Авторский блог Марина Алексинская 17:06 19 августа 2019

Дело Серебренникова – дело политическое

заключительные заседания суда проходят в тишине… перед бурей

16 августа Мещанский районный суд Москвы обнародовал выводы повторной экспертизы по уголовному делу Серебренникова. Стало известным:

Определить общую сумму всех расходов проекта "Платформа" не представляется возможным в связи с отсутствием в материалах дела документов бухгалтерского учета.

Отсутствует полный перечень мероприятий "Платформы", контент частично восстановлен по воспоминаниям заинтересованных лиц.

Проект "Платформа" - важное социально-эстетическое явление, влияние которого на культурную жизнь России сохраняется до сих пор.

Напомню: Серебренников и Ко обвиняются в хищении 133 млн рублей из 213 млн рублей – государственного транша АНО "Седьмая студия" на проект "Платформа". Повторная экспертиза произведена по запросу суда, авторы её, небезызвестные медийные лица, были предложены суду стороной защиты.

Стоил ли удивляться в таком случае, что выводы повторной экспертизы по делу Серебренникова, в целом, оказались вполне себе прогнозируемыми; эксперт Марина Андрейкина заранее не раз публично определяла свою позицию по этому делу. Отличился, разве что, адвокат Дмитрий Харитонов, заявив:

«Комплексная экспертиза по делу "Седьмой студии" установила, что на проект "Платформа" было потрачено 216 миллионов рублей при стоимости 260 миллионов: режиссер не украл деньги, а сэкономил их для государства».

Что вызвало брожение в умах… Подвигло соотнести проект "Платформа" с другими «среднестатистическими» проектами Серебренникова и экстраполировать их социально-эстетическое влияние на культурную жизнь России.

Возьмем за основу, хотя бы, альфу и омегу творческого пути Серебренникова, спектакли "Голая пионерка" и "Outside"/ "Аутсайд". "Голая пионерка" еще тем примечательна, что с нею «ростовский принц с разбойничьей серьгой в ухе», он же Серебренников - ворвался на столичные подмостки.

Был 2005 год, год славного юбилея - 60-летия Победы СССР над фашистской Германией. Театр "Современник" дал премьеру спектакля Серебренникова – "Голая пионерка". Суть спектакля такова: в первые дни войны после гибели родителей девочка Маша Мухина убежала на фронт, прибилась к полку. Каждую ночь озверевшие советские офицеры имели девочку как наложницу, насиловали её, та молчала, лишь в кровь искусывала по-детски пухлые губки… В зрительный зал летели со сцены рваные трусы.

Наутро Серебренников проснулся знаменитым.

Газета "Коммерсантъ", влиятельнейшее в 2005-м СМИ, напечатала рецензию на спектакль, автор – модный театральный критик Роман Должанский (ныне – заместитель художественного руководителя Театра наций):

«Нужно хорошо знать роман, чтобы в акробатических кувырканиях с барабаном угадать сцены животного секса на передовой. Не запретностью темы бьет наотмашь спектакль Кирилла Серебренникова, а откровением лучших сцен. Как эпизод расстрела генералом Зуковым (сами подставьте в начало фамилии соседнюю букву) солдат…»

Прошло двадцать лет.

В июле 2019-го состоялся Авиньонский фестиваль, Серебренников в рамках фестиваля представил спектакль "Outside"/"Аутсайд". Историю китайского порнографа Рена Ханга, рассказанную сквозь призму судьбы «мёртвого американца Роберта Мэпплторпа (умер от СПИДа). И тот, и другой – интеллектуалы, тонкие эстеты, любители снимать «члены и цветы».

С подробным описанием спектакля можно познакомиться на странице газеты "Московский комсомолец" (тираж под 700 000 экземпляров). Вот всего лишь фрагмент:

«Эстетика сцен гей-шоу высококультурная, по разряду VIP — красиво, динамично, неожиданно и местами забавно, - пишет театральный критик Марина Райкина. – Надо признать, что, рассказывая о фотографах, что балансировали на грани эротики и порнографии, Серебренников делает это не намеками и полунамеками. Ведь ребята эти - Ханг и Мэпплторп - выворачивались в своем творчестве так красиво-изощренно-извращенно, что, взявшись за тему, смешно было бы на что-то там намекать. Всё открыто, напоказ, члены красят».

Следует признать: социально-эстетическое влияние проектов Серебренникова на культурную жизнь России – бесспорно. В неизменной форме сохраняется до сих пор.

23 августа Мещанский районный Москвы суд в очередной раз рассмотрит дело АНО "Седьмая студия", "дело Серебренникова" - эвфемизм политического дела. Как только суд объявит оправдательный приговор, так сразу же "Outside"/"Аутсайд" с престижной площадки Авиньонского фестиваля переместится на сцену Большого театра. Премьера «заграничной штучки», как, впрочем, и премьера "Нуреева" два года назад, станет сенсацией, эпическим скандалом, еще одним громким «мировым событием».

Тогда как за кулисами – совсем другая история.

***

Есть книга Ариан Дольфюс "Рудольф Нуреев. Неистовый гений".

На страницах книги автор рассказывает о своей встрече в Париже с помощником генерального секретаря КПСС Михаила Горбачева:

«Речь шла о реабилитации знаменитых перебежчиках, на которых так долго показывали пальцем. Нуреев, Солженицын и Сахаров стали приоритетными фигурами нового режима. Ответственные лица КГБ были настроены крайне враждебно по отношению к этой реабилитационной политике, и мы организовали всё у них за спиной. Впрочем, это был единственный способ разрушить их систему».

Очевидно, Серебренников как «потенциальный перебежчик», – даже не блёклая моль гения Русского балета Нуреева.

Но и Россия сегодня – далеко не держава СССР.

1.0x