", оно не может не вызывать улыбки. Чтобы отразить нападение 490 низколетящих объектов, для ПВО страны, с учётом её территории и радиуса действия американских ракет "Пэтриот", таких ракет требуется по крайней мере 800, в то время как, по оценкам западных специалистов, их в наличии не более 520. Если только, конечно, саудовские ПВО не изобрели способ сбивать две ракеты противника одной американской ракетой…

Полковник также сделал заявление, что ни одна страна в мире не становилась объектом нападения такого масштаба, но ВС Саудовской Аравии вполне способны защитить королевство. Это тоже сомнительное заявление. Вспомним, как в стране, армия которой самая большая в мире и оснащена современнейшим оружием, рухнули башни-близнецы в Нью-Йорке. Вспомним, какие потери понесли американские войска во Вьетнаме, обрушив на маленькую страну всю свою мощь — от ковровых бомбардировок до напалма. Защитить от страшных людских потерь и потерь в экономике может, в первую очередь, миролюбивая политика и невмешательство в конфликты в других странах. Саудовская Аравия сама вызвала на себя огонь, начав бомбить города и сёла Йемена. А страна, которая способна безжалостно бомбить жилые кварталы, не может не вызвать к себе ненависти. Атаки дронов — это уже последующий результат.

Ближний Восток вновь стоит на пороге братоубийственной войны, для недопущения которой нужны действенные средства. Запад, в соответствии со своими принципами глобального доминирования, прислушиваться к голосу разума не желает, он продолжает политику "слона в посудной лавке". Конфронтация на Ближнем Востоке способна вылиться в большую войну с участием ряда государств и с огромными жертвами, а затем перерасти в ядерную и химическую.

В этих условиях вновь прозвучал голос Москвы, призывающей к сдержанности и к усилиям по снижению напряжённости в регионе. Что же касается пути к ликвидации межконфессиональных конфликтов, в статье Сергея Лаврова, приведённой выше, содержится призыв ко всем миролюбивым силам:

"Сегодня особо востребовано противодействие нетерпимости на религиозной и национальной почве. Призываем всех к сотрудничеству в подготовке к проведению в нашей стране под эгидой Межпарламентского союза и ООН в мае 2022 года Всемирной конференции по межрелигиозному и межэтническому диалогу. ОБСЕ, которая сформулировала принципиальную позицию осуждения антисемитизма, должна столь же решительно вступить в борьбу с христианофобией и исламофобией".

1.0x