пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Сегодня 20 мая 2025
Авторский блог Андрей Аганин 13:44 24 октября 2017

Деволюция как элемент проекта «Мировая глобализация»

Лидер и Федеральный секретарь партии Северная лига за независимость Падании, а также претендент на должность Председателя Совета Министров Итальянской Республики миланский ломбардиец Маттео Сальвини на Площади Чезаре Баттисти в 2015 году в городе Тренто (область с особым статусом Трентино - Альто-Адидже Зюдтироль)

1. Референдумы об автономии прошли в воскресенье 22 октября 2017 года в Ломбардии и Венеции, двух областях Италии, которые являются локомотивами национальной экономики. В истории Итальянской республики подобные консультации с населением регионов проводятся впервые. Оба референдума являются консультативными и формально не повлекут обязательных правовых последствий. Но обе эти области являются пионерами итальянского регионализма, а также возглавляют процесс сецессии Падании от Италии, в котором с ними участвуют ещё шесть итальянских областей и три итальянские области с особым статусом.

В соответствии со статьей 116 Конституции Италии пять её областей – Сицилия, Сардиния и приграничные северные Трентино – Альто-Адидже/Зюдтироль, Фриули – Венеция-Джулия и Валле-д’Аоста – имеют «особые формы и условия автономии согласно специальным статутам, одобренным конституционными законами». Именно на этот особый статус, предоставляющий, прежде всего, большую самостоятельность при использовании региональных финансов, и претендуют сейчас области Ломбардия и Венеция. Примечательно, что обе эти области входят в четвёрку основных итальянских областей, которые переводят в госбюджет Италии больше финансовых средств, чем получают потом из центра в виде субвенций, что до боли напоминает ситуацию в Автономной области Каталония в Испании.

Несмотря на очевидную схожесть и общие цели, вопросы, вынесенные на голосование в двух регионах, звучали по-разному.

В области Венеция избирателю просто предлагается ответить, хочет ли он, чтобы региону «были приданы формы и особенные условия автономии». То есть организаторы сознательно используют строгую конституционную формулировку из статьи 116. В соседней области Ломбардия вопрос выглядит более развёрнуто: «Хотите ли вы, чтобы область Ломбардия с учётом её особенностей в рамках национального единства, предприняла инициативы, необходимые для того, чтобы запросить у государства особые условия для автономии в соответствии с имеющимися ресурсами в соответствии со статьёй 116, пункт 3 конституции Италии».

По предварительным сведениям, за расширение автономии проголосовали более 95 процентов жителей Ломбардии. Там явка превысила 40 процентов. А в Венеции на референдум пришли 57 процентов граждан. Сообщалось, что инициативу поддержали свыше 98 процентов избирателей.

По мнению экспертов, это голосование носит консультативный характер, однако его итоги будут иметь существенный вес при переговорах о образовании автономий в Ломбардии и Венето.

Какими бы ни были итоги голосования, явка избирателей и последующие шаги авторов инициативы, референдумы в Ломбардии и Венеции следует рассматривать в контексте уже активно идущей избирательной кампании, ведь парламентские выборы в Италии должны состояться в первой половине 2018 года. Оба референдума, несомненно, окажут влияние на расклад политических сил по всей Италии, учитывая хотя бы тот факт, что сама подготовка к ним повысила популярность у итальянцев партии «Северная лига за независимость Падании» и её союзников по правоцентристской оппозиции.

Координатор национального секретариата партии Северная лига за независимость Падании бергамский ломбардиец Роберто Кальдероли

2. Вспомним, что крупнейшие итальянские отделенцы (сецессионеры) Умберто Босси (Министр реформ и деволюции Италии с 11 июня 2001 года по 19 июля 2004 года и Министр федеральных реформ Италии с 8 мая 2008 года по 16 ноября 2011 года) и Роберто Кальдероли (Министр институциональных реформ и деволюции Италии с 20 июля 2004 года по 18 февраля 2006 года и Министр упрощения нормативной базы Италии с 8 мая 2008 года по 16 ноября 2011 года) в разные периоды занимались в Совете Министров Итальянской Республики (Consiglio dei ministri della Repubblica Italiana) вопросами деволюции.

Термин «деволюция» происходит от латинского слова devolutio, означающего «свёртывание», «передача полномочий». В конституционно-правовой практике ряда государств деволюция является уставной передачей (делегированием) центральными органами государственной власти суверенного государства части своих полномочий для управления органам публичной власти на различных более низких уровнях, например, на региональном или местном уровне. Деволюция является формой административной децентрализации, когда органы публичной власти децентрализованных единиц административно-территориального деления имеют право принимать законы, действие которых распространяется на всю относящуюся к их ведению территорию.

Деволюция отличается от федерализма тем, что переданные полномочия органам публичной власти на различных более низких уровнях могут быть временными и обратимыми, в конечном счёте, центральными органами государственной власти суверенного государства, а также не ведут к «разделению суверенитета». Таким образом, государство по-прежнему остаётся де-юре унитарным, так как закон о передаче полномочий (образовании автономных парламентов или собраний) может быть отменён или изменён центральными органами государственной власти суверенного государства, так же как и любой другой закон. При федеративной устройстве, напротив, органы государственной власти субъектов федерации гарантированы конституцией, поэтому их полномочия не могут быть отменены центральными органами государственной власти суверенного государства в одностороннем порядке (т. е. без согласия органов государственной власти субъектов федерации на передачу полномочий, предоставленных в результате процесса конституционного изменения, центральным органам государственной власти суверенного государства). Поэтому органы публичной власти единиц административно-территориального деления имеют более низкую степень защиты в условиях деволюции, чем в условиях федерализма.

В отличие от децентрализации, деволюция подразумевает более существенное изменение территориальной системы управления: передачу не только исполнительных, но и некоторых законодательных полномочий, при установлении гарантий сохранения переданных. Наиболее распространена эта практика в современной Европе (Соединённое Королевство, Испания, Франция).

Деволюция является предтечей процессов регионализации, автономизации, федерализации, постепенного отделения и провозглашения независимости и суверенитета. Разграничивают деволюцию, как передачу тех полномочий, которые ранее исполняли центральные государственные органы суверенного государства (государственный парламент или министерства государства), и регионализацию, где увеличивается объём полномочий в административной сфере с целью рационализации и модернизации управления для повышения экономической конкурентоспособности на мировых рынках.

3. С конца 1990-х годов Соединённое Королевство стало региональным государством (государством-автономией), где отдельные регионы получили полномочия в различных объёмах на внутреннее самоуправление, включая издание законов в пределах компетенции, но эта автономия может быть приостановлена на неопределённый период времени из-за чрезвычайных ситуаций.

В Соединённом Королевстве разделённое управление было образовано после простых референдумов большинства в Уэльсе и Шотландии в сентябре 1997 года и в Лондоне в мае 1998 года. В период с 1998 по 1999 год парламент Шотландии, Национальная ассамблея Уэльса, Ассамблея Северной Ирландии и Лондонская ассамблея были образованы на основании закона. Кампания за Английский парламент, которая поддерживает английскую деволюцию (т.е. образование отдельного Английского парламента или собрания), была сформирована в 1998 году.

Объём и перечень полномочий определялся для каждого региона индивидуально путём:

референдума;

принятием частного закона Парламентом Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland).

Так автономный статус реформой 1998 года предоставлен в виде политической автономии Шотландии (Шотландский парламент получил право изменять ставки налогов и принимать внутренние законы по вопросам внутренней политики), Северной Ирландии (получила некоторую законодательную власть, но не право изменять налоги); в виде права издания региональным представительным органом подзаконных актов (постановлений) во исполнение актов Парламента Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии – Уэльсу. При этом Англия осталась регионом, лишённым автономии, так как его интересы защищаются большинством представителей в Парламенте Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Состоялся 18 сентября 2014 года в Шотландии состоялся референдум, в котором граждан спрашивали, должна ли Шотландия быть независимым государством. Люди, живущие в Шотландии, отказались от этого предложения примерно в следующем соотношении: 55 процентов («против») – 45 процентов («за»). Руководители трёх крупнейших британских политических партий пообещали 16 сентября 2014 года новую деволюцию населению в Шотландии в случае голосования «нет», пообещав обеспечить «более быстрые, безопасные и лучшие изменения», и в результате этого голосования и обещаний, сделанных во время кампании по проведению референдума, премьер-министр Соединённого Королевства Дэвид Кэмерон объявил о планах передать дополнительные полномочия шотландскому правительству, характер которого будет определяться Комиссией Смита. Затем эти полномочия были переданы в Шотландском законе 2016 года. По итогам референдума о членстве Соединённого Королевства в Европейском Союзе 23 июня 2016 года, были выдвинуты призывы к дальнейшей передаче таких полномочий, включая дифференцированное членство в Европейском едином рынке для переданных районов Соединённого Королевства.

4. В Испании деволюция началась в 1979 году, когда 17 групп провинций получили права автономного сообщества путём основания выборных законодательных собраний, обладающих широкими полномочиями в сфере региональной и местной политики.

Конституция Испании 1978 года предоставила автономию национальностям и регионам, которые входят в состав Королевства Испания.

В соответствии с «системой автономий» (Estado de las Autonomías), Испания была процитирована как «замечательная по степени полномочий, мирно переданных за последние 30 лет» и «чрезвычайно децентрализованной государством», при этом осуществляемые центральным правительством Испании расходы составляют лишь 18 % от всех государственных и муниципальных расходов в Испании; региональных правительств – 38 %, местных советов – 13 %, а система социального обеспечения – остальные.

В 2010 году Конституционный суд Испании постановил, что не могут быть проведены необязательные референдумы, но затем несколько муниципалитетов провели такие референдумы.

12 декабря 2013 года женералитат Каталонии объявил о проведении референдума по вопросу о самоопределении. Центральное правительство Испании считает, что обязательный референдум является неконституционным и не может быть проведён.

5. Во Франции деволюцией правительство пыталось решить проблему региональных меньшинств (например, в Бретани и Аквитании), угрожавшую перерасти в этнический национализм. В 1972 году образованы 22 законодательных органа для координации местной экономической политики, но из-за нехватки полномочий и поддержки общественности в 1982 году преобразованы в региональные правительства с полном набором прав, возглавляемые советом, избираемым прямым голосованием.

В конце 1980-х годов французское правительство предприняло процесс децентрализации. Первоначально регионы были образованы и были выбраны региональные собрания. Вместе с советами департаментов эти органы несут ответственность за расходы на инфраструктуру и техническое обслуживание (школы и автострады), и определённые социальные расходы. Они собирают доходы за счёт налогов на имущество и других налогов. Кроме того, значительная часть расходов обеспечивается прямыми трансфертами (грантами) для таких органов.

Есть также группы, призывающие к деволюции или полной независимости для Окситании, Эльзаса и Бретани.

6. Австралия является федерацией. Она имеет шесть штатов и две территории с меньшим населением, чем штаты.

Австралийская столичная территория отказалась от самоуправления на референдуме 1978 года, но с 1979 года было дано ограниченное самоуправление Палатой собрания Австралийской столичной территории, а в 1988 году было образовано Законодательное собрание с более широкими полномочиями.

Северная территория Австралии отказалась от государственности на референдуме 1998 года. Отказ был неожиданностью для правительств Австралии и Северной территории.

Территориальное законодательство может быть запрещено Парламентом Содружества в Канберре, одним из ярких примеров которого является недолгое добровольное законодательство об эвтаназии.

7. Хотя Канада является федеральным государством, значительная часть её суши на севере находится под юрисдикцией федерального правительства. Это имеет место с 1870 года. В 1870 году Порядок о Земле Руперта и Северо-Западной территории осуществил допуск Земли Руперта и Северо-Западной территории в Канаду, в соответствии со статьей 146 Закона о Конституции 1867 года (The Constitution Act, 1867) и Закона о Земле Руперта 1868 года (The Rupert’s Land Act, 1868). Закон о Манитобе 1870 года (The Manitoba Act, 1870), который образовал Манитобу из территории Земли Руперта, также обозначил оставшиеся территории Северо-Западных территорий (СЗТ), над которыми парламент должен был обладать полной законодательной властью в соответствии с Законом о Конституции 1871 года (The Constitution Act, 1871).

С 1970-х годов федеральное правительство передало свои полномочия на принятие решений северным правительствам. Это означает усиление местного контроля и подотчётности северян для принятия решений, имеющих решающее значение для будущего территорий. Юкон был вырезан из Северо-Западных территорий в 1898 году, но оставался федеральной территорией. Впоследствии, в 1905 году, провинции Альберта и Саскачеван были образованы из Северо-Западных территорий. Другие части Земли Руперта были добавлены к провинциям Онтарио и Квебек, простирающие провинции на север от их прежней узкой полосы вокруг Сент-Лоренса и нижних Великих озёр. Округ Унгава был региональным административным округом канадских Северо-Западных территорий с 1895 года по 1912 год. Континентальные площади указанного округа были переданы Парламентом Канады с принятием Закона о расширении границы Квебека 1898 года (the Quebec Boundary Extension Act, 1898) и Закона о расширении границ Квебека 1912 года (the Quebec Boundaries Extension Act, 1912). Статус внутренней части Лабрадора, который считался частью Унгавы, был разрешён в 1927 году Британским судебным комитетом Тайного совета, который постановил в пользу Ньюфаундленда.

В 1999 году федеральное правительство образовало Нунавут в соответствии с соглашением о земельных требованиях, заключённым с инуитами, коренным народом канадской Восточной Арктики. Прибрежные острова на западе и севере Квебека оставались в Северо-Западных территориях до образования Нунавута в 1999 году.

С того времени федеральное правительство медленно передало законодательную юрисдикцию этим территориям. Предоставление территориям стать более самодостаточным и процветающим и играть более активную роль в канадской федерации считается ключевым компонентом развития на канадском Севере. Среди этих трёх территорий, деволюция в Юконе наиболее развита.

7.1. Северо-Западные территории (СЗТ) управлялись Оттавой с 1870 года по 1970-е годы, за исключением краткого периода с 1898 года по 1905 год, когда они управлялись выборным собранием. Комиссия Кэрротерса (Консультативная комиссия по развитию правительства на Северо-Западных территориях) была создана в апреле 1963 года правительством Лестера Б. Пирсона для изучения развития правительства в СЗТ. Она проводила обзоры СЗТ в 1965 и 1966 годах и сообщила в 1966 году. Основные рекомендации включали, что местонахождение правительства территорий должно быть расположено на территориях. В результате Йеллоунайф был выбран в качестве территориальной столицы. Была рекомендована и проведена передача многих обязанностей от федерального правительства на территории. Она включала ответственность за образование, малый бизнес, общественные работы, социальные услуги и местное самоуправление. Со времени представления доклада правительство Северо-Западных территорий взяло на себя ответственность за ряд других программ и услуг, включая предоставление медицинских услуг, социальных услуг, образования, администрирования аэропортов и управления лесным хозяйством. Законодательная юрисдикция территориального законодательного органа изложена в разделе 16 Закона о Северо-Западных территориях (The Northwest Territories Act).

Теперь правительство Канады ведёт переговоры о передаче полномочий провинциального типа Департаменту по делам аборигенов и Северному развитию в СЗТ. К ним относятся законодательные полномочия, программы и обязанности в отношении земель и ресурсов, связанных с Программой Департамента Северных дел (ПДСД) в отношении:

полномочий по разработке, сохранению, управлению и регулированию поверхностных и подземных природных ресурсов в СЗТ для горнодобывающей и минеральной (включая нефть и газ) промышленности, управления водными ресурсами, управления земельными ресурсами и рационального использования окружающей среды;

полномочия по контролю и управлению общественными землями с правом использования, продажи или иного распоряжения такими землями;

и полномочия взимать и собирать ресурсные роялти и другие доходы от природных ресурсов.

Правительство Северо-Западных территорий, Саммит коренных народов и правительство Канады назначили главного переговорщика для работы по деволюции (передаче полномочий). Рамочное соглашение было заключено в 2004 году. Целевой датой завершения переговоров о деволюции (передаче полномочий) для СЗТ был март 2007 года. Однако, камни преткновения, связанные с переводом нынешних федеральных служащих в территориальное правительство, и нерешённый вопрос о том, сколько денег Северо-Западные территории получат за свои ресурсы, задерживает заключение соглашения о передаче электроэнергии для СЗТ.

7.2. В 1966 году федеральное правительство образовало Комиссию Кэрротерса для того, чтобы рассмотреть вопрос об управлении на севере. После обширных исследований и консультаций, Комиссия пришла к выводу, что подразделение СЗТ было, вероятно, одновременно полезно и неизбежно. Был признание того, что северяне хотели управлять своими делами, и должна быть предоставлена ​​возможность сделать это. В то же время, однако, она отметила, что правительственная реформа была необходима, прежде чем это могло произойти. Она рекомендовала образовать новую систему представительной власти. В результате, в конце 1960-х и в 1970-х годах, федеральное правительство постепенно образовало избирательные округа и перевело много запущенных федеральных программ в органы территориального управления. Северяне брали на себя больше и больше ответственности за ход изо дня в день их собственных дел. В 1982 году был проведён плебисцит в СЗТ, на котором был задан вопрос: «Как вы думаете, СЗТ должны быть разделены?». 53 % избирателей приняли участие в плебисците, а 56,4 % из них проголосовали «да». Явка и поддержка разделения была особенно сильна в Восточной Арктике. Население инуитов восточной части территории становится всё более восприимчивым к идее самоуправления. Это рассматривалось как наилучший способ защиты и продвижения своих культур и традиций и удовлетворения уникального регионального беспокойства.

Как Законодательная ассамблея СЗТ, так и федеральное правительство приняли идею разделения территории. Идея рассматривалась как важный шаг к тому, чтобы позволить инуитам и другим жителям Восточной Арктики взять на себя ответственность за свою судьбу. Однако были некоторые оговорки. Прежде чем принять меры, необходимо рассмотреть некоторые практические соображения. Прежде всего, должны были быть урегулированы выдающиеся земельные претензии. Во-вторых, все стороны должны были договориться о новой границе. Наконец, все стороны должны были договориться о разделении полномочий между территориальными, региональными и местными уровнями власти. Различные правительства и аборигенные группы работали вместе, чтобы реализовать эти цели. Соглашение о претензиях на землю Нунавут (the Nunavut Land Claims Agreement, NLCA) было ратифицировано инуитами в ноябре 1992 года, подписано премьер-министром Канады 25 мая 1993 года и принято парламентом Канады в июне того же года. Это было крупнейшее урегулирование претензий на аборигенную землю в истории Канады. Оно дало титул инуитов более 350 000 квадратным километрам земли. Оно также предоставило столице инуитов от федерального правительства более 1,1 млрд. долл. США в течение следующих 14 лет. Эти деньги будут находиться в доверительном управлении с интересом к использованию в различных проектах, включая финансирование региональных предприятий и стипендии для студентов. Инуиты также получили долю ресурсного роялти, права на охоту и большую роль в управлении землёй и защите окружающей среды. Соглашение о земельных претензиях также поручило правительству Канады рекомендовать парламента законодательно образовать новую территорию в восточной части Северо-Западных территорий.

В то время как переговоры по урегулированию земельных претензий продолжались, также велась работа по определению потенциальных юрисдикционных границ для новой восточной территории. Предложение было представлено всем избирателям СЗТ в мае 1992 года на плебисците. 54 % из принявших участие в голосовании поддержали предложенную границу. Правительство Северо-Западных территорий, «Федерация Тунгавик Нунавута» (the Tungavik Federation of Nunavut), организация претензий инуитов, и федеральное правительство официально приняли границу для разделения в Нунавутском политическом соглашении. Последняя часть уравнения заняла своё место 10 июня 1993 года, когда Закон о Нунавуте (The Nunavut Act) получил Королевское согласие. Он официально установил территорию Нунавута и обеспечил правовую основу для его правительства. Это было зафиксировано 1 апреля 1999 года как день, когда новая территория возникла.

Правительство Нунавута в настоящее время ведёт переговоры с правительством Канады по соглашению о передаче. «Нунавут Туннгавик Инкорпорейтид» (Nunavut Tunngavik Incorporated, NTI), организация инуитов, проживающих в канадской территории Нунавут, также является участником переговоров, чтобы обеспечить представление интересов инуитов.

Деволюция над природными ресурсами правительству Нунавута продвинулась вперёд с назначением представителя на уровне министров по вопросам деволюции (передачи полномочий) Нунавут. Представитель провёл встречи с заинтересованными сторонами, в том числе с советами, созданными в соответствии с Соглашением о претензиях на землю Нунавут, территориальными и федеральными правительственными департаментами, с тем чтобы определить, произойдёт ли передача полномочий и если да, то будущий мандат на деволюцию (передачу полномочий). Правительство Нунавута и «Нунавут Туннгавик Инкорпорейтид» назначили переговорщиков.

7.3. В 1896 году золото было обнаружено в раннем золотом пике Юкона, в результате которого население Юкона стало быстро расти. Действительно, к 1898 году Доусон вырос в крупнейший канадский город к западу от Виннипега с населением 40 000 человек. В ответ правительство Канады официально основало Территорию Юкон в 1898 году. Северо-Западная конная полиция (North-West Mounted Police, NWMP) была направлена для обеспечения канадской юрисдикции, а Закон о Юконе (The Yukon Act) предусматривал назначение уполномоченного для управления территорией. Устав 1898 года (The 1898 statute) предоставил Уполномоченному в Совете «те же полномочия, что и таинства ..., которыми обладают Лейтенант-губернатор Северо-Западных территорий, действуя по рекомендации и с согласия Законодательного собрания». В 1908 году, поправки к Закону о Юконе превратили Совет в выборный орган.

Со временем территориальное правительство выполняло расширенные функции. Соответствующие разработки включают следующее.

К середине 1960-х годов школы, общественные работы, благосостояние и различные другие вопросы местного характера попали под административное управление.

Усиление авторитета выборных членов Совета в течение последующего периода способствовало значительным изменениям в роли Уполномоченного по Юкону. В 1979 году поручения от министра по делам индейцев и развитию Севера (Министр) обратились к Комиссару с просьбой разрешить выборным членам и Исполнительному Совету принимать важные политические решения, указав, что его/её действия, как правило, должны основываться на рекомендациях и предприниматься с согласия (одобрения) выборного Исполнительного Совета.

Как и в Северо-Западных территориях, федеральные обязанности были переданы правительству Юкона в 1980-х годах. В 1988 году Министр и Руководитель правительства Юкона подписали Меморандум о взаимопонимании (A memorandum of understanding, MoU), обязывающий стороны сгладить прогресс в деле деволюции (передачи) оставшихся провинциальных обязанностей правительству Юкона. Обязанности, переданные с тех пор, включают рыболовство, безопасность шахт, внутритерриториальные дороги, больницы и общественное здравоохранение, нефть и газ, а в последнее время и природные ресурсы.

Обсуждение вопроса о передаче полномочий по управлению землёй и ресурсами правительству Юкона началось в 1996 году, после чего в январе 1997 года правительство Юкона получило официальное федеральное предложение о деволюции (передаче полномочий) по управлению землёй и ресурсами. В сентябре 1998 года было подписано Соглашение о протоколе деволюции (передачи прав) (A Devolution Protocol Accord) на руководство переговорами о деволюции (передаче полномочий). 28 августа 2001 года окончательный проект Соглашения о деволюции (передаче прав) (The Devolution Transfer Agreement) был завершён для рассмотрения. Соглашение о деволюции (передаче полномочий) Юкону (The Yukon Devolution transfer Agreement) было заключено 29 октября 2001 года с правительством Юкона, что позволило 1 апреля 2003 года передать оставшиеся провинциальные обязанности по управлению земельными, водными и природными ресурсами правительству Юкона.

8. Все штаты Мексики полностью автономны и составляют федерацию.

8.1. Федеральный округ, первоначально интегрированный городом Мехико и другими муниципалитетами, был создан в 1824 году как столица федерации. Таким образом, это регулировалось непосредственно центральным или федеральным правительством, а президент Мексики назначил своего губернатора или исполнительного регента. Несмотря на то, что муниципалитеты в федеральном округе были автономными, их полномочия были ограничены. В 1928 году эти муниципалитеты были упразднены и преобразованы в неавтономные делегации каждой из единиц административно-территориального деления более крупного муниципалитета (delegaciones) или районы и «Центральный департамент», впоследствии переименованный в Мехико (Ciudad de México). В 1970 году этот департамент был разделён на четыре новые делегации (delegaciones), а Мехико был конституционно определён как синоним и соседствующий со всем федеральным округом (Таким образом, районы федерального округа являются районами Мехико (Ciudad de México)).

В 1980-х годах жители федерального округа, являясь наиболее населённым федеральным образованием в Мексике, стали требовать самоуправления; деволюция (передача полномочий) автономии для того, чтобы непосредственно избирать их главу правительства и образовать Законодательное собрание. В 1987 году Конституционным указом была создана Ассамблея представителей, члены которой избирались всенародным голосованием. Деволюция (передача полномочий) исполнительной власти не была предоставлена до 1997 года, когда первый глава правительства был избран всенародным голосованием. Наконец, в 2000 году власть была передана делегациям (delegaciones), хотя и ограничена: теперь граждане могут выбирать своих «глав правительства города» (jefes delegacionales, делегатов по-испански), но делегации (delegaciones) не имеют регулирующих полномочий и не состоят в совете попечителей, как и муниципалитеты штатов федерации.

Автономность, или самоуправление, федерального округа была предоставлено федеральным правительством, которое в принципе имеет право его отменить. Президент Мексики по-прежнему имеет последнее слово в некоторых решениях (например, он должен утверждать некоторые должности), а Генеральный Конгресс Мексиканских Соединенных Штатов (Congreso General de los Estados Unidos Mexicanos) рассматривает бюджет федерального округа и устанавливает лимит на свой долг.

Некоторые левые группы и политические партии с 1980-х годов выступают за полную деволюцию (передачу полномочий) путём преобразования федерального округа в тридцать второй штат Федерации (с предлагаемым названием «Штат долин Мехико», которое следует отличать от штата Мехико (официальное название – Свободный и Суверенный Штат Мехико (Estado Libre y Soberano de México) – штат в центральной части Мексики). Другое предлагаемое название – штат Анауак «Estado de Anáhuac»).

8.2. В недавней поправке к Конституции Мексики население государство было определено как «поликультурная нация», основанная на «коренных народах». Им предоставляется «свобода выбора», чтобы выбрать социальную, экономическую, культурную и политическую организацию, для которой они должны избирать представителей демократически, каким бы то ни было образом, традиционно или иным образом, если у женщин одинаковые возможности участвовать в их социальной и политической жизни. Однако на их территориях нет установленных пределов, и они всё ещё находятся под юрисдикцией муниципалитетов и штатов, в которых они проживают; коренные народы могут избирать представителей перед муниципальными советами. На практике им разрешено иметь автономную форму самоуправления, но они по-прежнему подчиняются правам и обязанностям, установленным федеральной конституцией и конституцией штатов, в которых они проживают.

9. В США только федеральное правительство и правительства штатов являются суверенными. Правовые отношения с индийскими племенами и их правительственными структурами являются юрисдикцией федерального правительства. Территории находятся под прямой юрисдикцией Конгресса. Территориальные правительства, таким образом, передаются актами Конгресса. Единицы административно-территориального деления штата, такие как округ или муниципалитет, являются типом переданного правительства и определяются отдельными конституциями штатов и законами.

9.1. Округ Колумбия в США прекрасно демонстрирует иллюстрацию переданного управления. Округ отделён от любого штата и имеет своё выборное правительство; во многих отношениях, на ежедневной основе, он действует как другой штат, с его собственными законами, судебной системой, Департаментом автомобильных транспортных средств, государственным университетом и т.д. Тем не менее, правительства 50 штатов зарезервировали широкий спектр полномочий в Конституции США, и большинство их законов не может быть аннулировано никаким актом федерального правительства США. Округ Колумбия, напротив, конституционно находится под единоличным контролем Конгресса США, который образовал нынешнее окружное правительство по статуту. Любой закон, принятый окружным законодательным органом, может быть аннулирован действиями Конгресса США, и действительно, правительство Округа Колумбия может быть существенно изменено или полностью исключено простым большинством голосов (по крайней мере теоретически, но из-за филибастера в Сенате США – расширяющейся или обструктивной тактике, используемой в Сенате США для предотвращения вынесения меры на голосование, возможно, не на практике ) в Конгрессе США.

10. В настоящее время требования о деволюции охватила многие регионы самых разлиных государств мира. Ниже предлагается Список унитарных государств с деволюцией.

11. Список унитарных государств с деволюцией.

Название государства

Год принятия акта о деволюции

Тип государственного устройства

Название единиц административно-территориального деления

Единицы административно-территориального деления высшего уровня

Единицы административно-территориального деления высшего уровня с особым статусом

Азербайджан

1995

Президентское государство с правящей партией

Районы и города республиканского подчинения

66 районов и 12 городов республиканского подчинения

Нахичеванская Автономная Республика. Однако на территории районов, входивших ранее в Нагорно-Карабахскую Республику, и части территорий Агдамского, Геранбойского, Джебраильского, Кашатагского, Кельбаджарского, Кубатлинского, Физулинского районов провозглашена Республика Арцах, являющаяся де-факто самостоятельным непризнанным государством

Боливия

2009

Конституционная республика

Департаменты

9 департаментов

Греция

1975

Республика

Децентрализованные администрации

7 децентрализованных администраций

Автономное монашеское государство Святой Горы Афон имеет особый статус и собственный визовый режим

Грузия

1991

Республика

Края, приравненный к краю муниципалитет (город государственного значения – столица), автономные республики

Де-юре включает 9 краёв, 1 приравненный к краю муниципалитет (город государственного значения – столица), 2 автономные республики

Аджарская Автономная Республика.

Территория Абхазской Автономной Республики, и части территорий краёв Шида-Картли, Мцхета-Мтианети, Имеретия, Рача-Лечхуми и Нижняя Сванетия контролируются де-факто самостоятельными частично признанными государствами Республика Абхазия и Республика Южная Осетия соответственно

Дания

1849

Конституционная монархия

Области, автономная территория, автономный регион

5 областей,

1 автономная территория,

1 автономный регион

Автономная территория Гренландия и автономный регион Фарерские острова имеют автономный статус и право самоуправления

Индонезия

1950

Республика

Провинции, особые единицы административно-территориального деления, приравниваемые по статусу к провинции (Особый столичный округ и Особый округ)

32 провинции, три из которых (Ачех, Папуа и Западное Папуа) имеют особый статус, и две особые единицы административно-территориального деления, приравниваемые по статусу к провинции, –

Особый столичный округ Джакарта и Особый округ Джокьякарта

Провинции Ачех, Папуа и Западное Папуа, Особый столичный округ Джакарта и Особый округ Джокъякарта

Испания

1978

Конституционная монархия

Автономные сообщества, автономные города, суверенные территории

17 автономных сообществ (из которых 2 являются Сообществами уставного режима), 2 автономных города в Африке, суверенные территории

2 автономных города (Сеута и Мелилья) в континентальной Северной Африке на южном побережье Средиземного моря, на границе с Марокко; Суверенные территории (Острова Алусемас, Острова Чафаринас, Остров Перехиль, Остров Альборан) –

испанские территории в континентальной Северной Африке на южном побережье Средиземного моря, на границе с Марокко

Италия

1946

Республика

Области, области с особым статусом

15 областей,

5 областей с особым статусом

Области с особым статусом Фриули – Венеция-Джулия, Трентино – Альто-Адидже/Зюдтироль, Валле-д’Аоста, Сардиния, Сицилия.

В автономных областях есть свои представительные органы – областные советы и исполнительные органы –

джунты, области и автономные провинции могут принимать областные и провинциальные законы по тем вопросам, которые прописаны в Конституции

Кения

1964

Президентская республика

Округа

47 округов

КНР

1949

Народная республика

Провинции, автономные районов, муниципальные образования верхнего уровня, соответствующие городам центрального подчинения, специальные административные районы

22 провинции (КНР считает Тайвань своей 23-ей провинцией), 5 автономных районов, где проживают национальные меньшинства КНР; 4 муниципальных образования верхнего уровня, соответствующих городам центрального подчинения, и 2 специальных административных района

Провинция Тайвань,

2 специальных административных района Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао)

Колумбия

1991

Республика

Департаменты, столичный округ

32 департамента, 1 столичный округ

Столичный округ Санта-Фе-де-Богота имеет ту же автономию и привилегии, что и колумбийские департаменты

Молдавия

1991

Республика

Районы, муниципии (города с особым статусом), автономное территориальное образование и единицы административно-территориального деления левобережной Днестра

32 района, 5 муниципий (городов с особым статусом), 1 автономное территориальное образование (Гагаузия) и единицы административно-территориального деления левобережного Днестра

Автономное территориальное образование (Гагаузия) и единицы административно-территориального деления левобережного Днестра (Приднестровская Молдавская Республика – де-факто независимое государство)

Нидерланды

1954

Конституционная монархия

Провинции, особые общины в Карибском море

12 провинций, 3 особые общины в Карибском море (Бонайре, Саба и Синт-Эстатиус)

3 самоуправляемых государственных образования со значительной автономией (субъекты Королевства) в Карибском море (Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен)

Никарагуа

1986

Республика

Департаменты, автономные регионы

15 департаментов, 2 автономных региона

2 автономных региона Атлантико-Норте и Атлантико-Сур

Новая Зеландия

1986

Область Содружества

Районы.

Другое деление:

1. Новая Зеландия.

2. Острова Токелау.

3. Антарктическая территория Росса.

4. Свободно ассоциированное государство Острова Кука.

5. Свободно ассоциированное государство Остров Ниуэ

17 районов

Владеет 9 островными группами, которые находятся в субтропических и субантарктических зонах, 7 из которых не входят ни в районы, ни в округа любой единицы административно-территориального деления (они находятся в непосредственном управлении специального органа – Площадь вне территориального управления

(Area Outside Territorial Authority). Остров Чатем имеет статус специальной единицы административно-территориального деления, а Острова Соландер входят в район Саутленд. Также включает Острова Токелау, антарктическую территорию Росса и свободно ассоциированные государства Острова Кука и Остров Ниуэ

Папуа –

Новая Гвинея

1975

Область Содружества

Регионы, состоящие из интегрированных провинций, автономной провинции и национального столичного округа

4 региона, состоящие из 20 интегрированных провинций, автономной провинции Северный Соломон (Бугенвиль) и Национального столичного округа

Автономная провинция Северный Соломон (Бугенвиль) и Национальный столичный округ

Перу

1993

Республика

Регионы (состоящие из провинций), столичная провинция

25 регионов (состоящих из провинций), 1 столичная провинция

Особенность провинции Лима-Метрополитана в том, что она не принадлежит к числу всех 25 регионов

Португалия

1976

Республика

Округа, пока не учреждённые, но объявленные области (межмуниципальные сообщества и городские агломерации), автономные области

18 округов, пока не учреждённые, но объявленные области (межмуниципальные сообщества и городские агломерации), 2 автономные области

2 островные территории (Азорские острова и Острова Мадейра) имеют статус автономных областей (Асориш и Мадейра соответственно)

Республика Корея

1948

Республика

Город особого статуса (тхыкпёльси), города-метрополии (кванъёкси), город с особой автономией (тхыкпёль-чачхиси) со статусом приравненным к провинциям, провинции (то), провинция с особой автономией (тхыкпёль-чачхидо)

1 город особого статуса (тхыкпёльси), 6 городов-метрополий (кванъёкси), 1 город с особой автономией (тхыкпёль-чачхиси) со статусом приравненным к провинциям, 8 провинций (то), 1 провинция с особой автономией (тхыкпёль-чачхидо)

Город с особой автономией Седжон, провинция с особой автономией Чеджу

Сербия

2006

Республика

Автономные края, округа, столичный округ

2 автономных края –

Воеводина (7 округов) и Косово и Метохия (5 округов), 12 округов, 1 столичный округ

2 автономных края –

Воеводина (7 округов) и Косово и Метохия (5 округов). Территория автономного края Косово и Метохия контролируется де-факто самостоятельным частично признанным государством Республика Косово

Соединённое Королевство

1922

Область Содружества

Страны Соединённого Королевства (внутренние народы). Англия (регионы, метрополитенские графства, неметрополитенские графства, унитарные единицы, Большой Лондон и острова Силли), Уэльс (графства, города, и города-графства), Шотландия (32 округа),Северная Ирландия (6 графств, 11 районов)

4 субъекта государства, из которых 3 субъекта были переданы правительствам. Англия (9 регионов, 6 метрополитенских графств, 28 неметрополитенских графств, 55 унитарных единиц, Большой Лондон и острова Силли), Уэльс (9 графств, 3 города, и 10 городов-графств), Шотландия (32 округа),Северная Ирландия (6 графств, 11 районов)

Коронные территории:

Гернси,Джерси Джерси,Остров Мэн Остров Мэн; заморские территории: Акротири Декелия, Ангилья, Бермудские острова, Британская Территория в Индийском океане, Виргинские острова, Гибралтар, Острова Кайман, Монтсеррат, Питкэрн, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Тёркс и Кайкос, Фолклендские острова, Южная Георгия и Южные сандвичевы острова

Соломоновы острова

1978

Область Содружества

Провинции, столичная территория

9 провинций, 1 столичная территория

Таджикистан

1992

Республика

Области, автономная область, зона прямого центрального управления (город-столица, города республиканского подчинения, районы республиканского подчинения, район республиканского подчинения со статусом города республиканского подчинения)

2 области, 1 автономная область, зона прямого центрального управления (1 город-столица, 4 города республиканского подчинения, 12 районов республиканского подчинения, 1 район республиканского подчинения со статусом города республиканского подчинения)

Горно-Бадахшанская автономная область, город-столица Душанбе обладает статусом области

Танзания

1977

Республика

Области, полуавтономия

25 областей, 5 областей в составе полуавтономии

Народная Республика Занзибар) –

полуавтономия в составе Объединённой Республики Танзания, образованной путём объединения бывших британских колоний Танганьика и Занзибар

Тринидад и Тобаго

1976

Республика

Муниципалитеты, графства, самоуправляемая территория

5 муниципалитетов, 9 графств, 1 самоуправляемая территория Тобаго

Самоуправляемая территория Тобаго состоит из двух регионов (Западный и Восточный), которые делятся на 7 округов (3 округа и 4 округа соответственно)

Узбекистан

1991

Республика

Области, автономная республика и город центрального подчинения

12 областей, 1 автономная республика, 1 город центрального подчинения

Республика Каракалпакстан

Украина

1996

Республика

Области, города республиканского значения, Автономная Республика

24 области, 2 города республиканского значения, 1 Автономная Республика

Город республиканского значения Севастополь и Автономная Республика Крым в 2014 году провозгласили независимость и вступили в состав Российской Федерации в качестве 2 её субъектов: города федерального значения Севастополь и Республики Крым. На Территориях Донецкой и Луганской областей с особым порядком местного самоуправления (также Отдельных районах Донецкой и Луганской областей) в 2014 году провозглашены Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика соответственно, являющиеся де-факто самостоятельными непризнанными государствами

Филиппины

1987

Республика

Провинции, независимые города (объединяемые в регионы, не имеющие собственных органов управления).

Исключение составляют Автономный регион в Мусульманском Минданао, Кордильерский административный регион, а также Национальный столичный регион

80 провинций, 38 независимых городов (административно не подчиняющихся провинциям, 33 из них относятся к категории городов «с высоким уровнем урбанизации» (административно не входящих в провинции, в которых они географически расположены)) (объединяемых в 18 регионов, не имеющие собственных органов управления).

Исключение составляют Автономный регион в Мусульманском Минданао, Кордильерский административный регион и Национальный столичный регион

Исключение составляют Автономный регион в Мусульманском Минданао, Кордильерский административный регион и Национальный столичный регион, имеющие собственные органы управления

Финляндия

1919

Республика

Области, автономная область

19 областей,

1 автономная область

Автономная область Аландские острова

Франция

1958

Республика

Регионы.

Другое деление:

1. Метрополия (разделена на 13 регионов (96 департаментов и Лионскую метрополию)).

2. 5 заморских департамента (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта;

3. 5 заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартельми, Сен-Мартен;

4. 3 территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клиппертон, Французские Южные и Антарктические территории

18 регионов

1 регион –

Корсика имеет специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру

Чешская Республика

1992

Республика

Края, столица

13 краёв,

1 столица

Столица Прага имеет ту же автономию и привилегии, что и чешские края

Чили

1980

Республика

Области

15 областей

Шри-Ланка

1987

Республика

Провинции

9 провинций

ЮАР

1996

Республика

Провинции

9 провинций

Ранее в 1951 – 1994 годах

существовали

так называемые бантустаны – самоуправляемые области, отведённые для проживания определённых народностей, вне которых права чёрного населения были существенно ограничены; 4 из них получили независимость (в связи с этим их жители были лишены гражданства ЮАР), которую, впрочем, не признало ни одно государство, кроме ЮАР. Бопутатсвана (тсвана) –

независимость с 6 декабря 1977 года

Транскей (коса) – независимость с 26 октября 1976 года

Сискей (коса) – независимость с 4 декабря 1981 года

Венда (венда) – независимость с 13 сентября 1979 года

Газанкулу (тсонга)

Кангване (свази)

Квандебеле (ндебеле)

Квазулу (зулу)

Лебова (северные сото)

Кваква (южные сото)

Япония

1947

Конституционная монархия

Префектуры (объединяемые в регионы)

47 префектур (объединённых в 8 регионов):

1 столичная префектура то –

Токио, 1 губернаторство до – Хоккайдо, два города фу, имеющих статус префектур, –

Киото и Осака, 43 префектуры кэн

1.0x